КРАСНАЯ

Речь товарища М. И. Калинина

на торжественном заседании Х!У пленума ЦК ВЛКСМ

Товарищи Зялены Центрального «Комите-
1 Ленинокого, комсомола, представители
Фбластных организаний ‹ комсомола и зк-
зивисты Московскай организации!

Сегодня вручена“ Ленинскому комсомолу
высшая награда —— орден Ленина. Теперь
хомсомол носит. на. своем знамени ‘орден!
< изображением Владимирь Ильича Ленина
— великого бойца‘ за благо народа.

Я вместё < зами‘счасттив тем, что вы
удостоены такой’ великой награды. Я уве-
рен. что вы будете свято хранить этот
орден, что вы е еще большим энтУзиаз-
мом, еще лучше; еще активнее будете 60-
тоться за великое дело Ленина, ва вели-
кие идеалы партии‘. Ленина-—Стахина.

Товарищи, третий pas Советское Прави-
тельство отмечает наградой Комнуниети-
ческий Союз Молотежи. Третий раз наш

гениальный вождь ae Сталин высо-
ко оценивает заслуги‘ кумеомола перед на-

родом.

Первую награду комебмол получил 3%
активное участие в гражданской войне,
когда народ наш боролся: 3a советекую
власть. В те годы комсомол успешно ‘мо-
билизовал десятки тысяч революционной
молодежи на борьбу против: Колчака, Де-
никина, Юденича, белополякев. и Вранкеля,
Эта молодежь под знаменем большевист-
ской партии героическими подвигами до-
хазала свою преданность советской вла-
сти. Возглавляемая комсомолом, она ус-
пепгно боролась за укрепление советской
власти, за нашу победу.

В 1931 году, по окончании первой пя-
тилетки, правительство еновз наградило
комсомол — за огромную работу; за эн-
тузназм, за развитие социалистического
соревнования, 3& TO, FTO KOMCOMOE само-
отверженно  бюролея под руководством
партии 33 выполнение  нервого пяти-
летнего плана, за его активность —
ту активность, которая увлекает, застав-
ляет и других людей принимать горячее
участие в работе, Комсомол тогда был
` награжден орденом Трудового” Красного
Знамени.

Сейчас я вручил вам третий орден.

28 ноября 1945 г.

Этим орденом, орденом Ленина; комсомол
награжден за выдающиеся заслуги перед
Родиной в годы Великой Отечественной
войны Советского Союза против гитле-
ревокой Германии и з& большую работу
по воспитанию советской молодежи в духе
беззаветной преданности Отечеству, Удо-
стаивая комсомол отой наивысшей награ-
ды, Правительство подчеркнуло большие
заслуги комсомола в годы великой борь-
бы за Отчизну, как на фронтах Отечест-
венной войны, так и в тылу — на фаб-
риках, заводах, на колхозных полях.

Одними словом, награды комсомолу за
его заслуги перед Родиной показывают,
что нет той сферы деятельности, B KOTO-
рой бы He участвовал комсомол — вер-
ный помошник нашей партии,

Товарищи, когда наше правительство
награждает какую-либо организацию иди
ЕакИХ-ЛИбо лип, оно всегда имеет в ви-
ДУ Не ТОЛЬКО 10, что уже сделано, но и
будущую работу. Какие же задачи сейчас
ставятся перед комсомолом? В какой 06-
ласти вы должны будете сейчас порабо-
тать особенно усердно, чтобы увенчать
знамя комсомола новыми успехами?

Я думаю, что не скажу ничего нового,
& скажу вам то, что знает каждый из
вас, но напомнить 96 этом следует. Пер-
вая, главная, основная задача, товарищи,
сейчас — это борьба за выполнение тех
планов ‘послевоенного строительства, ко-
торые намечают наши правительственные
органы в новой пятилетке. Выполнить
наши послевоенные производственные
планы — ото большая задача и ее зна-
чение не надо доказывать вам. Оно ясно
каждому, кто видел разрушения, произ-
веденные фашистами в нашей стране, кто
проникся сознанием всей важности даль-
нейшего укрепления нашей страны.

Я уверен, что комсомол,  мобилизуя
молодежь на выполнение новых произ-
водственных задач, сумеет воспитать н0-
вые миллионы молодых патриотов, безза-
ветно преданных Отечеству, партии, това-
ришу Сталину.

