КРАСНАЯ

С‘езд Польской рабочей партии

Доклад зенеральною секретаря Гомулка

В Варшаве происходит сейчас открыв-
шийся 6 декабря с’езд Польской рабочей
партии (ППР).

Оффициоз польского правительства, га-
зета «Речь Посполита» опубликовала 8 де-
кабря изложение политического отчета, с
которым выступил на этом с’езде гене-
ральный секретарь ЦК Польской рабочей
партии Гомулка.

Воспроизводим это изложение с некото-
рыми сокращениями:

— Польский народ, — начал Гомулка,—
живет в очень трудных условиях. Война
разрушила наше хозяйство. Нападение гит-
леровцев в сентябре 1939 гола не было
чем-то неожиданным для правительства,
управлявшего в то время страной. Санаци-
онное правительство умышленно и созна-
тельно не информировало польский народ
о немецких намерениях в отношении Поль-

‚ ши, ибо Гитлер и его политическая си-
_ стема были наиболее приемлемы для сана-
- ции и польской реакции. Польский фашизм
возлагал свои большие надежды на при-
ход к власти гитлеризма. Санационное пра-
вительство обсуждало “с гитлерояским пра-
вительством планы совместного польско-
немецкого ` фронта, направленного против
Советского Союза, тщательно скрывая эти
планы от широкой общественности.

Агрессивная позиция Гитлера по отноше-
нию к России была также выражением и
намерений санации, которая  впрягла
Полышу в рыдван гитлеровской политики,
готовя гибель народу и польскому госу-
дарству. Уже в мае 1939 года Гитлер тре-
бовал создания’ экстерриториальной желез-
нодорожной линии и автострады, проходя-
щих через польское Приморье и соединяю-
щих Германию с Восточной Пруссией.

На основании документов, опубликован-
ных в так называемой «Польской Белой
книге», изданной в Париже в 1940 году,
докладчик отмечает, что санационные ди-
пломаты в течение 5 лет подряд обсуж-
дали © гитлеровцами вопрос совместной
борьбы против Советского Союза и что
является ложью, что санационные прави-
тельства проводили якобы политику рав-
новесия между Германией и Советским
Союзом.

Если бы Гитлер согласился © требова-
ниями санации по вопросу эквивалента на
Востоке, санация двинула бы польские ди-
визии против Советского Союза. Вот по-
чему все старания Советского Союза до-
стигнуть соглашения с Польшей в деле
совместного отпора гитлеровской агрессии
неизменно отклонялись санационными пра-
вительствами Польши.

В период немецкой оккупации, говорит
докладчик, самым большим несчастьем для
Польши была политика эмигрантских пра-
вительств. Обанкротившуюся  антисовет-
скую политику Бека реакция подновила
изданием теории о двух врагах Польши —
немцах и Советском Союзе. Бывший вице-
премьер эмигрантского правительства A
«лондонцы», являющиеся теперь членами
ПСЛ, предостерегали против «преждевре-
менного сопротивления». В период сталин-
Градской битвы польские войска были вы-
зедены с советской земли, но этот позор
смыли теперь дивизия Костюшко и Поль-
ское Войско, организованные людьми но-
вой Польши. Ко всему этому следует до-
бавить катыньскую провокацию, которая в
числе гитлеровских провокаций стоит B
одном ряду с поджогом рейхстага. «Позже,
когда ход войны на Востоке изменился,
эмигрантское правительство преобразовало
теорию о двух врагах в тезис о третьей
войне»,

С польской реакцией, говорит Гомулка,
до последнего времени сотрудничал ряд
людей, занимающих в настоящее время
руководящее положение в демократических
партиях. Самые скромные понятия об ос-
новах ответственности требуют того, что-
бы эти люди лали отчет об этом сотруд-
ничестве, выразив свое отношение к допу-
щенным ими ошибкам. В противном слу-
чае трудно было бы не допустить, что они
иными средствами продолжают свою ста-
рую политическую линию.

