Путь, который привел -

к спасению нашей

Новый отромный политический опыт =
вакопил. советский народ за суровые го- Л. ГАТОВСКИЙ
лы Великой Отечественной войны. Наша :
страна преодолела в этот период такие es?

чудовищные трудности, от которых погиб-
ло бы любое другое государство мира.
Советское государство явилось решающей
силой в разгроме гитлеровской Германии и
этих спасло человечество от фашиетеко-
то рабства. Много передумал каждый co-
ветский гражданин нах этими фактами,
определившими судьбу его Отечества и
дальнейший ход всей мировой истории.
Hi сейчас, поеле невиданных испытаний
и жесточайшей проверки войны, еще
тлубже, еще яснее осознает советский
народ, что единственным путем спасения
пашей Родины от гибели явилась поли-
тика партии Ленина Сталина.

С самого начала своего существования
советский строй обеспечивал свободу и
национальную независимость нашей Ро-
длины. Под руководством партии Ленина—
Сталика советокий народ покончил е той
отсталостью и слабостью, которая была
характерна для дореволюционной России,
ликвидировал в корне былую зависимость
от заграницы, которая вела к потере са-
мостоятельнести нашего государства.

Капиталисты и помещики своим хозяй-
ничаньем увеличивали из года в год тех-
нико-экономическое отставание  дореволю-
ционной России эт передовых  калпита-
листических стран. Это отетавание › из-

мание большевиетская партия и  совет-
ский народ уделили строительству тяже-
лой индустрии, В 1941 г. продукция с9-
ветской тяжелой индустрии выросла по
сравнению © 1913 г. в 15. раз, в том
числе машиностроения, примерно, B 50
раз. И имюнно это, прежде всего, и ©пас-
ло нашу Pormy в Великой Отечествен-
ной войне 1941—1945 гг.

Но еще задолго до 1941 т. быетрый
темп развития нашей тяжелой  индует-
рии, позволявший Советской стране уско-
ренным образом оснащать Врасную Ap-
мию первоклассным вооружением, не раз
предотвращал интервенции против СССР,
которые готовились и с Запада ис Во-
стока. Еще в начале 1933 г. товарищ
Сталин тонстатировал, что если бы в ходе
первой пятилетки СССР не создал мощной
тяжелой индустрии, он подвергея бы воен-
ной ннтервенции и вынужден был бы ве-
сти войну, в которой «мы были бы почти
что безоружны перед врагами, имеющими
в своем распоряжении Bee современные
средства нападения».

Исключитёльно быстрый рост советекой
тяжелой индустрии позволил полностью
технически перевооружить  промышлен-
ность. В результате СССР занял первое
место в мире по степени оснащенности

херялось периодом в 50—100 дет. По-  пюмьиленности передовой техникой. 0т-
луколониальная Зависимость  ПаРоКоИ кт. и замечательные успехи нашей Ро-
России от западных держав 3866 В0ЗРа- ины в развитии военной техники. Только

стала, особенно под влиянием кабальных  5, период < 1929 по 1938 г. мощность

какой день нападут на СССР импернали-
сты и прервут наше строительство». Mac-

отказывая Советскому Союзу в кредитах,

капиталовложений, необходимых,

у УКАЗ. .
Президиума Верховного
Совета СССР
О награждении заслуженного деятеля
науки, профессора Шора Г. В.
орденом Трудового Красного
Знамени

За многолетнюю научную, врачебную и
педагогическую деятельность наградить за-
служенного деятеля науки, профессора 1-го
Ленинградского медицинского института
имена академика Павлова Шора Георгия
Владимировича орденом Трудового Красно-
го Знамени.

Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного
 Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 15 декабря 1945 г,

страны

ных жертв и что мы должны пойти из
эти жертвы открыто и сознательно, если
хотим добиться цели» (Сталин).
Создание тяжелой индустрии — дело,
требующее гигантских ‹редетв. Капитали-
стические страны ‹оздавали обычно свою
тяжелую индустрию за счет притока
средств извне: за счет ограбления коло-
ний, за счет контрибуций < побежденных
народов, за счет колоссальных долгосроч-
ных займов. Советская страна принципи-
ально не могла прибегнуть к таким источ-
никам средств для индустриализации, как
грабеж колониальных или побежденных
народов. Что касается займов, то капита-
листические страны зтказалиеь дать их.
Нужно было найти средства для индустри-

ализации внутри страны. У нас тяж-  ХУДОЖНИКИ СТУДИИ
лую индустрию — и притом в гран
диозных масштабах — нужно было $03- ИМЕНИ ГРЕКОВА

В дни Великой Отечественной войны
большую творческую работу проделали
военные художники студии имени Гре-
кова при Главном политическом управле-
нии Красной Арман. Художники-грековцы
выезжали на фронт и вместе с частями
Красной Армии совершали трудный путь
по. дорогам войны, В окопах и землян-
ках, в походе и на привале они во фрон-
товых блокнотах и альбомах делали мно-
гочисленные зарисовки отдельных эпизо-
дов из жизни и боевой деятельности
Красной Армии. На фронтах войны гре-
ковцами сделано свыше 10 тысяч доку-
ментальных зарисовок.

Среди собранных художественных мате“
риалов — большое количество рисунков,
отображающих боевые действия Красной
Армии на полях сражений под Сталин-
градом, Москвой, у стен Ленинграда. Ряд

дать в кратчайший срок. «Мы не могли
знать, — говорил товарищ Сталин, — В

штабы и темпы индустриализации нашей
страны еще больше увеличили потребность
в средствах. Иностранные капиталисты,

надеялись, что СССР пойдет к ним на
поклон, в кабалу, Но Советский Союз
собственными силами решил проблему на-
копления, выполнив намеченные планы
прежде
всего, для строительства сотен крупных
предприятий, создания новых  индует-
риальных районов на Востоке. Кали-
тальные вложения в народное хозяйство
росли следующим образом: за первую
пятилетку было вложено 50,5 млллиарда

иностранных займов.

Иностранный капитал,  пользуяеь .сла-
бостью царской России и стремясь ее еще
больше ослабить, захватывал ‘одну ко-
мандную экономическую позицию за дру-
той. В руках иностранных фирм находи-
лось почти две трети всей тяжелой про-
мышленности Россини. В первую мировую
войну, когда русская армия оказалась без
снарядов, тяжелых орудий, пулеметов, без
винтовок и патронов, пришлось и то не-
многое вооружение и боеприпасы, кото-
рыми она располагала, в значительной
мере ввозить из-за границы.

К концу первой мировой войны власть
помещиков и капиталиетов довела народ-
ное хозяйство Росии до катастрофы.
Стране угрожали военный крах и гибель.
Помещичье-буржуазные круги готовились
капитулировать перед Германией. Но побе-
да возглавленной Лениным и Сталиным
Великой Октябрьской социалистической
революции спасла наше государство от
позора порабощения. Молодая советская
республика встала непреодолимым  пре-
пятствнем на пути германского империа-
лизма. В 1918 г. большевиетекая пар-
тия подняла трудящихся нашей Родины
на Отечественную войну против немецких
интервентов. Йоннули терманские планы
покорения России, которые немцы ©чи-
тали в 1917 г. столь близкими к осуще-
етвлению.

Советский строй и руководство партии
Ленина-—Сталина обеспечили победу на-
шей Родины, подвергшейя в 1918 —
20 г. — в оды гражданской войны и
иностранной интервенции — нашествию
четырнахиати государств: ;

Эта победа советской республики яви-
пась тяжелым ударом для империалисти-
ческих агрессоров, мечтавших 0 захвате
богатейших ресурсов нашего государотва.
Мирозой империализм безвозвратно поте-
рял своего «сторожевого пса» — царскую

механических двигателей в Красной Армии
более чем удесятерилась. Под’ем тяжелой
промьшленности материально обеспечил
развитие всех родов войск. В поразительно
короткие <роки в стране были созданы
мощные танковая и авиационная отрасли
промышленности и одновременно резке
усилилось развитие артиллерийской про-
мышленности, заводов «трелкового воору-
жения, боеприпасов.

0 том, как быстро развивалась и совер-
шенствовалась артиллерийская промыш-
ленность еще 19 войны, видно из того, что
при изготовлении артиллерийских €TBOIOB
в предвоенные годы был достигнут рост
произволительноети в 12—15 раз. Наша
артиллерия еще до Великой Отечественной
войны была самой мощной и совершенной
в мире. В Красной Армии было материаль-
но обеспечено сочетание огневой мощи ©
подвижностью, © моторизацией. Только за
перлод с 1934 по 1938 г. танковый парк
Красной Армии утроилея, а мощность ог-
невого залиа танковых частей  увеличи-
лась почти в 4 раза. Продукция авиадци-
оной  промьшиленноети ¢ 1933 по
1938 г. выросла в 5,5 раза. Значитель-
ный рост вооружения советских войск
произошел в последующие годы перед вой-
HOH. sutras 4 у

За голы  сталиноких пятилеток ^ бы-
пи созданы. такие новые отрасли, име-
тощие 050б0е значение в современной
войне, как автомобильная,  трактор-
ная, химическая промытиленноеть,  цвет-
ная металлургия, производство редких
металлов, специальных «талей. По выра-
ботке электростали и синтетического кау-
чука ССООР до войны занял первое место
в мире. Только за годы второй пятилетки
производство синтетического каучука вы-
росло У нас в 600 раз. За две первые
пятилетки производство автомашин вырос-
ло в 286 раз, качественного проката —
в 28 раз. С 1933 по 1938 тод у вас

руб., за вторую — 137,5 миллиарда руб.,
за три гола третьей пятилетки — 108
миллиардов руб.

Победа социализма в СССР привела к
росту благосостояния и значительному
пох’ему культуры народных масе. У нас
ликвидированы безработица и расслоение
деревни. За голы сталинских пятилеток
значительно вырос уровень жизни десят-
ков миллионов трудящихся, значительно
увеличилось производство продуктов пи-
тания и предметов широкого потребления.
Так, уже к началу третьей пятилетки
предметов потребления в натуре было про-
изведено промышленностью в 4,1 раза
больше, чем в 1913 г. Сельскохозяйет-
венная продукщия выросла в 112 —
раза. Уровень жизни народных масе вы-
рос и в связи < тем, что у нас ликвиди-
рованы эксплоататорские классы, на долю
которых приходилась в  дореволюционное
время огромная часть потребления.

Совелекий народ не пошел по пути
большего увеличения производства предме-
тов потребления за ечет свертывания ин-
дустриализации страны, ибо этот путь
привел бы нашу Родину к гибели.

«Конечно, мы могли бы 3 ииллиарда
рублей валюты, — говорил. . товарищ
Сталин, — добытых путем жееточайшей
экономии и истраченных на создание на-
шей индустрии, — мы могли бы их 09-
ратить на импорт сырья и усиление про-
изволетва прелметов широкого потребле-
ния. 910 тоже своего pola «план». Ho
при таком «плане» мы не имели бы HE
металлургии, ни машиностроения, ни трак-
торов и автомобилей, ни авиации и тан-
ков. Мы оказались бы безоружными перед
внешними врагами. Мы подорвали бы
основы социализма в нашей стране. Мы
оказались бы в плену у буржуазии, внут-
ренней и внешней».

Советский народ

зная 1

видит всю великую

власть в России, безвозвратно потерял  евинца стало производиться почти в 6 правоту и мудрость этих слов. Опыт Оте-
свою атентуру — российских капитали-  раз больше, цинка — в 5 183, алюми-  чественной войны показал, что те стра-
стов. : ; ния — B 10 pas больше. Только за три  ны на европейском континенте, которые

м х предвоенных года (1938—1940 гг.) зы-  кичились комфортом своего быта, но не

В лице Советской власти мировой им-
периализм столкнулся с могучей силой,
закрывшей ему наглухо путь к закабале-
нию нашей ‘страны. Только Советская
власть могла решить невиданную в исто-
рии задачу такого  под’ема  продзводи-
тельных ©нл, при. котором наше госудаз-
ство в кратчайший срок дотнало и перег-
нало передовые капиталистические страны
в технико-экономическом отношении.

Sra всемтрно-петорическая задача была
решена на базе социалистическото  стро-
ительства. Партия возглавила титаничес-
кую работу нашето народа по созданию и
укреплению  роенно-экономической мощи
советского государства.

В 1926 г. хозяйство СССР было вос-
становлено, достигаув уровня 1913 г. С
тех пор за годы сталинских пятилеток со-

плавка никеля и олова учетверилась.

.Вке это виоследствии имело жизненное
значение для снабжения фронта в годы
Великой Отечественной войны.

Благодаря политике  ‹<оциалистической
индустризлизаций страны и коллективиза-
ции ‹ельекого хозяйства СССР был подго-
товлен к тому, чтобы достигнуть победы в
условиях современной войны — войны
моторов и резервов. Военно-экономическая
мощь советского государства явилась ре-
зультатом построення социализма в наней
стране. Еще осенью 1917 г. Ленин писал:
«В современной войне... экономическая
организация имеет решающее значение».

