- =  s &  § FS ee

{

льствам и пыткам,

46 денабря 1945 г.,

СУДЕБНЫЙ

воскресенье. № 294

(5282).

‚ ПРОЦЕСС

по делу о немецко-фашистских зверствах
в гор. Смоленске и Смоленской обл.

’ (МОЛЕНСЕ, 15 декабря. (ТАСС). 15
мкабя в г. Смоленске в Военном
Трибунале окрута началоеь  слушанием
‘0 труппы бывитих военнослужащих
гермалекой армии, обвиняемых в массо-
рых убийствах и истязаниях гражданского
зосоения и пленных красноармейцев в
пород временной оккупации Смоленска и
(холенской области в 1941 — 1943 гг.

К ответственности привлечены 10 че-
овек: военнослужащие охранных баталь-
тов германской армии Вайс Вилли, Гау-
диян Курт, Генчке Фриц, Мюллер Эрих,
{раузе Вилли, Винклер ТГейнц,  Звертс
9рих; лекарекий помощник германского
мюнного лазарета Модиш Рудольф, пере-
улик Смоленской  терманской военной
зохенлатуры Киршшельд Роберт и военно-
служащий 350 пехотного полка терман-
esol apart Pavan Иозеф.

Лето рассматривается Военным Трибу-
щих в открытом судебном заседании под
пежедательством генерал-майора юсти-
ция т, Горячева. Государственное  обви-
nome поддерживает старший советник
perma т. Смирнов. Защитниками подеу-
мых № назначению от суда выступа-
ут адвокаты тт, Казначеев, Белов, Лугов-
ной и Сидоренко.

* ok Om

Ла утреннем заседании было оглашено
фнитительнюе заключение в котором
  умзывается, что, совершив  вероломное

нападение на Советский Союз м оккупи-

рмв тород Смоленск и Смоленекую 0б-
ать, немецко-фашистские войска при-
еушили к планомерному истреблению юо-
уских граждан: расстреливали, вешали

пумерщвляли газами мирных жителей, в
  пи числе женщин, стариков и детей,

зерки уничтожали советских  военно-
менных, сжигали и разрушали города и
ревни, грабили и уничтожали промыш-
юные предприятия, колхозы и культур-
1 учреждения, а также угоняли в не-
\ецкое рабство советских людей.

(лежтвием установлено, что зверства,
RCH и грабежи чинились в городе
(моленске и Смоленской области офице-
у  и солдатами немецкой армии по
икаоам командующего войсками по ох-
ране тыла армейской груплы «Центр» ге-
ирмла фон-Шенкендорф (не разыскан),
дИствовавшего по общим планам и ука-
иниях верховного командования герман-
ской армии.

Специальная комиссия под руководством
каехика Н. Бурденко, выезжавшая в
(лек и производившая раскопки
MMOH и изучавшая участки террито-
ип массовых погребений, установила, что
, период временной оккупации немцами
wp. Смоленока и Смоленской области не-
хецко-фаптистекими злодеями умерщвлено
  выше 135.000 советежих граждан;

(лежтвием установлено, что непоеред-
стенное участие в организованном унич-
жении мирного советекого населения: и
  меннопленных принимали различные
  юнкокие части германской армии, дисло-
  ирвавииеся в Смоленске, в том числе
335 ин 490 охранные батальоны и прив-
иченные по делу в качестве обвиняе-
ХЫХ:

Киршфельд Роберт, Модиш Рудольф,
Вайс Вилли, Гаудиян Курт, Генчке Фриц,
  Июллер Эрих, Нраузе Вилли, Виннлер
[ейнц, Эвертс Эрих и Райшман Иозеф.

Материалами следствия устанавливает-
и, чю система истребления немцами
’урных советских граждан в тор. 0м-
анеке и Омоленекой области была такой
2, кю п на всей другой оккупировазв-
шейся территории Советского Союза.

Показания обвиняемых  свидетельству-
Ио ом, что истребление советских
ей проводилось по прямым ‘указаниям
аеровского правительства и командова-
  Шя германской армии.

Мирные жители, независимо от их пола
возраста, немецкими военнослужащими
в причины хваталиеь прямо на улицах

мрыв Смоленска и доставлялиюь в ко-
зендатуру или другие германские кара-
мльные органы, где в процессе допросов
и подвергались нечеловеческим издева-
а затем уничтожа-

XC,

Установлены и такие факты, когда
астники нехецких карательных отрядов
He отраничиваллсь  Тасстрелами, а 3а-
Живо сжигали свои жертвы.

Наряду с массовыми раестрелами в гор.
(уоленске немпы для истребления мирных
‘изетских граждан широко применяли ©пе-
циально оборудованную автомашину, так
мзываемую «лушегубку».