Касаясь политической линии эмигрант-
ских правительств, докладчик отмечает,
что, охотно сотрудничая со старыми лиде-
рами санации (Соснковский и др.), они от-
клоняли предложения о совместной борь-
бе против немецких оккупантов, исходив-
шие со стороны польской демократии. Еще
в 1943 году, говорит докладчик, ППР
сделала предложение об об’единении Ар-
мии Людовой и Армии Крайовой с тем,
однако, условием, что апрельская санаци-
онная конституция после освобождения
Польши потеряет свою силу. Это предло-
жение было отклонено представителями
эмигрантского правительства, вице-премье-
ром которого в это время был Миколай-
чик. Политическая линия Стронництво Лю-

На. суде
в Хельсинки

Прочитан последний документ из боль-
шо числа документов, дополнительно
пред’явленных суду обвинителем. После
короткой паузы подсудимый, бывший пре-
зилент Финляндии Ристо Рюти начинает
свою длинную, многочасовую защититель-
ную речь. Перед ним толстая кипа бумаги,
где записана эта речь, и он читает лист
за листом монотонно, однообразно, 0ез
веякого выражения. Выглядит Рюти сов-
сем ‘молодо для своих пятидесяти шести
лет: он ерелнего роста, одет в темный
костюм, на ногах лакированные ботинки.
Его глаза на яйцеобразном, лице столь
же безличны, как и голос, и BCe ANNO,
лишенное каких-либо выразительных
черт, какого-либо отчетливого движения,
имеет вил некой бледной,  одутловатой
маски. Одна из местных газет так и наз-
вала его: «Человек-маска».

Глухо и монотонно ззучит голос, и
среди этого сонного,  однообразного жуж-
жания даже Таннер начинает  позевы-

вать и, наконеп, закрывает глаза. Подре-
мывает на балконе и немногочисленная

сегодня публика.

Рюти начинает © тот, что переклады-
вает всю вину © себя на... судьбу. Ви-
новен во всем не он, Рюти, маленький

человек, скромный директор государствен-
ного банка, ставший президентом, a
судьба, ураган истории. Он, Рюти, лишь
песчинка, выполнявшая грозные  предна-
чертания судьбы или, как он говорит,
«природных явлений». Он, Рюти, веег-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6, ул Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К.4-49-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы — К 40070. доб. 31

Г 804588.

дове в отношении Советского Союза в то
время была такой, какой придерживался
весь реакционный лагерь. Докладчик цити-
рует ряд документов, свидетельствующих
о том, что деятели санации’ вместе с
ними деятели Стронництво Людове стре-
мились к отрыву от Советского Союза. С
этой целью громко проповедывались тео-
рии, что немцы якобы перестали являться
главным врагом, ибо они борются за спа-
сение` христианской цивилизации и что
главным врагом является Россия. Эти
идеи провозглашал также в период окку-
пации центральный печатный орган Строн-
ництво Людове «Через борьбу к победе».

Докладчик сопоставляет © этим то, что
пишет и говорит сегодня о себе и о Польске
Стронництво Людове Миколайчик: «Мы ни-
когда не были связаны как в политических
вопросах, так и идеологически и организа-
ционно с реакционерами», и спрашивает,
считает ли он. демократическим положение,
какое занимало руководство Стронництво
Людове в период оккупации. Деятельность
нынешних  руковоцителей ПСЛ в периол
войны и оккупации, заявляет Гомулка, на-
несла немало вреда интересам польского на-
рода. На ПСЛ тяготеет обязанность своей
деятельностью исправить и загладить нане-
сенный вред. ` .

Отмечая разрозненные усилия польских
патриотов, находившихся в период немецкой
оккупации в различных партизанских отря-
дах, боровшихся с захватчиком, докладчик
подчеркивает, что коренным желанием <во-
бодолюбивого польского народа было с0з-
дание такой партии. которая смогла бы ор-
ганизовать борьбу с немецким захватчиком
и обеспечить народу плоды этой победы
после освобождения. Такой партии нё было
после сентябрьского поражения. Такая пар-
тия была организована в лице Польской ра-
бочей партии. По инициативе этой партии,
указывает покладчик, в дальнейшем была
создана Крайова Рада Народова.

Подробно остановившись на вопросах об-
разования Польского Комитета националь-
ного освобождения, борьбе с реакцией, a
также на вопросах восстановления страны и
освоения западных земель, докладчик OCO-
бо подчеркнул окрепшую в борьбе < немец-
кими захватчиками дружбу польского й <о-
ветского народов. «Когда однажды, — гово-
рит Гомулка, — в разговоре со Сталиным
мы подняли вопро? о плате за‘ оружие, по-
лученное Польским Войском от Советского
Союза, он ответил нам: «Кровь нельзя опла-
тить». Нельзя. говорит докладчик, ‘опла-
тить кровь польского солдата, которую он
пролил под Ленино на советской земле, как
ничем нельзя оплатить той крови, какую
пролила Красная Армия на польской земле.
Союзники кровью He торгуют» (бурные
аплодисменты).

Полводя итоги борьбы в период окку.
пации и итоги первых месяцев работы в
послевоенный период, докладчик отмечает
большой вклад, внесенный ППР в дело
восстановления страны и развитие ее де-
мократической государственности. Реакция.
говорит Гомулка, часто нас обвиняет в
стремлениях к монопартийности. «Мы не
хотим монопартийности, — говорит Гомул-
ка—и не стремимся к ней. Мы стремимся
укрепить блок демократических партий,
мы стремимся к ‘дружескому, братскому
сотрудничеству < этими партиями, <тре-
мимся укрепить и упрочить правительст-
венную коалицию?’ Уважая различные
идеологии и программы других партий, мы
в то же время будем защищать политиче-
скую атмосферу, создавшуюся между пар-
тиями, входившими в свое время в состав
ПКНО, мы будем охранять эту атмосферу
от ‘проникновения досентябрьских миаз-
мов, угрожающих превратить демократиче-
ские партии в орудие реакции». Платфор-
мой для соглашения в деле образования
Правительства Национального ° Единства,
говорит Гомулка, являлся манифест ПКНО.
Мы считаем, что важнейшей задачей Пра:
вительства Национального Единства И
блока демократических партий является
мобилизация всего народа на восстановле-
ние страны.

Гомулка отмечает, что серьезной задачей
является обеспечение хлебом рабочего
класса. А это, в свою очередь, означает
необходимость выполнения селом продо-
вольственных поставок. Находятся, однако,
люди, которые выступают против этих по-
ставок. Людей, распространяющих такую
агитацию. нельзя считать организаторами
восстановления разрушенной страны. Их
следует причислить к организаторам анар-
хии. За требование продовольственных по-
ставок, говорит Гомулка, правительство

подверглось атахам со стороны одной ИЗ

партий. Между тем, два министра Прави-
тельства Национального Единства, 3HaB-
шие об этом, не выступили против этой
антиправительственной агитации. Такое от-
ношение нельзя назвать мобилизацией сил
народа на восстановление страны. ППР,
продолжает Гомулка, проводит неустанную

ПАБЕ НИЕ ВЕТ СЕРЕСЕ:

«Маска»

да-де стремился в дружбе с СР и с
другими странами. Выходит так, что не
Рюти и его друзья, а судьба виновна в
том, что Рюти, публикуя бесконечные за-
верения 0 своем стремлении к миру, на
деле годами тайно, упорно, систематичес-
ки готовил войну против нашей стра-
ны. «Судьба» послала в Берлин группу
финских офицеров, которые  совещались
там © гитлеровцами о планах согласован-
ных совместных действий против СССР,

в то время как Рюти липемерно болтал-

о финском нейтралитете. `Гитлер заблаго-
временно уведомил не Рюти, & «судьбу» о
сроке начала немецкого нападения на
Советский (Союз. Не Рюти и его армия, &
«природные явления» вторглиеь одновре-
менно © немцами в нашу страну. «При-
родные явления» предали паши села я
города огню, денно и нощно стреляли по
Ленинграду, готовились задушить этот
город костлявой рукой голюда. Судьба и
природные явления... А он, Рюти, прези-
дент Финляндии, человек, который был
подлинным немецким  атентом в этой
стране, который сделал всё; чтобы Фин-
ляндия пошла по одному пути < Гитле-
ром, который не только систематически и
тайно подготовлял войну, но и всеми ме-

рами препятствовал миру, — он, Рюти,
лишь «скромный деловой человек, финан-
сист, человек кабинета, книги»:

Маска! Под маской этого равнодущного
липа и монотонного вялого голоса, под
маской всех этих фраз об исторических,

Тнпотрафия центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная

кампанию среди трудящихся за повышение
производительности“ труда, газ’ясняет при-
чины сегодняшних трудностей, отдаёт’ на
суд общественности тех, кто выступает
против увеличения продукции, ибо. улуч-
шение быта рабочего класса и трудящихся
зависит от увеличения продукции, а.не. от
уменьшения ее. Агитация против поставок
является не чем иным, как призывом к
крестьянству саботировать восстановление
страны. i

