A

7 декабря 1945 г., пятница. № 286 (6274).

POMECC главных немецких военных преступников в _Нюриберге

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 5 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 5 декабря. (ТАСС). Утрен-
@ee заседание Трибунала начинается вы-
ступленнем представителя американского

. обвинения Олдермена, который продолжа-

ет приводить документальные данные, от-
носящиеся к нападению Германии на Че-
хословакию. Обвинитель указывает на пре-
дательскую роль в отношении  Чехосло-
вацкого государства, которую сыграла cy-
дето-немецкая партия во главе с Генлей-
ном. Олдермен цитирует документ, пред-
ставляющий собой записку генлейновца
Франка. В этой записке Франк пишет:
«Современный народ и современное госу-
дарство немыслимы без политических
войск. Им должна быть поручена специ-
альная задача осуществления  политиче-
ской воли этого государства, а также за-
дача быть гарантом его единства, Это oco-
бенно относится к немецко-народной груп-
пе, которая проживает в составе других
народов. Срответственно этому судето-
немецкая партия еще ранее организовала
свои политические соединения, так назы-
ваемые «отряды добровольной  ‹амозащи-
ты». Эти соединения тренируются в соот-
ветствии с принципами CC, с целью ис-
пользования их в подходящее время. Пос-
ле присоединения Судетской области  3a-
дачи «отрядов добровольной самозащиты»
были расширены, особенно за счет студен-
ческих немецких организаций, образован-
ных как компактные соединения в Праге
ни Брно. Это было совершенно естест-
венно, поскольку многие активные студен-

‚ты из Судетской области были уже чле-

нами СС. Эти студенческие организации
должны были выдержать проверку вместе
< другими немцами во время мартовского
кризиса 1939 года. Гитлер сам отметил
роль немецких студентов. Ранним утром
15 марта, после извещения о вступлении
германских войск в Чехословакию, немцы
должны были обеспечить соответствующую
помощь германским войскам. Насколько
выдающейся была их роль, можно видеть
из того, что компетентные   германские ор-
ганы многих из этих людей приняли в от-
ряды СС, причем часть из них была за-
числена в эти отряды самим имперским
руководителем СС или же его заместите-
лем Гейдрихом. Непосредственно после
того, как первые колонны германской ар-
мии вступили на территорию  Чехослова-
кии, эти отряды приняли на себя ответст-
венность за сохранение порядка и предо-
ставили себя в распоряжение германских
войск, для которых они явились ценными
помощниками и сотрудниками».

Далее Олдермен касается осуществле-
ния германскими гитлеровцами плана рас-
членения Чехословакии. Он доказывает,
что провозглашение так называемой «неза-
висимости» Словакии явилось делом рук
германских гитлеровцев, которые, дейст-
Вуя через свою агентуру в этой . стране,
провозгласили отделение Словакии от Че-
хии и Моравии. Обвинитель приводит
письмо английского посланника в Праге
Ньютона лорду Галифаксу, тогдашнему
министру иностранных дел Англии, дати-
рованное 21 марта 1939 года. В этом пись-
ме говорится: «После того, как господин
Сидор: вернулся в Братиславу, в десять
часов вечера в субботу, 11 марта на засе-
дание кабинета в Братиславе явились гос-
подин Бюркель, Зейсс-Инкварт и пять
германских генералов, которые заявили
словацкому правительству, что оно долж-
но немедленно прокламировать  независи-

мость‘ Словакии. Когда господин Сидор об-

наружил ‘некоторые колебания, TO госпо-
дин Бюркель отвел его за руку в сторону
и заявил, что Гитлер твердо решил разре-
щить чехословацкий вопрос. Словакия
должна, заявил он, немедленно об’явить о
своей независимости, иначе Гитлер совер-
шенно небудет интересоваться ее судьбой.
Господин Сидор поблагодарил Бюркеля за
эту информацию, однако сказал, что он
должен обсудить положение с правитель-
ством Праги».

События, связанные с вторжением гер-
манских войск в Чехословакию,  развива-
лись весьма быстро. Немцы начали переп-
равлять оружие для словацких гитлеров-
цев через границу. Германская пресса и
радио открыли ожесточенную кампанию
против чехословацкого правительства. Ти-
co — словацкий квислинг — вызывается
в Берлин. Одновременно гитлеровские за-
говорщики приглашают Венгрию принять
участие в порабощении Чехословакии.
Главари тогдашней Венгрии, в том числе
венгерский регент Хорти, выражают ‹вое
живейшее согласие с этими планами гит-
леровцев.

Обвинитель Олдермен цитирует телег-
рамму Хорти, отправленную Гитлеру 13
марта 1939 года, и прилагает этот доку-
мент в качестве доказательства к прото-
колам Трибунала. Этот документ был най-
ден в архиве германского министерства
иностранных дел. В своей телеграмме
Гитлеру Хорти писал: «Ваше Превосхо-
дительство, выражаю вам CBO искрен-
нюю благодарность. Мне трудно выра-
зить вам, насколько я счастлив тем,
что этот трудный этап, имеющий жизнев-
ное значение для Венгрии, теперь пройден.
Несмотря на тот факт, что наши новые
рекруты служат в армии всего пять не-
дель, мы вступаем в эту кампанию с ог-
ромным энтузиазмом. Все необходимые
приказы уже отданы. В четверг, 16 марта,
произойдут некоторые пограничные инци-
денты, за котсрыми в субботу последует
крупный удар. Я никогда не забуду это-
го доказательства дружбы Вашего Пре-
восходительства Ваш преданный друг
Хорти».

