Учения танковой роты
с боевой стрельбой

Следующий этап учения целесообразно

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

АТАКА ОПОРНОГО ПУНКТА

На показном учении с боевой стрельбой

ХАРЬБОВСКИЙ ВОЕННЫЙ — ОКРУГ,   во замаскированные и появляющиеся Ha
3 декабря. (По телографу от наш. корр.):  пескольхо cexyuy, Рота встретила ва
На-днях закончилось показное  тактиче-  своем пути загралительный огонь венрня-

30 ноября в некоторых французских га-
зетах появилось сообщение франпузского
агентства, «Ажане хЭлисьон э де Пресс»
0$ указаниях, якобы полученных совет-

4 денабря 1945 г., вторник.

Тактическая подготовка танковой роты
завершается учением © боевой стрельбой
на тему: «Наступление танковой роты во
взаимодействии © пехотой и артиллерией».
Это учение следует проводить © привле-
чением подразделений других родов войсь:
пехоты, артиллерии, самоходной артилле-
рии, сапер и Jp. Это обетоятельство
усложняет организацию и проведение уче-
ния и требует 06060’ тщательной  подго-
TOBRH.

Ротными учениями обычно руководят
командиры батальонов. В тех случаях,
когда боевая стрельба проводитея в фор-
ме отрядного учения (е участием танко-
вой роты, батальона мотопехоты, дивиен-
она артиллерни, подразделения сапер), ру-
ководетво им берет на ©60бя командир ча-
сти или ero заместитель. Руководитель
должен своевременно получить необходи-
мые указания по организации и методике
проведения учений. Лучлней формой подго-
тозки команлиров батальонов для таких
учений следует считать прозедение © ни-
ми показного занятия.

Состав привлекаемых на учение под-
разделений, по заявке руководителя, опре-
деляетея штабом части. Успех учения во

многом будег определяться работой по- .

средников. Их ‹ледует, заранее подобрав,
тщательно проинструктировать на мест-
ности.

Необходимо своевременно позаботиться
06 оборудовании полигона. На нем должны
быть созданы противотанковые и противо-
пехотные препятетвия, окопы, ходы ©00б-
шения. В обязанности руководителя вхо-
Дит составление расчета мишенной 0б-
становки. В раечете предусматриваются
мишени (цели) для всех участвующих в
боевой стрельбе полразделений — танков,
пехоты, артиллерии. Начальник связи ор-
танизует в районе учений нейтральную
радиотелефонную связь. Для того, чтобы
подразделения имели достаточное время
Ha полготовку, задания командирам, уча-
ствующим в учении, обычно вручаются
заранее (примерно за 2 — 3 дня). Уче-
ние может быть начато. и по учебно-60е-
вой тревоте. В этом случае задания вру-
чаются при об’явлении тревоги.

Уже < началом движения все участ-
ники учения ставятся в условия, макси-
мально напоминающие напряженную б9е-
вую обстановку. На этом этапе занятий
каждое подразделение отрабатывает учеб-
ные цели, связанные © маршем.

Следующии этапом учения охватывает-
ся весь комплекс вопросов, связанных ©
подготовкой наступления. Танковая рота и
остальные подразделения располагаются на
выжидлательной позиции < мерами боевого
обеспечения, Личный состав и материаль-
ная часть окапываются и маскируются.
Организуетея наблюдение. Принимаются
меры противовоздушной, противотанковой
и противохимичеекой зашиты. Устанавли-
вается связь. Офицеры, ‹ержантекий и

ряловой соетав-вытолняют свои обязанно--

сти по подготовке к предстоящему 00ю.
Командир танковой рты и командиры
других подразделений получают от. руко-
водителя учения боевую задачу.

Олновременно и в остальных участвую-
щих на учении подразделениях проводит-
ся вся подготовительная работа к наступ-
лению. Командиры танковых, стрелковых,
артиллерийских и саперных подразделений
на местности увязывают свои действия в
предстоящем бою. Затем пехота выходит
на исходное положение для наступления,
Артиллерия занимает огневые позиции и
подготавливает совой огонь. Действия «про-
тивника» полезно обозначать средствами
имитации.