Мы часто слышим со стороны наших
западных союзников, говорят Гомулка,
слова восхишения и удивления ‘по пово-
ду восстановления Варшавы. Это — го-
лоса правильные, но’ Польша нуждается
в помоши, а He _в словах признания,
Между тем до сих пор польскому. пра*
вательству не возврашено национальное
золото, депонированное в иностранных
банках после сентября 1939 года. Требу-
ют, чтобы польский народ не только уп-
латил средства» за содержание эмигрант-
ского ‘правительства, что превышает 100
миллионов долларов. (на_ это
правительство дало свое согласие), но
хотят еще, чтобы мы оплатили . зарплату
офицеров и жалование COAT польской
армии в сумме около четверти миллиар-
да долларов. «Видимо, польские солдаты,—
говорит Гомулка, — еще недостаточно оп-
латили, проливая . свою кровь вместе с
английской армией Единственная помощь,
которую получила Варшава, подчеркивает,
докладчик, была помошь советских ин-
женеров и спецаалистов, которые помог-
ли нам во восстановлении  электростан-
ции, водопровода, канализации и ‘других
работах»,

Далее докладчик переходит к осзеще-
нию положения внутри блока демократи-
ческих партий. Смешны’ ‘и несерьезны!
упреки, говорит” Гомулка, «будто бы мы
хотим вести за руку партии, которые’
имеют за собой . 50-летнюю’ демократиче-
скую. традицию. Мы ‘не хотим вести за
руку никакой ‘партии демократического
блока, однако от каждой партии демо-
кратического блока мы будем требовать,
чтобы она проводила политику соответ-
ственно с линией` этого. блока. А одной
из главных задач. политики демократаче-
ского блока язляется борьба против дея-.
тельности реакции. -

Касаясь будущих выборов, докладчик
отмечает, что стоит на точке зрения еди-
ного’ избирательного блока всех демокра-
тических партий. Такую же‘ точку зрения
заняли ППС, Стронництво Демократичне и
Стронництво Людове. Что касается других
партий демократического блока, TO они
еще не заявили о своей точке зрения в
этом вопросе, но в печати одна из них
недвусмысленно высказалась против ‘изби-
рательного блока. ППР стоит на той тбч-
ке зрения, что демократическая Польша
должна в результате выборов еще более
окрепнуть. Именно для этого нам следует
притти к выборам едиными, а не разби-
вать силы польской демократии.

Касаясь внешней политики, Гомулка
резко осуждает идею западного блока, в
которой кроется не только опасность для
Польши, но и угроза для европейского
мира. Нерушимым каноном нашей полити-
ческой линии в области внешней политики
является опора на польско-советский союз
и дружеские отношения с западными де
жавами.

Основными задачами, стоящими перед
ППР, Гомулка считает: строительство ‘й
рост рядов партии, укрепление единого
фронта рабочего класса и сотрудничество
между ППР и ППС; укрепление союза ра-
бочих и крестьян; последовательную под-
держку политики единства демократиче-
ских сил в демократическом блоке; подго:
товку всех партийных организаций к изби.
рательной кампании ‘в законодательный
сейм под лозунгом единства демократиче-
ского избирательного блока < целью раз-
грома реакции; мобилизацию всех сил на-
рода для воссоединения вновь возвращен-
ных земель со всей Польшей; системати-
ческую работу по повышению  производи-
тельности труда, в частности улучшение
работы’ транспорта; охрану демократиче-
ского правового порядка; борьбу со слу-
жебными злоупотреблениями, воровством и
саботажем; бдительность в отношении чи-
стоты демократического государственного
аппарата, выдвижение наиболее способных
рабочих и крестьян на руководящие посты
в промышленности, хозяйстве, администра-
ции и т. д; заботу исвнимание к Поль-
скому Войску, как к основе внептней безо-
пасности, гарантирующей демократию. в.
Польше; углубление союза: и дружбы <
Советским Союзом; проявление ‘лружест-
венной политики ко всем друзьям Польши
и, в частности, к славянским народами
западным государствам; беспощадную бес:
компромиссную борьбу < реакцией, ‘ив
частности, ликвидацию бандитизма и фаши-
стских диверсий,

=

экономических, биологических судьбах
пародов скрывается ярый враг мира, че-
ловек, продавший свой народ Гитлеру,
вдохновитель и руководитель военной аг-
рессии, проигравший ставку и пытаю-
щийся теперь на суде’ укрыться за сетью
словесных хитросплетений. ^^

Но вот голое Рюти вдруг крепнет. Гла-
за сверкнули из-под очков, Это. происхо-
дит обычно, когда он говорит-о Советском
Союзе. Всю свою желчь, всю евою смер-
тельную ненависть-к нашей стране вкла-
дывает он тут в свои фразы. Тогда на
уиг становится ясным, каков этот «дело-
вой человек» в действительности. И,
спохватившись, он снова снижает голос,
глаза его тускнеют, и он вновь возвра-
шается к своему монотонному  бормота-
нию. Маска снова надета.

Человек в маске! Этот человек вел
обычную. как бы ничем не примечатель-
ную жизнь бюргерз и был одновременно
одним из тех, кто втайне вдохновлял, пе-

‘стовал и поддерживал самые оголтелые,

самые кровавые планы финской военши-
ны. Этот ‘человек, даже будучи презилён-
том, говорил 5 себе, чо он — только
дельный финансист, обыватель, и одновре-.
менно торговал кровью ‘финского народа;
мечтая O-cBoeH ‹00060й великой истори-
ческой миссии». Он называл себя демокра-
том и был верным лакеем Гитлера, одним
из самых черных квислингов Европы. Он
называл себя незаметным и тихим, но
в тишине, в незаметности неустанно ин-
спирировал тех; кто кричал о ‘«великой
Финляндии», о крестовом походе на СССР.
кто разжитал самые разнузданные пюви-
нистические отрасти. Он’ величал ° 6ёбя

yee he

польское  .

ЗВЕЗДА

Выступление Трумэна
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 13 декабря. (ТАСС).
Президент США Трумэн, отвечая на
пресс-конференции на вопрос, когда аме-
риканская морская пехота будет отозва-
на из Китая, не указал точного срока
вызода войск, но сказал, что это будет
сделано, когда будут осуществлены ус-
ловия капитуляции Японии. Президент
добавил, что; когда генерал Маршалл
выедет в Китай, он, Трумэн, сделает
исчерпывающее сообщение об американ-
ской политике по отношению к Китаю.

По мнению “президента Трумэна, нет не-
обходимости — комментировать поездку
Бирнса в Москву, так как эта поездка
была запланирована ‘давно, как часть вы-
работанной в Ялте программы встреч
министров иностранных дел Советского
Союза, Соединенного Королевства и США
примерно каждые четыре месяца. ‘

Трумэн сообщил также, что он назна-
Зил комиссию по установлению фактов,

З аявлени

ВАШИНГТОН, 11 декабря. (ТАСС). Вы
ступая на  пресс-конференцил, государ
ственный секретарь США Бирнс заявил
что -он отправляется в Москву в соответ
ствии с Ялтинским соглашением трех дер
‘жав, предусматривающим встречи мини
стров иностранных дел каждые 3 месяца

‘для обмена мнениями по текущим вопро

сам, возникающим между соответствую
шими странами. Точно так же Бирнс наме-
рен предложить в Москве созвать в марте
в Вашингтоне новую встречу министров ино
странных дел. Бирнс указал, что on ray
боко сожалел бы, если бы американский
народ настолько неправильно оценил пред
стоящую встречу в Москве, что расценил

Заявление Бевина в палате ‘общин

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английский ми
нистр иностранных дел..Бевин в кратком
заявлении в палате общин по поводу своей
предстоящей поездки в Москву сказал: «Я
могу лишь надеяться, что наши перегово
ры будут способствовать достижению дру
жественного разрешения многих неразре
шенных срочных проблем».

На вопрос о TOM, какие принимаются
меры для того, чтобы держать француз
ское правительство полностью в курсе пе-

ДАЛЬТОН ОБ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОМ
СОГЛАШЕНИИ О ЗАЙМЕ

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Как пе
редает агентство Рейтер, министр финан-
сов Хью Дальтон, предлагая палате об-
щин резолюцию. одобряющую англо-амери
канское соглашение о-займе, сказал: «Это
великое бремя долга, которое мы вынесли
из войны, является странной наградой за
в8ё то; что ваша” страна’ выстрадала ради
‚общего дела. Эта. странная, полная иро-
нии награда, которую ‘когда-либо будут
комментировать историки».

Далее Дальтон заявил: «Это соглаше
ние, будем откровенными, является резуль-
татом не только трех месяцев запутанных
переговоров, но и результатом весьма упор-
ного торга. Я откровенно говорю палате,
что мы не один раз были близки к пре
крашению этих переговоров. Мы сначала
просили предоставить нам помощь или
заем без процентов, но нам заявили, что

это не является практичной политикой и

что конгресс никогда не согласится на та-
кое мероприятие... Мы не охотно и не
легко пошли на некоторые статьи согла-
шения. Но, несмотря на всё это, я прошу
палату одобрить соглашение, как предо-
ставляющее нам значительные и крайне
необходимые преимущества».

