6 сентября 1944 г., среда.

№ 212 (5892).

2 КРАСНАЯ ЗВЕЗДА. ———

Москва, Кремль

Верховному Главнокомандующему

Маршалу Сов
товарищу

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Выполняя клятву, данную Вам в канун
25-летия ВЛКСМ, — окружить лаской,
заботой и вниманием детей фронтовиков и
еирот, родители которых погибли от рук
ненавистных фаптистеких извергов, ком-
сомольцы и молодежь Азербайджана cod-
рали в фонх помои детям фронтовиков
3.190.000 pyéaeit, 8.616 пудов  сельеко-
Зозяйствениых продуктов, заработали
20.710 трудодней. Силами комсомольцев и
молодежи в колхозах для семей фронтови-
ков засеяно и обработано 1250 гектаров
зерновых и отородных культур.

На средства, собранные комсомольцами
и молодежью республики, одето и обуто
более 100.000 детей фронтовиков и си-
рот, В праздничные дни детям вручено
16.000 податков.

По инициативе и при активном  уча-
CTHH комсомольских ортанизаций респуб-
тики созданы при 101 колхозе детокие
дома, где воспитываются лети, Родители
которых погибли на фронтах Отечествен-
ной войны,

300 детей фронтовиков —— отличников

Секретарь ЦК ЛКСМ Азерба

етского Союза

СТАЛИНУ

учебы получают комсомольские стипендии.
В течение учебного года им выдано из
средств, собранвых комсомольскими орга-
низациями, ‘110.000 рублей.

Для летнего отдыха детей фронтовиков

приобретеню путевок в пионерские латери
и на оздоровительные площадки на сум-
му 530.000 рублей.

Воодущевленные историческими mmole
дами Красной Армии, комсомольцы и мо-
лолежь Азербайджана codpamm в фо
обороны 1.340.000 рублей и просят Вас

обратить эти средетва в новую колонну

советоких танков «Комсомол  Азербайд-
mana».

Заверяем Bac, Иосиф Виссарионович,
что мы отдадим все свои силы, чтобы
приблизить желанный чае нашей оконча-
тельной победы над немецко-фашиетскими
захватчиками.

Примите, дорогой, любимый отец и учи-
тель, наш горячий от всего сердца комсо-
мольский привет и пожелания Вам добро-
то здоровья и долгих, долгих лет жизни
на счастье народа, на благо нашей Po-
Дины.

йджана БАБАЕВ Муталиб Зинал оглы.

БАКУ
СЕКРЕТАРЮ ЦК ЛКСМ АЗЕРБАЙДЖАНА
тов. БАБАЕВУ МУТАЛИБ ЗИНАЛ. ОГЛЫ
Прошу передать комсомольцам и молодежи Азербайджана, собрав-

шим 3.190.000 рублей, 8.616 пудов сельскохозяйственных продуктов и
заработавшим 20.710 трудодней в фонд помощи детям фронтовиков, —

мой горячий привет и благодарность

——=

Наступление в Румынии

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Овладев несколько дней тому назад го- для устройства засад или для неожидан-

родом Плоешти и вступив в столицу Py-
мынии Бухарест, наши войска продолжа-
ют развивать наступление. В результате
вчера под ударами наступающих пали та-
кие крупные опорные пункты немцев,
как Брашов и Тырговиште. На этом на-
правлении наступающие овладели важны-
ми железными и шоссейными дорогами,
идущими от Брашова через горы на юг,
что разко ухудшило позиции немецких
войск в Западной Румынии. Неприятель
лишился в горном районе дорог, по кото-
рым осуществлялась переброска оператив-
ных резервов, путей для подвоза снабже-
ния. Сегодня части Красной Армии уси-
лили CBO атаки и за один день значи-
тельно продвинулись вперед в горных
районах, а также и на равнине, где на-
ступающие части овладели городами
Ерайова, Рашиори-де-Веде, Дрэгэнетити.
От города Ерайова до румыно-ютослав-
ской границы осталось 85 километров.