Мне хотелось бы остановить ваше вни-
изние еще на одной практической задаче.
Вы знаете, что в мастоящее время очень
сильно развиваются международные связи.
Они развиваются и по молодежной линии.
И вот я бы хотел, чтобы наша молодежь,
комсомольцы больше знакомились с бытом,
культурой, характером народов зарубеж-
ных стран. В особенности желательно,
чтобы среди комсомольцев было побольше
хюдей, владеющих иностранными языками.

Товарищи, комсомол заслужил высокую
награду благодаря героическим усилиям
миллионов комсомольцев, молодых людей,
которые, как я уже сказал, самоотвержен-
но боролись за наше правое хело на фрон-
тах и в тылу. Толя этих заслуг падает на
галлерею замечательных сывов комсомола,
которые отдали свою жизнь за советскую
Родину. Эти люди показали политическую
зрелость, организационный опыт и искус-
ство в борьбе, высокий патриотизм, 6ез-
заветную преданность советскому народу,
пролемонстрировали перед всем миром вы-
сокую мораль советских людей. Не ясно
ли каждому, сколь богатые плоды принес-
ла постоянная забота товарища Сталина
© комеомоле, о молодежи!

Й вот я думаю, товарищи, что  кох-
сомольпы будут свято хранить и приумно-
жать замечательные традиции, созданные
в годы Отечественной войны. На этих тра-
дициях будут воснитываться юноши и де-
вушки, комсомольцы и Комсомолки.

Награждения ” комсомола всегда были
связаны © важными историческими этапа-
ми в жизни нашей страны. Последняя на-
града сьязана < эпопеей Отечественной
войны, © нашей победой. На всех истори-
ческих этапах комсомол © честью выпол-
няя возложенные на него задачи. Позволь-
те же пожелать, чтобы © предстоящей ра-
ботой вы справились так же успешна, как
справлялись‘в предыдущие периоды разви-
тия нашего государства.

{Все встают, бурные долго не смолкаю-
щие аплодисменты),

`В Совете Народных Комиссаров

СССР

О мероприятиях в связи с возвращением армян из-за границы
в Советскую Армению

Принимая во внимание обращение зр- связи с возвращением армян из-за грани-
мян, проживающих за рубежом, ® разре-  цы на родину.

шении вернуться им на родину — в (-
велскую Армению; & также ходатайство
руководящих органов Армянской ССР,
Совет Народных Комиссаров СССР принял
специальное решение

Совету Народных Комиссаров Армянской
ССР разрешено организовать возвращение
армян, проживающих в зарубежных стра-
нах, изявляющих на это желание, а так-
же поручено обеспечить индивидуальное

© мероприятиях в’жилищное строительство ‘армян, возвраща-

ющихся на родину, государственным кре-
дитом в размере 50 процентов стоимости
жилого дома.

Армяне, возвращающиеся из-за границы
в СССР, освобождаются от взимания та-
моженной пошлины за принадлежащее им
имущество, перевозимое на новое местожи-
тельство. (ТАСС).

ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

ХАРЬКОВ, 1 декабря. (ТАСС). В ряде
районов области проведены декадники по-
мощи семьям защитников Родины и инва-
лидам Отечественной войны. Специальные
бригады заготовляют лес, строят и ремон-
тируют жилые дома, подвозят топливо. В
Богодуховском районе все семьи погибших

воинов имеют благоустроенные

да и обувь. Во многих колхозах для семей

воинов созданы денежные: и продовольст- служащих

венные фонлы.

жилища,   многим
обеспечены тонливом, детям выдана одеж-  скота.

подвезены топливо и корм для

В этом году в области семьям военно-
построено и отремонтировано

18.395 хат, предоставлено 2.500 квартир,

_В Староверовском районе семьям защит-  отпущено 17 тысяч кубометров строитель-
ников Родины отремонтировано 122 хаты,   ного леса, выделено 2 тысячи голов скота.

