Nene

Ny

Oy

Tay
Day.
hey

Ww

vy

Buy
В
Е
УТУ
TR,
рва
the
ee
НЦ
(Me
pug.
iy
Cy
I tes
At
ERY
Oni;
А
АН
бы
[м
Vat
Clit
oly,
Wen
anh
T fi
kit
  Bs
Ove
BRO,
НЕД
Bye
it

mn

и
ЯД
тент
penn
1 Obs
omni!
Tet
i
Yen
BONE
cmt
rand
нм
Ti
ett!

Xe
т
не
Зее
ть, Н
Вия
MOR
prea
mT.

ИН.

Г.В августа 1944 г., воснресенье № 185 (5355).

ААА onesomanonepeoer smmsivebiononisiisinatass pisiscocaescaoansacateates

Латьииекие

’ В богатом фольклоре латышского wapo-
Wa часто упоминается слово «немец». Это
слово зажигает в сердцах латышей нена-
висть, глубокую, как латышская pera
Даутава, с которой связана судьба латыш-
ского народа.

_Немецкие псы-рыцари заковали латы-
Wa в цепи рабства, когла они в своих
панцырях высздилиеь на берегу Дзутавы,
Немец-помещик  порабощал латыша в
темную. годину крепостничества. 06 этом
повествуют скорбные народные пеени. 310
было время, когда немец подавлял в кро-
ви крестьянские бунты, котда он менял
латышей на курительные трубки. Немец—
руководитель карательных  экопелиций,
расстреливал и вешал латышей в 1905
толу. Немец-оккунант убивал латышей в
первую мировую войну.

Вот почему так полно  менависти ла-
тышекое серхце к немцам. Вот почему ис-
тория латышекого народа является исто-
рией непрерывной борьбы против захват-
чика и палача-немца, т

В июне 1941 г. на полуслове оборва-
лись звонкие песни латышей, и их губы
шопотом, как проклятие, сйова твердили
слово: «немец». Гордые, сильные, отваж-
ные сыны латышского народа поднялись
на великую борьбу, уничтожая захватчи-
ков, захватывая склады, они вооружались
винтовками, пулеметами, ручными грана-
тами и уходили в леса. Там они обучались
искусству воовать, там закалялиеь и ро-
сли народные мстители.

Шли дни, партизанское движение в
Латвии росло, крепло и стало поистине
народным движением. В партизаноких от-
рядах борются люди различных сопиаль-
EHX слоев и различных профессий. Почти
каждая семья в Латвии имеет свой счет
крови с немецкими палачами. По парти-
занской тропе шагают рабочие, крестьяне,
интеллигенты, люди, бежавшие из латерей
военнопленных, тюрем. Многие латышские
семьи оставляли свой рохной очаг и при-
соединялись к партизанам, чтобь отом-
етить за своих братьев и сестер, за своих
отпов и матерей. У крестьянина Д. немцы
расстреляли сына. Второго сына угнали
Ha немецкую каторгу. Тогда Д. cxazax oc-
тавшимся четырем сыновьям: «Берите
оружие и мстите!». Сыновья, исполняя во-
хю отца, ушли к партизанам.

Латыиюекий патриот Р., который уже в
1919 г. боролся против немецких оккупан-
тов, не смог спокойно взирать, как желез-
ный сапог ‘немцев топчет его родину.
«Пусть земля горит под ногами немецких
захватчиков!» — с этими словами он
упел к партизанам вместе с женой, №
черью и двумя сыновьями.

«БИТВА ЗА ВИТЕБСК»

«Щит Прибалтики»—так называли гит-
леровцы Витебский укрепленный район.

23 июня 1944 года войска 1-го При-
балтийского и 3-го Белорусского фронтов
перешли в наступление и разметали в
клочья вражеские укрепления под Витеб-
ском. Е
фронтовой ° киновышуск № воскре-
тает перед зрителем картины битвы 3a
Витебск. Вот приготовились к атаке пе-
хотинцы. Лина их спокойны и сосредото-
Чены. Бывалый соллат поглаживает усы.
Поодаль беседуют два бойца. А над по-
лем боя бушует ураган: гремят советские
орудия. Дрожит земля OT авиационных
бомб, взлетают на воздух обломки ‘немец-
ких укреплений вместе с их обитателями.
Линия обороны прорвана. В широкую
брешь двинулись танки, за ними пехо-
та. Пройдены. первые километры 0в0б0ж-
денной земли. На экране показаны раз-
вороченные блиндажи, <мятые орудия;
торы немецких трупов, длинные веренины
пленных гитлеровцев — оборванных и
грязных.

