окружении»

(По опыту тактических занятий с курсантами-артиллеристами)

В программе изучения курса тактики п
артиллерийском училище есть тема —
«Бой в окружении и выход из окруже-

‚ вия». Она приурочена к конпу курса, так
как для того, чтобы понимать ее, кур-
ант должен иметь определенный запас
знаний, в частности твердо знать работу
командиров огневого взвода и взвода уп-
равления, уметь разбираться в обстанов-
ке, быстро оценивать ее и принимать пра-
Фильное решение. Целевая установка этой
темы — научить практическим действиям
батареи в окружении и при выходе из
окружения. На изучение темы запланиро-
вано 2 часа классных и 8 часов поле-
вых занятий. Метод проведения полевого
занятия — в строевом расчете батареи.

У нас в училище решили полевое за-
нятяе проводить сразу в двух учебных

‹ 5зводах; на олном учебном взводе нельзя

показать действие батареи; На занятие
привлекаются в качестве помощников ру-
ководителя штатные командир батареи и
командиры взводов. С ними накануне ру-
коволитель производит инструктаж Ha
ящике с песком, оборудованном. под. ту
местность, на которой будут проведены
` занятия. Имитапионной команлой, cocTo-
ящей из 6 — 8 человек, руководит спе-
циально выделенный командир взвода.

Изучение и нанесение обстановки 4a
карты, а также распределение должностей
между курсантами производят заранее. В
начале занятия преподаватель проверяет

звание курсантами обстановки, правиль-
ность ее нанесения на карту. В роли

` романдира батареи руководитель отдает
приказ’ на занятие боевого порядка. Когда
батарея встанет на огневые позиции, за-
HATH продолжается в соответствии ©
оперативным временем. Используя имита-
пионную команду, которая изображает
бой на каком-нибудь фланге и в тылу, а
также ‘давая соответствующие вводные,
‘руководитель создает обстановку прорыва

нашей обороны танками противника и
окружения батареи. Г
После этого руководитель предлагает

курсантам нанести обстановку ‘на карту,
что, кроме полного уяенения обстановки,
дает и практику в графической работе.
Таким образом в этой половине занятия
только на одних огневых взводах показы-
`вается окружение батареи. Взвод. управле-

ния только обозначается: один из штат-

ных командиров взводов, пользуяеь заранее
> & = s

подготовленной  Таблицей огня, передает
команды, работая за телефониста.

Вторая половина занятия — выход ба-
Taped из окружения. Здесь преподаватель,
также используя оперативное время, дает
вводную —= приказ на самостоятельный
выход из окружения, Необходимю, чтобы
курсанты уяснили, что была произведена
разведка, в результате которой обнаруже-
HO ©лабое место у противника. Командир
батареи, имея тееную связь © пехотой, ор-
ганизует выход из окружения. Напомина-
ютёя курсантам порядок выхода из ок-
ружения, место командира батареи, место
взвода управления и т. д., для чего делает-
ся перерыв в оперативном времени.

Батарея выхолит из окружения перека-
тами повзволно, Перемещение одного взвода
прикрывает огнем второй взвод. Взвод Уп-
равления распределяется между огневыми
взволами лля их усиления. После того,
как один отневой взвод занял промежу-
точную огневую позицию;
BOWTEOM штатного команлира батареи от-
крывает огонь, давая возможность про-
двигаться нашей пехоте. Имитационная
команда в данном ©лучае обозначает про-
тивника. Дается вводная — противниЕ
начал отхол. Второй отневой взвод по ус-
ловному сигналу снимается и занимает
вторую промежуточную позицию, которая
и является пунктом сбора батареи. Здесь
мы прорабатываем действия батареи при
нападении автоматчиков, добиваемея от
курсантов решения обороняться стрельбой
прямой наводкой из орудий и личных
оружием, привлекая взвод управления.
Пока разыгрываетея этот эпизод, подходит
первый огневой взвод. Приводя пример из
опыта Отечественной войны, разбираем
этот эпизод co всей батареей.

Заключительная ‘Часть занятия = про-
рыв боэвых порядков противника и сое-
динение < нашими главными силами. Здесь
Yee используем имитационную команду,
как нашу пехоту, показываем артилле-
рийскую подготовку прорыва и действия
нашей пехоты при прорыве. Кончаем за-
нятие заключительным разбором, давая
оценку действиям должностных лиц и каж-
лого курсанта.

