Упорство

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

`На одном участке фронта в Белоруссия
`Вемцы заранее оборудовали прочный 0б0-
ронительный рубеж в болотах. Здесь они
вотретили сильным сопротивлением наши
наступающие войска. Подразделениям Се-
лифатова вместе с другими войсками
пришлось прорывать глубоко эшелониро-
ванные. оборонительные линии немцев в
этих болотах, на этих крохотных, вязких
холмиках, пороспгих леском. ;

Бой был крайне напряженным. Получая
пе радио донесения и отдавая приказы,
Селифатов чувствовал, что немцы, хотя
и туго, но поддаются. Нелегко было на-
шим наступающим бойцам. Люди ползли
по узким болотным тропам, простреливае-
мым насквозь, сбивались с троп, увязали
в трясине. Выбравшиеь на полоски сухой
земли, они бросались вперед, выпгибали
врага из траншей, и вот уже снова была
перед ними трясина, взрыхленная сотня-
ми разрывов и как бы вскипавшая пох
градом снарядов. Это длилось целые сут-
хи: и на розовой заре, когда туман стоял
над болотами и всё кругом казалось жел-
тым, плывучим, и в жаркий лневной час,
когда болота пузырилиеь, испускали ис-
парину, и ночью, когда всё вокруг осве-
щалось ражетами и тина становилась бе-
лесой, а трава казалась то черной, то
белой.

Казалось, атакующие войска достигли
предела физического и морального напря-
жения. Восхищаясь неиссякаемой энергией
их наступательного порыва, Селифатов,
управлявший боем и поглощенный им,
невольно возвращался к тем мыелям, ко-
торые тревожили его еще накануне боя.
Ведь это был всето лишь первый этаи
сражения, за прорывом должен был после-
довать маневр, стремительный маневр на
охват врага. Хватит ли сил на этот ма-
невр у людей после таких схваток? Смо-
гут ли они тут же, без передьники, нойти
на выполнение новой, труднейшей задачи?

Но вот последний рубеж вражеской
обороны был прорван. Танки прорыва вы-
шли через пробитую брешь на простор, и
велед за ними ринулась пехота. Некоторая
часть пехоты была, посажена на малнины.
Подразделения, только что прошедшие
Через гром и ад яростного боя, ‘пробив-
шиеея сквозь огонь и болота, пошли вие-
ред по тропам, проселкам и большакам,
чтобы отрезать разбитому врагу путь от-
хода. :

Селифатов должен был выйти к пере-
крестку дорог возле деревни Семеновка, от-
стоящему на много десятков километров
от места прорыва. Его пехота ‘двинулась
туда. Люди шли под пылающим солнцем, в
облаках пыли, преодолевая сопротивление
сломленного, но еще не разбитого против-
ника, Велед за ними двигался скромный
пехотный 0603 © его ездовыми, понуказв-
шими лошадей, е его повозками, где гро-
моздилось ротное и батальонное имущество

и тле поверх зеленых ящиков © красны-
ми крестами сидели санитарки.

Неведомая энергия жила в бойцах. Она
не иссякала, а наоборот, возрастала. Это
была энергия народной души, которая
восприняла гранлиозность наступательной
операции, прониталаеь и зажглась ею и
для которой не было уже ничего невоз-
можного.

На третьи сутки, за восемь © полови-
ной часов до срока, намеченного планом,
подразделения Селифатова вышли к пе-
фекрестку дорог возле Семеновки. Сразу
же они начали строить оборонительные
позиции, запиравшие немцам путь отетуп-
ления. Бойцы работали вею ночь. На утро
отрезанные немцы приблизилиеь к пере-
крестку и попробовали „прорваться на
запал.

Сначала неприятель повел бой по всем
правилам: артиллерийская и минометная
подготовка, атака в сопровождении  тан-
ков. Подразделения Селифатова держались,
как вкопанные. Бой шел весь день, всю
ночь, но немцы не смогли выиграть и
ста метров. Ярость охватила врата. Контр-
атаки его следовали одна за другой, _но
сдвинуть © перекрестка нашу пехоту бы-
ло невозможно.

