ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В СЕВЕРНОЙ ФРАНЦИИ

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). В опубли-
хованном сегодня сообщении штаба верхов-
HOTO командования экспедиционных сил
союзников говорится:

«Войска союзников в Бретани смыкают
кольцо вокруг портов Сен-Мало, Бреёт и
 Лориан. Отряды войск союзников ведут
бои с противником в 4—5 милях от Лориа-
на и Бреста и в предместьях Сен-Мало. В
Лориане и Сен-Мало бушуют пожары.
Немцы уничтожают запасы, находящиеся
на складах в этих портах. Бои с перемен-
ным успехом происходят вокруг Мортена.
Контратаки немецких танков и пехоты
захлебнулись у Гатемо, к северо-западу
от Мортена; Город `Гатемо, узел 5 дорог,
освобожден. Части противника проникли
примерно на 1! милю в расположение на-
ших линий ценой тяжелых потерь, нане-
<енных авиацией и артиллерией <оюзни-
ков. Линия фронта в этом районе теперь
Ироходит вдоль дороги Гатемо—Вир.

Противник оказывает упорное сопротив-
ление в районах к юго-западу и югу от го-
рода. Вир. Наступление союзников к югу
от Кана продолжается. После ожесточен-
ной бомбардировки многочисленные враже-
ские узлы сопротивления, остававшиеся в
тылу войск союзников, ликвидированы в
течение дня. Наступление продолжалось,
несмотря на то, что противвик оказывал
рентительное сопротивление при поддерж-
ке танков. Деревни Ла-Ог, О-Мениль, Сен-

НАСТУПЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ ИН КАНАДСКИХ ВОЙСК
В НОРМАНДИИ

НОРМАНДИЯ, 9 августа. (От военного
корреспондента ТАСС в Нормандии). `Ан-
глийские войска, наступая в Южном и
юго-восточном направлении, встретили осо-
бенно сильное сопротивление в районах
Онэ-сюр-Одон и Виллер-Бокаж. Эти пунк-
ты являются большими узлами шШоссей-
ных дорог, и немцы приняли все меры к
тому, чтобы укрепить их. В течение двух
суток шли‘ упорные бои в этих районах и
только после сильной артиллерийской пой
готовки и интенсивных действий авиации
английские войска овладели этими пунк-
тами и, преследуя противника, овладели
так называемыми Нормандскими Альна-
ми — хребтом, находящимся южнее Онэ-
сюр-Одон. На востоке они форсировали
реку Орн в 17 км. южнее Кана.

Вдоль дорог, ведущих к Онэ-сюр-Одон,
валяются разбитые немецкие танки и ору-
дия. Саперы продолжают разминирование.
Целые штабели немецких. мин лежат
вдоль дорог. В некоторых местах движе-
ние возможно только по одной стороне
дороги, так как другая не разминирована.
Под’езжаем ke деревне Онэ-сюр-Олон.
Только башни колокольни напоминают,
что здесь был населенный пункт; кру-
гом — кучи щебня и мусора. Немцы хо-
тели найти в каменных домах укрытие,
но нашли себе могилу.

Стремясь остановить наступление, нем-
цы сильно минируют дороги и юбстрели-
вают их артиллерией. В некоторых местах
они ставят деревянные макеты танков, пы-
таясь отвлечь на них внимание союзных
войск. Не от хорошей жизни прибегают
они к этому способу. Однако эти ухищ-
рения немцев не могут остановить про-
движения союзных войск, темп которого

x

нарастает.
лондон, 9 августа. (ТАСС). Специаль-
пый корреспондент агентства Рейтер

Чарльэ Линч, находящийся при 1-й канад-
ской армии в Нормандии, пишет, ‘что анг-
лийские и канадские войска под командо-
ванием канадского генерала Крерара про-
лвинулись на 5 миль и вклинились в рас-
положение германских войск. Основные
части, нанесшие удар к югу от Верьер,
прошли через лесистый район Сен-Эньян-

истребителей совершали налеты на район

в течение двух недель был главным опор-

щению корреслондента

диционных сил союзников, 9 августа нем-

то и Сент-Эньян, а также город Бретвиль
находятся в наших руках. Предмостное
укрепление в районе реки Орн расширено.
Отмечено местное продвижение к востоку
от Мон-Пенкон.

