ВБ Белград

Угнетающие своей загадочноетью слова
и надписи непостижнмого венгерского язы-
ка остались позади. На первом же чисто
выбеленном домике родными русскими
буквами было выведено красной краской
предельно ясно и понятно;

— Живео друг Сталин!

Потом я узнал, что слово «друг, дру-
же» точно соответствует в сербеком язы-
ке нашему «товарищ».

Плодородная земля Воеводины, по кото-
рой мы сейчас едем, еще не так давно
была откромсана от Югославии кровавым
гитлеровеким тесаком. Несказанная народ-

Бор. ЕФИМОВ
<

сте, где были развернуты странины еще
более славной, упорной и тероической
борьбы.

За ту же милую югославокую землю,
зашишая которую пали три десятилетия
Hazal неизвестный юнак и тысячи его
братьев, дрались, погибали и побеждали
другие юнаки — солдаты Тито. Их под-
виг пока еще не увековечен трозитом или
бронзой-—о нем рассказырают пока толь-
ко простые фотографии, пожелтевшие ли-
стки скромных партизужеких газет, поход-
ные рукописные журналы, написанные на
ученических тетрадках, бесхитростные, но
полные страсти и вдохновения рисунки
художников-бойцов.

Выставка
борьбы югославского народа открыта в
здании Народного музея, вход в который
ведет из тенистого, окруженного чугунной

скупщины, министры и генералы присут-
ствовали на торжественном открытии. С
особой ‘тенлотой прозвучали во ветупи-
тельной речи генерал-майора Вукмановича
слова, посвященные великому участию
Красной Армии в освобождении Югосла-
вии.

— История войн не знает примера, —
сказал теверал Вукманович,—котда бы две

ная радость освобождения расцветила ли-
кующими надписями аккуратные, весело
выкрашенные голубой, желтой или зеле-
ной краской домики придорожных город-
ков и селений. Нет буквально ни одной
хаты, ни одного дома, на стене которого
не было бы написано:

— Живео друг Сталин!

— Живео друг Тито!

— Живео Црвена Армия!

И, наконец, изумительный по своей ла-
коничности и выразительности лозунг,
состоящий всего из одного слова:

— Тито.

Й рядом < этими четырьмя буквами—
красная звезда.

..Отличная бетонированная магистраль
ведет к Суботице и дальше на Земун —
некогда пограничный город австро-венгер-
ской монархии Землин, годами державший
под злыми жерлами CBO орудий, распо-
ложенный на другом берегу Савы Белград.

Проезжаем по дуге красивой каменной
дамбы, минуем восстановленный мот и
поднимаемся по крутой устланной брус-
чаткой улице. Мы в Белграде.

В облике югославской столицы есть
много знакомого, русского. Местами она
удивительно похожа на Киев или Харьков.
Оживленная торговая улица Короля Мила-
на — совсем Дерибасовекая в Одесее. А
часть города над Дунаем со старинной
крепостью Калехикланом очень напомина-
ет нижегородский Кремль у Волги.

В городе много зелени, бульваров. Он
широко. сзободно. распланирован.
характер его — живой

но мягкий, неторопливый, без нервне
напряженности других европейских столиц.

В центральных кварталах вокруг пло-
шади Теразия стоят большие здания са-
временного типа, небольшие,
оборулованные универмаги. первовлаееняс

комфортабельные отеля. Мною кинотеат-:

ров (по-здешнему — бноскопы}.

Врасный вагончик трамвая с неизмен-
ной четкой надписью  «Смерт фашизму.
слобода народу» везет в традиционному
месту народных собраний— Славии, круг-
лой обсаженной деревьями площади, непо-
далеку от которой раскинулесь Дединье—
район прекрасных тенистых аллей, кру-
тых камениетых улип, где очаровательные
коттеджи и дачи прячутся в цветущей 6о-
гатой зелени.

Одно из самых ярких белградеких впе-
чатлений — это посещение Авалы, по-
крытой курчавым лесом горы в полутора
десятках километров от города. На ней
высится торжественный памятник Неиз-
вестному юнаку, павшему в первой миро-
вой войне.