Май А. НУЧЕРЯВЦЕВ.

Гости с
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТРУППА . ВОЙСК, 10 де-

napa. (По телеграфу от’ наш. корр.).
Отромный Зал бывшем дворца Франца-
 Ижифа, ныне Дома офицеров венекого со-
ветского гарнизона, заполнили воины
Красной Армии.

На сцене желанные гости из родной

`Моквы — Государственный хор русской
народной песни под управлением  заслу*
женного артиста РСФСР профессора А. В,
Свешникова. Звучат знакомые, дорогие
сердцу родные напевы.

Хор с большим успехом исполнил на-
родные песени, записанные на Волге, на
Урале, в Сибири. Тепло встретили слуша-
тели солистов хора: Бутова, исполнившего
старинную русскую мелодию на стихи
Вюзловь «Вечерний звон», лауреата Все-

родины.

союзного конкурса вокалистов П. Киричек,
спевшего студенческую песню ,«Проведем-
те-ж, друзья, эту ночь веселей» и «Слазв-

ное море — священный Байкал», и дру-
THX.
Хор Свешникова `— не единственный

гость в’ советских зарубежных тарнизонах,
Сейчас в Доме офидеров Вены © большим

успехом выступает филиал старейшего руе--

ского столичного Государственного ордена
Ленина академического Малого театра. В
программе театра. ньесы Островекого «Не
В свои сани не садись» и «На бойком
месте».

В гости к зарубежным воинам прибыли
также артисты из братеких республик. В
частности, сейчае здесь тастролирует ла-
уреат Сталинской премии Тамара Ханум,

OH под руко-г

ГВАРДЕЙЦЫ В ЗИМНЕМ ЛАГЕРЕ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ OK-
_PYT, 10 декабря. (По телефону от наш.
корр:). В Н-ском гвардейском соединении
начались выходы подразделений в зим-
ний лагерь. Цель этих выходов — при-
‘вить молодым бойцам и офицерам навы-
ки походно-полевой жизни в условиях,
максимально приближенных к боевой об-
<тановке,

Первыми в зимний лагерь вышли бой-
цы гвардии подполковника Шаранова.
где еще

Они расположились в районе,

недавно Н-ское гвардейское соединение
вело ожесточенные бои с противником.
Под жилье частично приспособлены ста-
рые фронтовые землянки. Некоторые
стрелковые подразделения построили ша-
лаши,

Учебный. день в лагере начинается в
6 часов утра. В расписании — политиче-
ские занятия, тактика, огневая подготов-
ка. Многие занятия ‘проводятся на тех
участках, где сохранились ‘старые тран-
шеи, заграждения, наблюдательные  пунк-
ты, дзоты времен боев с противником.

SSS Ra аЕЕЗВИЯ

Инженерное обеспечение атаки

(Обсуждение статьи майора  А. Малинина «Ближний бой»)

При прорыве сильно укрепленной 060-
ронительной полосы перед наступающими
возникают весьма важные вопросы инже-
нерного обеспечения боя. Rak из-
вестно, при прорыве такой полосы атака,
з инженерном ее понимании, обычно. на-
чиналась со сближения‘ < противником
посредством траншей до дистанции 150—
200 метров. Это сближение осуществля-
л0еь под воздействием огня противника, ©
применением способа сап, имеющего боль-
шую давность и применявшегося при оса-
де крепостей. :

При подготовке современной операции
принимаются, как правило, различные ме-
ры, чтобы скрыть замысел наступления.
В частности, с этой целью сближение про-
изволитея на широком фронте, Однако, по
понятным причинам, наибольшее внимание
оборудованию траншеями  уделяетея на
направлении главното удара. Задача здесь
состоит в том, чтобы укрыть все войска.
первэго эшелона наступающего и обеспе-
чить им бросок в начале атаки, Войска
первого эшелона. должны получить в03-
можность › беспрепятственно выйти на
фронте атаки из траншей, быстро  про-
двинуться‘ ‘через: нейтральную полосу и
организованно пройти через проходы в
препятствиях противника.` 09бой заботы
В этом отношении требует, в первую
очередь, продвижение тяжелого пехотного
оружия.

Устройство проходов в препатствиях,
созданных ° противником, обеспечивает
стремительность атаки в начальной ее
фазе. Но при решении этой задачи при-
холитсея учитывать, что обороняющийся
может применить различные способье за-
щиты своего переднего края. Искусствен-
ные препятствия могут проходить перед
истинным ‘передним краем в виде одной
или нескольких тюлос, причем минные
противотанковые и противопехотные  за-
траждения чередуются © проволокой. Са-
перы-раззедчики обязаны точно опреде-

Си. «Красную звезду» №№
233, 284 и 287,

Bikes ea

лить характер и виды препятствий до
первой травшеи. Тут надо помнить, что
неприятель иногда располагает «внезаш-
ные», мгновенно возникающие препятет-
вия и на самом бруствере траншеи.

Если препятствия простираются . на

большую глубину и непосредственно при-
ближаютея к первой траншее, проделые:
вание большого количества, проходов пред-
ставляет собой задачу, не только сложную
технически, HO и` требующую большого
времени. Кроме того, заблаговременное уст-
ройетво проходов нередко ветречает возра-
жения <0 стороны командования, так как
своей работой саперы могут обнаружить
намерения наступающем. Не исключено и
То, что противник в последний момент
вновь затянет сделанные проходы.
- Следовательно, решение зависит от 06-
становки. Так, например, кроме обычных
©10с0бов проделывавия проходов приме-
нялись и комбинированные: проходы уст-
раивались заблаговременно, но не ло вон-
ца, причем последняя (к противнику) по-
оса взрывалаеь - удлиненными зарядами
уже во время артиллерийской подготовки.
Применялея также «артиллерийеко-инже-
нерный» метод. В этом случае саперы ye-
траивали проходы в первых полосах за-
граждений, а в ‘полосе, прилегающей Е
противнику, аналогичную задачу выпол-
няли артиллеристы в период артподтотов-
ки. Но в момент сползания аотиллерий-
свого огня < первой траншеи саперы
обязательно проверяли результат работы
артиллеристов, на несколько секунд опе-
тежая атакующую: пехоту,

Конечно, ве следует понимать, что ¢
преодолением заграждений, расположенных
перед передним краем, открывается в03-
можность беспрепятетвенню проникнуть в
глубину обороны противника. Известны
факты, когда перзая траншея < препятст-
виями перед ней использовалась неприя-
телем как ложный передний край, основ-
ные жё и воъуиа плотные препятствия
располагалиеь перед второй и третьей

броневых

_. Тротив

В практике боев одним из распростра-
ненных методов уничтожения  вражес-
ких танков являлись противотанковые
засады. Преимущества их состояли ‘в. том,
что артиллеристы получали возможность
бить танки противника внезапно и с близ-
ких дистанций, © меныпиии потерями и ©
меньигей затратой боеприпасов выполнять
боевую задачу. В доказательство приведем
пару примеров. .

На одном из участков фронта немцы
сосредоточили группу средних и тяжелых
танков, намереваясь отбить крупный на-
селенный пункт и узел дорог, несколько
дней ранее занятый нашими частями. На
прикрытие этого пункта была поставлена
истребительная противотанковая батарея,
которой командовал старший лейтенант
Барыкин. Оценивая обстановку после раз-
велки, командир батареи пришел к выво-
ду, что немцы могут нанести танковый
удар в трех направлениях: вдоль шоссей-
ной JOPITH, идущей < юга к населенному
пункту, по лощине, что восточнее шоссе,
или. же по лощине, тянущейся западнее
ето. я
Последние два направления командир
батареи считал наиболее. вероятными Ha-
правлениямт вражеского танкового удара,
так как лощины позволяли скрытно подой-
ти к населенному пункту и нанести по не-
му удары с флангов. Однако командир ба-
Tape не‘ упускал из виду и первое на-
правление. Исходя из этой оценки, он
решил развернуть батарею так, чтобы все
три направления оказались под воздейст-
вием артиллерийского огня. Первое орудие
старший лейтенант установил против юж-
ного выхода восточной лощины, третье
— против выхода из западной лощины,
четвертое — между двумя лошинами 33-
паднее шоссе и второе — Ha BEICOTe се-
вернее населенного пункта. Четвертое ору-
que командир батареи усилил противотан-
ковым ружьем, а второе — выделил в
евой резерв. Командирский наблюдатель“
ный ПУНЕТ был расположен возле шоссе
севернее населенного пункта.

Развернув боевой порядок, командир
батарен установил < орудиями  телефон-
ную связь, каждому расчету был придан
один разведчик, а остальные-— несли служ-
бу наблюдения на командирском пункте.
Расчеты оборудовали орудийные окопы ©
прочными земляными брустверами, за-
маскировались. Командиры орудий подго-
товили карточки противотанкового  отня,

Топографическая. подготовка курсантов

В ‹вязи © переходом танковых училищ
на более продолжительный срок обучения
уне бы хотелось высказать некоторые
пожелания, относящиеся к топографиче-
ской подготовке.

Если взять любую работу курсанта, то
прежде всего бросаются в глаза небреж-
ность, особенно в надписях, невыдержан-
ность масштабности условных знаков. Это
об’ясняется незнанием и неумением кур-
сантов применить элементарные празила
черчения и каллиграфии при выполнении
боевых графических документов. Поэтому
топографическое черчение, введенное в
программу, являетея крайне необходимым.
Технические навыки по черчению, приоб+
ретенные курсантами в училище, послужат
гарантией аккуратности при выполнении
ими боевых графических документов.

В существующую программу по топо-
трафии включены такие темы, как реког-
носцировка маршрута, глазомерная ©’ем-
ка, на что отведено 16 учебных часов.
Время большое. Вполне понятно, что в эти
часы курсант получит некоторые навы-
KH B наложении на бумагу с натуры кон-
тувов местности. Но, как показал опыт
обучения, курсант остается беспомощным,
когда ему приходится наносить на бума-
гу рельеф (применительно к масштабу) и
ето элементы, которые не так ярко вы-

отанкова

(/13 опыта Отечественной войны}
#4:
>

Вея. работа по организации противотанко-
вой засады ‘была проделана в. течение ве-
чера и ночи.

В десять часов утра показался тяже-
лый танк врага и двинулея вдоль шоссе,
по направлению к населенноуму пункту.
Bete] 38 HM выползли два ередних
танка н, остановившись По сторонам до-
роги, стали прочесывать местность редким
пулеметным огнем. Было ‘ яено, что это
разведывательные машины врага, однако
командир батареи решил не дать им дей-
ствовать безнаказанно. Он приказал
командиру первого орудия открыть огонь
по тяжелому танку, Расчет ‘разбил гуее-
ницу танка и повредил ему пушку, а 3a-
тем перенес огонь по машинам, <тоявшим
на высоте. Те, заметив позицию нашего
орудия, открыли по нему ответный огонь.
Осколками близко разорвавшегося немец-
кого снаряда был выведен из строя. пово-
ротный механизм пушки. Тогда командир
батареи ввел в. действие четвертое орудие
и тремя выстрелами поджег один средзий
танк. Второй быстро отошел в укрытие.

После некоторой паузы немпы открыли
CHIBHBI артиллерийский огонь по нашей
батарее, а затем бросили в атаку семь
танков © десантом пехоты, три из KOTO-
рых двигались по западной лощине, а че-
ты — п краю восточной лощины.
Командир батареи приказал первому и
четвертому орудиям вступить в бой с тан-
ками, наступавшими по краю восточной
лощины, а командиру третьего орудия и
расчету противотанкового ружья, придан-
ного четвертому орудию -— ¢ танками,
атакующими по западной лошине. Расчет
первого орудия вел огонь в лоб танкам,
выволил из строя ходовые части машин,
а бойпы четвертого орудия били в борта
машин. За двадцать минут огневого боя
все четыре вражеских машины были уни-
чтожены.

Как только. первое и четвертое орудия
вступили в действие, танки противника,
двигавшиеся по западной лощине, немед-
ленно повернули влево и выскочили и
лощины на ровное поле © намерением на-
нести фланговый удар по обнаружившим
себя орудиям и тем самых очистить всей

дины, обрывы на екатах. В связи © этим
возникает необходимость ознакомления
курсантов е вопросами инструментальной
топографической  с’емки масштаба ae
крупнее 25.000.

Занимаясь инструментальной <’емкой,
контурной и выеотной, курсанты хорошо
поймут сущность изображения
горизонталями, почувствуют масштабность
плана, масштабность изображения релье-
фа и контуров. Работая ¢ приборами,
обучаемый хорошо усвонт вопроеы ориен-
тирования. Необходимо научить курсанта
точному определению точки стояния раз-
личными способами (10606 Болотова, 0б-
ратной зазечки и т. д.). Нам приходи-
люсь наблюдать, когла Курант, держа
карту в руке, определяет свое место стоя-

11 дена

я засада

грунпе танков путь к населенному пунк-
ту. Однако эти танки ‹ами попали под
‚внезаный флантовый огонь. С одной и
роны 10 полю било третье орудие, а ©
другой — расчет противотанкового ружья.
Два танка были уничтожены расчетом
орудия и однн сожжен отнем противотан-
кового ружья.

В общей сложности бой батареи с на-
ступавшихи танками противника длился
больше двух часов и закончилея победой.
артиллеристов, полбивших н уничтожив-
ших десять вражеских машин. Не менсе
поучителен бой и другой батареи, дейст-
вовавшей из засады:

Группа ‘немецких танков нацелила свой
удар на узел дорог, находившийся на
фланге” назчей  обороны. Комакдир батареп
расположил орудия впереди его, на ржа-
HOM поле < интервалами в сто метров.
Все подготовительные работы батарея
произвела в течение ночи. В одиннадцать
часов утра до 30 немепких танков в €0-
провожденни пехоты на бронетранепорте-
рах вышли из лесу и стали расходиться
везром, ‘обтекая узел дорог е флангов.
Командир батареи решил вводить орудия
в действие попарно. Когда левый клин
немецкой танковой группы приблизился Ha
600 метров, огонь открыл правый взвох.
Внезапными ударами орудий были подбя-
ты четыре танка. Заметив завязавшийся
бой на лером фланге, правофланговая
труппа танков противника двинулась Ha
помошь. В это время командир бата-
реи ввел в дойствче левый взвод, который
внезапным фланговым огнем зажег три
немецких танка. Это окончательно демо-
рализовало вражеских танкистов. и они
поспешно очиетили поле боя, оставив там
семь подбитых н горевших машиа.

Эти примеры показывают, что метод
противотанковой засады является наиболее
эффективным методом борьбы © танками
противника.

Успех его зависит от уменья артиллерий-
кого командира оценить меетность, пра-
Вильно использовать ее для раззертывачия
боевых порядков батареи, четко оргааизо-
звать взаимодействие между орудиями и
унравление их огнем. Тшательная мас-

кировка и предварительная подготовка
данных для противотанкового огня яв-
ляются одним из непременных условии

обеспечения тактической внезапности.
Майор. И. ИГНАТОВ.

«прикладной топографии» — ориентиров“
ка по местным предмегам без карты, гла-
зомером, определение расстояния © по-
мощью тысячных и подручных средетв.
Чтенню и изображению рельефа следу-
ет уделить болыше внимания, чем это де-
лалось раньше. Трудно офицеру-танкисту

местности, если он не чувствует рельефа,
не может правильно разобраться в харак-
тере местности, где ему предетоит дейст-
вовать. :

В последнее время приходится слышать
разговоры о своеобразности «танковой то-
пографии», о аерешенной проблеме «ори-
ентирования в танке». Эти вопросы под-
ниуаются не потому, что танк требует
какой-то 06060й «танковой» топографии,

боя 1945 г., вторнин; № 289 (5277).

Е —

Недостатки
одного учения

Кемандно-пегтабные учения в поле —
одна из наиболее интересных и действен-
нех форм подготовки офицерских вадров.
На полевых выходах совершенствуются
навыки в организации боя и управления
войсками, сколачиваются штабы. Важ-
дый штабной офицер практически освай-
вает возложенные на него обязанности,
Однако. эти пели будут достигнуты лишь
в том случае, если руководитель прибли-
жает учение к условиям современного 69я,
заставляет подчиненных действовать, как
на тойне, пе допуская упрощений и
условностей. 06 этой важнейшей прелио-
сылке успеха учения кое-где забывают,

Недавно в части, которой командует
гварлии полковник Жданович, проводилось
командно-штабное учение. Ё полевому. вы-
холу в полку готовились. Саперы обору-
довали наблюдательный пункт командира
части по Фронтовому образцу. Управление
батальонами и приданными подразделе“
ниямч обеспечивалось реальными сред-
отвами связи. Благодаря  маскировочным
работам, штабные блиндажи были скрыь
ты от воздушного и наземного наблюде-
вия противника.

Этим, к сожалению, и ограничились
попытки приблизить учение к боевой
тействительности. В остальном оно харак-
теризовалось всякого рода условностями.

Рекогноспировка происходила без учета
требований, какие диктует боевая обста-
новка. Сначала большая группа офицеров
вышла на ‘открытое поле и минут двад-
пать простояла на виду у «противника».
Затем командир повел группу вдоль фрон-
та. Офицеры двигались без маскировки,
хотя поле учения было изрезано много-
численными канавами. Только после вме-
шательства старшего посредника прекра-
тнлась эта «прогулка».

Большинство офицеров, принимавших
участие в учении, He pas производило
рекогносцировку в боевых условиях. Само
собой разумеется. что на фронте каждый
старалея изучать местность противнику
скрытно, не выдавая своего присутствия
на рекогноспировке. Тем досаднее таков
пренебрежение занятиями, на которых
офицеры должны по сути дела шлифовать
приемы <воей работы, познанные Ha
войне.

Некоторые офицеры штаба весьма фор-
мально занимались отработкой боевых. до-
кументов. Так, например, майор Асанов
при еоставлении справки-доклада коман-
лиру полка привел только общие сведе-
ния 0 противнике и положении своих
войск. Оценка же местности, данные о
поведении противника, получаемые в 19-
рядке взаимной инфоруации от соседей,
не были отражены в этом наспех состав-
ленном документе. Характерно, что майор
предложил построить боевые порядки пол-
ка в два эшелона, но обосновать све
предложение ае смог. Ему явно нехва-

рельефа   решить правильно тактическую задачу на  Тало материала, чтобы иметь верное суж-

дение 06 организации намеченного (og,
Асанов плохо составил  справку-доклах
отнюдь не потому, что ононе имел опыта
в отработке боевых документов. Здесь
сказался укоренивиийся в = Штабе Н-ской
части ушющенный подход к решетию
учебных задач. ;

«Учение — не война, тут рисковать
нечем», — таково настроение некото
рых командиров данного полка. В дей-
ствительности офицеры полка рискуют
очень многим. На упрощенных, изобилую-
щих условностями занятиях можно pa-

ния обратными засечками и не получает   Дело обстоит проще — зачастую танво-
никакого треугольника погрепгности, т. е!  вый офицер вообще не имеет достаточной

стерять опыт, накопленный в боях.

он, механически обозначив точку, подго-
няет к ней три направления, тогда как
точка намечена < ошибкой в 500—1000
метров.

Инструментальная ‹<’емка охватит все
те вопросы, которые прорабатывались на
всем ‘ерноде обучения HO топографии.
После этого любой графический документ
будет составлен офицером грамотно, бы-
стро и правдиво.

Само с0б0й разумеется, что курсант

деляются на местности, — лощины, впа- должен в совершенстве владеть методами

Sa ae ШЕЕ:

не всегда удавалось распознать заблаго-
временно. Встретив организованное ‹9-
противление в глубине обороны, он вы-

нужден был зазово подготавливать ата-
ку. Это еше раз подчеркивает необходи-

мость самой тщательной инженерной pas-

ведки вражеских позиций.
При прорыве глубоко этелонированной
обороны, насыщенной всякого рода за-

граждениями, атакующий должен иметь в

своих боевых порядках сапер © гразлич-
ными средствами разграждения, в том чис-
ле и взрывчатых веществом.
нужно иметь в виду, ч2о всё чаще и чаще

будут ветречаться мины © неизвлехаемы-.

ми взрывателями, а это усложнит методы
устройства проходов. Спрашивается, р
каком же подразделении стрелкового
полка при организации атаки должны на-
ходиться саперы? По нашему мнению, та-
ким подразделением является стрелковый
батальон.

В последний период войны, в пределах
укрепленных полос приходилось встречать
долговременные элементы обороны в виде
или железобетонных огневых
точек. Обычно эти сооружения устанавли-
ваются скрытно от взоров противника,
для чего используются обратные скаты и
складки местности. Но, как правило, та-

кие огневые точки находятся во взаийм-

ной огневой связи и их огонь перекрывает
возможные направления атаки.

Плотное кольцевое ограждение противо-
танковыми ‘и противопехотными  препят-
ствиями таких долговременных coopyxe-
ний, включенных в глубину оботонитель-
ной полосы, не случайно. Ono прелпюла-
гает, что если даже наступающий обна-
ружит эти сооружения в ходе боя, ему
понадобится затратить известное время
для расчистки проходов в заграждениях,
для ликвидации сооружений и их гарни-
зонов. Иными <ловами,  обороняющиеся
намереваются приостановить продвижение
наступающей стороны.

Наличие таких огневых точек  пред-
ставляет собою существенную угрозу для
атакующих. В ходе войны были случаи,
когда даже одиночные казематированные
сооружения CPEIBAIH атаку, заставляя
штурмующие цепи залечь перед полосой
‘огня, через которую они не могли пере-

траншеями. Такое положение атагующему   шагнуть. Для успешной ликвидации ©и-

Е ЕЩЕ ДЕ

Особение!

tate а Ве а —— Sa Raa aE:
стемы подобных хооружений необходимо
согласовать усилия действующих здесь
штурмовых отрядов и групи. Организацию
этого взаимодействия должен взять Ha
себя комапдир стрелкового полка:

В ходе боя артиллерия наступающих
вынуждена менять огневые позиции. Ee
перемещение должно производиться быетро
и сопровождаться  сэперамя. Маршрут
перемещений всётда следует проверить «на
мины». Надо устранить всякого рода пре-
пятствия, возникающие на пути в виде
воронок, траншей, — ходов сообщения
ит. п. Если перед перемещением ° такие
препятетвия не устранены, возникнут за-
держки и могут быть потери в живой
силе и технике. Особенно внимательно
обязаны саперы проверить районы, наме-
ченные для огневых позиций. При наступ-
лении на Ригу в 1944 г. были отмечены
Флучаи, котла противник минировал рай-.
оны, в которые, как-он предполагал, мо-
жет переместиться ваша артиллерия. Ха-
рактерно, что под’езлы к этим районам
оставались свободными — очевидно, ©
целью ввести наступающих в ‘заблужде-
ние.

Саперы должны сопровождать артилле-
рию и для того, чтобы. прикрыть ее ог-
невые позиции минными заграждениями.
В динамике боя обстановка быстро  ме-
няетея. Иной раз таки и самоходные
установки противника проникают в бе-
вые порядки атакующего, предпринимают
попытки уничтожить огнем и гусеницами
его артиллерию. Поэтому минировать под-
ступы к огневым позициям является со-
вершенно необходимым.

Не меньшее значение в ходе ближнего
боя имеет сопровождение саперами танков
и самоходных установок, непосредственно
поддерживающих  наступающую ‘пехоту.
Задача сапер, сопровождающих танки
(лучше всего на  бронетранепортерах),
состоят в устройстве проходов в заграж-
дениях противника в глубине обороны и
в устранении всякого рода препятствий
на пути движения боевой техники.

Усилиям атакующего, направленным к
прорыву полосы обороны, противник про-

п, кроме того, подтягивает резервы. Контр-
атаки танков и пехоты, стремящихся Boc-
становить положение, в свою очередь пре-

ГЕТЕ Е РОУ НИТИ ee

топографической подготовки. Отраниченное
наблюдение из танка требует отличного
знания карты, с10с0бов ориентирования,
умения разобраться в рельефе. Словом,
речь идёт о высокой топографической гра-
MOTHOCTH, так необходимой офицеру-тан-
кисту. Вместо поисков некоей «танковой»
топографии, следует усилить и углубить
топографическую подготовку вообще. Это
будет как раз танковая, пехотная и какая
угодно топография.

Старший лейтенант В. КЕДРОВ.

ЗЕЕ ЗЕЕ ИЕ ЕТ 29

дусматриваютея. атакующим. Здесь важно
не толькю предвидеть направления контр-
атаки, но в ходе боя постоянным наблю-
дением установить, где именно и какими
силами противник пытаетея остановить
продвижение. Таким попыткам врага вкли-
ниться в боевые порядки атакующий про-
тиводействует посредством  противотанко-
вых резервов, включающих и подвижные
отряды заграждений. Успех действий пос-
ледних будет зависеть от быстроты выдви-
жения Ha угрожаемые направления и от
того, насколько отработана техника взаи-
модействия артиллеристов и сапер.

