зумевается повешение. Повешение не дол-

‚ство за время с 1! апре

14 денабря 1945 г., пятница. № 292 (5280).

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 12 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (TACC).- Ha
о we щил о том, что он добился соглашения ©

абря   Гиммлером Г
продолжалось выступление представителв  ных ae Si аа
американского обвинения Додда, посвя-   ности. Гиммлер будет, доставлять ему от
щенное эксплоатации иностранной рабочей  30 до 40 тысяч человек в месян. Имеются
силы в Германни, зверскому обращению ¢ сведения, заявил Шпеер, как распрелелены
военнопленными, а также анализу ответ-   русские военнопленные. Военная промыш-
ственности подсудимых Геринга, Розенбер-   ленность получила всего 30 проц. «Я все-
га Кейтеля, Заукеля, Шпеера за наруше- гда жаловался на это». На этом же cone.
ние международного права и за соверше-   щании выступали Заукель и Мильх из ми-

ние упомянутых преступлений против че- нистерства авиации. Заукель говорил о
ловечности. необходимости использовать в военной
Обвинитель доказывает, что зверское об- промышленности военнопленных. Мильх

щение с иностранными рабочими состав-   заявил, что представители министерства

ляло неот’емлемый элемент фашистской   авиации специально испрашивают приказ о
политики. 6 марта 1941 года германские   том, чтобы определенное число военно-
зласти в Бадене издали секретную дирек- пленных было направлено на артиллерий-
тиву, посвященную вопросу об обращений   ские заводы. Гитлер и Кейтель отдавали
с сельскохозяйственными рабочими поль-  приказы об использовании военнопленных
ской национальности. В этой директиве го-  на работах по возведению военных укре-
ворится, что на основе переговоров © выс:  плений,
шими офицерами СС и полиции были уста-  Обвинитель пред’явил Трибуналу `доку-
вовлены правила обращения © иностранны-   мент, подписанный Гитлером и Кейтелем,
ин рабочими. В этих правилах говорится:  в котором говорится об использовании на
«В основе сельскохозяйственные рабочие   фортификационных - работах побережья во-
ПОЛЬСКОЙ национальности не имеют права   еннопленных.
подавать какие-либо жалобы, и никакие Далее обвинитель пред’являет Трибуналу
их жалобы не могут приниматься офици- ряд  фотодокументов, свидетельствующих
альными инстанциями. Польские сельско- о том, что военнопленные были использо-
хозяйственные рабочие не имеют права ваны на военных работах, что противоре-
покидать мест своего пребывания и мест чит статье шестой. Гаагской конвенции
своей работы. Им запрещается пользова-   1907 года.
нне велосипедами. Посещение ими церквей  На работах в военной промышленности
вне зависимости от их вероисповедания   использовались и французские военноплен-
строжайше воспрещается. Им также за- ные. Обвинитель цитирует документ гер-
прещается посещение театров, кино и дру-   манского министра труда, датированный
тих культурных учреждений... Им запре- 14 августа 1941 года, в котором говорит-
пается собираться вместе как на фермах,   ся: «По личному приказу рейхсмаршала
ки в их жилищах. Они не имеют права   Геринга необходимо передать авиационной
пользоваться железными дорогами, автобу-   промышленности 100 тысяч французских
сами или другими средствами передвиже-   военнопленных из числа не занятых до
ня. Покидать деревню им разрешается  сих пор в военной промышленности. Нелдо-
чолько в отдельных исключительных слу-   статок в рабочей силе, который образуется
чаях с разрешения высших властей. Их благодаря этому, необходимо возместить за
рабочее время He ограничено. Каждый   счет советских военнопленных. Перевод
предприниматель имеет право наказать   упомянутых французских военнопленных
польского рабочего, если он не выполняет   необходимо закончить до 1 октября».
инструкции». 31 октября 1941 года начальник штаба
7 мая 1942 года гитлеровский генераль-   верховного командования германских во-
ный уполномоченный по мобилизации рабо-   оруженных сил Кейтель издал специаль-
й силы ФЗаукель издал специальную   ный приказ, в котором говорится: «Фюрер
` инструкцию об обращении с так называе- издал приказ об использовании русских
мыми восточными рабочими. В этой инст-   военнопленных в больших масштабах в
рукции в разделе «свободное время» го-  военной промышленности». В этом приказе
ворнтся: «Не может быть и речи о сво-   подробно перечисляются отрасли военной
бодном времени. Домашние работницы <© промышленности, в которых должны быть
Востока, как правило, могут покидать дом   использованы советские военнопленные, а
только для выполнения поручений. Им за-   также даются указания об отборе из числа
прещено посещать рестораны, кинотеатры   военнопленных квалифицированных рабо-
или другие подобного рода учреждения.   чих. :
Им запрещается посещать церкви. В Tex] Заключенные концентрационных лагерей
случаях, когда им разрешается покидать   также применялись в качестве рабочей
до, они должны иметь < собой свою ра- силы в военной промышленности. 30 апре-
бочую карточку. В награду за хорошую ра- ля 1942 года начальник главного экономи-
Gory HM можно позволять проводить один   ческого департамента гестапо доносил
раз в неделю три часа вне дома». Гиммлеру: «Война принесла заметные изме-
Одной из основных целей массового вы-   нения в структуре концентрационных лаге-
воза рабочей силы было обеспечение ра- рей и изменила их обязанности. Главной
бочей силой германской военной промыш-   целью является теперь использование за-
ленности. В нарушение Гаагской конвен:   ключенных в целях успешного ведения
ции гитлеровцы использовали в военной   войны». Далее этот гестаповец доносит,
промышленности труд не только насильст-  что он собрал на совещание инспекторов
внно вывезенных советских мужчин и  концентрационных лагерей и, комендайтов
жёнщин, но и военнопленных, `В отноше-   лагерей в течение 23 и 24 апреля 1942
нии этих вфениопленных гитлеровцы также“ года, инструктировал.их. по ‘вопросу ~O TOM,
применяли зверские способы ‘обращения,  как` использовать труд заключенных в
хоторые в результате приводили к их пол-   концентрационных лагерях в интересах во-
ному истощению и массовой смертности.   енной промышленности. Он издал специаль-
(аи шеф гестапо и начальник СС Гиммлер   ный приказ по этому вопросу, в котором
устанавливая правила обращения © ‹овет- говорится, что. только комендант лагеря
CKIMH людьми на германской каторге. Об-   является ответственным за использование
зинитель Додд цитирует циркуляр Гиммле-   рабочей силы. «Это использование, — TO-
pa, датированный 20 февраля 1942 года, в   ворится в приказе, — должно быть В
котором имеется специальный  раздел  истинном значении этого слова истощаю-
«Борьба против нарушений дисциплины».   щим, ‘чтобы добиться Е ea hee
В этом разделе говорится: производительности труда. е должн
‹В соответствии с общими положениями,  быть никакого ограничения их рабочего
оеделяющими обращение с восточными   времени, Их рабочее время устанавливает
рбочими и советскими военнопленными, не-   комендант лагеря. Время, необходимое ine
обходимо поддерживать на местах их ра-  питания, должно быть сокращено до Mae
ты и в их жилищах строжайшую дис-   мума. Перерывы в работе должны ee
циплину. Нарушения seen включая  диться только на короткое время A
отказ или увиливание от работы, должны   еды».
А Аи 16 Ая госу- 18 сентября 1942 года между и
дарственной тайной полиции. Даже малей-  и министром юстиции состоялось ore
щий случай нарушения дисциплины должен  альное соглашение, по которому евреи, т
быть немедленно установлен начальником   ляки, Цыгане, русские и а
охраны, согласно имеющимся инструкциям.   должны были судиться больше о ao :
Для того, чтобы подавить всякое сопроти- ными судами за <вои «преступлен Aa
зление, охране разрешается использовать   должны были о ЕВ
против этих рабочих физическую силу. Об   ние рейхсфюрера . sist es
Stax фактах нужно доводить до сведения   говорится © TOM, что т oon ae
самих рабочих. В тех серьезных случяях   ные элементы необходимо пр а
нарушения дисциплины, Когда такие меры ботах до полного истощения, и oe it
будут недостаточны, вмешаться должна го-   смерти». В телефонном а ae
сударственная полиция, применяя все cree wre пей о О
тва, находящиеся в ее распоряжении. - —- 2 Si
ответственно этому она должна Raney Te: ню ae Fs
как правило, весьма строго, передавая ва; — ти онавней си Варма.
ушимпих правила в концентрационный   срочно должен быть д
лагерь или а их специальному об-   вию один СВ а
ращению. Перевод в концентрационный ла-  этой gerne Jae и ante tee
терь должен совершаться обычным <посо- требует, чтобы,

ялось пять тысяч рабочих,
Gow. бращением подра-  дневно отправл :
lech omens Tee 3 а начиная © ! апреля — десять тысяч ра

в непосредственной   бочих. Заукель специально т И
Однако известное ко- этому вопросу к р
й тер- Кейтелю и подчеркнул, что на вс 7 у
пове-   пированных территориях должны ыть
быть  применены известные меры насилия для
того, чтобы выполнить эту задачу.