В течение дня тяжелые бомбардировщи-
ки, оказывающие интенсивную поддержку
наземным частям союзников к юго-востоку
от Кана, совершили налеты на многочис-
ленные об’екты, в том числе аэродромы
в Ла-Перт, Кластр, Виллакублэ и Ромильи-
сюр-Сён. Тяжелые бомбардировщики днем
и вечером совершали налеты на вражеские
склады горючего в лесах Сент-Шантильи,
Эр-сюр-Лис и Люше. Средние и легкие
бомбардировщики атаковали мосты на же-
лезных и шоссейных дорогах. Отмечены
попадания бомб в 9 мостов, главным обра-
зом на реке Сене. Кроме того, совершен
налет на железнодорожный склад в Игови-
ле к югу от Руана.

В течение дня крупные соединения
к югу и востоку от зоны боев и причини-
ли ушерб транспортным колоннам и ар-
тиллерийским позициям противника. `Само-
леты береговой авиации, снабженные ра-
кетными установками, подожгли 3 враже-
ских тральщика в Бискайском заливе. В те-
чение ночи возникли пожары на нефтехра-
нилищах к югу от Фонтенебло и в Ди-

жоне».

де-Крамениль, в 8 милях к югу от Кана.
Потери союзных войск невелики. Верьер
ным пунктом канадских войск, находя-
щихся к югу от Кана.

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). По ©0об-
агентства Рейтер
при штабе верховного командования экспе-
диционных сил союзников, канадские вой-
ска, наступающие к юго-востоку от Кана,
находятся в 6 милях от Фалеза, ‘а пере-
довые отряды — в полутора милях к се-
веро-западу от Потиньи.

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Рейтер
при штабе верховного командования эксле-

цам в районе Брест было предложено ка-
питулировать, но они отказались. Борьба
продолжается, и союзники атакуют внеш-
нюю линию обороны‘ порта.

Противник продолжает оказывать сопро-
тивление в Сен-Мало и Лориане. Возле
Бреста взят в плен командующий 266-й
германской дивизией  генерал-лейтенант
Карл Шпанг. Войска союзников заняли
важный центр коммуникаций Ле Ман.
Войска союзников приближаются к Анже.

Северо-восточнее Мортэна немцы по-
прежнему оказывают с<ильное давление.
Союзники заняли несколько небольших

городов северо-восточнее Мортэна и под-
ходят к дороге Bup—Moptsx.

Немцы предприняли контратаку в рай-
оне предмостного укрепления союзников на
восточном берегу реки Орн, и”<оюзникам
пришлось несколько отступить. Предмост-
ное укрепление попрежнему прочно удер-
живается, и союзникам удалось подбро-
сить подкрепления через реку Орн.

ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕРЧИЛЛЕМ
НОРМАНДИИ

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информа-
ции, Черчилль посетил Нормандию с целью
получить от генералов Монтгомери и Брэд-
ли информацию о недавнем продвижении
союзных войск.

ПОМОЩЬ ОТРЯДОВ ФРАНЦУЗСКИХ

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Как пе-
редает агентство АФИ, в авторитетных
французских кругах в Лондоне сообщили,
что в битве за Бретань французские
вооруженные силы сыграли большую роль.
Отряды французских вооруженных сил за-
хватили в Бретани города Мальтруа,
Плоэрмель, Жослен, Жюгон, Ванн, Сен-
Каст, Сен-Брие.

Письма из
6. Герои

.В Югославии часто повторяют народную
пословицу: «Не оружие геройски сражает-
ся, а светлое сердце воина». Воины Тито—
люди поистине храброго сердца. Каж-
дый из них должен быть всегда готов
принять неравный бой — в составе взвода
сражаться с вражеским батальоном, вый-
ти < гранатой в руках на поединок с тя-
желым танком.

