МОСНВА, КРЕМЛЬ

Великому вождю. народов Генералиссимус

От трудящихся

КРАСНАЯ

Казахской ССР

ЗВЕЗДА

у Советского

Союза Иосифу Виссарисновичу СТАЛИНУ

Дорогой и родной товарищ Слалин, Be-
ликий наш учитель, заботливый отец и
влохновенный творец всенародного  с©ча-
стья!

В знаменательные дни 25-летия Казах-
ской Советской Социалистической Респуб-
лики, в дни национального праздника ка-
захекого народа, к Вам обращаем мы пла-
менное слово любви и привета.

Двадцатипятилетие Казахской Советской
Социалистической Республики мы праздну-
ем в условиях мира. Отечественная вой-
ва советского народа завершилась полной
нашей победой ‘над немецкими фашистами
и японскими империалистами, Мы енова
вернулись к мирному труду, чтобы за-
крепить нашу победу. Открыть необ’ят-
ные просторы для новых дерзновенных 3а-
мыелов советского человека-богатыря.

Й ныне при ярком свете солнца Побе-
ды особенно ясно видны:
могущество Советской державы и окреп-
шее единство братских народов, вёличие
руководящей силы русского народа и вдо-
хновенная организующая роль партии
Ленина — Сталина.

В братеком содружестве шестнадцати
краснозвездных республик шел и идет
Казахстан от победы к победе. Великая
дружба пародов для, нас является неис-
черпаемым источником силы. В этой
дружбе воплощены наши патриотические
стремления, наши жизненные интересы,
шаши лучшие героические традиции.

Советская власть и партия большеви-
ков за двадцать пять лет существования
Казахской Советской Социалистической
Республики вывели казахский народ’ из
мрака к светлой жизни.

Вот из глубины минувпеих веков вста-
ют перед нами необжитые горы и степи,
через которые огнем и мечом прокладыва-
ли с6бе пути полчища иноземных завое-
вателей. В казахских юртах, затерянных
на кочевых тропах, тогда властвовала
нужда, жестокая власть ханов, султанов,
бзев. Словно пленница, в тяжелых оковах
бесправия и произвола звучала наша пес-
ня 0 сказочной стране Жер-уюк. В зву-
ках домбры слышался подавленный стов
народного горя. Мечта 0 счастье была
линь легендарным Тулпаром, чудесным
конем, на котором поколения предков не
могли умчаться от жизни, где зло и муки
поднимались выше снеговых гор.

До советской власти жизнь нашего на-
рода была подобна весне без цветов, дню
без солнца, реке без воды. В недрах зем-
ли скрывались драгоценные металлы, a
человек поднимал степные залежи дере-
вянным омачом. Привольные берега озер
и рек переполнялись живительной водой
торных ледников, а человек умирал от
жажды, В зимнюю пору ледяной корой по-
крывались пастбища, и от голода погиба-
JH кочевые стада — единственная опора
жизни. Месяцы и годы нужны были, что-
бы проехать неизведанную страну от края
и до края. Человек рождался, жил, уми-
рал, не ведая о большой жизни мира.

Весь народ сгибалея под тяжестью су-
ровой, как степной буран, судьбы, Разоб-
щенный на враждующие роды; подвласт-
ный злой воле корыстолюбивых старпин
и феодалов, казахский народ не мог про-
тивостоять лавине чужеземных завоевате-
лей. Разрушающим уратаном проносились
по древней казахской земле хищные орды
Чингизхана. Арыки переполнялись кровью.
Матери оплакивали растерзанных отцов и
детей. Ярмо порабощения истощало силы
народа.

Джунгарские ханы мечом и огнем ут-
рерждали свою власть, и казахи бросали
свои кочевья, свои родные места. Коканд-
ские и хивинекие ханы, китайские вла-
стители, бухарские эмиры, царские чи-
НОвнНики и сатрапы, — Ето только не по-
‹ягал на честь, свободу и национальное
достоинство казахского народа. Не успева-
ли зарубцеватьея раны одного бедствия,
как новые удары обрутивались на наших
предков. Народ беспомещино томился в меч-
тё о счастье, страдал и вымирал.

На исторических дорогах дружески
ветретилиеь русский и казахский народы.
И с тех пор определились иные пути в
истории казахского народа. Co своим
старшим братом — русеким народом—ка-
захекий народ об’единился, сроднилея ©
BEM B совместной освободительной борьбе
© царизмом. —

Лучшие сыны  казахекого нарола —
Човая Валиханов. Абай Кунаябаев, Ибрай
Алтынеарин жадно приникали к животвор-
ным источникам всемирно признанной
русской культуры. В ней они находили
ответы на Bee волнующие вопросы. _ B
пей черпали воодушевление и волю, что-
бы смело сказать своему народу высокую
правлу о русских борпах за свободу. В
ней находили очи верный путь братского
елинения с русскими для достижения обе-
тованной®страны Жер-уюк.

Глашатай народных дум Абай учил:

«Русские вилят мир. Если ты будешь
знать их язык, то на мир откроются и
твои глаза».

Во главе © русским народом казахский
нарол участвовал в революционных ©хват-
ках Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. С его помощью прово-
AHI советизацию Казахстана й уверенно
соверптил гигантский качок из мира
феолально-роловых отношений в <оциали-
стическое общество.

В жестоких боях родилась и окрепла
советская власть в Казахстане. Знамя сво-

несокрушимое

Теперь крепко и умело казах и казашка

`” Мечта наших

— Туркеиб. Акционерное общество Семи-

боды, поднятое большевиками, пытались
низвергнуть  белогварлейские полчища.
Японские захватчики протягивали лапу к
нашим богатствам. Алаш-ордынцы,  бур-
жуазные националисты хотели поставить
казахский народ на колени перед баями и
ханами.

Но не было, нет и не будет силы, епо-
собной превратить в покорного раба чело-
века, увидевшего неугасимый свет правды
Ленина и Сталина.

Верных коней казахи седлали,

На гребнях гор костры зажигали,
Чтобы родная Москва увидала,

Как по горам, долинам, увалам

Отепь выхедила к бунтарспим гонпам.
С именем Денина бились <ерлца!

С именем Сталина радость пришла!
С именем Сталина степь зацвела!

В Тургайских степях под руководством
первого казаха-большевика Амангельды
Иманова казахи дрались за Советы.
Легендарный Чапаев вел казахстанцев на
штурм белогвардейских полчищ в Запад-
ном Казахстане. Дмитрий Фурманов подав-
лял контрреволюцию в Семиречье. Слав-
ные посланцы партии Ленина—Сталина—
М. В. Фрунзе и В. В, Куйбышев направ-
ляли могучие удары революционных сил
по вражескому стану.

Лучшие сыны русского народа в годы
гражданской войны были для нае приме-
рюм революционной доблести. В русском
народе мы увидели великого батыра-06во-
бодителя. Русское ‹лово — Советы —
сразу стало родным в казахском языке.

Старики, джигиты, женщины, дети ©
любовью повторяли имена Ленина и
Сталина. Вы, дорогой товариш Сталин,

положили начало Казахекой Советекой
Социалистической Республике. И на про-
тяжении четверти века ‹ Вашим светлым
именем, < именем верного соратника и
продолжателя дела Ленина, связана вся
жизнь и деятельность Советского Вазах-
стана, расцвет его хозяйства и культуры.

Вални заботы, Ваши неустанные труды
воплощены в замечательных успехах С0-
ветского Казахстана. Сталинские пятилет-
ки преобразовали нашу страну. Засверка-
ли огни фабрик и заводов.

Озаренный солнцем Сталинской  Вон-
ституции, казахский народ все свой силы
отдает на благо родной страны.

В горах Ала-Тау, на берегах Каепий-
ского моря, в цветущих окрестностях
Чимкента, под степным Актюбинеком мы
построили мощные социалистические пред-
приятия. Третьей Всесоюзной кочегаркой
по праву признана наша Караганда, дато-
щая стране миллионы тонн угля в год. За
25 лет мы увеличили в 23,5 раза до-
бычу меди, в 26 раз добычу нефти, в не-
сколько сотен раз добычу свинца. Недаром
Вазахетан слывет кладовой редких иско-
паемых, и, как рачительный хозяин, наш
народ, вооруженный переловой. техникой,
разумно использует эти богатетва.

Изменилось и сельское хозяйство Казах_
стана. В поте лица наши деды и прадеды
омачом  обрабатывали скудную землю.

держат в своих руках руль трактора,
штурвал комбайна. В дореволюционную
пору только кулаки и властолюбивые баи
MOTI свободно владеть и распоряжаться
пахотной землей, а ныне 600 тысяч кол-
хозных дворов получили в ©вое пользова-
ние навечно 85,5 млн. гектаров земли. На
‹очных привольных пастбищах Казахетана
паселея более 15 млн. голов колхозного
скота, любовно и заботливо оберегаемого
опытными чабанами. Мы прилагаем все
усилия, весь свой многовековый опыт на-
ших аксакалов-стариков в тому, чтобы
солнечный Казахстан стал действительно
основной животноводческой базой СССР на
Востоке. =

Беспримерные образцы трудового геро-
изма показали знатные  казахетанцы —
бурильщик Петр Нефедов, знатный просо-
вод Чаганак Береиев, знатный  рисовод
Ибрай Жахаев и многие другие.
предков 0 преодолении
тыкячеверетных пространств © помощью
легендарного коня Тулпар» стала явью.
Родился первенец Сталинской пятилетки

реченской железной дороги за время ©
1913 по 1917 год смогло проложить все-
го лишь 237 километров пути. Строите-
ли Туркеиба построили железную дорогу
протяжением в полторы тысячи километ-
ров менее чем за пять лет. В последу-
ющие годы стальные пути пролегли меж-
ay Акмолинском, Карагандой и ВБалхашем,
связали Акмолинск—Карталы, Нельды—
Джезказган, Рубцовку — Лениногорск. В
снневе безграничных воздушных проето-
ров несутся мощные воздушные корабли,
связывающие республику е центральны-
ми городами России. 110 тысяч километ-
ров автогужевых путей, 6 тысяч кило-
метров водных путей, 9.800 километров
железных дорог = вот пифры, харак-
теризующие транспорт сопиалистического
Казахстана.

Телеграф, телефон, радио — эти но-
вейшие средства связи — прочно вошли
в нашу жизнь.

Советская власть не только преобрази-
ла нашу республику, во и пробудила у
нашего народа страстную жажду к зна-
ниям. Немногим из казахов в дореволю-
ЦиоННуЮ пору удавалось приобщиться к
культуре и грамотности. А теперь мы
получили широкие возможности учиться,
печатать книги, газеты, журналы на

шину-казаку. Ныне она наравне < муж-

родном языке. У нас в республике сей-
час насчитывается 7,735 начальных и
средних школ, в которых обучается 6o-
лее 750 тысяч детей. В Казахстане при
царизме не было ни одного высшего
учебного заведения, а сейчас у нас 22
вуза, в которых обучаемя 10.000 cry-
дентов.

Новые кадры интеллигенции выращены
и выпестованы у нас великой партией
Ленина— Сталина. Бывшие кочевники, п
‘батраки упорным трудом, смелыми дерза-
ниями пролагают пути в науке,  стре-
MATCH достигнуть ее сияющих высот.
1200 ученых работают в 20 институ-
тах и других научных учреждениях Ва-
захской Академии наук и. Казахского
филиала Всесоюзной. Сельскохозяйствен-
вой Академии наук имени В. И
Ленина. Мы горячо благодарны  выдаю-
щимся русским ученым, писателям, арти-
стам, музыкантам, положившим немало
труда для еоздания нашей науки и ис-

кусства, нашей, национальной по фор-
ме, социалистической по содержанию,
кУЛЬТУры. 3

Hama литература и искусство  разви-
ваются под влиянием культуры великого
русского народа. Близкими и ролвыми
стали казахам полные гуманизма и вели-
кого общечеловеческого значения творе-
ния Пушкина, Толстого, Горького, Глин-
ки, Чайковского.

Многовековое народное творчество ка-
захов богато произведениями, навеки за-
печатлевигими благородные черты народа
— его правдивость, свободолюбие, госте-
прииметво. В многочисленных легендах
рассказывается история борьбы женщины
против унижавиих ее обычаев — ка-
лыма, многоженетва, аменгерства. Теперь
06 этом мы читаем, как о тяжелом прош-
лом. 4
Советская власть раскрепостила жен-

чиной строит свое социалистическое по-
сударство.

Мы никогда ‘не забудем 1941 год,
когда жестокий враг подло и коварно на-
рушил наше мирное счастье, наш радо-
стный созидательный труд. Над Родиной
навиела смертельная опасность.

3 июля 1941 года могучим призывом
прозвучало Ваше обращение к народу.
Как и все народы Советского Союза, oT
мала до велика, всколыхнулея казахский
народ. Отныне была одна забота, одна
задача — «Веё‘для фронта, всё для
победы! ». 4

Трудящиеся Казахстана отправили сво-
их лучших сынов и дочерей под зна-
мена Красной Армии. Казахский народ
дал им твердый наказ — He поерамить
Советекого Казахстана перед  братскими
народами нашей Родины. Он наказывал
им оправдать Ваше  ховерие в годину

военных испытаний, биться на-смерть ©

лютым врагом, отстоять честь, свободу и
независимость нашего государетва..

Й сегодня; в дни исторических побед
и торжества, мы гордимся тем, что сы-
ны казахекого народа — казахетанцы ©
честью выполнили Ваши приказы и наз
каз народа. Дела и подвиги только одной
8-й гвардейской стрелковой дивизии в
боях за Москву восхитили все нареды
Советского Союза. Ее атаковали пехот-
ные и танковые дивизии врага. Но вдох-
новляемые Вами,  гвардейцы-панфилов-
цы сражались, как львы. На великом
подмосковном — поле сражения устами
двадцати восьми героев они заявили:
«Велика Россия, а отступать некуда...
Позади — Москва!»

Славный боевой путь прошла Панфи-
ловская дивизия. Мы гордимся и другими
нашими соединениями, которые неодно-
кратно отмечались Вами в приказах. Вои-
ны-казахи мужественно сражались © вра-
гами плечом к плечу © сынами великого
русского народа у стен Ленинграда, бес-
пошадно громили гитлеровцев в Сталингра-
де, форсировали Днепр, штурмовали и
вступили в Берлин.

Вместе ¢ нами советский народ rop-
дится именами казахстанцев — Героем
Советского Союза генералом Панфиловым,
дважды Героями Советского Союза —
Сергеем Луганским, Талгатом Бегельлино-
вым, Иваном Павловым, Леонидом Беда,
Героями Советского Союза — Василием
Клочковым, Тулегеном Тохтаровым, Ман-
шук Маметовой, Алией  Молдагуловой,
Нуркенох Аблировым,  Изгутты Айтыко-

и другими. Мы горды тем, что Алия Мол-
дагулова и Маншук Маметова являются
первыми Героями Советского Союза сре-
ди женщин Советского Востока.

На полях сражений Великой Отечест-
венной войны  возмужали и закалилиеь
вонны-казахстанцы, и мы бесконечно сча-
отливы тем, что в ‘славный список Ге-
роев Советского Союза Казахстан вписал
имена 330 своих сынов и дочерей, а 57
тысяч казахов удостоены высоких прави-
тельственных наград.

Впервые в истории казахов, под Ва-
шим мудрым руководством, выковались
кадры казахских советских офицерв и
енералов, способных _ решать серьезные
оперативные задачи, правильно и умело
использовать первокласеную — отечествен-
or технику в условиях современного
Of.

Казахский народ пронес сквозь века

вым, Каиргали Исмагуловым, Хусаиновым  .

безвременья и сохранил в памяти светлые
имена своих сынов, боровшихея © ино-
земными поработителями. Их боевые дела
приумножены беепримерными подвигами
советских казахских батыров.  Благодар-
ный народ устами своих седовласых акы-
нов подхватил и понее на крыльях песни
имена доблестных батыров Сталинской эпо-
хи, прославляя их ратные подвиги.

И первая песня, где каждое слово —
жемчуг народного вдохновения, о Вас, наш
родной и любимый вождь. Еще тогда,
когда гремели ‘орудия на полях России,
Джамбул, выражая думы казахского наро-
да, пел:

Знаю, © Сталин, не я один:

Светлому облику твогму

Эта лютейшая из годин

Много прибавит новых морщин..:

Да, но победа в твоих глазах!

Ты у судьбы стоишь на часах,
Светлый твой облик и голос твой
Нас вдохновляют на смертный бой.

За победы над лютым врагом сражались
все — и воин с оружием в руках, и
шахтер в подземелье, и ученый в лабора-
тории. Столетний Джамбул  вдохновлял
своими поэтическими песнями защитников
нашей Родины. 80-летний шахтер Варз-
ганды Бекбосын Сыйхынбаев, проработав-
ший под землей 65 лет, в дни войны
снова спустился в забой.

На Ваши призывы рабочие, колхозники,
интеллигенция Советского Казахстана от-
вечали непрерывным потоком вооружения,
боеприпасов, металла, угля, нефти, мяса,
рыбы, хлеба. Из богатейших недр Казах-
стана добывалея металл. Нашим трудом
отливалась бронированная сталь танков и
орудий. Заботливо откормленные стада и
отары давали армии много мяса. Наши
бескрайние золотые нивы давали стране
и фронту миллионы пудов хлеба.

На срёдетва тружеников тыла были по-
строены многие эскадрильи самолетов, ко-
лонны танков, отправлены тысячи вагонов
обмундирования и подарков фронтови-
кам.

Сегодня, в день 25-летия своей реснуб-
лики, казахский народ,  вдохновленный
великой победой советского народа над
фажнистской Германией и Японией, прино-
‹ит Вам торжественную клятву и впредь,
не ‘покладая рук, самоотверженно тру-
дитьея во имя дальнейшего укрепления
военного и экономического могущества на-
шей великой Родины.

Казахский народ торжественно обеща-
ет Вам занять достойное место в деле вос-
становления народного хозяйства, постра-
давшего от фашистского нашествия.

Казахский народ ‘торжественно обещает
Вам в четвертой пятилетке поднять мате-
риальную и духовную культуру своей
республики на еще более высокую  сту-
пень.

Казахский народ обязуется умножить
наши тучные колхозные стада и превра-
тить Казахстан в мощную базу социали-
стического животноводства на Востоке.

За четверть века существования Совет-
ского Казахстана орошены и освоены сот-
ни тысяч гектаров в прошлом  бесплод-
ных казахских степей. Но тысячи гекта-
ров степей «Сары-арка» всё еще лежат
белым пятном на карте Казахстана. Ва-
захский народ дает Вам, товарищ Сталин,
слово, что к концу четвертой пятилетки
здесь вырастут новые промышленные пред_
приятия и фермы ‹оциалистического жи-
BOTHOBOICTBA.

За четверть Beka богатейшие недра
Казахетана дали отечеству миллионы тонн
руды. Но еще далеко не все богатства из-
веданы за это короткое время. Казахский
народ в день двадцатипятилетия  реепуб-
лики дает Вам, товариш Сталин, слово,
что в четвертой пятилетке у подножья
казахстанских гор будут воздвигнуты но-
вые гиганты социалистической  промыш-
ленности.

За четверть века просторы Казахстана

покрылись широкой сетью начальных,
средних и высших учебных заведений. В
тени яблоневых салов и среди ярких ал-
тайалатауских цветов построено много
лворцов-санаториев для советской детворы.
Вазахский народ в день двадцатипятиле-
тия республики дает Вам, товарищ Сталин,
слово, что воспитание наших детей в духе
советского патриотизма, коммунистической
морали, героического дерзания и высокого
благородства будет всегда главной заботой
всего нашего народа.
Сыны и почери казахского народа от-
важно защищали свою Родину OT немецко-
фашистских захватчиков. В день слав-
ного двадцатипятилетия казахский народ
клянется Вам, товарищ Сталия, ч№ и
впредь веегла будет беззаветно предан на-
шей великой советской Отчизне.

Да злравствует и пропветает наша мо-
тучая Родина — Союз Советских Сопна-
листических Республик!

Ла здравствует и крепнет
тружба народов СССР! -

„Да здравствует великий русокий народ!

Честь и слава нашей доблестной Крас-
ной Армии и Военно-Морскому Флоту, от-
стоявшим свободу и независимость  Ро-
Дины!

Да здравствует на долгие годы родной
отец и вождь советского нарота, великий
кормчий советской державы, Генералисси-
мус Советского Союза — Йосиф Виссарно-
нович Сталин!

нерушимая

Письмо обсудили на собраниях и подписали 2 миллиона 500 тысяч

трудящихся Казахской ССР.

Совещание о восстановлении городов РСФСР

Закончилось  созванное — Совнаркомом
РСФСР совещание о восстановительных
работах в 15 крупнейших городах Россий-
ской федерации, подвергавшихся немецкой
оккупации. В совешании участвовали пред-
ставители ряда союзных и республикан-
ских наркоматов, исполкомов  заинтересо-
ванных городов, строительных организаций
и архитекторы. Совещание открылось док-
ладом заместителя Председателя Совнар-
кома РСФСР В. П. Пронина.

— 3a последние два года, — сообщил
докладчик, — в разрушенных городах рес
публики восстановлено 4 миллиона квад-
ратных метров жилой площади, в 105 го
родах’ восстановлен водопровод, в 15 го

родах частично восстановлено трамвайное
хозяйство и электростанции, вновь откры-
то 2.300 лечебных учреждений и более
700 школ. Однако темпы восстановитель-
ных работ нельзя признать удовлетвори-
тельными. Е

Совет Народных Комиссаров СССР обя-
зал Совнарком РСФСР, соответствующие
наркоматы, краевые и областные исполко
мы провести в нынешнем и в 1946 году
крупное восстановитёльное строительство в
Смоленске, Вязьме, Ростове-на-Дону, Но-
вороссийске, Пскове, Севастополе, Вороне-
же, Норгороде, Великих Луках, Калинине,
Брянске, Орле, Курске, Краснодаре и
Мурманске. В этих городах должно быть

введено в эксплоатацию 676 тысяч квад:
ратных метров жилой площади, 83 школы,
23 больницы, 20 бань. К концу 1946 года
проживающие здесь в землянках и вре
менно приспособленных помешениях жите-
ли должны быть переселены в отстроен-
ные дома.

На восстановительные работы отпущено
764 миллиона рублей. Строительство обес.
печивается необходимыми материалами, ра
бочей силой, транспортными средствами
оборудованием, инструментами. i

На заключительном заседании были об
суждены разработанные в секциях меро-
приятия, связанные ©. выполнением поста-
новления Совнаркома СССР. (ТАСС).

Автомашины на газе

САРАТОВ, 16 ноября. (ТАСС). Часть
автомобильного парка города переведена с
жидкого топлиза на газ метан. Он вдвое
дешевле бензина и не уступает ему по ка-
лорийности.

Перевод автомашин на газ не связан с
болыними» конструктивными изменениями
мотора, требуется лишь установить детали
для подачи газа, В Саратове сейчас стро-
ATCA мастерские для их изготовления,

В 1946 году намечено перевести с жид-
кого топлива на газ тысячу автомашин, что
позволит сэкономить в год более 18 тысяч
тонн бензина.

Утвержден состав избирательной комиссии
Армянской ССР по выборам
в Совет Нациовальностей

ЕРЕВАН, 16 ноября. (ТАСС). Прези-
диум Верховного Созета Армянской CCP
утвердил республиканскую избирательную
комиссию по выборам в Совет Нацио-
пальностей в составе следующих предста-
вителей общественных организаций и
обществ трудящихся:

Председатель республиканской  избира-
тельной комиссии Г. А. Микаелян — OT
Центрального совета Армянского общества
содействия обороне, авиационному и хиИ-
мическому строительству в СССР (Oco-
авиахим): заместитель председателя И. В.
Егиазаров — от профессионального союза
работников высшей школы и научно-
исслеловательских учреждений; секретарь
избирательной комиссии В. С. Захарян —
от професскопального союза работников
политико-проеветительных учреждений.

Члены республиканской избирательной
комиссии: Б. А. Аствацатурян — OT

Ереванской коммунистической  организа-
ции, Г. Д. Джанибекян. — от театраль-
ного общества Армении, А. А. Налбандян
— 9т Денинакалекой организации Ленин-
ского коммунистического союза молодежи
Армении, А. М. Аветисян — OT Co1osa co-
велских писателей Армении, Р. Алахвер-

диев — от профессионального союза pa-
ботников печати, А. М. Налбандян — oT
профессионального союза работников Ha-

чальных и средних школ, В. А. Арутю-
нян — от рабочих, служащих и ипжене-
ров Алавердинекого  медеплавильного 3а-
вода, А. М. Айвазян — OT КОолхоЗников
сельхозартели «Правда» села Яиджи, [9-
рисского района, Г. М, Абаджян — от
рабочих, служащих и инженеров паровоз-
ного депо станции Ленинакан, Ф. А. Па-
турян — OT профессионального союза ра-

ботников медсантруд.

Утвержден состав избирательной комиссия
Узбекской ССР по выборам
в Совет Нациовальностей

ТАШКЕНТ, 16 ноября. (ТАСС). Прези-
днум Верховного Совета Узбекской ССР
комиссию по выборам в Совет Националь-
ностей в составе следующих представите-
лей общественных организаций и 06-
ществ трудящихся:

Председатель республиканской избира-
тельной комиссии М. Мирза-Ахмедов —
от профессионального союза работников

политико-просветительных учреждений
Узбекистана; заместитель председателя
Т. А. Сарымеаков — от профессиональ-

ного союза работников высшей школы и
научных учреждений Узбекистана: сек-
ретарь избирательной комиссии №. Ис-
маилов —— от Центрального совета рес-
публиканского общества содействия 9000-

роне и звиахимическому строительству
(Осоавнахим).

