КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

(  трудящихся освобожденного унраинсного города Львова   УДАРЫ советских
отцу и полководцу нашему.

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИШУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Тяжкое горе, беду лихую вынесли мы
за эти голы, Враг ненавистный, фашист-
ский — немец лукавый и злобный, слов-
по вор ночной, в город ваш ворвался по“
разбойничьи.. 3

Шаг за шагом в жестоких боях, отра-
mas бешеный натиск многочисленных
вражеских орл, кровью своей защищали
бойць: Красной Армии каждую пядь на-
шей земли советской. ;

Фаптистская Германия пыталась страну
Hay покорить’ и поработить, заводьь
шахты и нивы богатые присвоить, народ
могучий, гордый и свободолюбивый в ра-
бочий скот превратить. Наш украинский
торол, древний и славный, немцы вровью
залили, виселицами уставилн,  запакости-
ля. Думали — осуществилась их мечта,
думали — хозяева они теперь TYT Ha-
веки. И хозяйничали по-евоему. Они пе-
реименозали украинский город Львов В
Лемберт, а улицы горола назвали ‘имена-
ua cporx бандитов Гитлера, Геринга’ и
хругих фашистских злодеев.

Но не покорняся Львов!

Немцы пытались обмануть нас — они
писали в лживых свопх. газетах и виз-
жали по евоему радио, что нет уже боль-
ше Красной Армии. Они исступленно во-
rin o победе и чванились своим Бер-
хином, — как столицей, мол, «мировой
империи»,

Но мы знали — есть на свете Москва!

Мы верили в будущее потому, что в
Москве живет Сталин, а Сталин — это
победа, Сталин — жизнь. Й мы боролись
© зрагом, взлетали на воздух мосты и
склалы, летели под откос эшелоны, пада-
ли на улицах от партизанских пуль гит-
херовцы и их наемники — предатели ук-
раннского народа, выбывали из строя
станки. Мы не щадили себя в этой бо0ь-
бе. зная, что боремся за честь и волю
своего Отечества, за счастье всех наро-
лов Советского Сотоза.

В этой борьбе у нас не было колеба-
ний и сомнений. Мы знали, что мы не
охиноки. Под Москвой и на улицах Ста-
линграда, в Ленинграде и У круч Днепра
наши братья — доблестные советские во-
ины — русские, украинцы, белоруссы,
грузины, казахи и все народы великого
Советского Союза героически бьют гитле-

Бойцам, офицерам и генералам
Львовских дивизий

Собравиенсь, сегодня на общегородской
митинг, посвященный освобождению наше-
го родного города от немецко-фатистских
захватчиков, мы, граждане древнего укра-
инского готола Львова, шлем бойцам, cep-
жантам, офецерам и генералам Львовских
зПвИЗИЙ, славным воинам героической
Ерасной Армин свой горячий привет и
глубокую сердечную благодарноеть за ос-
вобождение ‘нас от немецко-фашистского
рабства.

Больше трех лет черная туча гитлеров-
ского режима тяготела над нами. Для тру-
хящихея украинцев, поляков, евреев то
были времена страпгной неволи, беспро-
светного ужаса и мук.

Неменко-фашистские разбойники, Bop-
вавпгись в наш горол, свирепо и варват-
сви уничтожали всё то прекрасное и ра-
лостное, что дала снам советская власть.
Они гнали нас, как рабов, на каторжные
работы в Германию. Они не считали нас
люльми, грабили наш город; глумились
рат нашей культурой, искусством. Они
пытались онемечить нас. То были време-
па гитлеровского бесправия и произвола.

В условиях неслыханных преслелова-
ний мы, как верные советские граждане,
граждане Украинской Советской Социали-
стической Республики, составной части
В-яикого Советского Союза, сохранили
ceo честь и веру в независимость, со-
хранили преланность своему советскому
Отечеству.

В условиях неслыханного террора нем-

ПРАЗДНИК СВЯЗИСТОВ

a

1.й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 3 авгу-
ста. (По телеграфу от наш. корр.). Часть,
которой командует подполковник Жуков,
отметила трехлетие своего существования.
В этот день ей был вручен орден Красно-
го Знамени.`

Под Сталинградом, под Курском, во
время наступления в Белоруссии связисты
подполковника Жукова самоотверженно
выполняли боевые задания, они сутками
дежурили у своих аппаратов, быстро и

НА ВИСЛЕ.

