Самоходная

артиллерия

в наступлении

Самоходная артиллерия
средство сопровождения танков играет
большую роль в различных видах боя. 0д-
Нако наиболее полно она может реализо-
вать свою огневую силу и высокую под-
вижноеть лишь в наступлении. При этом,
чем лучше сочетается маневр самоходной
артиллерии © маневрем танков, тем выше
эффект их совместное улара. Поскольку
самоходная артиллерия работает на танки,
темп наступления и огонь должны быть
соразмерены. Тут всё подчиняется выпол-
нению задачи танками, Соответственно
характеру этой задачи строится и боевой
норялок самоходной артиллерии.

Каковы же иаиболее целесообразные
формы взаимодействия самоходной артил-
лерии и танков в наступлении? Ясно, что
в зависимости от обстановки они могут
быть различными. Большое влияние на
совместные действия танков и самоходных
орудий оказывают, кроме“ Ярочих условий,
местность, погода, время суток. Pacemor-
рим на примере конкретного боя общие по-
ложения, от которых зависит. успех. само-

холной артиляерни и танков.

Противник  откатывался на’ запад
вдоль так называемого Виленского трак-
та. Цепляясь за каждую складку ме-
CTHOCTH, он всеми силами пытался затор-
имозить продвижение наших частей. За ним
неотступно следовали № танковая часть
и подразделения самоходной  артилле-
рии. В одном населенном пункте немцы
сосрелоточили до 2.000 — пехотинцев,
кого орулай и минометов, восемь танков
типа «тигр» и «пантера». Наши танкисты
попытались атаковать немпев с хода, но
были ветречены сильным артиллерийским
огнем и Тут же прекратили атаку. При-
мерно через полчаса, когла танкисты про-
изволили дополнительную рекогносцировку
местности, сюда подошли самоходные
орудия.

Тут же был разработан план совместной
атаки. Вкратце он сводилея к следующе-
му. Танки движутся  развернутыми на
широком фронте в линию и захлестывают
с флангов деревню, гле засел неприятель.
Самоходные полразлеления следуют вторым
этелоном, на 300—400 метров позади
танков, и своим огнем прикрывают их ма-
невр. Рвилу того, что возле деревни ско-
пилось много немецкой пехоты, атаке
предшествует короткий огневой налет, в
котором участвуют танки, самоходные ору-
дня и минометы. Последние ведут огонь
вплоть до подхода танков к деревне. Пе-
ред началом атаки одно танковое пюдраз-
деление демонстрирует активные действия
© другого направления. .

Этот массированный удар танков и ‹а-
моходной аттиллерии завершился полным
успехом, чему BO MHOTOM  стособетвовал
рельеф местности. От исходных позиций,
расположенных в лесу, ло деревни, кото-
py предстояло атаковать, было около
трех километров. На этом протяжении ме-
стность восемь раз пересехалась небольши-
ми параллельными лощинами. Такой вол-
носбразный халактер ивстноети был в
дальнейшем умело использован, что еиль-

