м

yy
Shy ]
УК

у
Е
ATH.
3 y
BEG.

6х.
в.
пи
DOR:
Iona
813.
Bye

Way
ti

KOM
3a]
Ще.
Way
0TH.
Korg
aH

34-
ый

wt
‘Aig
ВОЙ.
“Roy
рут.
ag
т
уж
neta
ners
ORO
lhe
ell
froge
OBI,
tay-

Ct.

То
ct
1d

[Ву

git
ne,

` торой возились двое бойцов, было навале-
`но много таких вещей,

^ НЫХ

5 августа 1944 г., суббота. № 185

П. ПАВЛЕНКО

Поздним вечером мы переправились че-
рез-реку в том месте, где два дня пазад
ее форсировали наши передовые’ части.

На песке западного берега, всюду, на-
сколько хватал глаз, точно выброшенные
гигантским шквалом, валялись в изобилии
самодельные илоты из бревен и хвороста,
поитончики из пустых бочек и ‹плавточки»
из немецких бензиновых баков, по четыре
штуки связанные проводом. Были тут и
автомобильные камеры, и покрышки, 4H
лодки, счетверенные одним деревянным
настилом и представляющие собою почти
паромы.

Всё это любовно сбитое топорами и евя-
занное проволокой хозяйство, кое-где тро-
Hye асколками, частично разрушенное и
подраненное в час переправы, выглядело
сиротливо без своих хозяев, ушедших впе-
рел. Было жаль, что веё это трогательное
соллатское добро сейчас уже никому не
RYHHO.

Но я ошибся: чья-то заботливая рука
собирала эти вещи. На телеге, возле ко-

подобранных на
берегу у самой воды. .

— Зачем собираете? — спросил их во-
дитель мапгины. — На дрова, что ли?

— Как зачем? — удивленно переепро-
сил старший, оказавшийся бойцом тфан-
спортной роты. — В cede в хозяйство.
Река-то впереди еще He одна. -

— А саперы?

Нат водитель, как и все шоферы, был
поклонником крупной техники.

— Сапер-то сапер, да ты и сам не будь
твор, — УПрямо ответил. старший. —
Отреюк, кроме того, что ему положено
по табелю, должен сам себя обеспе-
чить. При нем чтоб любое оружие было
— автомат, граната, противогаз и еще
своя переправа — автокамера или что-
Нибудь вроде...

Водитель не согласился с товоривитим,
я между ними завязалея спор © преиму-
ществах крупной техники и недостатках
кустарщины.

— Ты бы, дорогой мой, без смеху, —
возражал водителю беби транспортной ро-
ты. — Есть у нас изобретения и кроме
плотов. Пловучий пулемет, например, на
винтовой установке. Вотон, пожалуйста!..

Было уже совсем темно, и, только по-
Jolla вплотную к телеге, мы разглядели
на ней нехитрое сооружение из коротких
бревнышек, стянутое железными болтами.
На нем торчали остатки ручного  пулеме-
та, Который, судя по всему, провел же-
отокий бй.

— Ге. ж тут винт? — не утертел
воитель, а бойцы-транспортники все за-
смеялись.

— Винтовая установка пошла вперед,
— смеясь, сказал тот, кто поддерживал
разговор ‹ водителем. — А корабль у нас
остался. Вот так беренься за скобы, и
толкай всё сооружение в волу. Столкнул,
— руками за пулемет и строчи, а. ногами
в воле действуй, натравляй движение, ку-
ха Halo.

— Матика «Рено» марки «тиру» и

(5865).

Инициатива

«10», — пошутил ‘водитель, но в голосе
его уже не было прежней высокомерной
насмешливости. ,

Говоривший, иежду тем, отошел в сто-
рену и снова похлопал рукою теперь уже
по BYCKY металла.

— А вот наш эсминец! — сказал он
ласково.

На крохотном плотике был прикреплен
щиток от станкового пулемета. Боец ‘пе-
реплывал реку, вооружившись гранатами,
под заслоном щитка.