Не задерживаясь, катится лавина на-
етупающих, приводя в смятение врага.
Бок переносятся на окраины, а затем и
в центр Витебска. Зритель видит изуродо-
ванный врагом город. Уцелевшие жители
вышли навстречу своим освободителям. На
их лицах — непередаваемая радость.

SSS SSS Sas es

SS

я}

a
Е
Е:

Дороги в Польше идут средь ‹озрев-

ших полей пшеницы, ячменя.  Зре-
ют яблоки, сливы, груши, HO, по
видимому, любимое дерево здесь BH-

шневое. Й урожай на вишню необычайно,

богатый, войска проходят по деревне меж
красных шпалеров вишневых деревьев.
Цветет сиреневым и белым пветом картотш-
ка, уж кое-гле хозяйки копают ее, появи-

лись молодые овощи — морковь. бобы,
брюква.
Йз государств Европы, захваченных

военной силой немецкого фашизма, Поль-
ша порабошена дольше всех других. В
сентябре исполняется 5 лет, как Польша
превратилась в германское генерал-губер-
наторство. Мы расопрашиваем поляков 0
тех порялках и законах, которые устано-
вили немпы в польском губернаторстве, 0
тех условиях, в Которых жило население
Польши под‘ железной ‘пятой . гатлерязич
в эти долгие, как 5 столетий, пятьдесят
е лишним месяцев. Конечно. картина.
которую увидели мы сегодня, далеко He
полно отражает немецкое хозяйствование
в Польше. Но и эти поверхностные и не-
полные сведения говорят о многом.

Когла в иостечке Ленчна, находящемся
недалеко от Люблина, я сошел с машины.
меня окоужило несколько десятков чело-
век: стартков, юношей. Все они ульба-
лись. кто-то. растолкаво толпу, точно
должен был слелать важное,  спешное
дело. пробился вперед — это был лысый.
полный человек. Он подошел ко мве, п0-
жал руку и удовлетворенно закивал го:

ловой.
— Яка механизация! — сказал чело-

век, указывая на проходившие по пюссе-

„танки.

Сразу несколько толосов заговорили,
склоняя всячески слово: «механизация»,
У нас завязался разговор. Я спросил, жлда-
ло ли население Красную Армию.

Несколько человек ответило словами,
которые мне уже приходилось слышаль от

SES REE a

вертизены.

Комсомолец Т. семнадцать месяцев-то-
мился в Рижской центральной › тюрьме.
Ему удалось бежать из заключения и при-
соединиться к партизанам. Теперь он ко-
мандир отряда. Он убил несколько десят-
ков немцев и награжден партизанской ме-
далью. [ степени.

Учитель С. понял; что он сумеет вести
нолодежь по светлым дорогам науки толь-
Ко тогда, когда Латвия будет освобождена
OT немецкой коричневой чумы. Он стал
во главе партизанского отряда и принимал
участие во многих боях. Под его руковод-
ством отряд уничтожил около 1.000 гитле-
ровцев и пустил под откос 32 военных
эшелона. Отважного патриота С. в бою тя-
желе ранили, но он вернулся в строй, как
только раны чуть зажили. За мужество и
умение командовать он трижды награжден
советским правительством.

Другой народный мститель C., известен
своим бесстрашием. Если тглезнибудь co-
вершен дерзкий налет или особенно от-
важный подвиг, в народе говорят: «Это
работа товарища (С..». Однажды он вошел
в лом, гле неожиданно наскочил на 8
немцев. Действуя хладнокровно и умело,
он обезоружил гитлеровцев. Позвав после
товарищей, он доставил немцев в штаб
партизанского отояда;, В хругой раз он с
труптой товарищей ворвался в полицей-
ский участок и добыл важные хокументы.

От своих мужей и братьев не отстают
азтышюкие женщины. В их светлых гла-
зах горит стальная воля, их руки кренко
сжимают оружие. Сотни немецких захват-
чиков пали от пуль латышеких женшин.
Многих раненых товарищей бни вынесли 6
поля боя и отвоевали у смерти. Пафтизан-
ка Т. участвовала в диверсиях против 12
зражеских военных эшелонов. Рижанка
Люба одной из первых ворвалась в не-
мецкий блиндаж и из автомата застрелила
4 немцев. Сапитарка Н. под пулеметным
опнем противника потползла к раненым,
вынесла 3 товарищей ¢ поля боя, перевя-
зала и доставила в санпувкт партизанско-
то отряда.