ак о мощное! упростило применение са

мохолной ар-
тиллерии. i :
Побле того, котла часть огневых средств
противника (в том числе четье «тигра»)
втянулась в борьбу © отвлекающей группой
наших танков, © исходных позиций выш-
ла: основная группа ‘атакующих танков и
самоходных орудий. На большой. скорости
она стала праближаться в деревне. По-
дойдя на 1.000—1.500 метров, танки с
хода обрушили ‘огонь на засеченные пели.
Самоходные орудия пока еще не стреля-
ли. Они. открыли стрельбу из-за гребня
первой возвышенности, когда наши танки
стали спускаться в лошину, ибнемцы на-
правили на них вею мощь своего огня.
Огонь противника был быстро парализован
тействиями самоходной артиллерии, стре-
лявшей с места, и не принее вреда насту-
пающим танкам. Такая же картина повто-
рялась на гребне каждой новой возвышен-
ности. Самоходные подразделения масси-
рованными и точными огневыми налетами
полавляли немецкую систему огня как раз
в те моменты, котла она могла нанести
наитим танкам наибольший ущерб.
Двигаясь перекатами от одного гребня
местности к другому, самоходная артилуе -
DES довела танки вплоть до фи
Особенно точным огнем отличались бата-
реи лейтенанта Миловидова и старшего
лейтенанта Божко. За короткий срок: они
уничтожили три «тигра» и одну «панте-
ру», два орудия, четыре миномета, вывели
из строя ло 600 немецких солдат и о®и-
перов. Вскоре танки ворвались в деревню,
и противник был полностью разгромлен.
Путь на Вильно енова оказался расчищен-
НЫМ. i
0Обобщим сказанное. Быстрый  разтром
крупной группы немпев был достигнут,
главным образом, благодаря массированно-
му применению самоходной артиллерии и
правильному ее использованию. Самоход-
чики, сами оставаясь почти неуязвимьвми,
обеспечили точность огня. Стрельба при
этом велась преимущественно через свои
танки. На открытых участках местности,
о 060бому сигналу (ракета), самоходчики
вели огонь в интервалы между танками.
Конечно, эти методы ведения огня, B 3a-
висимости от обстановки, могут применять-
ся как поочередно, так и одновременно.
При стрельбе поверх танков расстояние
между эпелонами танков и самоходных
орудий может достигать нескольких сотен
метров. Наоборот, ‘чтобы вести точный
огонь в интервалы, желательно подтяги-
вать самохолные орудия к танкам на ди-
станцию 100-—50 метров, что совершенно
исключает поражение своих машин.
Всегда ли самоходная ‘артиллерия дол-
жна двитаться вторым эшелоном? Нет, не
всегда, Были случаи, когда балареи ca-
моходных орудий действовали наиболее
з®фективно, двигаясь уступом Ha фланте
танкового эшелона. Вообще, если оборона
противника имеет подковообразную форму,
и местность слегка пересечена, такой бое-
вой ПоПялок самоходной артиллерии цели-
ROM оправлывает себя. os ;

Поллолиовник П. СОКОЛОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Вручение наград истребителям тавков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа.
(Спецкорр. ТАСС). Огневые позиции гвар-
дейских гаубиц. Грозные орудия тшатель-
но замаскированы, их`не заметить даже с
самолета. В зеленой лощине выстроилась
шеренга артиллеристов — героев послед-
них наступательных боев.

Это произошло совсем недавно. Против
нашей наступающей пехоты враг бросил в
контратаку 58 танков. Ведя ураганный
огонь из пушек и пулеметов, они прорва-
лись на узком участке фронта через бое-
вые порядки пехотинцев, но последних
прикрывали гаубичные батареи. Допустив
немецкие танки на расстояние  прямо-
TO выстрела, они открыли огонь. 3a-
пылал головной танк, разлетелаеь гусени-
ца у второй машины, сорвало лобовую

So eee ea

броню y третьей Выпрыгивавших из ма-
шин вражеских танкистов гвардейцы унич-
тожали пулеметным огнем.

За первой неудавшейся  контратакой
последовали еше три. Немецкие танкисты
пытались прорваться в тыл гвардейцам, но
всюду натыкались

ты < болыними потерями для врага. 24
вражеских бронированных машины оста-
лись на поле боя.

Командир части зачитывает приказ Вюен-
ного Совета о награждении гвардейцев,
особо. отличившихся при отражении чанко:

вых контратак. Первым получает орден!

Славы 3 степени командир орудия сержант
Кузнецов. Отражая контратаки немцев, он
подбил два вражеских танка.

на сокрушительный
огонь гаубиц. Все контратаки были отби-

КРАСНАЯ

ТРУДОВАЯ

ЗВЕЗДА

ДОБЛЕСТЬ

И БОЕВАЯ ОТВАГА

(По телеграфу от наш. корр.). Еще идет
бой, лесная дорога обстреливае ся артил-
лерней и минометами противника, : из при-
дорожных кустов раэдаются очереди. авто-
матов и пулеметов, а бойцы и офицеры
инженерных войск уже приступили к pa-
боте. Пехоте, танкам, артиллерии они го-
товят удобный путь. Под огнем против-
ника через леса и топкие болота они
устраивают гати, прокладывают ‘колонные
пути, проделывают проходы в минных по-
лях и проволочных заграждениях, наводят
мосты, разбирают лесные завалы, С учетом
данных инженерной разведки строится бое-
вой порядок пехоты, развертываются дей-
ствия танков, ведется огонь артиллерии,
сбрасываются бомбы с самолетов.

