}

`балхашекий

г.

1 декабря 1945

Советский

Казахстан раскинулся ма огромном про-
странстве B 2,9 миллиона квадратных
километров.

Неисчерпаемы ископаемые богатства
Казахстана: В прошлом лежавшие мерт-
вым капиталом в недрах эемли, они ны-
не разведаны и творческой волей совет-
ских людей поставлены на службу наро-
ду. Казахстан — крупнейший район цвет-
ных металлов в СССР и один из крупней-
ших на земном шаре. По запасам мели,
пинка, и свинца он занимает первое Me-
cr в Советском Союзе. Ha ero террито-
рии много золота, олова, никеля, молиб-
дена, вольфрама подругих пветных и ред-
ких металлов. Месторождения меди миро-
вого значения расположены в полупу-
стынном Центральном Казахстане: Жемчу-
жиной Казахстана и всего Советского Со-
юза является рудный Алтай, в недрах ко-
торого таятся богатейшие запасы цинка
и свинца, золота и ‹еребра, олова и др.

До Октябрьской революции добыча цвет-
ных металлов в Казахстане ‘была ни-
чтожной. Она производилась небольшими
предприятиями с примитивной техникой.
При советской власти в республике <93-
даны мощные предприятия цветной ме-
таллургии, оснащенные  первокласеной
техникой, К северу от озера Балхаш на
Коунрадском месторождении возник При-
медеплавильный комбинат.
Крупные предприятия созданы в рудном.
Алтае (Лениногорск, 6. Риддер, Иртышн-
ский и др.), в районе Джезказгана —
Карсакпая и в Чимкенте.

Богат также Казахетан минеральным
топливом и гидроэнергией. В Центральном
Казахстане расположен Карагандинский
угольный бассейн — один из ботатейних
в Советском Союзе. В дореволюционное
время добыча угля в Караганде была со-
вершенно незначительной: ее макенмаль-
ные размеры были 140 тыс. тонн в год.
Е концу же второй сталинской пятилетки
добыча превышала 4 миллиона тонн. Ка-
ратанда стала второй угольной базой в
Азиатской части СССР (после Кузнецкого
бассейна) и третьей во всем Советском
Союзе. :

В западной части Казахстана, в бас-

с«йне реки Эмбы, расположена Эмбенская
нефтеноеная область — вторая в СССР
10 своим запасам. К началу третьей ня-
тилетки Эмбенский район занял четвертое
меето в СССР no добыче нефти.
‚ Огромные запасы фосфоритов (в рай-
9ве Актюбинска и горах Кара-Тау)  спо-
собствовали созданию промышленности
мпнеральных удобрений. В многочислен-
ных озерах Казахстана добывается соль.
(билие домашнего скота дало возмож-
ность создать крупную мясную  про-
уышленность (в Семипалатинске, Петро-
павловеке, Уральске, Алма-Ате). Широкое
развитие получило маелолелие.

На берегах Каспийского моря, а также
Аральекого моря и 9зера Балхаш развер-
Вулось крупное рыболовство; построены
Гурьевекий, Балхашекий и Аральский
рыбоконеервные комбинаты, В юго-восточ-
ных районах Казахстана в советские годы
впервые была создана крупная сахарная
промышленноють.

билие стратегического сырья (угля,
нефти, цветных металлов) в Казахстане
придало ‘ему исключительно важное зна-
чение в годы Великой Отечественной вой-
ны. Наряду < Уралом и Кузбассом Ва-
захетан стал одним из основных районов
резного снабжения. 1

Несмотря на затруднения военного вре-
хени, в республике развернулось большюе
индустриальное строительство. В годы
войны рошли в строй две крупные элек-
Тростанции (в Караганде и Актюбинске)
и уното мелких; сеть рудников и обога-
тительных фабрик по цветным металлам,
Уного новых угольных шахт и нефтелро-
MbICLOB; завод ферросплавов в Актюбинске,
первенец черной металлургии в Казах-
стане (в районе Карагандь), первая оче-
Pein  Текелийского  свинцово-цинкового
коубината, — Джездинский  марганцевый
комбинат, много предприятий легкой и пи-
щевой промышленности.

Социалистическая Реконструкция ко-
ренных образом перестроила и сельское
хозяйство республики. hak w@ Bo всем
Союзе, раздробленное технически отсталое
мелко-крестьянекое хозяйство преврати-
Лось в крупное социалистическое сельское
хазяйство, оснащетное новейшей техникой.
Ныне в республике действуют 363 машин-
но-тракторные станции, в которых имеют-
ся несколько десятков тысяч тракторов, 12
тык. комбайнов и множество других слож-
ВЫХ сельекохозяйственных машин.

Казахстан

ское хозяйство республики больше 3
миллиардов рублей.   р

Разнообразие природных условий опре-
деляет и многообразие сельского хозяй-
ства Казахстана. На его полях выращива-
ют зерновые культуры — яровую ишени-
цу, просо, рис и др.; технические культу-
ры и ‹амые разнообразные бахчевые и
садовые культуры, Вместе с тем обширные
пастбища Казахстана выдвинули ero B
первый ряд <реди основных животноводче-
ских районов Советското Союза. На при-
вольных пастбищах Казахстана пасется
больше 15 миллионов голов скота.