Успех борьбы < контратаками против-
ника в значительной степени обусловли-
вается своевременным и наиболее прочным
закреплением захваченной местности. При
малейшей задержке наступления, при уг-
pose контратаки танков и пехоты необхо-
димо немедленно закреплятьея на лостиг-
нутых рубежах. Основная задача инженер-
ных подразделений, приданных пехоте,
артиллерни и танкам, заключается здесь в
TOM, чтебы быстро и наиболее плотно
установить противотанковые и противо-
пехотные препятствия. Не ожидая поступ-
ления назначенного для этой цели имуще-
ства, саперы обязаны в первую очередь
использовать средетва заграждения  про-
тивника (спирали Бруно, проволочные
изгороди, малозаметные препятствия, про-
тивотанковые мины).

Как видим, наступление на сильно ук-
репленную полосу обороны обычно проте-
кает в сложной инженерной обстановке.
Она требует четкого взаимодействия сапер
© пехотой, артиллерией, танками. Надо
признать поэтому, что вопросы,  постав-
ленные в статье майора А. Малинина о
природе ближнего боя, весьма своевремен-
ны и важны для правильного обучения
Bolick. В организации и проведении так-
тических занятий самое вредное — упро-
щать условия, в которых действительно
протекает современный бой. Войсковой ин-
женер, озюрудуя по заданию общевойехо-
вого командира — рукозолителя занятий,
учебное. поле, обязан” создавать на нем
такие условия, которые состветствуют

тивопоставляет все свои наличные силы   опыту войны.

Герой Созатсного Союза
генерал-майор изжонарных есйсн

Н. НРИСАНОВ.

Гварлии майор В. НАРПОВ,
Гвардии майор В. ЧУХЛАНЦЕВ,

ЛЫЖНЫЕ КРОССЫ

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ
ОКРУГ, 10 декабря. (По телеграфу от наш,
корр.). Суровая сибирская зима — раздолье
для физкультурников. В частях округа ши-
роко развернулась спортивная работа
вылазки ва лыжах, марши, кроссы.

Серьезное внимание уделяется также в
военно-спортивным состязаниям. В них вхо-
AAT: строевой марш, марши на лыжах со
стрельбой на дистанцию 10, 20 и 30 кило-
метров, комбинированные эстафеты, гимна“
стика, рукопашный бой. Все соревнования
проводятся в составе взвода.

ВСТРЕЧИ ХОККЕИСТОВ

ПРИВОЛЖСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
10 декабря. (По телеграфу от наш. корр.)
На территории Среднего Поволжья насту-
пила зима. Выпал глубокий снег, ударили
морозы. Спортсмены воинских частей от:
крыли зимний сезон. В Ульяновске состоя-
лась массовая вылазка за город лыжников
второго танкового училища имени Калини-
на. Команда лучших лыжников училища,
завоевавшая в прошлом году- первенство в
гарнизоне, начала ежедневные тренировки,
На стадионе открылся каток. - Хоккеисты
Ульяновского училища связи имени Орд:
жоникидзе провели первые встречи ©
командами частей и гражданских учрежде-
ний города. У хоккеистов общества «Зе:
HHT> OHH выиграли co cuetom 3:1, ¢
командами первого гвардейского и второго
танковых училищ сыграли вничью,

В Пензе состоялась встреча хоккейных
команд спортивного общества «Локомотив»
и военного училиша, где капитаном
команды старший лейтенант Хачкарджи,
Игра привлекла большое число зрителей и
закончилась <о счетом 1:0 в пользу во-
енных спортсменов.

В ближайшие дни в гарнизонах состоят:
ся массовые спортивные соревнования 10
лыжам, конькам, хоккею.

Мотокросс на 50 километров
ТБИЛИСИ, 10 декабря. (По телегрефу от

стоялся 50-километровый мотокросе из
первенство Грузин 1945 года. В состязаниях
приняли участие мотоциклисты тбилисско-
го гарнизона, .

Трасса гонки проходила по сильно пере
сеченной местности. В упорной борьбе в ка
тегории машин до пятисот кубических саня
тиметров звание чемпиона Грузни выиграл
гвардин рядовой Крылов.

Гвардии лейтенант Андрюхин занял вто“
рое место з разряде тяжелых машин,

наш. корр.). В районе селения Дигоми 0

} Ney,

omg

ling
Hoan

tin;
Naka}
о
сам
Herp,
ag

‘ey