Путь бойцов и офицеров инженерных
войск — это путь трудовой доблести и
боевых подвигов. Мейтенанту Крюкову ¢
группой бойцов было дано задание раЗве-
дать оборону противника, выявить и уточ-
нить его инженерные препятствия и огне-
вые точки. Раззедчики ползком по высо-
кой траве скрытно пробрались на перед-
ний край противника и с бугра, обросшего
кустарником, организовали наблюдение. Ни-
что не ускользнуло от их опытных глаз.
Окопы, дзоты, блиндажи — всё было на-
несено на карту и тщательно изучено.
Вюзвращаясь обратно в свое расположение,
гвардии ефрейтор Балашов заметил в ку-
стах замаскировавшегося финского солдата.
Финн ‚ обернулся, вскинул винтовку, HO
было уже поздно. Подекочивитие гвардии
ефрейтор Балашов и красноармеец Богачев
выбили из его рук оружие. Разведчики не
только собрали крайне необходимый мате-
риал, но и привели «языка», оказавшегося
финским снайпером.

Пренебрегая опасностью и отдавая все
свои силы, трудятся саперы. Одной из

групп разграждения было приказано про-
делать проход в минном поле. Минное
поле находилось перед высотой, занятой
финнами. С высоты финны хорошо про-
сматривали местность, на которой пред-
стояло действовать нашим саперам. При-
крывать группу разграждения было пору-
чено автоматчикам красноармейцам Зайце-
ву и Вагину. Искусно маскируясь, они
выбрали удобную позицию и окопались.
Финны заметили работающих на минном
поле сапер и выделили до взвода авто-
матчиков, намереваясь окружить работаю-
щих и захватить их в плен. Красноармей-
цы Зайцев и Вагин, подпустив финнов
на близкое расстояние, открыли по ним
меткий огонь из автоматов. Финны бежа-
ли, оставив на поляне два десятка трупов
своих солдат.

Совершая обходный маневр, одна из на-
ших частей вышла во фланг противника.
Для поддержки требовалось срочно пере-
бросить артиллерию, но на пути наших
артиллеристов расстилалось трудно прохо-
димое болото. Тогда на помощь артилле-
ристам пришли саперы. Под артиллерий-
ским обстрелом противника они приступи-
ли к строительству гати. Красноармеец
Адаменко — связной командира батальо-
Ha, добровольно  вызвавшийся подносить
лесоматериал, перенес под вражеским об-
стрелом двадцать пять бревен на рас-
стояние более 200 метров. Красноармеец
Салтаев дал 300 проц. выработки, красяо-
армеец Минтосян — 250 проц. Хоропю ра-
ботали и другие бойцы. Г

Своевременное окончание строительства
гати позволило нашим артиллеристам пе-

реправиться через болото, во-время раз- Для достижения полного успеха требует-
вернуться и поддержать нашу наступаю- ся на определенном участке (направле-

шую часть своим огнем.

Капитан Н. НОВИКОВ.

/

СТРЕМИТЕЛЬНАЯ АТАКА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

11 августа. чики разгромили этот гарнизон и захвати-

(От наш. корр.). Попытка сломить сопро- ли при этом 8 пленных, в том числе двух
тивление противника не дала успеха. Тогда   офицеров: < документами,

в тыл врага была направлена группа раз-
ведчиков под командованием опытного
офицера Крестьяникова, кавалера орденов
Красного Знамени и Красной Звезды,

Разведчики незаметно для врага про-.

никли к нему в тыл и внезапно напали\атакой прорвало оборону противника и За- интересующих нас участках была всесто-

При помощи трофейных документов бы-  198 немпев была сфотографирована. Дан-

ла установлена система обороны против-
ника. Пользуясь этими данными, подразде-
ление офицера Колесникова стремительной

на один из гарнизонов противника, Развед- няло 12 населенных пунктов.

