— —м =

ыы

№ 210 (6258)

Торжество
дружбы

‘Сегодня наша страна отмечает 25-летие
Казахской  Советекой Социалистической
Республики. Это — великий напиональ-
ный праздник казахского народа, подня-
то Лениным и Сталиным, партией боль-
шевиков к <вободе, к <вету и беспример-
ному в его многовековой истории пропве-
танию. Вместе с тем славный юбилей
Казахстана является большим и знамена-
тельным событием для веех народов С0-
ветекого Союза, которые уважают и
любят мужественный, одаренный  казах-
ский нарол, народ пламенных патриотов
нашего социалистического Отечества. Or
всей души радуясь выдающимея успехам,
хостигнутым Казахстаном за 25 лет его
развития под знаменем Ленина, под води-
тельством Сталина, люди советской земли,
вонны Врасной Армии справедливо усмат-
ривают в этих успехах пледы мудрой на-
циональной политики советекой власти и
партии большевиков, историческое торже-
ство сталинской дружбы народов.

Товарищ В. М. Молотов в ‹воем докладе
о 28-й годовщине Великой Октябрьской
Социалистической революции co всей си-
лой подчеркнул, что «в нашей стране
нет теперь угнетенных или неравноправ-
ных народов, которые еще недавно, при
режиме царизма, находились на положе-
нии колоний и полуколоний. В <оветеком
государстве за; всеми народами признано
право на независимость и евободное на-
циональное развитие, все народы  воепи-
тываются в духе дружбы и уважении друг
к другу, а также признания заслуг каж-
дого народа в соответствии © его усилиями
в деле развития своей национальной
культуры и в деле дальнейшего  под’ема
советского государства в целом».

Именно эти замечательные особенности
советекого государства служат. отним из
основных источников его непросборимото
могущества и обеспечивают  невиданно
быстрый пох’ем веех нагодов СССР, в том
числе и тех, которые при режиме пазизма
находились на положении колоний и полу-
колоний.

В сеголняшних номерах газет отублико-
BEHO пиеьмо рабочих, колхозников и ин-
теллигенции Казахской ССР товарищу
Сталину. 910 ‹ пиеьуо, подписанное
2.500.000 человек, звучит гимном во слз-
ву нашей Советской Родины и нашего
великого вождя, . вдохновенного творца
всенародного счастья, во славу нерушимой
сталинской дружбы наролов.

На путях социалистического строитель-
ства казахский нарол, при братской пюд-
держке и хружеской помощи других надо-
дов налией страны и прежде всего — ве-
ликого русского народа, преобразил свою
родную землю, обрел радость и счастье,
Советская власть обеспечила быстрый
рост народного хозяйства Казахстана и
неуклонный под’ем культуры.

За 25 лет в стенях Казахстана быдла
создана переховая промышаяенность. Шах-
ты Караганлы ежегодно дают стране мия-
лионы тонн угля. Лобыча меди в Казах-
стане увелкчилась 3a годы совелской вла-
сти в 23,5 раза, добыча нефти — в
26 раз, в нееколько сотен раз возросла
добыча свиипа. Расцвело и сельское хо-
зяйство теспублики. Если, до революция
казахи обрабатывали землю ‹амыми при-
митивными орудиями труда, то теперь
колхозники-казахи умело держат в руках
руль трактора, штурвал комбайна. Социа-
листическое земледелие Казахстана, воору-
женное современной машинной техникой,
освоило многие сотни тысяч тектаров це-
линных земель и ежегодно дает стране
десятки миллионов пудов хлеба.

Социализм созлал необходимые условия
для всестороннего раскрытия всеми наро-
дами нашей страны их могучих сил и спо-
собностей. Если в дореволюционную пору
немногим из казахов удавалось  приоб-
щиться к культуре и грамотности, еели
при царизме в Казахстане насчитывалось
только два пропента грамотных, т9 ей-
час Казахская республика справедливо гор-
Дится своей передовой мародной культу-
poll — социалистической по содержанию,
национальной по форме. Здесь работают
7.435 школи выеших  учеб-
ных ‘заведения. Расцвет культуры ка-
захсвого народа нашел свое яркое выра-
жение в создании Казахской Академии
Наук, которая ведет ныне большую и
плодотворную научную работу.