Героические. подвиги в югославской ар-
мии отмечаются введенными недавно бое-
выми наградами «Партизанской звез-
дой» трех степеней, орденом и медалью
«За храбрость», орденами «Народного осво-
бождегия», «Братство и единство». Выс-
шей наградой. является орден «Народный
герой».

Чтобы получить звание народного героя,
которое присваивается приказом ` Верховно-
го Главнокомандующего маршала Тито, на-
до совершить исключительный подвиг. За
всё время войны только несколько десят-
ков выдающихся героев удостоились этого
почетного и славного звания, причем живы
из них только несколько человек,

Мир мало еще знает о героях югослав-
ской армии. А между тем любая из
биографий этих отважных борцов за CBO-
боду могла бы послужить темой для це-
лой книги. Во всех концах Югославии из-
вестно имя героя-офицера, серба по нацио-
нальности, Милое Милоевича. Имя этого
человека в сознании югославских воинов
является символом бесстрашия. Будучи за-
меститеяем командира, прославившегося в
боях белградского батальона, Милоевич ле-
том 1942 года ворвался со своими бойцами
в город Посушье. Этот город оборонял
крупный гарнизон, состоявший из итальян-
пев и усташей. Милоевич захватил у од-
ного из усташей автомат и убил из него
в этом бою около двухсот солдат и офи-
перов противника. Бойцы видели, как их
раненый командир продолжал воевать ине
выпускал до конца боя из своих рук ору-
жия Спустя некоторое время этот храбрец
вместе с четырьмя бойцами вошел в заня-
тый врагом горол Дувно. Все пятеро были
одеты в пастумескую одежду, впереди се-
бя они гнали стадо овец. На одной из
улиц стояло три танка. В течение He-
скольких мгновений «пастухи» подожгли

*) Окончание. См. «Красную
№№ 159, 161,164, 169, 483.

звезду»

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. ул. Чехова, 16. Телефоны:

Г 542063.

ПАТРИОТОВ ВОЙСКАМ СОЮЗНИКОВ

С 6 июня по 28 июля в Нормандии, в
тылу у немцев, французские вооруженные
силы пустили под откос 180 поездов.
Сообщают, что в департаменте Рона вслед-

ствие многочисленных диверсионных актов
прерваны многие телефонные линии и ли-
нии электропередач, в частности ‘линии
Лион—Марсель, Лион—Париж.

Югославии*)

бутылками се горючим все три машины и
захватили в плен опешивший экипаж од-
ного танка. Во время атаки города Прня-
вор бойцы 1-й бригады во главе с Милое
Милоевичем уничтожили множество враже-
ских солдат и офицеров, взяли в плен 500
гитлеровцев, захватили склад < имущест-
вом, потеряв в этой операции только че-
тырех человек. Полковник Милоевич был
ранен в боях 15 раз, и сейчас еще не все
осколки извлечены из его тела.

Дерзость и отвага югославских храбре-
цов замечательны. Вот 20-летний юноша-
хорват в чине капитана, Сушань Боро. Этот
смельчак пробрался с ручным пулеметом в
свой родной город Огулин, где расположи-
лась итальянская дивизия. Он узнал, что
в этот день на поле, близ реки, протекаю-
шей у города, назначено футбольное со-
стязание итальянских солдат. Бюро залег с
пулеметом в кустах. На поле началась иг-
ра; вокруг толпилось много итальянских
офицеров, некоторые купались в реке. В са-
мый разгар игры смельчак открыл сильный
огонь. Сраженные, падали игроки и зри-
тели. На поле поднялась страшная паника.
Сушань Боро перевел огонь на купающих-
ся —на берегу тоже’ возникла паника, по-
том вновь ударил по футбольному полю.
Итальянцы устроили погоню за «неизвест-
ным партизаном», бросили в догонку по
дорогам даже несколько танков, но «не-
известному» удалось бежать, и вскоре он
появился в своей части.