УСПЕХ ПОДРАЗДЕЛЕНИ

Я ОФИЦЕРА ЕФРЕМОВА

1-го Белорусского фронта неприятель име

важно

12 августа 1844 г., суббота, № 191 (5871).

Бомбардировшики при прорыве
вражеской обороны

ления войск щики нанесли в составе нескольких групи,
л насчитывающих в общей сложности более
особенно <ильно укрепленную и глубоко 200 самолетов. Цели были а
эшелонированную оборону. Она состояла из на узком участке Фронта, что дало воз
нескольких рубежей, опирающихся на си-Гможность достигнуть высокой aor
стему четырех рек, параллельных линии  бомбового удара. Основными ol ek Tau
фронта. Первый оборонительный рубеж, этого налета были опорные na, ap
расположенный между двумя реками, со- тиллерийские и минометные батарея на
стоял из нескольких сплошных линий око-   огневых позициях, живая сила в окопах
пов полного профиля, соединенных ходами и траншеях.
сообщения. В местах © хорошим обзором И Само собой разумеется, Что одновре-
обстрелом были устроены дзоты и блинда-  зениый удар более чем двухсот самолетов
хи с солилными перекрытиями, Кроме то- [по сравнительно неболылой площади, раз
го, всё междуречье шириною в 8—12 ки-  мером 4 Ж 6 километров требовал чет-
лометров было насыщено большим коли- кого построения боевого порядка. Следуя
чеством огневых средств, причем артилле- к пели, бомбардировщики находились в
рия и минометы располатались по-батарей-   колоннах, которые состояли из девяток, по-
но или по две-три батареи на специально   строенных «этажеркой». Прикрытие истре-
устроенных позициях. Подетупы к 060р0- бителями осуществлялось по принципу
вительных рубежам противника изобилова-   обеспечения целой колонны. Истребители
ли болотами, все проходы между ними нем-   прикрытия шли по сторонам, впереди я
цы заминировали и простреливали. Всю- езади. Ероме того была выделена уларная
ду, где только можно, имелись противотан- группа, летевшая нал колонной бомбарди-
ковые препятствия. ровщиков < превышением в 400—600 мет-

Планируя действия авиации, предшест- ров. Часть истребителей, действуя на уда-
вовавшие прорыву вражеской обороны на лении, как бы окаймляла район полета и
этом участке, офицеры нашего соединения   обеспечивала бомбарлировшики от воздуш-
вспомнили ряд примеров из своего же ных контратак противника.
боевого опыта. Оныт учил, что овладение В районе цели каждая труппа пропз-
олной-двумя линиями окопов или олним- ыдула бомбометание самостоятельно, по
двумя узлами сопротивления противника   „о т-тему в звене, не нарушая при 210%
еще не означает прорыва его обороны. бщего построения своей колонны, кото-
Это будет как бы только вмятиной, ПРИ   „5 проходила через все цели. Это увели-
которой оборона продолжает существовать.   чирало время пребывания пад целью в
деморализующе действовало ва живую еи-
лу противника.

Первый заход всей этой массы самоле-

На одном участке наступ

нии главного удара) униччожить или на-

дежно полавить огневые средства прэ-
тивника и его опорные пункты на всю   ТОВ был «холостым». Это  диктовалось

глубину оборонительной полосы. При этом  Необходимостью уточнения целей и распо-
воспретить противнику занятие   Ложения зенитных средств  противинка,
следующего рубежа и организацию co- Для подавления последних в боевой поря-
нротивления на нем, док было включено несколько труп

В полготовительном периоде операция,   Штурмовиков. заходы бомбардировщиков на
о которой илет речь, оборонительная по- oe HPO OANAEGH вдоль ово. проти
ные фотос’емки в сочетании е другими  Через два часа массированный удар
разведывательными данными тщательно! был повторен другой групной, состоявшей
наносились на карту. Таким образом, в  более чем из 150 самолетов бомбардиро-
началу операции оборона противника на вочной авиации. В этой атаке,. наряду о
прежними целями, были поражены бата-
ронне изучена. Это позволило создать т0ч- реи дальнобойной артиллерии противника.
ную карту целей для артиллерии и звиа-  В. результате двух массированных ударов
ции. _ [© воздуха наши наземные войска продви-