Южный Казахстан — район ценных
технических культур: хлопка, caxap-
ной свеклы, желтых Табаков, итальянской
конопли, клешевины,  кунжута, сафлора,
каучуконосов и др. Посевы хлопка состаз-
ляли здесь в 1913 г, лишь 21 тые. тек-
таров. ав 1939 г. — 149 тыс. гекта-
pos. Возделывание сахарной свеклы и
большинства друтих технических культур
вачалось лишь в советские годы.

На юге и юго-востоке Казахстана при
советской влакти развернулось гигантское
ирригационное строительство.

На поливных землях много рисовых
плантаций, Значительны здесь и посевы
пшеницы, в частности на более возвы-
шенных местах, не нуждающихся в ис-
кусетвенном орошении. Украшением этой
полосы являются многочисленные фрук-
товые Фады.

Коренное переустройство и необычай-
ный под’ем хозяйства Казахстана Могли
быть осуществлены только в условиях ‹9-
циалистического строя и в фезультате
культурной революции.

Коренным образом изменился культур-
ный облик  казахекого народа. В до-
революционный период две трети на-
селения Казахстана вело кочевой образ
жизни. Под’ем хозяйства и культуры Ка-
захстана. в тоды советской власти позво-
лили всему его населению перейти на
оседлость. Еще в 1926 г. грамотные co-
ставляли лить 22,8 проп., ак 1939 г.
грамотных было уже 76,3 проц. В 1945 г.
чиело учащихся в начальных и средних
школах было в 70 раз больше, чем в
1914 т.

До Октябрьской революции Казахстан не
знал ни высших учебных заведений, ни
научно-исследовательских учреждений.
(Сейчас в республике 22 вуза и больше
50 научно-исследовательских учреждений
во главе с Академией наук Казахской
ССР. В. 1914 г. в Казахстане было лишь
2 театра, в 1939 г. — 35. Киноуста-
р в 1914 г. было 20, ав 1939 г—

Поразителен бурный рост печати в Ка-
захстане. В 1913 г. было издано 13 наз-
ваний книг с тиражом в 4 тыс. экзем-
пляров, а в 1939 г— 626 названий е
тиражом ‘свыше 8,3 миллиона экземпля-
ров. Большие сдвиги произошли и в обла-
сти здравоохранения. В 1939 г. в рес-
публике насчитывалось врачей в 11,2
раза больше, чем в 1913 т.

Так изменилось при советской власти
лицо Казахстана. Его хозяйственный и
культурный рост — одно . из наиболее
ярких проявлений  ленинско-сталинской
национальной политики. При братекой
помощи великого русского народа казах-
ский народ воспрянул к новой жизни.

В голы Великой Отечественной Polinbl
сыны казахского народа рука-0б-руку <
другими народами Советского Союза са-
моотверженно отстаивали свободу и неза-
висимость своей социалистической Роди-
ны. Свыше 57 тые. казахстанцев были
натраждены орденами и медалями. Среди
них 330 человек удостоились высокого
звамия Героя Советского Союза. Прослав-
ленная Восьмая гвардейская трижды орде-
ноноеная Панфиловская дивизия, вписав-
шая блестящую страницу в историю Оте-
чественной войны, была целиком  уком-
плектована на территории Казахстана.

Великое преобразование Казахстана на
базе социализма. образно выразил казах-
ский народный поэт знаменитый Джам-
бул, обративший свой вдохновенный стих
к вождю народов СССР товарищу Сталину:

Сталин любимый, тебе мое слово.

Ты вывел народ мой из темных зимовок,

Ты © теплой заботой родного отца

Hac поселил в величавых дворцах.

Ты реки хрустальные в степи пуетил,

Ты-= гордость народов, их сила и слава,

Их вечная дружба, их вечное право

На радость, на счастье, на жизнь и
труд.

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 29 НОЯБРЯ

НЮРНБЕРГ, 29 ноября. (ТАСС). Доку-
менты, пред’явленные американским об-
зинением, дали Трибуналу возможность
представить полную картину заговорщиче-
ской подготовки германских и австрийских
фашистов к захвату Австрии Германией.

Дальнейшая документация © большой
Убедительностью и яркостью рисует после:
довавшие затем драматические события.
Зейсс-Инкварт путем сложных и коварных
интриг и грязных комбинаций стал минист-
ром внутренних дел Австрии. Пост руково-
дителя ‘облегчил ему задачу руководства
австрийскими гитлеровцами. Зейсс-Инкварт
деиствует, не теряя времени. Через день по-
сле назначения на пост министра он направ-
ляется на поклон к Гитлеру в Берлин. В
конце утреннего заседания 29 ноября обви-
нитель Олдермен обратил внимание Трибу-
нала на опубликованное в официальном гер-
манском органе коммюнике об этом посеще-
нии Зейсс-Инквартом Гитлера. 9 марта 1938
года австрийским гитлеровнам стало изве-
стно, что канцлер Шушниг собирается про-
вести по всей Австрии плебисцит, который
должен решить судьбу страны. Австрийские
фашисты узнали об этом ранее, чем плебис-
цит был об’явлен, и тотчас же запросили
Гитлера, что. делать. В ожидании ответа
«фюрера» Зейсс-Инкварту было поручено
вести переговоры < правительством.

