$ денабря 1945 г., суббота. № 287 (6275).

Процесс главных

ния заключила

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 6 ДЕКАБРЯ

‘тель, поляки не имели никакой ВоЗМоЖ-

НЮРНБЕРГ, 6 декабря. (ТАСС). Вечер-
wee заседание Трибунала 6 декабря нача-
лось сообщением представителя американ-
ского обвинения о том, что вечером защит-
никам будут показаны фильмы, которые
американское обвинение собирается пред’-
явить суду. Глава защитников защитник
Шахта Дикс заявил, что защитники нё же-
лают терять времени на предварительный
просмотр фильмов и поэтому они просят
показывать их на заседании Трибунала.
Американский обвинитель сказал: «Как им
это удобнее. Мы это делаем для них».

После этого слово предоставляется сно-
ва представителю английского обвинения
подполковнику Гриффитсу Джонсу. Обви-
нитель напоминает, что в августе 1939 года
тогдашний английский премьер-министр
Чемберлен и затем французский премьер-
иннистр Даладье предлагали Гитлеру всту-
пить в прямые переговоры с Польшей.

24 августа американский президент Руз-
вельт обратился к Гитлеру и одновремен-
но к президенту Польской республики <
просьбой мирным путем урегулировать
спорные вопросы. Обвинитель читает пер-
вый абзац этого послания: «В своем пись:
ме от 24 апреля я утверждал, что во
власти руководителей великих народов
освободить свои народы от грядущих не-
счастий. Ho если немедленно не будут
предприняты меры и усилия с полным чув-
ством доброй воли со всех сторон для то-
го, чтобы найти мирное и удачное решение
существующих противоречий, кризис, кото-
рый стоял перед миром, должен был бы
иначе окончиться катастрофой. Сегодня эта
катастрофа кажется очень близкой».

Рузвельт обращается с предостереже-
кием, что нависающая над миром война
сулит миллионам ‘людей неисчислимые
страдания. Рузвельт обращается к Гитлеру
х президенту Польской республики, . чтобы
правительства Германии и Польши согла-
сились по-добрососедеки разрешить проти-
воречия, которые возникли между ними.
25 августа, когда ответ от германского
правительства еще не был получен, Руз-
вельт снова написал письмо Гитлеру. Об-
винитель цитирует те абзацы этого письма,
в котором Рузвельт сообщает, что поль-
ское правительство хочет урегулировать
все вопросы на основах, предложенных в
письме Рузвельта. Рузвельт обращаетсяек
германскому правительству: «Мы надеем-
ся, что современные нации даже и теперь
могут создать основы для мирных и сча-
стливых взаимоотношений, если вы и гер-
манское правительство согласитесь на мир-
хые методы разрешения вопросов, принятые
польским правительством».

Обвинитель напоминает Трибуналу, что
гитлеровская Германия не приняла этих
предложений. В эту пору Германия инте-
ресовалась лишь тем, чтобы замаскировать
атаку против Польши. Обвинитель сумми-
рует последующие события. Он сообщает
Трибуналу, что 24 августа германской
армии были даны приказы вступить B
Польшу. Вслед за этим германское прави-
тельство получило известие, что британ-
ское и польское правительства только что
подписали пакт о ненападении и взаимной
помощи. Обвинитель напоминает, что еще
ранее английский премьер-министр высту-
пил в парламенте и затем было напечатано
обединенное ‘коммюнике от 26 апреля ©
том, что Польша и Англия будут помо“
гать друг другу, если любая из стран под-
вергнется нападению. Вторжение в Польшу
было отложено, однако только лишь для
того, говорит обвинитель, чтобы сделать
еще одну попытку удержать Англию и
Францию от участия в войне. Гитлер сде-
лал 25 августа заявление английскому по-
слу Гендерсону. Это заявление, замечает
обвинитель, содержит смесь угроз и под-
купов. 28 августа Гендерсон ответил Гер-
мании, что разногласия с Польшей долж-
ны быть урегулированы мирным образом.

29 августа в 7 часов 15 мин. вечера,

продолжал обвинитель, Гитлер ответил
Гендерсону, что германское  правитель-
ство готово начать переговоры, одна-
к ¢ тем условием, что эти пере

говоры будут вестись на основе возвра-
щения Германии Данцига и Польского ко-
ридора. Гитлер утверждал, что Польша. на:
рушила договор 1934 года. Одновременно
было выставлено совершенно невыполнимое
требование, а именно, чтобы Польша при-
слала для переговоров чрезвычайного упол*
номоченного не позднее 12 час. ночи
30 августа. Это требование было выстав-
лено в расчете на то, что оно не будет
принято, ибо оно было физически невыпол-
нимо. Гендерсон сказал, что фактически
это требование Германии означает ультима-
тум. В 12 часов ночи на 30 августа Ген-
дерсон встретился с Риббентропом. Риб-
бентроп быстро прочел по-немецки герман-
ские предложения, которые должны были
бы обсуждаться, если бы переговоры меж-
ду Германией и польским правительством
имели бы место. Вручить копию этих пред-
ложений британскому послу Риббентроп от-
казался. Таким образом, замечает обвини-