Гитлеровский ‘министр иностранных дел
Риббентроп, предполагавший, что чехосло-
Вацкое правительство предпримет какой-
либо демарш, который осложнит осуществ-
ление намеченной программы захвата Чехо-
словакии, посылает 13 марта 1939 года
телеграмму своему посланнику В Праге. В
этой телеграмме говорится: «В случае, ес-
ли от президента Гаха поступит какой-ли-
бо документ, то, пожалуйста, не давайте на
нёго письменного или устного ответа и не
предпринимайте никаких других шагов, а
просто перешлите его шифром сода. Бо-
лее того, я должен просить вас и других
членов миссии сделать себя недосягаемы-
ми в течение ближайших нескольких дней
для чехословацкого правительства на слу-
чай, если оно захочет связаться с вами.
Риббентроп».

13 марта утром Тисо в сопровождении
Дурчанского и Кармазина прибыл в Берлин
и вечером был принят Гитлером. Состоя-
лись переговоры, в которых участвовали,
помимо Гитлера и Тисо, следующие лица:
министр иностранных дел Риббентроп, им-
перский министр Мейсснер, генерал Кей-
тель, статс-секретарь Дитрих, статс-секре-
тарь Кепплер и словацкий министр Дур-
чаяский. Документ, представляющий .cOo-
бой запись этих переговоров, также наи-
иностранных дел. Во время этих перегово-
ров Гитлер пред’явил словакам ультима-
тум, в котором требовал немедленного про-
возглашения так называемой «независимо-
сти» Словакии. `

Гитлер спросил Риббентропа, не’ имеет
ли он каких-либо замечаний. Риббентроп

подчеркнул, что решение © «независимос-
ти» Словакии должно быть принято в те-
чение часов, а не дней. Он показал Гит-
леру только что полученное сообщение о
том, что венгерские войска начали прод-
вигаться в направлении словацкой TeppH-
тории. Гитлер прочел это сообщение, упо-
мянул о нем Тисо и выразил надежду, что
Словакия немедленно примет свое реше-
ние. Тисо поблагодарил Гитлера за это и
заверил его в том, что Гитлер может по-
ложиться на Словакию. Тисо выразил co-
жаление по поводу того, что, находясь под
впечатлением слов Гитлера, он не может
сразу же высказать свое мнение, посколь-
ку он должен посоветоваться со своими
друзьями. Однако, сказал Тисо, словаки
докажут, насколько они ценят «заботы»
Гитлера об интересах их страны.

На этом закончились эти переговоры, ко-
торые обвинитель Олдермен характеризу-
ет, как изумительные с’ точки зрения ци-
низма и наглости языка германских фаши-
стов, которым они говорили со своими вас-
салами.

Затем, сказал Олдермен, состоялось со-
вещание у Риббентропа, на котором пос-
ледний передал Тисо проект «закона о
независимости» Словакии. 14. марта Тисо
доставляется в Братиславу, где он про-
возглашает «независимость» Словакии,

Наступает очередь Праги. По требова-
нию Гитлера в Берлин приезжают  чехо-
словацкий президент Гаха и министр ино-
странных дел Хвалковский. В это время
немецкая пресса была заполнена клевет-
нической пропагандой, направленной про-
тив чехов. Немецкая пропаганда обвиняла
чехов в преследовании немцев и требовала
уничтожения Праги как  «антинемецкого
гнезда в сердце Европы». Обвинитель Ол-
дермен говорит:

В архиве германского министерства ино-
странных дел был найден другой замеча-
тельный документ, представляющий собой
запись переговоров Гитлера с президентом
Гаха 15 марта 1939 года. Вряд ли какой-
либо другой документ характеризует с та-
кой силой провокационную тактику и ме-
ждународный бандитизм гитлеровских заго-
ворщиков. Документ этот называется: «Пе
реговоры между фюрером и рейхсканцле-
ром и президентом Чехословакии Гаха в
присутствии министра иностранных дел
Риббентропа и чехословацкого министра
иностранных дел Хвалковского, состояв-
шиеся в рейхсканцелярии 15 марта 1939
года», На этих переговорах присутствоза-
ли: генерал-фельдмаршал Геринг, генерал
Кейтель, статс-секретарь Вейцзекер, импер-
ский министр Мейсснер, статс-секретари и
государственный советник Хевель. Во вре-
мя переговоров, как говорится в записи,
Гитлер заявил, что для других стран Че-
хословакия является не чем иным, как
средством для достижения цели, Лондон и
Париж не в состоянии оказать действн-
тельной поддержки Чехословакии. Чехо-
словакия ему также безразлична. Если бы
Чехословакия придерживалась линии более
тесных отношений с Германией, то это на-
кладывало бы на Германию определенные
обязательства, но он теперь рад, что Гер-
мания не имеет таких обязательств. Уже
в своих переговорах с Хвалковским Гит-
лет не оставил никаких сомнений в том,
что он беспощадно сокрушит это государ-
ство, если оно полностью не пересмотрит
линию Бенеша. Хвалковский, указывается
в записи, понял это и просил Гитлера про-
явить тернение. На 5

Однако, как указывается в записи, Гит-
лер заявил, что прошли месяцы, и никаких
изменений не наступило.