В целях экономии учебното времени на
передвижения  выжидательные  позипии
следует выбирать в небольшом удалении
от намеченных исходных позиций для
танков и исходного положения для на-
ступленвя пехоты,

Е Е ЕЕ ЕЕ ЕЕ

Артиллерия и
Обсуждение статьи майора

Можно считать несомненным, что в ко-
нечном итоге исход всех сражений решал-
ся только в ближнем бою. Этот этап об-
щевойскового боя обычно является самым
напряженным, и достижение успеха здесь
бельше чем гле-либо зависит от четкого
взаимодействия пехоты ©о средствами уси-
ления. Ниже мы рассмотрим, какие зада-
чи в условиях ближнего боя возникают
перед артиллерией и как она взаимодейст-
вует < наступающей пехотой.

В Боевом уставе пехоты, часть 2 —
1942 г., сказано, что в период подлерж-
ки атаки- «артиллерия поддержки пе-
хоты и часть минометов переносят огонь
в глубину и на фланги < целью прикрыть
огнем пехоту и танки, атакующие перел-
кий край и опорные пункты первой линии
обороны». При этом артиллерия переносит
огонь в глубину на 200—300 метров, а
пехота прижимается как можно ближе к
разрывам, что позволяет ей вести ближ-

ний бой в наиболее выгодных условиях.
. Однако артиллерия поддержки пехоты
Н? ограничивается только тем, что, участ-
вуя в отневом вале или в последователь-
HOM сосредоточении огня, она переносит
огонь в ближайшую глубину и на фланги
и. тем самым ‘как бы  окаймляет поле
ближнего боя, препятствует противнику
предпринимать контратаки. Как известно,
в целях организации взаимодействия уста-
Навливаетея связь артиллерийских коман-
диров < пехотными, создаются совместные
наблюдательные пункты командиров рот и
батарей, командиров батальонов и дивизи-
онов и т. д. Наконец, передовые  артил-
лерийские наблюдатели следуют в первых
линиях наступающей пехоты, чтобы в пе-
риод ближнего боя дать возможность ар-
тиллерии быстро и точно подавлять, уни-
чтожать те огневые средства и живую си-
Лу противника, которые препятетвуют про-
движению стрелковых подразделений.
Весьма крупную роль играют и орулия
Фопровождения. Они являются как бы ко-
стяком, основой боевых порядков пехоты.
В ходе. Отечественной войны даже воз-
никло правило: 0б’ект считали захвачен-

* CM,
279 и 253.

«Красную. звезду» №№

277,   TOM, чтобы уничтожать

начать боевой стрельбой артиллерии, 0603-
начающей начало артиллерийской подго-
товки. Стрельба, веделея по целям, разве-
данным артиллеристами. Под прикрытием
артиллерийского огня пехота начинает
наступление, накапливается Ha рубеже
атаки. Танковая рота выходит на исход-
ную позицию. Известно, что Боевой ye-
тав бронетанковых и механизированных
войск Красной Армии требует нахожде-
ния танковых подразделений на исходной
‚позиции в состоянии боевой готовности.
 Выполнение этого уставного требования
юлжно строго контролироваться руководи-
телем и посредняками.

Атака является важнейшим этапом уче-
‘ния. Она начинается сосредоточением огня
артиллерии по переднему краю обороны
противника и выступлением танков © ие-
хедной позиции. Врайне важно достигнуть
одновременно выхода танковой роты в ата-
ку. При этом следует’ уделить 060бое вни-
мание таким вопросам, как своевременное
открытне танками огня с хода, переное
огня артиллерии по рубежам, стремитель-
ность броека пехоты в атаку вслед за
танками.

Нужно, чтобы во время боевой стрель-
бы командир танковой роты получил прак-
тику в управлении огнем роты, в 9собен-
ности в <0средоточении и переносе отня
для поражения наиболее важных и опас-
ных целей. Такая возможность должна
быть заранее предусмотрена руководите-
лем учения при расстановке на полигоне
мишеней. Полезно сразу же после первых
рыетрелев из танков показать где-либо на
фланге группу вражеских танков или са-
мохолных орудий для того, чтобы коман-
дир роты принял соответствующие меры.
В случае, если нужных действий со ето-
роны командира роты (или командиров
тзводов) не последует, придется отдать
ему по радио распоряжение о сосредоточе-
нии огня в опасном нантравлении.

В практике некоторых частей  прихо-
дится наблюдать, когда подобного рода
учение прекращается после боевой стрель-
бы. Это является большой оттибкой. Ведь
на учении необходимо дать командирам
подразделений, особенно командиру танко-
вой роты, практику в управлении в 6on.
С этой целью как танковой роте, так и
остальным подразделениям в ходе учения
надлежит последовательно поставить ряд
дополнительных задач (по радио), преду-
сматривающих наступление в новых Ha-
правлениях, и проследить, насколько бы-
стро и умело офицеры решают эти задачи.