ности даже прочитать возражения, которые
Германия предлагала им для обсуждения.
31 августа польский посол Липский встре-
тился с Риббентропом. Когда Риббентроп
узнал, что Лицский не является чрезвы-
чайным уполномоченным, он сказал, что
изложит положение вещей Гитлеру. Но
фактически, замечает обвинитель, было
слишком поздно рассказывать что-либо
Гитлеру. ибо 31 августа Гитлер уже дал
свою директиву № 1, а именно, приказ о
войне, в котором он назначил” время на
ступления на 4 часа 45 мин. Вечером
31 августа германское радио начало пере:
дачу предложений, которые за день до
этого Риббентроп показывал Гендерсону. В
радиопередаче говорилось, что это те прел`
ложения, которые предлагались для обсу-
ждения, но, говорилось в радиопередаче,
поскольку нет полномочного представителя
Польши, Германия считает, что эти пред”
ложения отвергаются Польшей. Поляки
же, говорит обвинитель, только в этот ве-
чер впервые услышали о том, каковы бы-
ли германские предложения.
Прелставитель английского обвинения

предлагает Трибуналу обратить внимание
еше на один документ — выдержку из

протокола допроса Геринга.

Обвинитель цитирует выдержку из MO
проса Геринга, показывающую, что Гитлер
не верил в то, что Англия выполнит свои
обязательства, данные Польше. Геринг,
между прочим, признает, что в течение
кризиса летом 1939 г. он поддерживал по-
стоянный контакт © Лордом Галифаксом
через специального курьера, находившегося
вне обычных дипломатических каналов.

Обвинитель процитировал некоторые ча.
сти речи Гитлера. помещенной в Голубой
британской книге. Из этой речи следует
что Гитлер стремился к тому, чтобы Анг
лвя ве выполнила своих обязательств по
отношению к Польше.

После короткого перерыва подполков
ник Джонс продолжал разоблачать перед

опубликованы в английской Голубой кни-

манское правительство преднамеренно раз-

стороны, прикрывающая

за днем обвинитель анализирует немецкие

мере роста готовности Польши, поддержан-

Hble военные

части эти предложения носили ультиматив-

приказ и назначил дату нападения на

щий секретный приказ Гитлера, отданный

ческие возможности разрешения мирными
средствами положения на восточной гранн-

лой.

ративные цели, намеченные для отдельных
соединений, остаются неизменными.

Франции. Действия Англии и Франция, го-
ворит обвинитель, не были агрессивными,

ский ультиматум германскому правитель:
ству с требованием прекратить военные

Гитлеру от 2 сентября. Муссолини пред-
лагал «созвать конференцию ¢ участием

ние перемирия © оставлением армии Там,

определенно благоприятным для Германии.

требований,
получила

стоящий момент,

Трибуналом детали гитлеровского заговора
против Польши, Многочисленными доку-
ментами—записками, составленными в гер-
манском министерстве иностранных дел,
донесениями послов и официальными де-
кларациями, которые в основном уже

ге, во французской Желтой книге и в офи-
циальных публикациях польского  прави-
тельства, обвинитель показывает, что гер-

вязывало мировую войну. Польша рассма-
тривалась гитлеровскими руководителями
Германии как удобная позиция, с одной
германский удар
на запад и, с другой стороны, представ-
ляющая собой плацдарм для нападения на
Советский Союз. Последовательно, день

приготовления в августе 1939 г., плохо
прикрытые ‘различными дипломатическими
трюками. Обвинитель доказывает, что по

ной Великобританией, к уступкам, росли
требования гитлеровских руководителей
Германии. Чтобы замаскировать лихорадоч-
приготовления, германское
правительство и особенно подсудимый
Риббентроп делали предложения о ведении
переговоров с Польшей, хотя в большей

ный характер.
Обвинитель заявляет, что Гитлер ‘отдал

Польшу задолго до того, когда немцы
полностью сформулировали свои требова-
ния Польше. Обвинитель цитирует следую-

им 31 августа 1939 года.
«Директива № 1 для ведения войны.
1. Теперь, когда исчерпаны всё полити-

це, которое стало невыносимым для Гер-
мании, я намерен добиться решения си-

2. Нападение на Польшу должно быть
проведено в соответствии с приготовления-
ми, сделанными по «Белому плану». Опе-

Дата атаки — 1 сентября 1939 г. Время

атаки — 4 часа 45 минут. Это же время
распространяется на операции против Гды:

ни, в Данцигском заливе и против моста
Диршау.
3. Весьма важно, чтобы ответственность

за начало враждебных операций на западе

была возложена на Францию и Англию.
Сначала должны быть проведены только

операции местного характера против He-
значительных

нарушений наших границ.
Германская сухопутная граница на западе
не должна быть пересечена ни в одном
пункте без моего одобрения. То же самое

относится к военным операциям на море,
а также к операциям, которые могут быть

и должны быть ограничены исключительно

охраной границ против вражеских атак».
Карандашом помечено:

«Согласно этому
атлантические подводные Лодки должны

находиться в состоянии выжидательной го-

товности для операций». :

Этот приказ Гитлера, говорит Е
тель; был последним в целой цепи военнс-

подготовительных мероприятий. И.даже по-

сле- этого приказа германское. радио с

явно’ провокационной» целью” ‘обнародовало
немецкие условия мира с Польшей. Усло-
зия были сформулированы так, что ни их
обсуждение, ни принятие не было возмож-
ным.