Крупным успехом нынешнего дня яв-
ляется овладение городом Питешти, Это
самый крупный узел дорог во всем рай-
оне западнее Бухареста и Плоешеги. 0т-
сюда во все стороны отходят усовершен-
ствованные поссейные дороги/ здесь схо-
дится несколько. железнодорожных  ли-
ний. Город Питешти расположен на реке
Аржешул и является воротами в горы.
Всё это показывает, какое большое зна-
чение имел город Питешти для. немцев
как пункт, через который осуществлялась
в основном связь тыла с группировками,
оборонявшимися западнее Плоешти и Бу-
хареста. Неудивительно, что бои за Пи-
тешти носили упорный характер. Нем-
цы стремились любой ценой удержать в
своих руках шоссейные и железные до-
роги этого района, но под ударами на-
ступающих советоких войск вынуждены
были оставлять одну за другой эти важ-
ные коммуникации. Как только ни сопро-
тивлялея противник, после огромных’ по-
терь он оставили город Питешти,

На этом направлении наступательные
действия наших войск развертываются в
условиях горного театра. Трансильванекие
Альпы и отроги, идущие от них на юг,
изрезаны многочисленными, тянущимиея
на несколько десятков. километров утщель-
ями и проходами. Наступление в таких
условиях связано с огромными трудностя-
MH, которые настойчиво преодолеваютея
нашими войсками. В основе успеха на-
ступающих лежит умение добиваться ог-
невого преимущества. В торной войне ис-
ход каждого боя, а следовательно и опе-
рации в целом, зависит прежде всего от
того, насколько умело применяются отне-
вые средства. Напги части стремятся дер-
жать под непрерывным огневым воздейет-
вием все горные путин, ущелья и проходы,
которые противник может использовать

ких частей.

Красной Армии,
И. СТАЛИН.

ных контратак. За последние дни можно
было часто наблюдать, как наши войска,
обстреливая такие места в горах, лишали
немцев возможности использовать их для
обороны.

В одном районе немцы сосредоточили
в горных ущельях довольно значительные
силы. Огневые средства у них распола-
тались на гребнях возвышенностей. По-
дойдя близко к этому району, наши ap-
тиллерийские и минометные части в те-
чение почти часа держали под огнем
скопления вражеской пехоты и артилле-
рии. Тем временем подошли стрелковые
части, которые просочились ущельями в
глубь гор и вышли на фланги противни-
ка, Шосле того, как наша артиллерия и
минометы изрядно потрепали немцев, пе-
хота атаковала вражеские позиции, ов-
ладела районом и рассеяла остатки немец-

Хараклерна поспешность, © которой
отступали разбитые немецкие дивизии.
На одной пюссейной - магистрали ‘стоят
артиллерийские орудия, из которых мож-
о хоть сейчас вести огонь. Зарядные
ящики этих орудий полны боеприпасов.
Вроме того, снарядами наполнены авто-
малпины, стоящие неподалеку от пушек.
Котда видишь эти трофеи, то ясно прел-
ставляешь себе, какая растерянность ох-
ватила немцев, потерпевших поражение
на этом важном участке советоко-герман-
ckoro фоонта.

На горных дорогах встречаются колон-
ны пленных немцев и венгров. Среди них
волдаты различных немецких частей, epe-
ленные в так называемые боевые групаты.
Некоторые венгерские солдаты провоевали
всего 4—5 дней, попав в плен гораздо
быстрее, чем шли их сборы и отправка
на фоонт.

Одна пехотная дивизия венгров, стояв-
шая в окрестностях Будапешта, прибыла
на, фронт недавно. Пленные говорят, что
перед отправкой па фронт в дивизию при-
ехали послайцы Хорти, В высокопарных
тонах они доказывали, что войска Венг-
рии должны отбросить Красную Армию за
Карпаты, за Прут и даже за Днестр. Сей-
час венгерские солдаты, попавшие в плен
уже на второй день боя, разными слова-
ми об’яеняют происходящее. Общий смысл
их слов таков: «Разве можно. оправиться
с такой огромной силой, как Красная Ap-
мия». но серьезное впечатление
произвели на венгерских солдат мощные
залпы нашей артиллерии и гвардейских
минометов, не оставляющие камня на
камне от вражеских позиций.