Бей в глубине обороны завершается за-
креплением пехоты па занятом рубеже,
переменой артиллерией огневых позиций
и сосредоточением танковой роты на cOop-
ном пункте.

Руководитель и посредники BO время
учения внимательно наблюдают за дей-
ствнями подразделений. Маскировка, само-
окапывавие, а также и другие рабо-
ты должны выполняться в полном 05’-
сме и так, как в боевой обстановке.
Неправильно и плохо выполненные дейст-
вия следует повторять до достижения
требуемых результатов как по качеству,
так и в отношении соблюдения установ-
ленных нормативов времени. Полезно; на-
пример, атаку танков и пехоты, если она
не отвечала требованиям,  поеле’ боевой
стрельбы повторять (без стрельбы) до
тех пот, пока она не будет  олновремен-
ной, стремительной и решительной. 0со-
60e внимание следует уделить безотказ-
ней работе радиосвязи.

По окончании учения производится его
разбор. Он является прямым  продол-
жением и заключением учения и служит
средством для закрепления полученных
на учении знаний.

Под

олновник Н. ЛИЧУГИН.

манево пехоты

А. Малинина „Ближний 601%

HEIM лишь тогда, когда на нем удавалось
установить пушку. Действия орудий <о-
провождления в ближнем бою заслуживают,
на наш взгляд, детального рассмотрения.

Обратимея хотя бы к такому подразде-
лению, как стрелковый батальон. Он име-
ет на вооружении свою штатную артил-
лерию — 45-мм. пушки. Кроме того, ба-
тальон может получить в качестве средот-
ва усиления несколько орудий от коман-
уира стрелкового полка. Понятно, что своею
и приданную артиллерию сопровождения
командир батальона с началом ближнего
боя использует для непосредственной под-
держки стрелковых рот, которым, видимо,
заранее и придаст эти орудия. Командир
стрелковой роты, наступающей в первом
эшелоне батальона, получив, таким obpa-
зом, несколько орудий сопровождения, в
свою очерель придаст их стрелковым взво-
дам.

Следовательно, жновные вопросы взаи-
модействия орудий сопровождения е пехо-
той должны решаться в звене стрелковый
взвод — орудие. Но это отнюдь не сни-
мает < командира стрелковой рты и
командира взвола артиллерни заботы по
управлению этими орудиями в процессе
ближнего боя. Вак известно, орудия, дей-
ствовавшие в период артиллерийской под-
готовки прямой наводкой, с началом ата-
ки поступают в подчинение командиров
стрелковых рот и взводов. Вотда командир
ты ставит задачу командиру приланных
орудий, он должен показать ему полосу
предстоящих действий своего подразделе-
ния, раз’яенить, какие об’екты и в какой
последовательности будет атаковать рота,
указать распределение орудий для под-
держки стрелковых взводов и рубежи пос-
ледовательного передвижения орудий Bue-
ред. Командир стрелкового взвода в ана-
логичном случае указывает командиру
орудия направление наступления взвода,
говорит, какое отделение поможет орудий-
HOMY расчету при продвижении  матери-
альной части, а также сообщает сигналы
целеуказаний для вызова огня орудия,

Как только завязался бой, основная за-
дача орудий сопровождения заключаетея в
огневые точки
противника, мешающие продвижению ре-

Sens eee

ское учение © боевой стрельбой в подраз-
деления, которым командует гвардии
майор Вовк. Отрабатывалась тема’ «На-
ступление усиленной стрелковой роты на
опорный пункт «противника».

Рота старшего лейтенанта  Владимир-
ского демонстрировала свою выучку перел

участниками окружных ‹боров  команли-
рев частей и ‹оединений,
«Бой» разыгралея на заснеженном

поле, окаймленном на севере и востоке
лесом. «Противник» под натиском наших
частей оставил  ©в0ою главную полосу
обороны и закрепился на ‘заранее подго-
товленной второй оборонительной линии.
Но обстановке рота старшего лейтенанта
Владимирекого, действуя в составе насту-
пающей части, должна была атаковать
противника, оборонявшегоея в о OUOPHOM
пункте, созданном в олном селе.