Снова, уже в геометрической прогрес-
сии, проиеходило то, что Селифатов на-
блюдал раньше. По мере усиления враже-
ских контратак, по мере того, как раз-
вивался бой, энергия наших пехотинцев не
только не угаеала, но возрастала. Люди
вовсе перестали епать. Иногда кто-нибудь
забывалея на краткий миг под свист пуль
и разрывы CHapAyOB, но тут же снова,
очнувшись, хвалалея за оружие.

Но вот начались атаки и на друтих
участках. Наши части © юга, севера и во-
‘стока сжимали «котел». Под утро второго
дня враг сделал еще одну отчаянную но-
пытку пробиться. Этот бой длился восемь
часов, и казалось уже немыслимым, что
бойцы Селифатова смотут и на этот раз
удержаться. Но их командир, уже не ло-
гикой, не разумом, а тем шестым чувством
военачальника, которым дано ему ощу-
щать степень устойчивости войск в тя-
желые минуты боя, знал, что они удер-
жатся. И они удержалиьь.

А потом контратаки” врага стали scé
беспорядочней, судорожней. Тиски сежима-.
лись. Вечером немцы ринулись на пере-
кресток уже разрозненными группами, и
наши бойцы косили их десятками, сотня-
ми. Наконец, под утро показались груп-
пы немцеВ с белыми флагами и подняты-
ми руками. Тиски сжались, и наши ча-
сти, сдавившие стенки «котла», соедини-
лись.

Перед бойцами открылось поле боя.
Веюду бесконечными лентамя двигалиеь
пленные немцы, лежали трупы в cepo-
зеленых куртках, валялось снаряжение.

Е. ГАБРИЛОВИЧ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

«

Геройский подвиг

Находясь в зоне патрулирования, млад-
нгий лейтенант Елькин получил по радио
< командного пункта полка сообщение ©
том, что в стороне от. него обнаружен
вражеский разведчик «Ю-88», и пошел: на
сближение с ним. Разведчик заметил Ca-
молет Елькина, резко изменил курс и стал
удаляться в сторону своих войск. Но Ель-
кин догнал самолет противника и метким
пушечно-пулеметным огнем сбил` его. Са-
молет упал в расположении наших назем-
ных войск, в 1.200 метрах от линии фрон-
та. Экипаж его выбросился на парашю-
тах, при этом один из его состава при-
землился на нашей территории и был
пленен.

При выходе из атаки офицер Елькин за-
метил, что. на него идут два вражеских

истребителя «МЕ-109». Он принял бой.
Отлично владея техникой пилотирования,
мастерски маневрируя, Елькин зашел в

хвост одному вражескому истребителю и,
атакуя сверху, сбил его.

молодого летчека

Младший лейтенант Елькин получил ра-
нение в руку и ногу, израсходовал все
боеприпасы и прекратил огонь. Это заме-
тил оставшийся вражеский истребитель и
стал яростно атаковать его. Полный ре-
шимости уничтожить ненавистного врага,
Елькин пошел на таран. На встречном
курсе он врезался в лоб вражеского истре-
бителя и вместе с ним упал на землю не-
далеко от двух ранее. сбитых самолетов.
Офицер Елькин пал смертью героя.

Бой, во время. которого комсомолец
офицер Елькин сбил 3 вражеских самоле-
та, продолжался всего 8 минут и проис-
ходил на глазах наземных войск — Soli-
цов, сержантов и офицеров М стрелковой
ДИВИЗИИ. :

Этот бой, < таким мастерством и само-
отверженностью проведенный отважным

воином, был первым в боевой жизни мо-
лодого

летчика.

КРАСНАЯ

МАНЕВР ОФИЦЕРА ДУВАНОВА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). Преследуя
отступающего противника, стрелковый ба-
тальон капитана Дуванова встретил силь-
ное огневое сопротивление на подступах
к реке. Враг пытался усиленным apbep-
гардом остановить наших бойцов и дать
возможность своим главным силам перепра-
виться за реку. Но, взаимодействуя меж-
ду собой, стрелковые роты лейтенантов
Фролкова и Семенова прижали немцев к
реке и в короткой схватке нанесли’ им
большие . потери.

Перед батальоном Дуванова за рекой
располагался большой населенный пункт и
аэродром. Подступы к ним были густо на-
сыщены дзотами, траншеями, снайперскими
гнездами. Форсировать водную преграду в
этом месте было невыгодно.