...Машина © огромной скоростью мчится
по узкой асфальтовой дороге, спиралью
опоясывающей гору, — здесь только
В’езл, возвращение по другую сторону
склона. Мы достигаем верхней площадки.
Отсюда величественная гранитная лестни-
ца, оененная монументальными бронзовы-
ми факелами, отлого ведет вверх к мав-
золею. Восемь огромных гранитных жен-

ских фигур — сербка, хорватка, черно-
горка, словенка, боснянка,  герцеговинка,
македонка и далматинка — держат поли-

рованную мраморную кровлю над скромной
солдатской плитой. Мавзолей не замкнут
четырьмя стенами — это скорее глубокая
арка — и сквозь узорную ограду смотрит
голубое небо, < далеких, но хорошо види-
мых отсюда гор прилетает теплый сво-
бодный ветер, шевеля лепестки венков и
ленты национальных флагов.

Югославский народ глубоко чтит юнац-
кую могилу. Гранитная площадка Авалы
редко пустует — ев посещают и седоу-
сые партизаны, и молодые генералы, сте-
пенные селянки, и чехословацкие летчи-
ки, советские артисты, и американские
сенаторы. Вечером далеко вокруг светит
Авала своими огнями.

Нельзя не упомянуть © чувотвом гнева
и возмущения, что гитлеровские скоты не
остаповилиеь перед тем, чтобы проявить
свое гнусное естество даже здесь, перед
этой священной даже для всякого честно-
го врага, солдатской могилой. В специаль-
ных бархатных гнездах, вделанных в сте-
ну, хранились 4 боевых ордена и молоток,
которым был заложен монумент. Гитлеров-
цы отвинтили стекло и украли всё, вилоть
до молотка... Почетную книгу, лежавшую

Общия
и полнокровные. :

HO хоре.

армии, отделенные друг от друга таким
отромным пространством, были евязаны
таким тесным боевым союзом, такой брат-
ской любовью, как Красная Армия и на-
родно-освободительное войско Югославии.

Да. Огромно пространство, которое пре-
одолела Красная Армия, пройдя от Cra-
линграла до Белграда, отромна и неоце-
внима заслуга советского бойпа в освобож-
дении югославской земли. И потому так
волнующе звучат под этими белыми сво-
дами слова благодарности могучему Совет-
скому Союзу, великому Сталину.

06бходим залы. Я смотрю не столько
на экспонаты выставки, сколько на ее по-
сетителей; Я вижу плечистых юнаков В
пилотках с красной звездой, загорелых
пышноволосых девушек.с пистолетом у по-
яеа, и мне кажется, что они сошли с тех
висящих на стене фотографий. на которых
заняты эпизоды славной борьбы. Такие
же большие выразительные глаза, те же
красивые орлиные ‘носы, твердые подбо-
родки.

Это они — молодые и старые, почти
безоружные, босые и голодные «титовы
солдаты» выдержали и отразили семь
неприятельских офензив, семь бешеных

натисков отборных немепких дивизий,
усиленных пестрой кровожадной орлой
усташей,  недичевских и мачековских

бандитов, дражеских четников, — выдер-
жали и дождалиеь могучей помощи Rpac-
ной Армии.

Группа бойцов во смехом и брезгливым
любопытством рассматривает фотографию
пресловутого Драже Михайловича. Со
стены смотрит дикая физиономия измен-
ника, заросшая до самых глаз косматой
щетинистой бородой. На крючковатом носу
круглые роговые очки. На голове колпак
с четническим значком. Говорят, что Дра-
же Михайлович, как и все его четники,
дал обет не бриться и не стричься до
возвращения короля в Югославию.

Под стеклянной витриной  холуйское
пресмыкательство предателей перед их не-
мецким хозяином зафиксировано нелепой
закорючкой собственноручной ПОДПИСИ
Адольфа Гитлера: на большом листе эр-
зац-пергамента «фюрер» извещает своих
верных слуг — усталиских генералов Сла-
во Штанцера и Артура Густовича © на-
траждении их орденами «Немецкого орла».
Ордена, снятые в должный момент с ге-
неральских грудей, лежат тут же.