Вот еще один #3? многочисленных боевых
приключений Боро. Как-то, забравшись в
тыл врага, он ехал верхом лесной тропой.
Неожиданно перед его глазами возник не-
мецкий патруль. Немцев было много. Они
сразу открыли огонь. Раненый Бюро упал с
коня, притворился мертвым, и тут же при-
готовил гранату. Как только патруль при-
близился к нему, Боро метнул гранату и
убил несколько немцев. Затем одним прыж-
ком бросился он к месту взрыва, прикон-
чил ножом двух уцелевших гитлеровцев,
вскочил на коня и скрылся в лесной чаще.
Вскоре этот храбрец < группой бойцов на
реке Купе разгромил отряд жандармерии,
терроризировавший население, захватил
семь пулеметов. Сейчас Сушань Боро
командует батальоном на Истре.

В составе одной из югославских частей
есть батальон, носящий имя Божо Коса-
новича. Этот 23-летний партизанский во-
жак совершил множество  изумитель-
ных подвигов. Последней его операцией
был налет на вражеский бронепоезд. Это

дают из Югославии, верховный штаб на-

сообщает,
ожесточенные
Банья, севернее Ниша, разгромлена колон-

пункт Осаница близ Нови Пазара: Убито
55 вражеских солдат. Захвачены бронема-
шина,

оружия.

жеский опорный пункт Бадлевина, к югу
от Дрвара.
более 100 вражеских солдат и офицеров,
в том числе начальник гарнизона пункта.
В Среме югославские части разгромили
банду четников, пытавшуюся переправиться
из Сербии через реку Саву.
Белград—Нови Сад пущен под откос вра-
жеский поезд с боеприпасами.

сообщению верховного штаба народно-осво-
бодительной армии, немцы понесли в своем

слёдующие потери:
дат и офицеров. Югославскими частями за-
80 грузовяков, 16.000 винтовок, 60 вагонов

с боеприпасами, 800 лошадей. Уничтожено:
175 орудий,

освободительной армии Югославии <00б-
сорвавших немецкое наступление в Черно-

командующего немецкими ‘войсками на Бал-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

Военные дейст
оенн

ЖЕНЕВА, 9 августа. (ТАСС). Как пере ЛОНДОН, 9 аыуев, (ТАСО). пре

войск союзников в Италии сообщает, что
активные действия на итальянском фронте
переместились из сектора Флоренции в
сектор севернее Ареццо, где войска союз-
ников заняли важную высоту Грилло, в
западной части района верхнего течения
реки Арно близ города Биббьена. Значе-
ние, которое придает противник этому раи-
ону, подчеркивается тем фактом, что нем-
цы предприняли в течение дня пять
контратак, пытаясь вновь овладеть этой

родно-освободительной армии Югославии
что в Сербии продолжаются
бои. На участке Соко

В Санджаке наступающие
укрелленный

на противника.
югославские части заняли

орудие и Много автоматического
В Восточной Боснии в боях в

сточный угол острова Гуам. По подсчетам,
с начала операций на острове японцы по-
теряли убитыми более 10 тысяч человек.
Американская авиация  бомбардировала
острова Уэйк, Науру, Понапе и позиции
японских войск на Маршальских островах.
Все самолеты возвратились с задания.
Днем 4 августа бомбардировке подверглись
аэродромы в северной части Курильских
островов. Огнем’ зенитной артиллерии пов-
реждено несколько самолетов, но все они
вернулись на свои базы.

ЛОНЛОН, 9 августа. (ТАСС). Как не-
редает агентство Рейтер, штаб об’единен-
ного командования вооруженными силами
союзников в юго-западной части Тихого

Уничтожено и взято в плен

На линии

Потери немецких оккупантов
в Югославии
ЖЕНЕВА, 9 августа. (ТАСС). Согласно

последнем’ 7-м наступлении в Югославии
убнто 20.500, ранено
16.000, взято в плен 6.500 немецких <ол- Бомбардировка Штутгарта и Кельна.