ровские орды, борясь за нашу землю, за
Ham Львов. $

Больше трех лет хозяйнйчали немцы во
Львове. Но в прошлов отошло уже страш-
ное. хозяйничанье оккупантов, нет. гитле-
‘ровеких орд во Львове. Выбросила их вон
Ераеная Армия, Наш уревний украинский
торох Львов навеки стал вольным, CO-
ветским, Г

Это счастье принесла нам родная наша
Красная Армия. Долгожданную свободу
вернули нам Вы, любимый наш отец и
полководец. Ваша воля возглавила страну
в борьбе за победу, Ваша мудрость. ведет
советский: народ и нашу великую Родину
Е бессмертной славе и величию.

Собравитись ‘сегодня на- общегородской
митинг, мыь граждане города Львова, самые
сердечные слова блатоларности шлем Вам,
Верховному Главнокомандующему  воору-
женными силами Советского Союза.

Мы клянемся Вам, товарищ Сталин, и
всему народу советскому, что все свои
силы, всё отдадим делу окончательного
разгрома врата ненавистного, немца про-
кЛЯТОГО.

Мы восстановим в кратчайший срок
всё то, что разрушили неменко-фатист-
ские поллые захватчики. Слелаем свой
родной город еще более богатым, более
цветущим, более счастливым.

Не бывать больше никогда немцам во
Тныове, не витать его улиц, не топтать
-.0 парков, садов и плошадей.

Мы знаем, что есть еще любители чу-
жого добра, которые зарятся на Львов/—
это польские паны-эмигранты клики Соен-
ковокого, Рачкевича-Кукеля, Матушевоко-
го, которые своей политикой погубили
свою страну, отдав ее пох. немецкое ярую,
снова зарятся иа замалные украинские
земли, на наш укоаческий Иьвоз.

Но не быть этому никогда!

Львов испокон веку от самого своего
основания был ‘украинским городом —
таким ен и останется.

Народы; Советского Союза, в частности,
украинский народ, заичтересованы в том,
чтобы иметь на своих гранинах друже-
скую Польшу и искренне приветствуют
создание Польского Комитета Нациеналь-
Horo Освобождения и польской армии.
Польский народ, с помощью героической

(Принято на митинге трудящихся г. Львова 30 июля 1944 г.).

цев и их поллых прихвостней — украин-
ско-немецких. националистов мы всем,
чем могли, помогали делу побелы над не-
навистным вратом — немецко-фашистски-
ми разбойниками.

Дорогие наши герои. Мы ждали вас—
освободителей наших, ‘мы верили в то,
что проклятому немцу не господствовать в
нашем городе.

Мы прислушивались к каждой вести,
которая проникала с фронтов, мы елу-
шали салюты побелы, которые предвеща-
ли день нашего освобождения. И этот
праздник победы припел, вы принесли
ето, — славные наши герои. Вы подняли
над вашим городом славное Красное Зна-
ия — знамя советсней победы над не-
мециз-фашистскими захватчиками,

Мы от чистого серхца благодарим  Be-
imum братский русский народ и ве
народы ‘Советокого Союза, сыны которых,
вместе с украинским народом, пришли со
славной победой к нам,  выбросив вон
проклятого овкупанта © советской земли,
из нашего родного города,

В веках будет греметь слава о ваг,
наших опасителях, не забудут вае наши
дети и внуки. ;

Мы от чистого серлца благодарим ве-
тикого полководца товарища Сталина за
освобождение нас от немецкого ярма, за
право свободно жить и раецветать в вос-
соединенной украинской ‘советской дер-
жаве.

(Принято на митинге трудящихся г. Львова, состоявшемся 30 июля с. г.).

точно передавая боевые приказы и доне-
сения. Однажды фельд’егерь старшина Па-
Нин вез на связном самолете важные до-
кументы. В воздухе самолет бы атакозан
«Мессершмиттами». Связной самолет упал
на землю и загорелся. Панин вытащил из
кабины потерявшего сознание летчика и
быстро извлек из горящей машины боевые
документы. Доставив тяжело раненого пи-
лота в госпиталь, отважный связист на-
чал добираться с корреспонденцией к ме-

`` Снимок нашего спец.

Красной Армии, вернет себе  извечныю
польские земли на западе” Польши,” кото-
рые насильно захвачены немпами, и бу-
дет создана свободная, `лемократическая,
независимая и сильная Польша.