Идем дальше. Можно подумать, что гит-
леровские оккупанты специально позабс-
Тились © ТОМ, ЧТобы доставить народному

правосудию наиболее обширный и неопро-

тут же на мраморном пюпитре, немпы
порвали в клочки. —

В тот же день, еще под впечатлением
тюсещения Авалы, я побывал в другом ме-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. ул. Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок “=” К-4-49.19. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жалоб по

‚ Типография певтрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная звезда», Москва, удаца Чедова, 16. Е

Г 804529.

©

народно-освободительной

отрадой сада, мимо древних каменных
изваяний.
Маршал Тито, депутаты Народной

катуристов Югославии Пьера Крижанича

_ КРАСНАЯ

ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ

вержимый материал о своих злодействах.
С маниакальным усердием снимали немцы
ецены бесчисленных казней и расправ
над партизанами.  Фотооб’ективы Gec-
пристрастно запечатлели и отвратительные
садистские гримасы палачей, и мужест-
венные одухотворенные липа партизан, He
опускающих глаз перед топором и висе-
лицей,

Аккуратные зеленые афиши на немеп-
ком и сербеком языках устанавливают за
«преступления» партизан точную таксу,
зловещий прейскурант крози и смерти.

Расчет устанавливается следующий: за
каждого убитого немца —- 160 человек, 3a
каждого рапеного — 50. 21 октября
1941 гола в Крагуеваце в результате под-
рыва немецкого воинского поезда убито
10 и ранено 26 гитлеровнев, вследствие
чел — извещает неменкий комендант —
расстреляно 2300 жителей Крагуеваца..

В селе Скела совершено нападение на
немецкую автомашину. Никто из гитле-
ровцев случайно не пострадал, ко немен-
кая зеленая афиша сообщает: «50 жите-
лей повешеню в центре Скелы, после чего
село сожжено и сравчено © землей».

Ответ на эти неистовства палачей дан
рукой художника-патриота. Всего пять
рисунков, где на глубоком черном фоне
яркими красными штрихами горят образы
непоколебимых  героев-партизан © эпи-
ческой надписью:

В крови мы сдружились,

В крови мы окрепли,

В крови мы победили.

Й прекрасным апофеозом выставки под-
нимаютея над пестрой грудой повержен-
ных фашистских, нацистских, усташеких
тряпок, значков и орденов, победоноеные
знамена с красной звездой. Спокойно и
твердо смотрит из простой золотой рамы
портрет друга Тито.

Но югославский народ живет не одним
только героическим прошлым. Большие
сложные задачи, заботы и трулноети се-
голняшнего дня обетупают со всех сторон
молодое государство. Внутренняя и внеш-
няя реакция старательно вынскивает ма-
лейшую возможность оклеветать, спрово-
цировать, подорвать демократическую
власть, побольнее ужалить народную Юго-
славию.

Злобно грызут железную ‘узду твердых
цен спекулянты и перекупщики, жаж-
дущие нажиться на народном бедствии ao
засухе и неурожае нынешнего года.

le

Нагло и вызывающе пыжатея оптюзи-  .

ционные политиканы. Где-то во тьме ко-
пошитея заросший Лраже Михайлович.
На рисунке одного из лучших кари-

король Петр юлит возле стола, где засе-
дают представители великих ‘держав.
Югославия требует возвращения
Триеета, — говорит он, — а я, господа,
требую возвратеть мне только Белград!