Соглашение, сказал Дальтон, далеко не

Суд над виновниками войны в Фянляндеи

ХЕЛЬСИНКИ, 13 декабря. (ТАСС).
Вчера суд по делу виновников войны в
Финляндии продолжал слушать речь обви-
няемого Рюти. Рюти_ настойчиво обходит
данные обвинительного заключения и
представленные суду документы.

Сегодня PioTH закончил чтение своей
речи. После. этого. председатель спросил
подсудимого; что же говорилось в. полу-
ченном им письме Гитлера от 26 июня
1941 года и где это письмо находится?

скромным парламентским президентом и
скрывал от сейма свои политические ша-
ги в самые критические для страны ча-
сы. Он хвастал тем, что его жена на-
столько демократична, что ходит пешком
на рынок, и он был тем самым «демо-
вратом», который сажал в тюрьму каж-
дого, кто был He <огласен с его полити-
кой войны. Он называл себя реалиетом,
] но. подражая Гитлеру, завел себе гадал-
KY, © Которой советовался по государет-
венным делам. Это был. липемер, актер,
интриган в маске скромного обывателя, ©
душой .ненасытного. властолюбца. Он п
его друзья повинны в тайной подготовке
войны, в сговоре © Гитлером, в страдани-
ях и бедствиях финского народа, и
скамья подсудимых. на которой они си-
дят, есть логическое и историческое про-
должение скамьи подсудимых в Нюрн-
берге. у

He сразу удалось финскому народу п-
садить на скамью подсудимых своих пре-
ступников войны. Немало здесь тайных и
явных сообщников и друзей Рюти, Тан-
нера и компании, всячески затягивавших
следствие и процех. Была выдвинута
здесь и идея о некоем «северном  право-
сознании», которое якобы препятствует
такому суду, и многие иные подобные же
«геополитические» идеи. Были пущены в
ход все ередетва саботажа и затягивания

слелетвия в надежде, что процесс потеряет
свою остроту. Говорилось и.о TOM, что
виноваты не Рюти и его соратники, a
весь финский ‚народ: ловкий ход — там,
где судят всех, не судят никого.

Вее эти маневры быля преодолены. Co-
противление процессу сломлено широкими

звезда»,

$

14 денабря 1945 г., пятница. № 292 (5280).

Рванция в американских странах
ка ноту Уругвая

НЬЮ-ЙОРК, 13 декабря. (ТАСС). Нота

касающихся забастовки рабочих и слу-  Уругвая относительно коллективного вме-

жащих компании «Дженерал моторс».   Шательства во внутренние дела стран амери-
в азногла

Трумэн отрицал выдвинутые профсоюз канского континента вызвала р сия

в странах Латинской Америки.

Агентство Юнайтед Пресс в обзоре от-
кликов на эту ноту в странах Западного
полушария от 11 декабря указывает, что
госуларственный секретарь Соединенных
Штатов Бирнс поддержал ноту Уругвая,
правительство Чили выступило против нее,
Бразилия не приняла еше решения,  ми-
нистр иностранных дел Колумбии заявил,
что в настоящее время он тщательно изу-
чает это предложение. Кроме того,  Боли-

ными деятелями обвинения в TOM, что
план создания комиссии для установления
фактов, приведших к конфликту, может
повести к бесконечным затяжкам в деле
урегулирования вопросов. Трумэн заявил,
что согласно его предложению, период
выяснения фактов ограничивается 30 дня-
ми. Тем не менее, он признал, что пре-
дусматризаемый планом предел может

вия, вероятно, отклонит предложение
быть увеличен там, где это абсолютно   Уругвая, а 16 других республик Латинской
необходимо. Америки обсуждают этот вопрос.

Председатель Конфедерации трудящихся
Латинской Америки Ломбарло Толедано за-
явил, что это предложение слинком аб-
страктно и не заслуживает серьезного вни-
мания. Мексиканские газеты в обшем вы-
ступают против предложения Уругвая.

Как передает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс из Сант-Яго (Чили),
газеты «Ла Насьон» и «Эль диарио илю-
страдо» поддерживают ‘возражения Чили
против предложения Уругвая. (Ранее Пана-
ма одобрила ноту Уругвая, а Эквадор в
Куба выступили против нее).

Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»
в Каракасе (Венецуэла) указывает, что со-
лидарность < Соединенными Штатами, су-
ществовавшая во время войны `в странах
Латинской Америки, повилимому, идет на
спад, так как политика правительства США
в отношении латино-американских стран
еще не ясна. Прекрашение оказания Сое-
диненными Штатами экономической помощи
странам Латинской Америки также яв-
ляется причиной охлаждения этих страя
по отношению к США. Проекты производ-
ства резины в Бразилия и Боливии, которые
финансировались Соединенными Штатами,

В ответ на вопрос, расследует ли ов
ваблюдающуюся в настоящее время на
бирже активную торговлю акциями В
связи с его недавним предупреждением
о возможности увеличения цен на недви-
жимую собственность, Трумэн сказал,
что он не уделял внимания бирже и ни-
когда не интересовался ею.