Началась ‘артиллерийская подготовка.
Пушки и минометы били в цель, поражая
огневые точки. Это были Уншени, искус-

В КАБИНЕТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ. ЦЕНТРАЛЬНОГО
ДОМА КРАСНОЙ АРМИИ

В одном из залов Центрального дома
Красной Армии именн М. В. Фрунзе раз-
мещены макеты приборов и
сконструированных  рапионализаторами и
изобретателями Красной Армии.

Многие из изобретений, прежде чем по:
лучить практическое осуществление, были
представлены авторами на консультацию в
кабинет изобретателя Центрального дома
Красной Армии. Сюда со схемами и чер
тежами приезжали с фронтов. Великой Оте-
чественной войны армейские изобретатели,
приходили представители конструкторских
бюро предприятий оборонной промышлен-
ности. В кабанете изобретателя ‘они знако-
мились с технической литературой и спра:
вочниками по всем интересующим их воп-
росам. Только за последние два года в
кабинет на консультацию было представ-
лено свыше 2.040 изобретений и рациона-

С ЗАВОДОМ

Н-СКИЙ ГАРНИЗОН, 3 декабря. (По
телеграфу от наш. корр.). Артиллеристы
батареи старшего лейтенанта Хомякова в
свое время принимали участие в освобож-
дении от немецко-фашистских захватчиков
города Гомеля. Бойцы батарен крепко по-
дружились с трудящимися гомельского
лесопильного завода. Уже будучи дале-
ко за рубежами родной земли, на берегах
Одера и Эльбы, артиллеристы постоянно
поддерживали связь < заводом,

Трудящиеся Гомеля в ответных письмах
рассказывают о том, как они восстанавли-
вают город. Переписка продолжается и
сейчас. На-днях на батарею пришло очеред-
ное письмо от рабочих лесопильного заво*
да. В этом письме они сообщают бойцам,
что полностью ‘восстановили свой завод \ий
наладили сборку стандартных деревянных
домов для Донбасса. г

БАТАРЕЯ
ПЕРЕПИСЫВАЕТСЯ

ВОЕННЫЕ ОХОТНИКИ ПЕРЕД ЗИМНИМ СЕЗОНОМ

С началом зимнего охотничьего сезона [охотники ведут охоту на водоплавающую

широко развернули ‹вою ‘деятельность
военные охотники Красной Армин. Во всех
хозяйствах Центрального совета Всеармей-
ского военно-охотничьего общества обору
дованы охотничьи базы, утеплены помеще-
вия для ночлега и отдыха охотников. Осо-
бенно большая работа по восстановлению
охотничьих хозяйств проводится на терри-
тории районов, освобожденных от немецко-
фашистских захватчиков. Только за послед.
нее время на этих территориях вновь орга-
низованы десятки охотничьих хозяйств.
На берегу Каспийского моря восстанов-
лено Кизлярское охотничье хозяйство
Центрального Всеармейского военно-охот-
ничьего общества. Сейчас здесь военные

Ел ee

хоты. Главными 06б’ектами для пушек в
этот период будут в первую очередь стан-
ковые и ручные пулеметы, & также груи-
пы автомалчеков, засевших за укрытия-
ми. Эти задачи орудия выполняют стрель-
бой © места, передвигаясь за пехотой от
рубежа к рубежу. На первом этапе блихж-
него боя они находятся на своих преж-
них огневых позициях, т. е. на удалении
200—300 метров от переднего края 0б9-
роны противника.

Предположим, что дистанция прямого
выстрела орудия 1000 метров. В таком
случае орудие может поддерживать бой
пехоты © места вплоть до ‘Toro, Kak
стрелковые подразделения овладеют второй
траншеей противника, и только тогда
придется оменить огневую позицию. Но
это — лишь один из вариантов. Шаблона
здесь не может быть, ибо все зависит
от обстановки, в которой действует ору-
que. }

Каким же образом лучше всего’ перед-
вигать орудия вперед и кто должен ру-
ководить этим делом? Известно, что ору-
дия сопровождения взаимодействуют He
тольБо © поддерживаемой пехотой, но и с
ее огневыми средствами (пулеметами   1
минометами), & также межлу собой; Сле-
довательно, передвижение орудий сопро-
вождения надо регулировать в маюштабе
роты и даже батальона. Здесь важно, что-
бы пехота имела беспрерывную поддерж-
RY орудий, а орудие, находящееся в дви-
жении, прикрывалось огнем других ору-
AWM или станковых пулеметов, — иначе
оно явитея мишенью для пулеметного ог-
ня противника и будет выведено из строя.
Поэтому, организуя взаимодействие огне-
вых средств, командир роты обязан ука-
зать командиру пулеметного взвода, в ка-
кой мере тот должен прикрыть передви-
жение орудий по рубежам, а командиру-
артиллеристу—в какой последовательности
передвигать орудия.