Сложной и извилистой линией проле-
гает разношеретный антинародный фронт
врагов, недоброжелателей, завистников,
интриганов. Но твердо и дружно идут
своим путем народы Югославии, уверен-
ные в правоте своего дела, полные реши-
мости защитить свою независимость, на-
вести порядок в собственному доме 6e3
непрошенной помощи и вмешательства ¢o
стороны. 5

Я ощути” эту пепреклонную народную
волю тогда, когда сидел за простым де-
ревянным столом в хате старого крестья-
нина Макаровича в деревне Бачарница и
слушал неторопливые ето рассуждения. Й
мы ходили через необозримые залитые лу-:
ной виноградники к крутому берегу Дуная
смотреть то место, где партизаны дерзким
и хитрым налетом овладели речным паро-
ходом усташей. Я слушал рассказ, как у
них в Бачарнице укрывалась от геста-
повских ищеек семья одного известного
югославского генерала, и сам этот молодой
черноглазый генерал сидел тут же за CTO-
лом, весело попивая свежее ° виногратное
вино. Соседи, пришедшие послушать заез-
жих московских людей, сидели вокруг,
степенно пскуривая длинные трубочки.

Я ощутил эту непреклонную народную
волю и тогда, когда был в Белом доме
маршала Тито и видел этого простого го-
степриимного человека и легендарного
народного вождя.

волю © 050б0й силой тогда, когла стоял на
площади Теразии и видел народный танец
— коло, безудержно бурливший под яр-
кими балканскими звездами.

Ёрепко взявшиеь зз руки, юноши и
девушки ритмично кружились медленным
хороводом, замыкая в веселом своем коль-
це самых лихих танцоров, простодупно
показывавших искусство и неутомимость
удалой евоей пляски. Коло размножались
на площади, вырастая одно из другого,
как волны прибоя, — вот их уже два.
три, пять, десять. Вот уже центральная
площадь столицы стала теена для этой
крепкод жизнерадостной молодежи.

И птицей взлетают к небу бесхитрост-
ные слова братства и дружбы:

Сталин — Тито! Маеква — Бёлград!

Радоетным многоголосым хором
ла эта пееня-клич, песня молодого наро-
да, нашедшего и завоевавпет свою
судьбу.

(Спец. корр. «Красной звезды»).

<

ЗВЕЗДА

Выборы в Югославии

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). В Бел-
граде на выборах в Учредительное собра-
ние голосовал 91 процент избирателей, За
кандидатов Народного фронта в Союзную
скупщину было подано в Белграде 81,53
проц. голосов, в урну без списков опустили
шары 18,47 проц. лиц, участвовавших в
голосовании. Кандидатам Народного фрон-
та в Скупщину национальностей отдали
свои голоса в югославской столице 83,2
проц. избирателей, участвовавших в голо-
совании; 16,8 процента избирателей опу-
стили избирательные шары в урну без спи-
сков.

БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). По по-
ступающим сведениям, выборы в Учреди-
тельное собрание повсеместно прошли в
обстановке большого под’ема. Об этом
прежде всего свидетельствует высокий
процент участия в голосовании. У празд-
нично украшенных зеленью и цветами зда-
ний избирательных участков в течение це-
лого дня толпились болыние группы изби-
рателей. Всюду+выборы проходили органи-
зованно, без всяких эксцессов. Избиратели
сами поддерживали порядок. Повсюду в
городах для доставки больных и престаре-
лых на избирательные участки были выде-
лены автомашины. Актив молодежи, обра-
зовавшийся вокруг избирательных комис-
сий, по собственной инициативе помогал
немощным приезжать на избирательные
пункты и использовать свое избиратель-
ное право. В деревнях народные комитеты
выделили для этой цели подводы.

Мы наблюдали, как проходило голосо-
вание в селениях Раковица и Яинцы. Ули-
цы были заполнены крестьянами, одетыми
в яркие национальные костюмы.

В Белграде мы побывали, в частности,
на ‘избирательных участках 7-го района,
где балотировалась кандидатура маршала
Тито. Голосование здесь проходило осо-
бенно активно. На 43-м избирательном

ясно, что кандидаты Народного фронта,
выдвинутые в столице, получили абсолют-
ное` большинство голосов, в городе стихий-
но возникли демонсграции. Избиратели вы-
шли на улицы © портретами своих канди-
датов. Из колонн манифестантов непрерыв-
но раздавались возгласы: «Да здравствует
победа Народного фронта!», «Да здравст-
вует народная демократия!»

БЕЛГРАД, 13 ноября. (ТАСС). Еще не
подведены окончательные итоги выборов в
Учредительное собрание. Однако получен-
ные уже сведения ясно свидетельствуют ©
том, что Народный фронт одержал повсю-
ду крупную победу.

т Сербии результаты выборов
в Союзную скупщину представляются В
следующем виде: в округе Крагуевац из
90.936 избирателей, принявших участие в
выборах, голосовали за кандидатов Народ-
ного фронта 77.438 человек; в округе +1е-
сковац из 107.515 избирателей кандидатам
Народного фронта отдали ¢cBou голоса
97.487 человек; в округе Чачак, по непол-
ным сведениям, из 37.522 голосов, подан-
ных на выборах в Союзную скупщину, на
долю Народного фронта пришлось 33.804
голоса; в округе Нови Пазар, по не окон-
чательным еще сведениям, из участвовав-
ших в выборах 43.434 избирателей за кан-
дидатов Народного фронта голосовало
42.794 человека.

В автономной области Косово и Мето-
хия, по неполным данным, участвовало В
выборах свыше 95 проц. избирателей, Из
них за кандидатов Народного фронта го-
лосовало не менее 77 проц. В автономной
области Воеводина приняло, участие в вы-
борах 92,33 проц. избирателей, из них 3a
скупщину голосовало 85,46 проц. и В
Скушиину национальностей — 80,65 проц.

В Хорватии результаты выборов по ок-
ругам ‘представляются в слелующем виде:

1ни; которую стремится создать народ. Но

звене-  .

„призывал румынский народ быть бдитель-

-]`пербладет» со статьей о наказании фин-

на стороне Германии. Арестовано 8 чело-

в округе Загреб из 69.341 избирателя
за кандидатов Народного фронта в Союз-
ную скупщину голосовало 55.019 человек;
з округе Ocued из 73.875 человек, прини-
мавших Участие в выборах в Союзную
скуппину, за кандидатов Народного фрон-
та голосовало 59.946 человек; в округе
Дарувар из 63.107 избирателей при голо-
совании в Союзную скупшину 56.799 4e-
ловек отдали свои голоса кандидатам На-
родного фронта.

Результаты зыборов в Союзную скуп“
щину по 17 горолам и районам Макело-
нии характеризуются следующими данны“
ми: участвовало в выборах 97,3 проц. из-
бирателей; из них за кандидатов Народ“
ного фронта голосовало 95,1 проц. Еше
больший процент голосов получил в Ма-
кедонии список кандидатов Народного
фронта в Скупщину национальностей.

Маршал Тито, кандидатура которого
баллотировалась в 7-м районе города
Белграда, получил 17.010 голосов из об-
щего числа 19.784 голоса.

участке к 10 часам утра проголосовало
около половины избирателей, а на 23-м
участке в 6 часов вечера, т. е. за час до
окончания выборов, из 500 избирателей
проголосовало 496 человек.
_ Ночью из Загреба сообщили, что всё
население хорватского села Кумировац —
родины маршала Тито — участвовало в
выборах и все избиратели отдали свои го-
лоса кандидату Народного фронта.
Высокий процент участия в голосовании
свидетельствует и о банкротстве оппози-
ции, призывавшей бойкотировать выборы.
Оппозиция, озлобленная неудачей, пошла
на недостойные приемы. Так, на одном из
избирательных участков 1-го района в Бел.
граде какие-то суб’екты шныряли среди
большой группы  избирателей-солдат и
«раз’ясняли», что урна без списка это...
урна маршала Тито. Но’ избиратели были
хорошо ознакомлены с порядком выборов
и попытка реакционеров не удалась.
Поздно ночью, когда в Белграде стало