Обвинитель напоминает историю об’явле-
ния войны Германии со ‘стороны Англии и

поскольку Англия и Франция лишь выпол-
HAM вои обязанности по договорам, за-
ключенным раньше. Он цитирует англий-

действия и отозвать германские войска с
польской территории. В этом. ультиматуме
английское правительство указывало, что
оно намерено выполнить свои обязатель-
ства по договору с Польшей о взаимной
помощи. Германское правительство от-
вергло ультиматум. 3 сентября 1939 г.
Англия и Франция об’явили войну Герма-
HHH.

Обвинитель приводит письмо Муссолини

Германии, Италии, Франции, Англии и
Польши на следующем базисе: 1) об’явле-

где она есть; 2) созыв конференции в те-
чение 9—3 дней; 3) решение польско-гер-
манского спора, которое должно быть

Данциг уже германский, и Германия
уже захватила такие позиции, которые га-
рантируют выполнение большей части ее

Кроме того, Германия уже
«моральное удовлетворение».
Если бы она приняла план созыва конфе-
ренции, она достигла бы всех своих це-

лей и в то же время предотвратила бы

борьбу, которая уже сегодня принимает
универсальный характер и обещает быть
исключительно долгой».

Итальянский посол, препровождая гер-
манскому правительству эти условия Мус-

солини, добавил: «Дуче не настаивает на

этом, однако он подчеркивает, чтобы это

предложение было немедленно передано

Риббентропу и фюреру».
В своем ответе в адрес Муссолини Гит-

лер писал 3 сентября, что он не намерен
останавливать военных операций, посколь-

ку. он рассчитывает добиться военными
средствами значительно большего, чем он
мог бы добиться путем переговоров. «На-
писал Гитлер,
лучше для сопротивления. Сейчас превос-
ходство германских вооруженных сил в
Полыпе настолько велико, что польская
армия распадется в весьма короткое вре-
мя. Я сомневаюсь, чтобы этот успех мог
быть достигнут в год или два. Англия и
Франция вооружили бы своих. союзников
в такой мере, что сокрушающее техниче-
ское превосходство германских вооружен-
ных сил никогда бы не было таким вы-
дающимся».

Процитировав переписку Муссолини и
Гитлера, подполковник Джонс заканчивает
анализ немецкого заговора против Польши

и его реализации.

Трибунал предоставляет слово следую-
щему представителю английского обвине-
ния майору Эльвин Джонс (однофамилец
первого), который анализирует и разобла-
чает немецкий план агрессивной войны
против Дании и  Норвегии. Обвинитель’ за-
являет, что Германия напала на эти стра-
ны 9 апреля 1940 года в прямое наруше
ние Гаагской конвенции и многочисленных
договоров и соглашений, заключенных ме
жду Германией и этими странами. Герма
ния заключила с Норвегией два специаль
ных договора, по которым она гарантиро
вала неприкосновенность Норвегии. Герма

сле нападения на

специальный договор ©
ненападений с Данией, Договор был на-
рушен немцами меньше чем через год.
2 сентября 1939 года, на второй день по-
Польшу, германское
правительство нашло нужным специальным
меморандумом известить правительство
Норвегии © том, что Германия обязуется

свято считаться с нейтралитетом Норвегии

и соблюдать неприкосновенность ее границ.
6 октября 1939 г. Гитлер в своей речи
еще раз повторил эти заверения и обяза-
тельства. Все эти шаги, говорит обвини-
тель, были лишь маскировкой подготовки
германской агрессии против этих стран.
Уже в октябре 1939 года подсудимый Ре-

дер составил специальную записку о на-

правлении и об’ектах военных операций
против Норвегии. В то время как подсу-

димый Редер ведал военной стороной под-

готовки нападения на Норвегию, подсуди-
мый Розенберг занимался политической
подготовкой этого нападения. Обвинитель

пред’являет суду несколько серьезных до-
кументов, подробно освещающих военную

подготовку. Он приводит письмо подсуди-
мого Редера адмиралу Асману — офици:

альному историографу’ германского военно:
морского флота. Из этого письма Редера

видно, что Редер был инициатором и авто-
ром плана нападения на Норвегию. Другой

покумент — меморандум подсудимого Де-

ница подтверждает письмо Редера и одно-
временно разоблачает активную роль под-
судимого Деница в деле подготовки напа-

дения на Норвегию.