` Жак только подан сигнал для начала
движения орудия, его немедленно снимают
€ занимаемой позиции и передвигают
ва новый рубеж. Орудие или пулемет,
которым поставлена задача прикрывать
это движение, должны особенно внима-
тельно следить за действиями противника
и немедленно подавлять цели, мешающие
артиллеристам осуществить смену огневой
позиции. Когда orzo орудие достигнет
нового рубежа и откроет огонь, начинает
передвигаться другое и т. д.

механазмов,  .

ЕСИ КЕ ИЕ

тельской артиллерии. Е  имитировали
саперы, подрывая фугасы. Рентительным
броском бойцы роты вышли из-под 00-
стрела.

Хоропю полдержала роту артиллерий-
ская батарея ‹таршего лейтенанта Чистя-
кова — Участника штурма  Кенигеберга.
Перел броском в атаку одно из орудий
этой батареи (командует им сержант
Яков Шевченко) прямой наводкой разбило
дот, чем в болылей мере способствовало
продвижению роты. Следует подчеркнуть,
что рота неплохо использовала cron cpet-
ства, ведя прицельный отопь. Из 80 мн-
шеней было поражено 57.

Наблюдавший учение командующий
войсками Харьковского ‘военного округа
генерал армни Тюленев похвально 0т9-
звался о действиях бойпов, сержантов п
офицеров, Командующий отметил высокий
темп ваступления, хорошее огневое вза-
имодействие и умелую организацию  пэ-

казного завятия.
Капитан Н. БАСОВ.

лизаторских предложений. Большинство из
них получило практическое применение.

За годы Великой Отечественной войны
кабинет изобретателя при ЦДКА стал од-
ним из важнейших центров по пропаганде
технических знаний и массового изобрета-
тельства среди воинов Красной Армии. В
адрес кабинета со всех концов страны по-
ступают десятки писем от армейских изо-
бретателей и рационализаторов с просьбой
оказать им техническую консультацию й
зыслать необходимую литературу.

В помещелеи кабинета регулярно’ чита
ются‘ лекции ‘на различные научно-техниче
ские темы, проводятся конференции изоб-
ретателей и рационализаторов. Здесь мож-
но встретить выдающихся советских уче
ных и конструкторов, передающих свой
опыт новатерам технниа Красной Армии.

ОФИЦЕРЫ ПОЛКА
ИЗУЧАЮТ ОПЫТ
БОЕВ

МИНСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. 3 де-
кабря. (По телеграфу от наш. корр.). В дви
победоносного наступления Красной Армии
тсрод Остроленка был штурмом взят пол
ком, которым командовал майор Кабалия.
Полку было присвоено наименование «Ост-
роленский». Правртельство высоко оценило
герсазм и отвагу воинов. Много бойцов и
офицеров полка были награждены ордена-
ми и медалями,

Недавно в полку состоялась конференция
по изучению опыта боев за город Остро-
ленка. В клубе собрались офицеры полка,
среди них много участников этих боев. На
стенах вывешены карты, приказы, схемы. С
докладом выступил командир полка, руко-
водивший боем, майор Кабалия. В обсужде-
нии доклада приняли участие майор Ни-
коленко, майор Алехин, капитан Шабанов
и другие.

дичь, фазанов и диких кабанов.

Широко развернулась охота на зайцев,
лис, волков в центральных и северных рай-
онах страны. Во всех военно-охотничьих
обществах этих районов организуются спе-
циальные бригады по отстрелу волков. На-
днях группа офицеров охотников Москов-
ского военного округа выехала на отстрел
выводка волков в один из районов Москов-
ской области.

К зимнему охотничьему сезону Цен-
тральный coset Всгармейского  военно-
охотничьего общества выдал окружным
советам и отдельным коллективам воен-
ных охотников свыше 3.360 ружей.