— А это вот... наш солдатский линкор;
— показал он на два металлических пи-
линдра < ручками на крышках, напоми-
нающине большие банки из-под варенья.

— Да это ж мороженины! =— крикнул
водитель, сразу  разгадавший природу
«линкора».

— Чем они в мирное время занималиеь,
того не знаю, — строго сказал боец, не

время войны они нас через реки переправ-
ляют. Мы в них гранаты клали, & сами
вплавь. Сухо, аккуратно. Это мы у пар-
тизан подемотрели, как они в мороженипе
документы хранили. Отличная штука. С
ними восемнадцать человек переправились
И СВЯЗЬ...

И тур я ца одно мгновение представил
себе стихийную волю красноармейца к
движению вперех, волю, которая ие тер-
пит замедлемий, не поддается усталости,
не скупится на выдумку и перетолнена’
таким ярым вдохновением, перед которым
отступает всё обыленное, среднее, буднич-
ное, а в душе человека загораетея огонь
страстной отваги, и она томится, если не

побеждает, а побеждая, ликует, потому
419 нашла свое высшее счастье.
Передо мною лежали вещи, которым

следовало салютовать. Они выглядели уча-
стниками славы. Они были оружием вдох-
новения самого народа, который не раз-
делял себя на сапер, стрелков, танкистов,
автоматчиков, а наоборот, всех об’единял
в профессии воина, которому незачем кого-
то поджидать для того, чтобы спешить к
победе.

И дороги стали мине эти «линкоры» и
«пловучие пулеметы» пехотинцев, состря-
панные уставшими руками в короткие ча-
сы досуга между боями, и было приятно,
что веши эти не стниют на пустынном
берегу феки, а еще послужат и Bep-
нутея как старые верные друзья Kk тем,
кто строил их.

— Куда же их теперь? — почтительно
спросил водитель, побежленный тем, что
увидел, а еще более тем, что он предета-
вил себе.

— На нас рек хватит, — ответил боец.
— Куда надо; туда и потребуются.

— Да, это нельзя бросать, — мягко
сотласилея водитель. Он дал газу и, ©т’-
ехав © полкилометра, слалостно вздохнул
и удивленно покачал головой:

— Нуи боец у нае пошел.

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. (По теле-.
трафу от наш. спец. корр.)-

МАСТЕРСТВО СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 августа.
(По телеграфу). Наступление наших войск
аоддерживается мощными силами авиации.
Советские летчики оказывают большую
помощь нашим наземным частям. Вот один
из боевых дней наших летчиков.

После ночного удара по вражеским ог+
невым позициям и скоплениям живой CH-
лы ранним утром, несмотря на неблаго-
приятные условвя погоды, истребители вы-
-петели прикрывать < воздуха наступаю-
щие войска.

Многочисленные труппы наших штурмо-
вВиков в течение всего дня атаковали скоп-
ления войск и техники противника на JIH-
нии фронта. Одной из первых поднялась
в воздух группа самолетов. лейтенанта Ко-
валева. Попутно с разведкой летчики на-
несли бомбовый удар ло немецкой артил-
лерии на огневых позициях и автомашинам
с орудиями на прицепе. За один вылет

было уничтожено несколько орудий и боль
шое количество автомашин. Не менее эф-
фективный удар нанесли штуруовики май-
ора Свистунова, которые атаковали боль-
шую колонну немцев, застигнув ее на до-
роге.

Группа наших штурмовиков, ведомая
гвардии старшим лейтенантом Пономаренко,
во время выполнения боевого задания бы+
ла атакована «Фокке-Вульфами-190». Гвар-
дейцы смело вступили в бой и вышли из
него победителями. Воздушные стрелки
Пархаули, Спирин и Семенов сбили по од-
ному немецкому истребителю. В этот день
гвардейцы-штурмовики получили <ообще-
ние наземного командования, подтверждаю-
шее их успешную работу над целью. В
результате штурмовых атак был разгром:
лен штаб немецкого танкового корпуса,

убито много штабных офицеров.