Для того, чтобы доказать участие обви-

жно производиться
близости от лагеря.
личество рабочих со старой русско
ритории должно присутствовать при
щении. В таком случае они должны
специально предупреждены об обстоятель-

$ а-
ствах. которые привели к такому наказ т
нию. В НЫ случаях, когда имеются няемого Шлпеера в осущес

орабощение
для этого специальные причины, повешение   этих ns Mae cane & eo Sure
aK амого ла-  иност J :
ttbai О обращение < ней, обвинитель Додд заяв
ь итировать про-
Обвинитель специально подчеркивает, что   ляет, что и Са : OE cise a
Обвиняемый Заукель, назначенный специ- токол до В ropa & Heopatepres H этбы
альным декретом Гитлера от 21 марта 18 октября Tarbes к ав
1942 года’ генеральным уполномоченным   месте ЕР т Bj saci Stk:
по мобилизации рабочей силы, несет боль:   нителя и mae si Se niger
ШуЮ ответственность .за aBepcKoe OOpallle-   CKOrO 5 Ses але
ше с советскими и другими иностранными   обнаружило ee Е
рабочими. Ho обвиняемый Заукель был Е i и en a.
re- ;
Подчинён этим же декретом Гитлера а
AAGREKY. ynbonawonelaoe по выполне: кумент не vont ЕК а
ННЮ четырехлетнего плана Геринту. Обви- ве Ce д ее Е
нитель цитирует соответствующие места тель as Scere somes ие
приказа Гитлера и приобщает этот приказ ee ны евыны о Вона:
казательства   ку :
mise Нал 7 та?» Обвинитель Додд ЕАН a
НЫЕ о Заукель написал   пня тому назад». НЙ oleae.
итлеру raed B котором говорится: «По- р iy Е
eat а   ро ь
У оей деятельности H i ae
bone Fae anes уполномоченного по имеет какие ane ts veer. eae
wos PARSE ome ence Se apne fice Gao замечания.
gy ско ное хозяй-   представ }
щить вам, что маня о   Обвинитель цитирует следующее ean
этого ` ‘года  получило  из протокола допроса еее ие
иностранных рабочих. Эти  «Вопрос следователя:

распреде THIOTC р. р И
я среди юездкой В Авст ию не можете JF вы
го военного сказать, не было ли целью вашей поездки

до 31 марта
3.538.056 новых
3.638.056 рабочих

; i KO
следующих отраслей германс й —_  организация концентрационных

Г . вооружений ор ные
НЫ Е et другие   вблизи фабрик с тем, чтобы заключен

1.568.801...». (Далее пере
отрасли промышленности,
не цитировал, поскольку
лишь доказать нарушение
фашистами международного права).

нтрационных лагерей могли быть все-

ь   конце
чего обвинител зованы на работе на этих фаб-

его целью было гда исполь

и   риках?». .
аа Ответ: «Это должно было быть в 1943

или в 1944 годах. Я не помню точно. Я

ое рн: авиа постараюсь вспомнить. Фактом является

аль : д

Bom бюро АЕ рабочей силы  то, что мы стремились и
ние, посвященное вопроса* бывший ми-   заключенных концентрационных  лагер

На этом совещании выступил на фабриках и организовать небольшие

, й с00б-
нистр вооружений Шиеер, который

концентрационные лагери вблизи фабрик
для того, чтобы использовать рабочую
силу этих лагерей. Но это не связано
только © этой поездкой».

Обвинитель также пред’являет протокол
допроса Розенберга, состоявшегося 6 OK-
тября 1945 года. Во время ‘этого допроса
Розенберг пытался показать, что он стоял
за более мягкие методы вербовки рабочих
на территории Советского Союза, однако
он признал, что он получил как министр
восточных оккупированных территорий от

Заукеля точные задания и нормы вербовки
рабочей силы. Предусмотренное этими нор-
мами количество рабочей силы, которая
должна была вербоваться на восточных
территориях, могло быть доставлено на
территорию Германии только силой. И это
Розенберг вынужден был на допросе при-
знать. Он также признал, что он не имел
каких-либо разногласий с Заукелем или с
Гитлером по вопросам, связанным < на:
сильственным вывозом советских рабочих
в Германию.

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 13 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 13 декабря. (ТАСС).
13 декабря на утреннем заседании Трибу-
нала обвинитель Додд снова возвращается
к вопросу об иностранной рабочей силе, ко-
торую фашистские заговорщики в наруше-
ние международных норм и конвенций ис-

‚  пользовали на немецких военных предприя-

THAX, Ha постройке фортификаций и в
сельском хозяйстве. Ссылаясь на показа-
ния гитлеровского уполномоченного по

использованию рабочей силы подсудимого  ,

Заукеля, а также на многочисленные доку-
менты, захваченные в архивах германского
министерства вооружений, обвинитель до-
казывает, что подсудимые — бывший ми-
нистр вооружений Шпеер, бывший гитле-
ровский наместник в Голландии Зейсс-
Инкварт и гитлеровский сатрап в Польше
Франк — принимали ‘активное участие в
создании современного рабовладения, Зау-
кель признал, что Зейсс-Инкварт по его
указанию принудительно посылал из Гол-
ландии рабочих для германской военной
промышленности.

Как выясняется из многочисленных до-
кументов (переписка Заукеля < Гитлером,
Шпеером, Ламмерсом и др., отчеты кон-
ференций так называемого «Экономическо-
го планового бюро», письменные показания
подсудимых Заукеля и Шпеера), пюдсуди-
мый Шпеер был одним из инициаторов
принудительной отправки рабочей силы из
оккупированных стран в Германию. Шпеер
неоднократно требовал от Заукеля при-
сылки иностранных рабочих, хорошо зная,
что эти рабочие могут быть доставлены
в Германию только насильственными сред-
ствами.

Впрочем, все фашистские главари хоро-
шо знали об этом. Обвинитель оглашает
запись состоявшейся 4 января 1944 года
в ставке Гитлера конференции по вопросу
о рабочей силе. Запись сделана министром
Ламмерсом. Излагая доклад Заукеля, Лам-
мерс указывает, что Заукель гарантировал
доставку рабочих рук при условии усиле-
ния принудительных мер. Гиммлер немел-
ленно обещал усилить помощь, оказывае-
мую отрядами СС «вербовщикам рабочей
силы». На этой конференции Шпеер по-
требовал предоставить ему для военной
промышленности и дия организации Тодта
дополнительно 1.300 тыс. иностранных ра-
бочих. При этом Шпеер предупредил, что-
бы «вербовщики» Заукеля не пытались
«вербовать» рабочих, занятых на военных
заводах оккупированных стран. Гитлер под-
держал Шпеера, предложив Заукелю до-
стать необходимые рабочие руки любыми
средствами. Резюмируя итоги конференции,
Ламмерс записал: «Уполномоченный 110
использованию рабочей силы должен до-
быть по меньшей мере четыре миллиона
новых рабочих с оккупированных террито-
рий».

Источники рабочей силы постепенно
исчерпывались. Несмотря на многочислен-
ные и настоятельные требования Шпеера,
Заукель не мог удовлетворить быстро ра-
стущего спроса на рабочие руки. Основной
причиной постоянной убыли рабочей силы
было то, что Шшеер приказывал давать
иностранным рабочим такую нагрузку, при
которой они через несколько. месяцев вы-
ходили из строя. Лишенные элементарных
условий человеческой жизни, иностранные
рабочие вымирали в трудовых лагерях, ко-
торые ничем не отличались от концентра-
ционных лагерей, Иностранные рабочие не
получали даже минимума продовольствия,
необходимого для поддержания существо-
вания, были лишены одежды и нормаль-
ных жилищных условий. Это приводило к
массовым болезням и большой смертности.
Подсудимый Шпеер хорошо знал об усло-
виях, в которых находились иностранные
рабочие, Обвинитель доказывает, что
Шрпееру хорошо были известны не только
условия рабочих лагерей, но и условия
концентрационных лагерей, поскольку он
неоднократно посещал и те и другие.
Сходство этих двух типов лагерей не за-
ставило Шпеера позаботиться об улучше-
нии условий жизни иностранных рабочих.
Он продолжал требовать присылки новых
и новых партий рабочих, особенно из во-
сточных оккупированных районов, От ди-
ректоров военных заводов и от начальни-
ков рабочих батальонов, работавших на
постройке укреплений, Шпеер требовал
выжать из иностранных рабочих всё, что
можно, не останавливаясь ни перед какими
средствами.

По предложению Шиеера Заукель по-
слал на военные предприятия несколько
десятков тысяч военнопленных. Показа-
ниями свидетелей обвинитель разоблачает
поистине варварские условия, в которые
были поставлены эти военнопленные. Гит-
леровские  надсмотрщики, вооруженные
палками или резиновыми дубинками, изби-
вали военнопленных до смерти при малей-
шей «провинности». (Самым частым пово-
дом для избиения была попытка голодных
военнопленных добыть себе кусок хлеба
или хотя бы сырую картошку.

Обвинитель Додд указывает, что подсу-
димый Шпеер, так же как и Заукель, ви-
новен в зверском обращении < иностран-
ными рабочими, в преднамеренном создании
для них таких условий, в результате ко-
торых многие десятки тысяч иностранных
рабочих умерли от истощения и массовых
болезней.