Оценив обстановку, капитан Дуванов
приказал роте лейтенанта Фролкова, нахо-
дяшейся на правом фланге западнее горо-
да и аэродрома, первой начать форсиро-
вание, Преодолевая сосредоточенный огонь
противника, рота Фролкова форсировала
реку, <, хода заняла две прибрежные де-
ревни и, развивая успех, вышла к осно-
ванию речной излучины. Заняв оборону ме-
жду рекой и озером, на господствующей

ВСТРЕЧА НА ЛЬВОВСКО-КРАКОВСКОМ ШЛЯХЕ

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 9 августа.
(По телеграфу от наш. корр.). Шлях гу-
дит. Старый Львовско-Краковский шлях
никогда не был таким многолюдным. Ио-
сиф Хома, опершись на подоконник локтя-
ми, безотрывно следит за колоннами дви-
жущихся автомашин, танков, орудий, по-
возок, за проходящими гвардейскими пол-
ками пехотинцев, кавалеристов.

Несколько дней тому вазад из Кра-
ковца, в котором живет вот уже трид-
цать пять лет Иосиф Хома, бежал по-
следний немецкий оккупант. -

— Тикав ча авто, — рассказывает Хома.

Чтобы «герман не залапав», мужчины со
своими семьями прятались в поле в высо-
кой перестоявшей ржи, закопав в ямы свои
пожитки. a

Украинец Иосиф Хома знал и любил
Красную Армию. В 1939 году она принес-
ла освобождение его родному городу.
Вспомнил Иосиф Хома лейтенанта Савель-
ева. Перед нападением Германии на Совет-

ский Союз. он был комендантом города
м !
ри года Иосиф Хома не видел лейте-

нанта, с которым крепко дружил, из уст
которого слушал увлекательные рассказы

Журнал „Красн

Вышел из печати № 12 журнала Главно-
го политического управления Красной Ар-
мии «Красноармеец».

В номере помещены статьи: ПИ. Г. Мо-
скатова «Молодые отряды рабочего клас»,
са Советского Союза», П. М. Садовского
«Михаил Семенович Щепкин»; рассказы и
очерки: Г. Фиша «На переднем крае»,
братьев Тур «Закон братства», С. Н. Сер-
геева-Ценского «Рядовой Кузьма’ Дьяко-
нов», К. Симонова «В. Румынии», В. Тре-
нева «Страницы жизни адмирала Ф. Ф.
Ушакова», М. Ботвинника «Впечатления
участника 13-го Всесоюзного шахматно-

i

В КАРПАТАХ. Расчет станкового пулемета выдвигается Ha огневую позицию.
Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г. Хомзора.

SS ee SE ee ВРЕСТЫ

Горной обороне присущи многие силь- рядков, построения,

ные стороны. Однако наступающий, 6o-
лее свободный в выборе метода действий
и в маневре, может и здесь создать ре-
шающий перевес сил над противником на
направлении главного удара. Процесе ре-
ализапии этого преимущества неотделим
от смелого массированного использования
всех родов войск и, в частности, танков.
Хотя прогрызание горной обороны и воз-
лагается в основном н& пехоту, удель-
` ный вес танков на отдельных этапах сра-
жения безусловно велик.

Продвижение танков в горах сильно
сковано рельефом местности и возможно
лишь 09 осям долин и по дорогам. Но
всё же известны факты просачивания мел-
ких танковых подразделений в расположе-
пие противника по крутым склонам гор.
Эффективность подобных ударов обычно
оказывалась весьма высокой, и это впол-
на понятно. Обороняющийся сильнее, чем
гле-либо, ощущает в горах угрозу окру-
жения. (борона, привязанная в опреде-
ленным районам, с трудом поддается пере-
строению. Внезапные удары мелких тан-
ковых групи помогают иногда глубоко про-
бивать боевые порядки обороны.

Однако подобный метод действий тан-
ков имеет побочный характер. В горах,
как и на равнине, основную роль в CO-
крушении противника играют атаки тан-
ков и самоходной артиллерии во взаимо-
действии с другими родами войск. Взаимо-
действие должно быть здесь особенно чет-
ким, согласованным ¢ темпом продвиже-
ния пехоты. Rak празило, оно должно
планироваться не по времени, а по этапам
боя за отдельные господствующие высоты
и учаетки долин.