Гитлер, говорится в, записи, дал приказ
германским войскам вступить в Чехослова-
кию ‘и включить Богемию и Моравию в
состав германской империи. Гятлер заявил,
что он не доверяет больше чехословацко:
му правительству. Он верит в расположе-
ние Гаха и Хвалковского, однако он CO-
мневается, что их правительство сумеет по-
вести за собой всю нацию. В 6 часов
утра германские армии вторгнутся в Чехо-
словакию ‹о всех сторон, а германские
воздушные силы займут  чехословацкие
аэродромы. Существует только две воз:
можности: первая — вторжение германских
гойск приведет к битве, и в таком случае
сопротивление чехословаков будет сломле-
но всеми средствами физической силы;
вторая — возможно, что вторжение гер:
манских войск произойдет в условиях тер-
пимой обстановки. В таком случае Гитлеру
будет нетрудно предоставить Чехословакии
автономию и обеспечить ей известные на:
циональные свободы. Но если чехословац-
кий народ He подчинится, то он будет
истреблен. «Никто не остановит фюрера от
выполнения этого долга». Если завтра раз-
горятся бои, то сопротивление встретит
контрудар. Если мы будем бороться друг
против друга, то фюрер не будет в состоя-
нии предоставить чехам обещанные облег-
чения. В течение двух дней чешская ар-
мия перестанет существовать, Конечно,
германские солдаты тоже будут гибнуть,
и это приведет к взаимной ненависти.
Весь остальной мир не шевельнет и паль-
цем. Визит Гаха может предотвратить обо-
стрение ‘обстановки. Целью фюрера являет-
ся только обеспечить безопасность герман-
ского народа. Часы идут. В 6 часов вой-
ска начнут маршировать.

Гитлер посоветовал бы Гаха, говорится
в записи, удалиться вместе с Хвалковским
для того, чтобы обсудить, что надо немед-
ленно сделать. Гаха заявил, что положе-
ние для него совершенно ясно и что вся’
кое сопротивление он считает бесполезным.
Он хотел бы только просить у фюрера раз-
решения в течение четырех часов предупре-
дить чешский народ о бессмысленности
сопротивления. Гитлер заявил, что приве“
денная в движение военная машина не мо-
жет быть остановлена. Гаха может воз-
вратиться в свою резиденцию в Праге. Он
должен принять великое решение, и за
этим решением последует длительный пе-
риод мира между обоими народами. Если
же решение будет иным, то он может
предвидеть полное разрушение Чехослова-
кии. Гаха спросил, не является ли целью
вторжения лишь разоружение чешской ар-
мии, и если это так, то оно может быть
осуществлено другим способом. Фюрер за:
явил, что его решение является неизмен-
ным. Гитлер тут же обратился к другим
господам (подразумеваются Геринг, Кей-
тель и другие) с вопросом, разделяют ли
они его мнение. Те ответили утвердитель-
но. Единственной возможностью разоруже-
ния чешской армии является разоружение
ее германской армией.

15 марта германские войска вторглись в
Чехословакию. Президент Чехословакии
Гаха вручил Гитлеру документ, в котором
говорилось, что он «с полным. доверием
вручает судьбу чешского народа и чешско-
го государства в руки фюрера и рейхс-
канцлера Германской империи», 28 мая
1939 года британский посол в Берлине
Гендерсон доносил лорду Галифаксу ©
своей беседе с Герингом. Во время этой
беседы Гендерсон заявил Герингу о том,
что Гитлер нарушил свое слово, нарушил
Мюнхенское соглашение и,

нарушил свое обещание, данное в письме
к Чемберлену 22 сентября 1938 года.

«В этом месте, — пишет Гендерсон, —
фельдмаршал прервал меня и начал опи-
сывать мне визит президента Гаха в Бер-
лин, Я сообщил фельдмаршалу Герингу,
что нельзя говорить о выражении свобод-
ной воли чехов, поскольку, как я был
информирован, Геринг сам угрожал бомбар-
дировкой Праги, если Гаха откажется под-
писать документ. Фельдмаршал не отрицал
этого факта, однако начал раз’яснять об-
становку. Согласно его раз’яснению, доктор
Гаха был с ‹амого начала готов подписать
любой документ, но заявлял, что, согласна
конституции, он должен посоветоваться с
правительством в Праге. После многих за-
труднений телефонная связь с Прагой бы-
ла восстановлена, и чешское правительство
дало свое согласие, прибавив при этом,
что оно не может гарантировать, что ни
один чешский батальон не откроет огня по
германским войскам. И только тогда, за-
явил Геринг, он предупредил Гаха о том,
что если прольется германская кровь, то
он будет бомбардировать Прагу. Отвечая
на мой высказывания, фельдмаршал повто-
рил историю о том, что оккупация Витко-
виц уже 14 марта произошла только ввиду
необходимости предупредить поляков, кото-
рые, как ему известно, имели намерение
захватить этот ценный район при первой
возможности».