После десятиминутного перерыва обви-
нитель Додд представляет Трибуналу до-
кументы об использовании фашистами кон-
центрационных лагерей. Обвинитель заяв-
ляет, что концлагери в Германии были
одним из инструментов гитлеровского ре-
жима, < помощью которого гитлеровцы
укрепляли свою власть и навязывали не-
мецкому народу свою идеологию. Конден-
трационные лагери были также одвим из
основных орудий, которые использовались
гитлеровскими заговорщиками для соверше-
ния преступлений против народов союзных
стран. Жертвы фашизма находились в за-
ключении без суда и без всякого указания

лагерей  сроков заключения.

После того, как Гитлер стал каниле-
ром, говорит обвинитель, фашистские за-
говорщики чрезвычайным декретом от
28 февраля 1933 года уничтожили граж-

ланскую свободу. Этот декрет давал
право так называемого  превентивного
заключения, право гестапо арестовызать

в держать в заключении людей без су-
дебного расследования. Обвинитель при-
водит один из типичных приказов о пре-

«На основании
президента империи
об охраве народа и государства от 28
февраля 1933 года, вы подзергаетесь
превентивному заключению в интересах
общественной безопасности и порядка.
Причина: подозрение в деятельности, на-
правленной против государства». — Обра-
щает насебя внимание, что в этом приказе
ничего не говорится о сроках заключения.

Ссылаясь на письменное показание
свидетеля Герхарда Сигар, обвинитель
утверждает, что гитлеровцы еще до при-
хода к власти рассматривали концлагери
как средство разгрома оппозиционных эле-
ментов. В декабре 1932 года Фрик во вре-
мя одной из бесед c Герхардом Сигар
предупредил его; «Когда мы будем у вла-
сти, мы всех вас посадим в концлагери».
Как известно, заявляет свидетель, когда
фашисты захватили власть и’ Фрик был
назначен министром внутренних дел, он в
сотрудничестве с Герингом и Гиммлером
выполнил свою угрозу.

Обвинитель приводит еще один доку:
мент, в котором содержится высказывание
Фрика на эту же тему, относящееся к ок-
тябрю 1932 года. Фрик тогда заявил: «Мы
полны решимости осуществить силой то,
что мы проповедуем; так же как Муссоли-
ни уничтожил марксистов в Италии, так и
мы должны достичь этой цели путем дик-
таторства и террора». Гитлеровцы заклю-
чали в концлагери также деятелей пани-
фистского движения и профсоюзов.

Далее обвинитель доказывает, что конц-
лагери были одним из орудий расправы с
еврейским населением.

После развязывания агрессии гитлеров-
цы перенесли всю систему террора на
оккупированные страны. Обвинитель со-
общает Трибуналу о трагической судьбе
польских и венгерских евреев, а также
евреев других оккупированных стран. При
этом он указывает, что трудоспособная
часть еврейского населения из оккупи-
рованных территорий направлялась на ра-
боту, а нетрудоспособная часть — в ла-
гери уничтожения. В качестве одного из
доказательств Додд  пред’являет Трибу-
налу письменное показание доктора Ру-
дольфа Кастнера, бывшего сотрудника
зенгерской организации сионистов. В
этом показании говорится, что в марте
1944 года в Будапешт прибыла специаль-
вые отряды германской тайной полиции,
единственной целью которых была лик-
видация венгерских евреев. Коменданты
лагерей смерти, куда поступали эшело-
ны евреев, эвакуируемых из Будапешта,
отправляли пассажиров этих поездов. в
газовые камеры. Как яркий пример этого,
обвинитель называет лагерь уничтожения
в Освенциме, где в отношении евреев
применялись следующие правила: дети
до 12 лет и старики свыше 50 лет, а
Также больные немедленно после прибы-
THA отправлялись в газовые камеры. Та-
ким же образом поступали с теми, кто
по внешнему виду не был способен к
работе.

Додд приводит далее выдержки из досье
25 лиц, арестованных в Люксембурге для
заключения в концлагери, и сообщает,
какие обвинения против них были выдвину-
ты. Арестованный Онкер: «Обвиняется как
родственник дезертира. Следует ожидать,
что если он не будет заключен под стра-
жу, то будет наносить ущерб интересам
Германии. Заключение: лагерь в Заксен:
хаузене». Арестованный Егер: ‚«Родствен-
ник дезертира. Следует ожидать, что оп
будет использовать каждый случай для
нанесения ущерба Германии. Заключение:
лагерь в Заксенхаузене».