Из пред’явленных Трибуналу документов
обвинения следует, что, когда известие о
предстоящем плебисците достигло. Берлина,
Гитлер решил не допустить плебисцита и
приказал подготовить марш в Австрию,
10 марта вся подготовка к перевороту в Ав-
стрии была закончена. В ночь с 10 на 11 мар-
та в Лвстрию от Гитлера вернулся гаулей-
тер Глобочник. Этот гитлеровский послан-
ник сообщил, что Гитлер «предоставил» ав-
стрииским фашистам свободу действий.

Бурная подготовка к захвату Австрии ве-
лась одновременно и в центре фашистской
Германии. Американский обвинитель под-
черкивает, что в этот критический момент
зследствие отсутствия Риббентропа (он на-
ходился тогда в Лондоне) к активному уча-
стию в фашистском заговоре был привлечен
сидящий сейчас на скамье подсудимых
Нейрат, бывший тогда министром иностран-
ных дел Германии. Гитлер подготовил пись-
мо Муссолини; об’ясняющее ero намерение
вторгнуться в Австрию. Записки обвиняемо-
го Модля, прочитанные обвинителем, дают
наглядное представление о том, что проис-
ходило накануне этих событий в штабе
гитлеровских заговорщиков. 10 марта Иодль
записал в своем дневнике, что канцлер
Шушниг неожиданно приказал провести
плебисцит. «Фюрер полон решимости не по-
терпеть этого», — записывает в дневнике
Иодль. Из дальнейших записей этого уча-
стника заговора видно, что в ту же ночь
Гитлер вызвал к себе Геринга, Кейтеля и
других военных. В 6 часов 30 минут вечера
10 марта Иодль записал в своем дневнике,
что Гитлер отдал приказ о мобилизации 8-й
армии и других частей.

События приближаются к развязке. Об-
винитель Олдермен представляет Трибуналу
еще один документ, разоблачающий даль-
нейшие действия фашистских затоворщиков.
Этот документ — совершенно секретная ди-
ректива Гитлера командующим вооружен-
ными силами Германии. Она озаглавлена:
Об операции «Отто». Этим словом была за-
шифрована заранее разработанная ‘операция
по захвату Австрии. В этой директиве Гит-
лер с откровенной наглостью заявляет: «Ес-
ли другие меры окажутся безуспешными, я
намерен вторгнуться в Австрию...» Далее он
предписывает, чтобы все части германской
армии и воздушных сил, предназначенные к
участию в этой операции, были готовы к
вторжению 12 марта. Гитлер предоставил
право свонм вооруженным силам пересекать
и перелетать границу. При этом Гитлер по-
требовал от исполнителей этого позорного
акта, чтобы вторжению была придана «мир-
ная форма, которая будет приветствоваться
населением». «Поведение войск, — гово-
рится эдалее в гитлеровской директиве, ——
должно быть таково, что мы не собираем-
ся вести войну против наших австрийских
братьев». Однако Гитлер предусматривает,
что Австрия может оказать сопротивление,
и предписывает безжалостную расправу с
сопротивляющимися.

Во исполнение этого приказа Гитлера
Иодль издал короткую инструкцию, приве-
денную обвинителем. В этой инструкции
говорится, что если при вторжении в Ав-
стрию будут встречены чехословацкие вой-
ска или милиция, их следует рассматривать
как войска противника. При встрече с италь-
янцами вести себя, как < друзьями.

Дальнейший ход событий, как заявил
Трибуналу Олдермен, американское обвине-
ние может осветить с помощью трех отче-
тов, отличающихся друг от друга лишь не-
большими подробностями. В первую оче-
редь он представляет суду отчет австрий-

Обвинитель цитирует запись телефонно:
го разговора Геринга < германским по-
сланником в Вене Домбровским, состояв-
шегося в 17 часов 11 марта 1938 года.
Геринг спрашивает Домбровского, молу-
чили ли нацисты в Австрии право легаль-
ного существования и могут ли сни вы-
ступать в униформе. Домброзский отве-
чает на эти вопросы утвердительно и за-
являет, что штурмовики и эсэсовцы уже в
течение получаса находятся на своих пос-
тах в австрийской столице. Геринг пору-
чает Домбровекому сообщить Зейсс-Ивкк-
варту, что тот получит в свое распоряже-
ние первоклассные соединения фашистов.
Геринг приказывает сообщить ему, Герин-
гу, в 19 часов 30 минут о формировании
нового австрийского кабинета. Геринг при-
казывает включить в состав кабинета в
качестве министра хозяйства и торговли
Фишбека.

«Само собой
Домбровский.