Своей героической борьбой партизаны
Латвии налосят немцам большие потери.
Охно только партизанское соединение зпод
команлой товариша C. за шесть месяцев
уничтожило 1.000 солдат противника,
пустило под откос 75 немецких военных
эптелонов. ;

В эти лни, когда Красная Армия осво-
бождает Латвию, пламя ненависти к нем-
цам разгорается в серлцах латышей еше
ярче, еще сильнее. Шюоди моего народа го-
PAT желанием pas и навсегла расечитать-
ся со своим извечным вратом-—немцечс.

Индрикис ЛЕМАНИС.

Фронтово в
кинозвыпуск Ne I

Запоминаются кадры; рисующие карти-
HY освобождения мирных жителей из кон-
центрационных лагерей.

Фронтовой киновыпуск «Битва 32 Ви-
тебск»` дает сжатое, но вместе © тем
яркое представление о пюбедоносном на-
ступлении ЁВрасной Армии летом нынеш-
него года. Сокрушающая ‘<ила советской
артиллерии и авиации, неукротимый на-
ступательный порыв <оветеких воинов
показаны убедительно. .

Картину снимали кинооператоры А. и
Е. Алекссевы, М. Беров, И. Гелейн,
Г. Голубев, А. Котляоенко, А. Коичев-

ский, А. Крылов, К. Пискарев, В..Прило-
рогин, В. Фроленко. Режиссер И. Капа-
лин. Редактор Каравкин. Военный  кон-
сультант генерал-майор Платонов. Музы-
ЕзлЬНое оформление — Д. Штильмана,

В связи с прекращением выхода «Союз-
киножурнала» на экранах страны появи-
лись новые документальные киновыпуски:
«Новости лня», преимущественно освещаю-
щие работу нашего тыла, и фронтовые
выпуски. Фроптовые выпуски выходят си-
стематически. Советский зритель будет
иметь возможность получить более цело-
стное впечатление как 0б отдельных опе-
рациях, так и в пелом о побелоносном на-
ступлении Красной Армии.

одах и селах

<-

Вас. ГРОССМАН.
; ЩЕ.

<тарухи-работницы в Люблине и от укра-
инца-крестьянина в прибугской деревне:

— Як бога!

Я начал расспрантивать пожилого Kpe-
етьянина © вналыми щеками о немецкнх
порядках в Польше. Й этот человек с су-
ровым лицом аскета вдруг вохлиннул и
расплакался. Сразу лица людей стали
серьезны и ирачны. Поистине средневеко-
вые ужасы, бандитский грабеж творили в
Польше немцы. 06 этом рассказывали в
селах и городах лесятки, сотни людей. 06
этом я вмовь усльштал во время разговора
в Денчне. Деревня задыхалась от налогов.
Так организованно, педантично грабить
могут ве просто бандиты, а лишь. немец-
кие бандиты. Урожай пшенины отбирался
неицами. Отороды сажались по разверст-
ке, и к осени почти целиком у крестьян
отбирались все плоды их трудов: фасоль.
морковь, брюква, горох, петрушка. Учиты-
валась каждая курица, и польские куры
жили в польских деревиях, но преслову-
тые «яйки» пеликом поедалиеь в Герма-
нии. На люблинских складах я видел фе-
номенальные петабели ящиков © яйцами.
подготовленных к увозу в Германию. Не
только ва ящиках, но и на каждом яйце
имелся штамп. Масло, молоко, все молоч-
ные продукты учитывались и забирались.
С коровами повторяловь то же, что и с
курами. Польские коровы жили в поль-
ких деревнях, но удой шел немпам. Kpe-
стьянам давалась привилегия пасти и ло-
ить коров. на немцев падал труд ec
уасло и пить сливки. т
были три раза-в неделю с утра до ночи
работать на немпев: участвовать во пе-
ревозках на склады награбленногм у них
же добра, подвозить eC HW камень’: на
строительство мостов и дорогх Полякам
вполне ясно: все эти годы их родная стра-
на была крепостным батраком Германии.
Польша балрачила под вечной угрозой

Владельцы подвод и лошадей должны

-_ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

о и едва

Летчики-истребители Герои Советского Союза майор В. Волков (слева) н
капитан А. Боровых, отличившиеся в воздушных боях за Советскую Белоруссию.