В качестве доказательства
ния военнопленных в концлагери обви-
нитель приводит выдержку из офици-
ального доклада об обследовании концла-
геря в Шлоссенбурге штабом 3-й амери-
канской армии 21 июня 1945 года. В этом
докладе говорится, что в 1941 году был
создан новый корпус в лагере Шлоссен-
бург, рассчитанный на две тысячи совет-
ских пленных. Из этих двух тысяч плен-
ных выжило только 102 человека. Далее
в этом документе указывается, что среди
жертв Шлоссенбурга были советские гра-
жданские лица и военнопленные, а также
итальянцы, бельгийцы, поляки, чехи, вен-
гры, англичане и американские военноплен-
ные. Составить список жертв этого лагеря
не было возможным, так как с момента
его основания в 1938 году, до момента
освобождения, как полагают, умерло свы-
ше 29 тысяч заключенных.

Военнопленных, пытавшихся бежать, по-
сылали в концлагерь, созданный специ-
ально для уничтожения людей. Одним из
таких лагерей был лагерь в Маутхаузене.

По мере развития агрессивной войны
гитлеровцы создавали густую сеть конц-
лагерей по всей Европе. В ‹<вязи © этим
обвинитель представляет суду доклад о
местонахождении концлагерей, подписан-
ный генералом СС Пюлем. В этом докладе,
между прочим, говорится: «В начале вой-
ны существовали следующие концентраци-
онные лагери: а) Дахау, 6) Заксенхаузен,
в) Бухенвальд, г) Маутхаузен, д) Шлос-
сенбург, е) Равенсбрук. В период с 1940
по 1942 год было создано еще девять ла-
герей».

Обвинитель демонстрирует Трибуналу
большую карту, на которой показано pa3-
мещение концлагерей в Европе. Большин-
ство ‘этих лагерей находится внутри гра-
ниц самой Германии. Каждый из больших
лагерей, в свою очередь, окружен группой
филиалов.

В заключение обвинитель привлекает
внимание Трибунала к тому, каким изде-
вательствам подвергались заключенные в
этих лагерях. Он говорит: «Условия, ко-
торые существовали в этих концлагерях,
имели прямое отношение к целям, кото-
рые нацистские заговорщики хотели до-
стичь использованием этих лагерей». Он
напоминает о пред’явленных Трибуналу
фильмах, в которых показаны последствия
заточения в ‘германских концлагерях,
горы, трупов замученных или уничтожен-
вых Ни В чем не повинных людей, а также
погибших от истощения и непосильного
труда. Несколько кадров из этих фильмов
помещены рядом с картой. размещения
концлагерей.

На этом заканчивается утреннее заседла-
ние 13 декабря.

вентивном заключении:
статьи 1-й декрета

заключе-

ИЗ ЗАЛ

А СУДА

Книга смерти

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

06 этом невозможно писать спокойно.
Это надо видеть, чтобы осознать, поверить
в возможность таких злодеяний. Самая
лютая, извращенная фантазия не может
создать подобного. Вот карта Термании.
Она висит на стене, обрамленная фотогра-
фиями полусожженных трупов. адеких
печей и незахрытых могил. Это диелока-
ния преступлений, карта, на которой ба-
гровыми пятнами обозначены  концлаге-
ри— зловещая сыпь, нацистская экзема,
из’язвившая Европу.

Разве расскажешь о каждом лагере, о
каждой из миллионов человеческих тра-
тедий? Но здесь, в зале Трибунала, особен-
но ярко освещенном сегодня, словно для
того, чтобы весь мир увидел этот кошмар,
присутствуют обитатели (вернее то, что
осталось от обитателей) только  олного
из 200 германских лагерей смерти.

Ето они, эти посмертные свидетели?
06 одном мы знаем только то, что он
поляк. Гитлеровцы повесили его, повеси-
ли и препарировали отрезанную голову.
Зачем? Чтобы иметь сувенир войны... 0
втором известно еще меньше. Может быть,
это был  краснофлотец-балтиеп. русский
моряк торгового флота или француз,
голландец. Нацисты содрали © него ко-
жу. Она была нарядна, татуировка пок-
рывала всю спину. Ее содрали для аба-
жура в будуаре жены штандартфюрера.