«Кальтенбруннер, — заявляет Геринг, —
должен стать министром безопасности, а
командующим австрийской армией должен
стать сам Зейсс-Инкварт. Вы сами знае-
Te, кто должен стать министром юсти-
ции», — продолжает Геринг.

«Да. Конечно», — отвечает Домбровский.

Через 20 минут Геринг вел второй раз-
говор с Веной — с государственным сек-
ретарем Кеплером и генерал-лейтенантом
Муфом. Кеплер сообщил Герингу, что
Муф только что видел президента Австрии
Микласа. н тот отклонил предложение о
назначении  Зейсс-Инкварта австрийским
канцлером. Тогда Геринг заявил: «В таком
случае Зейсс-Инкварт должен уволить
его. Немедленно поднимитесь наверх к
президенту и резко заявите ему, что
Зейсс-Инкварт вызовет  национал-социа-
листскую гвардию, а через пять минут
наши войска войдут в Австрию». В теле-
фонном разговоре с Зейсс-Инквартом Ге-
ринг заявляет: «Идите немедленно вместе
с генерал-лейтенантом Муфом и заявите
президенту, что если он немедленно не
примет ультиматума, то наши войска,
сконцентрированные на границах, войдут
ночью в страну, и Австрия перестанет су-
ществовать. Сообщите Микласу, что те-
перь не время для шуток. Вторжение бу-
дет приостановлено, и войска‘ останутся на
границе, если в 19 часов 30 минут вы
меня информируете, что президент Миклас
назначил вас канцлером».

В 19 часов 57 минут 11 марта Геринг
снова связался по телефону с Зейсс-Инк-
вартом, который сообщил ему, что Мик-
лас до сих пор не назначил его канцле-
ром и, видимо,
других людей. Тогда Геринг заявил:

«Я дам приказ о вступлении войск в
страну, и вы можете быть уверены, что
получите власть. Сообщите всем руково-
дящим лицам следующее: Всякий, кто
окажет какое-либо сопротивление, будет
немедленно предан военно-полевому ‹уду
войск вторжения. Понятно?»

«Да, — ответил Зейсс-Инкварт и доба-
вил: — Они сейчас хотят дать приказ не
оказывать сопротивления».

«Но президент не утвердил вас канцле-
ром, — заявил Геринг, — а это можно
рассматривать, как сопротивление».

Через некоторое время Геринг <казал
Зейсс-Инкварту, что он уполномочивается
действовать. «Хорошо», — ответил Зейсс-
Инкварт.

Далее обвинитель цитирует записв теле-
фонного разговора Геринга с государствен-
ным секретарем Австрии Кеплером, со-
стоявшегося в 20 часов 54 минуты 11 марта.

«Главное, — заявил Геринг, — заклю-
чается в том, чтобы Зейсс-Инкварт полу-
чил полную власть в правительстве».

«Мы теперь представляем правитель-
ство», — отвечает Кеплер.

«Да, вы теперь правительство, — гово-
рит Геринг. — Слушайте меня вниматель-
но. Зейсс-Инкварт должен послать нам
следующую телеграмму. Запишите: «Вре-
менное австрийское правительство, образо-
вавшееся после отставки правительства
Шушнига, усматривает свою задачу в ус-
тановлении мира и порядка в Австрии и
поэтому обращается к германскому прави-
тельству < неотложной просьбой помочь в
выполнении этой задачи, чтобы предот-
вратить кровопролитие. Поэтому оно про-
сит германское правительство срочно по-
слать германские войска в Австрию».

Далее в процессе газговора Геринг заяв-
ляет, что германские войска перейдут гра-
ницу ночью. Затем, видимо спохватившись,
что в посылке телеграммы нет никакой
нужды, Геринг заявляет Кеплеру:

«Впрочем, покажите текс® продиктован-
ной мною телеграммы Зейсс-Инкварту и
скажите ему, что он может даже не по-
сылать ее. Всё, что он должен сделать, —

разумеется», — отвечает

хочет призвать к власти

ского гитлеровца Райнера о том, как про-
исходило насильственное лишение Австрии

это сказать — ‹согласен».

1924 по 1939 гг. ‘было вложено в сель- 3. ДАВЫДОВ.

В ПОЛИТОРГАНАХ И ПАРТИЙНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ

(От корреспондентов «Красной звезды»)

«Конечно, восклицает обвинитель
Олдермен, — Зейсс-Инкварту не нужно
было посылать телеграмму Герингу,  по-
скольку Геринг уже имел ее». Это заме-
чание обвинителя вызывает смех в зале
суда. Обвинитель напоминает, что такая
телеграмма действительно была опублико-
вана в германской печати, Далее Олдер-

ее суверенитета. Как рассказывает этот фа-
шист, 11 марта Зейсс-Инкварт сообщил, что
Шушниг отказался от намерения проводить
плебисцит. Геринг через германское по-
сольство в Вене передал, что Гитлер не со-
гласен с «частичным решением вопроса».
Он требует, чтобы Шупниг ушел. в отстав-
ку и чтобы в Австрии было образовано но-

выпуск слушателей
вечернего университета  марксизма-лени-
низма при Ташкентском окружном доме
офицеров. Свыше 50 человек прослушали
в тезение года курс лекций по истории
ВКП(б), философии, иотории внешней по-
литики СССР, истории СССР, политиче-
ской экономии. Большинство слушателей
— члены и кандидаты ВКП(б), имеющие
зысшее и среднее образование,

Сейчас по приказу начальника полит“
управления округа начался отбор слуша-
телей на новый учебный год, который
начинается здесь’ 1 декабря. В но-
вом учебном году прелусматривается су-
ществование трех факультетов: истории
ВКП(б), философии и военного искусства.