После оглашения писем Редера к Ро-
зенбергу и Розенберга к Редеру, из кото-
рых между прочим выясняется, что Редер

первым представил Квислинга Гитлеру #

ЗВЕЗДА

предложил использовать его, обвинитель
пред’являет Трибуналу весьма интересный
документ, который называется «Краткий
отчет о деятельности внешнеполитического
департамента национал-социалистской пар-
тии с 1933 года по 1943 год». Документ
составлен и подписан подсудимым Розен-
бергом. Из документа явствует, что этот
«внешнеполитический департамент» был
гнездом шпионажа и подготовки диверси-
онных и шпионских кадров для стран, об-
любованных немцами в качестве об’екта их
агрессии. Глава, посвященная Норвегии,
носит знаменательное название: «Политиче-
ские приготовления для военной оккупации
Норвегии». В этой главе раскрывается пре-
дательская деятельность Квислинга и его
партии. Эта партия и ‘особенно Квислинг
снабдили германское командование всем
необходимым, в том числе и шпионскими
данными, о состоянии вооруженных сил
Норвегии и помогали германскому коман-
дованию разработать план неожиданной
атаки.

Подчеркнув тесное сотрудничество не-
мецкого генералитета с гитлеровскими ру-
ководителями в деле подготовки агрессив-
ной войны против скандинавских стран,
обвинитель заявляет, что пред’явленные им
документы  неопровержимо — доказывают
«тесную связь военных лидеров Германии
с ее политическими лидерами, тесное со-
трудничество профессиональных солдат ©
профессиональными мошенниками и заго-
ворщиками».

На этом вечернее заседание Трибунала
закрывается.

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 7 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 7 декабря. (ТАСС). Ce-
годня на утреннем заседании продолжа-
лось выступление представителя англий-
ского обвинения майора Эльвина Джонса,
который приводил документы, относящиеся
к германской агрессии против Норвегии и
Дании. Цитируя ряд секретных докумен-
тов, захваченных в архивах германского
верховного командования, обвинитель дока-
зывает тесную связь, полное единомыслие
между политическим руководством гитле-
ровской Германии и военной кликой, пред-
ставленной на процессе. Кейтелем, Иодлем,
Редером и Деницем. Представители гер-
манской милитаристской клики пытались
после поражения Германии доказать, что
OHH не имеют никакого отношения к
внешнеполитической ‘линии, проводившейся
Гитлером и руководителями ‘гитлеровской
партии, что они были лишь дисциплини-
рованными солдатами, лойяльно проводив-
шими в жизнь приказы своего правитель-
ства.

Обвинитель приводит документы, KOTO-
рые устанавливают полную солидарность
руководства германскими вооруженными
силами CO всеми коварными замыслами
Гитлера и его шайки и их активное уча-
стие в нарушении международных догово-
ров и правил ведения войны. Несмотря на
ряд заверений и ‘обязательств, которые
Германия дала Норвегии и Дании, она
тотчас же после начала войны в 1939 году
активно стала готовиться к нападению на
эти страны. 12 декабря 1939 года состоя-

1 лось совещание Гитлера с морским шта-

бом,  На этом совещании присутствовали
также Кейтель, Honma и адмирал. Путтка-
мер. _Главнокомандующий военно-морским
флотом Редер сообщил на этом заседании,
что он видел Квислинга и Хагелина. Квис-
линг передал Редеру, что он имеет хоро:
шие связи со многими офицерами норвеж-
ской армии и имеет сторонников, занимаю-
щих важные посты, например, на желез-
ных дорогах. Квислинг был готов взять
власть в правительстве и призвать Герма-
нию на помощь. Он также был готов об-
судить ‘приготовления военного характера
с представителями германских вооружен-
ных сил. Гитлер, как явствует из доку-
ментов, хотел лично переговорить с Квис-
лингом, чтобы составить себе представле-
ние о нем. Он хотел также повидать еще
раз Розенберга, поскольку последний  дав-
но уже знал Квислинга. Главнокомандую-
щий флотом заявил, что’ в случае, если
Гитлер вынесет благоприятное впечатление
из встречи с Квислингом, штаб верховного
командования должен получить указание
выработать вместе ¢ Квислинтом план
оккупации страны. Эта оккупация может
произойти двояким способом: или мирным
путем, или же — военным путем (Гитлер
согласился с этим). Затем обвинитель
ссылается на меморандум адмирала Асма-
на, на котором имеется подпись Редера.
В этом меморандуме, в частности, гово-
рится:

«Морской атташе в Осло Шрейбер ва-
холится в контакте с организацией Розен-
берга.” Таким образом мы получили BOS
можность связаться с Квислингом и Хаге-
лином, которые прибыли в начале декабря
в Берлин и были мной представлены фю-
реру с одобрения рейхслейтера Розенберга.
На основе переговоров фюрера с Квислин-
гом’и Хагелином 14 декабря 1939 года
фюрер дал приказ о подготовке норвеж-
ской операции верховным командованием
вооруженных сил».

