Орудия прорыва

Седьмого ноября, замыкая шествие ap-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

От Москвы до Берлина
СЛАВНЫЙ ПУТЬ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ЧАСТИ

Президиум Верховного Совета Украинской ССР
утвердил состав республиканской избирательной

тилтерии, прошли ‘мимо мавоолея Ленина
мнототонные тяжелые орудия тватдейской
бриталь. Долойй и славный” путь понвел
их сюда, в Москву, на Врасоную нлощаль,

“отом и осенью 1941 тода пе приш-
лось им обрушить на натлого врага свой
смертоносный огонь. Только 8 января
1943 г, орудия стали на отневые  ‘по-
SNIEN против зажатой ‘в железные
тиски армии МПаулюса. Нелегким бы-
ло начало. Орудия ‘стояли посреди го-
Toi степи, завывающей ледяной выюгой.
От осколков немецких мин некула было
. укрыться. Но наступали минуты, которых
артиллеристы ждали очень долго, и люди
забыли о трудностях.

Когда стрелка, часов ютала против циф-
ры 8, морозный рассвет окрасилея крас-
новатым  заревом и воздух задрожал от
трома тыкяч орулий. И время от времени
в отлумающем грохоте гулко ударяли тя-
желые гаубицы прорыва,

Противник сейчас же начал аржилле-
тийскую контриодготовку. Разрывы вра-
еских снарядов превратили в обрывки
телефонные линии, и вся работа то обелу-
живачию стрельбы легла на две радио-
станции, На одной из них, н% наблюла-
тельномх пункте, работал радист Кондаков,
на другой, у ‘орутлий, Отариченко. Непос-
луны от мороза пальцами много часов
подряд - выстукивали они на ключе
команлье для всех орудий, Два ско
ных релиста были первыми в части, удо-
отоязилимиея  правительственных натрах.
Так в тербическом труде родилея первый

массированными отневыми налетами рас-
страивали замыюлы  метавлеетося в по-
HCKaX выхода ‘врага. Улары их разбра-
сывали, как спичечные коробки, танковые
колонны на дорогах превращали в месиво
из крови. н снега скопивиуюся пехоту.
Батарея капитана Никифорова, четыре ча-
са оботреливая на предельном заряде на-
холившийся. далеко за горизонтом  аэро-
дром,. срывала Belo работу немецких лет-
чеков и не дала взлететь ни одной маши-
не, пока наша пехота не ворвалась Ha
ааротром...

Уцедевшие немцы забилиеь в каменные
лома на окраине Сталинграда. Котда по
этим последним убежищам ударили гауби-
TH большой мощности, генерал, наблю-
тавший в бинокль 3% боем, тихо сказал;
«Ну, кажется, . кончено...» В этих боях
часть стала тварлейской. Ha стволах по-
чвились первые значки разбитых целей, а
на груди — первые ордена...

И гаубицы поптли снова вперед. Бригада,
участвовала в прорыве. «Млусс-фронта»,
обороны на реке Молочной, & осенью вы-
шла на подступы в Воыму. В сыром, хо-
лоднюм. тумане, ползущем © Сиваша, вые
poc перед нею Турецкий вал. Из земли
вго глядели узкие злые амбразуры бетон-
пых укреплений. Работа предетояла боль-
пая, И гаубицы е честью справились с
ней.

Весной 1944 года твардейцы ‘вместе’ е
ехотой вошли в Крым через проломанные
гии же ворота.

Последний оплот. немцев в Крыму —
Севастополь. Здесь один из командиров ба-
тарей гвардии капитан Чудновский полу-
чил прозвище снайцера, Снаряды, напраз-
ленные «енайпером», летели без промаха.
Еели по нормам требовалось на стрельбу
40 снарядов, он тратил веего 7 — 10. В
не только его искусством определялась
такая меткость. Команды ero выполняли

вом, и механизмы ее работали, как хоро-
апие часы. ‘

Другие орудия поработали юд Севасто-
полем не менее славно. Котла наша пехо-
та озладела железобетонными  тнездами
Сапунчгоры и Сахарной головки, разбиты-
‘ми енарядами таубиц,’ и немцы, вытес-
нениьые © этих тор, скопились в еедло-
вине между ними, комбриг направил в
эту седловину стволы всех орудий. Через
20 минут после залпа наша пехота вышла
Е окраинам города. К наименованию ча-
сти прибавилось имя «Севастопольская».