Создается филиал университета при
штабе округа. ‘

Состоялся первый

ж *

Уже несколько дней при политуправле-
нии Прибалтийского военного округа про“
ходят скружныз сборы парторгов полков
и  спецподразделений. Политуправление
уделяет сборам болыное внимание. Для
чтения лекций привлечены лучшие лек“
торские силы, опытные политработники и
военные специалисты.

Большой интерес у парторгов вызвала
лекция командующего войсками округа
Героя Советского Союза тенерала армии
Баграмяна на тему «Основные черты раз”
вития военного искусства в Великую те
чествечную войну». Лектор вначале whe
рактеризовал обстановку первого период

войны с немецко-фашистскими захватчика

ми, затем рассказал, как в ходе воды
развивались и крепли постоянно дейст
Byline факторы, как росло ыы
совершенствование Красной Армии и ee
Boe MacTepcTBO ее кадров. Значительное

место в лекции было уделено формам ор-
ганизапии наступательных операции, а
также роли отдельных родов войск. Осо-

бенно подробно лектор остановился Ha
рола в Отечественной войне товарища
на

Сталина, поднявшего военную науку на
высшую ступень и приведшего советский
народ к блистательной победе над вра-
гом. .
Сборы продлятся двадцать дней.

** *

В Военном Совете Воронежского округа
состоялось совещание начальников военно-
учебных заведений, а также’ пюлитических
работников и преподавателей училиш, по-
священное вопросам воинского воспитания
курсантов. Ha совещании был заслушан
обстоятельный доклад заместителя коман-
дующего войсками округа гвардии гене-
рал-майора Дубянского, после которого
развернулся оживленный обмен мнениями.

Выступивший на совещании член Военно-
го Совета округа генерал-лейтенант Кон-
нов обратил особое внимание на необхо-
димость проявить болыше заботы о поли-
тической подготовке будущих офицеров и
об обучении их вести работу в массах.
этим делом в некоторых училищах округа
явное неблагополучие, Не все политотделы
и парторганизации училиш правильно по-
няли свои задачи. Отдельные  партийно-
политические работники чересчур увлека-
ются хозяйственными вопросами вместо
того, чтобы направить основные свои уси-
лия на политическое воспитание курсан-
тов. Особенно острой критике подверглась
в этом отношении работа политотдела Там-
  бовского кавалерийского ‘учалища.

Итоги прениям подвел командующий
\ войсками округа генерал-полковник Рома-
р новский.

Boe правительство во главе с Зейсс-Инк-
вартом. Гитлер установил срок. Либо к се-
ми с половиной часам вечера 11 марта бу-
дут выполнены его требования, ‘либо гер-
манские войска вторгнутся в Австрию.

Как следует далее из отчета Райнера,
президент отказался назначить Зейсс-Инк-
варта канцлером. Австрийские фашисты пе-
решли от угроз-к действиям. После 8 часов
вечера СС и СА захватили правительствен-
ный дворец и все важнейшие пункты ав-
стрийской столицы. Фашисты действовали
быстро по заранее составленному расписа-
нию. К 8 час, 30 мин. вечера они захватили
власть во всех восьми гау (областях), а че-
рез три часа полный захват Австрии был
завершен.

Затем представитель американского об-
винения приступил к изложению &вобытий,
связанных с захватом Австрии, на основа-
нии записей телефонных разговоров, Герин-
га, сделанных в то время по его приказанию
сотрудниками штаба военно-воздушных сил.
Олдермен приводит запись телефонного
разговора Геринга с Зейсс-Инквартом. На-
чался этот разговор с вопроса, как пожи-
вает доктор Зейсс-Инкварт и у него лн

С находится зять Геринга, а закончился заяв-

лением, что Берлин не согласен с решением
Шушнига. .

На вечернем заседании Трибунала 29 но-
ября представитель американского обвине-
ния Олдермен продолжал цитировать теле-
фонные переговоры Геринга, относящиеся
ко времени захвата германскими фашиста-
ми Австрии. Эти переговоры ярко показы-
вают  предательскую роль австрийского
Квислинга Зейсс-Инкварта, выдавшего
свою страну в руки германских фашис-
тов. Они разоблачают также всю низость
и подлость ^методов, примененных руко-
водителями гитлеровской Германии в це-
лях захвата Австрии,

мен. оглашает секретный приказ Гитлера о

вторжении германских. войск в Австрию, в

которсм необходимость оккупации Австрии
отказом Шушнига принять
германский ультиматум. 12 марта на рас-
свете германские войска вторглись в пре-

мотивируется

делы Австрии.