Трабить и поработать советскую Украи-
ну немцам помогали поллые предатели
украинского народа — украииско-немец-.
кие националисты, все эти ‘бендеры, мель-
ники, бульбы; кубийовичи, украинско-не-
мецкие националисты, как и польские на-
пионалисты. выполняя наказ Гитлера, ста-
рались. разжигать братоубийственную вой-
ну между украиноким и польским наро-
дами и тем самым помогая немцам пора-
ботить украинокий и польекий народы.
Но ухраинекий народ ‘всетла презирал и
презирает этих выротков, подлых немеп-
ких пеов..Украинский нафод верен ©вое-
му Отечеству — великому  Советекому
Союзу.

Великая Отечественная война еще боль-
ше сплотила народы Советского Союза для
беспощалной борьбы с- самыми лютыми
врагами человеческой свободы — HeMell-
во-гитлеровокими  захватчиками.

Пи Вашим руководством, товари
Сталин, булет охончательно уничтожена
фаптистекая Германия и ее прихвостни.

Мы обязуемея всё слелать, что в Ha-
ших силах, чтобы помочь нашим братьям
3 Закарпатской Украине освободиться OT
неменко-фаптистекого ярма.

Мы обязуемся приложить все усилия,
чтобы были ‘освобождены славянские и
тругие, порабощенные фашистской Герма-
нией, народы Европы.

Мы также уверены в том, что наша
Красная Армия длобъет немецко-фалист-
ского зверя в ето собственном логове.

Львов, как и все освобожденные укра-
инские земли, ©нова будет пвести счз-
стливой и радостной советской жизнью.

Да зправствует свободная, воссоединен-
ная Советская Украина!

Да здравствует и крепнет наше 0те-
чество — великий Советский Союз!

Да здразствует сталинская дружба на-
родов!

Слава Hamel освободительниие — Ha-
шей доблестной Красной Армии!

Слава великому Сталину!

Мы с ралостью узнали, что приказом
Верховного Тлавнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина с9е-
динения и части, освободившие Львов,
представлены к присвоению наименования
««ьвовских» и награждению орденами.

Гордитесь этим славным  наименова-
нием, з вместе с вами гордимся и мы —
граждане города Львова, ибо Львов aro
старинный украинский город, на его зем-
лях напи предки не раз скрещивали мечи
е немецкими пеами, отстаивая свою волю
и независимость. ,

Желаем вам новых побед, желаем вам
новых успехов на фронте: Бейте прокля-
того немца еще крепче. идите в его гит-
леровское логово и добивайте его там, а
мы, не жалея свонх сил, в этом вам по-
можем. Мы булем укреплять наш тыл,
восстановим наш родной город, чтобы ено-
ва полным ходом заработали наши пред-
приятня, наши высшие учебные, научные
и культурные учреждения, — универси-
теты, институты, театры, кино, музеи.
Мы любовно приберем и украсим свой
город, и вы, вернувшись после разгрома
врага, булете лучшими и ‹амыми дото-
гими нашими гостями.

Слава Львовским дивизиям, освободив-
шим из неменно-фашистской незоли горел
Львов! Я
_ Слава великому полководцу, . Маршалу
Советского Союза Иосифу Виссарионовичу
Сталину!

сту назначения. Документы в полной со-
хранности были доставлены в часть. Грудь
отважного старшины украшают орден Оте-
чественной войны, медаль «За отвагу»,
медаль «За оборону Сталинграда».

За три года многие связисты части под-
полковника Жукова стали настоящими
мастерами своего дела. Около. 40 процен-
тов Личного состава части награждено ор-
денами и медалями Советского Союза.

- фотокорр. капитана А. Капустянского,

ЛЕТЧИКОВ

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 3. августа.
(По телеграфу от наш. корр.). Наши на-
земные войска” за этисдни далеко ушли
вперед. Советские пехотинцы, танкисты И
артиллеристы продолжают успешно про-
двигаться”на Запад. Как: при прорыве обо-
роны, так ‘и в преследовании противника
огромную поддержку наземным войскам
оказывает авиация.