Обвинитель цитирует также доклад, под-
писанный Розенбергом и озаглавленный;
«Краткий отчет © деятельности внешне-
политического бюро партии (с 1933 года
до 1943 года»). В.этом отчете говорится:
«Как уже упоминалось, из всех политиче-
ских группировок в Скандинавии наиболь-
шего внимания заслуживала «Нашиналь
Самлинг», руководимая бывшим норвеж-
ским военным министром и майором запаса
Видкуном Квислингфм. Бюро сохраняло
постоянные связи с Квислингом. Зимой
1938—1939 г.г. один из членов бюро част-
ным образом посетил Квислинга. Квислинг
снова появился в Берлине в декабре 1939
года. Он посетил рейхслейтера Розенберга
и гросс-адмирала Редера. Во время одного
доклада фюреру рейхслейтер Розенберг за-
тронул вопрос о, Норвегии. Квислинг  по-
лучил разрешение на аудиенцию у фюрера
16 декабря. Он был у него также 18 де-
кабря. Во время этой аудиенции фюрер
подчеркнул, что он лично предпочитает
нейтралитет Норвегии, как и всей Сканди:
навии в целом. Однако, если враг попы-
тается расширить войну, то он вынужден
будет принять контрмеры. Он обешал
Квислингу финансовую поддержку для его
движения. Встал вопрос о необходимости
военных приготовлений и был назначен
специальный военный штаб, Рейхслейтер
Розенберг должен был заниматься полити-
ческими вопросами. Финансовые операция
были поручены министерству иностранных
дел. Министр иностранных дел должен
был также поддерживать постоянный кон-
такт с внешнеполитическим бюро партин
Назальнику департамента Шейдт было по
ручено поддерживать постоянную связь C
Квислингом. ° Несколько позднее он был
прикомандирован к морскому атташе ‘в
Осло. Были даны приказы сохранять всё
в_ строжайшей тайне»,

27 января 1940 г. подсудимый Кейтель
издает директиву, адресованную главно-
командующему военно-морским флотом Ре-
деру. В этой директиве говорится: «Фюрер
и верховный главнокомандующий воору-
женными силами выразил пожелание, что-
бы операции проводились в дальнейшем
под моим личным руководством и в тесной
связи с общей военной политикой. Поэто-
му фюрер поручия мне взять на себя все
дальнейшие приготовления. С этой целью
создан специальный штаб при верховном
командовании вооруженных сил, который
одновременно составит ядро будущего опе-
ративного штаба. Вся операция в дальней-
шем будет носить шифрованное наименова-
ние «Везерские маневры». Кейтель».

В дневнике подсудимого Иодля в запи-
си от 6 февраля говорится: «Новая идея:
осуществление «Везерских маневров» и га-
рантия бельгийского нейтралитета на всё
время войны». В записи от 2 февраля
Иодль пишет: «Фюрер говорил с ‘`генера-
лом Фалькенхорстом и поручил ему руко-
водство «Везерскими маневрами». Фалькен-
хорст с радостью согласился. Изданы ин-
струкции всем трем родам войск. Фромм
предлагает использовать соединения толь-
ко с германской экипировкой. Участие при-
мут 7-я парашютная дивизия, 22-я диви-
зия, 1-й полк 1-й горной дивизии, две ди-
визии из резерва и моторизованная брига-
ла». Следующая запись в дневнике Иодля
полностью выдает его активную роль в
деле осуществления плана нападения на
Данию и Норвегию. 28 ‚февраля; 1940, года
Иодль писал в своем дневнике: «Я пред-
ложил сначала начальнику штаба верхов-
ного командования, а затем::и фюреру, что:
бы «Желтый план» и -«Везерские манев-
ры» были осуществлены отдельно один от
другого по времени и различными соели-
нениями. Фюрер полностью согласился».
29 февраля Модль записывает: «Фюрер же-
лает, чтобы для Копенгагена были приме-
нены крупные силы и чтобы был вырабо-
тан детальный план; специально предусма-
тривающий захват береговых батарей
ударными войсками. Варлимонту даны ука-
зания заготовить приказы для армии, фло-
та и авиации».

1 марта 1940 года был издан приказ,
подписанный самим Гитлером, под назва-
нием «план везерских маневров». В этом
приказе говорится: «Развитие ситуации в
Скандинавии требует подготовки для осу-
ществления оккупации Дании и Норвегии
частью германских вооруженных сил. Эта
операция должна предотвратить проникно-

вение Британии в Скандинавию и Балтику,

а также гарантировать подвоз железной
руды из Швеции и предоставить нашему
флоту и авиации новые возможности борь-
бы против Англии». В этом же приказе
говорится: «Переход датской границы и
высадка в Норвегии должны быть осуще-
ствлены одновременно. Я подчеркиваю,
что операции должны быть подготовлены
как можно скорее. Очень важно, ‘чтобы
скандинавские страны, а также наши за-
падные враги были ошеломлены внезап-
ностью нашего удара».