комиссии: С. Ф. Абдуллаев — от Союза

советских художников Узбекистана, Б. Ф.
Аманова — от коммунистической орта-
низации Вабкентского района, Бухарской
области, Х. Бакибаева — от колхозников
сельхозартелей Янгизаманского сельского
совета, Избаскентекого района, Андижан-
ской области, С. К. Емцов — от Tam-
кентской коммунистической организации,
(. Камалов — от коммунистической орга-
низации Каракалпакии, П. М. Никифоров
— от профессионального ©0юза рабочих
железнодорожного транспорта Средней
Азии, М. Рахматуллаева — от рабочих и
служащих Ташкентекого текстильного
комбината имени Сталина, И. Рахимов—
от Ленинского коммунистического 03а
молодежи Узбекистана, М. Тапшигухамедов
— от боюза советских писателей Узбе-
кистана, Х. Турсункулов — от колхоз-
ников артели имени Кагановича, Янги?
Юльского района, Ташкентской области.

Эстонской ССР по выборам
в Совет Напиовальностей

ТАЛЛИН, 16 ноября. (ТАСС). Пре-
зидиум Верховного Совета Эстонской ССР
комиссию по выборам в Coser Нацио-
нальностей в составе следующих пред-
ставителей общественных организаций и
обществ трудящихся:

Председатель республиканской  изби-
рательной комиссии — Л. А. Иллиссон—
от Центрального совета профсоюзов Эстон-
ской CCP; заместитель председателя
А. Ю. Коорт — от Тартуского  государ-
ственного университета; секретарь изби-
рательной комиссии В. И. Куузик — or
профсоюза работников просвещения и
искусств.

комиссии: А. Ф. Крюндель — от комму-
нистической организации г. Таллина;

Перед началом изучения темы «Стрел-
ковый взвод в наступлении» е молодыми

курсантами у нас в училище принято
проводить ноказное занятие. Цель — по-
казалть динамику  наступательного боя,

роль командира взвода, командира отде-
ления и бойца, элементы взаимодействия
внутри взвода и с приданными и поддер-
живающими средствами. Поскольку зна-
чение такого занятия весьма велико, мы
„уделяем его организации большое вни-
Manne. Мы не ставим себе задачей
охват множества учебных вопросов, де-
лая упор лишь Ha наиболее характерные
элементы наступательного боя.

Для показного занятия выделяется стфел-
ковый взвод, усиленный станковым  пу-
леметом, противотанковым орудием и под-
держиваемый огнем взвода 82-мм. мино-
метов, а также одним танком (действую-
щим в направлении дапного взвода). Начи-
нается занятие © исходного положения и
доводится до атаки третьей траншеи. На-
иболее подходящей, на наш взгляд, яв-
ляется малопересеченная местность © удоб-
ным рубежом для занятия исходного по-
ложения, ярко выраженными рубежама
атаки и ведения огня.

Оборона «противника» оборудуется тре-
мя траншеями, ходами сообщения, отдель-
ными огневыми позициями и проволочны-
уи заграждениями. В траншеях и ходах
сообщения располагаются чучела и уста-
вавливаются различные противопехогные
препятствия. Противника обозначают кур-
санты © необходимыми огневыми средст-
вами. Командиры отделений наступающе-
го взвода выделяются из числа лучших
курсантов. Командиром взвода является
преподаватель. Руководителем назначается
старший офицер.

Занятию предшествует основательная
работа на местности. Руководитель с пре-
подавателями, выбрав местность, прини-
мает решение за «противника» и за на-
‹тупающих. Решение разрабатывается во
всех деталях.

После составления плана и методиче-
кой разработки начинается тренировка.
Впачале тренируются командиры отделе-

Автомобильно-технический комитет
ГАВТУКА закончил широкие лаборатор-
ные и эксплоатационные испытания ново-
го советского фильтрующего элемента
для автомобильных двигателей. Опыт по-
казал, что новый маслофильтр имеет хо-
рошие фильтрующие качества, легкость и
дешевизну изготовления и удобен в экс-
плоатации. Фильтр, имеющий два типа,
будет устанавливаться на автомобилях но-
вых созетских конструкций — «ЗИС-110».
«ГАЗ-Побела», «ГАЗ-67», «ЗИС-150» и ap.
Оба типа фильтров годны также для при-
менения их на всех импортных азтомоби-
лях.