В июне 1942 года немецкие фашисты
требили все население, в том числе де-
тей, стариков и женщин, тородекого рай-
па Верхние Садки и разграбили принад-
Тежащее им имущество.

Наряду с истреблением мирных совет-
их граждан немедко-фашиетские войска
Чинили массовые расправы над советеки-
 и военнопленными в Смоленском пе
CHIbHOM лагере военнопленных № 126,
ниенуемюм немцами «Дулаг-126», и в
(уоленском лагере № 21, а также при кон-
Borposanuu в октябре 1941 г. Колонны
виннопленных через г. Смоленок и при
Персвозках их по железным дорогам.

германские лагери военнопленных,
как установлено показаниями арестован“
ных и свидетелей, заключалось также И
мирное гражданское население, в том ЧИС-
qe старики, женщины и дети.

(бвиняомые Вайс, Мюллер, Гаудиян и
пругие показали, Что Ha орала
10 охране тыла германской армейской
труптировки «Центр», в Которых они слу
жили, было возложено, наряду © прове-
дениех карательных мероприятий против
уирного гражданского населения, также
охрана латерей и конвоирование военно-
пленных.

ия эти функции, арестованные
1 приказам своих начальников, & также
по собственной инициативе, проявление
Которой всемерно поощрялось германским
командованием, методично расстреливали и
вешали советских военнопленных и. гра-
жланских лиц, содержащихся в этих Mam
герях. а
B конце октября 1941 года, 0s ви.

TT льшой группы OBC’ В
Е deanihs в Смоленск,

ваеннопленных из Г. :
военнослужащие 935 и 490 охранных

poe подсудимых. Первым

кареким помощивюом Bob 51
военном лазарете в городе

сентября 1941 года по апрель 1943 г., он
принимал участие в истреблении пленных
раненых бойцов и офицеров Красной Ар-
мии. Он лично умертвил не менее 23 ‹<9-
ветских военнопленных. Модиш
COO виновным в преступных экенеримен-
тах, производившихся над советекими во-

батальонов германской армии учинили над
военнопленными расправу, в результате
которой на трасее и в самом городе
Смоленске было убито до 10.000 человек.

Следствием ворыты и установлены
также факты зверств над русекими воен-
нопленными, назодившимися в германском
военном лазарете № 551, дислоцировав-
шемся в период © сентября 1941 тода по
апрель 1943 года в г. Смоленске.

Следствием установлено, что па совет-
ских военнопленных производилось пер-
вичное испытание не опробованных ранее
бнологических и химических препаратов,
причем, как правило, подвергигиеся этим
экспериментам уничтожались.

Как установлено следствием,  немецко-
фашистские войска за время пребывания
в Смоленске и Смоленской области угнали
на каторжные работы в Германию несколь-
KO тысяч советских мужчин и женщин,
в том числе много подростков.

Угон мирных советских граждан в Гет-
манию сопровождался массовыми расетре-
лами советских людей.

В период временной оккупации  Смо-
ленска и Смоленской области немецко-
фашистские войска варварски разрушали
города; деревни и грабили имущество го-
сударственных учреждений и мирных
жителей.

Установлено; что немцы разрушили на
территории города Омоленска 96 промыш-
ленных предприятий, 7.300 домов, & в
районах области свыше 125.000 жилых

домов.

Так, в Сафоновском районе из. 9119
домов разрушили 8314, в Кордымовеком
из 5655 — 5123, в Ярцевеком из 6000
— 5065.

Наряду с этим немцы уничтожили Смо-
ленюкую городекую электростанцию, 326
матазинов и баз, телеграф и телефонную
станцию, железнодорожный узел ет. Смо-
ленск, железнодорожное депо, 18 боль-
ниц и амбулаторий, 3 кинотеатра, 21
школу, 6 институтов, 3 музея ит. д.
При этом оборудование и имущество этих
учреждений полностью разграбили.

Разрушения и грабежи, совершенные
немцами на территории города Смоленска
и Смоленской области, подтверждены ак-
‘rama Государственной Чрезвычайной Ко-
МИССИИ.

Далее в обвинительном заключения
приводятея конкретные преступления, в
которых изобличены материалами следст-
вия привлеченные по настоящему делу в
качестве обвиняемых военнослужащие
германской армии Модиш  Рулольф, Нирш-
фельд Роберт, Вайс Вилли, Гаудиян
Курт, Генчне Фриц, Эверте Эрих, Мюл-
лер Эрих, Нраузе Вилли, Винклер Гейнц
ни Райшман Иозеф.