Олдермен цитирует документ из британ-
ской «Синей книги», представляющий собой
заявление министра иностранных дел в па-
nate лордов 20 марта 1939 года. Лорд Гали-
факс заявил: «Военная оккупация немцами
Богемии и Моравии началась утром 15 мар-
та и была завершена, как мы это знаем, без
серьезных инцидентов. Необходимо oTMe-
тить, и это имеет существенное значение,
что города Моравска Острава и Витковицы
были заняты германскими подразделениями
СС уже вечером 14 марта, когда президент
и министр иностранных дел Чехословакии
были еше на пути в Берлин и когда ника-
ких переговоров. еще че происходило».

Захватив Богемию и Моравию, говорит
обвинитель, Германия об’явила ‘их протекто-
ратом и лишила всякой связи с внешним
миром, взяв на себя обязанность ведения
внешнеполитических дел протектората и
разместив свои вооруженные силы на его
территории. Что касается Словакии, то
23 марта 1939 года между словацким пра-
вительством и Германией был подписан
договор, согласно которому Германия взяла
на сёбя защиту интересов Словацкого го-
сударства.

Фактически это привело к полному по-
рабощению словацкого народа. Олдермен
цитирует секретный протокол, подпесанный
представителями Германии и Словакии по
вопросу об экономическом и финансовом
сотрудничестве. В параграфе 3 статьи 1-й
этого протокола говорится: «Исследование,
разватие и использование словацких естест-
венных ресурсов. Основным принципом яв-

ляется то, что все ресурсы, в которых Сло-

вакия не ощущает потребности, будут пре-
доставлены в первую очередь в распоряже-
ние Германии. Все естественные ресурсы
будут находиться под управлением герман-
ского ведомства по исследованию природ-
ных ресурсов. (Словацкое правительство
немедленно проверит, выполняют ли вла-
дельцы концессий в привилегий сгои обяза-`
тельства, предписываемые законом, и оно
лишит ‚их этих концессий ‘и привилегий в
случае, если они пренебрегают своим дол-
TOM>, == . .

Обвинитель Олдермен переходит к харак-
теристике подличных целей захвата герман-
скими фашистами Чехословакии, Эти цели
состояли в стремлении поработить чехосло-
вацкий народ, использовать чехословацкие
промышленные и естественные ресурсы в
целях увеличения германского военного по-
тенциала и создать стратегические предпо-
сылки для нападения на Польшу. 29 июля
1939 года у Геринга состоялось совещание,
ча котором присутствовали генерал-полков-
ник Мильх, статс-секретари Кернер, Ней-
ман, Ландфрид, Бургсдорф, генерал-майор
Томас и другие. Открывая это совещание,

Геринг заявил, что включение ресурсов Бо:
гемии и Моравии в германскую экономику

произведено C целью увеличения герман-
ского военного потенциала и ввиду необхо-
димости использовать чехословацкую про-
мышленность, Геринг настаивал на том, что-
бы частично или полностью использовать
военный потенциал протектората с точки
зрения предстоящей мобилизация промыш-
ленности и вооруженных сил,

15 апреля 1939 года Геринг имел пере-
говоры с Муссолини в присутствии Чиано.
Во время этих, переговоров Геринг. недву-
смысленно заявил, что захват Чехословакии
Германией имел в виду создать наиболее
благоприятные предпосылки -для нападения
на Польшу. Обвинитель Олдермен цитирует
следующее место из записи об этих пере-
говорах. Геринг заявил: «Однако наличие
тяжелых вооружений в Чехословакии пока-
зывает, во всяком случае, как опасна могла
бы быть эта страна даже после Мюнхена,
если бы произошел серьезный военный кон-
фликт. Благодаря германской акции поло-
жение обеих стран оси улучшилось, по-
скольку Германия имеет теперь  возмож-
ность использовать огромные производствен-
ные возможности Чехословакии. Это уси-
ливает мощь стран’ оси против’ западных
держав. Кроме того, Германия не должна
сейчас держать ни одной дивизии на грани-
цах этой страны, что также является боль-
шим преимуществом для обзих стран оси,
ибо они располагают теперь благоприятны:

ми предпосылками на случай, если Польша
окончательно присоединится к нашим вра-
гам. Германия, в-таком случае, атакует эту
страну с двух сторон, и наши’ самолеты в

течение 25 минут могут достигнуть новых

польских индустриальных центров, которые
были в свое время перенесены внутрь стра-
событий

ны. Благодаря новому повороту
эти центры снова расположены вблизи на-
шей границы».

Обвинитель Олдермен цитирует также до-

кумент, предоставленный чехословацкими
властями в распоряжение обвинения на
Международном Военном Трибунале в
Нюрнберге. Этот документ представляет

собой официальный чехословацкий доклад,
составленный в соответствии с соглашением

четырех великих держав 8 августа 1945 го-
да. Приобщая этот

содержания. Документ устанавливает, ‹ го-

ворит обвинитель, что: 1) между партией
Генлейна, национал-социалистской партией

Германии и Риббентропом существовала <а-
мая тесная связь

документ в качестве
доказательства, обвинитель кратко  форму-
лирует выводы, которые вытекают из его

в деле осуществления
заговора против Чехословацкой республи-
ки; 2) германское посольство в Праге явля-

то время, как руководители’ гитлеровской
Германии давали Польше заверения 8B
TOM, что OHH будут лойяльно придержи-
ваться польско-германского договора от
1934 года. Вырабатывая планы нападения
На Польшу, Германия использовала в ка-
честве предлога для развязывания войны
так называемую данцигскую проблему.
Обвинитель говорит, что подлинной целью
Германии был захват Польши, а отнюдь
не разрешение одного только данцигского
вопроса.