В дневнике Иодля в записи от 3 марта
говорится: «Фюрер весьма резко настаи-
вает на необходимости вторжения в Нор-
вегию мощными силами. Мы не хотим
больше  отлагательств. Главнокомандую-
щий авиацией возражает против подчи-
нения соединений авиации 21-му армейско-
му корпусу. Фюрер решил сначала про-
вести «везерские маневры», а потом «жел-
тый план» с интервалом между ними в
несколько дней». В записи от 5 марта го-
ворится: «Болыное совещание трех главно-
командующих по поводу «везерских ма-
невров». Фельдмаршал в бешенстве, что
с ним до сего времени не консультирова-
лись. Он не хотел никого слушать и хо-
тел показать, что все приготовления, сде-
ланные до сих пор, были неправильными,
Результат: предусмотрено 6 дивизий для
Норвегии, будут посланы мощные силы
в Нарвик, корабли войдут в порты». В
записях 13 и 14 марта дневника Иодля
говорится: «Фюрер еще не дает приказа
© проведенни «везерских маневров». Он
ищет оправдания этого шага для внешне-
го мира. Англичане держат в Северном
море 15—16 подводных лодок». Однако в
записи от 2 апреля Иодль говорит: «Глав-
покомандующий авиацией, главнокомандую-
щий флотом’ и генерал Фалькенхорст ‚бы-
ли у фюрера. Все приготовления законче-
ны. Фюрер дал приказ провести «везер-
ские маневры» 9 апреля». В записи от
4 апреля говорится: «Фюрер набросал
прокламацию. Пипенброк, начальник пер-
вого отдела контрразведки, возвратился ©
хорошими результатами после переговоров
с Квислингом в Копенгагене»,

Как должны были выглядеть «Везерс-
кие маневры», видно из приказа Редера
от 4 апреля 1940 года. В этом приказе
говорится, что корабли, предназначензые
для прорыва линии заграждений, должны
проникнуть к портам под видом торговых
пароходов. На них должны быть англий-
ские опознавательные знаки. Если они бу-
дут опрашиваться командами норвежских
сторожевых судов, то ответы должны да-
ваться на английском языке. Британский
флаг должен быть поднят и освещен, В
случае опроса отвечать: «Идем в Берген
для короткого визита. Не имеем враждеб-
ных намерений». Название германских KO-
раблей заменять в ответах английскими
названиями; «Кельн» называть «Каиро»,

немецких военных преступников в HopuSepre

«Kenurc6epr>—«Kanpkytta» wT. 2. B cay-
чае предупредительной стрельбы отвечать:
«Прекратите стрельбу, британское судно.
Ваши друзья».

30 марта 1940 года обвиняемый Девиц
отдал приказ под названием «Операция
«хартмут». Этот приказ содержит конкрет-
ные меры по захвату Дании и Норвегии. В
пункте 5 этого приказа говорится, что воен-
но-морские силы, входя в порты, должны
держать британский флаг до тех пор, пока
войска не высадятся. Обвиняемый Дениц,
заявляет обвинитель, не сможет теперь от-
рицать своего прямого участия в нападении
на Норвегию и Данию и в нарушении им
законов ведения войны.

Далее обвинитель цитирует германский
ультиматум Норвегии, лживо об’ясняющий
необходимость оккупации Норвегии жела-
нием предоставить ей защиту от Англии и
Франции.

9 апреля германские фашисты захватили
Норвегию и Данию. Как произошел захват
Дании, можно видеть из меморандума дат-
ского правительства. В этом меморандуме
говорится: «9 апреля 1940 года в 4 ч. 20 ми-
нут германский посланник явился в част-
ную резиденцию датского министра иност-
ранных дел в сопровождении авиационного
атташе. Свидание с ним было назначено че-
рез генерального секретаря министерства
иностранных дел в 4 ч. утра. Посланник
тотчас же заявил, что Германия имеет до-
казательства намерения Великобритании
оккупировать базы в Дании и Норвегии и
что Германия должна защитить Данию про-
тив Англии. Поэтому германские солдаты
в настоящее время пересекают’ границу
страны и высаживаются в различных пунк-
тах, включая порт Копенгагена. Через не-
которое время над Копенгагеном появятся
германские бомбардировщики, котовые, од-
нако, не будут сбрасывать бомбы впредь до
особых Указаний. Датчане, во избежание
ужасных последствий, должны не допу-
стить сопротивления германским войскам»,

Лживость заявлений Германии о целях
ее вторжения в Данию и Норвегию вид-
на из меморандума от 3 июня 1940 г. на-
чальника оперативного отдела германского
морского штаба в Дании и Норвегии Фрике.
В своем меморандуме Фрике пишет: «Тер-
ритории Дании, Норвегии и Северной Фран-
ции, приобретенные в ходе войны, лолжны
быть оккупированы и организованы таким
образом, чтобы они могли в будущем рас-
сматриваться, как германские владения».

После 10-минутного перерыва на утрен-
нем заседании Трибунала выступил пред-
ставитель английского обвинения Робертс,
посвятивший свое выступление нападению
Германии на Голландию, Бельгию и Люк-
сембург. В начале своей речи Робертс пе-
речисляет договоры, которые нарушила
Германия своим нападением на эти страны.