„Рейнольдс Ньюс“ о выборах в Югославии

ЛОНДОН, Н ноября. (ТАСС). Газета
«Рейнольдс ньюс» помещает сообщение
Дэвида Реймонда о выборах в Югославии.
Описав демократические методы проведе-
ния выборов, Реймонд пишет: «Члены пар-
ламента — лейбористы, либералы и нацио-
нал-либералы, которые прибыли сюда, что-
бы присутствовать при выборах, уже име-
ли возможность убедиться в том, что вы-
боры проводятся свободно. Они беседовали
также с лидером оппозиции Миланом Грол,
который является редактором одной из сво-
бодно распространяемых  опозиционных
газет. Я присутствовал при интервью,
когда Грол не мог привести никакого кон-
кретного довода, подтверждающего его за-
явление, что выборы не являются свобод-
ными, или что в Югославии существует
террор. Члены парламента имели также
возможность убедиться, какая искаженная
информация о положении в Югославии до-

стигает Лондона. Местные английские чи-
новники в Загребе сообщили им 0б ужас-
ных условиях в тюрьме ОЗНА, и они не-
медленно направились в эту тюрьму, не
предупредив заранее власти. Им была пре-
доставлена полная возможность задавать
заключенным вопросы,
тюрьмы, охваченные негодованием при мы-
сли о попытках ввести их в заблуждение
россказнями об ужасах».

Раймонд описывает свое путешествие по
горам Хорватии ‘и побережью Далмации.
где он вместе с несколькими членами пар-
ламента посетил опустошенные. деревни.
Крестьяне заявили им, что они являются
сторонниками Тито, потому что считают
его избавителем страны от этих ужасов и
потому, что национальный фронт и парти:
заны совершают чудеса в области возрож-

дения страны.

Похороны жертв фашистской провокацаи

в Бухаресте

БУХАРЕСТ, 13 ноября. (ТАСС). Вчера
в Бухаресте состоялись похороны 7 жертв
фашистской провокации, имевшей место
8 ноября. Похороны превратились в гран-
диозную манифестацию протеста против
фашистского покушения на демократиче-
скую свободу со стороны реакции, -воз-
главляемой Маниу и Братиану. В манифе-
стации принимало участие более 500 тыс.
жителей столицы. Днем на площади На-
ций, где собрались сотни тысяч рабочих,
интеллигентов, молодежи, речью председа-
‘теля уездного совета национально-демокра-
тического фронта профессора Барбулеску
открылся траурный митинг. Выступая от
имени социал-демократической партии, Бар-
булеску сказал, что нападение, жертвой
которого пали мирные граждане, предста-
вляет собой покушение на народ, органи-
зованное по гитлеровскому образцу. Ру-
мынский народ не позволит политическим
авантюристам сеять беспорядки и смерть.

Выступивший затем Александр Иоргу-
леску сказал: «Сейчас, когда программа
правительства” демократической концентра
ции находится в разгаре осуществления,
реакция возлагает свою последнюю надеж-
ду на уничтожение свободы, рассчитывает
создать препятствие на пути к новой жиз-

национал-либеральной Андрееску
Риго, который сказал:

«Мы, представители национал-либераль-
ной партии, пришли сюда, чтобы отдать
честь невинным жертвам, которые пали,
защищая чувства, которые мы все разде-
ляем». :

С речами выступили также представи-
тель организации Фронтул плугарилор Ион
Марин, представительница женщин-антифа-
шисток Елена Ливезяну и представитель
организации прогрессивной
И. Фосу.

партии

площади Виктории, где на высоком поста-

сменялся почетный караул.
постамента в почетном карауле стоял от-
ряд румынской гвардейской дивизии. Ми-

подножье постамента были возложены
сотни венков. В б часов в Национальном
парке состоялось погребение. Созни тысяч
людей заполнили прилегающие к парку
подходы. Десятки тысяч людей окружили

На трибуну поднялись премьер-министр
П. Гроза, вице-премьер Татареску, все ми-
нистры и  суб-секретари, генеральный
секретарь

своим покушением реакция никого не за-
пугает».

Говоря от имени армии и военного ми-
‘нистерства, полковник Георгиу заявил:

Генеральной конфедерации труда
Апостол. Выступая с речью, Апостол за-
явил: «Перед открытой могилой клянемся
бороться за Румынию свободную, сильную
и независимую».