К концу 1938 года главари гитлеровской
Германии всё чаще и чаще начали выдви-
гать на первый план данцигский вопрос.
Обвинитель цитирует письмо польского
посла в Берлине Липского тогдашнему
польскому министру иностранных дел Беку,
датированное 25 октября 1938 года. В
своем письме Липокий пишет: «Во время
беседы за завтраком в Гранд-отеле в
Берхтесгадене 24 октября, в присутствии
г-на Хезеля; г-н Риббентроп поднял вопрос
об общем разрешении спорных вопросов
между Польшей и Германией. Это предпо-
лагает, заявил он, воссоединение Данцига
с Германией, причем Польша получит 3a-
верение сохранить железную дорогу и не-
которые экономические привилегии в Дан:
unre. Польша должна согласиться на
строительство  экстерриторнальной авто-
страды, а также железной дороги через
Померанию. Взамен этого Риббентроп упо-
мянул о возможности расширения польско-
германского соглашения и о продлении его
срока на 25 лет. Он также тоедложил
гарантию польско-гёерманской границы».

Далее обвинитель цитирует запись пере-
говоров Бека < Гитлером, состоявшихся
5 января 1939 года в Берхтесгадене. Эта
беседа состоялась в присутствии Риббен-
тропа, Мольтке, Лииского и графа Михаи-
ла Лубенского. Во время беседы Гитлер
заявил, что Данциг является германским
городом, и поэтому он должен быть воз-
вращен империи. По его мнению, этот во-
прос нужно разрешить путем совместного
соглашения с гарантией законных интере-
сов Польши и Германии. Гитлер подчерк-
нул, что он готов дать Польше такие же
заверения, какие он дал Франции в отно-
шении Эльзаса и Лотарингии, и Италии—
в отношении Бреннера.. Он подчеркнул не-
обходимость свободной связи между Гер-
манией и Восточной Пруссией. Господин
Бек, говорится далее в. записи, ответил,
что данцигский вопрос является весьма
трудной проблемой. Он прибавил при этом,
что он не видит в предложении канцлера
никаких эквивалентных предложений Поль-
ше, и что польское общественное мнение,
причем в данном случае речь идет о са-
мых широких кругах польского общества,

лось режиссером провокационной деятель-
ности немецких фашистов. в Чехословакии;
3) германские  правительственные органы,
в том числе дипломатическая миссия в Пла-
ге, финансировали генлейновокое движение
в Чехословакии; 4) через партию Генлейна
немецкие фашисты осуществляли саботаж
и шпионаж в Чехословакии:

На этом: заканчивается выступление, по-
священное нападению Германии на Чехосло-
вакию. Обвинитель подчеркнул, тот момелт,
что подсудимые Геринг, Кейтель и Иодль

весьма чувствительно относится к этой
проблеме. Отвечая на это, Гитлер подчерк-
нул, что для разрешения этой проблемы
необходимо найти какие-то совершенно ‘но-
вые способы и формы, с помощью которых
можно было бы обеспечить как интересы
германского населения, так ин польские ин-
тересы. В заключение канцлер заявил, что
в Данциге не произойдет никакого совер-
шившегося факта и ничего не будет сде-
лано для того, чтобы создать трудности

активно участвовали во всех совещаниях,

предусматривавших разбойничье нападение
на Чехословакию.

Вслед за тем выступил представитель

английского обвинения Дэвид Максуэлл-

Файф, речь которого посвящена нарушению

гитлеровскими заговорщиками международ-
ных договоров. Другие представители ан-
глийского обвинения посвятят свои выступ-

ления нападению Германии на Польшу, Да-

нию ий Норвегию, Голландию, Бельгию и
Люксембург, Грецию и Югославию, а затем

американский обвинитель Олдермен высту-
пит от имени английского и американского
обвинения < характеристикой обстоятельств
нападения Германии на Советский Союз и

США.

Английский обвинитель Максуэлл-Файф
начал свою речь перечислением междуна-
родных договоров, грубо нарушенных rep-
манскими фашистскими захватчиками.

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 5 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 5 декабря. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Международного Военно-
го Трибунала представитель английского
обвинения Дэвид Максуэлл-Файф, начавший
свое выступление в конце утреннего Заседа-
ния, продолжал перечислять международ-
ные договоры, нарушенные фашистскими
заговорщиками. В числе их он называет до-
говор, заключенный союзными державами в
1919 году. При этом он указывает парагра-
фы и статьи, в которых Германии запре-
щается содержать или строить фортифика-
ции на берегах Рейна, содержать или сосре-
доточивать вооруженные силы в этом рай-
оне, а также проводить маневры.

Обвинитель особо подчеркивает статью
договора, в которой говорится, что если
Германия нарушит эти запрещения, она со-
вершит враждебный акт. Обвинитель вы-
деляет также статьи, в которых говорится,
что Германия будет признавать независи-
мость Австрин, что Германия отказывается
от своих прав и полномочий на территорию
Данцига, что она признает полную незави-
симость чехословацкого государства.