За нашу Советскую Родину!

сталинской
наролов

`С гордостью и удовлетворением подводя
итоги 25-летию Советского Казахстана,
мы вспоминаем слова товарища В. М.

Молотова: «В том, что Советы обес-
печили всем народам неуклонный
под’ем национальной культуры,  ак-

тивную заботу воспитании националь-
ных талантов и растущую дружбу и брат-
скую взаимопомощь между равноправными
совежкими народами, чего не было В
старой России и чего еще нет в других
странах ни прин режимах монархии, ия
при режимах республики, — в этом MBI
видим веепобеждающую силу советской
демократии, ее великое значение для лей-
ствительно прогрессивного развития паро-
дов»,

25-летие Казахской Советской  Социа-
лиетической республики
незабываемое время нашего полного тор-
жества над варварекими силами немецкого
фашизма и японских агрессоров. `В этом
торжестве, в этой исторической победе
советском оружия есть и немалая доля
усилий казахского народа, его отважных
воинов, его самоотверженных тружеников.

Как известно, величайшая Фила совет-
ского патриотизма состоит в том, что в
нем гармоничееки сочетаются националь-
ные тралиции народов и общие жизвенные
интересы всех трудящихея Советского
Союза. Совелекий строй спаял народы
нерасторжимыми узами братекой солидар-
ности, и в толя военной бури эта брат-
ская солидарноеть, эта сталинская дружба
народов придала Враеной Армии всесокру-
шающую силу.

Сыны Казахстана, как и сыны всех
других народов нашей страны, грулью
встали на защиту любимой Отчизны. Вои-
ны-казахи честно и доблестно выполняли
свой долг перед Родиной всюду, гле этого
требовали священные интересы Отечест-
венной войны, — под Москвой и у стен
Сталинграла, на Карпатах и в Восточной
Пруссия. Наша страна никогда не забу-
дет бессмертного подвига 28 героев-панфи-
ловцев, пожертвовавших своей жизнью. во
имя защиты Москвы, разгрома врага.
Страницы истории навеки сохранят  па-
мять 0 TOM, Kak бойпы-казахи, ветуплв-
шие на первую пядь освобожденной ук-
раинекой земли, опустилиеь на колени и
пеловали эту вестралавигуюся землю, ло-
рогую им так же, как и земля  Казах-
стана.

Мужественно сражаясь плечом к плечу
< сынами великого русского народа и
других народов нашей страны,  воины-
казахи узенчали себя неувядаемой славой.
Базахстан виисал в золотой список Героев
Советекого Союза 330 имен своих сынов
и дочерей. 57.000 казахов 3a  под-
Гвиги в боях против немепко-фапиетеких
захватчиков удостоены высоких правитель-
ственных наград. Под руководством гениаль-
ного полководца вооруженных ©ил совет-
ского народа Генералиссимуса товарища
(лалина в битвах Отечественной войны
впервые в истории казахского натода вы-
ковались кадры казахских советских офн-
перов и генералов.

Много побед одержали за время войны
и труженики Казахстана. Своей самоот-
верженной работой OHH внесли ценный
вклад в общее дело борьбы за разгром фа-
шистских агрессоров. Всё это еще раз
подтверждает, что «утвердившаяся в на-
шей стране идеология равноправия всех
рас и наций, идеология дружбы народов
одержала полную победу над идеологией
звериното национализма и расовой нена-
висти гитлеровцев» (Сталин).