Член ГКТ Строя огласил принятую на
митинге на. площади Наций резолюцию:
«Мы, 500 тысяч граждан столицы, собрав-
шиеся на похороны жертв фашистской
реакции, требуем роспуска партий Маниу и
Братиану, роспуска фашистско-реакцион-
ных организаций и ареста их руководите-
лей. Все на поддержку правительства
П. Гроза в его работе по демократизации
и восстановлению страны!»

«Подобно тому, как румынская армия з3-
щищала страну от фашистских захватчи-
ков, отбросив их за ее пределы, она бу-
дет поддерживать порядок внутри страны,
защищая ее от ‘реакции». Выступивший с
речью от имени компартии Парвулеску

ным и бороться против остатков фашизма,
возглавляемых  Маниу и Братиану.

Затем < речью выступил представитель

НОРВЕЖСКАЯ ГАЗЕТА О ПРЕДСТОЯЩЕМ СУДЕ

ee late НАД ТАННЕРОМ

ОСЛО, 13’ ноября. (ТАСС). Известный
обозреватель по международным вопросам
`Эльстер выступил ‘вчера в газете «Арбей-

за политику, проводившуюся во время вой
ны, угрожает загрязнить политическую
атмосферу Финляндии и привести сопиал
демократическую партию к расколу. Эта
партия уже и так потеряла многих из сво-
их лучших людей. Они покинули ее ряды

Нег сомнения, что влияние Таннера в

ских. преступников войны.

` «Правительство Финляндии сообщило, —
пишет автор, — что решено привлечь к
ответственности ряд лиц, ‘обвиняемых в
том, что они втянули Финляндию в’ войну

правительстве в первые годы войны было

и они вышли из

молодежи
Митинг окончился траурным шествием к
менте были установлены гробы. У гробов

У подножья

трополит Илиеску отслужил панихиду. На

в парке свежевырытую братскую могилу.

национально-демократического
фронта В. Лука, А. Паукер, председатель
(TKT).

Bek. Среди них Таннер.

Для единства финской социал-демократи-
ческой партии положение становится всё
более угрожающим. Стремление Таннера и
руководства социал-демократической пар-
тии помешать . окончательному возмездию

гораздо болышим, чем его формальная от-
ветственность. Нельзя сомневаться также в
том, что Таннер принимал активное уча-
стие в надувательстве финского народа в
вопросах, связанных с положением Финлян-
дии в годы войны».

дписной конторы — К-4-00-70, доб. 31.

14 ноября 1845 г., среда. № 267 (6255).

Избрание де Голля

главой французского
правительства

ПАРИЖ, 13 ноября- (ТАСС). Агевт-
ство Франс Пресс сообщает, что на засе-
дании учредительного собрания де Голль
избран председателем временного фран“
цузского правительства. За него было 20%
дано 555 голосов при одном воздержав“
шемся.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭТТЛИ
В КОНГРЕССЕ США

ВАШИНГТОН, 13 ноября. (ТАСС). Се-
годня находящийся в США английский
премьер-министр Эттли выступил на засе-
дании Конгресса США с речью, посвя-
щенной проблемам международного поло-
жения в пПослевоенном мире.

ПРЕДСТОЯЩИЙ ВИЗИТ
ЭТТЛИ В ОТТАВУ

ОТТАВА, 12 ноября. (ТАСС). Ислол-
няющий обязанности премьер-министра Ка-
нады Илоли об’явил сегодня в парламенте
о том, что на следующей неделе премьер-
министр Англии Эттли прибудет в Оттаву
и выступит в канадском парламенте.

ПОЛОЖЕНИЕ В СУРАБАЙЕ

СИДНЕЙ, 11 ноября. (ТАСС). Вечерние
сиднейские газеты опубликовали на пер-
вой полосе сообщение “с острова Явы о
том, что английские вооруженные силы с
6 час. утра’ 10 ноября ведут артиллерий-
ский обстрел и бомбардировку с воздуха
индонезийских позиций в Сурабайе. Сура-
байя выглядит сейчас как город, разру-
шенный войной. В городе идут тяжелые
бои между английскими войсками, индий-
ской пятой дивизией и вооруженными си-
лами индонезийцев. Контролируемое индо-
незийцами радио в Сурабайе сообщает, что
‚результате артиллерийского обстрела, ко-
рый становится всё интенсивнее, убито
ий ранено много индонезийцев.