Каковы же типичные формы действий
танковых масс в горах? Очевидно, насту-
пление танков будет носить смецифиче-
ский характер в смысле их боевых по-

твия танков

наращивания силы
удара и т. п. Известно, что маневр тан-
ков по фронту ограничен шириной до-
лин. Лишь в этих рамках возможно пе-
рестроение боевых порядков механизиро-
ванных ‘частей и подразделений. Если
взять ширину горных долин Ha юге, то
в среднем она не превышает 2—3 кило-
метров, а еще чаще достигает лишь 400—
‘600 метров. Это означает, что боевой по-
рядок танков, наступающих в горных до-
линах, будет узким по фронту, более
компактным, т, ®. интервалы между
ними должны быть максимально сокра-
щены, как и дистанции между эшелона-
МИ.

Это позволит достигнуть ` наибольшей
плотности огня по оси боевого курса тан-
ков. Наличие. третьего и четвертого эше-
лона (частое явление на равнине) вго-
pax нецелесообразно. Не имея возможно-
сти вести огонь перед собой, танки 3a-
мыкающих эшелонов будут только свиде-
телями, а не участниками боя. Несколько
иной боевой порядок должны принимать
танки, действующие в узких долинах и
проходящие через \теснины. Чтобы  про-
скочить эти места, танки часто прибега-
ют К движению в одной или двух па-
раллельных колоннах с немедленным раз-
вертыванием по выходе из этих естест-
венных Узостей. Когда наши войска на-
ступали в районе Туапсе, танки He раз
успешно действовали, придерживаясь та-
кого принципа. Из сказанного логически
вытекает истина: чем шире возможности
маневра, тем глубже могут быть эптело-
нированы танки. И наоборот, чем боль-
ше скованы танки в маневре, тем силь-
нее тенденция к компактным боевым 1о-
рядкам, что и типично для их наступле-
ния в горах.

Задача сбмоходных орудий в горах, как
ий на равнине, — прикрывать и расчи-
`щать своим огнем дорогу танкам. Посколь-

в горах

ЕУ над танками обычно нависает угроза
св стороны флангов, ликвидации этой
угрозы надо подчинить огонь и маневр
самоходных орудий. Если долина не ши-
рока, целесообразен такой порядок, ког-
да самоходная артиллерия движется в ко-
лоннах по сторонам долины и ведет огонь
с остановок по: противоположным скатам.
Эта перекрестная стрельба весьма эффек-
тивна и позволяет добиться преимущест-
ва в борьбе с вражеской противотанковой
артиллерией.

Одна из особенностей горной обороны-—
наличие множества фланкирующих огне-
вых точек. По крутым скатам гор, за вы
стунами скал противник обычно распола-
гает легкие противотанковые пушки, ко-
терые заранее пристреливают перед собой
каждую пяль земли. Эти орудия ставятся
по склонам гор вне досягаемости бортового
огня танков. Они © трудом наблюдаются и
мало уязвимы. Борьба с ними не всегда пол
силу танкам, и ев нужно возлагать на
пехоту и артиллерию. Мощное  огневое
окаймление долин — вот радикальное
средство, позволяющее сметать боковые
противотанковые батареи противника. Ар-
тиллерийская обработка целей должна

няелся еше
штурмовиков с воздуха,

периодическими
танки

части.

Следует предостеречь. еще
уловки неприятеля,

от

ЗВЕЗДА

высоте рота создала угрозу флангу против-
ника. Сильными контратаками немцы три-
жды пытались ликвидировать прорыв роты,
сбить ее с высоты, но потерпели неудачу.
Стрелки при помощи артиллеристов, чере-
правившихся вслед за ротой, отбили натиск
врага и стали продвигаться на восток, К
главной шоссейной дороге, идущей из го-
рода в тыл. Преодолев сопротивление
немцев, рота перерезала шоссейную доро-
гу и с тыла ворвалась в населенный пункт.
Как только рота завязала уличный бой,
капитан Дуванов < двумя остальными ро-
тами немедленно начал переправляться че-
рез реку в районе аэродрома и двинулся
на соединение < ротой Фролкова. Чувствуя
угрозу окружения, немцы ослабили сопро-
тивление и поспешно начали отходить HS
населенного’ пункта и из района аэродро-
ма. Соединившись © ротой лейтенанта
Фролкова, капитан Дуванов всем батальо-
ном продолжал преследовать отступающе-
го врага.
Командиры <оседних подразделений, вос-
пользовавшись успехом батальона Дувано-
ва, быстро переправили свои войска через
реку и атаковали противника. Маневр офи-
пера Дуванова обеспечил продвижение всей
части,

о богатствах советской родины, © совет-
ских порядках, закрепленных Сталинской
Конституцией. Он считал лейтенанта по-
гибшим где-нибудь в горячем ратном деле.