Снимок нашего спец. фотокорр. А. Боровского.
————__—_—_о_о—_оиои NN et ane te Neca UTE ence eT

ПРИСУЖДЕНИЕ КРАСНЫХ ЗНАМЕН
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ

ПЕРЕДОВЫМ

Полевые военторги во втором квартале
1944 года значительно улучшили обелу-
живание частей действующей армии.
План розничного товарооборота за второй
квартал 1944 г. выполнен ими на
139,8 проц. причем за этот период бы-
ло продано товаров на 19 проц. больше,
чем в первом квартале 1944 года. Значи-
тельно увеличилась сеть автолавок, широ-
50 развернулась в частях торговля песыл-
ками, укомплектованными товарами п0-
вседневного спроса. Эти посъмки предна-
значены для офицеров, сержантов и бой-
цов передовой линии фронта.

Для улучшения обслуживания офицер-
ского состава Ha фронтах дополнительно
открыты предприятия бытового обслужи-
вания по ремонту и починке обуви, обмун-
дирования, прачечные, парикмахерские и
т, д. Полевые военторги в этом тоду зна-
чительно расширили посевную  площаль
подсобных сельских хозяйств. -

Военторг  1- Прибалтийского фронта
{начальник военторга подполковник Мат-
веев) во втором квартале перевыполнил
план товарооборота по рознице на 58,3
проп., по общественному питанию — на
32,3 проп. За этот же период военторг
продал товаров ассортиментного миниму-
ма — одеколона, зубного порошка, туа-
летного мыла, гуталина, бритвенных при-
боров, пуговиц, иголок, ниток в четыре
раза больше, чем в первом о кваутале

ВОЕНТОРГАМ
1944 года.

``

БОЕВОМ АКТИВ КОМАНДИРА В ДТАНЕ

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Второй час длится артиллерийская ка-
нонада. Весь горизонт заволокле дымом.
От выстрелов, разрывов ничего нельзя.
слышать. Лежатие в траншеях бойцы мол-
чат. Молчит и коммунист — кавалер ор-
денов Славы П и Ш степеней гвардеец
Ильин. Вначале он пытался заговорить CO
своим соседом, но тот замахал головой,
«ничего не слышу, не понимаю». Пришлось
разговор отставить. :

Артиллерийская подготовка подходила К
концу. Ильин это сразу понял. Сняв <
автомата чехол, поправил подвешенный у
пояса флажок, приподнялся, = стреми-
тельно бросился к траншеям врага.
Силевшие впереди него бойцы не ‹слы-
шали сигнала к атаке. От rpoxota
артиллерийских залпов заложило уши.
Трудно было услышать свисток командира
роты. Перед их глазами только мелькнула
выцветшая от солнца и дождя гимнастерка
бывалого воина: значит пора! Все подня-
лись в атаку. Через пять минут на высот-
ке замелькал красный флажок, означавигий,
что рота захватила первую трантиею врага.
Командир взвода подал сигнал -—— вперёд.
Гвардеец Ильин, & за ним и весь взвод
снова устремились по направлению, ука-
занному командиром. С фланга застрочил
вражеский пулемет. Немецкие пулеметчики
в траншеях пытались спастись бегством,
В их сторону летят гранаты. Пулеметчики

060рот автолавок составил   Уничтожены. Через 30 минут рота лостит-

74 проц. к общему розничному обороту. ла четвертой траншеи противника. Коман-
Военторг фронта отправил на передовую дир посмотрел на часы и сказал:

линию свыше 80 тысяч посылок.

— Пройдено полтора километра. Темп

За успешную работу по обслуживанию   хоропий. Так продолжать.

частей действующей армии военторгу 1-го
Прибалтийского фронта присуждены На-
родным комиссариатом торговли СССР и
начальником тыла Красной Армии перехо-
дящее Красное знамя
Комитета Обороны и
50 тысяч рублей.

Переходящие Красные знамена Государ-

ственного Комитета Обороны и премий в  нам

pasvepe 25 тысяч рублей

получают
зомейские военторги,

где начальниками

Стремительно наступая, гвардейцы вы-
шли на рубеж реки. Шо данным разведчи-
ков, противник пытается здесь задержать
наступающих. Встала задача: с хода фор-

Государственного   сировать реку. не дать возможности врагу
премия в размере   закрепиться. Обходя взводы, команлир po-

ты говорил бойцам:

— Я знаю, что вы устали. Ho
Halo сделать еще одно усилие
— не дать врагу закрепиться на реке,

майор  интендантской службы Ермаков   УНИЧТОЖИТЬ его.