хвачено: 96 орудий, 19 танков, 3 ‹амолета, ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). В Лондо-

не официально об’явлено о том, что круп-
ные соединения американских «Летающих
крепостей» и «Либерейторов» совершили
9 августа налет на об’екты в районе Штут-
гарта и в других пунктах Южной Герма-
нии. Операция была проведена в неблаго-
приятных метеорологических условиях.
редает агентство Рейтер, в ночь на 9 ав-
густа английские бомбардировщики «Гали-

108 танков, 37 самолетов,
1.400 грузовиков, 94 паровоза, 700 вагонов
и 95 речных судов противника.

Командование . 2-го корпуса народно-
шает о крулной победе югославских сил,

гории. Согласно захваченного приказа

Арно, части союзников заняли одну высо-

ту онтратаку   впрочем,
;{Брем,

противника. На остальных участках фрон Бр

та продолжались действия патрулей.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

было уничтоже
В гавани повреждено торговое су
доизмещением/ в
подбрасывают подкрепле
район реки Дриниумор, где находятся по-
зиции окруженных японских войск.

команлования
Восточной Азии сообщает,

арьергарды,

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

авиации ‘на Германию.

канах генерала фон Вейхса, целью немец-
кого наступления в Черногории было заня-
тие долины реки Лима. Этот план потер-
пел полную неудачу. ‘Противник разбит
на-голову. На поле боя подобрано более
тысячи трупов вражеских солдат и офице-
ров. Более 200 немцев взято в плен.

Антигитлеровекая пропаганда

среди немецких солдат в Данин

ГЕТЕБОРГ, 9 августа. (ТАСС). Швед-
ская газета «Гетеборге хандельстиднинген»
приводит факты усиления антигитлеров-
ской пропаганды, особенно после покуше-
ния на Гитлера, среди немецких солдат
в Дании. «3 августа, — пишет газета, —
немецким солдатам раздавалась карикату-
pa, изображающая фашистскую свастику
на виселице. ° Под карикатурой была
поднись: «Этот день близок». - Широко
распространялась ‘также листовка, в кото-
рой говорилось: «Продолжение гитлеров-
ской войны — это продолжение воздуш-
ных бомбардировок, разрушение промыш-
ленности и тяжелая безработица в ‘буду-
щем».

ПРЕДСТОЯЩАЯ СЕССИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОВЕТА КИТАЯ

ЧУНЦИН, 9 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Дагунбао», в первой поло-
вине сентября состоится очередная сессия
национальнс-политического совета Китая.

Аресты в Австрии

СТОКГОЛЬМ, 9 августа. (ТАСС).
Шведская газета «Афтонтиднинген» пишет,
что в ночь Ha 21 июля гестапо аресто-
вало ряд австрийских деятелей. Полагают,
что эти. лица были непосредственно: прича-
стны к покушению германских генералов
на Гитлера или же собирались воспользо-
ваться этим событием для восстания,

было сложное и рискованное дело — опе-
рация проходила в восьми километрах от
вражеского гарнизона, насчитывавшего 10
тысяч солдат. Подорвав миной паровоз,
партизаны открыли огонь по составу. Сол-
даты, находившиеся в простых вагонах,
начали сдаваться, а те, которые размеща-
лись в бронированных, открыли пуле-
метный огонь. Тогда группа бойцов во гла-
ве с Божо Косановичем подползла к со-
ставу и забросала бутылками с го-
рючим бронированные вагоны. Из об’ятых
пламенем вагонов стали выбегать <ол-
даты В это время другие группы партизан
вели тяжелый бой < солдатами и офице-
рами противника, спешившими на помошь
команде бронепоезда. Гитлеровцы направи-
ли сюда еще один поезд, но он был по-
дорван предусмотрительно выставленной
партизанами засадой. Помощь бронепоезду
так и не пришла. Этим трехчасовым герои-
ческим боем, в ходе которого партизанами
было уничтожено 2 паровоза, 6, брони-
рованных и <только же простых вагонов,
захвачено 17 пулеметов, 2 миномета, 50
винтовок, много амуниции и продовольст-
вия, руководил Божо Косанович. Когда,
отстреливаясь, партизаны отходили, герой
командир упал недалеко от железнодорож-
ной насыпи, сраженный вражеской пулей.
С тех пор этот батальон, влившийся в ре-
гулярную армию, носит имя своего отваж-
ного вожака.