Дальше путь лежал через леса Бело-
русени. Под Оршу таубицы прибыли за
три дня до начала летнего наступления.
Двое суток не смыкали глаз артиллерис-
ты, настилая по болоту тати из бревен
для свойх таубиц,

Победный 1945 тод гаубицы встретили
на огневых. позациях перед последним ру-
бежом нашего великого наступления у №-
ода Пилькаллен. В январе началея mo-
следний штурм, Вся земля Восточной
Прусеии представляла собой беспрерыв-
ную систему каменных укреплений, отры-
заютщихея огнем. Каждый хутор, каждый
дом пехоте приходилось брать © неимовер-
ным трудов. И тут на помощь ей пришли
таубицы большой мопености,

Пехота, прогрызая чолщу  восточно-
прусской обороны, день и ночь пролвига-
лась вперед. Не было отлыха и артиляе-
ристам, Пока один дивизион вел отонъ,
зазрушая дзоты на пути наших передовых
частей, второй  дивизнон  снималея ©
огневых позиций, третий натгонял пехоту,
& четвертый уже устанавливал свои ору-
дия в пепосредетвенной близости передне-
го края. Ни на минуту, таким образом, не
оставляли артиллеристы 6ез поддержки пе-
хоту, и она уверенно двигалась велед за
уничтожающим ураганом разоывов,

Так две недели, забыв про сони от-
дых, работали у орудий люди, пока не
выроели перед ними колоссальные вековые
форты .Кенигоберга. Но и эти форты е
тромкими . названиями ° «Фридрих 1-й»,
«Корзлева. Шарлотта» и стенами в не-
СЕОЛЬЕО метров толшиной не выдержали
ударов тамбиц...

Война кончилась. Люди делали. всё.
чтобы приблизить долгожданный мир. Не
успев как следует выспаться, они трону-
лись на Пиллах. Остатки всей восточно-
прусской группировки, согнанные на у3-
KOH косе, огрызалиеь бешено, как отры-
зается загнанный зверь. Коса дрожала от

q

каноналы, как при землетрясении. Ho ap-
тиллериеты работали у орудий спокойно,
посылая снаряд за снарядом в тушу таю-
щих © каждой минутой немецких войск.
Путь пехоте преградили два «Фердикан-
да», закопанные в землю. Их лвухсотмил-
лиметровую броню не в силах были про-
бить орудия,  двигавшиеея со пехотой.
Гвардии капитан Кульга вылез с бинок-
лем п рацией вперел и снарядами своей
таубины № 115 выковырял из земли 4ба
стальных чудовища. Генерал, руководив-
WIT операцией; здесь же на поле боя вру-
чил ему орден Красного Знамени и mpu-
Казал наградить весь расчет.

На подступах к порту Циллау бои ло-
стигли самого’ высокого ‘напряжения,
Огонь вели уже не орудия, не батареи, а
пеликом дивизионы и бригады:

И Пиллау, разнесенный злоебезги сна-
рядалги советских артиллеристов, пал. На
знамени бригады засверката звезда, орлена
Суворова.

‚Так окончилась для гварлейской бри-
тады гаубиц большой мощности Великая

Отечественная война.
Г Гвардии младший лейтенант
3. ИЛЬЕННОВ.

люди расчета, возглавляемого . гвардии
старпим. сержантом: Гаденким. дни были
заботливы с гаубицей, как мать в ребен-

ВЫСТАВКА ТРОФЕЙНОГО ВООРУЖЕНИЯ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ

БЛАГОВЕЩЕНСК, 15 ноября. (ТАСС).
С большим интересом осматривают трудя-
щиеся города организованную амурским
областным музеем выставку трофейного
вооружения, захваченного нашими войска-

ских танка, пушка, 7 пулеметов разных
систем, много винтовок, гранатометы, даль-
номеры, оптические приборы’ комплекты
обмундирования японских’ солдат и офице-
ров, знамена разгромленкой Квантунской

ми в период боев с японскими империали-
стами.