Замысел использования авиации  при нуЛись вперед ло 10 километров, овладев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 августа. бой на ее западном берегу. Бойцы сража-  прорыве состоял в следующем. В  ночь  несколькими важными опорными пункта-
лись храбро и стойко. Особенно отличился  Перед началом наступления наши ночные   ми немцев. Это еще не означало полного

(От наш, корр.). Гитлеровцы прямо с мар-
ша бросились в контратаку. Они стреми-
лись помешать нашим передовым частям
форсировать реку. Подразделение офицера
Ефремова опередило врага и само стреуи-
тельно атаковало его во фланг. Немцы ве
ждали нашего удара и были рассеяны. 20
гитлеровцев были взяты в плен.

Не задерживаясь, подразделение офицера.
Ефремова форсировало реку и завязало

В КАРПАТАХ. Бойцы ведут огонь по

Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г. Хомзора. _
te, 5 MOBO MOCTHK, EDYTOIT,
SS

пулеметник гвардии рядовой Алексей Ти-
тов. Метким огнем своего пулемета он
уничтожил два десятка немпев. Гитлеров-
цы пустили в ход минометы, открыли ар-
тиллерийский огонь прямой наводкой. Но
горстка храбрецов отбила натиск против-

ника и закрепилась на западном берегу  ней должны были последовать массиро-
реки, обеспечив форсирование реки другим ванные улары дневных бомбардировщиков.

подразделениям.

‘немцам, укрывшимся за уступами гор.

тарые боевые друзья

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Недавно мне довелось встретить подпол-
ковника Сафронова, хоропю знакомого по
началу войны `и работающего теперь в
оперативном отделе № армии. Встретились
хы как раз в тех же самых лесах, где
летом 1941 года отходилю © боями ‹оеди-
нение, в котором служил тогда Сафронов.
Мы лолго проеидели < ним за старой кар-
той, на которой сохранилиеь пометки, го-
воряшне о давно минувших тяжельх боях.
Вепомнили наших общих знакомых по
1941 году.

На олной пограничной заставе в районе
Бреста служил командир взвола лейтенант
Жаренов. Вместе < Сафроновым он окон-
чил Саратовскую пограничную школу и
только весной 1941 года приехал на гра-
ницу. В памятный день 22 июня его
взвод почти целиком погиб в неравном
бою < немцами, но Жаронов осталея жив.
С группой пограничников он влился в
стрелковую часть и сражался в ее рядах.
В районе Слуцка эта часть попала В
спружение. Жаронов возглавил отряд В
150 человек и пробился через немецкое
кольшю к нашим войскам. В конце июля
он был тяжело ранен, эвакуирован в тыл
ий только в январе 1942 гола снова попал
на фронт. Ему воучили орден Врасного
Знамени и дали батальон. С батальоном
ЗЖаронов дрался под Москвой, участвовал
во взятии Волоколамека и там вторично
был ранен. После госпиталя он был на-
значен начальником штаба полка в район
Сталинграла. Там его полк окружал нем-
eB, громил их, брал в плен.

С марта 1944 года ЗЖаронов командует
полком. Полк ero прорывал немецкую

cin Caynxa, Барановичей, Слонима, в
боях под Брестом. Жаронов поседел, его

трудно узнать в строгом подполковнике
юного лейтенанта Георгия Жаронова. К
местам, где он дрался против немцев co

Рассказав мне о Жаронове и Исаеве, ве специальной группы прикрывала от-
подполковник Сафронов снял телефонную! ступление наших частей. Позже он коман-

трубку и позвонил. Через полчаса в па- довал батальоном, полком, - был

дважды

татку вошел старшина © длинными усами,   ранен, побывал на куреах и, вернувшись,

закрученными вверх, и отрапортовал:

— Старшина Волков явился по pame-  He уже было известно, как его

му приказанию!

стал работать в оперативном отделе штаба.
ценят
здесь за высокую работоспособность, за

Сафронов посмотрел на меня и улыб- живой, инициативный, ум. К его сообра-

взводом пограничников, Жаронов привел   НУЛЯ.