(1-й Украинский фронт), капитан интен-
дантской службы Иванов

Никто ничего ме говорил, но го выфа-

(Карельский   жёнию лиц командир роты понял, что эта

фронт), капитан  интендантокой службы   новая задача будет выполнена успепиню.

Степанов (Ленинградокий фронт). `

Хороптих результатов по обслуживанию 3

бойцов и офицеров действующей армии
добились также военторги фронтов: Ка-

Рота снова пошла в наступление. На
TOT раз бойцам пришлось пробираться
кустарника , преодолевать болота. Незаме-

ретьского (начальник военторга майор ин-  Ченными подошли к реке. На подручных
тендантекой службы Минюк), 1-гс Бело-  средствах и вплавь рота незаметно для

русского (начальник военторга майор Ка-  противника переправилась на

пЕирин), & также армейские военторги, где
начальниками капитан  интендантской
службы Гамбург, майор ‘интендантской

службы Карманов, капитан интендантской Попрежнему впереди атакующих

противо-
положный берег. Враг заметил наших
бойцов. когда они цепью пошли в атаку.
шел

службы Вутник, старший лейтенани Чер-  гвардеец Ильин.

BAROB.

По столбцам красноармейских газет

СЕМЬЯ ПАТРИОТОВ СЕРОВЫХ. Как
только началась война, Николай Герасимо-
‚вич и три его. сыва пошли на
фронт. Четвертый год самоотверженно сра-
жаются отважные патриоты. Анатолий, на-
чавший войну сержантом, сейчас — млад-
ший лейтенант. Он гвардеен, совершил
75 боевых вылетов. Орден Отечественной
войны   степени украшает его грудь.

Михаил Серов воюет в Белоруссии. Он
отважный разведчик, награжден орденом
Красной Звезлы

Старший лейтенант Александр Серов —
командир зенитной батареи. Он воюет на
территории Румынии.

Глава семьи, Николай Герасимович Се-
ров, служит пулеметчиком. Bo время боя
он. остался на высоте’ со своим пулеме-
том. Со всех сторон на Hero наседали
немцы. Целый час он отражал вражеские
атаки и отстоял высоту. Здесь же, на
поле боя командир дивизии вручил ему
награду — медаль «За отвагу».

Недавно в ряды Красной Армии вступил
еще один член семьи Серовых — Николай.
По примеру отпа, он стал пулеметчиком
ч сейчас сражается на фронте.

Пять членов семьи Серовых дерутся с
венавистным врагом. Жена Николая: Гера-
симовича и трое детей работают на кол-
хозных полях. («За Родину»).

Енута и тюрьмы для Германии на своих
же родных полях, Полына пасла и доила
своих коров для Германии, Польша расти-
ла коней для Германии, Польша снимала
co своих яблонь яблоки для Германии.
После посещения нескольких  песятков
польских деревень мне стали понятны
слезы крестьянина в Ленчне.

Такая же чуловишная эксплоатация бы
ла в городах. В Шюблине мне пришлось
беседовать © `представителями разных ело-
ев общества, со старыми и молодыми рабо-
чими и работницами, с чиновниками, куп-
пами, священниками, прислугой.

Конечно, самый тяжкий груз лег на пле-
чи польского рабочего. И продолжитель-
ность рабочего дня, и Брохотные заработ-
ки, и нишенские нормы продуктов по кар-
точкам, и политический террор, ий забве-
ние всех демократических прав обрекало на
смерть, физическую и духовную,  пюль-
ского пролетария. Надолго запомнится мне
нищая темная комната, где седой старик-
токарь, с темными искореженнымя желе-
30M руками, похожий на всех ‘ чудесных
стариков-токарей мира. рассказывал мне,
Kak отец рассказывает сыну, о своей ра-
боте при немцах. Й темная нишая ком-
налка люблинекого пролетария казалась
мне еще темней.

‚ 0 зверском отношении немпев к поль-
ской интеллигенции часто писали наши
тазеты. Немпы ечитали польскую интел-
лигенцию опасной и вредной. В самом
деле, что может быть врелней умно-
го’ слова, честной книги, непокорных

стихов, тревожащей, бередящей душу му- .