Затем обвинитель обращает внимание
Трибунала на декларацию Гитлера о Меме-
ле, в которой говорилось, что Германия не
претендует на Мемель. Обвинитель тут же
напоминает о том, что в апреле 1939 года
гаулейтер Эрих Кох включил Мемель в
состав Восточной Пруссии. В качестве сле-
дующего документа английский обвинитель
называет прокламацию Гитлера к герман-
скому народу от 15 марта 1939 года. В этой
прокламации Гитлер лицемерно заявляет о
своем желании защитить немецкое населе-
ние в Чехословакии, и якобы только с этой
целью он, по его заявлению, решил «позво-
лить» германским войскам вступить в Бо-
гемию и Моравию. К этому документу об-
винитель просит приобщить приказ Гит-
лера войскам о вступлении в Чехословакию,
а также декреты об установлении протек-
тората.

Далее обвинитель в качестве обвинитель-
ных документов приводит снглийский и
французский протесты против нарушения
Германией Мюнхенского соглашения.

Обвинитель перечисляет статьи Версаль-
ского договора, в которых речь идет об ог-
раничении вооружения Германии, о сокра-
щении ее вооруженных сил до ста тысяч
человек, считая офицеров и обслуживающий
персонал, об уничтожении Е
фортов и полевых сооружений в Прирейн-
ской зоне (к востоку от Рейна), о строгом

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 6 ДЕКАБРЯ

®

НЮРНБЕРГ, 6 декабря. (ТАСС). Утрен-
нее заседание 6 декабря открылось заяв-
лением председателя Трибунала лорда
Лоуренса, который сообщил, что Трибунал
предусматривает перерыв в ходе процесса
и ‘что предположительно этот перерыв
намечено приурочить к рождественским
праздникам. Предварительно решено об’
явить перерыв с 20 декабря и возобвовить
зясеяания Трибунала в среду 2 января.

в частности,   Американский главный обвинитель Джек.

ограничении морских сил и кадров флота, о
запрещении иметь военную авиацию. Здесь
же обвинитель просит приобщить к делу

официальные заявления Германии о введе-

нии всеобщей воинской повинности и о вос-

создании военно-воздушных сил.

Максуэлл-Файф указывает на договоры,
заключенные Германией в Локарно, в ча-
стности договор об. уатановлении навеки
границ между Германией, Бельгией и Фран-
цией, договор об арбитраже между Герма-

нией и Чехословакией, а также конвенцию

0б арбитраже между Германией и Бельгией
и об арбитраже между Германией и Поль-
шей,

24 сентября 1927 года, продолжает обви-
нитель, ассамблея Лиги наций приняла тор-
жественную декларащию, в которой гово-
рилось о том, что агрессивные войны Ha-
всегда запрещены. Германия была в товре-
мя членом Лиги наций, Обвинитель просит
принять поэтому торжественную деклара-
цию Лиги наций как обвинительный доку-
мент. Он предлагает также приобщить K
делу пакт Келлога—Бриана. ; }

После десятиминутного перерыва @ до-
кументальными доказательствами о подго-
товке фашистских ‘Заговорщиков к войне
против Польши, Франции и.Англии высту-
пил представитель английского ‘обвинения
полковник Джонс. Он также указывает на
договор об арбитраже, заключенный между
Германией и Польшей в Локарно. Он назы-
вает также договор о ненападении, заклю-
ченный между Германией и Польшей в 1934
году. Этот договор, говорит полковник
Джонс, был заключен на десять лет, тем не
менее   сентября 1939 года Германия втор-
глась в Польшу.

Указывая на неоднократные заверения
Гитлера об устранении трений с Польшей и
о своей готовности развивать экономические
отношения с Польшей в духе полезного и
честного сотрудничества, обвинитель гово-
рит, что делались эти заверения и давались
всяческие обязательства только для того,
чтобы устранить подозрения. Но на самом
деле в Германии велась всесторонняя под-
готовка к войне, Полковник Джонс приво-
дит в качестве доказательства приказ фон
Бломберга в 1937 году, в котором даются
директивы о подготовке к войне. В приказе
подчеркивается, что эта подготовка долж-
на проводиться скрытно и учитывать воз-
можность ведения войны на два фронта.

На этом вечернее заседание Международ-
ного Военного Трибунала закрывается,

сон заявил, что он имеет возражения про-
тив срока перерыва, однако он не указал,
в чем эти возражения заключаются.
Вслед за тем слово получил представи-
тель а’глийского обвинения подполковник
Гриффит Джонс, посвятивший свое высту-
пление германскому нападению на Поль-
шу. Ссылаясь на целый ряд документов,
анслийский обвинитель показывает предна-
меренность германской агрессии против
Польши — ‘агрессии, которая готовилась 5

для польского правительства.