25 августа 1938 года, говорит обвини-
тель, германский генеральный штаб из-
дает секретный приказ, в котором преду-
сматривается захват Бельгии и Голлан-
дии в случае войны против Великобрита-
нии и Франции. «Захват Бельгии в Гол-
ландии, — говорится в этом приказе, —
яватся огромным преимуществом для
Германии, особенно в смысле ведения
воздушной войны против Великобрита-
нии, а также Франции. Поэтому уже сей-
зас необходимо выработать условия, при
которых такая оккупация может совер-
шиться и определить, сколько времени
она может занять». ›

- 23 мая 1939 года. состоялась конферен-
ция у Гитлера, протокол которой уже не-
однократно цитировался представителями
американского и английского обвинения в
ходе происходящего процесса. Этот до-
кумент, составленный ад’ютантом Гитлера
Шмундтом, показывает, что на упомяну-
том  совешании присутствовали Геринг,
Редер, Браухич, Мильх, Гальдер, Боден-
шатц, Ежонек, Варлимонт и другие. На
этом совещании Гитлер говорил, что
голландские и бельгийские аэродромы
должны быть заняты германскими зоору-
женными силами. «Декларации о нейтра-
литете, — заявил Гитлер, — должны иг-
норироваться». Речь Гитлера, произнесен-
ная перед командующими армиями 22 ав-
густа 1939 года в Обер-Зальцбурге, так-
же показывает намерения Германии нару-
шить нейтралитет Бельгии и Голландии.

9 октября 1939 г. Гитлер издал дирек-
тиву № 6, адресованную Кейтелю, Реле-
ру и Герингу. В этой директиве говорит-
ca: «Должны быть проведены приготов-
ления для наступательных операций на
северном фланге Западного фронта, пре-
дусматривающие пересечение территорий
Люксембурга, Бельгии и Голландии. Эта
операция должна быть проведена в широ-
ких масштабах, Целью этого настуале-
ния является поражение французских
действующих армий на широком фронте
а в то же время захват больших районов
Голландии, Бельгии и Северной Франции
с целью использования их в качестве
оперативной базы, опираясь на которую,
мы разверкем воздушную и морскую вой-
ну против ‘Англии и одновременно при-
кроем  жизненно-важный для нас Рур-
ский район».

В приказе Кейтеля от 15 октября 1939
года, посвященном выполнению «желтого
плана» (так назывался план нападения на
Голландию), говорится: «Целью этих при-
готовлений является поэтому оккупация —
после получения специального приказа —
территории Голландии, в иервую очередь
до линии Граббе—Маас. Будет ли эта ли-
ния передвинута далее вглубь, зависит от
политического и военного поведения гол-
ландцев». Однако уже 20 ноября 1939 г.
планы захвата Голландии были, видимо,
настолько детально разработаны, что в
этот день Кейтель отдает приказ, в кото-
ром говорится: «Вопреки изданным до сего
времени инструкциям, все операции, преду-
сматривающие захват Голландии, будут
проведены, He дожидаясь специального
приказа, а одновременно с началом гене-
ральной атаки».

В дневнике Иодля 1 февраля 1940 г.
сделана следующая запись: «Генерал
Ежонек. Поведение парашютных соедине-
ний. В районе. Гааги они должны быть до-
статочно обильны, чтобы сломить всякое
сопротивление. 7-я дивизия намерёна сбро-
сить подразделения вблизи города». 3 мар-
та 1940 года Иодль записывает: «Фюрер
решил провести «Везерские маневры» до
осуществления «Желтого плана», 8 мая
генерал Иодль записывает; «Тревожные
сообщения из Голландии, указывающие на
то, что там происходит эвакуация населе-
ния, блокировка путей сообщения, прово-
дятся другие мобилизационные мероприя-
тия. Согласно сообщениям разведки, англи-
чане запросили разрешения вступить 8
страну, но голландцы отказали им. в этом».

Обвинитель ссылается также на секрет-
ный приказ командующему вторым гер-
манским воздушным флотом, найденный на
сбитом германском самолете 10 января
1940 г. Этот приказ содержит конкретные
указания соединениям второго воздушного
флота об осуществлении операции по за-
хвату Бельгии и Голландии. 10 мая 1940
года германские войска вторглись в Бель-
гию, Голландию и Люксембург.

На этом ‘утреннее заседание зажанчи-
вается. *

В подготовительной комиссии
Об‘единенных наций.

ЛОНДОН, 6 декабря. (ТАСС). Вечером
5 декабря руководящий комитет подгото-

вительной комиссии Об’единенных нащий
обсужлал почти в течение 4 часов. предло-
жение о том, чтобы 5 официальных ‘языков
комиссии (английский, русский, француз»
ский, китайский и испанский) были приня-
ты также в качестве рабочих языков. Сек-
ретарем исполнительного комитета был вне-
сен меморандум, указывающий, ^ что если
подготовительная комиссия будет. ‘настаи-
вать на том, чтобы все-5 официальных
языков рассматривались, как рабочие язы-
ки, то потребуется весьма обширный штат

высоко оплачиваемых технических работ-
НИКОВ.
Советский делегат т. Громыко заявил,

что, как говорится в уставе Об’единенных
наций, официальными должны считаться
5 языков. Относительно рабочих’ языков
там ничего не говорится. Поэтому основ-
ные организации Об’единенных наций воль-
ны принимать решения относительно’ того,
какие ‘из 5 официальных языков они хо-
тят сделать рабочими языками. Китайский
делегат поддержал советского делегата и
заявил, что. в настоящее время вопрос не
имеет принципиального значения.