Но на-лнях бывший краковецкий комен-
дант прошел по шляху со своим войском.
Он узнал Хому < первого же взгляда и
свернул ‘на легковой машине к его дому.
Болышним командиром стал Савельев. Вкстре-
че со, старым другом он был искренне
рад. Выскочив из автомашины в полиня-
лом под украинскими дождями и солнцем
дорожном плаще, он крепко обнял Хому.

Савельев очень спешил. Всего несколько
минут он смог уделить для беседы с Хо-
мою, но взволновала встреча Хому до
глубины души. Для него Савельев — это
братский русский народ, это — освободи-
тельница Красная Армия. Вернулась к из-
нывавшему под лютой неметчиной украин-
цу Иосифу Хоме свободная привольная
ЖИЗНЬ. :

Иосиф Хома берет косу и уходит в по-
ле косить переспелую рожь. Теперь спо-
койно можно работать, фронт ушел далеко
за реку Сан.

Капитан Ф. БУБЕННОВ.

в

оармееи“ № 12

го первенства», Вл. Якубовича «Мадага-
скар»; стихи: А. Решетова «По славным
обычаям русских людей», Вас. Лебедева-
Кумача «За что я немцев ненавижу»,
Пришельца «Пух», Г. Леонидзе «Воин»,
М. Исаковского «Песня про «Катюшу»;
продолжение повести Л. Шейнина «Лицом
к лицу», миниатюра Вл. Масс «Семь ми-
нут», «Краткий толковый словарь для
бестолковых фрицев» В. Ардова и сатири-
ческое обозрение В. Фомичева и Ц. Соло-
даря «Мы гоним зверя, чтоб в итоге он

протянул в берлоге ноги».

Se

тов на флангах чрезвычайно слаба. Та-
ков впечатление часто бывает обманчи-
вым и поэтому не может служить поводом
для отказа от артиллерийской обработки
подозрительных скатов, если на этот ечет
нет точных разведывательных данных.
Случалось, что танки, продвинувшиеь по
долине на 2—3 километра, вынуждены
были отходить назад для перегруппиров-
ки и пополнения боеприпасов. Тут-то они
и подвергались сильнейшему фланкирую-
щему огню противотанковых орудий He-
приятеля. Следовательно, окаймление до-
лин артиллерийским огнем в профилакти-
ческих целях тоже оправдано и необхо-
EMO.

Удар танков в горах немыелим без на-
дежного и непрерывного прикрытия с воз-
духа. Неприятельскую авиацию следует
изгнать с участка действий на всё время
операции. Наша авиация, прикрывая на-
земные войска, должна попутно произво-
дить систематические налеты на комуу-
никации противника и узлы его сопротив-
ления в долинах. Этими действиями она
как бы подготовляет почву для наступле-
ния наших войск и, в частности, прокла-
дывает путь своим танкам. Без тесного
контакта с авиацией танки и пехота бу-
дут топтаться на месте или же очень
медленно продвигаться вперед.

Несколько замечаний о темпе наступле-
ния ‘танков в горах. Кажется, что дви-

быть методичной и плотной. Она длится   жение их по руслам долин может про-
до тех пор, пока танки не минуют опас- терать так же быстро, как и на равни-
ную зону. Практикой доказано, что если   не. Ведь крутизна под’емов и спусков не-
артиллерийское окаймление долин допол-  велика, заболоченные участки отбутетву-
ударами   ют, грунт сухой,

ПОЛУ-   речки мелководны. Но технические воз-
чают максимальную свободу мамевра и Не-   хожности танков на поле, боя иногда стоят
сут очень малые потери в материальной  » противоречии с их тактическими

каменистый, горные

BO3-
можностями. Темп их наступления в го-

одной   рах зависит от прочности обороны, а глав-
Нередко на первом   ное — от скорости продвижения пехоты на

Поскольку

Мы подошли в одному бойцу,
муся в цепи, и
ват взвод?» «Наступает», — ответил он.