В югославской газете «Борьба» расска-
зано об одном из героев партизанской борь-
бы, пожилом человеке из Карловаца, про-
званном в народе Ильей Громовержцем.
Вот отрывок из записей этого бесстрашно-
го партизана, опубликованный газетой:

«15 августа. Взорван у Ново-Села экс-
пресс прямого сообщения. Погибли 350
немцев и болгарская делегация. Железная
дорога не работала 3 дня,

30 августа. Взорван у Цапрага немецкий
бронепоезд.

7 сентября. У Лекеника взорван немец-
кий бронепозд с 10 цистернами бензина.

15 сентября. Взорван немецкий бронепо-
езд «Мертвая голова». Уничтожены локо-
мотив и 5 броневагонов».

«Это пишет, — добавляет «Борьба», —
Илья Громовержец, который много лет ра-
ботал на рудниках. Он-уже поднял на воз-
дух более 70 фашистских поездов. Несмо-
тря на свой возраст, он совершенно неуто-
мим. В Словении он обучил большое чи-
сло своих товарищей искусству уничтоже-
ния поездов, а теперь поехал в другой ко-
нец страны, чтобы там готовить мастеров
взрыва».

Особо хочется мне рассказать о жен-

факс» и «Ланкастер» атаковали
в Северной Франции. Соединение самоле-
тов «Москито» подвергло

общают из Черногории,
йанты и предатели творят дикие насилия
над мирным населением Черногории. Вы-
ходяшая на освобожденной территории га-
зета «Речь свободы» сообщает о массовом
истреблении
ступниками черногорского населения.

девушка.
войны она была пастушкой. Мария по-
просила
предупредили. 06 опасностях,
ей.
эта
ЛИЦОМ
волосами,
бойцом

об’екты

бомбардировке

КРОВАВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕМЕЦКО-УСТАШСКИХ
ИЗВЕРГОВ В ЧЕРНОГОРИИ

ЖЕНЕВА, 9 августа. (ТАСС). Как co-
немецкие окку-

немецко-фашистскими пре-

Фашистские оккупанты лишь в 5 общи-

нах района Никшич убили 678 человек. В
четырех общинах района Подгорицы убито
202 человека.
истребили 1686 человек,
одной только общине Жупопивске усташи
за
живьем более тысячи женщин,
стариков,
центов населения этой общины.

В районе Шавнич немцы
в том числе в
5 дней убили, зарезали и сожгли
детей и
что составляет около 20 про-

Как сообщает «Речь свободы», в неко-

торых черногорских общинах половина на-
селения находится в тюрьмах и яэнцлаге-

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОБЛАВЫ В ГЕРМАНИИ

ЛОНДОН, 9 августа: (ТАСС). Как пе-

редает стокгольмский корреспондент . газе-
ты «Ньюс кроникл», ссылаясь на сведения,

полученные из заслуживающих доверия
источников,
Германии производятся многочисленные по-
лицейские облавы в лагерях и военных

в северо-восточных ‘районах

Отставка трех венгерских министров

ЖЕНЕВА, 8 августа. (ТАСС). Как сооб-

щило венгерское радио, вышли в отставку
три министра венгерского «правительства»

Тито сказал, что Югославия вправе гор-
диться своими патриотками.
зали о десятках подвигов мужественных,
свободолюбивых сербок, хорваток, CJIOBe-
нок, черногорок. Я приведу почти дослов-
но рассказ югославского полковника: ^