целый стрелковый полк. С ним вместе
шли пушки и танки, ем поддерживала
авиация.

«Знаешь, — написал тогда
нов своему другу Сафронову, — карта,
1941 тода пригодилась. Те же места, та

— Вы ет не узнайте? .
Я посмотрел на пирокие плечи стар-

шины, на три ордена, прикрепленные к его
Жаро-  Гимнастерке, на большие усы и ответил:

Ей-богу, не могу вопомнить!
— Ла ведь это же Волков! Помните,

же природа. Опять летний зной, как и в он под Бобруйском взял в плен немецкого

первый год войны... Только силы у меня
стало столько, что, кажется, всё одолею.
Триста километров прошел © боями. Сам
несколько суток не спал, бойцы не спали,
a 00 отщыхе никто и не думает. Немц
здорово огрызаются. Но; это им не сорок
первый год. У меня не взвод, а полк. Го-
товлю венки на могилы моих товарищей-
пограничников...»

Второй друг Сафронова,
служит сейчас
1941 году у реки Шары немцы подожгли
его танк. Исаев был тогда младшим лей-
тенантом. От Шары вплоть, до Брянка
он командовал стрелковой ротой, находил-
ся в полрывной команде, был ранен. Те-

майор Исаев

pic Красного

офицера...
Теперь я, конечно, вопомиил Волкова,

жениям нередко прислушивается коман-
дующий армией.

=— Да, много воды утекло, — в закаю-

чение сказал Сафронов. — На наши
‘прежние границы вышла  совеем другая
армия...

Мы опять склонилиеь над старой, не-
много пожелтевшей картой 1941 года.
Подполковник красным каранлатом чертил
линию фронта. Ето карандаш прошелся
10 зеленому массиву большого леса, <пу-

вспомнил, как командующий за поимку   стился к шоссе, зацепил восточную окраи-
ценного «языка» представил его к ордену   ну города. Карта показывала, как части

Знамени.
— А теперь вы где? — отросил я Вол-
кюва.
— Всю жизнь

майот... Сейчас тоже в ней...

Волков начал войну рядовым. При от-ляющиеся вражеские группы.
в танковом корпусе. В ступления он шел пешком от самого Бре-   маступления пройдены сотни километров,

ста до Волги. За первые полтора года

Паронова и Исаева, часть, в которой
служат Сафронов и Волков, десятки xpy-

бомбарлировщики методически розлейство-
вали на огневые позиции немецкой артил-
лерии и минометов, Ha скопления живой
силы и техники, стараясь возможно боль-
ше измотать противника внезапными бом-
бовыми ударами. С рассветом началась
мощная артиллерийская подготовка. За

прорыва оборонительной полосы противни-
ка, но предопрелелило прорыв.

На второй день боев был нанесен еще
один массированный удар бомбардировщи-
ков по уцелевигим огневым точкам нем
пев, и затем, в результате дружной ата-
ки наземных войск, сопротивление врата
было окончательно  сломлено. Танковые
части, тотчас же введенные в прорыв,
встретили еще кое-где сопротивление нем-

На воздействия < воздуха
еспечивалась групповыми ударами штур-
IMOBEROB по een ое ев. ма первом рубеже обороны, но бы
ным 7 огневым  срелмваи противника. етро подавляли его, причем сопровождаю-
Штурмовикам надлежало действовать в  ® Их штурмовики  расчищали дорогу
интервалах между калетами бомбардиро-  А#Кам. Всё это создавало предиосылши
вочной авиании. для развития успеха.

Таков был первоначальный план. 0л-! Начиная со второго дия операции, mp0
нако неблагоприятные метеорологические  ТИвник уже нигде не смог прочно заце
условия в начале первого хня наступле- ПИТься за промежуточные рубежи оборо
ния исключили  сосредоточенный удар  ны. Наступающие войска, непрерывно
бомбардировщиков. Низкая облачность и  Пользуясь активным содействием авиации,
ограниченная видимость позволяли дейст-   достигли. высокого темпа продвижения
вовать только штуруовикам. Поэтому в Влеред и затем в итоге умелого обходного
первой половине хня противник продол- мапевра овладели крупным городом. Пя
жал оказывать упорное сопротивление на-   этом была окружена и уничтожена груие
«тупающим. Но как только над полем боя   пировка противника в составе нескольких

появились крупные группы бомбарлиров-  дивизий.