ж *х *

На вечернем заседании начинается доп-
допрашизвается
олсудимья Модиш: Рудольф. Являясь ле-

германском
Смоленске ¢

признает

енволленными, а такте в том, что после

произведенных экспериментов умерщвлял

советских гражлан, участвовал в ограбле-
нии мелицинеких учреждений, государет-
венных и частных владений в Смоленске.

Он признал <ебя также виновным в том,
что брал кровь у советских детей для ле-
чения германских военнослужащих. Модиш
признал <ебя виновным и в том, что с
целью так называемых медицинских эк-
спериментов Участвовал в искусственном
заражении крови у раненых советских
BOHHOB.

Ежедневно таким способом убивали по
180—200 человек, а всего за время слу-
жбы Модиша в лазарете было умерщвлено
3.500—4.000 советских  военнослужа-
щих.

Подсудимый Модиш показывает, что
для лечения раненых германских офи-
перов у советских детей брали большое
количество крови, которое явно обрекало
этих детей па смерть. Они уми-
рали либо сразу же после взятия у них
крови, либо впоследствии, так как были
истощены.

Далее Модиш показывает, какими сред-
ствами и способами он пользовался, чтобы
вызвать заражение крови Y легко ране-
ных красноармейцев.

На вопрос государственного обвинителя,
с какой целью это производилось, Модиш
отвечает: для экспериментов, чтобы испы-
тать на больных новые лечебные средст-
ва. Модиш показывает далее, что в лаза-
рете У здоровых людей извлекали части
роговой оболочки глаза, которая затем
пересаживалась раненым немецким офие-
рам. Он припоминает случай, котда про-
фоссор Мюллер взял У русской девушки
кусочек роговицы глаза, и девушка ос-
лепла.

После небольшого перерыва cyl три-
ступает к  допросу обвиняемого Кирш-
фельда Роберта.

Переводчик германской военной комен-
датуры в Смоленске Роберт Киршфельх,
неоднократный участник карательных эк-
спедиций, лично расстреливал советских
граждан, сжигал советские села и Ae
ревни,

Допрашиваемый — затем подсудимый
Звертс Эрих показывает суду 0 чудовищ-
ных злодеяниях карательных экспедиций,
участником которых ой был.

Эвертс показывает, что он был сви-
детелем расстрела группы малолетних де-
тей, подозреваемых в связи с партизана
ми. Лети были убиты выстрелами из пу-
леметов в затылок. г

‘Следующим дает показание подсудимый
Вайс.

— Под моим руководством, — показы-
вает он, — солдаты подвергали расстрелу,
повешению и сжиганию залкиво советеких
людей.

Допросом подсудимого
лось вечернее заседание.
рыв до утра 16 декабря.

Вайс» закончи-
056’явлен пере-

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ. 14 ДЕКАБРЯ

НЮРНБЕРГ, 14 декабря. (ТАСС). Ве-
чернее заседание Трибунала 14 декабря на-
чинается заявлением председателя Трибу-
нала лорда Лоуренса, который сообщает,
что предложение защитника подсудимого
Кальтенбруннера об из ятии из протоколов
суда свидетельского показания Пфахен-
бергера Трибунал решил отклонить. Снова
выступил защитник Кальтенбруннера,
предложивший из’ять из протоколов и по-
казания штурмбанфюрера Хеттеля. По-
скольку допрос Хеттеля, заявил защитник,
состоялся в Нюрнберге 26 ноября и сви-
детель находится в городе, имеется воз-
можность вызвать его в суд. Председа-
тель трибунала лорд Лоуренс отклоняет
это предложение, указывая одновременно,
что защита впоследствии получит возмож-
ность возвратиться к этому вопросу.

Затем председатель предоставляет сло-
во майору Уолшу, который подводит ито-
ги своей обвинительной речи, посвященной
преследованию гитлеровцами евреев в
Европе. Он говорит, что ущерб, нанесен-
ный европейской цивилизации фашистски-
ми варварами, осуществлявшими в отно-
шении еврейского населения политику тер-
рора и зверских преследований, нельзя да-
же возместить. Обвинитель благодарит
своих сотрудников, помогавших ему в деле
сбора доказательств.

Далее слово получает представитель
американского обвинения капитан Гаррис,
посвятивший свою речь ограблению и на-
сильственной германизации оккупированных
германскими фашистами стран. Политика
германских фашистов, говорит Гаррис, сво-
дилась к развязыванию агрессивных войн
с целью захвата так называемого жизнен-
ного пространства. Эта политика неизбеж-
но вела за собой стремление уничтожить
местное население, если его не удается
ассимилировать, и германизировать осталь-
ную часть населения. Немцы проводили
также с этой целью политику конфиска-
ции имущества в захваченных странах, по-
литику вывоза рабочей силы в Германию
и заселения немцами наиболее богатых
пайонов захваченных стран. Польша яви-
лась первым опытным полем для осуще-
ствления этой политики. Вначале Германия
стремилась превратить Польшу в своего
вассала. Затем Германия захватила Поль-
шу, и часть польских областей была офи-
циально включена в состав Германии. На-
чался усиленный вывоз польских рабочих
в Германию. Эта мера имела целью, с
одной стороны, удовлетворение потреб-
ности в рабочей силе, а с другой, — со-
кращение прироста населения в порабо-
щенной стране.

Обвинитель цитирует выдержки из до-
клада капитана Варэна, написанного для
генерала Томаса. Этот документ был  най:
ден американскими войсками в архиве шта-
ба верховного командования германских
вооруженных сил. В документе ярко Xa-
рактеризуется политика германских вла+
стей в Польше, направленная на полное
ограбленне страны. В докладе говорится:
«В первом интервью, которое. имел началь-
ник центрального отдела и офицер связи
между департаментом вооружений на Во-
стоке и начальником администрации. с ми:

нистром Франком 3 октября 1939 года. в:

Познани, Франк раз’яснил, что он намерен
управлять Польшей на основании тех ди-
ректив экономического и политического ха-
рактера, которые даны ему фюрером. В
соответствии с этими дерективами Польша
должна управляться на основе беспошад-
ной эксплоатации страны, вывоза всевоз-
можных материалов, в том числе сырье-
вых материалов, машин, фабричного обо-
рудования и т. д. Все эти материалы мо-
гут быть важны для германской военной
экономики. Необходимо вывезти также ра-
бочих в Германию и сократить производ-
ственную способность польской экономики
до абсолютного минимума, необходимого
для поддержания существования населения.
Все воспитательные учреждения, особенно
технические школы и колледжи, должны
быть закрыты для того, чтобы не дспу-
стить роста новой польской интеллиген-
ции. С Польшей необходимо обращаться,
как с колонией. Поляки должны быть ра-
бами великогерманской мировой империи».

В архиве штаба верховного командова-
ния германских вооруженных сил был най-
ден также секретный документ, представ-
ляющий собой запись директив Геринга.
Этот документ подписан самим Герингом.
В нем говорится: «На совещании 13 ок-
тября 1939 года я дал детальную инструк-

Показания Нонны Губаревой

ПРИКАРПАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
15 декабря. (По телеграфу). Это было по-
чти три года назад. Rorga Герой  Совет-
ского Союза Мадоян и его бойцы ворва-
лись в Ростов-на-Дону, на одной из улиц
им навстречу выбежала женщина © нач-
кой писем в руках.

— Дорогие наши, — плача, говорила
ростовчанка,—дочь мою Нонночку спаси-
те, вызволяйте из проклятой неметчины!

Женщина отдала бойцам письма своей
дочери Нонны Губаревой, угнанной немца-
ми в неволю. 27 февраля 1943 тода часть
этих пибем опубликовала красноармейская
газета «Сталинское знамя», а подлинники
попали в Москву. 11 мая 1943 года на-
ролный комиссар иностранных дел тов.
В. М. Молотов в ноте о массовом насиль-
ственном уводе в немецко-фашистекое раб-
ство мирных советских граждан привел
выдержки из писем Нонны Губаревой, по
понятным причинам не указывая фами-
лии девушки.

«Мамочка, — писала Нонна 8 октяб-
ря 1942 тода из немецкого лагеря, —
погола здесь плохая, идут всё время дож-
ди. Я хожу босая, потому что у меня обу-
ви нет. Хожу, как нищая. Хлеб получаем
два раза в день по 100 грамм. Работа-
ем 12 часов в день. Мамочка, тоска ужас-
ная. Кроме завода и бараков, ничего не
знаем. Как приду с работы, упаду на кро-
валь, наплачусь вдоволь, вопомню дом и
вас, и с тем засну. За короткое время на-
шей жизни злесь мы все выбились из
сил, нелосышаем, недоедаем. В маленькой
комнате нас 16 человек, все украинки и
я. Если придется увидеться, то расска-
жу всё. Но увидеться навряд ли придется,
потому что зимовать остаемся в летних
бараках из досок. При таком питании, да
без ена, да голой и босой не выжить мне.
Если можете, не откажите в моей прось-
бе, вышлите чесноку и луку, MOTOMY 4TO
пища однообразная. У меня уже болят
десны — цынга начинается».