зыки в:Нольше, обреченией немцами. на
рабетво, батрачество пол дулом гестапов-
ского автомата, под батогом войта, солту-
са, полицейского.

Одно существование талантливых уче-
ных, ‘инженеров, ‘писателей, музыкантов
противоречило презрительному взгляду не-
мецких фашистов на Польшу Этот взглял
иа страну, подарившую миру гений Ко-
перника, музыку Шопена, стихи Мицке-

Есть такое хорошее правило, идущее от
туши воинов, давнишняя солдатская при-
вычка: в бою, в атаке догнать идущего
впереди, поравняться с ним. 9т0 правило

ПИСЬМО ГЕРОЯ-КОНСТРУКТОРА ГЕ-  хорошо 6формулировано в` Боевом уставе

РОЮ - ЛЕТЧИКУ. Гвардейцы-истребители   пехоты. «В бою
Н-окой части сбили 1000-й немецкий са-  ним».
Герой Советского Союза’ гвардии

молёт.
капитан А. Т. Карпов, сражающийся на
истребителе «Яковлев», получил письмо
от конструктора самолета Героя Социа-

равнение только по перед-

° Из этого напрашивается вывод — B po-
тах, во взводах должны быть такие люди,
которые бы в бою задавали тон, стреми-

листического Труда А. С. Яковлева, в ко-  ЛИСЬ По приказу командира первыми под-

тором‘ говорится:

няться ‘в атаку, первыми ворваться в

«Дорогой Александр Терентьевич! Сер-  Укрепления врага, населенный пункт.

дечно поздравляю вас и всех ваших бое-

вых друзей-гвардейцев со знаменательным MEIC

событием. Тысяча фашистских ‘бомбарди-
ровщиков и истребителей больше никогда
це будет летать в советском небе.

Я внимательно слежу за вашей работой

На Ленинградском ‘фронте родилась
Ib не только иметь таких людей, во и
заранее готовить их. Эта инициатива,
рожденная в боях, была горячо полхвачена
партийными организациями, политоргана-
ми. И теперь уже в их планах всегда

и горжусь отвагой и мужеством гвардей-   имеется пункт «Подготовка боевого актива
цев-ленинградцев. Вы хорошо бъете нем-  командира в атаке».

пев. Знаю, что в грядущих боях будете

Что это за актив, из кого он состоит,

бить еще сильнее, а мы, конструкторы, вам  как готовится?

в этом поможем.

Заверяю вас, что, ни на минуту не успо-
каиваясь на достигнутом, мы неустанно
работаем нал тем, чтобы в ближайшее
время дать фронту новый истребитель,
еще более страшный для немцев. От души
желаю вам дальнейших успехов в

же Родины»).

вича, трудолюбивый,

В него входят лучшие бывалые вовны—
кохмунисты, комсомольцы, беспартийные,
т. е. люди, которые, когда дан приказ,
способны первыми бесстрашно устремлять-
ся вперед на укрепление врага, увле-
кая своим личным примером остальных;
люди, способные преодолевать любые труд-
ности, встречающиеся на пути к цели.
Воины, отвечающие всем этим требованиям,
есть в каждой роте. Их надо только выя-
ВИТЬ. В тому же имена многих лучших
бойцов, отличимнихся в предыдущих 60-
ях, известны. Тех, которых не знают,
главным образом из пополнения, выявля-
ют путем бесед.

Воспитательную работу с боевым акти
вом ведут офицеры, парторги, заместите-
ли командиров по аолитической части.
Как они её ортанизуют, покажем на пои-
мере N полка.

Цель ‘всей воспитательной работы © бое-
ВЫх активом в атаке определяется его на-
значением. Активисты атаки. выпол-
HAT в 601 узкую, HO очень важ-
вую роль. Они обязаны первыми поднять-
ся в атаку, достигнуть намеченного рубе-
жа, поставить там красный флажок. Дру-
гими словами, они аккуратные иеполните-
ли воли командира, люди, подчас опреде-
ляющие темп движения вперед. Ничто, ни
сильный огонь противника, ни еетествен-
ные, ни искусственные препятствия не
должны остановить их. Й поэтому беседы
офицеров, парторгов с активом нацелива-
ются главным образом на темы и вопро-
сы, развивающие чувство ответственности,
навыки в быстром преодолении нейтраль-
HOH полосы’ определение конца артиодго-.
товки, безошибочной ориентировки на ме-
стности, безукоризненное знание сигналов,
подаваемых командиром на поле боя, ит. п.
В этом направлении командиры и ортанизо-
вали занятия < активом в атаке. Политра-
ботники хорошо пропагандировали действие
активиста Николая Залетова. Коммунист,
ныне парторг роты, кавалер орденов
Славы П и Ш степеней, Николай Залетов
показал пример, каким должен быть боевой
активист командира в атаке. Во время
форсирования широкой водной преграды,
когда рота сильным огнем противника с
противоположного берега была остановлена
ий вынуждена залечь, Николай  Залетов
первым преодолел водную преграду, уста-
новил на высоте красный флажок. Увидев
его, беспартийный боец Семен Коробов
сказал:

— Товарищи, на том берегу красный
флажок. Вперед!

Бойцы одним рывком преололели водную
преграду, вышли из-под огня противника,
приступили к выполнению дальнейших
задач. И сейчас, когда политработники на-
чинают готовить людей к бою, когда
они готовят актив для атаки, они
всегда приводят в качестве образца Нико-
лая Залетова, напоминая им, что таким
должен быть каждый активист Tae
должны действовать и они.

Боевой актив в атаке большая сила В
руках командира. Через него он имеет воз-
можность на поле боя направлять крас-
ноармейцев на быстрейшее преодоление
всех трудностей.

В прорыве долговременных оборонитель-
ных сооружений немцев под Ленинградом,
финнов на Карельском перешейке, немнев
под Нарвой болыпую роль сыграли акти-
висты атак. Их стремительный порыв
вперед, как электрический заряд, переда-
вался всем бойцам.

Майор И. ГАГЛОВ.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ.

КОЛХОЗЫ АЗЕРБАЙДЖАНА ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН ЗАГОТОВКИ
КОРМОВ  ДЛЯ СКОТА

БАКУ, 5 августа. (ТАСС). Колхозы

деле   республики выполнили план сенокошения.
окончательного разгрома врага». («На стра-  Травы убраны

с площади, на 5,5 тысяч
гектаров большей, чем в прошлом году.

прекрасный разум  Польше. Людям об’являли, что их везут в

Марии Склодовокой-Кюри, плеяду вели- трудовые лагери, затем товарные поезда с
ких польских революционеров, привел к обреченными подвозились по ветке к спе-
TOMY, что все эти годы широкой рекой  циальным длинным и низким баракам.
текла кровь лучших людей Польши. Ты- Людям предлагали раздеться и итти в

сячи и тысячи польских
были замучены, ‘казнены,
застенках гестапо и
Люблине ‘немцы закрыли

удавлены

интеллигентов   баню. Их убивали в этих бараках  ядо-
в Витыми газами или электричеством. пол
СД. В старинном   раскрывался, тела проваливались в под-
университет,   вальное помещение. где кости перемалы-

театры, библиотеки, музей, многие школы.   вались, после чего конвейер подавал раз-

Просвещение,

работа на ниве польской   дробленные тела в печи. Мне говорили,

культуры считались при немцах тяжким   что существовало свыше трех десятков та-
политическим преступлением, за которое  ких фабрик смерти в Восточной Польше и

полагалась смертная казнь.

в Силезии. Одна из них нахолилась в 10

Так жило польское население под же- километрах от Люблина, вторая — в этом

лезным сапогом германского
торетва. Но помимо чудовищного грабежа

губерна- Же районе, на станции Сабибур, окола

Влодавы. Поляк, бывший долго «на око-

и эксплозтации населения Польши нем- Пах» с человеком, бежавшим с сабибур-
цы систематически под любым предлогом  СКой фабрики смерти, рассказал мне та-

физически уничтожали поляков.

Малей-   кие вещи, что ни думать, ни говорить 00

шее неподчинение фашистским властям, этом нет сил. Это лежит за пределами

выютрел, сделанный по

проезжавшему всех человеческих представлений 0 cTpa-

выстрелы самих немцев. BAeKIM 3a coool   19K И 0 том,
Hoe жестокости репрессии: ные, голые ЛЮДИ ПОЧТИ ежедневно на по-
поголовное избиение   Роге фабрики вступали в борьбу е коя-
женшин. В6ем и гибли смертью бойнов.

невиданные
сожжение сб и
польских ^ крестьян,
детей, ‘стариков.