щиков, положение изменилось, и наша
нехота гораздо. быстрее двинулась вперел.
Свой первый удар наши бомбардиров-

Гварлии подполковник
‚ _ И. РОМАНЕННО,
1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.

ВЫСТАВКА ГВАРДЕЙСКОЙ ДИВИЗИИ

— Вот перед вами, товарищи, та часть
Сталинграда, тот район города, который
немцы избрали для направления своего
главного удара, — говорит один из учает-
ников Сталинградской битвы, гвардии май-
ор Ингор.

Молодые гвардейцы внимательно рас-
сматривают на макете исторический штур-
обрывистый берег
Волги, устроенные здесь блиндажи, глу-
бокую балку, которую тогда называли «лог
<мерти», развалины завода, который 0бо-
роняла, дивизия.

Рассказывая 06 обстановке того перя-
ода, майор продолжает:

— Весь огонь многочисленных мино-
метвых батарей, сотен орудий и самоле-
тов обрушили немцы на бойцов нашей
дивизии. Но бойцы выдержали нечелове-
ческое напряжение этого боя и устояли
против превосходящих сил врага...

Майор подробно говорит ‘о том, как
здесь шли бои. Молодые гвардейцы взвол-
нованно смотрят на блиндажи, овраги,
траншеи, огневые позиции, на те разва-
лины домов, куда под губительным огнем
противника пробирались  политработники
дивизии к воинау-героям, собирая подписи
K историческому письму — клятве ста-
линградцев товарищу Сталину, которая
была с честью выполнена. Перед  гвар-
лейпами воскресаст живая летория диви-
зии, воскресают бессмертные дела защит-
ников Сталинграда — старших боевых

гих частей < танками, орудиями и само- товарищей.

в разведке, товарищ   летами рвут на куски немецкий фронт.

вонзают в него клинья, сбивают сопротив-
С начала

Новсюду вспыхивали бой, завязывались

войны ои убил 54 немца, 8 вражеских! Кровопролитные схватки, но всякий раз

солдат и офицеров захватил в плен,

с» своими танками, работая начальником   плен 32.

штаба отдельного танкового полка. Под

Бобруйском его полк громил окруженные] пы убили брата, трех родственников
немецкие части. На пути к Барановичам   четьтрех товарищей. Я уничтожил

Во   советские
время наступления он снова хрошел пеш-   меторизованная артиллерия при активной   разрыв вражеского снаряда, а по
ком уже от Волги до Бреста. За это ‘вре- Помощи авиации

перь от самого Сталинграда он наступает ия он уложил еще 49 немцев и взял в УЛаряти с флангов по упорно

танки, конница, мотопехота,
прорывалиеь на запад.
оборожяв-

шимея немепким войскам и опрокидыва-

— У меня, — сказал Волков, — нем- ли их.

этот полк захватил шесть исправных мо- немца и 41 немца взял в плен...

стов, выиграл танковый бой за Слуцком.

С передовым отрядом майор Исаев пере-  Сафронов заметил:

резал коммуникации немцев, связывающие
ДВарановичи с Волковыском и Лидой.

Rorza Волков вышел,

— Вот вам и русский рядовой... Пеш- статочным количеством
ком отмахал от Бреста до Волги и обрат-  Теперь эти люди идут

и

ПОДПОЛКОВНИК Закалились, возмужали, пабрались

К местам старых боев подошли люди.
которые в 1941 году только начинали
войну. За три года жестокой борьбы они
опыта
и мастерства, а родина снаблила их до-
боевой техники.

вперед, чтобы

На Шаре у села Дубище Исаев нашел но и не устал еще. Прикажут, — он еще  окончательно расечитаться < врагом. Они
оборону у Жлобина, участвовал во взя-  в кустах свой танк, обторевигий три года  тысячу километров отиеряет...

назад. Танк из ‘рыжего ‹делалея черным,
и какие-то птицы ©вили

Человеку, не вилевшему его е 1941 гола,‘ устремлена на вапад.