Совет Народных Комиссаров Союза CCP
и Центральный Комитет ВЕП(б), поздразв-
ляя казахский народ © 25-летием совет-
кого Казахстана, выразили твердую уве-
ренность в том, что «трудящиеся Казах-
ской Советской Социалистической Респуб-
лики будут и впредь неустанно трудиться
во имя дальнейшего экономического и
культурного пол’ема народов Казахстана,
на блато нашей великой Родины». Воины
Красной Армии вместе со всеми  совет-
екими людьми разделяют эту  уверен-
ность. В братском сталинском содружестве
шестнадцати  краснозвездных республик
Казахстан еще быстрее пойдет по пути
под’ема, по пути дальнейшего укрепления
военио-экономической мощи Родины.

о

Вручение орденов и медалей СССР дипломатическим
представителям и сотрудникам Народного комиссариата
иностранных дел СССР

Первый Заместитель Председателя Пре-
зидиума Верховного Совета СССР тов.
Н. М. Шверник вручил вчера, 16 ноября,
ордена и медали СССР большой группе
дипломатических представителей и сотруд-
ников Народного комиссариата иностран-
ных дел, СССР, награжденных за. успеш:
ное выполнение заданий Правительства во
время Отечественной войны. :

В числе получивших награды А. Я. Вы-
шинский, А. Громыко, Я. А. Малик,
В. С. Геращенко, В. Г. Деканозов, С. А.
Лозовский, А. А. Лаврищев, И. И. Лап-
nos, Б. Ф. Подцероб, М. А. Силин, С. К.
Царапкин, В. А. Беляев, С. Т. Базаров;
Ф Ф. Молочков, А. П. Павлов, В. Я.
Ерофеев, А. М. Коллонтай, М. М. Литви-
нов, И. М. Майский, Я. 3. Сурин, ВБ. Е,
Штейн, Н. Н. Яцкевич и др.

От имени награжденных выступает. За-

меститель Народного комиссара иностран-
ных дел СССР тов. А. Я. Вышинский. Он
благодарит партию, правительство 4H)
товарища Сталина за высокую оценку и
честь, оказанную дипломатическим пред-
ставителям и сотрудникам НКИД награ-
дами. om в

— Мы будем неустанно совершенство-
ваться в трудном и ответственном деле—
дипломатии, — говорит тов. Вышинский, —
чтобы всегда ‘быть достойными нашего
советского ‘государства, нашей Родины,
чтобы оправдать оказанное нам доверие
партии и правительства, чтобы выполнять
с честью возложенные на нас задания.

Выступивший в заключение тов. Н. М.
Шверник тепло поздравил награжденных и
пожелал им успехов в дальнейшей работе.

(ТАСС).

Издание доклада В. М. Молотова на украинском языке

КИЕВ, 16 ноября. (ТАСС). Киевское
тосударственное издательство выпустило
на украинском языке брошюру с хокла-
дм В. М. Молотова на торжественном

заседании Московского совета 6 ноября
1945 г. Тираж брошюры — 300 тысят
экземпляров,

исполнилось В.

СЕГО

Утверждение состава

мольском собрании (3 стр.).

Письмо трудящихся Казахской ССР великому
вождю народов Генералиссимусу Советского Союза
Иосифу Виссарионовичу Сталину (2 стр.).

избирательных комиссий

Армянской ССР, Узбекской ССР и Эстонской ССР

по выборам в Совет Национальностей (2 стр.). _
Майор М. Чукарев. — Показное занятие (2 стр.).
Майор В. Кузнецов. — Коммунисты на комсо-

ДШЯ ББ HOM EP Es:

К ДНЮ АРТИЛЛЕРИИ. — lenepan-nefirenant
артиллерии И. Прочко. — Наша артиллерия (3 стр.).

Сегодня футбольный матч «Динамо»—«Кардифф»
(3 стр.).. eg

А. Авдеенко. — Сверхсрочник (4 стр.).

Предвыборная речь Г; М. Димитрова на митинге
в Софии (4 стр.).

Обмен письмами между Торезом и де Голлем
(4 стр.).