Прошло два года после опубликования

цию по вопросу об экономическом упра-
влении оккупированными территориями.
Здесь я повторяю ее коротко. Во-первых,
экономическое управление оккупированной
страной зависит от того, включается ли
эта страна в состав германской империи,
или же она управляется так, как генерал-
губернаторство. В первом случае необхо-
димо допустить известную реконструкцию
и расширение промышленности, а также
сохранение производственных  возможно-
стей. С другой стороны, с территории ге-
нерал-губернаторства необходимо вывезти
все сырьевые материалы, лом, машины, ко-
торые имеют ценность для германской во-
енной экономики. Предприятия, которые не
являются абсолютно необходимыми для
поддержания существования населения,
также должны быть вывезены в Германию,
если не представляется более выгодным
эксплоатировать эти предприятия по гер-
манским заказам в месте их нынешнего
пребывания»,

20 ноября 1939 года Гесс, как замести-
тель Гитлера, дал следующую директиву:
«Я слышал от членов партии, которые не-
давно прибыли из генерал-губернаторства,
что различные германские учреждения,
как, например, военно-экономический штаб,
министерство труда и др. намерены вос-
становить некоторые предприятия в Вар-
шаве. Однако в соответствии с решением
министра Франка, одобренного фюрером,
никакая промышленность в генерал-губер-
наторстве, а также сам город Варшава
никоим образом не должны восстанавли-
ваться».

Обвинитель цитирует также секретный
доклад, составленный в январе 1940 года
по поручению Франка. В этом документе
характеризуется германская политика ли-
шения поляков собственности, а также со-
здания немецких колониальных поселений
в Польше. Между прочим в конце этой
директивы говорится, что никакие секрет-
ные циркуляры, меморандумы или офици-
альная переписка, касающиеся Польши, не
должны попадать в нескромные руки с
тем, чтобы они не могли быть опублико-
ваны в «Белой книге» в Париже или в
Америке. 12 января 1940 года под пред-
седательством Геринга состоялось совеща-
ние, в котором участвовали Франк, Гимм-
лер, Шверин фон Крозик и др. На’ этом
совещании Геринг заявил, что усиление

военного потенциала Германии является

главной целью всех мероприятий, предпри-
нимаемых на Востоке. Задача заключается
в том, — сказал он, — чтобы получить
там наибольшее количество сельскохозяй-
ственной продукции, не считаясь с правом
собственности. Генерал-губернаторство по-
лучит в свое распоряжение евреев из Гер-
мании и из новых восточных гау (обла-
стей).

Контрразведка американской 3-й армии
разыскала в архиве Гиммлера его речь,
произнесенную перед офицерами СС по
случаю передачи подразделению «Адольф
Гитлер» гитлеровского знамени. В этой
своей речи Гиммлер заявил: «Очень часто
члены СС думают о вывозе населения.
Эти мысли пришли мне сегодня в голову.
То, что я скажу вам сейчас, вы должны
забыть немедленно, но вы должны знать,
что мы должны будем расстрелять тысячи
руководящих поляков».

7 октября 1939 `года Гитлер, Геринг,
Ламмерс, а также Кейтель подписали се-
кретный приказ под названием «Декрет
фюрера и рейхсканцлера об укреплении
германской народной общности». В этом
декрете говорится: «Согласно моим дирек-
тивам, рейхсфюрер СС должен осущест-
вить следующее: 1) Окончательно возвра-
тить в состав империи всех лиц немецкой
национальности и расовых немцев, прожи-
вающих в иностранных государствах.
2) Устранить вредное влияние той части
населения, козорая представляет опасность
для империи и для германской народной
общности. 3) Образовать новые германские
поселения, особенно за счет возвращаю-
цихся в пределы Германии немцев и за
счет немцев, проживающих в данной об-
ласти. Рейхсфюрер СС уполномочивается
предпринять для осуществления этой ди-
рективы все меры».

В декабре 1940 года Гиммлер издал ди-
рективу по вопросу «Об укреплении на-
ционального характера германского наро-
да». В этой директиве говорится: «Устра-
нение чуждых рас из приобретенных во-
сточных территорий является одной из
важнейних задач, которая должна быть
осуществлена на германском Востоке. Эта

этого письма. 1 мая 1945 года Красная
Армия освободила большую группу совет-
ских людей, которых гитлеровцы не успе-
ли замучить до смерти ну каторге. Среди
них оказалась и Нонна Губарева. 6 июля
девушка вернулась домой в Роетов и уз-
нала, какую роль сыграли ее письма В
разоблачении фашистеких фрабовладельцев.

С тех пор она держит тесную связь с бой-.

цами частей Прикарпатского военного ок-
руга, освободившими ее родной город.
Когда в Нюрнберге начался процесс
главных немецких военных преступников,
Нонна Губарева написала нисьмо оевобо-
дителям родного города. Каждое слово с0-
BeTCKOM девушки, которая находится дале-
ко от зала нюрнбергского дворца юсти-

ЦИИ, обрушивает тяжелые улики против! ла Росток. Высокое кирпичное здание в
шайки бандитов, сидящих на скамье под-  непроходимом лесу, цементированный пол.

судимых.
«После допроса

ре стояли теплые апрельские дни, но для
усиления наших мучений в камере вклю-

нас погнали в Бер-  сов, а за невыполнение норм оставлялн
лин, —— описывает свои страдания Нонна еще на два с половиной часа. Чуть за-
Губарева. — Это был ад. В маленькой  лремлешь, и надзирательница бъет плет-
камере поместили до 70 человек. На ДВо-  кой или рукой по щеке.

К подписанию франко-
британского соглашения

о Леванте
ПАРИЖ, 15 декабря. (ТАСС). Как ne
редает парижское радио, исполняющий

обязанности генерального делегата Фран-
ции в странах Левзанта официально с00б-
щил президенту республики Ливана и
президенту Сирийской республики о под-
писании франко-британского соглашения,

В ливзанском парламенте в присутствии
президента республики премьер-министр
Ливана зачитал коммюнике о подписании
франко-британского соглашения. Премьер-
министр, выразив удовлетворение в связи
с получением известия о ‘подписании фран-
ко-британского соглашения, высказал со-
жаление, что это соглашение было заклю-
чено без участня Ливана и Сирии.

Присутствовавший на заседании палаты
бывший председатель совета министров
заявил, что вывод иностранных войск из
стран Леванта должен быть полным. Здесь
не должны оставаться военные миссии;
страны Леванта не должны также предо-
ставлять Франции и Англии аэродромы.

Министр иностранных дел Ливана под-
черкнул в своем выступлении, что прави-
тельство намерено твердо придерживаться
своей программы в отношении обеспечения
полной независимости Ливана.

задача должна быть осуществлена рейхс-
форером СС, как имперским уполномочен-
ным по укрепленшо национального харак-
тера германского народа». В ‘этой дирек-
тиве указываются меры, направленные на
германизацию населения. Всё немецкое
население в восточных областях разде-
ляется на четыре группы: во-первых, этни-
ческие немцы, которые активно участво-
вали в этнической борьбе, являются чле-
нами немецких организаций и т. д, Во-вто-
рых, этнические немцы, которые не дей-
ствовали активно в пользу германизации,
но все же остались немцами. В-третьих,
лица германского происхождения, которые
в течение многих лет были связаны с по-
ляками, однако могут постепенно стать
преданными членами германской нацно-
нальной общности. В-четвертых, лица гер-
манского происхождения, которые были
ассимнлированы поляками и являются пре-
дателями. Члены первой и второй группы
могут быть использованы на работе по ре-
колструкции Востока.’ Члены третьей и
четвертой группы должны быть регермани-
зировавы в тех случаях, когда в отноше-
нии лиц четвертой категории не должны
быть предприняты особые меры, если эти
лица отказываются подчиниться политике
германизации.

14 октября 1943 года Гиммлер произнес
речь, в’ которой он заявил, что при сме-
шении народов иногда возникают непло-
хие в расовом отношении типы. «В таких
случаях, — говорил Гиммлер, — нашим
долгом является из’ять детей таких эле-
ментов из их окружения, иногда применяя
просто кражу детей. Или мы возьмем там
хорошую кровь, которая будет полезной
для нас, и дадим ей место в нашем на-
роде, или же мы уничтожим эту кровь».

В другом приказе Гиммлера, датирован-
ном 16 февраля 1942 года, говорится о
регистрации немцев. В случае, если от-
дельные. лица, указывается в этом приказе,
будут отказываться от регистрации, они
должны направляться в концентрационные
лагери.

Затем обвинитель переходит к вопросу
о германизации немецкими фашистами Бо-
гемии и Моравии. Он цитирует меморан-

Суд над виновниками

войны в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 15 декабря. (ТАСС). Се-
годня на суде над финскими виновника-
мн войны выступил зашитник подсудимо-
го Рамсая адвокат Лагус. Затем с защи-
тительной речью должен был выступить
подсудимый Таннер. Однако выступление
не состоялось вследствие того, что суд
сократил на олин час установленное ре-
гламентом время работы и назначил сле-
дующее заседание на 17 декабря, В жур-
налистских кругах предполагают, что суд
отсрочил выступление Таннера по прось-
бе защитника Рюти Прокопе вследствие
того, что защитник Таннера Эрих продол-
жает еще отсутствовать по болезни.

Аресты фашистов

в Италии
РИМ, 16 декабря. (ТАСС). По сообще-

дум генерала Фредерика, заместителя  Ниям рамской печати, миланская поли-
командующего германскими войсками в Ция арестовала 7 главарей подпольной
«протекторате». В этом документе гово- фашистской организации, известной под

названием САМ (‹«Скуадре Ационе Myc-
солини»). Фашистские главари были
схвачены 7 декабря в момент, когда они
явились в подпольный штаб на окраи-
не Милака. Среди арестованных находит-
ся глава организации САМ де Марти-
ние. При обыске у фашистов из’яты ору-
жие, боеприпасы,  прогагандистские ма-
териалы и списки лиц, принадлежащих к
организации.

Агентство АНСА передает, что в Се-
верной Италии арестован фашистский
палач Гульельмо Полластрини, террори-
заровавший Рим во время немецкой ок-
купации в качестве главы полицейской
шайки. В штабе Полластрини имелся
специальный карцер для пыток и умерщ-
вления арестованных итальянских пат-
риотов.

Союзными властями в Риме арестован
военный преступник Лазар Прокич, кото-
рый под именем Альдо Романо работал
при’ американских учреждениях в Риме,
Прокич был во время гитлеровской окку-
пации Югославии руководителем герман-
ской пропагандистской службы в Сербии
и специальным представителем министер-
ства Геббельса в странах Юго-Восточной
Европы.

ратся, что германизация может быть осу-
ществлена, во-первых, путем проникнове-
ния в Моравию и Богемию немцев, во-
вторых, путем вывоза из’ Богемии всех
чехов и, в-третьих, путем ассимиляции че-
хов. В случае неподчинения чехов ассими-
ляции они должны быть постепенно унич-
тожены. Чешская интеллигенция, говорит-
ся в документе, должна быть полностью
уничтожена, поскольку, как показал опыт,
она не поддается ассимиляции.

об ограблении и германизации западных
стран. OH цитирует документ, предста-
вляющий собой запись совешания от
7 августа 1942 года, на котором высту-
пил Гиммлер. На этом совещании Гиммлер
предложил широкие меры, направленные
на массовый вывоз коренных эльзасцев из
Эльзаса. Первая операция по вывозу
эльзасцев была проведена в период с
июля до декабря 1940 года. В течение
этой опёрации были высланы 105 тысяч
человек. Это были, главным образом,
евреи, цыгане, а также французы и фран-
кофилы.

На этом обвинитель прерывает предста-
вление документов, относящихся к герман-
ской политике ограбления и германизации
оккупированных народов, с’ тем, чтобы
предоставить возможность главному амери-
канскому обвинителю Джексону выступить
до конца заседания с изложением имею-
щегося у него предложения. Слово полу-
чает Джексон, который вносит предложе-
ние о том, чтобы слушание дела по об-
винению германских фашистских организа-
ций и институтов началось после передачи
защите и Трибуналу соответствующих до-
кументов и чтобы защита не вносила пред-

Положение

в Греции
АФИНЫ, 15 декабря. (ТАСС). Грече-
ское правительство запретило митинг, ко-
торый должен был состояться в воскре-
сенье и пройти под знаком протеста про-
тив нежелания правительства  об’явить
амнистию по делам политзаключенных.

:
ложений по поводу этих документов до  ВЧера ‘у под’езда здания правитель-
тех пор, пока они не будут все пред’яв-  СТВа  ХИТОСЫ (организация греческих
лены. Выступает один из защитников, ко- то и ee избивали
торый жалуется на то, что защита не по- в А со. ра, РИ
лучает документов на немецком языке. низаци и родственниксв заключенных,
Председатель отвечает, что это не имеет   Которые решили передать — министру
никакой связи с вопросом, поднятым   ВНУТРенних дел требование амнистии

боркам сопротивления. В результате —
трое тяжело ранены, а двадцать пять че-
ловек, преимущественно женщин, жестоко
избиты. Военный корреспондент француз-
ской газеты «Се суар», попытавшийся фо-
тографировать полицейских, избивающих
женшин, также подвергся избиению, хотя
он был в форме французского офицера.

АФИНЫ, 15 декабря. (ТАСС). 13 де-
кабря из тюрьмы был выпущен бывший
главарь охранного батальона Салоник не-
кий Пулос и 70 солдат его батальона, Эти
предатели сражались на стороне немцев,
вместе с ними отступили в Австрию, где
были захрачены в плен английскими вой-
сками и переданы греческим властям. Ми-
нистр внутренних дел на вопрос коррес-
пондентов ответил, что ему ‘неизвестно, в
чем обвиняются люди Пулоса.

Джексоном, и требует от защитника от-
вета на вопрос, согласен ли он с пред-
ложением Джексона. Защитник отвечает,
что он не имеет возражений против этого
предложения.

На этом вечернее заседание Трибунала
кончается.

двенадцатичасового каторжного рабочего
дня — в барак. В бараке 800 человек.
За малейшую провинность били палкой
по спине, голове, обливали водой или
давали 25—50—75 илетей и сажали в
подвал, откуда человек выходил сума-
сшедшим или выносили его труп. Й по
лагерю ездил целый день катафалк, во-
зивший мертвых товарищей в кремато-
рий. Они не умирали своею смертью, их
уннчтожали. Вто лишалея рассудка, тому
делали ядовитые уколы, человек в судо-
porax умирал. Шо воскресеньям трупы
сжигали, по лагерю разносилея смрад.

Комиссия признала меня годной к ра-
боте на. производстве и послала на фаб-
рику в 30 километрах от портового горо-

Заявление председателя общества
«Друзья Испанской республики»

НЬЮ-ЙОРК, 12 декабря. (ТАСС).
Председатель общества «Друзья Испан-
ской республики» редактор журнала
«Нэйшен» Кирчуэй заявила представителям
печати, что для освобождения  порабо-
щенного испанского народа и для за“
щиты мира необходим разрыв отношений
с правительством Франко. Кирчуэй доба-
вила, что, повидимому, Потсдамская дек-
ларация и декларация Сан-Франциско не
оказали особого воздействия на Франко,
который продолжает строить планы рас-
ширения своей территории. В то же время
США продолжают поддерживать обычные
деловые связи с Франко.

«Испания, — сказала Кирчуэй, — про-
должает служить убежищем для видных
нацистов, является хранителем награблен-

Полураздетые, трудились мы по 12 ча-

Когда приближалась Красная Армия,

чали паровое отопление. Нехватало возду- Не эвакуировали. Новый латерь огороди-

ха. Мы искали щели, где бы можно бы-
ло прильнуть губами и свободней дышать.
Девушки падали в обморок. Эти три дол-
гие мучительные ночи показались нам
тодами. Так нас водили из тюрьмы в  TH,
тюрьму и привезли в главный концлагерь   ДоВал выстрел. Крик смолк. Потом снова
севернее Берлина — Разенсбрук. Здесь   повторился. На утро с проволоки сняли
нас остригли наголо, сняли нангу одежду обуглившийся труп девушки...»
и выдали полосатую арестантекую © номе- Нонна Губарева работает сейчас на Ро-
ром и красным треугольником. Мне дали стовской фабрике кожгалантереи, где она
номер 35.507, а всего заключенных бы-  работала до войны. Родина вернула жизнь
ло 110.000. В этом лагере я пробыла евоей дочери. Далеким кошмаром кажут-
35 дней. На карантине с утра можно бы-  ся Нонне годы немецкого рабства. Вепо-
ло видеть тысячи народу на построении.   миная 0 них в письмах к воинам Ерас-
Какая бы ни была погода, нас гонят в  ной Армии, она выступает как один из
строю по пять, в ногу, с лопатами на  мнллионов свидетелей обвинения, чей го-
плечах, почти голых, босых, оборванных,  лоб призывает Международный Военный
худых, бледных, полусотнувшихея. В 5  Трибунал до конца соверпить дело пра-
Ти до 7 poeM землю.  восудия над гитлеровскими  престуини-

часов под’ем, с 1
Майор Д. РАЗДОЛЬСНИЙ.

С вечера включали ток высокого напря-
жения. . Девушки стали сходить с ума.
Как-то в глубокую ночь, когда все спа-

выкорчевываем лолатамл KOPN или возим   ками
вагонетками песок выестг лошадей. После

ли в два ряда электрической проволокой.

раздался нечеловеческий крик. После-

ных нацистами ценностей, а также оча-
гом фашистской пропаганды. Такой ярко
выраженный враждебный режим свободно
пользуется воэдушными коммуникациями
и всеми незаслуженными привилегиями,
которые полагаются лишь действительна
нейтральной стране»,

В общество «Друзья Испанской рес
публаки» входят в числе других деяте-
лей члены сената Дуглас (от штата Ка-

в и Коффи (от штата Вашинг-
тон).

МАССОВЫЙ МИТИНГ

В СУЛТАНАБАДЕ

ТЕГЕРАН, 13 декабря. (ТАСС). По са-
общению газеты «Дад», 11 декабря на ми-
тинге в Султанабаде (Араке), на котором
присутствовало 5.000 человек, было при-

нято решение требовать лишения депутат-

ской неприкосновенности небезызвестного

иностранного агента Сеид Зия-эд-Дина и
высылки его из Ирана.