Плиний

Сений художник

(К столетию со дня рождения И. Е. РЕПИНА)

Репин — один из величайших русских
хухожников, один из тех русских людей,
которыми мы вправе гордиться и память
0 ком мы должны бережно хранить. Ред-
ко можно указать в истории живописи
мастера, кому средствами изобразительно-
го искусства было бы дано воспроизво-
дить 10, что так легко давалось Репину.

Могучая поступь «Бурлаков», написан-
 неотразямой силой, — повесть
0 тяжелом, беспросветном быте русского
чужика дореволюционной России, 0-
весть, читать которую надо внимательно
и вдумчиво. Тут и глубоко страдание,
тут и могучая российская сила, правда,
еще покоренная, еше в ярме, но сознаю-
шая эту несправедливость и готовая вот-
вот разогнуть могучую спину. и
тоска былого расейского бездорожья, и
рыюацкая песня у костра в осеннюю не-
погодь, и звездные ночи над бескрайной
украинской стелью, и вольный ветер в
лицо с широкой матушки-Волги.

Глухой болью и  неизбывным горем
старой деревни Beer от его «Проводов
новобранца». И опять гений Репина рас-
ширяет рамки картины, небольшой ‚сраз-
нительно по размеру, но такой необ’ятной
чо содержанию. Это опять-таки целая де-
ревенская храма, написанная © любовью
й знанием быта, < проникновением в са-
хую суть происходящего.

Семья провожает `парня зв царскую
армию. Замерла мололуха, зашедшись В

истошном плаче. Покормо  сторбились
OTe и мать. Сытая  лошаденка скоро
тронется в путь, — и нет его, поиль-

па и кормильца их старости. В проре-
хе соломенной кровли ласково и тепло
пробились солнечные лучи. и Дробятся на
скудной и такой всем нам родной в
понятной обстановке. крестьянского ‘дво-
ра. В шели ворот брызжет  ослепитель-
ный солнечный свет, и Tak и ви
хишь пыльный большак. слышишь запах
полыни и мяты, а крутои шелестят
еникшие под лучами солнца золотые `ко-

чувство, рожденное глубокой любовью Е
родине. :

Как знает; любит и умеет он показать
русского мужика! какой остротой
наблюдательности, с каким тонким юмором
пишет он свой знаменитый «Крестный
ход в Курской губернии».

0 каждой вещи Репина можно и должно
писать много и разносторонне. В рамки
настоящей статьи подобное подробное опи-
сание каждой его картины He входит.
Мне только хочется указать на самые
характерные особенности репинского твор-
чества.

Охной из наиболее сильных сторон его
является великое умение видеть не толь-
ко внешнюю сторону человека, а за его
внешней оболочкой раскрывать тайны
его душевных переживаний во всем 69-
галотве и многообразии оттенков;

Вот его «Не ждали», картина
мительная по всем признакам. 91
бестодобная по колориту и по приемам
письма, пленительная для взыскательного
взгляда профессионала живопись. Скомпа-
нована картина мастерски, ничего лиш-
него, ничего, что бы отвлекало глаз зри-
теля от главного. Веё сведено в единый
и страсткый аккорд. Всё служит к выяв-
лению основной мысли автора. В семью
вернулся политкаторжанин. В его застен-
THROM облике, в тоскующих глазах.
устремленных на испуганных близких, в
жесте его рук столько боли, столько пере-
житого горя, что одна она, эта фигура
CCHABROTO, сама по себе уже целая по-
весть © мучительном гнете царской Рос-
сии. Малъ, жена, дети, прислуга — Bee
по-разному, но каждый сильно и остр.
переживает момент его появления. 0о-
бепно поразительны дети. Девочка; ви-
димо, не узнающая в этом странном .при-
тельце отца, но инстинктом чувствующая
какую-то семейную ‘драму, угрюмо и иг-
подлобья вполоборота глядит и в то же
время прячет глаза. А бледный, худень
ий тиуназист © тоской; любовью: “pa-
доетью ‘и испугом тлядит, еще не. сме?

изу-

10сья. Этого’на картинё нет, но силой ге-  кинуться в отцу. Стольшо в нем жалости.
нального восприятия умеет Репин как-то весь он горит и светится таким непере
необычайно, колдовски передавать .свое даваемым прекрасным порывом. Вот тай-

р.

обращая внимания на насмешку, — а в9.

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА —-

< “ет: :
Возложение‘ венков на могилу И. Е. Репина

КУОККАЛА, 4 asryera. (ТАСС). Сето-
дня делегация ленинградской обществен-
ности и художники возложили венки ма
могилу И. Е. Репина в его знаменитых
«Пенатах».

Печальное зрелище представилось при-
ехавшим в Куоккале. Финские захватчи-
ки превратили в руины репинский Jou,
осквернили: парк, в беседках устроил
конюшни. Чудом Уцелела могила. Сейча
могильный холм приведен в порядок —

посажены цветы, окрашена изгородь п
BHOBh Ha постаменте. установлен бюст
И. Е. Репина.

Митинг на могиле открыл ‘‹ лиректор
Эрмитажа академик H. A. Орбеаи.

— Мы собрались здесь, — товорит
вн, — в канун 100-летия со дня рож-

дения И. Е. Репина. Доблестная Красная
Армия вернула «Пенаты» нашей Родине.
Эта земля навсегда очищена от немецко-
финских захватчиков, и мы счастливы
тем, что сеготня здесь можем почтить па-
мять великого мастера кисти.

Затем выступил заместитель директора

Всероссийской Академии художеств про-
фессор М. Е. Каргер.

— В развитии русского изобразитель-
вого искусства, — сказал он, — Рени-
HY по праву принадлежит одно’ из первых
мест. Глубокое народное творчество худож-
ника, мастерски воплощенное в блестящих
произведениях живописи, горячо любимое
широчайнтими массами трудящихея Co-
ветекого Союза. Кисть Репина  подлинио
отразила чаяния народа, ero величие,
труд, героическую борьбу. В 100-летие co
дня рождения Репина советская страна
славит ео как одного из выдающихся
представителей русской культуры, имя
которого товарищ Сталин 6 ноября 1941
года назвал в числе других великих имен,
являющихся гордостью русской нации.

С речами выступили вачальник Управ-
ления по делам искусств при исполкоме
Ленинградекого городского Совета депута-
тов трудящихся ВБ. И. Затурекий и худож-
ник И. А. Серебряный.

Митинг закончен. На могилу возлата-
ются венки. из живых цветов от Комитета
по делам искусств при Совнаркоме СССР
и Управления ‘по делам искусств при
Ленгорисполкоме, от Всероссийской Акаде-
мии художеств и Ленинградского  отделе-
ния союза советских художников.

УКРАИНСКИЙ НАРОД ЧТИТ ПАМЯТЬ

КИЕВ, 4 августа. (ТАСС). Обществен-
ность Укранны широко отмечает 100-ле-
тие со дня рождения И. Е. Репина. В сто-
лице Украины на’предириятиях, в учреж-
дениях и учебных заведениях проводятся
лекции п беседы о великом русеком ху-
дожнике.

Вчера в конференц-зале А кадемни ; на-!
ук УССР состоялось торжественное 3ace-
дание отделения общественных наук, по-
священное юбилею. Участники заседания
заслушали доклад профессора Бабенчикова
«И, Е. Репин и Украина». Народный
хуложник УССР професеор Трофименко
рассказал © работе Репина над ето вели-
чайшим произведением — картиной «За-
порожды».