Доказывая коварность германской поли-
тики в отношении Полыши, обвинитель
ссылается при этом на речь Риббентропа,
произнесенную им в Варшаве’ 25 января
1939. года, в которой он заверил поляков
в дружбе Германии, ‘а ‘также на речь Гит-
лера в рейхстаге 30 января. 1939 г., в ко-
торой Гитлер восхвалял Пилсудского, и за-
явил: «Во время беспокойных месяцев про-
шедшего года дружба между Германией и
Полышей явилась одним из успокоитель-
ных факторов политической жизни в Ев-
ропе». Обвинитель цитирует письмо поль-
ского посла в Берлине  Липского Беку,
датированное 21 марта 1939 года. В своем
письме Липский пишет; «Я видел сегодня
Риббентропа. Он начал разговор с того,
что сказал мне, что он просил меня прит-
ти к нему, чтобы обсудить польско-гер-
манские отношения в целом. Он жаловался
на поведение нашей прессы, а также на
антиитальянскую демонстрацию варшав-
ских студентов во время визита графа
Чиано. Далее г-н Риббентроп, сославшись
на переговоры в Берхтесгадене между
Вами и Гитлером, упомянул о том, что
Гитлер выдвинул идею гарантии польских
границ в обмен на разрешение построить
автостраду и включить Данциг в империю.
Он дал мне понять, что на канцлера про-
изводит неблагоприятное впечатление тот
факт, что он до сих пор не получил ни-
какого ответа на его предложение. Г-н
Риббентроп только вчера имел беседу с
канцлером. Он заявил, что канцлер до сих
пор считает необходимым поддерживать
хорошие отношения < Польшей, и он вы-
разил желание снова вести переговоры с
Вами о взаимных германо-польских отно-
шениях. Г-н Риббентроп указал, что, по
его мнению, трудности, возникающие меж-
ду нами, происходят вследствие непонима-
ния нами подлинных германских целей.
Необходимо рассмотреть всю проблему в
гораздо более крупном плане. По его мне-
нию, наши два государства зависят одно
от другого».

Затем обвинитель переходит к изложе-
нию исторических фактов, связанных с
предоставлением Англией и Францией га-
рантий Польше в 1939 году, и в этой свя-
зи цитирует речь Чемберлена в палате об-
щин. Основываясь на ряде документов, об-
винитель доказывает, что германские пла-
ны нападения на Польшу были полностью
разработаны к весне 1939 г. Германский
план нападения на Польшу вырабатывался
под. руководством подсудимого Кейтеля
(«Белый план»). Обвинитель приобщает к
протоколам Трибунала секфетный документ
германского верховного командования, да-
тированный 3 апреля 1939 года и подпи-
санный Кейтелем. Этот документ представ-
ляет собой директиву для вооруженных
сил Германии на 1939—1940 г.г. В части
2-ой этого документа, называющейся «Бе-
лый план», говорится:

«Фюрер дал следующие директивы по
«Белому плану»: 1) Все приготовления дол-
жны проводиться таким образом, чтобы на-
чать операции с 1 сентября 1939 г. 2) Вер-
ховное командование вооруженных сил дол-
жно разработать точный календарный план
осуществления «Белого плана» и синхрони-
зировать действия трех родов войск. 3) Пла-
ны трех родов вооруженных сил и детали
календарного плана должны быть переда-
ны штабу верховного командования к   мая
1939 ‘r.>.

Английское заявление о ‘тарантиях Поль-
ше, говорит обвинитель, было использова“
но германским правительством для того,
чтобы обвинить Полышу в нарушении до-
говора 1934 г. 28 апреля 1939 года герман-
ское правительство вручило польскому
правительству меморандум, из которого
обвинитель цитирует следующее место:
«Германское правительство приняло во вни-
мание польско-британскую декларацию от-
носителыно содержания и целей перегово-
ров, недавно состоявшихся между Польшей
и Великобританией. В соответствии с этой
декларацией между польским правительст-
вом и британским правительством заключе-
но временное соглашение, которое вскоре

должно‘ быть заменено постоянным согла“
щением и которое предусмотрит взаимную
помощь Польши и Великобритании в слу-
чае, если независимость одного из этих
государств подвергнется косвенной или
непосредственной угрозе».

Изложив далее содержаниё германского
меморандума по поводу польско-британ-
ского соглашения, обвинитель цитирует
следующее место из этого меморандума:
«Таким образом, вступление Польши в
союзные отношения с Великобританией, что
произошло через пять лет после опублико-
вания декларации 1934 г., не может быть
по этим причинам политически совмещено с
до сих пор действующим союзным ‘поль-
ско-французеким договором. Благодаря это-
му новому союзу польское правительство
подчинило себя политике, преследующей
цель окружения Германии».

Наряду с нападением на Польшу, гово-
рит обвинитель, Германия также планиро“
вала нападение на западные державы —
на Англию и Францию. 2 августа 1939
года верховное командование вооруженных
сил Германии дало директизу, в которой
предусматривалась посылка подводных ло-
док в Атлантику сразу же, как только
начнет осуществляться «Белый план».
12 и 13 августа состоялись переговоры
Гитлера и Риббентропа с итальянским ми-
нистром иностранных дел Чиано в Обер:`
Зальцбурге. Во время этих переговоров
подверглась рассмотрению вся политиче-
ская обстановка в Европе и во всем мире.
На состоявшихся переговорах Гитлер гово-
рил, что на востоке Германии также соору-
жаются мощные укрепления. Гитлер рас-
сказал графу Чиано о различных системах
обороны в Восточной Пруссии. Обращаясь
к военному положению западных держав,
Гитлер указал на уязвимость Англии ©
воздуха. Производственная мощность анг-
лийской ‘авиационной промышленности, ска-
зал он, выросла, однако противовоздущшная
оборона отстала. На море Англия в на-
стоящее время не получила никаких под-
креплений. Пройдет много времени, прежде
чем корабли, находящиеся в строительстве,
вступят в строй. В связи с введением во-
инской повинности в армию призвано 69
тысяч человек. Если А будет дер-
жать необходимое количество войск внутрн
страны, она сможет послать во Францию
максимум 2 пехотных дивизии и одну бро-
нетанковую дивизию. В конце концов она
может снарядить несколько бомбардировоч-
ных эскадрилий, но не сможет снарядить