ЗВЕЗДА

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ
СОВЕТСКИХ
СПОРТСМЕНОВ

Всесоюзный комитет по делам физкуль-
туры и спорта при Совнаркоме CCCP
утвердил пять выдающихся рекордов, уста-
новленных за последнее время советскими
спортсменами,

На соревнованиях в Киеве мастер спор-
та Л. Анокина (Ленинградский институт
физической культуры им. Лесгафта) мет-
нула копье на 48 метров 39 сантиметров.
Этот результат на 1! метр 32 см. превы-
шает официальный мировой рекорд для
женщин. На третьей спартакиаде республик
Средней Азии московская спартаковка ма-
стер спорта Т. Севрюкова толкнула ядро

на 14 м, 89 см, Это достижение на
51 см. превышает официальный рекорд
мира.

Замечательных успехов добились совет-
ские мастера гиревого спорта. Они вла-
деют сейчас подавляющим большинством
мировых рекордов по поднятию тяжестей,

Недавно мастер спорта М. Косарев внес
новую существенную поправку в таблицу
достижений штангистов. Выступая в Ле-
нинграде в категории атлетов легчайшего
веса, он толкнул двумя руками 125,9 ки-
лограмма. На-днях в Москве выдающийся
тяжелоатлет Г. Новак к своим пяти ми-
ровым рекордам прибавил еше два: он вы-
жал двумя руками штангу весом в 129,5
килограмма и толкнул 156,5 килограмма.
Оба эти достижения значительно превы-
шают мировые рекорды для  гиревиков
среднего веса.

Отличившиеся спортемены награждены
дипломами первой степени. В соответствии
с недавним постановлением Совнаркома
СССР о поощрении рекордсменов выданы
денежные премии: Л. Анокиной — 25 ты-
сяч, Т. Севрюковой — 95 тысяч, М. Ко-
сареву — 15 тысяч и Г. Новаку — 30 ты-
сяч рублей. (ТАСС).

Учебные классы

артиллерийского полка

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОК-
РУГ, 1 декабря. (По телефону от наш.
корр.). Артиллерийский полк, которым
командует подполковник Небосько, полу-
чил помещение под зимние квартиры.
В короткий срок артиллеристы, своими
силами отремонтировали его и подго-
товили к зимней учебе. По сосед-
ству с красноармейским общежитиём обо-
рудовано несколько учебных классов. В
артиллерийском классе установлен ‘миниа-
тюр-полигон co всеми приспособлениями
для имитации огневых точек противника ий
своих разрывов.

Хорошо оборудован наглядными посо-
биями класс материальной части. Здесь
находятся образцы боеприпасов, взрывате-
лей различных систем, необходимых для
нзучения материальной части артиллерии,
ии

В полку оборудуется также класс связи.

„Под каштанами

Праги“
Вчера, 1 декабря государственный театр
имени Ленинского комсомола показал

премьеру «Под каштанами Праги» К. Си
монова.

Основная тема пьесы — дружба славян-
ских народов. События разыгрываются в
мае 1945 года, в часы, когда Красная Ар-
мия находилась она подступах к Праге, и
в последующие дни, после освобождения
советскими войсками столицы Чехослова-
кии от фашистских оккупантов,

Действие пьесы происходит в семье
чешского патриота, врача Франтишека Про.
хазка. Здесь встречаются русский полков-
ник авиадесантных войск, которого Про-
хазка скрывал у себя в период немецкой
оккупации, сын Прохазка, сражавшийся в
рядах чехословацкого корпуса бок о бок
с Красной Армией, вырвавшиеся из фаши-
стекого концлагеря две девушки — рус-
ская и чешская, черногорец Джокич и
другие.

Спектакль поставлен заслуженной арти-
сткой республики С. Бирман. Главные ро-
ли исполняют артисты Соловьев, Всеволо-
дов, Серова, Вовси, Шатов, Килигин, Водя-
ницкая, Фрелих и Иванов. (ТАСС).

денабря 1945 г., воснресенье.

№ 283 (6271).

Глубина сквозной атаки

(Обсуждение статьи майора Малинина «Ближний бой»)

В статье майора Малинина своевремен-
но поставлены на обеуждение вопросы,
касающиеся природы ближнего боя. Одна-
ко, на маш взгляд, не все из них автор
трактует правильно ‘и полно.

Майор Малинин утверждает, что глуби-
на сквозной атаки зависит от глубины
постановки огневого вала артиллерии нас-
тупазющей стороны.
вопрос в связи е системой обороны про-
тивника, &втор далее говорит, что огне-
вой вал ставится нз глубину первой по-
зиции главной полосы обороны. Исходя из
этого, он и делает вывод, что глубина
CKBOSHOH атаки обычно ограничивается
прорывом первой позиции.