За движениеи орудий должен следить в
полку начальник артиллерии стрелкового
полка, а в батальонах и ротах — коман-
диры соответствующих артиллерийских
батарей и взводов, приданных стрелковым
подразделениям. Они принимают необходи-
мые меры, чтобы не допустить отстава-
ния орудий от пехоты. Веё это, по наше-
му мнению, и является главнейшей зада-
чей орудий сопровождения в период ближ-
него боя.

Возникает вопрос, каким же образом
будут вести огонь орудия сопровождения,
двигающиеся в боевых порядках пехоты?
Майор А. Малинин предлагает свое реше-
ние. Но нам думается, что нет налобно-
CTH оставлять какие-то коридоры для
стрельбы орудий. На практике это неосу-
шествимо, ибо пехота никогда не движет-
ся по прямой линии, держа равнение.
Она всегда маневрирует, применяется к
местности и, естественно, несколько от-
клоняетея в ту или другую сторону.

Известно также, что орудие в процессе
боя ведет огонь ае всё время, а только
лишь тогда, когда появляются цели, ме-
шающне продвижению пехоты. Его расчет
стремится использовать в таком случае
каждое благоприятное уеловие. Например,
в боевых порядках пехоты, веледетвие ве
маневрирования, образовалея коридор, —
это, конечно, облегчает ведение огня.
другой ‚раз благодаря наличию лощин и
оврагов появится возможность стрелять
через голову пехоты. Словом, условия для
действий орудий сопровождения складыва-
ютея в ходе боя, надо лишь, чтобы
командиры-артиллериеты проявляли ини-
циативу, а командиры стрелковых подраз-
делений своевременно пред’являли свои
требования.

Такова в общих чертах роль артилле-
рии в ближнем бою, рассмотренная нами
применительно к ааступзтельному on.
Действия артиллерии в ближнем bow в
условиях обороны имеют, конечно, ряд
особенностей.

Майор А, Малинин приходит к выводу,
что основной фигурой, руководящей ближ-
ним 009м, является командир роты. На
наш взгляд, дело обетоит иначе. Управле-
ние артиллерией будет осуществляться во
‘всех звеньях, начиная от командира пол-
ковой артиллерийской группы и кончая
команлиром орудия. Вее завиент от того,
какую залачу выполняет артиллерия в
тот или иной отрезок боя.

Подполковник П. БОЙНО.

срим поелом в Соединенных Штатах А. А.
Громыко, находящимея в вастоящее время
в фендоне, В числе «указаний» имеются
будто бы такие; как: противиться пред-
дожениям о встрече «Большой тройки»;
уклончиво отвечать о совещании трех
министров; предложить закончить оккупа-
цию Германии не позднее 1 января 1949
гола; настаивать ка создании Вонтроль-
пой Комнссин на Дальнем Востоке по ана-

№

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТАСС

логии с Контрольным Советом в Германи?

и др:
По сведениям, получевным TACG из
хорошо информированных кругов, все

сообщение агентства «Amano
д’Элисьон э ле‘Преес», как и ряд других
недавних сообщений этого агентства о Co-
ветеком Союзе, ‘явллетея сплошной вы-
думкой. В агентстве «Ажанс д’Эдисьон
з ле Пресс», повилимому, орудуют всяки®
жулики и пройдохи, которые живут  раз-
личными клеветническими измышлениями
касчет Советского Союза.

упохявутое

Всеобщее из

КОНСУЛЬТАЦИЯ »

бирательное

право в СССР

Советская страна активпо готовится
к човым выборам в Верховный Совел
СССР. Поеле суровых испытаний войны
«наш народ придет к избирательным yp-
нам с накопленным за эти годы огромных
политическим опытом, много передумав 0
судьбах своей Родины, о событиях в
Европе и во всех мире. Большевистская
партия вместе е широкими кругами бес-
партийного советского актива готовится к
этим выборам, видя в них важнейшее про-
явление советской демократин и еще одно
могучее средство сплочения нашего наро-
да и дальнейшего укрепления советского
государства» (Молотов).

Выборы в верховный орган власти (9-
ветского Союза будут пронеходить на 0<-
нове всеобщего, равного и прямого изби-
рательного права при тайном голосовании,

Согласно Положению о выберах в Bep-
ховный Совет СССР все граждане СССР,
достигшие 18-летнего возраста, незавиеи-
№0 от расовой и национальной приназлеж-
ности, пола, вероисповедания, образова-
тельного ценза, оседлости, социального
происхождения, имущественного положе-
ния и прошлой деятельности, имеют право
участровать в выборах депутатов в Вер-
ховный Совет СССР. Исключение состав-
ляют лица, осужденные судом с ляшеанем
избирательных прав и умалишенпые.