Для обозрения ‘демонстрируется’ около
сотни . экспонатов. Среди них — два япон-

Инженерное дело в современной войне
получило невиданный размах. Оно про-
никло во вее поры боевых действий. Это
подтверждается всем ходом Великой Ore-
чественной войны.

`В начале зойны олной из основных за-
дач наших инженерных войск являлось
устройство оборонительных рубежей, уси-
ленных минно-взрывными заграждениями.
Правда, средств заграждений на первых
порах было недостаточно, Однако маешта-
бы применения этих средств неуклонно‘и
быстро возрастали, ‘лостигнув наивыеших
размеров. в. 1942—1943. гг, Мервыми при-
менили массовые заграждения Ленинград-
кий, затем Северо-Западный фронты, о60-
бенно в период наступления немецко-фа-

истеких войск на Бологое и Валдай. Не-
сомненно, это обстоятельство помогло на-
шим войскам в обоих случаях надолго
приостановить продвижение врага.

Отмеченная нами тенденция ярко проя-
вйлась в период наступления немцев Ha
Москву. когда ставка Верховного Глазно-
командования вцервые создала крупные
инженерные отряды оперативных  загра-
ждений, а также во ьремя нашего контр-
наступления. После того, как  советекие
войска нанесли свой мощный контрудар,
фронт стабилизовалея в 150—200 км.
западнее Москвы. Тогда развернулось пла-
новое устройство минно-взрывных загра-
жлений. На каждом направлении (по уча-
сткам дорог) располагались инженерные
батальоны. Они подготовляли и устанав-
ливали, а также содержали заграждения в
постоянной готовности, будучи ответетвен-
ными 3% немелленное и безотказное при-
ведение их в действие по особому приказу
или сигналу.

Так выкристаллизовывалиеь  организа-
ционные и Тактические формы одной из
важнейших отраслей анженерного дела,
которая играла столь большую роль не
только в оборонительных, но и в наших
наступательных онерапиях. Уже в yra-
занный намй пернод на танкоопаеных
направлениях выделялись apuelicnne п
фронтовые подвижные отрады  заграждее

уерное дело в

армии. — :

Выставку уже посетили тысячи бойцов,
офицеров Красной Армии, студентов, уча-
щихся школ.

Велиной

Герой Советского Союза
генерал-полковник
инженерных войск И, ГАЛИЦКИЙ
>

ний. В последующем эти отряды сибтема:
тически использовались при ‘наступлении.
Они, как правило, действовали в тесном
контакте © истребительной противотанко-
вой артиллерией.

Быетро эволюционировали оборонитель-
ные работы. В связи © этим фортифика-
ционные формы претерпели существенные
изменения. Из. разрозненных, изолирован-
ных друг от друга’ окопчиков, имевитих
массу. неудобств, стади образовыватьея
сплошные траншеи. Наибольший  раз-
мах траншеи получили в Орловеко-Вур-
ском сражении, когда иекуеное их ие-
пользование в значительной степеви спо-
собетвовало срыву немецкого наступления.

Система траншей непрерывно совертен-
отвовалаеь и развивалась в глубину. Впо-
следствии она в огромных масштабах ис-
пользовалась при подготовке исходных
плапдармов в наптих. наступательных опе-
рациях.

Во втотом периоде Отечественной звой-
ны, т. е. в ходе репрительного настунле-
ния Красной Аруни, Bee отрасли инже-
перного дела получили дальнейшее разви-
тие. Особенно интенсивно развернулись,
например, работы по разминированию, ре-
монту и восстановлению дорог и мостов,
что содействовало успеху преследования и
разгрому отступавигих войск противника.

Сильно развилось также маскировочное
дело, в частцости устройство вертикаль-
ных масок больших’ протяжений. Эти маю-
ви устанавливались на некотором удале-
нии 0т переднего края обороны, главным
образом на линии основных артиллерий-
ских по-иций. Невысокие маски (типа
«Тазон») устанавливали сами войска вдоль
первой и второй линий траншей.