На мой взгляд, эти рассуждения ни в
коем случае не могут являться исходны-
ми для определения глубины сквозной ата-
ки. Изучая опыт Отечественной войны,
мы видим, что глубина сквозной атаки
весьма разнообразна — начиная © проры-
ва первых двух траншей первой позиции
и до прорыва в ряде случаев всей глу-
бины главной полосы обороны против-
ника.

От чего же зависит глубина сквозной
атаки? Прежде всего от следующих двух
основных факторов: первый — характер
обороны противника; второй — количест-
во средств подавления, имеющихся в рас-
поряжении наступающего.

В самом деле, разве не зависит глу-
бина сквозной атаки от того, какую 06-
рону придется прорывать? Одно дело, ког-
да наступающему противостоит противник,
поспешно перенедший к обороне или зна-
чительно ослабленный в предыдущих 60-
ях. В этом случае сопротивляемость 060-
роны будет снижена, и сквозная атака при
наличии соответствующих средств подав-
ления может осуществиться на глубину
первых двух позиций главного поля боя.
Такие примеры в практике Отечественной
войны далеко не единичны.

Другое дело, когда наступающему про-
THBOCTOHT позиционная оборона © разви-
той системой траншей. Сопротивляемость
ее будет более значительной, a глубина
сквозной атаки может оказаться меньшей.
Практика подтверждает, что в подобных
случаях сквозные атаки осуществлялись
при валичии достаточных средств подав-
ления на глубину первой позиции.

Сопротивляемость и живучесть  долго-
временной обороны будут безусловно боль-
шими, чем в первых двух примерах. Безо-
становочная атака поэтому, возможно,
отраничитея прорывом первых двух тран-
шей первой позиции.

Beé это подтверждает безусловную за-
висимость глубины <квозных атак от ха-
рактера оборюны противника и наличия
соответствующих средств подавления в
распоряжении наступающего.

На глубину сквозной атаки не может не
влиять и такой фактор, как характер Me-
стности в расположении обороняющегося.
Сквозная атака позиций противника, 0бо-
роняющегося в горах или лесисто-болоти-
стой местности, будет менее глубокой, чем
в условиях средне-пересеченной местности.

Рассматривая данный

Недостаточео ясно автор статьи  изло“
жил вопросы взаимосвязи между методами
огневого артиллерийского воздеиетвия нас-
тунающей стороны. и темпами продвиже-
ния ее боевых порядков. У автора полу-
чается так: пока пехоту сопровождает ар-
тиллерийский огневой вал, она имеет воз
можность, прижимаясь в разрывам снаря-
дов, двигаться вперех методом сквозной
атаки: с переходом же на метод последо-
вательного сосредоточения огня продвиже-
ние пехоты якобы замедляется. Почему?
Ведь метод последовательного сосредоточе-
ния огня по очагам обороны, расположен-
вым в глубине, при условии, что они до-
статочно изучены, не мене эффективен,
чех метод огневого вала, применяемого
лля воздействия на сплошную оборону,
Кроме того, очаговая оборона cama по ев
бе слабее сплошной и поэтому легче пре-
одолима. Причину некоторого замедления
темпов продвижения пехоты в глубине
обороны следует искать в другом.

Мне кажется, что такой причиной яв-
ляются трудности сохранения взаимодей-
ствия между пехотой и артиллерией. При
развитии боя в глубине обороны против-
ника офицерскому составу всех степеней
надлежит улелять максимальное внимание
вопросам сохранения взаимодействия пехо-
ты © артиллерией. Детально разработанная
система целеуказаний (от пехоты к ap-
тиллерии) приносит в этом отношении не-
сомненную пользу.

Что касается взаимодействия пехоты ©
танками непосредственной поддержки, то
здесь нельзя He согласиться с автором.
Действительно, это взаимодействие He 03-
начает необходимости привязывать стрел-
ковый взвод к танку. Автор прав, гово-
ря, что итти надо врозь, а бить вместе;
Однако следует внести ясность и в эту
формулировку.