Советский сопиалиетический строй 96ес-
печил нейзмеримо более высокую экономи-
ческую организованность, чем в любой
буржуазной стране. А вто явилось одним

смогли создать оборонной базы, были сме-
тены фашистским нашествием. Советский
же (Союз, который столь заботился 0
Boel  воевно-экономической мощи, He
только устоял, но и разбил фашиет-
ского агрессора. Советский народ глубоко
понял величие мудрости и ‘подлинного
‚патриотизма большевистской партии, ко-
торая сконцентрировала внимание и си-
лы народных масе на главном, ретающем,
жизЕенно важном. И благодаря этому на-
ша Родина, не погибла, не стала колонией
фашистских агрессоров, a победила, раз-
била их. :
к

Политика большевистской партии, ге-
ниальное руководство товарища Сталина
спасли нашу Родину. С глубоким cosna-
нием этого советский народ приступил

ветская промышленноеть, без иностран- из важнейших факторов нашей победы в  сейчас к мирному строительству. Велики
ных займов, колоссально  прюдвинулась   Отечественной войне. раны, нанесенные нашему хозяйству вой-
вперед. В то время, как в Советоком   Только в СССР, для которого хафажтер-   ной. Тот ущерб, который причинен гитле-

ны морально-политическое единство обще-
ства, братство и дружба советских Hapo-
дов, их величайший патриотизм,  мот-
ла быть осуществлена с таким успехом
мобилизация маее на отпор зрагу. Только
социалястическое плановое хозяйство мог-
ло обеспечить © такой  последовательно-
стью мобилизацию всех производительных
сил страны на нужды войны.

Как. блестяще подтвердил опыт 0те-
чественной войны, коллективизация  сель-
ского хозяйства явилась одним из важней-
ших источников военно-экономической мо-
щи СССР. Уже к концу второй пятилетки
производительноеть труда в колхозах GEI-
ла более чем в 3 раза выше, чем в еди-
воличных крестьянских хозяйствах нерио-
да 1922—25 гг. Сопиалистическое сель-
ское хозяйство стало самым крупным и
механизированным в мире, получив от тя-
HOMO индустрии сотни тысяч тракторов,
комбайнов и других машин.

Так, всемерно развивая тяжелую инду-
стрию, ухватившись за это основное зве-

Союзе производство росло непрерывно и
быстро — из тода в то в Oypay-
азных странах в период 1929—1932 гг.
разразился экономический кризис, один из
тех, кототые периодически неизбежно с3-
путетвуют развитию  капиталистического
хозяйства. Этот Еризие отбросил произ-
водетво главных капиталистических стран
Ha десятки лет назад. Число безработных
измерялось десятками миллионов, миллно-
ны крестьянских хозяйств были paso-
рены. Затем производство стало медлен-
HO полниматься, но вскоре в ряде ka-
пнталистичееких стран — в США, Анг-
aun, Франции снова начался экопомиче-
ский кризи. В 1938 г., как отметил
товарищ Сталин, промышленность главных
капиталистических стран предолжала топ-
таться вокруг уровня 1913 т., превышая
ero веето лашь на 20—30 процентов.

А между тем промышленная продукция
СССР составила в 1938 г— по сравнению
с 1913 г — 908,8 проц., прочно заняв
первое место в Европе и второе в мире.

ровцами советским районам, в несколько
раз превышает ущерб, нанесенный немец-
кими оккупантами всем другим странам
Европы? вместе взятым в период второй
мировой войны. 1710 наших городов, бо-
лее 70 тысяч cer, более 6 миллионов зда-
ний, около 32 тысяч промьшиленных пред-
приятий разрушено фантистекими варвара-
ми. Яено, что наличие этих чудовищных
разрушений сказывается сейчае на уровне
нашего производетва, в том числе и про-
изволстве предметов потребления. Восета-
повление этого гигантского количества
об’ектов — дело трудное и требующее
большюто напряжения и известных cpo-
ков. Четвертый пятилетний план исходит
из задачи не только достижения, но и зна-
чительного превышения довоенного уровня
производства. Для этого у нае имеются
Bee данные. Основой основ о предетоящего
нового под’ема всей экономики страны,
быстрейшего восстановления хозяйства яв-
ляется развитие нашей тяжелой  инлуст-
рии. В этом ключ к дальнейшему повы-

Ё началу Великой Отечественной войны   но, советский народ мог решить задачи   шению экономического и военного могу-
продукция советской промышленности   великого ‘преобразования  наттей Родины   щества нашей Родины. В этом прочная
провьнцала по крайней мер в 12 раз  на базе социализма, ликвидации ее веко-  база роста жизненного уровня трудящих-

ся СССР.

Советский народ сейчас еще более, чем
когда-либо, сплочен вокруг партии Ленина
— Сталина. Он твердо уверен, что поли-
тика большевистской партии, которая
спасла нашу Родину, приведет к новому

гой отеталости, смог отстоять свободу и
независимость евоего государства’, высоко
поднять его могущество и славу.
Сплотивитись. вокруг большевистской
партии, советский народ разгромил враже-
скую агентуру — меньшевиков,  эсэров,

продукцию промьшиленности царской Рос-
сни 1913 г.

Социалистическая тяжелая индустрия—
материальная основа построения социалис-
тического общества, коллективизации сель-
кото хозяйства, ликвидации экеплоататор-

ских (Кл2сс0з п подема всего пналцето   пгахтинцев, троцкиетов, бухаринцев и про-  под’ему ее экономического и военного мо-
хозяйства. Ленин и Сталин  постоянно чих предателей, которые пытались сорвать   гущества, ее блатосостояния и культуры.
подчеркивали, что без тяжелой инду-  социалистическое строительство в нашей  С этим сознанием идет советский  нарол
стрии наша страна неизбежно потеряет стране и обезоружить ее перед лицом ино-  навстречу выборам верховного органа <во-

свою самостоятельность. Тяжелая индуст- етранных агрессоров.
рия — это материальная основа обороны Победа инхустриализащии не могла быть
натой «тоспы, ее независимости и ‹амо-  достигнута без жертв. «Партия прямо го-
стоятельности. Вот почему ‘главное вни- ворила, что это дело потребует серьез-

ей страны. В Верховный Совет СССР он
выберет своих достойных представителей,
хюдей, беззаветно преданных непобедимо-
му делу Ленина— Сталина.

зарисовок изображает вступление войск
Красной ‘Армии в столицу фашистской
Германии — Берлин, а также героические
подвиги наших воинов в боях с японски-
ми империалистами на Дальнем Востоке.

С окончанием войны коллектив гре-
ковцев приступил к углубленной TBOp-
ческой разработке собранных фронтовых
материалоз. Многие из художников-бата-
листов сейчас работают над крупными
полотнами из эпохи Великой Отечествен-
ной войны. Старший лейтенант Кривоно-
гов пишет картину «Капитуляция остат-
ков германской армии у Бранденбургских
ворот», лейтенант Китайко — «Парад
победы ва Красной площади в Москзе»,
капитан Н. Жуков готовит серию рисун-
ков о героической обороне Москвы, стар-
ший лейтенант Высоцкий — ряд офортов
о Порт-Артуре, старший лейтенант Ко“
корин — цикл зарисовок «По дорогам
войны». Над ‹ерией портретов Героев
Великой Отечественной войны работает
скульптор капитан Е. Вучетич. Недавно
им: закончена работа над памятником ге-
нерал-лейтенанту Ефремову и бюстами
маршелов Василевского и Жукова и ге-
верала’ ариии Черняховского.

Группа художников студии имени Гре-

кова к предстоящим выборам в Верхов-

ный Совет CCCP выполнила ряд плака-
тоз, получивших высокую оценку, и сей-
час готовит серию рисунков для выпус-
каемой Воениздатом книги-монографии о
взятии войсками Красной Армии Берлина.

‚ _ Сборы военных

альпинистов

ТБИЛИССКИЙ ВОЕННЫМ ОКРУГ,
15 декабря. (По телеграфу от наш. корр.).
Закончились ‘сборы ‘альпинистов Тбилис-

ского военного. округа. Они проходили в
труднодоступных

высокогорных
Центрального Кавказа.

После длительной тренировки участни-
ки сборов совершили восхождение на 20
вершин, среди которых выделяются снеж-
но-ледовые пик Шота Руставели, Джан-
ги-Тау и Траверс.

Болышая группа военных альпинистов
под руководством мастера альпинизма
старшего лейтенанта Золотарева и извест-
ного‘ альпиниста офицера Джавришвили

районах

преодолела в лоб Джантуганский ледо-
пад — один из труднейших на Кавказе,
Это первое в альпинистской практике

прохождение такого сложного маршрута
большой группой.

Закончившиеся сборы показали возрос-
шее мастерство наших военных альпини-
стов, их умение действовать в трудных
условиях высокогорья.

Первенство Москвы

по хоккею

Сегодня хоккеисты столицы начинают
розыгрыш первенства Москзы, в котором
участвуют 20 сильнейших коллектизов,
разбитых на две группы.

В первой, наиболее сильной, группе в
числе десяти коллективов играют: чем-
пион Москвы 1945 года «Динамо», побе-
дитель «Кубка СССР» 1945 г. ЦДКА,
команда ВВС КА, «Торпедо», «Метро»,
«Крылья Советоз», «Буревестник», «Тру-
довые резервы», «Строитель» и «Спар-
так».

Каждый коллектив выставляет по пять
команд—мужскую, женскую, юношескую,
мальчиков ‘и девочек. :

Команлы ЦДКА и ВВС КА, играющие
только мужскими командами, вступят в
игру со второго календарного дня, при-
чем встречи этих команд с яротивкика-
ми будут происходить в рабочие дни.

«Военный вестник» № 21

В Военном издательстве НКО CCCP
вышел из печати № 21  журнала «Воен-
ный вестник». Журнал открывается Kpa-
сочным портретом Генералиссимуса Совет-
ского Союза И. В. Сталина. В номере
напечатаны: доклад В. М. Молотова на
торжественном заседании Московского Со-
вета 6 ноября 1945 года о 28-й годов-
щине Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции; приказ Народного Ко-
миссара Обороны СССР № 75 от 7 ноября
1945 г.; статья «Советская артиллерия»
(автор — доцент, кандидат военных наук
полковник Н. Никифоров).

В разделе «Тактика» помещена статья
полковника А. Серебрякова «Преследова-
кие». В разделе «Боевая подготовка»
статья Героя Советского Союза  тенерал-
полковника А. Горбатова «Некоторые за-
мечания о строевой подготовке пехоты»
(в :орядке обсуждения). Кроме того, на-
печатана статья подполковника Д. Павло-
ва «Планирование боевой подготовки».

Помещена также статья генерал-майора
Н. Миронова «Настольная книга офицера
Красной Армии» j
`В журнале имеются раздёлы: «На раз-
ные темы», «Нам пишут». «Справки и
консультация»,

Боевая подготовка курсанта — это. не
только преподавание тех или иных воен-
ных дисциплин, HO и соответствующее
длительное воспитание. Для обучения кур-
сантов воинскому мастерству составлены
наставления и учебники, программы ий те-
матические планы. 0 том, как воспиты-
вать кадры будущих офицеров, специаль-
ных учебников не существует. Воспита-
ние нельзя уложить в определенное коли-
чество часов. Это — непрерывный про-
цесс, начинающийся с момента прибытия
курсанта в училище. Вончается он на вы-
пускном вечерь после тото, как курсанту
присвоено офицерское звание. Однако и в
дальнейшем, когда курсант, уже в званин
офицера, уходит в войска, если хоропю
поставлена связь со своими воспитанни-
ками, продолжается нравственное воздей-
ствие на него преподавателей училища.

В деле воспитания курсанта участвуют
все, кто так или иначе соприкасается с
его Учебой. Олнако неверно полатать, что
только командиры взводов и рот отвечают
за воспитание курсантов в духе высокой
дисциплины, политической  сознательнос-
ти и культурности. Преподаватели здесь
тоже пграют большую роль. Ведь воели-
тание и обучение — ‘это лве стороны. од-
ного и того же процесса! Можно ли их
отделять друг от друга? Конечно, нет.

_ Обратимся к примерам из жизни учи-
лиш. На уроке топографии преподава-
тель майор Петухов вызвал к доске кур-
санта Бондаренко. Вурсавт доложил, что
урока не знает и отвечать ве может.
Майор заметил курсанту. что тд же самое
ов заявил и в прошлый раз.

— Так точно, — сознался Бондарен-
Ko.

Преподаватель занес в дневник едини-
цу. Таким образом их стало у Бондаренко
уже две.

Поеле завятия майор Петухов разыскал
командира того взвода, в котором состоит
Бондаренко, и рассказал ему о происшед-
шем. Командир взвода сказал, что выяс-
ниг, в чем здесь дело. Майор вполне этиу
удовлетворилея. Однако. и на следующем
занятии курсант проявил совершенное не-
знание топографии,

Преподаватель в данном случае не пы-
талея выяспить причины отставания кур-
санта, следовательно, и не лумал на не-
то воздействовать. Он целиком положился
Ha командира взвода, который, видимо, в
свою очередь считал, что обучение топо-
трафии и другим предметам — дело
только преподавателей. Это — типичный
случай разрыва между обучением и BOC-
питанием.

Привелем пример иного стиля работы.
Преподаватель  автобронетанкового дела
подполковник Шадрин — частый тость в
роте. Он бывает здесь в часы самоподго-
товки, нерелко посещает  комеомольские
собрания и выстулает на них. Курсанты
Тоты знают, что к подполковнику можно
обратиться по любому вопросу. Он всегда
внимательно выслушает, посоветует и по-

#2

294 (5282).

Воспитание курсантов

может. Совество перед подполковником
не выучить урока. Успеваемость курсан-
тов по тому прелмету, который преподае
Шалрин, всегда высока.