Обвинитель сообщает, что Гитлер весь-
ма беспокоился в это время по поводу по-

зиции Италии в отношении захвата Авст-

рии, поскольку в 1934 году Италия скон-
центрировала войска на австрийской грани-
аншлюсса,
Однако к этому времени позиция‘ Италии
1] марта в
22 часа 25 минут германский посол в Ри»
ме принц Филипп Гессенский сообщил по

це ‹ целью предотвращения

полностью изменилась. Так,

телефону Гитлеру; «Я только что вернул-
ся от Муссолини’ Дуче
очень дружественно. Он просит передать

вам выражение своего уважения. Он был

уже информирован Шушнигом. Он уже ©0-
общил ему,

лер ответил: «Пожалуйста, сообщите Мус-
солини, что я никогда этого не забуду.
Поскольку

огонь и воду».

Как известно, говорит далее обвини-
тель, мировое общественное мнение бы-
ло возмущено захватом Австрии, и нацис-
ты должны были спешно принять меры,
чтобы как-нибудь оправдаться в глазах
других стран. Вот какие инструкции да-
вал на этот счет Геринг, оставшийся В
Берлине за Гитлера, который уезжал в
Австрию. Обвинитель приводит телефон-
ный разговор между Герингом и находив-
шимся в Лондоне министром иностранных
дел Риббентропом, состоявитийся 13 марта,

на второй день после вторжения в Авст-

рию,

воспринял всё

что ничего не может быть
изменено. Австрия его не касается». Гит-

австрийская проблема теперь
разрешена, я пойду с ним вместе через

происходили в поезде Гитлера, в купэ, за-
нимаемом Кейтелем,

Геринг: «Как вы знаете, фюрер пору-
чил мне управлять всеми правительствен-
ными делами. Поэтому я хочу вас инфор-
мировать, В Австрии наблюдается. исклю-
чительная радость, выражение которой вы
можете слышать по радио».

Риббентроп: «Не фантастично ли это?»

Геринг: «Конечно, наш марш в Рейнскую
область превзойден. Фюрер был очень
рад, когда он говорил со мной этой ночью,
Ведь он впервые видит свою родину
опять. Но я хочу ссвами поговорить по
политическим вопросам».

Далее Геринг  ниструктирует Риббен-
тропа пойти к Галифаксу и Чемберлену н
заявить им, что Германия булто не пред”-
являла никакого ультиматума Австрии и
что сообщение 9б этсм является ложью
Шушьнига. Геринг, видимо, никогда не
предполагал, что записи его телефонных
разговоров, которые он сам приказал де-
лать, станут когда-либо известны всему
миру. Эти документы полностью разобла-
чают провокаторские методы германских
фашистов при осуществлении ими своей
агрессии. В то время как в Австрии на-
чался неудержимый кровавый террор гер-
манских фашистов против австрийского
народа, Геринг в следующих тонах сооб-
щает Риббентропу по телефону о своем
настроении (это место процитировано об-
винителем).

Геринг: «Погода чудесная. Синее небо.
Я сижу на моем балконе весь в одеялах
на ‹<вежем воздухе и пью мой кофе.
Птички порхают, и я слышу по радио
выражения энтузиазма австрийского на-
potas,

Риббентроп: «Чудесно».

Присутствующие в зале заседания встре-
THIH это сообщение Олдермена громким
<мехом,

Захватив Австрию, германские фашисты
начали издавать законы, имевшие своим
следствием полное порабощение страны. О
подлинных мотивах захвата Австрии <©0об-
щил в секретном докладе, прочитанном
7 ноября 1943 года в Мюнхене для гаулей-
теров, начальник генерального штаба

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). Утрен-
нее заседание Трибунала, открывшееся <
опозданием на 40 минут, начинается ожи-
вленной перепалкой между защитой и об-
винением относительно порядка вызова и
допроса свидетелей. Когда представитель
американского обвинения полковник Эмин
об’явил о намерении обвинения вызвать на
сегодняшнее заседание Трибунала свидете-
лей — генерал-майора Эрвина Лахузена и
начальника германской военной разведки и
контрразведки адмирала Канариса, защит-
ник Кейтеля Отто Нельте немедленно
опротестовал это намерение, ссылаясь на
то, что, согласно соглашению, якобы су-
ществующему между защитой и обвине-
нием, обвинение должно предоставлять за-
щите списки свидетелей по крайней мере
за день до их вызова в суд. Он просил
суд не допускать вызова свидетеля Лаху-
зена на сегодняшнее заседание.

Обвинение дает справку, что такого со-
глашения не было и что по соображениям
безопасности обвинение не намерено давать
эти списки защите.