родного

ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА

В лни юбилейных празднеств из Киева
па родину Репина — в Чугуев, где будет
заложен памятник художнику, выезжает

челегация в составе начальника Управле-
‘HHA по делам  искусетв

при Совнаркоме
УССР А. Е Корнейчука, председателя
союза советских художников Украины на-
хуложника СССР В. И. Касьяна,
председателя президиума украинекого фи-
лиала Академии архитектуры СССР про-
фессора В. И. Заболотного. :

° В Киевском оперном театре состоится
торжественный: вечер при участии партий-

ных, советских и общественных организа-
‘ций.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ 0 РЕПИЗЕ

Центральный ‘государственный  литера-
турный архив СССР готовит к печати со-
брание рукописных материалов великого
русского художника И. Е.  Репина ‘и ©
нем.

Болышой интемс представляют публи-

куемые впервые письма Репина художнику.
В. К. Бялынинкому-Бирюле, В. Г. Чертко:

ву, Т. Л. Толстой, Н. С. Лескову. Мате:

риалы эти характеризуют Репина как
художника и патриота своей родины.
«Наука, культура; искусство для’ меня.

выше всего. Созидание для меня счастье»..
Так писал он Т. Л. Толстой в апреле
1892. г. В другом‘ письме, датированном
14 апреля 1896 г. и адресованном акаде-
мику Д. И. Яварнинкому, Репин пишет о

себе, что. он русский человек, кривить .ду-

шой не может, любит запорожцев ‘ «как

‚правдивых рыцарей,

умевших постоять. за

_ Жизнь Репина в «Пенатах» подробно
описана в мемуарах близких и друзей
художника—скульптора И: Гинзбурга, ака-
демика Яварницкого и других. В прием-
ные дни («среды») у Репина затрагивались
«самые животрепещущие вопросы жизни И
искусства».

Послелние дни жизни художника ярко
описаны в письмах младшей его дочери
В. И. Репиной.

Всегда веселый и бодрый, художник за
четыре месяца до смерти писал. «Гопак»
и «Рыцаря». «Ему было 86 лет и 2 ме-
сяца, когда он скончался, — пишет В. И.
Репина о своем отце, — но его организм
был здоров. Он работал буквально до тю-
следнего дня»: (ТАСС); = ;

свободу». „

A

И. Е. РЕПИН. Автопортрет (1878 r.).

AY этой-то непередаваемости и постигает
Репин, как никто другой.

Вот другое полотно: «Александр Ши
волостные старшины». (С точки зре-
НИЯ 66 живопиеных и внутренних пси-
хелогических достоинетв картина эта —
один из шедевров мастера. Как написан
молодой царь! Сколько борется в нем про-
тиворечивых гаденьких ощущений! И жи-
вотный страх; и злоба, и стремление при-
крыть это смятение чувств внешне
спокойной репительностью, смешанной с
официальной приветливостью, — вгляди-
тесь в это потрясающе написанное лицо!
Он стоит, как на пружинах, и чув-
ствуется, как нервно постукивает по зем-
ле кончик лакового сапога. -Льстивые
лица придворных, шитые золотом груди
сенаторов, освещенная солнцем группа
крестьян — веё это написано © силой
й мастерством победительным. В этой офн-
циальной, заказной композиции Репин
нашел инстинктом художника верный
путь к высоко художественному решению.

Репин, будучи глубоко национальным
ий современным, далеко вырос за рамки
своего времени и, оставаясь подливно
русским, принадлежит уже всему челове-
честву, подобно Пушкину, Иванову, Менде-
лееву, Римскому-Корсакову и Глинке. Их
творчество ‘— ценнейний вклад в ©окро-
вишиину мировой культуры. Глубокий и
всесторонний анализ творчества Репина
впереди, его наследством надо занимать-
ея внимательно и любовно. Но и сейчас
хочется еше и еще раз, пусть бегло, оки-
нуть взором хотя бы самое главное —из
го необ’ятного наследия. Веренйцей- про
“0181 в памяти чудесные ето произведе-
Лия.