Газета «Сан» сообщает, что индонезийцы
об’явили призыв к священной войне.

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА
СОВЕТСКИМ ВОИНАМ,
ЗАМУЧЕННЫМ В БЕЛЬЗЕНСКОМ
ЛАГЕРЕ

БЕЛЬЗЕН, 12 ноября. (ТАСС). 9 ноября
близ Бельзена состоялось открытие памят-
ника замученным гитлеровцами в Бельзен:
ском концентрационном лагере советским
военнопленным. У большого леса построе-
на арка, украшенная советскими флагами,
На арке надпись на русском, английском
и немецком языках: «Кладбище советских
военнопленных». За аркой, в лесу — ров.
ные ряды заботливо украшенных могил,
Перед аркой — закрытый черным полот-
нищем памятник. .

Перед кзчалом церемонии открытия па:
мятника близ него выстроился почетный
караул от частей английской армии. К па-
мятнику прибыли члены советской военной
миссии по репатриации при английской
армии и английский генерал-майор Эрскин,
Генерал Эрскин выступил с краткой речью,
От имени советской военной миссии по ре-
патриации при английской армии выступил
майор Дроздов, почтивший память замучен.
ных гитлеровцами пленных советских вон:
НОВ.

После речей присутствующие лодошли к
арке. Генерал Эрскин снял с памятника
черное полотнище. Был дан орудийный са.
лют. К подножию памятника были возло-
жены венки.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ,
ПОСВЯЩЕННОЕ ГОДОВЩИНЕ
ОСНОВАНИЯ АРЛЮС

БУХАРЕСТ, 13 ноября. (ТАСС). Вчера,
по сообщению бухарестского радио, здесь
состоялось ‘торжественное заседание, по:
священное первой годовщине со дня осно-
вания общества культурной связи < СССР
(АРЛЮС). Присутствовали члены румын
ского правительства во главе с премьер.
министром П. Гроза, посол СССР в Румы:
нии Кавтарадзе, члены дипломатического
корпуса и представители румынской куль
туры.

Заседание открыл председатель АРЛЮСа
профессор Пархон. В своей речи он под:
черкнул большую поддержку, оказываемую
Румынии Советским Союзом. Профессор
Пархон поблагодарил всех, кто активно
участвовал и участвует в осуществлении
целей АРЛЮС. Затем выступил премьер
министр д-р П. Гроза; который приветство-
вал АРЛЮС от имени правительства.  С
зечью выступил посол СССР в Румынии
Кавтарадзе. Профессор Стоилов произнес
речь от имени румынской интеллигенции.
От министерства наролного образования
слово взял министр Штефан Войтек, ко:

торый обещал АРЛЮС всяческую пол-
леожку

В заключение выступал начальник ру
мынского генерального штаба  генегал

Ионашку, который отметил, что румынская

армия особо ценит дружбу с Советским
Союзом.

РЕШЕНИЕ БОЛГАРСКОГО
СОВЕТА МИНИСТРОВ

СОФИЯ, 9 ноября. (ТАСС). 8 ноября
состоялось заседание болгарского совета
министров, на котором были приняты pe
шения об отмене военного положения В
стране; об об’явлении общей гражданской
демобилизации всех мобилизованных и ми:
литаризованных граж лан. учреждений,
предприятий и отраслей народного хозяй’
ства, нзчиная © `20 ноября 1945 года а по
министерству здравоохранения — с 31 se
кабря 1945 г. и др

Приезд в Москву
г-на Марка Этридж

12 ноября из Софии в Москву прибыл
г-н Марк Этридж, который по поручению
Государственного секретаря  Соелиненных

татов Амепики совершает поезлку 00
Балканам. На аэродроме г-на Этрпах
встречали помощник заведующего  прото-
кольным отделом НКИД СССР Н. Н. Як-

кевич и посол США в СССР г-н А. Гар-
риман.

И. Я. ФОМИЧЕНКО,

Е

Г

чек