включая

что обреченные, безоруж-

После этих массовых убийств сабибур-

Немцы ставили своей пелью  плано- ская фабрика смерти была перенесена в

иерное постепенное истребление поляков
й с дьявольской последовательностью шли
Е осуществлению этой цели. Лишь одних
Жалоб и стонов не слышал я в Польше.

Холм. На месте ее земля вспахана и по
сеяна пшеница. Самый внимательный
следователь не найдет следов чудовищной

Жал10б и стонов. евреев. Почти все они бойни.

удушены, убиты, от новорожденных де-

В Холме, начиная с прошлого года.

тей до древних стариков. Мертвые тела зловонный дым валил из трубы фабрики.

их сожжены в печах.

Вак всегда. фашисты, с целью скрыть
й запутать свой цели, приступая к 05-
шему истреблению населения в захвачен-
ных ими на Востоке государствах. начали
с евреев. и
И в Люблине. в польском городе с
большим количеством еврейского населе-

ия, я не встретил” ни одного ‘еврея.

Ни в чем не проявляется так чудовищ.   ЖИтелей.

Люди говорили мне, что дым этот масля-
нистой пленкой оседал в гортани, снирал
дыхание.

Много дней и ночей немпы уничтожали
под Холмом слелы другого чудовишного
злодеяния. Оня сжигали тела убитых ими
в течение 1941 и 1942 голов русских во-
еннопленных и угнанных немпами мирных
Сабибурокая фабрика  смер-

ная сущность фаттистского ‘вампира, как!ти, перекочевав в Холм, сожгла Yuu t bia
в вопросах напиональных. Массовое меха-  немецкими злодеями тысячи военноплен-
низированное убийство еврейского маселе-   ных и граждан: поляков, русских, украин-

ния Польши совершалось в течение не-   пев, белоруссов. В день, когда
скольких лет. В наших газетах уже поме- в Люблин, в тюрьме в лужах
щались сообщения о фабриках смерти в] жгли пятьсот трупов поляков:

МЫ Воли
крови ле-
мужчин и

Вдвое превысили задание  сельхозартели
Сальянского, Шемахинского и Кубинского
районов. 26 районов намного перевыпол-
нили план заготовки сочных кормов.

женщин, умерщвленных накануие геста-
повцами.

Начиная с прошлого года, немпы в
Польше приступили к своей последней
злодейской провокации. Они стали раз-
жигать вражду между поляками и
украинцами. Подробно и много ‹ раеска-
зывали мне поляки и украинцы в при-
бугеких деревнях, местечках и городках
0 поистине дьявольских методах, к KO-
торым прибегали фашисты. Немцы, пере-
одеваясь в крестьянскую одежду. врыва-

лись в деревни, грабили, убивали, жгли,
выдавая себя 19 за поляков, TO 38
украинцев, то за белоруссов, в зави-
CHMOCTH OT TOTO, каков был  нацио-

нальный состав подвергаемой казни де-
ревни. Была разработана преступная
сложная и подлая система отнятия при-
вилегий у одних национальностей и пе-
редачи их другим, затем новых перета-
совок этих привилегий. Как ни была
подло, тонко и сложно задуманы все эти
ухишрения, благородный, простой и ясный
разум народа отлично разобрался в них.

Наконец, во всё время сзоего владые
чества в Польше фашисты переселяли‘
немцев в богатые силезекие хозяйства,
выбрасывали силезских поляков на негло-
дородные земли, в худые деревушки.

Вот короткий й неполный расказ ‘6
немецкой «работе» в Польше. Эти Cpa-
дения помогли мне всё же понять мно-
roe. Й то. почему заплакал темнозицый,
пожилой крестьянив в Ленчве, когда я
спросил его, что было при немпах. И то,
почему так тверлы в своей борьбе
польские партизаны. Й то, почему Tag
жадно ищут боя солдаты генерала Bep-
линга. И то. почему трогает до глубины
туши выражение лип польских соллат—
пехотиниев,  минометчиков, — мотоцвкля-
стов. артиллеристов. когда вилишь их в
красном свете заката. переходящими _че-
рез Западный Буг. И то, почему в Дюб-
лине во зремя жестокого боя горажане,
пренебрегая смертью. витаныей ив ули-
пам, шли к нам. как к братьям И то,
почему на вопрос; — Ждали нас? —
дрогвувшим от волнения голосом отвеча-
ют: «Як бога!»

1-4 БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.