Совместное коммюнике Трумэна,

Эттли и Мак-
кензи Кинга (4 стр.).

Президиуму Верховного Совета Казахской ССР
Совету Народных Комиссаров Казахской ССР
Центральному Комитету КП(б) Казахстана

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Пентральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) приветствуют. ра-
бочих, колхозников и интеллигенцию Казахской Советской Социалисти-
ческой Республики в день ее дваднатипятилетия.

Четверть века тому назад казахский народ, под руководством ком-
мунистической партии, создал свою государственность и стал на путь
свободного национального развития. Советская власть пробудила в на-
роде творческую инициативу, приобщила трудящиеся массы Казахстана
к строительству социализма, обеспечила быстрый рост народного хозяй-
ства республики и неуклонный под’ем культуры,

За истекшие 25 лет в Казахской ССР создана передовая промыш-

ленность. Шахты Караганды ежегодно дают миллионы тонн угля. Лени- .

ногорский и Чимкентский свинцовые, Балхашский, Иртышский, Карсак-
пайскии медеплавильные и другие заводы снабжают народное хозяйство
нашеи страны цветным металлом. В Казахстане построены Семипалатин-
ский мясной, Гурьевский рыбоконсервный комбинаты, Актюбинский хи-
мический завод и многие другие промышленные предприятия. Успешно
развивается нефтяная промышленность.

На основе колхозного строя казахский народ добился больших
успехов в области сельского хозяйства. Социалистическое земледелие
Казахстана, вооруженное современной машинной техникой, освоило мно-
гие сотни тысяч гектаров плодородных целинных земель и ежегодно
дает стране десятки миллионов пудов хлеба. В республике успешно раз-
вивается животноводство.

В Казахской ССР расцвела советская социалистическая культура.

В республике, где до революции насчитывалось только 2 процента гра-
мотных, ныне работают 7.7385 начальных и средних школ, 22 высших
учебных заведения, Казахская Академия наук. Успешно развивается ка-
захская литература и искусство. Выросли многочисленные кадры нацио-
нальной интеллигенции. :

Советская власть раскрепостила казахскую женщину и привлекла

ее к активному участию в государственном, хозяйственном и культурном
строительстве страны.

В годы Великой Отечественной войны казахский народ, вместе с
другими народами Советского Союза, мужественно отстаивал свободу
и независимость нашей Родины. Десятки ‘тысяч казахов за доблесть и
отвагу, проявленные на полях сражений, награждены орденами и меда-
лями Советского Союза. Рабочие, колхозники и интеллигенция Казах-
ской Республики своим самоотверженным Трудом внесли ценный вклад
в общее дело победы над врагом.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет
ВКП(б) выражают твердую уверенность в том, что трудящиеся Казах-
ской Советской Социалистической Республики будут и впредь неустанно
трудиться во имя дальнейшего экономического и культурного под’ема
народов Казахстана, на благо нашей великой Родины:

СОВЕТ НАРОДНЫХ ‚ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
КОМИССАРОВ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
СОЮЗА ССР. ПАРТИИ (большевиков).

Президиуму Верховного Совета Казахской
Советской Социалистической Республики

` Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик го-
DATO поздравляет рабочих, колхозников и интеллигенцию Казахстана с двадцати-
пятилетием Казахской Советской Социалистической Республики.

Цобеда Великой Октябрьской Социалистической Революции положила конец на-
циональному гнету и политическому бесправию казахского народа, открыв ему ши-
рокую дорогу в национальному возрождению, хозяйственному и культурному рас-
цвету. :

3a годы Советской власти, благодаря неуклонному проведению в нашей стране
ленинско-сталинской национальной политики, при братской помощи русского Hapo-
да, Казахстан занял почетное место в братской семье союзных республик, создав
развитую промьииленность и крупное социалистическое сельское хозяйство. В рес-
нублике построекы круппейшие предприятия цветной металлургии, во много раз
увеличилаеь дебыча нефти, создан карагандинекий угольный бассейн.