Вот «Запорожцы» — какая стихия раз-

TYIBHOH жизни, какое бесшабашное ве-
селье; какая гамма оттенков смеха! Of
ехидиой фистулыь писаря до  громо-
глаеного баса склонившегося над ним 6о-
гатыря! `Вея картина проникнута  тотов-
ностью к борьбе, и столько гордости и
мощи в этой гогочущей кучке сочиняю-
щих ответ султану запорожщев. Есть что-
то эпическое, перекликающееся е пафосом
гоголевского «Тараса Бульбы», в репин-
ских «Запюрожцах». Й опять картина жи-
вет не только в рамках холста: чудесный
гений магией своего творчества вновь
уводит зрителя в гущу истории. Cani-
шишь топот татареких коней в безлюдных
крымеких степях, хымный запах куреней
и лязг сабель в боевых схватках, и
украинскую песню на заднепровском кур-
Take, и вольмую жизнь казацкой Сечи,
и горячую любовь к своей родине.

В этом еила репинского гения. Раз уви-
давши его картины, умосиль их ¢ cool
в дальнейшую жизнь как своих ностоян-
ных спутников, как что-то родное, -глубо-
ко вроешее в душу, как несем мы в себе
сияющий образ Чушкина, вечные строки
«Горя от ума», музыку Глинки, кованый
стиль Лермонтова. Это наше, свое,
навеки прекрасное и ‘нерушимое. :

Репин гениальный колорист и превос-
ходный рисовальщик.  Трудост зобность
его и плодовитость безграничны. Он
неистово одержим живописными obpa-
зами. Ho OHH не  заслоняют 01 него
современность. OH умеег видеть в ок-
ружающем. ето мире те социальные
пружины, которые двигают жизнь <овре-
менного общества. Передовые идеи’ = эпо-
ХИ ВОЛНУЮТ CTO Tak же; како и луч:
ших wie его времени. Orne 3a
EDYIEM создает он полотна, полные глу-

Агитатор на фронте”

Воениздат выпустил книгу «Агитатор
на фронте». В ней собраны письма и за-
метки агитаторов-фронтовиков младшего
сержанта Федора Яковлева и старшего
сержанта Ефима Щедрого. На ярких при-
мерах, заиметвованных ‘из боевой жизни,
0ба агитатора делятся опытом своей ра-
боты по воспитанию в маших воинах му-
жества и отваги. преданности Родине, во-
ли Е п0беде над ненавистным врагом.
Многообразны методы и приемы агита-
ционной работы на dporre.
нас, на. северном участке фрон-
та, — рассказывает Федор Яковлев, —
часто поднимается пурга. Порывистый,
леденящий ветер. валит е ног, селенит гла-
за, а другой раз прямо дышать  невоз-
можно. Что скрывать, иногда очень сквер-
но бывает. Вот в такой момент на перед-
нем крае несли мы боевую службу с
красноармейцем Субботиным. Уставний и
продрогнгий, Субботин сказал мне:

— Ну и Заполярье! Остануеь жив —
долго его помнить буду. Обидно страдать
так ереди этих камней...

— Почему обидно? — спросил я.

— Стоял бы я в какой деревне; то
видел бы, что защищаю какую-то народ-
ную ценность. От этого легче было бы
переносить трудности. А 10 — видишь
горы и камни, ничего на них нет...

В этих словах Субботина я нашел по-
вод для беседы. На месте я сказал ему
может и едко, но. по-моему, правильно:
Наверно, очень сильна пурга, если
ты не видишь ничего. кроме этих кам-
ней, среди. которых ты стоишь. Сейчас
зорче наблюдай, а сменимея и придем в
землянку. там я тебе кое-что расскажу.
Сейчас ‘не время для разговоров.

Так ролилась у Яковлева бесела о бо-
гатетвах Севера, о значении Мурманска и
его незамерзающего порта, об илушей к
лему Кировской магистрали, ве Мончетор-
ских рулниках, © редких и дорогих ме-
таллах, таящихся в горах Заполярья.