Защитник Геринга протестует против
намерений обвинения не давать защите за-
благовременно списки свидетелей, указы-
вая, что имена свидетелей были ‹ообще-
ны прессе. Он также отмечает, что обви-
нение якобы не снабжает защиту материа-
лом, поскольку переданный материал ‹<о-
ставлен на английском языке. Представи-
тель обвинения об’ясняет недоразумение, в
результате которого’ имена свидетелей бы-
ли даны прессе, и еще раз заявляет, что
по соображениям Фезопасности обвинение
не намерено давать списки своих свидете-
лей защите. Он утверждает далее, что
многие жалобы защиты  неосновательны,
поскольку защита пользуется на этом про-
цессе значительно большими преимущест-
вами, чем, например, защита в американ-
ских судах. `

Защитник. Шахта — Дикс, глава защит-
ников на процессе, об’ясняет, что его кол-

соглашении между защитой и обвинением
относительно списков свидетелей обвине-
ния. Такого соглашения нет, хотя, по мне-
нию Дикса, оно должно быть. Он просит
суд обязать обвинение предоставлять за-
щите возможность знакомиться с докумен-
тами заблаговременно, как это было, на-
пример, < показом фильма о концентраци-
онных лагерях.

Трибунал советует обвинению показы-
вать защитникам всё, что можно, и как
можно раньше. Что же касается свидетеля
Лахузена, то Трибунал решает позволить
обвинению вызвать его для допроса на
сегодняшнем заседании. Вводят Лахузена.
Лахузен, отвечая на вопросы обвинителя
Эмина, показывает, что он родился в 1897
году в Австрии, окончил военную школу и
в прошлой войне воевал в качестве лей-
тенанта. После войны он продолжал служ-
бу в австрийской армии, дослужившиеь к
1930 году до чина капитана. В 1930 году
поступил в академию генерального штаба,
по окончании которой в 1933 г. был назна-
чен офицером разведки второй дивизии.
Тогда же он получил чин майора. В 1935
году Лахузен был назначен в разведыва-
тельный отдел генштаба. После «аншлюс-
са» он был автоматически переведен в раз-
ведывательный отдел верховного командо-
вания германских вооруженных сил, началь-
ником которого был. адмирал Канарис. Ла-
хузен был назначен начальником одного из
отделов контрразведки, который собирал
информацию о секретных связях. Лахузен
признал, что пользовался особым располо-
жением своего шефа — Канариса, который
во многих случаях назначал его своим
личным представителем на различные ‹о-
вешания и даже доверял ему вести его
дневник, Лахузен имел частый контакт с
подсудимым Кейтелем и подсудимым
Иодлем. Он присутствовал на военных со-
вещаниях и конференциях у Гитлера.

Обвинитель Эмин задает свидетелю во-
прос: Знали ли работники отдела контр-
разведки о военных планах? Вместо пря-
мого ответа на этот вопрос свидетель юб’-
ясняет, что работники разведки находились
под влиянием самого Канариса. При этом
свидетель всячески выгораживает Канари-
са, утверждая, будто Канарисе  пы-
тался предотвратить войну < Польшей и
вообще войну. Заявление это встречается
открытым смехом Гесса.

Эмин спрашивает свидетеля Лахузена,
помнит ли он о совещании у Гитлера близ
Варшавы. Свидетель заявляет, что это ©о-
вещание происходило 12 сентября 1939 го-
да. На этом совещании, которое свидетель
называет серией собеседований по военным
и политическим вопросам, присутствовали
помимо Гитлера Риббентроп, Кейтель,
Иодль, Канарис и Лахузен. Собеселования

Перед совещанием

вооруженных сил генерал Модль. Обвини-
тель цитирует следующее место из докла-
да Иодля: «Присоединение Австрии озна-
чало не только выполнение нашей старой
национальной цели, но оно также привело
к усилению нашей военной мощи и к
улучшению наших стратегических позиций.
До того времени территорня Чехословакин
вклинивалась в Германию в: направлении
Франции и представляла собой воздушные
базы для союзников, в особенности для
России. Теперь Чехословакия сама заклю-
чена в клещи. Теперь ее собственная стра-
гегическая позиция стала настолько небла-
гоприятной, что она не могла оказать ни-
какого сопротивления».

В коние своего выступления обвинитель
констатирует, что, захватив Австрию, Гер-
мания нарушила статью 80-ю Версальского
3 товора и статью 88 Сен-Жерменского
поговора. :

Иэсле выступления Олдермена предста-
вители американского обвинения в каче-
стве документального доказательства по-
казали фильм, отображающий ужасы гер-
маиских концлагерей. В начале фильма
псказывается карта Германии, усеянная гу-
стой сетью концлагерей. Фильм был за-
CHAT союзными кинооператорами в конц-
лагерях после освобождения их союзными
войсками. Трибунал просмотрел кинокадры,
характеризующие Лейпцигский концлагерь,
где было заживо сожжено 200 политиче-
ских заключенных, кадры об Ордруфском,
Ганноверском, Бельзенском, Бухенвальд-
ском, Дахау и других концлагерях.