е Бирнса

бы возможное отсутствие полного соглаше
ния по обсуждаемым вопросам как свиде:
гельство ухудшения отношений между
тремя странами. Государственный секре-
тарь подчеркнул, что целью периодическо-
го созыва совещаний трех министров ино-
странных дел является уточнение соответ-
ствующих позиций по текущим вопросам и
сглаживание разногласий с тем, чтобы до-
‘тигнуть полного взаимопонимания.

Бирнс указал, что по Ялтинскому сог-

лашению, предусматриваюшему совешания
министров иностранных дел трех дрежав,   УЖе ликвидированы, B уменьшаются за-
кажлый министр иностранных дел может   Купки других стратегических материалов,

как, например, олова и меди, упраздняют-
ся программы сельского хозяйства и здра-
воохранения, которые субсидировались Сое-
диненными Штатами.

Нью-йоркский совет пан-американской де-
мократии охарактеризовал предложение
Уругвая, как маневр, имеющий целью
ослабление устава органазации Об’елинен-
вых наций.

ставить на обсуждение любую проблему,
которую он считает неотложной.

реговоров во время предстоящего Москов-
ского совещания, Бевин ответил: Эти пе-
реговоры являются исследовательскими, в
дело, по которому произойдет обмен
ззглядами, касается восновном трех пра-
зительств, принимающих участие в этом
совещании Мы информировали француз-

ское правительство, что мы не возьмем на
себя в Москве обязательств в отсутствие
Франции по вопросам, которые ее кзжее-
ются.

К положению в Индонезии

ДЕЛИ. 12 декабря. (ТАСС). По сообще-
нию радио Дели, премьер-министр индоне-
зийского правительства Сутан Шарир зая-
вал на.пресс-конференции в Батавии, что
если бы великие державы немедленно при-
знали его правительство, то это было бы
лучшим выходом из создавшегося положе-
ния. В этом случае индонезийцы сами бы
разоружили оставшихся японцев и в целости
и сохранности вернули бы союзникам ин-
тернированных и беженцев. Индонезийские
власти сумели бы в кратчайший срок наве-
сти.порядок во всей Илдонезии.

Сутан Шарир подчеркнул, что. поскольку
в результате сингатурского совещания ан-
глийские командующие получили большие
полномочия и, возможно, попытаются при-
менить силу, это приведет. к ответным дей-
ствиям со стороны индонезийцев.

эбеспечивает того, что хотела Англия, но
тем, кто критически относится к этим ме-
роприятиям, мы зададим один прямой во-
прос: «Что вы предложите вместо этого?»
Если бы мы не приняли этого соглаше-
ния, то Англия имела бы меньше продо-
зольствия всякого рода, не считая хлеба и
хартбфеля, гораздо ‘меньше хлопка’ и  Ta-
бака, что имело бы самое пагубное воз-
действие на моральное состояние народа.
Этказ от этого соглашения означал бы

ликвидацию всякой надежды на англо-аме- :
а о cies, poe из Граца, избирательная комиссия из-
Е ирательных округов Бургенланда, Карин-
Внесенная в палату общин резолюция  тии и Штирии об’явила результаты подечета
предлагает одобрить также заключенное В   «оставшихся голосов», поданных на выборах
1944 г. в Бреттон-Вудсе соглашение о с0з-  в Национальный совет. Оставалось распре-
чании международного валютного фонда И   делить 9 мандата. Решением комиссии по
международного банка реконструкции И одному манлату получили компартия и на-
развития, а также одобрить предложения   родная партия.
о создании международной торговой орга-
низации. Дальтон указал, что при уело-
вии, если бы Англия располагала финан-

`Дополнительные. результаты
выборов в Австрии
ВЕНА, 13 декабря. (ТАСС). По ‹ообще-

К суду над японскими

совой мощью, чтобы взять на себя обяза- военными
тельства, предусмотренные в. бреттон-вуд-
ском соглашении, то правительство реко- преступниками