Никогда еще в истории демократии не
было такого подлинно демократического
избирательного права, какое осуществлено
в нашем государстве. Это стало возмож-
ным только в стране победившего социа-
лизма, где нет эксплоататорских классов и
экоплоатации человека человеком, где с0з-
далось и укрепилось моральное и поли-
тическое единетве всего социалистиче-
екого общества.

Подлинное всеобщих выборов, таких, ка-
кие существуют у нах, не знаети не зна-
ла ни олна другая страна в мире. Даже
в тех буржуазных странах, где признает-
ся всеобщность выборов, делаюлея MHO-
гочисленные оговорки и ограничения. В
результате демократические права и с5о-
боды оказываются совершенно  изуро-
дованными. Буржуазные: избирательные за-
коны устанавливают множество ограничи-
тельных“цензов, прн помощи которых ус-
траняют от участия в выборах наименее
обеспеченные слои населения,

Во многих буржуазных странах избира-
тельного права лишены женщины, ©о-
ставляющие добрую половину взрослого
населения. В избирательном законе Колум-
бии, например, сказано: «Не имеют изби-
рательного права женщины и аакотоли-
КИ»...

В некоторых буржуазных странах, где
женщинам предоставляется избирательное
право, оно часто сопровождается такими
отоворками, которые  сводяг его на-нет,
Так, например, в Португалии избиратель-
ным правом пользуются только вдовы, не-
замужние и разведенные и то лишь в
том случае, если. будет удостоверена их
«хорошая репутация»...

Bo многих буржуазных странах уста-
повлен высокий возрастной пенз (иногда
10 30 лет), вследствие чего молодежь не
принимает участия в выборах.

В ряде государств к участию в выборах
не допускается личный, в особенности ря-
довой состав армии и флота. Например,
по избирательному закону Греции военно-
служащие не имеют права участвовать в
толосовании.

Избирательные системы многих 6yp-
жуазных стран устанавливают для трудя-
щегося населения еще одно ограниченне—
ценз оседлости. В силу этого пенза уча-
ствовать в выборах могут только те лица,
которые проживают в одном избиратель-
ном округе не менее определенного отрез-
ка времени — иногда даже не менее 5
лет. Это мероприятие направлено главным
образом против’ рабочих, вынужденных в

И ПАРТИЙНЫХ

Политотдел Н-ской армии провел двух-
дневный семинар помощников начальников
политотделов по комсомольской работе.
Участники семинара - заслушали доклад
полковника Романова на тему «Сталинская
Конституция — самая демократическая

В! конституция в мире». Майор Смирнов сде-

лал доклад о задачах армейских  комсо-
мольцев в свяэи с выборами в Верхов
Совет СССР. йе vanes
Участники семинара TT. Бакланов, Из-
маилов, Челышев поделились опытом ра-
боты комсомольских организаций по про-
паганде избирательного закона,

*

На-днях Политуправление Уральского
военного округа провело совещание  na-
чальников дивизионных о партийных школ.
Совещание обсудило вопрос © готовности
школ к новому учебному году.

В округе сейчас создано 13 дневных н
40 вечерних отделений дизизионных  пар-
тийных школ. Политорганы проявили
большую заботу об их материальном обес:
печении, Например, школа, где начальни-
ком майор Гинзбург, располагает теперь
хорошим партийным кабинетом, ‘библноте-
кой, достаточным количеством оборудован-
ных классов. Неплохо подготовилась к
началу занятий и партийная школа, где
начальником тов. Гусаров. Все группы
здесь уже укомплектованы слушателями,
подобраны квалифицированные преподава-
тели, конспекты лекций обсуждаются на
предметных комиссиях.

В ПОЛИТОРГАНАХ

поисках работы часто менять  местожи-
тельство.
Совершенно иное положение в СССР,

который является подлинно демократичес-
кой страной. Наше государство

в выборах всем гражданам-избирателям,

хотя бы они и проживали в данном окру-_

ге всего несколько часов.

В ряде капиталистических
избирательные законы ° требуют
бирателей определенного
пенза. Лица. не отвечающие этому  тре-
бованню, лишаются права избирать в
парламент.