Это совершилось в лагере Бухенвальд,
неподалеку от Веймара, города, в кото-
ром жил Гете. Всем заключенным, имевшии
татуировку, приказали явиться в больни-
цу. Их не осматривали врачи, на них
глядели «знатоки искусства», глядели и
одобряли. Потом,—мы даже знаем имя
гаденыша,—Карл Бейс взял шириц и еде-
лал уколы. Люди © татуировкой были
убиты. Нацисты не только воровали из
тгаллерей картины Рембрандта, Рафаэля.
Их интересовала и художественная тату-
ировка. Они сдирали ее © людей, выкрал-
вали нужные куски, и скорняки шили
из человеческой кожи абажуры, делали
портсигары. Тот пергамент, который из-
готовлен из кожи человека и пред’явлен
теперь Трибуналу как вещественное до-
казательство, предназначался жене штан-
дартфюрера Бухенвальлекогое латеря ист-
ребления.

Голова молодого поляка, сеохшаяся ни
страшная, кусок татуированной кожи со
спины убитого заключенного покоятся на
столе в зале суда под белым полотнищем-
саваном. На заседании Междунарохного Во-
евного Трибунала человечество отдает
последний долг замученным братьям, по-
следний долг жертвам напизма. И долг
этот означает — BO имя  справедли-
вости сурово покарать чудовищных злодё-
ев, которые сидят здесь на скамье под-
судимых!

0бвинитель пред’являет еще один доку-
мент. Сами немцы назвали его «тодтбух»
— книга смерти. Не одну, & 7 томов, 7
гросебухов, в которых занесены фамилии
и имена замученных. Нацистские счето-
веды добросовестно вели эти «тодтбухи»
на протяжении шести лет. Записи обор-
вались только в 1945 году. Последняя 3a-
Nuch числится под номером 35318.
Столько человек было истреблено только
в одном «рабочем лагере» Маутхаузен.

Палачи были предельно аккуратны,
Они записывали не только даты, но ча-
сы и минуты смерти своих жертв. Вот”
одна из страниц. 19 марта 1945 года. С
четверти второго дня до двух часов ночи
умерло 203 человека — это за 12 часов
45 минут! В графе «Причины» —стандарт-
ная фраза: сердечное заболевание. Но
истинная причина раскрывается блатода-
ря одной характерной подробности. Люди
умирали строго по алфавиту: первым по-
гиб Анкерман и последним в 9 часа но-
чи — Цинтер. Естественная смерть ве
могла так, минута за минутой, выбирать
свои жертвы, На страницах 234 и 235—
фамилии и имена двухсот восьми русских
военнопленных, Их начали истреблять ут-
ром — в четверть десятого.

В ближайшую неделю заседания Меж-
дународного Военного Трибунала бущут
прерваны на рождественские казикулы.
Преступники будут проводить их в оди-
ночных камерах нюрнбергокой тюрьмы. А
всего год назал 13 пленных  америкая-
ских солдат-парашютнетов ветретили пер-
вый день рождества на виселине. 25 ле-
кабря 1944 года всех заключенных конп-
лагеря согнали в олно место. ‘Нацисты
устраивали «елку». Блистая украшения-
MH, она стояла около виселицы © 13 пе-
рекладинами. Люди сходили в ума, седе-
ли от этого зрелища. И, может быть. Te,
кто лишился рассудка, были в лучшем по-
ложении, чем остальные. Они умерли поз-
же, потому что, помимо повешенных аме-
риканцев, умерли все присутствовавшие
на  вакханалии  осатаневших дикарей.
Быть может, им легче было умереть, по-
теряв рассудок. В концлагерях люди ча-
сто искали выхода в смерти. Легче было
погибнуть, чем переносить пытки, чем
жить в лагере смерти и медленно угасать.

Мы рассказали <еголня только о двух
концлагерях гитлеровской Геоманни. Пов-
торяем — их было свыше 200.

Что принесут нам слелующие лни? Ка-
жется, уже достигнут предел, но никакие
сулебные заселания, сколько бы они ви
длились, не могут вместить лаже простой
перечень преступлений, совершенных гит-
теровскими глазарями,

Юр. КОРОЛЬНОВ.

НЮРНБЕРГ, 13 декабря. (По телефону).

Нозые трюки фашистской пропаганды

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАСС). В из-
дающейся в Нюрнберге американской га-
зетё «Нейе Цейтунг» на-днях было помеше-
но так называемое интервью Геринга, кото-
рое он дал через своего адвоката предста-
вителю агентства Ассошиэйтед Пресс и в
котором этот главарь гитлеровской шайки
с циничной развязностью восхваляет фа-
шизм аи гитлеровский режим.

По полученным здесь сведениям, глав-
ный обвинитель от Советского Союза тов.
Руденко` на заседании Комитета Обвини-
телей заявил сегодня по этому поводу
протест, в котором указал на недо
пустимость такого положения, когда под-
судимым дается уже не первый раз возмож-

пропаганды печать, выходящую в амери-
канской зоне оккупации Германии для не-
мецкого населения.