гнезла в. ето   себе. В 1941 голу
лино в двух местах перехвачено шрамами.   башие. Но пушка, как и тогда, была   командиром роты автоматчиков,
: сначала охраняла штаб, а потом в соета-

Потом Сафронов рассказал кое-что
OH был

которая

уже ощущают на огрубевших под ветром  го Союза гвардии рядового Петра
о  щеках дыхание близкой победы.
назначен

Майор П. ТРОЯНОБСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Эта замечательная выставка, отобра-
жающая 006в0й путь дивизии и’ создан-
ная по инициативе начальника политиче-
ского отдела гвардии полковника Свирина.
расположена на опушке ° соснового seca,
всего в нескольких километрах от пере-
зовых позиций. Здесь слышен каждый

у вечерам
1аже дробь пулеметов. Прямо из траншей
идут сюда сотни молодых гвардейцев —
бойцов, сержантов, офицеров, чтобы Ha-
глядно, изучать боевой опыт своей диви-
зии. Приходят сюда люди из соседних ча-
стей, чтобы поучиться здесь, на выставке.
как надо бить врага по-гварлейски.

Ероме отмеченном нами сталинградеко-
го макета, особый ннтерее вызывает отдел
«Оружие героев дивизин». В центре
отдела стоит знаменитая  противотанко-
вая пушка № 27560 Героя  Советеко-
Поно-
марева. Стреляя из этой пушки. По-
помарев отразил девять контратак пр-
тивника. Будучи ранен, он не ушел е по-
ля боя и продолжал бить немцев. Вогда

талея всем один снаряд,  Пономарез
приберег его до нового появления танков,
& пока стал расстреливать гитлеровцев 13
автомата. Но вот снова показались танки,
Первым и последним своим снаряжн Ile
номарев подбил головную машину, а 06:
тальные повернули обратно, на запад,
Когда выбыл из строя Пономарев, ero пу-
шву и автомат передали отличному ap
тиллеристу старшему сержанту Мелихову.
В боях на Днепре расчет Мелихова при
ууножил славу орудия № 27560, за чо
в полном составе был награжден орденами.

Отдел выставки, посвященный героях
Днепра, характерен тем, что здесь часто
выступают участники боев за Диепр, ко-
торые делятся ‘е товарищами своим 60га-
тым боевым опытом. Герой Советекого Co-
ю3а гвардии лейтенант Яков Зайцев mpo-
вел ряд бесед с молодыми  офуперами-
твардейцами. Герой Советского Comsa
гвардии ефрейтор Косан Мамутов чает
беседует на выставке со своими зомлякахи
на их родном языке. Пулеметчик с мно-
голетним стажем, гвардии сержант Васи-
лий Григорьев, получнвиий четыре награ-
ды во время первой ипровой войны, 0]-
ден Красного Знамени в гражданскую
войну и орлен Славы в Отечественную
воину, передает опыт молодым  пулемет-
чикам.

Большое место на выставке  отволево
кавалерами ордена Славы. (еобенио потроб-
HO рассказано о боевых делах орулийного
расчета гвардии сержанта Кузнепова. весь

постав которого - награжден. орденами
Славы.
Выставка весьма разнообразна. Ta

Вольшом макете ярко отражены лействия
одного из полков дивизий по форепрова-
нию Днепра. Тут же стоит немедкая nym
ка, захваченная на Днепре. из которй
артиллеристы этого полка выпустили 09-
лее тысячи снарялов no немпам В авто:
транспортном отлеле выставки показано,
как инициатива 0феров п техепков п9-
могает быстро восстанавливать свои 1
трофейные автоматины. на месте изготов-
лять дефицитные запасные части. Связи-
сты наглядно знакомят посетителей е ме:
тодами организации связи в дивизни при
 бомоне Сталинтрала.

В конце огромной аллеи помещена кар-
mM 00свого пути дивизий.

Ценная инициатива организаторов вы-
ставки, отебражающей боевой путь
Гварлейской Краснознаменной дивизий,
езусловно заслуживает внимания.

Гвардии майор П. АНУЗРИЕВ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

тв ОИ a