Мне расска-

18-летняя

До

— К нам в часть пришла
Ее звали Мария Дурсач.
зачислить ее в армию. Ее

грозящих
Но это Марию не смутило. Так
невысокая девушка < загорелым

крестьянки, длинными черными

подвижная и  ловкая, стала
одного иЗз наших  подразделе-
ний. Не прошло и двух недель, как она
начала принимать участие в боевых опе-
рациях в качестве гранатометчика. Наши
воины, которые не раз смотрели в глаза
смерти, знают цену истинной храбрости, и
они по достоинству оценили смелость этой
девушки. Она участвовала в боях во вре-
мя четвертого наступления оккупационных
войск. В самых тяжелых схватках она ос-
тавалась спокойной и непоколебимой. Бой-
цы говорили: «От Марии Дурсач пуля бе-
жит». Началось пятое немецкое наступле-
ние. Отважная девушка, что называется,
не выходила из боев. Особенно геройски
вела она себя во время сражений в Прко-
си. Бой этот был тяжелый и кровопролит-
ный. Нашим воинам пришлось штурмовать
немецкие укрепления. Ночь напролет дли-
лось ожесточенное сражение. Когда наши
автоматчики, среди которых была и Мария
Дурсач, приблизились, наконец, вплотную
к немецкому гарнизону, занялась заря. Это
осложнило положение атакующих, они бы-
ли на виду у врага, засевшего на возвы-
шенности. Оставалось одно — броситься
вперед на окончательный штурм, -победить
или умереть. Перед Марией Дурсач был
вражеский бетонированный дот. Чтобы к
нему добраться, нужно было преодолеть
открытую площадку. «Прикрывайте меня
своим огнем», — услышали автоматчики го-
лос Марии. Она бросилась вперед и не-
сколькими ‘ловкими прыжками достигла
огневой точки. Мария бросила гранату, раз-
дался взрыв. Автоматчики, бросившиеся
вперед, видели, как отважная девушка
прыгнула в дот. Она убила четырех уце-
левших там немцев и вынесла четыре вин-
товки. Но и Мария была ранена. Когда
стихло сражение, ее принесли в домик,
приспособленный под больницу. Я зашел к
ней — на походной серой подушке разме-
тались ее волосы. Лицо горело.

— Я умру, я знаю, что умру, — сказала

щинах-героинях. В одной из своих речей  она мне.

вия в Италии

высотой. Все контратаки немцев были  .
отражены огнем артиллерии. Другие кон-
тратаки немцев были направлены

позиций войск союзников на холмах в во-
сточном районе верхнего течения реки
Арно. Эти контратаки были также орт:
К западу от Понтассиеве, южнее рек

отбив последовавшую днем к

но 30 японских самолетов.
дно во-

3 тысячи тонн. Японцы
ния из Уэйвейка в

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). Штаб
войск ‘союзников в ЮГго-
что японские
понеся тяжелые потери, бы-
ли выбиты с позиций на Тиддимской до-
роге в 50 милях к югу от Импала.

В Северной Бирме войска, действующие
в районе Таунги, достигли железной до-
роги Могаунг Мандалай.

32 Подробности налета американской

бомбы весом в 1,8

Кельн, сбросив
тонны. i

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС). Как coo6-
шает штаб американских военно-воздуш-
ных сил на европейском театре операций,
из налета крупных соединений американ-
ских самолетов на Штутгарт, сортировоч-
ные станции в Саарбрюкене и другие вра-
жеские об’екты в Южной Германии не вер-
нулись 18 американских тяжелых бомбар-
дировщиков и два истребителя. Американ-

ские истребители сбили 33 германских
самолета и уничтожили на ‘земле 30 <а-
молетов. Американскими самолетами во

время этих операций уничтожено также
50 паровозов и 137 товарных вагонов.

pax. B 5 общинах Никшичского района в
тюрьмах и концлагерях заключено 847 че-
ловек, в 4 общинах района Даниловград —
394 человека. Вместе с матерями немецко-
усташские изверги бросают в тюрьмы
4—5-летних детей.

Многочисленные черногорские села ок-
купанты превратили в развалины и пепе-
лища. По неполным данным, собранным
 народно-освободительными комитетами В
Черногории, в районе Никшича сожжено и.
разрушено 2.588, в районе Андриевицы —
3.197, в районе Шавнич — 6.529 построек.