-Каждый день авиационные офицеры вы-
летают к линии фронта ‘на командные
пункты общевойсковых командиров. По’ их
вызову штуруовики идут громить укрен-
ленные пункты’ противника. За Перемьни-
лем немцы сделали попытку своими танка-
ми задержать ваступающие советские вой-
ска. Один из авиационных офицероз тотчас
вызвал штурмовиков. Группа «Ильюшиных»
старшего лейтенанта Алексеенко через.
несколько минут появилась над целью.
Около населенного пункта, расположенного
в лощине, ° укрылись вражеские танки и
артиллерия. Ведущий подал команду: «Ата-
куем». Штурмовики TDH раза заходили на’
танки врага. Вслед за группой Алексеенко
сюда же привел своих летчиков мастер
штурмового удара капитан Шумидуб. Затем
снова дважды наносил удар по этой цели
стариий лейтенант Алексеенко. Танки, аф-
тиллерия, автомашины и живая сила кем-
цев были разгромлены. Наши войска стре-
мительным броском добили остатки враже-
ской техники и живой силы. Командир пе-
хотной части дал высокую’ оценку работе
летчиков-штурмовиков.

Отлично действуют истребители, сопро-
вождающие штурмовиков и прикрывающие
наши наступающие войска. Благодаря ма-
стерскому сопровождению — истребителей
капитана Антипова, капитана. Чурилина,
капитана Шадрина и младшего лейтенанта
Маркарян штурмовики ке имеют ни одной
потери от истребителей противника.

Груапа истребителей под командой ка-
питана Волкова сопровождала наших штур-
мовиков на цель. Меткими ударами штур-
мовиков была разбита артбатарея против-
ника. В момент выхода штурмовиков из
атаки два «МЕ-109» пытались проскочить
мимо наших истребителей и атаковать
«ИЛ‘ов>». Лейтенант Ананьев бросился на-
перерез врагу. Имея преимущество в высо-
те, он быстро настиг ведомого немца. Дву-
мя очередями сверху, сзади Ананьев сбил
«МЕ-109». С другим немцем. завязал бой
лейтенант Аксименко. В это время в район
боя пришли еще четыре «ФВ-190». Один
из них уже заходил в хвост” самолету
Ананьева. AxKcuMeHKO, видя грозящую
товарищу опасность, подвернул свой ‹амо-
лет и меткой очередью сбил немца.

Наши истребители стали полными хозяе-
вами воздуха. Гвардейцы-иетребители, при-
крывая наши зойска, смело навязывают
бой врагу и сокрушают его.

Майор И. ШИПИЛОВ.

`’Подвиг водителя
санитарной
машины

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа.
{По телеграфу от ‘наш. корр.). Санитарная
машина < шофером Евгением Борисовым
следовала по лесным дорогам вслед за
наступающими. Соверщая очередной рейс в
тыл; < ранеными: бойцами, машина неожи-
данно подверглась нападению отряда фин-
нов. Водитель Борисов, услышав побли-
зости автоматные очереди и заметив между
деревьями перебегающих финских солдат,
остановил машину. Раненым он ариказал
немедленно уйти в укрытие, а сам с вин-
товкой залег за камень и. завязал пере-
стрелку:

Огонь винтовки не давал финнам при-
близиться к машине. Вражеская пуля тя-
жело ранила водителя в ногу, вышли вин-
товочные патроны. Не обрашая внимания
на раву, Борисов продолжал бить по фин-

ную перестрелку,
пришли находившиеся поблизости наши
бойпы и отбросили финнов. На поле боя

тивника.

Бойцы помогли Борисову погрузить в
машину раненых. Несмотря на рану, храб-
рый водитель благополучно доставил ране-
ных к месту назначения.

Участники смотра эстрады
отчитываются на фронте

Комитет по делам искусств решил
‘организовать для фронтовиков творческие
отчеты. участников происходящего в Мо-
сквё смотра новых работ советской эстра-
ды. В. действующую армию выехали за-
служенная артистка республики Русланова,
мастера балета Редель и Хрусталев, арти-
сты Набатов, Смирнов-Сокольский, акро-
баты Птицына и Маслюков и другие.

В ближайшие дни на фронт выезжает
зторая бригада участников смотра, возглав-
ляемая К. Шульженко. В дальнейшем пе-
ред фронтовиками будут отчитываться
джаз Утесова и ленинградский театр
эстрады Райкина. (ТАСС).

_ Воздуш

Утром, в условное время, разведчик «Пе-
тляков-2» появился над аэродромом истре-
 бителей. Для сопровождения разведчика
поднялись шесть «Лавочкиных-5». Их вел
старший лейтенант Демин. Быстро приняв
боевой порядок, самолеты
запад; Пересекая линию фронта, наши лет-

‚Но даже после того,

нам из нагана, Вскоре, заслышав интенсив-
на помощь Борисову

осталось более десятка трупов солдат про-

Из оныта боев дивизии
С. Т. ГЛА

4 августа 1944 г., пятница, № 184 (5864).

гвардии генерал-майора

ДЫШЕВА

Прорыв долговревенной, обороны

В ходе беспримерных в истории насту-
пательных боев лета 1944 года части
Ерасной Армии приобрели богатейший и
многообразный опыт по прорыву  долго-
временной обороны противника. Сокру-
тение немецких оборонительных рубежей
на Днепре, Западной Двине и Березине
осуществлялось различными методами и
приемами. Но’-Во -всех влучаях решаю-
щим фактором, ` определявшим успех. опе-
рации, была тщательная подготовка войск
к прорыву, обеспечивающая  внезапность
и стремительность удара.

Яено, что скрыть подготовку войск Е
наступлению, когла его предполагается ве-
сти на широком фронте, очень трудно.
Противник, разумеется, знает о готовя-
шихея против него активных действиях.
Олнако главное заключается в том, что
врагу не известно, когда и. где будет на-
несен рептительный удар. Эта неизвест-
ность во многих случаях путает немцам
карты не только за день-два до штурма,
как наши части уже

линии вражеских

ворвались в первые
траншей.

Поучительно в этом отношении развер-
тывались боевые действия по прорыву
долговременной немецкой обороны юго-во-
сточнее. Витебска на реке Сухолревка. Про-
рыв осуществлялся дивизией гвардии гене-
рал-майора С. Т. Гладышева, На ее пле-
чи выпала основная тяжесть боев при
прорыве, замечательные дела Дивизии
известны всему фронту.

Передний край немецкой обороны про-
холил на некотором удалении от Сухо-
хревки. Левый его фланг упирался в высо-
ту, находившуюся на противоположном бе-
регу Суходрезки. Возвыитонный характер
местности обеспечивал немцам широкий
обзор, Они просматривали вперетилежащую
территорию на пятнадцать и больше ки-
лометров. Глубина обороны противника на.
этом укрепленном участке фронта. дости-
тала 30-—40 километров. Особенно силь-
ные укрепления были возведены немцами
в первой и второй полосе обороны, отето-
явших на семь километров одна от дру-
той. Противник имел здесь по четыре ли-
нии траншей полного профиля в каждой
полосе, многочисленные дзоты, блиндажи,
пулеметные и  минометные площадки.
Траншей соединялись между собой густой
сетью ходов сообщения. Перед передним
краем первой полосы немцы выставилн
проволочные заграждения в четыре кола,
усиленные спиралями Бруно и рогатками.
Берег реки Суходревка был буквально
усеян. противопехотными и противотанко-
выми минами. Вторая полоса, так же как
и первая, прикрывалась рекой Лучеса.
Районы артиллерийских позиций против-
‚ника находились в укрытой лесами меет-
ности, что очень затрудняло нашим на-
блюдателям засечку немецких батарей.

Наступление наших войск на этом уча-
стке усложнялось еще и природными ус-
ловиями. Сильно заболоченная пойма ре-
ки Суходревка служила серьезным пре-
пятствием для танков и артиллерии. И
всё же командование соединения решило
именно на этом направлении нанести про-
тивнику первый и главный удар, obec-
печивающий решение всей задачи по про-
рыву немецкой обороны.

Прорыв немецкой укрепленной” полосы
на этом участке очень поучителен в том
отнощении, что он был осуществлен He
обычным штурмом, следующим после ар-
тиллерийской подготовки, а совершенно

населенный пункт. Наилучших результа-
тов добились разведчики, высланные из
частей Гладышева. Они переправились на
левый берег Суходревки и захватили на
нем плацдарм. На следующий день нем-
цы предприняли несколько контратак, но
отбросить за реку наших пехотинцев им
не удалось. Больше того, пехотные под-
разделения, отражая контратаки, одновре-
менно врезались в передний край немец-
кой обороны, расширяя захваченный на
левобережье плапдарм. Когда  плапдарм
был прочно закреплен, в пойме на пра-
вом берегу Суходревки начались работы
по подготовке путей и переправ для про-
хода. танков, артиллерии и автомашин.
Camo собой разумеется, что днем прокла-
лывать пути и наводить мосты было
нельзя, так как по этому признаку про-
тивник мог бы легко определить направ-
ление удара. Bee строительные работы, а

>

(Or ёпециального коррёспондента
«Красной звезды»)

>
лельным курсом. Демин предупредил об

яли курс на.

чики попали в каскад разрывов вражеской этом своих ведомых. Внезалной атаки он

зенитки. Произведя маневр, самолеты ми-
новали зону заградительного огня и пошли
над Восточной Пруссией. Участвуя в воз-
душных схватках на многих участках фрон-
та, Демин и его боевые друзья дрались
долго и упорно, чтобы, наконец, появить-
ся над логовом заклятого врага. Сегод-
няшний полет был для них самым тор-
жественным из всей боевой жизни.

«Петляков-2», рассекая воздух, смело
снизился. Прой@сясь над землей, экипаж
разведчика просматривал и фотографиро-
вал движение на автомобильных и желез-
нодорожных. коммуникациях противника.
Затем наши самолеты повернули на юг и
направились К населенному пункту, OT
которого расходилось несколько дорог, Ле-
тя, Демин вглядывался в новый, непри-
вычный глазу ландшафт с множеством ко-
муфлированных строений. Он замечал, как
с приближением советских самолетов оста-
навливались вражеские поезда, маскирова-
лись <новавшие по дорогам немецкие ма-
шины, =

Бдруг Демин увидел сзади себя сначала
пару «Мессершмиттов», затем еше четы-
рех «Фокке-Вульфов». Немцы шли парал-

не опасался. Солнце находилось слева, а
это было неблагоприятно для немцев. Но-
явление‘ немецких истребителей было заме-

чено и экипажем разведчика. (В эфире
прозвучало:

a Справа шесть истребителей ‘против:
ника

` Демин спокойно, но выразительно. отве-
THI:

— Вижу! :

Вскоре немцы резко свернули влево, ви-
AMMO решившись, наконец, атаковать на-
ши самолеты. Зорко наблюдая за ними, Де-
мин сразу разгадал замысел вражеских
пилотов. Не ожидая, пока противник что-
либо ‘предпримет, он решил первым завя-
зать бой, и тотчас же передал по радио
одной из своих пар:

— Провожайте разведчика. Я займусь
немцами.

В то время, как «Петляков:9» с. двумя

истребителями уходил вперед,

четверка
«Лавочкиных-5» ринулась в атаку на вра-
жескйе : самолеты.

Бой завязался на
родом. Не .дав.н
думанный маневр,

д одним немецким го-
ротивнику выполнить за-
«Лавочкины-5» на боль-

своеобразным методом. 3a несколько
дней до общего штурма дивизия ге-
нерала Гладышева и его соседи
предприняли разведку боем. Hamm
разведывадельным отрядам, действовав-
шим небольшими группами, ‘Удалось
захватить . несколько высот и один

также переброски и сосредоточение войси
производилиеь исключительно ночью. В
рассвету всё построенное 38 ночь Ma-
скировалось. под цвет местности, o-
роги, проложенные по торфяникамх, но-
крывались тонким слоем торфа, сооруже
ния, Воздвигнутые на луговинах, засыпа-
лись травой. Пути и исходное положение
наших войск маскировались так искусно,
что их не могли обнаружить ни назем-
ные, ни воздушные наблюдатели против-
ника. : а

Количество введенных в Ooi подразде
лений постененно возрастало. Немцы рас».
считывали, что главный удар будет на-
несен гле-то в другом месте, а на Cyxo-
древке советские войска попытаются от»
влечь внимание обороняющегося. Между
тем командование № соединения, органи-
зуя разведку боем и прогрызание перед-
него края оборопы противника, пресле-
довало. определенные цели — оно. подго-
тавливало внезапный прорыв. Для этого
важно было держать немецкие войска в
постоянном напряжении. Части Гладыпе-
ва успешно выполнили эту задачу, Вро-
ме,того, в результате частных боев, рас-
цениваемых противником как демонстра-
ция, они захватили перед фронтом своей
дивизии почти весь передний край обо-
роны противника, а на некоторых участ-
ках ворвались во вторые трапшеи.

Дальше события развертывались в та-
кой последовательности, В назначенный 940
на соседних участках началась артилле-
рийекая подротовка, вслед за которой пе“
Xora лвинулась на штурм немецкой укреп
ленной полосы. В то же время диви-
зия Гладышева продолжала  прорывать
немецкую оборону Ha своем участке, ©
той разницей, что теперь в бою при-
нимали участие ие один-два батальова,
а главные силы дивизии. Полки Гла-
хыптева находились впереди других ча-
стей, принимавших участие в штурме,
По подготовленным переправам была бы-
стро переброшена на левый берег реки
артиллерия сопровождения, танки И с4*
моходные пушки,

Стрелковые батальоны наступали двумя
эшелонами, В первой линии шли четыре
батальона, во вторей — три. Два баталь-
она командир дивизии держал В свом
резерве. Такое построение давало атаку-
ющим подразделениям возможность пре-
одолевать немецкую оборону, не опасаясь
за свои тылы. Батальоны первой линия
вели бой в третьей траншее, затем‘ с хода
зтаковали четвертую. С разрозненныхя
группами немцев расправлялись баталь-
оны Второй линии. Они же  пресекали
‘попытки противника контратаковать вы»
рвавшиеся вперед части. Батальоны  вто-
рой линии прикрывались от фланговых
контратак следовавшим за ними резервох
командира дивизии.

Высокие темпы прорыва обеспечивались
нарастающим огнем артиллерии и посте-
пеннымх вводом в бой всех наличных ‘9г
невых средств. Артиллерия успешно по-
давляла огневые средства противника. В
глубине обороны она вела борьбу с флан-
говым огнем противника. В первый x6
час штурма наши артиллеристы  п@-
ностью парализовали один из важнейших
фланговых опорных пунктов немцев, В
другом месте, на высоте, расположенной
на правом берегу Суходревки, артиллери-
сты держали нод отнем пути подхода ре-
зервов и танков противника, рассенваля
его контратакующие группы. Сильное
огневое воздействие на немецкие позиции
оказала артиллерия, сопровождающая пе-
хоту. Танки были введены в бой пос
прорыва первой траншеи, Приняв на 60
ню десант, они разгромили фланговые
узлы сопротивления немцев.

Когда на ‹оседних участках пехота ве-
ла еше бой © противпиком на его перед
вем крае, части Гладышева уже прорвали
вторую укрепленную полосу немцев 34
рекой Лучеса и вокоре вышли на MOC
сейную дорогу Витебск-—Орша.^ Немецкая
оборона быта дезорганизована. Противник
потерял на этом участке большую часть
своей артиллерии. Шоссейная дорога, по
зволявшая неприятелю маневрировать Pee
зервами вдоль линии фронта, была пере
резана. Немецкие войска,  оборонявиие
соседние участки справа и слева, попали
под’ флантовые удары вклинившихся. 9а*
стей Гладышева. Основное же заключалиь
в том, что в образовавшийся прорыв
можно было ввести значительные силы
для развития успеха, Введенные в про
рыв подвижные части организовали пе“
следование разгромленного противника,

Подполковник Н. ПРОКОФЬЕВ,
3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.

ный бой над Восточной Пруссией

шой скорости атаковали головную пару
«Мессершмиттов». Вспыхнув от меткой
очереди младшего лейтенанта (Сенченко,
один из немецких самолетов через секунду
рухнул вниз. Перевалившись на нос, 0
оставил за <обой столб черного дыма #
ткнулся. в землю на окраине города.
>

— Хорошо! — одобрительно крикнул
Демин.

Имея преимущество в скорости, «Лавоч
кины-5» снова «повисли» над растеряв
шимися немпами. Взятый темп прелвещал
успех советским истребителям. Вскоре #
сам Демин, поймав. на выходе из пики
рования. одного «Фокке-Вульфа», дал смер
тельную очередь. Еще один немецкий са*
молет. ткнулся носом в железнодорожную
насыпь и мгновенно сгорел.

Зажатые в клещи немцы  попыталисй
YHTH из боя на бреющем полете. Однако
«Лавочкины:5» настигали противника и )
земли. На пятой минуте схватки, пресле
дуя врага, летчики Бокарев и Черенков
вогнали в землю третий немецкий само-
лет, Выходя из боя, они проштурмоваля
нушечным огнем стоявшие на’ дороге не
мецкие автомашины,

На обратном пути около”-линии фронта
истребители увидели шедших им навстре’
чу «Ильюшиных-2», В знак приветствия Де
мин’ качнул ‘машину ‘с ‘крыла ва крыло.
Это шла в Восточную Пруссию н0вай
группа совётских самолетов.

Майор С. РЫБАКОВ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Spee

\