Подчиняясь партийному долгу, агитатор
ведет разносторониюю политическую ра-
боту в массах, сплачивает их вокруг
nantun Ленина— Сталина, поднимает бое-
вой дух, мобилизует на выполнение ‚при-
каза. Е Е:

Аудитория arwraropa вэвода — это
рядовые бойцы, < которыми OH вместе
живет, вместе ходит в атаку, вместе пе-
реносит все радости и горести фронтовой
жизни. Формы работы агитатора  взвола
самые разнообразные: тут и разговор по
душам. и добрый совет, и одобрение хо-
роших поступков, и упрек за плохое по-
ведение.

Агитатору надо всё видеть, ничего не
пропустить, остро, по-большевистеки ред-
гировать на любое, пусть даже маленькое
событие. Агитатор — запевала всех хо-
роших начинаний. Он самый близкий
друг и товариш бойца. Именно такими
качествами и обладают °
шибочно разит из него врага. В бою веет-
да впереди других.

Страстное большевистское слово в Co
четании © боевым делом —— главное и 0с-
новное оружие згитатора. Это ‹о0 всей
силой подчеркнуто в книжке. Всё ее с0-
тержание подтверждает мудрые советы
М. И. Калинина: агитатору’ надо быть
правдивым, ом должен стремиться вызы=
вать людей на обмен мнениями. Агитатор
не может увиливать от ответов бойнам.
Агитатов учит людей своим личным при-
мером. И, наконец, агитатор везде и всюлу
толжен... «бить в одну точку: нам нужно
разбить немцев, а для этого сделать все
возможное и невозможное».

Енижка «Агитатор на фронте» послу-

заметил это и вызвал его на откровенный   ЖИТ ценных пособием для наших агитато-
разговор. as : пов взволов и отделений. Они почерпнут из
нее много полезного в своей практической
*) «Агитатор на фронте». Воениздат,  работе.
1944 г. Подполновнин И. БЕРЕЗИН.
РОТА ГЕРОЕВ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ. 4 азв-
густа. (По телеграфу от наш. корр.). Рота,
которой командует капитан Скакун, про-
славилась своим мастерством и отвагой.

Во время недавнего боя бойцы этой роты
показали себя мастерами рукопашной
схватки. Особенно отличились  красно-

армеец Зайнагандинов, который прикладом
раскроил головы двум гитлеровцам, и
красноармеец Гуньков, который трех нем-
цев убил прикладом, а двух заколол но-
жом.

На-днях в бою за шоссе и населенный
пункт рота’ капитана «Скакуна. отличилась
вновь. . Пробрамнись густым лесом, рота
неожиданно для немцев вышла к реке и
форсировала ее. Не теряя ни минуты,

— PEPE eae BS. TR. OE BERRIES -—

бокого гражданского протета и муже-
ства. Они звучат сурово и обличительно.
Они звучат набатным призывом к борьбе,
они обличают ханжество со щедринской
силой. -

«Арест пропагандиста» — маленькая
картинка — целая поэма, вобравшая тон-
чайшие оттенки человеческих страстей,
сильно и образно вскрывающая  стра-
ницу из истории фапнего революцион-
ного подполья. В. деревенской избе за-
держан агитатор. Урядник разбирается
B ero книгах и переписке.  Угод-
IHBO ИЗОГНуУВШись 88  ОПИНОЙ «началь-
ства», двумя грязными пальцами едва ка-
саясь стула, следит за процессом сыска
какой-то писец. или мелкий чиновник —
 яе он ли предатель? Понуро стоят, сбив-
шись в кучу, крестьяне, и такая вновь
сложная гамма переживаний написана
на их лицах.

«Сходка»—своего рода групповой пор-
трет народовольцев.

`«Перед казнью»—священник в камере
вмертника. Картина, в <вое время запре-
щенная, ибо впечатление от нее ‘было
недвусмысленным и огромным.

«Казнь». Страшная картина! Напиеан-
ная широко и эскизно, скорее замысел,
чем решенная картина. Но как гениально
задумана эта минута, kak  зловеше
блещут кивера кавалергардов, как жутко
ий безнадежно черна эта ночь на глухом
задворке крепости.