Волхозы и совхозы Казахстана, аенащенные современной еельекохозяйственной
техникой, освоили сотни тысяч гектаров новых земель для расширения посевов
зерновых и специальных культур и для развития животноводства.

Уснехи в промышленности и сельском хозяйетве обеспечили рост материаль-
ного благосостояния народных масс Казахстана. Выюоко полняжя культурный уро-
вень казахского народа, широкого развития достигли наука и искусство, Ярким
показателем роста национальной интеллигенлии п научных кадров Казахстана яв-
ляется создание Акалемин наук Казахской  ССР.

В дни Великой Отечественной войны‘ трудящиеся Казахетана © честью выпол-
нили свой долг перет Родиной. Рабочие, колхозники и интеллигенция самоотвер-
женно трудились, чтобы обеспечить Красную Армию вооружением, боеприпасами и
продовольствием. Воины-хазахи мужественно. еражалиеь в рядах Красной Армни с
немецкими захватчиками за честь, свободу н независимость. нашей Родины, пока-
зывая образцы беззаветной храбрости и стойкости.

Президиум Верховного Совета СОСР шлет трудящимся Казахской Советской
Социалистической Республики пожелания дальнейших успехов в социалистическом
строительстве и выражает твердую Уверенность, что рабочие, колхозники и интел-
лигенция Казахетана вместе со всеми народами Советского Союза, под руководством
великого Сталина уверенно пойдут вперед по пути дальнейшего укрепления могу-
щества нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик.

Да злравствует Казахская Советская Социалистическая Республика.

Президиум Верхевного Совета Союза Советских
Социалистических Республик.

ПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КАЗАХСКОЙ ССР
СОВЕТУ. НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КАЗАХСКОЙ ССР
ЦЕНТРАЛЬЗОМУ КОМИТЕТУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ПАРТИИ (большевиков) КАЗАХСТАНА

Президиум Верховного Совета и бовет Народных Комиссаров Российской Co-
ветской Федеративной Социалистической Республики горячо поздравляют рабочих,
колхозников и интеллигенцию Казахстана в день двадцатипятилетия Казахской (9-
ветской Социалистической Республики.

За годы Советской власти трудящиеся Казахстана, под руководством больше-
BHCTCKOM партии, пря братской помощи великого русского народа, добились заме-
чательных успехов в хозяйственном и культурном строительстве.

В республике открыты и освоены богатейшие месторождения угля, меди, свин-
ца, пинка и других цветных и редких металлов. Построены крупнейшие предприя-
тия социалистической индустрии, оснащенные по последнему слову техники.

Па колхозных полях Казахстана работают десятки тысяч тракторов, комбай-
нов и других сельскохозяйственных машин, выращиваются высокие урожаи пше-

ницы, риса, хлопка, свеклы и других технических культур. Доетигнуты успехи в
развитии животновохетва.

Расцвела культура казахского народа. В республике выросла широкая сеть
начальных и средних школ, техникумов, вузов и других культурно-просветитель-
ных учреждений. Организована Академия наук. Создана казахская на-
циональная литература. Выросли кадры национальной интеллигенции. Казахские
женщины получили широкий доступ в общественной и государственной деятельности.

В годы Великой Отечественной войны сыны казахского народа мужественно
сражались в рядах Красной Армии за свободу и независимость нашей Родины. Ca-
моотверженной работой в тылу трудящиеся Казахетана внесли большой вклад в
дело разгрома ненавистаого врага, \

Президиум Верховного Совета РОФСР и Совет Народных Комиссаров РСФСР
выражают уверенность в том, что трудящиеся Казахстана под знаменем партии
Ленина— Сталина, в единой семье народов Советекого Союза, обеспечат дальнейший
рост народного хозяйства и культуры республики, будут и впредь крепить военно-
экономическую мощь нашей Родины.

Да здравствует Казахская Советская Социалистическая Республика!