Майор И. АГИБАЛОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
(По телеграфу).

ТОРЖЕСТВО У
АРТИЛЛЕРИСТОВ-ЗЕНИТЧИКОВ

квалифицированных
воздушной обороны.

частью гвардии подполковник

майор Смолянинов
нитчики под Сталинградом сбили более 70
вражеских самолетов.

батарея сбила на
Ленина 10 самолетов противника.

Немало славных боевых

Евтухов и другие.

..На широком плацу стройными рядами
выстроились преподаватели и офицеры —
слушатели школы.е

— Школа, под знамя смирно! Равнение
на середину, товарищи офицеры! — раз-
дается команда начальника школы гене-
рал-майора технических войск Туклина.
Оркестр исполняет гимн Советского Союза.

Член Военного Совета артиллерии Крас-
ной Армии генерал-лейтенант артиллерии

: Прочко под звуки гимна от имени Прези-

диума Верховного Совета СССР вручает
начальнику школы боевое Красное знамя.

Начальник школы, приняв знамя и гра-
моту Президиума Верховного Совета р,
читает текст военной присяги. Преподава-
тели и офицеры-слушатели повторяют сло-
ва священной клятвы.
школы целует край знамени и вручает его
офицеру Бабкину. Под звуки гимна ало-
красное полотнище проносится перед стро-
ем. Несмолкаемым дружным «ура» привет-
ствуют боевое знамя артиллеристы-зенит-
Чики.

От имени Военного Совета артиллерии
Красной Армии генерал-лейтенант артилле-
рии Прочко обращается к преподавателям
и офицерам—слушателям школы с кратким
приветственным словом.

После этого состоялся парад. Торжест-
венным маршем под развевающимся Крас-
ным знаменем проходят мимо трибуны
слушатели школы.

В связи с вручением боевого Красного
знамени и пятилетним юбилеем Высшей
военной школы противовоздушной оборо-
ны Красной Армии получено приветствие
от командующего артиллерией Красной
Армии главного маршала артиллерии
Н. Н. Воронова.

. По столбцам
красноармейских газет

КЛЯТВА ГЕРОЯ. «Три се лишним года
я не знал о судьбе моей родной семьи.
Она была под немецкой оккупацией в Бе-
лоруссии. И как только Советское Ин-
формбюро сообщило об освобождении мо-
его родного города Чаусы, Могилевской
области, я в тот же день послал письмо
родным. Г

Долго не было ответа. Наконец, я по-
лучил небольшой листок бумаги, исписан-
ный детской ученической рукой. Моя се-
стренка Ева сообщает, что из всей семьи
осталась она одна, немцы не пощадили
никого, даже старуху-мать.

Проклятые и подлые немецкие изверги
убили мою мать, воспитавшую восемь сы-
новей и двух дочерей.

Любимая моя мама! За твои муки, стра-
дания и смерть я клянусь моей Родине,
что пока бьется во мне сердце, пока ру-
ки держат грозное оружие, я буду
мстить, беспощадно ометить проклятому
врагу. Отомстят за мать и мои родные
братья — артиллерист Сергей и летчик-
истребитель Андрей. Герой. Советского Со-
юза Д. Суховаров». («Вперед на Запад»).

СНАЙПЕР МИНЧЕНКОВ НА ГРА-
НИЦЕ. За речкой прусская земля. Снай-
пер красноармеец Михей Минченков вы-
брал себе позицию под деревом у самого
берега.

В маленьком кружке оптического прице-
ла. замаячила фигура вражеского солдата.
Не успел немец спрятать голову, как. пуля
русского снайпера сразила его.

Под вечер немцы открыли сильный ар-
тиллерийско-минометный огонь. Снайпер
Минченков переменил позицию и пригото-
вился к встрече врага. Как только огневой
налет прекратился, немецкие разведчики
стали переправляться на наш берег. Мин-
ченков открыл по ним огонь. