Я

~

КРАСНАЯ

Столица Советского Казахстана — Алма-Ата. На снимке: проспект имени Сталина.

Фото С. Фридлянда.

Коммунисты на

комсомольском

собрании

Комсомольская работа — неот’емлемая
часть всей партийно-политической работы
в армии. Армейские партийные органи-
зации призваны повседневно” оказывать
помощь комсомольским работникам, учить
HX, воспитывать, направлять BCI HX
практическую деятельноеть. He подлежит
никакому сомнению, что качество комсо-
мольекой работы всецело зависит от ка-
чества партийного руководства.

В данной статье нам хотелось бы оста-
повиться лишь на одной из форм осуще-
ствления такого руководства. Речь идет
00 участии коммунистов в комсомольских
собраниях. Общеизвестно, что каждое та-
кое собрание должно быть школой боль-
шевистекого воспитания ДлЯ членов
ВЛЕСМ. А для этого требуется очень мно-
roe. Для этого нужно и умело подобрать
повестку дня, и заблаговременно ознако-
МИТЬ © Нею всех комсомольцев, и п0забо-
титьея о соответствующей подготовке до-
хладчиков, и дать уже в ходе собрания
правильное направление прениям. Послед-
нее приобретает порой 060бую важность,
и партийные организации должны учиты-
вать это. Всяческого одобрения заслужи:
вают те из них, в которых считается `обя-
зательным, чтобы на каждом комсомоль-
ском собрании непременно присутствовал
кто-нибудь из партийного актива. Ка-
кое 910 имеет значение, нетрудно судить
хотя бы по такому конкретному примеру.

Однажды рядовой Н-ской гвардейской
части комсомолец Егоров, булучи ночью
в наряде, недостаточно бдительно нее ка-
раульную службу. Утром это стало изве-
стно комеоргу батальона гвардии младше-
му лейтенанту Дьяконову. Последний, по-
товорив с членами бюро, решил вынести
этот вопрос на Комсомольское собрание.
Члены бюро поддержали комсорга.

Собрание пришлось назначить как раз
на тот день и чае, когда парторг баталь-
она гвардии млалигий лейтенант Зайцев
должен был проводить занятия в партий-
ной школе. Это, естественно, лишило его
возможности лично присутствовать на
собрании. Но Зайпев позаботилея o TOM,
чтобы представитель партийной организа-
ции там всё же был. На комсомольское
собрание поел коммунист Агарков.

Почему парторг остановил свой выбор
именно на этом коммунисте? Да потому,
прежде всего, что гвардии лейтенант Ата?-
ков — один из наиболее уважаемых в 68-
тальоне людей. Своей образцовой службой,
активным участием в жизни партийной

‹ организации и большевистской принци-

пиальностью он давно завоевал cede не-
пререкаемый авторитет среди всего лично-
го состава. К каждому его слову чутко
прислушиваются и коммуниеты и беспар-
ТИЙНЫе.

Перед тем как итти на собрание, Агар-
ков обстоятельно побеседовал и © крас-
ноармейцем Егоровым, и © другими комсо-
мольцами. Вопрос, который предстояло o6-
суждать там, был изучен им во всех де-
талях.

Началось собрание. После сообщения
комсорга о поведении Егорова разверну-

. AHCh прения. Олнако первые выступления

были вялыми. С нарушителем диеципли-
ны комсомольцы разговаривали слишком
мягко. Тут-то и поднялея коммунист Агар-
ков. Он напомнил участникам собрания 9
военной присяге, о долге гвардейца веет-
ла и во Beem быть образцом советского
воина,

— Я слышал, — заявил тов. Атарков
в заключение, — что Егоров собирается
вступить в партию. Скажу прямо, нару-
шителям дисциплины в партии нет ме-
ста...

Комеомольпы знимательно выслушали
Агаркова, и его выступление оказало весь-
ма благотворное влияние на дальнейший
ход собрания. Прения стали гораздо ост-
рее, и Егоров понял, что товарищи не <о-
бираюлея уговаривать или упрашивать, а
CypoRo осуждают его и не намерены при-

нимать в расчет никакие оправдания. Он
признал свою ошибку и дал слово, что
никогда больше ни единым своим поступ-
ком не запятнает звания комеомольца.

Собрание приступило к обсуждению ре-
шения. Проект его оказался ‘недостаточно
конкретным. Тогда снова выступил Агау-
ков. Он предложил обязать комсомольцев-
агитаторов провести в отделениях беседы
© традициях сталинской твардии, о при-
мерности комсомольцев и дисциплине. Ре-
шение ‹разу стало более целеуетремлен-
ным.

Црисутствие Агаркова на комсомольском
собрании не прошло бесследно и для пар-
тийной организации. Но его предложению
вопрое о примерности комсомольцев в с0б-
людении воинской дисциплины был. выне-
сен на заседание партийного бюро, п
последнее приняло надлежащие меры для
усиления воспитательной работы среди
молодежи. З

Как видим, присутетвие коммуниста на
ROMCOMOIBCKOM собрании и его активное
участие в работе последнего привели к
весьма благоприятным результатам. Одна-
ко, ° нечего греха ‘таить, далеко еще. не
везде наши партийные работники сполна
используют трибуну этих собраний. На-
пример, в дивизии, где помощником на-
чальника политотдела по комсомольской
работе гвардии капитан Коссовский, члены
партии почти не присутствуют на ком-
сомольских собраниях, а если и присут-
ствуют, то активного участия в их ра-
боте не принимают.

Характерный пример. Не так давно од-
ному из полков этой дивизии предстояло
перебазирование на новое место. Перед
маршем в подразделениях проводились
комсомольские собрания. Состоялось такое
собрание и в роте, где комеоргом гвар-
дии старший сержант Бразуль. Но оно не
было подготовлено и проходило вяло. Ни
KOMCOPT, HH выступившие в прениях не
‹казали ни слова о самом насущном —

о дисциплине марша, о бдительности в
пути. Между тем жизнь подразделения
настойчиво диктовала эти вопросы. Не

счел нужным взять слово и присутетво-
вавигий на собрании коммунист тов. Дры-
ков.

Так же было и в других ротах. Присут-
ствие на комсомольских собраниях членов
партии превратилось в пустую формаль-
ность и не принесло пользы ни комсо-
мольцам, ни партийной организации. Cro-
ит ли удивляться тому, что во время
марша здесь имели место и нарушения
дисциплины, и болтливость; и многие
другие весьма нежелательные явления.

Совершенно недопустимо также, когда на
комсомольские собрания парторг направля-
ет коммуниста, который сам не вполне
образцовый воин. А 970, к сожалению,
иногла случается. Совсем недавно, напри-
мер, на одном из собраний в этой же ди-
визии комсомольцы обсуждали вопрос, как
помочь командованию добитьея высоких
показателей на боевых стрельбах. На нем
выступил коммунист Зиганигин. Но комсо-
мольцы не прислушивались к его словам,
и на это у них имелись веские основа-.
ния, Дело в том. что сам тов. Зиганшин
стреляет очень плохо.

Присутствие коммуниста на комеомоль-
ском собрании только тогда принесет свои
плоды, когда этот коммунист будет обла-
дать всеми качествами истинного больше-
вика: высокой принципиальностью, при-
мерным отношением к службе, безукориз-
венной дисциплиной. На комсомольских
собраниях обязаны  присутетвовать He
только активисты или члены бюро, но и
сами пПарторги, Заместители командиров по
политической части, начальники политот-
делов:

Забота © воспитании комсомольцев все-
тда окупится еторицей.

Майор В. КУЗНЕЦОВ.
ПРИБАЙТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.

$ $$

От Исполкома Союза обществ Красного Креста
ц Красного Полумесяца СССР

В связи с поступающими в Централь-
Hoe справочное бюро при Исполкоме Ерас-
ного Креста и Красного Полумесяпа СССР
запросами о судьбе пропавших без вести
в период войны ‘военнослужащих, Испол-
ком вторично раз’ясняет, что бюро зани-
мается розыском лиц только из Числа

граждансного населения, & не военнослу-
жащих,

Bee полученные заявления о розыске
военнослужащих направлены в Управле-
ние учетя потерь Красной Армии, куда и
слелует в дальнейшем” обращаться © по-
добными заявлениями.

Помошь семьям воинов
и демобилизованным

Широкую материальную и денежную по:
мощь оказывает государство семьям воен-
нослужащих, демобилизованным и семьям
погибших воинов Красной Армии.

За последние 3 месяца в промышлен-
ность и сельское хозяйство Московской
области было устроено на работу с по-
мощью отделов по государственному обес:
печению семей военнослужащих свыше 7 ©
половиной тысяч человек. Много внимания
было уделено также переквалификации
работающих. Тысячи матерей, жен и се-
стер воинов, недавно пришедших на про-
изводство и в сельское хозяйство, полу-
чили возможность пополнить свои знания
в школах техминимума и на краткосроч-
ных курсах. Это значительно повысило их
заработок.

Мать двух фронтовиков—пятидесятилет-
aaa Мария Ивановна Соловьева-—еще не-
давно работала швеей-ручницей на Ухтом:
ской фабрике № 7. Повысив свои техни-
ческие знания, Соловьева перешла на ра-
боту к станку. За отличную работу она
награждена орденом Трудового Красного
Знамени.

Жена бойца Мальцева до войны не ра-
ботала. В годы войны она поступила чер-
норабочей на Ухтомский завод № 1. Сей-
час Мальцева — начальник смены, награж-
дена медалью «За трудовую доблесть».
 Ткачиха Егорьевской фабрики Андронова
после переквалификации стала зарабаты-
вать около 2.000 рублей, вместо 300, Ва-
кулова и Узбекова — по 1.000 рублей.

За три месяца семьям военнослужащих
и демобилизованным выстроено и отремон-
тнровано около 1.000 домов. Отремонтиро-
вано свыше 20.000 квартир и предоставле-
но вновь 16.500 квартир.

Возвращаясь на Родину, демобилизован-
ные воины получают от государства де-
нежную ссуду и лесоматериалы на строн-
тельство домов. За летние месяцы им вы-
дано 4 миллиона 452 тысячи рублей день-
гами и свыше 18.000 кубометров лесома-
териалов.

Много внимания и заботы оказывают
семьям воинов, погибших в боях за Ро-
дину. Им выделено более 8.000 голов раз-
ного скота, много‘ обуви и одежды,
150.000 метров ткани, а также продукты
питания.

+++

ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 16 но-
ября. (По телеграфу от наш. корр.). Воен-

ЗВЕЗДА

fhe ee ah aay dest ”

HA

К Дню артиллерии

АРТИЛЛЕРИ

11. Артиллерия Красной Армии

Товарищ Сталин назвал советскую ар-
тиллерию главной ударной силой Красной
Армии. Эту высокую оценку наша артил-
лерия заслужила решающими успехами в
разгроме немецко-фашиетской армии. Co-

зетский народ законно гордится своей ар--

тиллерней, на создание которой он не жа-
лел ни сил, ни ередетв. В течение все-
го существования советского государства
артиллерия Красной Армии была грозным
оружием, силу ударов которого испытали
на себе вее враги нашей Родины.
Зарождение советской артиллерии отно-
CHICA K TOMY периоду, когда после Вели-
кой Октябрьской Социалистической  рево-
люции Ленин и Сталин ‹оздавали воору-
женные силы молодого советского госу:
дарства. Артиллерийекие подразделения
создавались тогда, главным образом, из
отдельных батарей, влившихея в ряды
Красной Армии из артиллерийских частей
старой царской армии. На вооружении

этих батарей ‹остояли преимущественно

16-мм. пушкя образца 19022 годаи 122-мм.
гаубицы образца 1909 и 1910 rr.

Показателен количественный роет ap-
тиллерии Красной Армии в первые годы
ее существования. В декабре 1917 года,
когда только организовывалиеь первые
отряды будущей Красной Армии, имелось
всего 30—40 орудий. К весне 1919 года
в действующих частях уже насчитыва-
л0сь 1697 орудий. Количество артилле-
рии еще больше возросло к 1920 году.
Советская артиллерия все время была с9-
ставной частью Красной Армии ин вместе
с ней прошла суровые испытания в годы
гражданской войны. B тех блестящих
победах Красной Армии, которые она одер-
жала в гражданской войне, есть немалая
заслуга и совелской артиллерии. Совет-
ские артиллеристы помогали громить бе-
локазачьи войска генералов Шкуро и Ма-
монтова, отборные офицеркие полки Де-
пикина, белофинские и юнкерские отряды
Юденича, многочисленные банты Колчака.
Мошные залпы нашей артиллерии гремс-
ли под Петроградои и Царипывом, при
защите Каховского плацдарма и на бере-
гах Вислы, под Перекопом и на Сиваше.

Первой крупной операпией граждан-
ской войны, в которой советская артил-
лерия участвовала как могучая сила, бы-
ла знаменитая оборона Царицына. 0боро-
nol Царицына руководил лично товарищ
Сталин. Под его руководством артиллерия
Царицынского фронта была пополнена ма-
териальной частью, боеприпасами, & глазв-
ное, была приведена в полную боевую
тотовность. В дни обороны Царицына т9-
варищ Сталин научил артиллеристов ис-
пользовать ‹©в0е грозное оружне маесиро-
ванно. Во время решающих боев за Цари-
цын в октябре 1918 г. no приказу това-
рища’ Сталина была ‹оздана артиллерий-
ская группировка. состоящая из 27 бата-
рей. Массированным артиллерийским ог-
нем удалось отразить яростные атаки
войск тенерала Мамонтова и обеспечить
контрудар советских войск. Опыт маееи-
рюванного применения артиллерийского ог-
ня под Царицыном лег в основу боевого
использования артиллерии Врасной Ар-
мии.

Летом 1920 года, во время боев на
Каховском плацдарме, молодой советской
артиллерии впервые пришлось встретить-
ся < танками. Хотя не было никакого
опыта борьбы с танками, тем не менее в
районе деревни Чаплинка советские ap-
тиллеристы смело вступили в бой ¢ Opo-
нированными машинами врага и уничто-
жили семь ‘танков и броневиков.

Исключительно большую роль сыграла
артиллерия Красной Армин во время
штурма Перекопа. Противник имел здесь
сильные укрепления с большим количест-
BOM пулеметов и орудий. Только на уча-
стке наступления 51-й дивизии у Вран-
теля было около 200 орудий. Частям
Красной Армии о предстояло преодолеть
эти укрепления. Атаке пехоты предшест-

ный Совет округа выделил более` 12 тысяч! вовала, трехчасовая артиллерийская подго-

комплектов подарков для семей офицеров,
погибших на фронте, и семей инвалилов
Отечественной войны. Среди подарков —
обувь, мануфактура, трикотаж и‘другие из-
делия.

СЕГОДНЯ
ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ
«ДИНАМО»—«КАРДИФФ»

Вчера наш корреспондент связался по
телефону с г. Кардиффом, куда уже при-
ехала советская спортивная делегация.

15 ноября в специальном вагоне дина-
мовцы выехали на западное побережье
Англии. Совместно с советскими спортсме-
нами отправились из Лондона корреспон:
денты крупнейших английских газет.

Гостиница, где разместились динамовцы,
украшена плакатом на русском языке:
«Добро пожаловать, наши советские го-
сти». Все вечерние газеты на видном месте
поместили сообщение о прибытии в Кар-
дифф команды «Динамо».

Газеты пишут © том, что футболисты
Южного Уэльса наэлектризованы москов-
ским «Динамо». Интерес к матчу настоль:
ко велик, что вряд ли кардиффский ста-
дион сумеет вместить всех желающих Все
билеты на трибуны были проданы за один
день. Дополнительно выпущено в продажу
еще 35.000 входных билетов. Такого ко-
личества билетов одновременно не прода-
валось за все годы существования ста-
диона. На матч с’езжаются шахтеры
окрестных копей.

Руководитель клуба «Кардифф» Спирс,
видевший матч между «Динамо» и «Чел-
си», говорит: «Русские являются прекрас-
ными футболистами». (Спирс считает, что
команда И покажет лучшую игру,
чем «Челси». розыгрыше первенства
Англии «Кардифф» занимает третье место

В день приезда советские спортсмены
получили очень любезное письмо от мэра
города. Он предлагает динамовцам осмот-
реть город и его окрестности, копи, порт,
заводы, фермы.

Самочувствие команды отличное.
Вчера динамовцы получили официальный
список команды «Кардифф». В списке
только одна новая, неизвестная советским

футболистам, фамилия. Игроки «Кардиффа»   ка
Все они играют за   сп

— высокого класса,
сборную Южного’ Уэльса.

— Mata с «Кардиффом», —
тренер команды «Динамо»
будет достаточно серьезным. _

товка. Метким огнем артиллеристов были
проделаны проходы в проволочных за-
граждениях и уничтожены многие огне-
вые точки противника. Когда пехотные
части пошли в атаку, от них не отста-
вали и артиллеристы. Они тащили свои
орулия в передовых частях пехоты и пря-
мой наводкой поражали цели. Усилиями
пехоты и артиллерии сопротивление вран-
телевских войк было сломлено, и Крас-
ная Армия овлалела Перекопом.

Гражданская война была первым серь-
езным испытанием для молодой артилле-
рии Красной Армии. Это испытание ею с
честью было выдержано. Бойпы и коман-
зиры артиллерии показали беспредельную
преданность своей Родине и проявили
массовые образцы героизма, стойкости я
отваги,

Олнако артиллерия Красной Армии пе-
иода гражданской войны ни своим ко-
личеством, ни качеством не могла удов-

летворить растущим потребностям раз-
вития вооруженных сил нашей стра-
ны. Поэтому в годы мирного строи-

тельства наше правительство, большевиет-
ская партия и лично товарищ Сталин
серьезное внимание уделяли развитию
боевой техники и, в частности, артилле-
рии. В 1930 тоду была модернизирована
старая 76-ми. пушка образца 1902 года,
составлявшая тогда основное вооружение
дивизионной артиллерии. Модернизация
позволила увеличить дальность стрельбы
этой пушки и несколько улучшить ее
боевые качества.

Ho этого было недостаточно. Надо было
создавать новую материальную часть ар-
тиллерии, которая могла бы разрушать
BCe современные укрепления и способна
была бы бороться ¢ авиапией, танками и
другой боевой техникой противника. Бы-
ли созданы весе необходимые предпосылки
для подлинного распвета советской артил-
лерии. В годы сталинских  пятилеток
значительно выросла наша военная про-
мышленность и, в частности, промышлен-
ность, производящая орудия, боеприпасы
и приборы управления огвем.

Товарищ Сталин любовно выращивал
дры молодых советских конструкторов,
особных создавать самые совершенные
образпы материальной части артиллерия.

говорит   В научно-исследовательских институтах, в
М. Якушин, — конструкторских бюро, в лабораториях ве-

7а<ь напряженная работа по изучению

°
Генерал-лейтенант артиллерии
И. ПРОЧКО
>

новых вопросов развития артиллерийской
техники. Советская артиллерия станови-
лась многочисленным и мотгушественным
родом войск. Товарищ Сталин вниматель-
но следил за развитием артиллерии и на-
правлял его по правильному пути. В евэ-
их выступлениях товарищ Сталин неодно-
кратно подчеркивал исключительно важ-
ное значение артиллерии в современной
войне. Танки и авиация при всех их за-
мечательных боевых свойствах не только
не вытесняют артиллерию ¢ поля боя,
но’ вызывают новые виды артиллерии
как, например, самоходную, противотанко-
вую и зенитную.

Начиная < 1937 года, на вооружение
артиллерии Врасной Армии стали посту-
пать новые, наиболее современные ору-
дия разных‘ систем и калибров. На воору-
жение была принята 45-мм. противотан-
ковая пушка. Эта пушка в годы Вели-
кой Отечественной войны была несколь-
ко модернизирована и показала высокие
боевые качества в борьбе е немецкими
танками. Вновь были . спроектированы,
произведены на наших заводах и посту-
пили па вооружение советской артилле-
рни 76-мм, дивизионные пушки, 129-ми.
пушки и гаубицы, 152-мм. гаубицы и
гаубицы-пушки, 120-мм. минометы, 3
также тяжелые мортиры. Советская ap-
тиллерия не только способна была отра-
жать любые атаки врага, но преврати-
лась в мощное наступательное средетво.

В 1939 roxy советская артиллерия еще
более выросла количественно и качествен-
но. № этому времени, по сравнению ¢
1934 годом. т.е. за пять лет, легкая
артиллерия Красной Армии выросла на
34, средняя на 26, тяжелая на 85 и 3е-
аитная на 169 процентов.

В 1938 году советская артиллерия при-
нимала участие в разгроме японских
войск на Хасане, пытавшихея вторгнуть-
ся на нашу территорию. Еще большие
удары по японским захватчикам наносила
советекая артиллерия на реке Халхин-Гол
летом 1939 года. Здесь она успешно бо-
ролаеь € японской артиллерией и нанес-
ла тяжелые потери живой силе врага при
окружении и разгроме японской группи-
ровки войск.

Но еще большую силу показала совет-
ская артиллерия зимой 1939 — 1940 го-
да, когда финская военщина спровоциро-
вала войну на северо-западных границах
нашей Родины. Война < Финляндией про-
текала в исключительно трудных Услови-
ях. Суровая зима, дремучие лёса, озера и
болота, отсутствие дорог — Bee это по-
требовало ‘от бойцов и командиров Врас-
ной Арупи исключительного напряжения
сил, выдержки и настойчивости в преодо-
лении этих естественных препятствий. Но
самым главным препятотвием была ук-
репленная линия Маннергейма, сооружен-
ная Ha Карельском перешейке. Олнако
под ударами частей Красной Армии желе-
зобетонные сооружения линии Маннергей-
ма, считавшиеся неприступными, разле-
телись в прах, и решающая заслуга в
этом принадлежит советской артиллерии.
Разрушение мощных железобетонных ©о-
оружений потребовало от советских ap-
тиллеристов прежде всего высокого стрел-
ково-артиллерийского мастерства. Только
тщательная разведка и исключительная
точность стрельбы обеспечивали разруше-
ние вражеских долговременных огневых
точек. Артиллеристы блестяще справились
с поставленными задачами. Они выкаты-
вали на позиции тяжелые 203-мм. гау-
бипы и прямой наводкой разрушали ук-
репления финнов.

Получив боевой опыт в советеко-фин-
ляндекой войне, артиллериеты продолжали
совершенствовать свои военные знания.
На подготовку кадров советской артилле-
рии обращалось 0с0б0е внимание. Была
значительно распгирена сеть артиллерий-
ских училищ. В училища  отбирались
юноши, имевшие высокую образователь-
ную подготовку. Были созданы специаль-
ные школы, являвшиеся для молодежи
подготовительной ступенью AIA поступле-
ния в артиллерийские училища. Значи-
тельно улучшила свою работу Артилле-
рийская академия по подготовке высоко-
квалифицированных командиров и инже-
Ееров артиллерии, переведенная решением
правительства в Москву.

Накануне войны е гитлеровской Гер-
манией советская артиллерия была доста-
точно многочисленна, хорошо организо-
вана и вооружена современной — мате-
риальной частью. Для эффективной борь-
бы с танками противника были созданы
спениальные противотанковые части. Име-
лась сильная дивизионная, корпусная ау-
тиллерия и артиллерия Резерва Главного
Команлования. Личный состав советской
артиллерии был хорошо подготовлен для
решения самых сложных задач.

Первые же лни борьбы се немецко-фа-
шистекой армией показали, что советская
артиллерия является могучим средством
истребления живой силы противника и
борьбы © его техникой. В обороне ‹овет-
ская артиллерия являлась тем щитом, 0
который разбивались самые яростные
атаки немецко-фашистеких войск. Танко-
вым ливизиям противника, Ha
немецкое командование делало главную
ставку в выполнении плана «молниенос-
ной» войны, был нанесен ряд сокруши-
тельных ударов. Советская артиллерия
оказалась при этом главным средством
истребления танков.

Вуесте со всей Красной Армией совет-
ские артиллеристы мужественно отстаи-
вали свою Родину от пемепко-фашиетеких
захватчиков. Особенно чувствительные
удары напосила советская артиллерия по
немецким войскам под Москвой и Ленин-
градом. «Как известно, артиллерия была

той силой, которая помогла Красной
Армии остановить продвижение врага у
ICTY HOB Ленинграда u Москвы»

(HW. Гталин).

“Война потребовала хальнейтего усиле-
ния советокой артиллерии. В 1941 году
товарищ Сталин уделил 060б0е внимание
развитию противотанковой артиллерии.

которые.

Были осуществлены новые формирования
противотанковых частей. Приказом т0-
варища Сталина все противотанковые
артиллерийские подразделения и части
были переименованы в ‘истребительно-
противотанковые, и это придало им еще
более активный характер. Наши совет
ские конструкторы и артиллерийские за-
воды напряженно работали над повыше“
нием могущества советской артиллерии,
В 1942 году была принята на вооруже-
ние новая 76-мм. дивизионная пушка
«ЗИС-3З», которой в первую очередь бы-
ли перевооружены истребительно-противо-
танковые части.

Были также спроектированы и посту
пили на массовое производство новые
подкалиберные и кумулятивные снаряды,
отличающиеся сильной  бронепробиваемо-
стью. Истребительно-противотанковая ap-
тиллерня, вооруженная прекрасной мате-
риальной частью и боеприпасами, в уме-
лых руках советских артиллеристов
превратилась в страшное оружие истреб-
ления немецких танков. В битве под
Москвой, под Сталинградом, под Орлом и
Белгородом, в Прибалтике и в других ме-
стах советская артиллерия уничтожила
десятки тысяч немецких танков. В корот-
кий срок была создана мощная самоход-
ная артиллерия, которая по своим бое-
вым качествам значительно превосходила
немецкую самоходную артиллерию. Артил-
лерийские самоходы в тесном взаимодей-
ствии ‹ пехотой и танками на всех эта-
пах войны наносили противнику силь-
ные удары и в наступлении и в обороне.

Важнейшим техническим достижением .
советской артиллерии является появление
боевых установок, снабженных реактив-
ными снарядами. Эти установки  полу-
чили гвардейские минометные части, ко-
торые в оборонительных боях наносили
большой урон живой силе противника, &
затем, выросшие количественно и каче-
ственно, стали мощным наступательным
средством. Знаменитые «Катюши» завое-
вали любовь и уважение всех воинов
Красной Армии, а в рядах врага всегда
вызывали страх и смятение.