фланга

этапе наступления наших танков неприя- флангах танковых эшелонов.
тель не обнаруживает своих боковых про:   же ликвидация опорных пунктов против-
тивотанковых средетв, массируя до пре-  ника на господствующих высотах еплошь
дела огонь артиллерии с фронта. Создает-   и рядом протекает медленно, тааки тоже
ся виечатление, что оборона горных ска- вынуждены двигаться на уровне пехоты,

10 августа 1944 г.,

четверг. № 189 (5969),

О практическом изучении
° боевого устава пехоты

№ стрелковый полк готовилея к наступ-

лению. Наряду с другими подготовитель-
ными мероприятиями подразделения полка
проводили тактические занятия,
телыная их сторона заключалась в TOM,
что бойцы обучались действиям в УСло-
ВИЯХ,
рых предстояло наступать.

Положи-

схожих с теми условиями, в KOTO
Олнако быти

и отдельные недочеты. В частности He

везде соблюдались требования устава в
одиночной подготовке бойца.

Мы присутствовали на занятиях в 1
батальоне, Tie личный состав изучал на-

ступление стрелковой роты на обороняю-
шегося противника.

Развернутые в 60е-

вой порядок взводы продвигалиеь вперед.
находивше-
спросили: «Что делает

«Буда и с какой пелью?». На этот вопрос

боец ответить затруднился. Взвод первым
вылвинулея на очередной огневой рубеж

H по замыелу обучающего должен был

прикрывать огнем продвижение других
взводов. Бойцам следовало окопаться, но

некоторые этого не делали, ссылаясь на
то, что не получили соответствующего
приказа.

Следуя вдоль цепи, мы спросили У
другого бойца: «Видите ли вы, как сол-
даты «противника» поодиночке перебе-
тают из кустарника в окопы, которые
расположены на высоте против правого
вашей роты?» «Вижу», — 01-
ветил красноармеец. «Почему же вы
никому 06 этом He хокладываете?» «Я

не наблюдатель», — последовал ответ.

Перед самой атакой во взвод прибежал
боец и лег в цепь. Этот боем помотал
старшине складывать боеприпасы и теперь
вернулся во взвод. Если бы он твердо
знал устав, то захватил бы с собой бое-
припасы. Но он этого не сделал. «Я же не
полносчик патронов», — сказал боец.

Руководитель занятиями дал  тагую
вводную: «Трое бойцов, плохо применяв-
тиеся к местности, ранены». Никто из
зоседей «раненых» не полнолз к ним, пз-
тронов у них не отобрал. Сами «раненые»
оставшиеся холостые патроны никому не
передали и в укрытие не отползли, хотя
в нескольких шагах находились ямы.

Повторяем — занятие проводилось В
условиях, близких к боевым. В нем было
немало поучительного. Наряду © этим
выявилось, что часть бойцов не знает сво-
их обязанностей, изложенных в первой
части Боевого устава пехоты (в статье
трилцатой). Не твердо знают эти обязан-
ности и некоторые командиры отделений.

бок, допускаемых бойцами. Между тем в
ст. 30 устава сосредоточены “основы зна-
ний и действий бойца на поле боя. Твер-

до знать эту статью устава, понимать всё

изложенное в ней, уметь автоматически
выполнять все ее требования — таков
долг каждого бойца и сержанта. ig
Вспоминаются простые указания по
этому вопросу генерала Брусилова. В
конце 1915 года, в бытность налту млад-
шим офицером, генерал Брусилов 0б’езжал
войска. Присутствуя на занятиях, он
проверял знания солдат и метолы их обу-
чения. Генерал Брусилов обращал наше
0с0бое внимание на то, чтобы солдаты
знали свои обязанности безукоризненно и
выполняли их, не задумываясь, а как бы
по привычке. Не лишне будет привести
здесь высказывания Брусилова относи-
тельно обучения солдат. Собрав офицеров,
он сказал примерно следующее:
«Обязанноети солдата, изложенные в
уставе, это — сгусток всех его действий
в бою. Не будет он их знать — не будет
и правильно поступать в бою, а тем самым
ускорит свое выбытие из строя, подчас