Оккупанты дочиста разграбили Черного-
рию. Только в одном районе Шавнича
они отобрали ‘у крестьян скота и продо-
вольствия на сумму в 1.250 млн. довоен-
ных динаров. В том же районе немцы,
четники и усташи за 3 года отобрали y
населения 101.744 головы мелкого рога-
того скота, свыше 30.000 голов прочего
мелкого скота и 2.984 лошади.

поселках. В облавах участвовали отряды
гестаповцев и военной полиции. Был аре-
стован ряд старших и младших офицеров,
в особенности среди административного
военного персонала. Подобные же облавы
происходили ранее в северных районах
Германии, в том числе в Штеттине, Лю-
беке и Ростоке.

— министр экономики Имреди (лидер фа-
шистской партии «Венгерское обновление»),
а также министр внутренних дел Ярош и
министр торговли Кундер.

Я стал ее уверять, что она поправится,
но Мария настаивала: «Это— смертельная
рана».

Вскоре я еще раз направился к ней.
Подходя к двери, я услышал голос Ма-
рии и остановился. Умирая, героиня пела
песнь о Тито. Она умерла безропотно и
спокойно. Сейчас вся Югославия знает имя
Марии Дурсач. О ней слагают стихи, ее
имя повторяют < нежностью и уважением
бывалые партизаны и молодые войны. При-
казом Верховного Главнокомандующего Ма:
рии _„Дурсач присвоено звание ‚ «Народный
герой». Наш народ никогда не забудет
свою 18-летнюю героиню.

Полковник был сам взволнован своими
воспоминаниями. Потом мы заговорили о
девушке хорватке Любице Геровац, “имя
которой носит один из батальонов Народ-
но-освободительной армии. Любица была
студенткой, училась в Загребе. После ок-
купации города врагом она связалась с
партизанами. Ее сведения помогали пар-
тизанам наносить чувствительные и неожи-
данные удары по врагу. Заметив, что за
ней началась слежка, Любицпа решила бе-
жать из Загреба. Она убила Стеву Салопек
— оусташского палача, издевавшегося над
населением, и убежала к партизанам. Всту-
пив в отряд, 19-летняя девушка, порази-
тельно смелая и находчивая. совершает
один подвиг за другим. Она участвует в
налете на вражескую колонну. Вско-
чив на замедливший ход немецкий грузо-
вик, Любица убила четырех солдат и за-
хватила их оружие. Спустя некоторое вре-
мя в тяжелом уличном бою за свой род-
ной город Езераны  Любица подползла к
дому, где засели вражеские пулеметчики
и подожгла его. Гитлеровцы сгорели Лю-
бица и другие бойцы продолжали штурм
города. В ту же ночь храбрая девушка
рискуя жизнью, вынесла из горящего до-
ма раненого бойца.

Таковы герои и героини югославского
народа — горячие и храбрые, люди безза-
ветной удали и светлаго сердца.

+ *

«Пред зору се мрзне» — перед рассветом
бывает холодно, — говорят в Югославии.
Нелегко сейчас  югославским воинам
сражаться < 700-тысячным войском про-
тивника. Но бойцы маршала Тито знают—
и это окрыляет их‚,—что в крови и лише-
ниях завоевывают они победу над нена-
висфным врагом, что ночь немецкой окку-
пации на исходе и недалек день, когда
над родной югославской землей ‘встанет
желанная заря освобождения,

М. ВИТИЧ:

коммутатор К-4-00-70 ло 74, для справок — К.4-42 12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб, 76. Бюро жалоб а
a é онтор
Типография центральном органа Нафодного комиссариата обороны СССР &Ерасная звезда», Москва, утица Чехова, 16.

10 августа 1944 г., четверг.

чивый представитель все
против   Страсть
меньше,

деревни, Я
‘дома и тащит отсюда, всё, что только счи.

тает для себя пригодным. Пользу он при.
носит ничтожную, а вредит много. Есть,

ty

ee вы ey