_ Танк, поддерживающий стрелковый
вэвод, может итти в общему об’екту ara-
ви своим путем, совершая тот или иной
маневр. Но движение врозь обязательно
должно быть таким, чтобы сохранялась
огневая и зрительная связь между тан-
ком и стрелковым взводом, который он
поддерживает в процессе наступления. Без
этого невозможна помошь со стороны тан-
ка стрелковому взводу в борьбе е огне-
выми точками, мешающими ето успепно-
му продвижению. Окажется невозможной п
помощь танку стрелковым оружием в борь-
бе < засадами истребителей танков, а так-
же огнем орудий сопровождения пехоты в
борьбе с противотанковыми средствами
противника.

В современных условиях только та пе6-
хота будет действительной царицей поля
боя, которая в совершенстве владеет раз-
нообразной тактикой и техникой ближне-
го боя. Обучение этой тактике и должно
лежать в основе всей боевой подготовки
пехоты. (обенно высоки здесь требова-
ния к офицерскому составу. Командиры
взводов и рот должны быть подлинными
мастерами ближнего боя.

Гвардии полковнин В. СЧЕНСНОВИЧ,

Новый репертуар Краснознаменного ансамбля

1 декабря исполнилось 17 лет со дня
организации Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски Союза
CGP,

— За это время ансамбль дал тысячи
концертов, — сообщил в беседе с коррес-
пондентом «Красной звезды» художествен-
ный руководитель ансамбля лауреат @та-
линской премии народный .pract CCCP
профессор А. В. Александров.—Мы побы-
вали на Сахалине, Урале, Сибири, Хаса-
не, Средней Азии, в Забайкалье и мно-
гих других местах Советского Союза, а
также за границей. В годы Отечествен:
ной войны ансамбль часто выезжал нз
фронт.

В репертуаре ансамбля—более 400 произ:
ведений мировой хоровой литературы, опер-

ных хоров, народных песен СССР, а так-
же США, Англни, Чехословакии, Югосла-
вии и др. Нами разучено большое коли-
чество красноармейских песен. Ансамбль
непрерывно расширяет свой репертуар.
Сейчас подготавливается более 20 новых
песен. Среди них кантата «Москва»
композитора Сорокина,  красноармейская
песня «Колька» композитора В. Александ-
роваа песня о  летчиках композитора
А. Александрова, сюита из слсвацких на-
родных песен в обработке Б. Александро-
ва. Готовятся песни США, Англии, Чехо-
словакии и Югославии.

Готовятся также новая краснофлотская
пляска и танцы запорожских казаков в
постановке заслуженного артиста УССР
П. Вирского.

Около догорающей печки, кружком во-
круг молодой женщины сидят ребята —
мальчики и девочки. Красные блики осве-
щают их русые головки и бледные лиЧиИкКИ.
Глаза широко раскрыты и немного труст-
ны. Женщина рассказывает ребятам сказ-
ку о счастливом царстве...

За окном бушует пурга. Сильный ветер
бъет в стекла.

Была зима 1943 года, и Хотимицкий
детекий дох насчитывал 26 ребят, поте-
рязигих своих родителей во время войны.
Фронт проходил под Великими Луками, в
30 км. от Хотимиц. Детдом кормили ок-
реетные колхозы, сами опустошенные и
разоренные войной. Хотимицы стали оча-
гом, у которого нашли приют многие ре-
бятитки, потерявшие семью и бродившие
в прифронтовой полосе,

Олважды в детдом вошел оборванный
Мальчик, завернувниийся в плащ-палатку.
Он передал письмо от неизвестного под-
полковника, который просил приютить
нищенствовавшего мальчонку — Витю. В
тот же конверт было вложено небольшое
письменно для детдомовских ребят. Под-
полковник  спрапгивал, как они Живут,
учатся ли, и просил 060 всем налисать.
Ответ писали все вместе. Так завязалась
перепнека между Хотимицким детдомом и
неизвестным подполковником, = который
просил, чтобы звали его дядей Вовой.

Когда в детдом пришло от дяди Вовы
письмо с адресом: «Калининская область,
Ленинский район, п/о Хотимицы.  Дет-
дом. Владимировой Мане», — разговорам
не было конца. Во многих маленьких
сорднах зашевелилея червячок зависти.
Вскоре 8- и 12-летние ребята стгра-
тельно выводили на клочках оберточной
бумаги письма дяде Вове.