Ваков был размах этих работ, можно
судить, например, по сандомиревому плац-

Они стояли насмерть У стен Москвы, препраждая путь немецко-фашистским
полчищам стеной огня и металла. Они шли на запад сквозь леса Смоленщины,
через непроходимые Пинские болота, шли наконец по немецкой земле до тех
пор, пока в стереотрубах увидели Берлин. И всюду, где враг слышал зычный
голос орудий большой мощности, взлетали на воздух немецкие укрепления, рас-
калывалась, как скорлупа ореха, вражеская броня... :

От Москвы до Берлина, тысячи километров по фронтовым дорогам прошли
артиллеристы части полковника В. А. Кузнецова. Их путь был полон ратных.
трудов, стойкости, доблести и замечательного воинского мастерства.

На снимках: вверху слева — орудие большой мощности на огневой позиции
под Москвой осенью 1941 года; справа — полковник В. А. Кузнецов. Посредине—
во время марша через Пинские болота. Внизу слева — артиллерийский наблюда-

тельный пункт в лесу; справа — на окраинах Берлина: Артиллеристы пишут на
снарядах свои «посвящения».

комиссен по выборам в

КИЕВ, 15 ноября. (ТАСС). Президиум!
Верховнего Созета УССР утвердил избира-
тельную комиссию Украинской CCP по
выборам в Совет Нациоквальностей в ©-
ставе следующих представителей общест-
венных организаций и обществ трудящих-
ся.

Председатель избирательной комиссии
А. Г. Колыбанов — от профессионального
союза работников полиграфической про-
мышленности, ‘заместитель председателя
И. Н. Ищенко — or профессионального
союза работников высшей школы и науч-
ных учреждений, секретарь комиссии —
И. И. Вивдыченко — от профессионально-
го союза работников  политико-просвети-
тельных учреждений.

Члены избирательной комиссии: М. А.
Костюк — от Киевской коммунистической
‘организации, И. Г. Коробов — от рабо-
чих, служащих и инженерюв Макеевско-

Совет Напиональностей

ro металлургического завода им. Кирова,
М. Ф Рыльский — от Союза советских
с : Е iW Ty
писателей Украины, В. С. Костенко — от
Ленинского коммунистического союза мо-

лодежи Украины, Л. Г. Мельников — от,

Сталинской областной и городской ком-
уунистической организации, А. И. Поку-
сай — от рабочих, служащих и инжене-
ров Южной железной дороги, А. Ф. Бид-
ненко — от колхозников колхоза им,
Ленина, Киевской области, С. А. Ковпак
— от Центрального совета ‚ республикан-
ского Общества содействия обороне и авиа-
ционно-химическому строительству в
СССР (0соавиахим), М. С. Возняк — от
коллектива профессоров и преподавателей,
студентов, рабочих и служащих Львовско-
о государственного университета, П. Н,
Ангелина — от профессионального cowsa

рабочих МТС и земельных органов.

Утверхден состав избирательной комиссян
Латвайской ССР по выборам
в Совет Напаональностей

РИГА, 15 ноября. (ТАСС). Президиум
  Верховного Совета ДЛатвибекой ССР утвер-
  тия республиканскао избирательную ко-
миссию по выборам в Совет Национально-
стей в составе следующих представителей
общественных организаций и обществ тру-
дящихся:

Председатель республиканской  избира-
тельной комисени Я. Я. Юрен — от
Рижской городской коммуниетической ор-
ганизации; заместитель председателя М. Г.
Razek — от работников высшей школы и
научных учреждений города Риги; <екре-
тарь избирательной комисии — И. 0.
Пинксис — от Ленинского коммунистиче-
ского союза молодежи Латвии.