Разгром немецких войск под Москвой
и переход Красной Армии в наступление
показали, что советская артиллерия яв-
ляется могущественным средством сокру-
шения вражеской обороны и непрерывного
отневого обеспечения наступающих пехо-
ты и танков. Но для еще .более эффек-
тивных ударов по врагу нужно было про-
вести ряд мероприятий, усиливающих
свойства советской артиллерии. Товарищ
Сталин поставил вопросе 06 изменении
тактики артиллерии в наступательных
операциях. Если раньше артиллерия все
свои усилия сосредоточивала на подго-
товке атаки ‘пехоты и танков, то новое
требование заключалось в том, что зр-
тиллерия не должна была прекращать
своей боевой активности до преодоления’
обороны противника на всею ев такти-
ческую глубину и до полного разгрома
живой силы и техники врага.

По инициативе товарища Сталина были
созданы крупные ‘артиллерийские  соеди-
нения, сыгравшие весьма важную роль в
операциях Красной Армии. Начиная хт
разгрома немцев под Сталинградом и кон-
чая поражением берлинской группировки
немцев, советская артиллерия была тем
могучим тараном, который  прокладывал
путь пехоте, коннице и танкам.

В 1944 году в День артиллерии то-
варищ Сталин писал: «Артиллерия была
той силой, которая обеспечила Красной
Армии разгром немецких войск под Ста-
линградом и. Воронежом, под Курском и
Белгородом, под Харьковом и Киевом. под.
Витебском и Бобруйском, под Ленингра-
дом и Минском, под Яссами и Кишине-

вом». В прорыве немецкой обороны на
Висле и Одере, в боях за Будапешт,
Кенигсберг и Берлин удары советской

артиллерии были еще более сокрушитель-
ными. На Дальнем Востоке, в борьбе ©
японскими империалистами, советские ар-
тиллеристы проявили такие же высокие
качества, как п в борьбе с немецко-фа=
пистской армией.

Рост могущества советской артиллерии
ярче всего проявлялся в массировании
огня на решающих участках прорыва. В
прорыве немецкого фронта под Сталин-
градом ‘участвовало свыше 3000 opy-
дий. Наступление на Висле войска 1-го
Белорусского фронта начали при поддерж-
ке более 9000 орудий и минометов. В
Берлинской операции участвовало около
22 000 орудий и минометов разных ка-
либров. Когда вся эта масса артиллерии
обрушивалась на врага, в его укреплени-
ях производились страшные разрушения;
техника превращалась в груды металли-

ческого лома, а на поле боя оставались
тысячи немецких трупов.
Советская артиллерия сильна He

только количеством и качеством матери“
альной части и совершенной

E организа-
цией, Она сильна также высоким
искусством артиллеристов, их умением

использовать трозную боевую технику, их
беспредельной стойкостью, мужеством и
отвагой. «Всем известно, что советская
артиллерия добилась полного господства
на поле боя над артиллерией врага, что
в многочисленных боях в врагом совет=
©кие артиллеристы и минометчики локры-
ли себя неувядаемой славой исключитель-
ного мужества и героизма, & командиры
и начальники показали высокое искусетч
во управления огнем» (И. Сталин).

Героические дела советских артиллериз
тов оценены 10 достоинству. Свыше
1600 артиллеристов удостоены звания
Героя Советского Союза. Среди этих Ге-
роев-—бесстранные. истребители неменких
танков, отличные разведчики, мастера
меткого и сокрушающегм огня, люди вы
сокого личного мужества и храбрости,
Около 1200 тысяч рядовых, сержантов;
офиперов и генералов награждены  орде-
нами и уедалями Советского Союза:
Роевые знамена многих артиллерийских
частей и соединений украшены орденами
Ленина, Прасного - Знамени, Суворова;
Кутузова и Богдана Хмельницкого. дит—
свидетели того славного пути, который
прошла советекая артиллерия с момента
своего завождения и до наших дней.