Президиум Верховного Cosera PCOSP
Совет Народных Номиссаров РСФСР.

ВЫДВИЖЕНИЕ

КАНДИДАТОВ В СОСТАВ ОКРУЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

ПО ВЫБОРАМ В СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

В Москве началось вылвижение канди-
датов в состав окружных избирательных
комиссий по выборам в Совет Напиональ-
ностей.

етана «750» успешно выполнял задания
Государственного Комитета Обороны. В
предоктябрьском соревновании он вышел
на первое место на заводе, выдав в ок-

обороне, авиационному и
строительству  (Осоавиахим) кандидатом
в состав избирательной комиссии Город-
ского избирательного округа по выборам в

химическому   медицинских наук, за годы своей деятель-

HOCTH подготовила свыше 2 тысяч врачей-
педиатров.

Коллектив  металлургического завода
«Сери и Молот» выдвинул кандидатом в
состав избирательной комиссии Москов-
ского городского избирательного округа по
выборам в Совет Национальностей  на-
чальника прокатного стана «750». Ивана
Ильича Туртанова.

— Мы все знаем тов. Туртанова, —
заявил Ha собрании рабочих и служащих
прокатного цеха председатель завкома тов.
Пономарев, — как верного вына партии и
народа. Он пришел ко нам на завод
20 лет назад чернорабочим, ‘а сейчас ру-
ководит одним из велуших агрегатов. Под
руководством тов. Туртанова коллектив

тябре 1270 тонн проката сверх месяч-
ного плана. г

Собрание работников первого и четвер-
того механосборочных цехов и термиче-
ского цеха Московского автомобильного за-
Bola им. Сталина единодушно рекомендо-
вало в хоетав избирательной комиссии
кандидатуру тов. Максимовой Клавдии
Васильевны, бригадира лучшей молодеж-
ной бригады завода. Эта кандидатура была
единодушно поддержана на собраниях ра-
бочих других цехов.

Президиум Московского городского сове-
та Осоавиахима решил выхлвинуть от го-
родской ортанизации Общества содействия

Совет Национальностей выдающегося кон-
структора самолетов -—— Героя  Социали-
стического Труда Ильющина Сергея Вла-
димировича. ,

На заседании президиума Московского
областного комитета  професеионального
союза «Медсантруд» совместно с профак-
тивом было внесено предложение рекомен-
довать в ‹остав избирательной комиссии
кандидатуру профессора 1-го Московского
медицинекого института Юлии Фоминичны
Домбровской. Это предложение было горя-
чо поддержано всеми участниками заседа-
ния. Проф. Ю. Ф. Домбровекая,  являю-
щаясл членом-корреспондентом Академии

МЕ и МГК ВЛЕСМ решили вылвинуть
от московской комсомольской организации
кандидатом в состав избирательной комис-
сии Московского городского избирательного
округа по выборам в Совет Национально-
стей секретаря МЕ и МГК ВЛЕСМ тов,
Ерасавченко Николая Прокофьевича и
кандидатом в состав избирательной ко-
миссии Мосвовекото сельского избиратель-
HOM округа по выборам в Совет Нацио-
нальностей — секретаря МК ВЛКСМ тов.
Сизова Николая Трофимовича.

$ (ТАСС).

Е ВТЗ РЗС АСИ ЕО ОУ ЗК Вир ЗИ ЯЗ ЗИ ЗОНЕ ИЕ ЗА а ра ЕАН ЕН

НЯ

ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. В пе
ник Н. А. Левкин, полковник С. М, Трушковский, полковник В, А. Дмитриев,
лейкин, гвардии капитан Т. Т. Северов, гвардии майор А. С. Калмыков, майор П. Н.

майор Н. А. Невский и майор А. П. Волошин. Во втором ряду —
Козлов и капитан А. В. Гальперин,

рвом ряду (справа налево): полковник В. Н. Иванов, гвардии полков-

майор П. И. Ку-

Фото нашего корреспондента капитана А. Капустянского.