не принеся никакой пользы отечеству. В

Естественно, что они не замечают оши-

вашем полку многие солдаты свои обязан»
ности теоретически знают и знают даже
хороню, но не совсем верно их понимают
и на практических занятиях в поле при»
менить их не умеют. Они долго думают,
долго соображают, ждут намеков и под-
сказываний со стороны обучающих, a
вель в бою STHX BosMomMOCTeH не будет, В
бою — прозевал момент, и может быть
погубил себя или товарища, не выполнив
задачу. Запомните, если солдат будет
зналь свои обязанности и правяльно их
выполнять,  сообразуясь © обстановкой,
как бы по привычке, — тогда всё ero
умственное напряжение пойдет на выбор
и опенку целей, на Подыскание лучших
©пособов уничтожения противника. т, в.
на инициативную, творческую работу в
духе принятого вами решения».

Затем по приказу генерала Брусилова
был сформирован вэвод из ефрейторского
и унтер-офиперского состава. На эту
ззволе было показано молодому пополне-
нию, как надо понимать и выполнять тре-
бования устава в отношении обязавностей
бойца в бою.

Характерен такой эпизох. При перебеж-
ке олин солдат потерял лопату. Когда он,
выбежав на очередной рубеж, хотел око-
паться, то лопаты не обнаружил. Его ©0-
сед, к этому моменту уже окопавшийся,
немедленно подполз к товарищу (что было
возможно по местности и обсрановке) и
передал ему свою лопату. Позднее лопата
была возврашена владельцу.

Доутой эпизод. Солдат имел не совсем
исправную винтовку, © чем знало всё ор
деление. Во время наступления «ранило»
сосела. Последний, получив разрешение от
своего отделенного командира, OTION B
укрытие и крикнул солдата с неисправ
ной винтовкой. Тот поднолз, взял у «ра
неного» исправную винтовку, отобрал
оставптиеся патроны (кроме одной пачки)
и вернулся, распределив патроны по цепи,

Если бойцы без наломинаний и указа-
ний будут тав же хорошо применять в
бою требования устава, — они тем самых
освободят прямых начальников от посто
янной заботы о «мелочах», дадут офицеч
рам полную возможность сосредоточивать
свое внимание на организации боя и уп-
фравлении им.

Почему же все-таки в обучении бойцов
имеются отмеченные выше недостатки?
Нам кажется, прежде звсето, потому, чо
некоторые выпускаемые из военных учи“
лиш молодые офицеры сами He твердо
знают Bee обязанности бойцов и мало
получают практических навыков в мето-
дах обучения. Попадаются и такие офи-
церы, которые считают, что уже «Beco
знают», и не заглядывают в уставы. В
одном подразделении молодой офицер yr-
верждал даже, что «по уставу воевать
нельзя». Это — по меньшей мере но
серьезно. Практика показывает, насколь-
ко эффективно действуют офицеры, от-
лично знающие уставные требования, 0
ваивающие эти ‘требования в ходе заня-
тий, которые теперь веюду предшествуют
наступательным боям. На Карельском пез
рептейке, в Белоруссии и теперь на Ук-
раине блестящим успехам наших насту-
пающих войск способствует та предвари-
тельная тактическая учеба, которая про-
вводилась целиком на основе опыта, изло-
женного в наших уетавах.

Необходимо со всей строгостью доби-
ваться того, чтобы все статьи уставов,
которые требуется знать наизусть, офи-
церский состав действительно знал бы
твердо. Производя разборы боевых дейст-
вий. командиры должны подчеркивать, в
какой мере знание уставов помогает ус-
пешному решению боевых залач.

d Полновник И. ЛЕБЕДЕВ.

1.000 КОНЦЕРТОВ ФРОНТОВОГО АНСАМБЛЯ
2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 9 ав- и обновил свОй репертуар. Мз новых йе-

густа. (По телеграфу от «наш. Kopp.).
Фронтовой ансамбль песни. и пляски, ру-
ководимый капитаном Прониным, отметил
свой двухлетний юбилей. За два года
ансамбль дал более 1.00 концертов в ча-
стях.