В своем протесте тов. Руденко указал
также на необходимость устранить такие
недопустимые явления и установить такой
режим содержания обвиняемых, при кото-
ром для них была бы исключена в даль-
нейшем всякая возможность. передавать в
газеты различные заявления, интервью и
т шв

Но имеющимся сведениям, Комитет Об-
винителей согласился с протестом тов. Py-
денко и передал его на рассмотрение Три-
бунала, решение которого по этому вопро-

ность использовать в целях фашистской су ожидается в пятницу.

re ==

Газета „Рахбар“ о положении в Южном Иране

ТЕГЕРАН, 9 декабря. (ТАСС). Газета
«Рахбар» напечатала б декабря статью
Афифи, редактора газёты «Соруш», издаю-
щейся в Ширазе и неоднократно закры-
вавшейся местными властями за разоблачи-
тельные статьи о политике иностранных
представителей на юге Ирана. В этой
статье, которая посвящена положению в
Южном Иране, говорится, что провинция
Фарс скорее похожа на туземное княже-
ство Индии, чем на провинцию самостоя-
тельного государства. Афифи описывает
исключительно тяжелое положение кре-
стьянства на юге Ирана, где царят ни-

щета и голод. Далее автор сообщает о
том, что на юге Ирана происходит систе-
матическое вооружение племен. Связанные
< иностранцами представители местных
властей добиваются отпуска в руки от-
дельных главарей племен больших партий
сахара в счет нормы, полагающейся по
карточной системе. Затем этот сахар про-
дается по спекулятивным ценам на базаре,
а на вырученные деньги покупается ору-
жие — винтовки системы «Брно», доста-
вляемые из Тегерана, и  десятизарядные
английские винтовки, поступающие через
Персидский залив.

АНГЛО-ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ О ЛЕВАНТЕ

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, министр  иност-
ранных дел Бевин сообщил сегодня в па-
лате общин, что Англия достигла с фран-

цузским правительством соглашения по
вопросу об отводе французских и англий-
ских войск из района Леванта (Сирия и
Ливан).

Затем Бевин зачитал изложение заявле-

ния, в котором указывается, что оба пра-
вительства совместно решили изучить ус-
ловия для методической перегруппировки и
отвода вооруженных сил из Сирии и Лива-
на. Английские и французские. военные эк-
сперты встретятся с этой целью в Бейру-
те 21 декабря 1945 года. Одна из основ-
ных их задач будет заключаться в уста-
новлении весьма скорой даты для первых
мероприятий по эвакуации,

Заявление делегации ЭАМ в Лондоне по поводу
действий греческого правительства

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Делега-
ция ЭАМ в Лондоне опубликовала заяв-
ление, в котором говорится, что она
серьезно обеспокоена тем, как греческое
правительство представляет «амнистию»,
которая на деле «не является амнистией».
В заявлении говорится далее, что в связи
с вопросом об амнистии в греческом пра-
вительстве возникли серьезные расхожде-
ния. Некоторые члены правительства счи-
тают условия нынешней амнистии фарсом,
а министры Софианопулос и Карталис гро-
зят уйти в отставку. Разногласия были
вызваны заявлением министра юстиции ©
том, что на тех, кто во время оккупации
казнил предателей, амнистия не распро-
страняется. Амнистия также не распростра-
няется на тех, кто обвиняется в «убий-
стве». Но в течение последних 8 месяцев
квислинговские элементы и монархисты

приписывают обвинения в «убийстве» фак-
тически всем заключенным членам движе-
ния сопротивления. Таким образом, факти-
чески это делает амнистию почти недей-
ствительной в отношении заключенных
членов движения сопротивления.

Греческие демократы, говорится в заяв-
лении, не могут быть удовлетворены по-
добными мерами, которые являются отка-
зом от всех обещаний, данных министрами
нынешнего правительства до их вступле-
ния на министерские посты. Такое отно-
шение греческого правительства к пробле-
ме амнистии, удовлетворительное разреше-
ние которой является основным условием
проведения честных выборов, уничтожает
надежды, возникшие у греческой демокра-
тии, после недавней смены правительства
в Афинах, и создает серьезное положение
в Греции.

СООБЩЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО АГЕНТСТВА О ПЕРЕДАЧЕ
ИСПАНИЕЙ ГЕРМАНСКОГО ЗОЛОТА АНГЛИИ И США

НЬЮ-ЙОРК, 12 декабря. (ТАСС).

Как  Англии, действующим в качестве доверен- -

сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс из ных лиц комиссии по репарациям. Это зо-
Мадрида, Испания передала золото на сум-  лото прежде принадлежало германскому

му 1.120.000 долларов посольствам СШ

и  правительству.