«Здравствуйте, дяля Вова! На первых
строках своего письма желаю Вам’ хоро-
шей фронтовой жизни. Ляля Вова, я
очень обрадовалась, котда Вы мне присла-
пи письмо, а в нем была картинка © гуся-
тами. Большюе спасибо Вам за эту кар-
тинку. Ляля Вова, сейчас напишу, что Вы

Я включил приемник и слышу, как ребя-
Ta -B спальне разговаривают, что хорошо
бы на фронте выполнять боевые задания
по разведке, а девочки говорят, как бы
хоропю иметь красивые бусы... Нз фронт
вам еще рано. Когда noxpacrere, — вас
призовут в Красную Армию, & бусы де-
мамы нашей нету. Вочкам я пришлю...»

Только и разговоров в детдоме, что
© приемнике дяди Вовы. «Не балуйтесь, а
то дядя Вова услышит»...

06 этом детдоме узнали фронтовые то-
варищи дяди Вовы. У детдома появилось
много друзей. В детлом стали приходить
посылки с учебными принадлежностями,
с книгами, собранными фронтовиками.

Приближался День Красной Армии.

Милый дядя Вова,
Привет от всех ребят. До свиданья...»

В ответ на каждое письмо, посланное
в детдом, дядя Вова получал по несколь-
ку десятков тажих писем.

Врасная Армия освобождала города
сёла, фронт удалялся. Но дядя Вова не
забывал отвечать на письма своих ма-
леньких корреспондентов. О жизни ребят
писала ему директор детдома Мария Ми-  В детдоме в эти дни ждали дядю Bo-
трофановна. ву К себе. Он должен был пролетать че-
‚ Однажды в кабинет секретаря Ленин- рез Калининюкую область на самолете и
ского райкома принесли — большой обещал совершить посадку недалеко от
пакег. Когда он был вскрыт, перед! детдома.
глазами удивленного секретаря  предста- Но разыгравшаяся непогода помешала
ли —— картинки для вырезания, мячики, самолету приземлиться. Разочалюванию ре-
разные детские игрушки, карандаиии, тет- бят не было границ. Дядя Вова тАк и
ради, журналы «Красноармеец», «Фрон-   остался для них неизвестным. Ho aro
товая иллюстрация» и т. д. Тут только   не только не ослабило, & как будто
он взглянул на адрес и увидел, что там   еще более увеличило тягу ребят к дяде
значилось: «Секретарю райкома, для Хо-  Вове. Почти половина детского дома си-
тимицкого детдома». Это была первая п0-   стематически стала ему писать. Й он, не-
сылка дяди Вовы. Посылка была торже-  смотря на большую работу, которую ему
ственно вручена Марии Митрофановне. приходилось вести в дни наступления,

Полученные от дяди Вовы  игрупжи   урывал время, чтобы ответить каждому.
были первыми настоящими игрушками з Ведь лучшим знаком внимания к памяти
детдоме, & для некоторых малышей —   героев, отдавших свою жизнь за Родину,
вообще первыми, которые они вицели в  является забота 06 их детях! Ребята от-
жизни, вечают взаимностью, и в хушах их дядя

Детдом poc, в нем был уже около Вова занимает место погибших родителей.
70 детей. «Эдравствуй, мой невиданный и неслы-

Дядя Вова был теперь очень далеко,   ХАННый, дорогой дядя Вова! На первых
но ребятам казалось, что он вместе с  <ТРОКах хочу сообщить, кто я такой и
ними. Он знал всё, ‘что делалось в дет-  ОТКУДА. Дорогой мой дядя Вова! Я быв-
доме, тсе пужды, все переживания, все  ШИЙ воспитанник  Хотимицкого детдома,
заботы. В своем письме он отечески по-   Четыре месяца как оттуда вышел, и про
журит Толика Емельянова за то, Вас, дорогой мой дядя Вова, я хорошо
тот грублт старшим и уходит с уроков,   ЗНаю, кто Вы такой, только повидать не
похвалит маленькую Маню Владимирову,   ПРИТТОСЪ. Дорогой дядя Вова, я потная
которая сама сшила лва платья, ободрит   СИРОТа: нету ни отца, ни матери, только
тяжело заболевшего Витю Дворпова, по-   СТь У меня сестренка и оратишка, ко-
терявшего возможность двигаться. торые в детдоме, ия решил написать Вам

а Wins ee Gee письмо, считая Вас за своего отца. До-

уда TAT : рогой мой дядя Вова, я Вам хочу coob-

Этот вопрос вызывает недоумение 1в-   щить про свою мать. Мама моя погибла
бят. Во многих письмах ени расспраши-   т руки фашиетекого людоеда, который
вают 0б этом. И вот длдя Вова раскры- убил мою мать. Нас осталось четверо, я
вает секрет: был самый старший, было мне тогда [2

«У меня есть радиоприемник, который   лет, брату моему Юре — 9 лет, сестре—

спрашиваете. Я в детдоме уже второй год. я настраиваю каждый вечер на детдом  6, & самой маленькой было 9 месяцев,
У ченя есть брат Геня и сестра Люся. в слушаю, что там происходит. Недавно [и она умерла. Я сейчас работаю в са-

пожной мастерской. Дорогой мой дядя Bo-
ва, Вы, конечно, меня не видели, жаль
мне очень. Я буду Федосеев Борис. За-
тем, ло свиданья».

Красная Армия громит врага на em
территории. Радостные вести несутся на
Родину. Дядя Вова не забывает о своих
ребятах. Одну за другой он посылает в
детдом посылки © игрушками. Его фрон-
товые друзья не отстают. И даже гене-
рал, узнав о «детдоме подполковника Ва-
зеева», посылает ребятам в подарок гар-
монь. На почте происходили кое-какие
казусы. Одну посылку не хотят принять,
потому что, когда ее поворачивали, она
начала звякать, в ней была огромная
кукла, другую — потому, что онз куко-
вала —в ней были часы с кукупцой,
Но как только узнавали, что в это для
детей, потерявииих своих отцов и мате-

рей во время войны, — сердца емягча-

лись и затруднения рассеивались.

Проезжая через Прагу, Владимир Ива-

нович зашел в магазин за игрушками для
очередной посылки. Он сказал продавщи-
це, что хотел бы купить по игрушке для
каждого из своих детей. Продавщица,
улыбаясь, спросила:

— Сколько детей у господина полков-
ника?

— Семьдесят три, — ответил он.

Продавцы и покупатели магазина были
ошеломлены. А когда Владимир Иванович
рассказал удивленным чехам, что он п-
купает игрушки для детей, у которых
родители погибли на войне, рассказал 0
«своем детдоме», — все были восхище-
ны и бурно выражали свой восторг. Чехи
наперебой жали руку подполковнику со
словами: «Как это благородло! Так могут
делать только русские».

Много радостей доставляют в детдоме
посылки дяди Вовы. Но предоставим елово
директору детдома Марии Митрофановне
п самим ребятам:

«Здравствуйте, Владимир Иванович!
Чувётвуете ли Вы, что Вас вспоминают
ежедневно, ежечасно, ежеминутно! Одну
за другой начали получать посланные
Вами посылки. Сегодня получили четвер-
тую. Вынимая каждую вещь, ребята
хлопали в ладоши, приговаривая: «Ай,
ну что это за дядя Вова, хоть бы скорее
вам приехал!» Заводной поезд был бы-
стро пущен, куклу качали. А сколько
было шума © мячиками, куколками (их
было 15 штук) и другими ли

Сколько (Вы принесли детям радости!
Сказать Вам по правде, ведь у нас ©-

здан попечительский совет при детдоме,
так эти «попечители», которые живут
здесь под боком, даже в детдом не зай-
дут ив ус не дуют. А ведь каждый из
нас многим и очень многим обязан `от-
цам этих сироток. Ото всех детей и от
себя шлю Вам большое, большое спасибо
за внимание, которое Вы нам оказы-
ваете...»

Сообщение 0б окончании войны пришло
в детдом в 5 ч. 20 м. утра. Через пять
минут весь дом был на ногах и лико-
вал.