Члены республиканской избирательной
комиссии: Я. П. Нутныным — от Цен-
трального совета профессиональных юсою-

зов Чатвии, №. Я. Страздин — от про-
фессионального союза работников просве-
щения Латвии, А. М. Упит — от (Союза
созетских писателей Латвии, Я. В. Вил-
хелме — от военнослужащих латышского
стрелкового корпуса, Ф. Н. Воронин —
от Центрального совета республиканского
Общества содействия обороне и авиахими-
ческому строительству в СССР (059авиаз-
хим), М. Я. Зиминыш — от крестьян
Лигатненской волости, Рижекото уезда,
Я. К. Crpayine — от рабочих, служа-
щих, инженеров и ‘техников завода
«ВЭФ», 9. В. Гибетие — от профессио-
нального союза работников текстильной
промышленности Латвии, Л. 9. Буш —
от Айзпутесской уездной  коммуниетиче-
ской организации, М. 0. 0золе — от учи-
телей Ленинского района гор. Риги,

Утвержден состав избирательной комиссии
Молдавской ССР по выборам
в Совет Наппональностей

КИШИНЕВ, 15 ноября. (ТАСС). Прези-
диум Верховного Совета Молдавской ССР
утвердил республиканскую комисеню по
выборам в Совет Напиональностей в с9-
ставе следующих представителей  общест-
венных организаций и обществ трудя-
шихея:

тельной комиссии С. В. Царанов — от
Кишиневской коммунистической организа-
ции, заместитель председателя А. П. Фело-
в — от воинских частей кишиневского
гарнизона; секретарь избирательной ко-

` хлесии Д. В. Отян — от профессиональ-

‚ ного союза работников политиросветучреж-
  дений.

комиссии: А. А. Воронин — от Бельцкой
коммунистической организации, М. А. Ве-
‘лешко — от крестьян ‹ела  Коркмазы,

Отонепетокого района, Бендерокото уезда,
М. Ф. Гробовичев — от рабочих, служа-
щих и инженеров паровозного депо стан-
ции Кишинев, И; И. Забродекая — от
рабочих, служащих и инженеров консерв-
ного завода имени 1 мая города  Тира-
споль, В. Ф. Зудилов — от Центрального
совета республиканского Общества содей-
ствия обороне и авиационно-химичеекому
строительству в СССР (0соавиахим), В. 1,
Коханский — от Ленинского коммунисти-
ческого союза молодежи Молдавии, М. $,
Наконечный — от Сорокской коммуниети-
ческой организации, М. А. Павлов — 01

профессионального союза работников на-
чальных и ‹редних школ, Д. Г. Ткач —
от рабочих и служащих излательств и

полиграфической промышленности, Е. #.
Шпак — от колхозников  Журянекою
сельсовета, Рыбницкого района.

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТАНКИСТОВ

ЮЖНАЯ ГРУППА ‚ВОЙСК, 15 ноября.
{По телеграфу от наш. корр.). В Н-ском
танковом соединении проведена двухднев-
ная конференция водительского и техниче-
ского состава. Участники конференции за-
слушали доклады на темы «Особенности
эксплоатации танков, самоходных устано-
вок и автомашин зимой»,
уход и сбережение на поле боя танков,
самоходных установок и автомашин», «Спо-
собы и методы увеличения сроков межре-
монтных пробегов и сохранения материаль-
ной части», fr

В обсуждении докладов приняли участие

«Эксплоатация,

сержант Морозов провел свой танк по сте
пям Украины и болотам Белоруссии, по
городам и лесам Чехословакии, Венгрии,
Австрии. В результате старательного и
умелого ухода его танк без замены двига:
теля отработал более двух гарантийных
сроков. .

Отличные показатели в  эксплоатаци
танков имеют механики-водители Садчикоз
Ермолаев, Гузин. На конференции высту-
пили также командир самоходной установ:
ки гвардии лейтенант Хасаршин, механики:
водители Фадеев, Петушинский, Стрельцов

и шофер гвардии красноармеец Горбатов.
Техническая конференция была хорошо
подготовлена и явилась хорбщей школой

десятки танкистов, ветеранов Отечествен-
ной войны. Гвардии капитан Резенков при-
вел много примеров из своей боевой прак-

Отечественной войне

дарму. Здесь на ‘участках нашего перед-
него края, которые просматривались про-
тивником, были установлены десятки ки-
лометров вертикальных масок. В период
сосредоточения войск и занятия исходных
позиций артиллерия прямой наводки я
группы поддержки пехоты передвигались,
вплотную прижимаясь к маскам. Благода-
ря этому выдвижение и размещение артил-
лерии нз позициях происходило скрытно.
До самого момента артиллерийской подго-
товки противник и He подозревал о про-
исшедшем изменении в нашей артиллерий-
ской группировке. у

Большой размах мероприятий оператив-
ной маскировки характерен для веех на-
ших крупных наступательных операций.
‘Обычно каждый артиллерийский дивизиол
имел запас орудийных макетов, которые
старательно устанавливались на ложных
позициях или тех, что наши части сетав-
ляли при перегруппировках. Противние
Часто не замечал осуществляемых  пере-
грушнпюовок.