Английский делегат Ноэль-Бэйкер зая-
вил, что предложение о том, чтобы один
орган организации Об’единенных наций
принял один язык, а другие органы —
другую систему, вызвало бы полный хаос.
Было принято компромиссное решение, сог-
ласно которому было решено ‘сохранить
нынешний порядок, ‘при ‘котором француз-
ский и английский языки считаются рабо-
чими языками, а официальными языками
считаются французский, английский, рус-.
ский, испанский и китайский. Было достиг»
нуто соглашение, что это решение не яв-
ляется обязательным для Генеральной асз
самблеи и других органов, которые долж-
цы быть созданы,

Сенат США принял закон
об участии США в организации

06‘единенных наций

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). Се-
нат США 65 голосами против 7 одобрил
закон об участии США в организации
Об’единенных наций, не внеся в него су-
щественных поправок. Среди сенаторов,
голосовавших против закона, — сенатор-
демократ Уилер (от Штата Монтана) и
сенаторы-республиканцы Лангер (от Север-
ной Дакоты), Уэрри (от Небраски), Ривер-
комб (от Западной’ Виргинии), Тафт (от:
Огайо), Шипстед (от Миннесоты) и Мур
(от Оклахомы).

Сенат утвердил закон после семиднев-
ных прений, во время которых сенатор
Уилер и группа сенаторов-республиканцев,
в особенности Тафт, настойчиво выступа-
ли против законопроекта и предлагали
различные поправки, имевшие целью огра-
ничить полномочия’ президента ‘и. делега-
тов США в организации. Об’единенных на-
ций. Однако ‘сенат отверг все эти по“
‚правки.

Законопроект уполномочивает президен-
та назначать в организацию Об’единенных
наций американских делегатов и предста-
вителей, подлежащих утверждению сена-
та, применять экономические санкции по
решению Совета безопасности, заключить
соглашение с организацией Об’единенных
наций для’ использования ею части воору*
женных сил. США... Это’. соглашение под-
лежит одобрению конгресса, однако после
этого президенту не потребуется разреше-
ние конгресса для отправки войск по тре-
бованию Совета безопасности. Законо-
проект предлагает также президенту до-
кладывать конгрессу по крайней мере раз
в год о деятельности организации Об’еди-
ненных наций и утверждает отпуск средств
на участие США в организации Об’еди*
ненных наций.

„НЬЮС кронинл“ о документах,
разоблачающих английских

сторонников Гитлера

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Касаясь
документов, найденных в секретных делах
немецкого министерства иностранных < дел
и разоблачающих английских сторонников
гитлеровского режима, «Ньюс  кроникл»
пишет: «С тех пор как. наличие этих. до-
кументов было установлено слециальным
корреспондентом «Ньюс крозикл»’ Бивеном,
были приняты” самые тщательные меры
предосторожности, чтобы предупредить
разглашение имен тех лиц, которых каса-
ются эти документы... В дополнение к до=
кументам, которые были. посланы в “Лон-
дон, следователи обнаружили ряд других
писем англичан Гитлеру и другим нацист-
ским руководителям».

В связи с этим «Ньюс кроникл» в ре-
дакнионной статье требует опубликования
переписки между английскими полданными
и гитлеровскими руководителями. Лица,
сочувствующие гитлеровскому ` режиму,
должны находиться под надзором. «Воен-
ная победа над Германией не уничтожила
риск возрождения фашизма в Англии», —
пишет. «Ныюс кроникл». Газета заявляет,
что «нация имеет право знать, скрываются
ли в ее среде английские нацисты, в 0с0-
бечности, если они окажутся людьми, за-
нимающими видное положение. С основа“
нием или без оснований, но уже циркули-
руют слухи о связи ряда видных лиц ©
нацистским движением».

Английский министр
внутренних дел о. деятельности
фашистской организации
в Англии

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английский ми-
нистр внутренних дел Чатер Ид заявил в
палате общин, что за деятельностью «Ле-
гиона христианских реформистов», задачей
которого, как сообщают, является поклоне-
ние Гитлеру, булет установлено присталь-
ное наблюдение. Однако министр заявил,
что он не имеет полномочий вмешивать“
ся в леятельность легиона «ло тех пор,
пока его сторонники не нарушают сущест-
вующих законов».

Покровительство гитлеровцам
в Аргентине

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Нью-Йорк геральд три-
бюн» передает из Буэнос-Айреса сообще-
ние газеты «Ла Вангуардия» о том, что
видные члены аргентинского правительства
продолжают защищать гитлеровских аген-
тов и мешают ликвидации важнейших гер-
манских предприятий в Аргентине.

Газета обвиняет министра иностранных
дел Кука в покровительстве бывшему
австрийскому военному  промышленнику

Мандлю. немецкому миллионеру Штаул, а
также другим немепким миллионерам, ко-
торые оказывают финансовую поддержку
кандидатуре Перона на предстоящих пре-
зидентских выборах.