достаточного количества  истребительных
эскадрилий. Как только начнется война,
германская авиация немедленно атакует

Англию, и английские истребители понадо-
бятся для защиты самой страны.

Что касается Франции, то Гитлер ска-
зал, что в случае всеобщей войны после
уничтожения Польши, что займет, по его
словам, немного времени, Германия будет
В состоянии сконцентрировать на западной
границе сотни дивизий, и Франция будет
вынуждена собрать все свои силы из ко-
лоний, а также с итальянской границы на
линию Мажино. Французы, несомненно, об-
наружат, что взломать итальянские укре-
пления. будет не легче, чем взломать ли-
нию Зигфрида. Польская армия, заявил
Гитлер, очень разношерстна. Наряду с не-
которыми парадными дивизнями существуют
войска малой ценности. Что касается про-
тивотанковой и противовоздушной обороны,
то Польша в настоящее время очень сла-
ба, и ни Франция и ни Англия не могут
оказать ей помощь в настоящее время.
Однако, если Польша будет получать от
западных держав помощь в течение дли-
тельного времени, то германское превосход-
ство пропорционально будет снижаться.

Касаясь данцигского вопроса, Гитлер
заявил, что для него невозможно возвра-
щаться назад. Он заключил соглашение
с Италией об эвакуации немцев из Южно-
го Тироля, однако, это нигде не должна
вызвать впечатление, что эта эвакуация
сможет послужить прецедентом для дру-
гих территорий. Более того, Гитлер оправ-
дывал необходимость этой эвакуации нем-
цев из Южного Тироля указанием на то,
что германская политика должна разви-
ваться главным образом в восточном и се-
веро-восточном направлениях. Восток и ‹е-
веро-восток, в том числе балтийские стра-
ны, являются, заявил Гитлер, сферой гер-
манского влияния с незапамятных времен
в такой же мере, в какой средиземномор-
ский район является сферой интересов
Италии. С экономической точки зрения
Германия нуждается в продовольствии и
лесных ресурсах этих восточных районов.

Чиано, отвечая на заявление Гитлера,
сказал, что всё это является полнейшей
неожиданностью для Италии. Ни во время
переговоров в Милане, ни во время пере-
говоров в Берлине германские представи-
тели не сделали никакого намека на то,
как серьезно обстоит дело с Польшей. На-
против, заявил Чиано, Риббентроп тогда ro-
ворил, что данцигский вопрос будет раз-
решен постепенно в течение времени. По
мнению Муссолини, конфликт с западными
державами является неизбежным, и поэто-
му он считает, что нужно провести соот»
ветствующую подготовку. Муссолини. рас-
считал свои планы на период в два или
три года. Если возникновение конфликта
неизбежно в самое ближайшее время, то
Муссолини будет, как он сказал графу
Чиано, стоять на стороне Германии, но по
различным причинам он предпочел бы, что-
бы генеральный конфликт был отложен на.
более позднее время. Чиано показал при
этом на карте позицию Италии в случае
всеобщей войны и заявил, что, по мнению
Италии, война с Польшей неизбежно раз-
вернется в общеевропейскую войну. Гит-
лер сказал, что «разрешение польской
проблемы нельзя откладывать». Начиная с
середины сентября условия погоды в этом
районе таковы, что они делают воздушные
операции вряд ли возможными, а дороги
становятся такими, что действия моторизо-
ванных войск также становятся невозмож-
ными. От сентября до мая Польша превра-
щается в огромное болото, не подходящее
для каких-либо военных операций.

Чиано спросил Гитлера, когда будет уре-
гулирован данцигский вопрос. Гитлер отве-
тил, что это урегулирование произойдет тем
или иным путем в ксице августа.

Обвиняемый Функ, говорит обвинитель
Гриффит Джонс, не сможет заявить, что
он ничего не, знал о планировавшейся вой*
не против Полыши. 25 августа 1939 г. ок
написал Гитлеру письмо, в котором гово-
рится: «Сообщения, сделанные мне фельд-
маршалом Герингом о том, что вы вчера в
принципе одобрили мероприятия, предпри-
нятые мною с целью финансирования вой-
ны и регулирования зарплаты и цен, а так-
же мероприятия, обеспечивающие нас на
случай чрезвычайных жертв, делают меня
глубоко счастливым. Я могу сообщить вам,
что я добился уже определенных резуль-
татов за последние несколько месяцев в

своих усилиях сделать рейхсбанк внутри

страны абсолютно прочным, а со стороны

заграницы неуязвимым. Если даже произой-
дут серьезные
денежном -рынке и в области кредита, то

события на международном

(Окончание — на 4 стр.).