Реальность, правдоподобность маскиро-
вочных мероприятий обычно вызывала
ответные действия противника. Его разве-
дывательная авиация усиливала свою фа-
боту. Мнимые скопления наших войск
и особенно танков начинали подвергаться
бомбежке. Немцы, введенные в заблужде-
ние относительно направления наших
главных ударов, нередко лишались в03-
можности перегруппировок, Наша onena-
тивная маскировка приковывала  враже-
ские войска к второстепенным направле-
ниям. Так, до выдвижения нашей нахту-
пающей главной группировки к стенам
Львова противник не осмелился снять ¢
второстепенного направления две танко-
вых и несколько пехотных дивизий. Когда
же он разгадал нали замысел, было уже
поздно.

Разумеется, одним из самых актуальных
вопросов, возникавших при операциях
прорыва неприятельской обороны, явля-
лось разминирование, сопровождение бое-
вых порядков пехоты, артиллерии и тан-
вов через передний край обороны против-

Фото нашего корреспондента

О. Кнорринга.

ника и на всю ее тактическую глубину. В
дала

этом емысле Отечественная война
MHOTO HOBOTO.

Снятие собственных минных полей не
составляет больших трудностей. Но зато
исключительно сложны работы по разгра-
069-
оенно установленных между проволочным

ждению минных полей противника,

заграждением и первой линией траншей

Обычно на роту первого эшелона создава-
106ь 2—3 прохода. Для этого требовалось
2—3 группы разграждения, каждая в со-
труппы
формировались из полковых и JHBI3HOH-
ных сапер с привлечением большого ко-
г обученных стрел-
ков. В стрелковых и артиллерийских ча- Ч
CTAX готовились нештатные саперные . отде-
ления — по одному на роту (батарею).
Они и входили в состав групп Зазгражде-
поряд-

ставе до одного отделения. Эти

личества специально

ния, обеспечивая пропуск боевых
ков через минные поля противника.
Следует подчеркнуть, . что

приходилось преодолевать при прорыве
оборонительной полоеы противника на всю
ве тактическую глубину. Требовалось по-
давлять и уничтожать гарнизоны, раепо-
ложенные в лабиринте трапшей, ходов co-
общения и во веевозможных убежищах.
Это усугублялось наличием зов и Opo-
невых колпажов, которые немцы обычно
располагали во’ второй и третьей линиях
траншей, Для взлома такой обороны, по-
мимо привлечения большого количества
артиллерийских средств, танков и aBna-
ции, необходимо было вводить в дело спе-
циально подготовленную пехоту. Части н
подразделения пехоты, непосредственно
привлекаемые к прорыву обороны, лолж-
пы были в деталях знать характер ее,
положение основных неприятельских  то-
чек, в совершенстве владеть  метэлауи
борьбы © очагами сопротивления против-
ника. Для атаки и штурма дзотов стали
создавать штурмовые группы. Оеновное
ядро группы: составляют саперы, задачей
которых являетя  проелелывание прохо-
лов в заграждениях противника и уничто-
жение дзотов и дотов. Действия сапер
прикрывает своим огнем стрелковое под-
разделение, входящее в состав штурмовой
группы.

В минувших операциях на батальон

в наступа-
тельной операции наибольшие трудности

тики. Механик-водитель гвардии старший

Be ee EL ЕЕ SS

первого эшелона создавались обычно одна-
две штурмовые групцы. Пехота, находив-
шаяся в первом эшелоне,
этими группами проходила особую подго-
товку, обеспечивающую энергичные, стре-
уительные и уверенные действия во вре-
MA штурма. Отсюда — илея создания
штурмовых батальонов в  подготовитель-
ный период той или иной операции. Каж-
дая стрелковая дивизия обычно подготав-
ливала штурмовые батальоны, усиленные
танками, самоходными орудиями, батарея-
МИ и 76-мм пушек и взводом сапер.