Несложный по конструкции фильтр
(цилиндр из. тонкой жести с набором кар-
тонных дисков и звезд) дает большой
экономический эффект. Благодаря новому
фильтру масло в картере двигателя нуж-

Л. Я. Вихалем — ют учителей г. Талли-
на; И. Г. Семпер — от (Союза  совет-
ских писателей; А. К. Мери — or de-
нинокого коммуниетического союза м0л0-
дежи Эстонии; И. М. Лукас — от Цент-
рального Совета Осоавиахима Эстонской
COP; В. Ю. Валевисте — от трудящих-
ся крестьян волости Куллама Ляянеко-
го уезда, Эстонской ССР; Л. В. Лаузик—
от Выруской уездной коммунистической
организации; Г. Г. Прессе — от рабочих,
инженерно-технических работников и
служащих Таллинского машиностроитель-
ного завода; М. А. Оявее — от рабочих,
служащих и инженеров сланце-химичес-
кого комбината «Кивиыли»: С. А. Рауд-
нагель — OT трудящихся крестьян во-
о Саце, Харьюского уезда, Эстонской

Показное занятие

нРй, расчеты средств усиления и группа,
обозначающая противника. Розыгрыш бая
ведется от рубежа к рубежу и длится д
полного уяснения всей схемы боя.

Показное занятие, на наш взглял, долж-
но строиться так, чтобы оно не уводило
в сторону от намеченных учебных целей;
проходило строго согласно плану. будучи,
конечно, тщательно подготовленным и те-
оретически обоснованным. Короче говоря,
уы рассматриваем показное занятие, каб
демонстрацию учебного кинофильма, Tie
всё идет по заранее намеченному плану.
Исходя из этом, мы считаем ненужным
иметь на таком показном занятии поеред-
НИКОВ.

Напомним еще раз о пели данного заня-
тия. Главное в нем — показать молодых
курсантам современный наступательный
бой. В чем конкретно выражается эт
показ? Прежде всего демонстрируется ра-
бота на исходном положении. Затем —
наступление от одного огневого рубежа до
другого < показом способов передвижения
зависимости от действий противника и ха-
рактера местности, а также порялка ©ме-
ны огневых позиций и взаимодействия
с огневыми средствами. Далее идут утот-
нение 0б’ектов атаки на предпоследнем
огневом рубеже, подготовка атаки; атака с
движением танка, преодолением препятст-
вий, ведением огня на ходу: гранатный
«залп» по первой траншее и т. д.

В последующем демонстрируется 60й в
глубине, уничтожение «противника» в
первой траншее, очистка хода  сообще-
ния (частью сил), уничтожение о0т-
крытой огневой точки атакой с фронта в
флангов, захват второй траншеи, отраже-
Bue контратаки, выдвижение огневых
средств на новые ПОЗИЦИИ, атака 006-
ледней траншеи и закрепление захвачен-
ного рубежа.

Перечисленные здесь вопросы в основ-
HOM охватывают те статьи устава, по ко-
торым курсанты готовятея к занятиям.
Практикуемый нами метод погазпого заня-
тия, как это видно из практики, дает не-

плохие результаты.
Майор М. ЧУКАРЕВ.

НОВЫЙ СОВЕТСКИЙ МАСЛОФИЛЬТР
ДЛЯ АВТОДВИГАТЕЛЕЙ

но менять, в зависимости
мости, только после 5—10 тысяч кило-
метров пробега вместо ранее установлен-
ных 800—1000 километров. Причем един-
ственной необходимостью смены масла яв-
ляется ‘не его загрязнение, а разжижение
бензином. При правильном содержании
фильтра качество масла практически He
изменяется, и таким образом   пропадает
необходимость его регулярной смеси,

В связи с введением нового фильтра в
3—4 раза увеличивается межремонтный
пробег автодзигателя (от 17 тысяч км.
до 50 тысяч километров), в 2 раза сокра“
щается расход масла, что дает экономии
масла в год по Красной Армии до 3 ты*
сяч железнодорожных цистерн.

Первая партия опытных образцов нового
маслофильтра уже изготовлена на одном
из московских заводов.

от необходи“