За последние месяцы ансамбль обогатил

с еб скоростью. Рывки и паузы в дей-
ствиях танков неизбежны.

Из сказанного следует первый ‘общий
вывод: темп наступления танков в горах
хотя и колеблется в ту или другую сто-
тону, но он всё же в несколько раз ни-
же, чем на равнине. В широких долинах
они будут двигаться быстрее, в узких —
медленнее. Там же, где долины всё боль-
ше суживаются и, как в фокусе, сходятся
у вершин горных хребтов, роль танков
сильно уменьшается, сходит на-нет. Но
ве захватом горных хребтов, а особенно
перевалов, роль танков возрастает. Она
становится тем больше, чем ниже спуска-
ются войска к похножью гори чем развет-
вленнее и шире будут долины.

Захват перевалов — этих ключевых
позиций в горах — обычное является по-
воротным моментом в ходе всей горной
операции. Если темп наступления танков
затухает, пока борьба приближалась к
этой кульминационной точке, то с захва-
тем основных горных перевалов наступа-
ющими он будет нарастать. Значит, на
этом этапе горного сражения надо ис-
пользовать танки в более широких мас-
штабах и гораздо смелее, чем в начале
боевых действий. :

Каким же образом соблюдается прин-
цин массированного применения танков
при наступлении в горах? Если глубокое
эшелонирование их противоречит горной
тактике, то возможно ли тогда наращи-
вание силы‘ танковых ударов? Боевая
практика отвечает положительно: нараши-
вание силы удара вполне осуществимо в
горах. Однако оно достигается не увели-
чением атакующих танковых эшелонов, а
путем своевременного обновления их. Аб-
солютное количество танков может оста-
ваться неизменным на всех этапах про-
рыва обороны. Но ведь оборона против-
ника уже сильно обескровлена и расша-
тана в начале боя, и поэтому последующие
удары ‘прежнего количества танков стано-
РЯТея намного эффективней.

Отсюдазвывод: нецелесообразно исполь-
зовать в горах танковые эшелоны до

сен большой любовью пользуются «Здрав-
ствуй, край Прибалтийский», песни, аосвя-
щенные героям фронта Александру Матро-
co и разведчику Королю.

В программу ансамбля входят также
отрывки из опер, оперетт, веселые сценки
и юморески.

ee Se аа ег

полного истощения. Разумнее будет ска
ждым километром продвижения вперед по-
полнять их свежими машинами, чтобы в
момент прорыва последнеге звена обороны
танковые эшелоны (группы) были полно-
кровными. В этом и кроется секрет раз-
вития успехов. Точные и сильные удары
танков, осуществляемые с методической
последовательностью, позволяют сокру*
шать один оборонительный рубеж против
ника за другим. В’ горных условиях дли
тельное и равномерное давление, пусть
даже небольшого количества танков, Ha
боевые порядки неприятеля как раз TOR-
дественно массированному, но короткому
удару танков на равнине.

Но значит ли это, что танки ДОЛЖНЫ
наступать непрерывно на протяжении
всей борьбы за обладание какой-либо 10
иной или группой господствующих вы-
сот? Этот шаблон отрицается жизнью.
ряде случаев пехота и артиллерия могут
самостоятельно прогрызать оборону про
тивника, а порою они будут двигаться 38
танками, как за бронированным щитом,
Чередование и об’единение усилий тан
ков и пехоты в строгом соответствия 8
рельефом местности — вот что позволяет
наиболее полно использовать огневые и
маневренные качества этих родов войск.

Одно обстоятельство следует всегда
иметь в виду при планировании операции.
Сражение в горах распадается на ряд бое
ев относительно локального характера.
Действия по овладению параллельными
горными кряжами, отетоящими pyr OT
друга по прямой на 10—15 километров, 8
многом будут сходными. Вдоль таких кря*
‹еи противник создает прочные линий
обороны и будет упорно защищать их.
Наиболее мощная концентрация сил
ваступающей стороны, в том числе и та?
ков, должна быть приурочена в моменту
выхода на следующий рубеж обороны проч
тивника. Это позволит избежать тактиче“

ских пауз в наступлении, выгодных Jia
эбороны.

Подполковник П. СЛЕСАРЕВ.

i

0a

т

в
i

0h

ana
tel

»
ii