Танковые части,  действовавиие в ка
честве групи поддержки пехоты, также
усиливалиеь саперными подразделениями,
то касается танковых соединений, вво-
димых в прорыв, то опи
специально выделенными инженерными
чаетями. Эти части приступали к устрой-
CTBY проходов с момента атаки пехоты.
Проходы ‹ делались сквозные — от ис-
XOJHOH позиции танков и через всею си-
стему обороны противника. Такие проходы
тщательно отораживались. По сторонам
устанавливались хорошо видимые знаки н
указки. В ряде случаев, чтобы ускорить

разминирование проходов, саперы приме-
няли подрывные средства.
Весьма характерно то обстоятельство,

что минно-взрывные заграждения пгироко
применялись в наступательных операциях.
Так, для прикрытия внешних флангов, в
предвидении возможного контрудара про-
тивника, выделялиеь отряды еапер, силою
до батальона, которые и создавали загра-
Жждения: В. каждой наступающей армии
создавалиеь один-тва отряда для закреп-
ления достигнутых и завоеванных рубе-
жей. Отряд состоял обычно из усиленно-
го батальона (полка) пехоты, артиллерий-
ского дивизиона и инженерного батальона
со средствами заграждения. Sry отряхы
закрепляли захваченные тактически важ-
ные пункты, заранее намечавшиеся пла-
ном тон или иной операции.

Великая Отечественная война дала но-
вый толчок в развитии пскусетва форен-
рования различных водных преград. He
пути нангих настузающих войск встреча:
лось множество рек. Большинство их было
Ффореировано с хода в результате успен-
пого преследования немецко-фашиетеких
армий. Наши понтонные части, за малым

*

совмветно С

обеепечивались

обобщения и изучения боевого опыта, на
копленного танкистами за годы войны,

исключением, своевременно — выдвигалиь
к рекам и переправляли войска, Тяжелые
парки обеспечивали переправу танковых
соединений. При форсировании Вислы в
течение двух суток понтонные части пе-
реправили ьа тяжелых паромах два крут
ных танковых соединения, что решитель-
ным образом повлияло на успех Goer B
процессе расширения сандомирекого плац-

также войсковые соединения широко ис
пользовали местные переправочные сре:
ства. В отдельных случаях онй являлигь
основными до подхода понтонных частей,
Таким образом инженерные и  понтонные
части получили огромную практику №
форсированию рек в самых разнообразных
условиях, часто с весьма  ограниченныхи
<редствами. Они научились быстро п в
большом количестве сооружать военные
мосты под тяжелые грузы.

Опыт войны показал, что  использова-
ние средств заграждетл стало неог’емле
мой частью оборонительного и паступа-
тельного боя. Эти средства требуют таль
пеишего усовершенствования.

Мостовое строительство в наступатель-
ных операциях заним_ет вилное ecto. OT
сюда важность дальнейшей механизация
строительства, В чаетности необходимо ши:
роке внетоение в ипженерные части
«редств малой механизации, особенне пот’
емных механизмов и более эффегтивных

облегченных ерелетв забирки epai [Раз

борпые металлические мосты, конечно,

должны широко применяться.
Поскольку траншея прочно завоевала

себе место в современной обороне,  таль-
неишее развитие получат землеройные ма-
шины, необходимые для быетрого. обору-
тования рубежей. Для тех же целей жела-
тельны и подвижные огневые сооружения,
которые обеспечивают быструю защиту
маневрирующих огневых средств,

В связи © тем, что 0б’ем инженерных
разот в современных операпиях исключи-
тельно велик, все рода войск должны 0в--
тадевать саперным делом. Например, в0-
просы простейшего разграждения, произ
BOICTBA массовых оборонительных и Mace
кировочных работ должны быть хорошо
усвоены войсковыми частями. Это высво-
Зождает инженерные войска для выполне-
ния более важных специальных работ.

et

дарма. Инженерные, понтонные части, а

ee ae Ue ee eee

a

iy