«Здравствуйте, дядя Вова! Дядя Вова,
большое спасибо за письмо. Дядя Вова,
как раз кончилась война, и я получил
Ваше письмо. Как только получил, сразу
пишу ответ. Мы живем хорошо, получи-
ли Валиу посылку < гармошкой, спасибо

хавшаяся дежурная крикнула им, что
приехал дядя Вова, — сначала не пове-
рили. Потом, перегоняя друг друга, по-
неслись через болото, через речку, ниче-
о не замечая, на прямую. Тот дядя
Вова, 0 котором столько мечтали, которо-
му в письмах привыкли изливать свои
детокие душн, который за эти годы стал
родным и близким! Or радости елезы
брызнули у некоторых из глаз, и когда
дядя Вова поцеловал разволновавшуюся
девчурку, все полезли целоваться.

Дни бежали один за другим, радост-
ные и счастливые. Для дяди Вовы пели»
плясали, писали стихи, ен ходил © ребя-
тами купаться в озере, на сенокое, в лес.
А по вечерам asin Вова рассказывал
сказки, да какие! 70 пар глаз, не отры-
ваясь, следили за ним. Шотом ребята тое-

Вам за Ваши старания. А Вы приезжай-

те скорей, мы очень ждем Вас. Война
кончилась, разбили врага, и теперь мож-
скоро

но приехать к нам. Приезжайте,
будем купаться. Дядя Вова, мне никах

бовали, чтобы было рассказано про каж-
хую из семи правительественных наград,
украшающих его грудь.

Владимир Иванович виикает во все де-
тали жизни и хозяйства детдома. Он ни-

ного не написать, сперва думаю, то
одно, то другое, a Kak начинаю писать,
всё забываю. Остаюсь жив в здорв и
Вам того желаю. Целую крепко. Ваш
Юра».

Малыши пишут:

«Здравствуйте, дорогой дядя Вова! Пи-
шут Вам девочки из младшей группы;
Лида, Надя, Маня, Соня. Дядя Вова! Мы
играем игрушками, которые Вы нам
прислали. Мы умеем хорошю заправлять
кроватки, ходим за щавелем. У нае у
всех есть Ваши открыточки. Мы умеем
петь много песен и плясать. Когда Вы
приедете к нам, мы Вам епоем и спляшем.
Приезжайте к нам скорее. Целуем Bac
крепко много, много раз. По просьбе не-
грамотных малышей писала грамотная
Мария Митрофановна. Писала дословно
сказанное малышами, поэтому не взыщи-
те».

В эти радостные дни в детдом пришло
семьдесят разпоцветных открыток, каж-
дому воспитаннику по открытке. На каж-
дой из них дяля Вова написал несколь-
ко нежных ©лов и точное имя ребенка,
которому она предназначена.

Война закончена. Jain Вова едет в
отпуск, повидаться е семьей и родными.
Не забыл он и Хотимину. Было около
полудня, когда по детдому и его окрест-
HOCTAM пронеслась весть: «Ляля Вова
приехал!» Прежде всего дялх Зова попал
в плен к малышам.

Старшие быхи в 1607 1% когда запы-

чего не- забудет, и его обещания никогда
не останутся словами. У ребят почти
нет книг для чтения. И Владимир Ива-
нович не сочтет для себя трудным, когда
вернется в Москву, сходить в Управле-
ние детдомов пря Наркомпросе  похлопо-
тать о выделении библиотечки для детдо-
ма. Существует неясность с трудоустрой-
ством ребят етарших возрастов, и Ваади-
мир Иванович узнает в соответетрующих
организациях и сообщит в детдом о том,
Что старшие ребята могут оставаться там
40 тех пор, пока продолжают учиться.

Местные органы не веега
должное впимание дотлому, и Владимир
Иванович напишет в райхом письмо, ко-
торое заставит оживиться районных ра-
ботников,

Всему ‘приходит конеп. Окончилоь и
пребывание дядн Вовы в детдоме. Прово-
жали его все, — от мала IO велика;
Были взяты обешания приехать снова я
часто писать.

# +*

Советский офннер, так трогательно и
любовно заботящийся 0б осиротезших де-
TAX, — 970 позшолковник В Ваноев. В
последний пернот Отечественной войны он
работал начальником ралпоотдола штаба.

В благородной заботе советских офи-
церов о детях, родители которых погибли
в дни Отечественной войны, мы BHIUM
одно из проявлений великой силы совет-

свого гуманизма.
Ив. АНДРЕЕВ.

s

уделяют °

i

и

yl