Фильм показал орудия пыток в концла-
герях, кремационные печи, газовые каме-
ры, горы трупов, тысячи изможденных, на-
ходящихся на грани смерти освобожденных
заключенных, эсэсовские команды охраны,
врачей, производивших над заключенными
различные эксперименты, немецкое граж-
данское население, которое союзные вла-
ти заставили осмотреть концлагери.

Сотни журналистов, присутствующих на
процессе, долго не покидали зала, наблю-
дая за поведением подсудимых.

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 30 НОЯБРЯ

Канарис говорил с Риббентропом относи-
тельно политики в Польше. Как явствует
из. показания Лахузена, Риббентроп дал
директиву об организации з Польше
«восстания» немецко-украинских национа-
листов для уничтожения нежелательных
‘немцам поляков и ослабления воли поль-
ского народа к сопротивлению. Канарис
спросил Кейтеля,—говориг Jlaxy3ex,—xto
дал указание разрушить с воздуха Варша-
ву. Кейтель ответил, что об этой мере, как
и о всех других мерах в Польше, Гитлер
и Геринг имели договоренность между со-
бой. По его словам, «фюрер» и Геринг
часто звонили и справлялись об исполне-
нии их указаний.

Эмин ставит вопрос, что было сказано
на совещании о сотрудничестве с кругами
украинских националистов.

Лахузен отвечает: Кейтель уточнил ди-
рективу Риббентропа об организации вос-
станий украинских групп < целью облег-

чения задачи уничтожения поляков и
евреев.

Эмин: Гитлер и Иодль были на сове-
щании?

Лахузен: Гитлер‘и Иодль пришли по-
сле совещания или к самому концу сове-
щания. Канарис сразу же начал доклады-
вать ему о положении на западе, о при
готовлениях Франции.

Эмин: Что было сказано о Франции?

Лахузен: О Франции шли разговоры в
купэ Кейтеля. Канарис доложил, что фран-
цузская армия готовится к наступлению в.
одном из районов. В этот момент вошел
Гитлер, взял руководство совещанием не-
медленно в свои руки и заявил, что Ка-
нарис ошибается.

Лахузен показывает далее, что шифром
для польской кампании было слово

леги явно заблуждаются, Когда говорят о

«Гиммлер». Отвечая на вопрос обвинителя,
он заявляет: «Летом 1939 года в контр-
разведке происходило что-то таинственное.
В середине августа первая секция контр-
разведки — моя секция — получила’ при-
каз приготовить польскую форму и поль-
<кие документы и доставить их Гиммлеру.
Этот приказ был получен. от штаба Гит-
лера. Мы не знали тогда, что это значит,
хотя имя Гиммлера об’ясняло многое».

Эмин: Кто получил эту форму и до-
кументы?

Лахузен: Какой-то представитель СД
(службы безопасности СС) по имени Сист.

Эмин: Как всё это должно было быть
использовано?

Лахузен: Мы не знали деталей, хотя
имели подозрения, что что-то готовится.

Эмин: Знал ли Канарис, что именно го
TOBHTCA?

Лахузен: Когда появился первый бюлле-
тень, сообщавший о нападении польских
войск на немецкую территорию, мы обна-
ружили среди захваченных материалов те
материалы, которые были приготовлены
моей секцией по заданию штаба Гитлера
для Гиммлера. Канарис выяснил тогда,
что из концлагерей были взяты люди, ко-
торые и были одеты в приготовленную на-
ми форму и снабжены нашими докумен?
тами. Они совершили нападение на погра-
ничный пункт Глейвиц. Генерал Остер хо-
тел получить подробности всего этого де-
ла, но ему не удалось получить их,

Эмин: Что случилось с людьми из
концлагерей, одетыми в польскую форму?

Лахузен: Много позже я говорил ©
СС-группенфюрером Бюркелем, который
сообщил мне, что это дело знала лишь
группа людей из службы безопасности, но
все они после этого дела были расстре-
ляны, так что история этого дела унесена
ими в могилу.

Обвинитель просит свидетеля рассказать
Трибуналу о специальном совещании, на
котором обсуждался вопрос о подготовке
убийства генерала Вейгана. МЛахузен рас-
сказывает, что это совещание происходило
в середине зимы 1940 года. Приказ об
убийстве был отдан Канарису подсудимым
Кейтелем и исполнение было поручено
секции, которую возглавлял свидетель. Ра-
ботники контрразведки, по словам Лаху-
зена, будто отказались выполнить этот
приказ, хотя свидетель не решился заявить
об этом Кейтелю, когда последний спро-
сил его о ходе выполнения приказа. Наи-
более страшная страница истории гитле-
ровских преступлений раскрывается, когда
Лахузен начинает рассказывать о совеща-
нии по вопросу об отношении к советским
военнопленным, которое состоялось в июле
1941 года. В этом совещании принимали
Участие: генерал Рейнике, начальник обще-
го отдела верховного команлования гер-
манских вооруженных сил, СС-группенфю-
рер Мюллер, из «службы безопасности»,
полковник Брайер, руководивший делами
военнопленных, и свидетель Лахузен.
а Е

(Окончание == на 4 стр.).