Репин — прежде всего великий) живо-
писец, и глаз его жадно и 0стро вбирает
в себя красоту окружающего. Не главное
для него — это все-таки человек. H
под солнечным небом приволжеких  про-
сторов, и зв древних теремах, и на де-
ревенской улице — главный герой Ре-
пина — человек. И пишет он и наблю-
  дает его постоянно.

«Репин один из величайших порТрети-

Четов. Какая галерея живых людей остав-

лена им! С каким мастерством п си-
лой запечатлены они ма его полотнах.
Остро щурится хирург Пирогов. Гениаль-
но, проникновенно ‘написан  «Протодья-
кон», Нахохлился угрюмый, больной My-
сортекий. Поникшим, увядшим  пветком
мерцает. бледное, прекрасное лицо рано
умершего юноши Гаршина, послужившее
прототипом. для’ умирающего ‘паревича
Ивана. Острое, умное лицо. художника
Мясоедова. Бледный, влумчивый Третья-
ков. Веласкезовская посадка головы и гор-

бойцы перерезали шоссе, ворвались в Wa-
селенный пункт и закрепились в нем.
Опомнившись от этого дерзкого и стреми-
тельного удара, гитлеровцы окружили на-
ших бойцов Начался ожесточенный бой.
Советские воины смело отбивали натиск
численно превосходящего противника. Не
раз дело доходило до рукопашных схва-
ток. Рота офицера Скакуна сражалась
геройски и не отступила ни на шаг.

Когда прибыло наше подкрепление, на
месте боя были подсчитаны десятки трупоз
немецких солдат и офицеров. —

Рота капитана Скакуна точно выполнила
боевой приказ — она перерезала шоссе и
захватила населенный пункт.

дый жест в портрете Микешина, написан-
ном широко и сочно. Солнечно сияет в
теплой тени соломенной шляпы личико
дочери художника. Загадочно глядит Ha
зрителя Элеонора Дузе.

Перечислить все портреты, созданные
Репиным, можие только в специальной,
этому вопросу посвященной статье. Всё
это живые люди, в которых выразитель-
на каждая деталь. Всё продумано до по-
следней складки, всё естественно, просто
И Живо. -

Надо удивляться неистощимости  ре-
пинской силы. В этом небольшом челове-
ке с львиной головой жила великая лу-
ша, горевшая чистым, неутасимым пла-
менем. Работал он неутомимо, как бы за-
дыхаясь вне творчества. Его альбомы пол-
ны мастерски сделанными зарисовками,
возникавшими у него по любому поводу.
Он рисует и наблюдает Bewly — zz в
парижеком кафе, и в Люксембургеком
саду, и в питерской конке, и в вагоне
железной дороги — всюду, где есть чело-
век, устремляет он свои пытливые взоры.
Родятея под ловкими пальцами виртуоз-
ные рисунки, зреют новые замыслы, не-
Утомнмо работают глаза, руки и мозг.

Сдает под бременем лет здоровье, слабе-
ет правая рука, — Репин учится рабо-
тать левой — истинная неукротимость
тения, озаренного ежигающим пламенем
стремления в совершенству. А каз
кая детская скромность при этом. Каков
пеломудренное недоверие к ` своим силам.
Сколько в этом душевного благородства и
чистоты. И какой залог вечного роста.

Великая родина-мать бережно хранит
репинокое бессмертное творчество, его
дивные классические картины, всё To
лучшее, что было им солеяно в период мо-
тучего раснвета его сил и чем пёликом он
бым обязан питавшей его влохновение
родной ночве. Репинское творчество  яв-
ляется славой и ‘гордостью  рубского
народа. 9то выражено в проникновен-
ных словах товарища Сталина o в6-
ликой русской нации — «нации Плехано-
ва и Ленина, Белинского и Чернышевско-
го; Пушкина и Толетого, Глинки и Чай-
ковского, Горького и Чехова, Сеченова и
Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и

Кутузова!.,>»
`_ _ _ Василий ЯКОВЛЕВ,
Нарорный ‘художник РСФСР,
пауреат Сталинской премии,