В некоторых буржуазных странах
сих пор сохраняется в той или
форме имущественный ценз, откровенно
направленный против неимущего населе-
ния. В ряде стран существует националь-
ный кли расовый ценз, устраняющий от
учаетня в выборах напменьшиянства. Сот-
ни уиллионов жителей колоний капитали-
етических стран лишены избирательных
прав.

Таким образом даже в тех буржуазных

стран
от из-

странах, где установлено всеобщее изби-

рательное право, значительная часть на-
рода фактически этим правом не обладает
веледетвне многочисленных ограничений.

Советский Союз не знает подобных или:

каких-либо других ограничений избирз-
тельных прав граждан. Советский избира-
тельный закон — наиболее демократиче-
ский в мире—проникнут заботой о том,
чтобы каждый гражданин мог на деле ис-
пользовать свои права избирателя. К под-
готовке и к проведению — избирательной
кампании у Hac широко привлекается об-
щественный актив, раз’яеняющий населе-
нию значение выборов. Положение о вы-
борах, процедуру голосования, права и
обязанности избирателей. Списки избира-
телей, тщательно проверенные, вывешива-
TCH 3a ACCA 10 дня выборов, и каждый
гражданин, обнаружив какую-либо непра*
вильность в этих списках, может подать
заявление в исполнительный комитет’ (9-
вета депутатов трудящихся, который обя-
зан раесмотреть это заявление в трех-
дневный срок. В том случае, если изби-
ратель вынужден

Совета депутатов’ трудящихея выдает ему
«Удостоверение на право голосования»,
по которому он может голосовать на но-
вом месте жительства или даже в поезде
дальнего следования или на корабле, если
в лень выборов OH находится в пути.
Избирательные бюллетени печатаются Ha
языках населения соответствующего из-
бирательного округа. В течение последних
трех недель перед выборами участковая из-
бирательная комиссия широко извещает
избирателей о дне и месте выборов ит. д.

Эти и многие другие мероприятия пол-
ностью обеспечивают осуществление все-
общето избирательного права, провозгла-
шенного Сталинской Конституцией, под
знаменем которой сражался и победил co-
ветский народ.

Принципы и организация выборов в
буржуазных странах приводят к тому, что
огромная часть избирателей — иногда
половина — не участвует в голосования.

Иная картина в СССР. Ярким выраже-
нием последовательного проведения прин-
Huma всеобщего голосования являются вы-
боры в Верховный Совет СССР, проводив-
шиеся в 1937 году. Е избирательным ур-
нам в день выборов пришло 96,8 про.
избирателей. Из 94,1 миллиона избирате
лей в выборах принял учаетие 91 мил-
лион © лишним. На выборах в Верховные
Советы союзных и автономных республик
и в местные советы участвовало почти
100 проц. избирателей. Советский народ
продемонстрировал этим величайшую по-
литическую активность, ибо он выбирал
органы своего государства, хозяином ко-

торого он являетуя.
Доцент В. КОТСК.

а
От корреспондентов
„Красной звезлы*

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Но вместе < тем совещание выявило
и ряд недостатков в подготовке к нача-
лу занятий. Так, например, школа, кото-
рую возглавляет капитан Ивашенко, ‘еще

не имеет ни преподавателей, ни помеще-
ния.

Политуправление округа потребовало от
политорганов соединений немедленно ис
править все недоделки, повседневно руко-
водить дивизионными партийными школа
мн, детально вникать в содержание их ра-
боты, следить за правильной организанией

учебного процесса, добиваться высокого
качества занятий,
*

Шестидневный семинар редакторов диви-
знонных газет проведен Политуправлением
Киевского военного округа. В программу
семинара вошли доклады и лекции:
«Ленин и Сталин о большевистской печа-
ти», «Роль дивизионных газег в политиче:
ском воспитании личного состава», «Про-
паганда и агитация в новых условнях»,
«Освещение в газете вопросов партийной и
комсомольской жизни, боевого опыта и
боевой подготовки».

На семинаре, кроме того, были прочита-
вы лекции: «Организация и планирование
работы редакции», «Рассказ, очерки
фельетон в красноармейской газете», «Ра-
бота с военкорами». Редактор. дивизионной
газеты «За родину» майор Буткевич поде-

лился опытом освещения жизни Советского
Союза.

предо-
ставляет право и возможность участвовать

образовательного —

ИНОЙ

переменить место жи».
тельства накануне дня выборов» исполком.