Преподаватель в таком тонком деле,
как воспитание курсанта, должен дейст
вовать рука 06 руку с командиром в3в0<
ла. Следует, правда. отметить, что воспи“
тательные функции. преподавателя He
«колько суживаются отсутствием у вего
диспгилинарных прав. Устав не опреде
ляет прав преподавателя налагать взы=
скания или давать. поошрения. Нам ду“
мается, что введение таких прав -было бы
своевременным.

Остановимея в связи с высказаннымя
злесь положениями на поведевии офице-
ров, играющем большую роль в воспитаз
нии курсантов. Кое-кто нолатает, что
чреподавалель в училище может през
побрегать отдельными правилами воине
ской лнециилины. Стремясь Е Простым,
ишеннымх ‹ официальности = отношени-
ям, некоторые преподаватели  непра-
вильно понимают, в чем именно за-
ключаютея эта простота и неофици-
альность. Можно наблюдать иногда,
как преполаватель «закуривает» у Кур“
санта, сочувствует по поводу «строгос-
ти» командиров и т. д. Стоит ли дока-
зывать, сколь непедагогичны подобные
ноступкн. Они наносят вред делу воепи-
тания курсантов, снижают авторитет пре-
полавателя. У курсантов появляется 1п0->
верхностное отношение к его требовани-
ям, а в результате — слабая успевае-
Уость по тому или иному предмету. Вез-
де и всегда, на уроке или во время пе-
рерыва, преподаватель не может забывать
о своем служебном положении. Фамиль-
ярность, ложный  демократизм губят
хиспиплину.

На глазах у курсантов проходит большая
часть жизни офицеров училища. Вурсан-
ты заиметвуют у своих учителей He
только то, что слушают и наблюдают на
занятиях, но и те качества, которые офи-
церы проявляют BO взаимоотношениях
между собой, во время отдыха и т. п.

В свете требований, какие пред’явля-
ютея воспитателю курсавта, любая «меч
лочь» имеет значение. Всё в поведении
офицера должно быть учтено, в том числе
И такие детали, как его внешний BHI.
Отличный внешний вид офицера дает 0б-
разец курсантам и позволяет проявлять к
ним требовательность в отношении их
внешности. У хорошего офицера-педатога
курсанты, прежде чем притти на заня-
тие, тщательно проверяют, нет ли складок
под ремнем, чиста ли обувь, словом — не
лин раз осмотрят себя, чтобы быть, как
товорят, в полной форме.

Процесс воспитания курсантов  скла-
тывается из многих элементов. Кажлый
из них является важным и требует влуу-
чивой работы. Воспитывать нало повеел-
невно и в неразрывной связи с обучени-
ем воинскому мастерству.

Майор Л. ЗАХАРОВ.

Неправильное использование сверхерочников

ce (От специального корреспондента «Красной звезды»)

В политотделе и штабе Н-екой дивизии
можно услышать Немало  похвальных
слов 0 адресу бойцов н ‹ержантов,
оставшихся на сверхерочную службу. С
большим уважением говорят здесь о б0е-
вых заслугах и военном опыте сверхероч-
HEROB.

И это так. Вот к примеру старший
сержант Сигидулин. Он ветеран полка,
участник многих сражений, его грудь
украшена высокими правительетвенными
наградами. Это бывалый, опытный коман-
дир. Он водил в бой отделение и вырос
до помощника командира взвода. Когда
перед ним встал вопрое — уехать ли до-
мой по демобилизации или остаться в

мываясь, избрал себе военную профессию.

То же можно сказать о сверхерочниках
— сержантах Котове, Терехине, старшине
Дубасове и других.

Казалось бы, тем более серьезно и вни-
мательно нужно было решить вопрэе 9
назначении сверхерочников на штатные
должности, чтобы их боевой опыт и зна-
ния нашли наилучшее применение. К
сожалению, этого не получилось.

Вернемся к тому же старшему сержан-
ту Сигидулину. Оказывается, он несколько
недель тому назад покинул вой взвод.
Его перевели на работу в кочегарку. Вме-
CTO TOTO, чтобы заниматься евоим любн-
мым делом, учить других и учиться ‹амо-

На операциенном столе — боец Шарова-
тов. В марте этого года осколком мины
он был ранен в шею. Длительная потеря
сознания. Кровотечение. Паралич правой
руки... На одном из этапов эвакуации была
сделана попытка удалить осколок из об-
ласти седьмого шейного позвонка. Это вы-
ЗБало тяжелое кровотечение и поврежде-
ние сонной артерии. Усилиями врачей
жизнь воина была спасена, но паралич
руки остался. Не прекращались мучитель-
ные боли. 3

В очень тяжелом состоянии больной был
доставлен в научно-исследовательский ин-
ститут рентгенологии и радиологии имени
БВ. М. Молотова. Здесь Шароватов был
тщательно обследован и с помошью двух-
трубочного рентгеновского аппарата уда-
лось установить точное’ местонахождение
инородного тела. Этот аппарат позволил
хирургу проникнуть к осколку, минуя важ-
ные для жизни сосуды и нервы, и уве-
ренно удалить его. Сейчас больной на
пути к выздоровлению...

В ваучно-исследовательском институте
рентгенологии и радиологии, руководимом
заслуженным деятелем науки профессором
С. А. Рейнбергом, наряду со специально
разрабатываемыми проблемами одно из ве-
дущих мест занимает долечивание инвали-
дов Отечественной войны.

— В институте, — рассказывает  заве-
дующий хирургическим отделением доцент
В..А. Головинчиц, — в настоящее вре-
мя производится сложная операция удале-
ния осколков, застрявших в тазу, позво-
ночнике, легких и в других органах.

Если в прошлых войнах преобладали пу-
левые ранения, то в современной войне

лябинском музыкальном училище, старей-
шем на Южном Урале, начался двадцать пя-
тый учебный год. Здесь занимаются свыше

рядах Красной Армии, Сигидулин, не заду-

му, Сигилулин исполняет обязанности...
истопника. i

В том же полку еверхерочник сержант
Котов работает писарем, сержант Терехин
— клаловщиком, старшина Дубасов —
заведующим столовой. Все они в свое
время были строевыми младшими коман-
дирами, И, надо сказать, неплохими
командирами. С большой надеждой, напри-
мер, смотрели в полку на старшину Ду-
басова. Он прошел хорошую боевую шко-
лу в годы Отечественной войны. Служил
командиром расчета, помощником коман-
дира взвода, старшиной батарен. В бою
он показал себя волевых, инициативных
командиром. — Хороший булет офицер! —
говорили 9 нем товарищи. Дубасов охотно
веталея на сверхерочную службу, надеясь
усовершенствовать свои знания  артилле-
рийского дела. Но его берут с батареи м
назначают в столовую.

В таком же положении оказалиь и
некоторые  другке бывалые — младшие
команлиры, оставигиеся на сверхерочную
службу.

Сверхерочники — золотой фонд армии.
Они — носители боевых традиций части,

опытные, закаленные воины, умелые на-
ставники своих подчиненных. Вот почему
неправильно поступают там, где опытного,
знающего, боевого сержанта используют
на должности писаря или кочегара.

Майер Т. СТАРИЧНОВ,

ДВУХТРУБОЧНЫЙ РЕНТГЕНОВСКИЙ АППАРАТ

преобладают осколочные, среди которых до

35 процентов слепых. Удаление инородных
тел из таких областей, как шея, таз, поз-
воночник, легкие, представляет для хирур-
гов большие трудности.

Двухтрубочный рентгеновский аппарат,
сконструированный в институте инженером
Н. П. Бродовским, полностью разрешил
проблему успешного удаления осколков не
только из любых глубин мягких тканей, но

И Из таза, позвоночника и других частей
тела.

Успех достигается благодаря тому, что
новый рентгеновский аппарат, управляемый
в процессе операции самим хирургом, поз-
воляет ему с исключительной точностью
видеть, где именно находится осколок.
Две рентгеновские трубки аппарата Н. П.
Бродовского, отображающие на экране ино-
оодное тело в двух проекциях, лают воз-
можность почти стереоскопически опреде-
лить местонахождение осколка и избрать
наиболее безопасный доступ к нему.

В институте с помощью таких аппара-
тов проделано более тысячи сложных опе-
раций. Были опериорованы больные, до
этого уже несколько раз безуспешно под-
вергавшиеся оперативному вмешательству.
Только под контролем аппарата операции
удалось проводнть в кратчайший срок и ©
большим эффектом. :

Недавно один из заводов Наркомата
электропромышленности приступил к се-
рийному выпуску двухтрубочного рентге-
новского аппарата. Он найдет широкое
применение при одолечивании инвалидоз
Отечественной войны.

А. ЛИТВИН.

СТАРЕЙШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ НА УРАЛЕ
ЧЕЛЯБИНСК, 15 декабря. (ТАСС). В Че- 500 будущих пианистов, скрипачей, вокали-

стов, дирижеров. Внозь открыты классы ду-
ховых, народных инструментов, хормейстер-
ское отделение, специальный класс баяна,