мендовало бы это совершенно независимо НЬЮ-ЙОРК, 13 декабря (ТАСС По со:
от займа. Участие Англии в бреттон-ВУД-   общению Е. ет Ассо-
ском плане зависит от получения долларо-   пиэйтед Пресс, командующий американской
вого займа. 8-й армией генерал-лейтенант Холл заявил,
что суд над 300 японцами, обвиняемыми в
зверском обращения с союзными военно-
пленными, начнется в Иокогаме 18 декабря.
Процесс будут весги военные комиссии, <о-
Рюти, сильно смутясь, ответил в бессвяз- стоящие из 5—8 членов, включая экспертов-
ной форме, что он не помнит содержания   ЮРистов. Защищать обвиняемых будут 12
письма и не знает, где оно находится.  аДдвокатов во главе с американским подпол-
Главный обвинитель Тарьянне, отвечая   КОВЕИКом Диккинсоном.

на обращение к нему председателя суда,
сказал, что он выступит < замечаниями от-
носительно речи Рюти после более тща-
тельного ознакомления с нею. Защитник
Рюти Прокопе просил суд вызвать в ка-
честве свидетеля бывшего посланника
Финляндии в. Стокгольме Васашерна.

Арест японского принца
Моримаса Насимото

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Токий-
ский корреспондент агентства Рейтер coo6-
щает, что вчера в тюрьму Могамо был до-
ставлен принц Моримаса Насимото. Он яв-
ляется первым членом японской император-
ской фамилии, подвергшимся аресту в каче-
стве военного преступника. Принц был
фельдмаршалом японской армни и занимал
пост члена верховного военного созета. На-
и братом принца Хигасикуни,

оторый возглавлял i Е
свободы и справедливости. Один из ‘приз-   нет Toute eeary amin “ible adheres

наков — предоставление Рюти трибуны   правительство, добавляат корреспондент, в
для антисоветских выпадов. течение ‘последней недели пыталось пре-
Этот суд должен быть четным и стро- дотвратить арест принца Насимото после
гим. Не для того происходит суд, чтобы   ТОГО, как его включили в список преступ-
его заседания превратились в некое собе-    КОВ ne
седование добрых знакомых, чтобы подсу-
димые чувствовали себя чем-то вроде пуб-
лики в Театральном фойе. А это порой
имеет место на заседаниях Хельсинкокого
cya.

кругами финской общественности. Ipe-
ступники — перед судом. Но и теперь
идет этот суд. далеко еще не так. как это-
го требуют интересы народа, ‘интересы

ПАЛАЧИ ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ
В ДАХАУ ПРИГОВОРЕНЫ

На скамье подсудимых — люди, обви- К СМЕРТНОЙ КАЗНИ

няемые в тягчайших преступлениях про-  НЬЮ-ЙОРК. 13 декабря. (ТАСС). Koo-
тив мира и человечества, и этого нельзя  Респондент агентст”а Юнайгед Пресс пере-
забывать ни на минуту. Ведь кикакими дает из Дахау. что вчера америкачский во-
‹сылками на «северное правосознание» не бе моль Геризнии признал. эановными
 тетятшь финских BIOB И сирот, чьи uy- aie Е не обвиняемых в зверст-
; ршенных в концлагере Дахау.

жья и отцы лежат в могилах по вине ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Лондон:
таннеров и рюЮти, Не примут в0 внимание  ское радко передает сообщение `американ-
эти отговорки п те граждане нашей совет-  ской информационной службы в Германии 9
ской страны, чьи дома разрушены. чьи  ТОМ, что американский воекный суд приго-
родные мертвы по вине подсудимых. Эти  ЗОРВЛ к смертной казни 36 обвиняемых в
люди хотят, чтобы преступники были Ha- A pat Dida: к конплагере Дахау. 1 обви-
казаны. Правосудие должно свершиться. И ному и. к ие ао вы  foil
как бы ни оттягивали чае приговора под-   ремного заключения. ate
судимые и их защитники, как бы ни пы-

тались они увести суд от конкретного раз-
бора дела в туманные сферы философиче-
ских разговоров о роли фатума в судьбах
народов, — правосудие должно свершить-
ся. Оно должно быть честным и строгим.
Только таким хотят его видеть народы,
пострадавигие от войны.

Е. ГАБРИЛОВИЧ,

ХЕЛЬСИНКИ, 13 декабря,
(По телеграфу).

‚Открытие Норвежского
парламента нового

состава

ОСЛО, 12 декабря. (ТАСС). Вчера состо:
ялось торжественное открытие стортинга
(парламента) нового ‘состава.

STs

Ee SSeS

Ответственный редактор
И. Я. ФОМИЧЕНКО.

Москва, улица Чехова, 16. __,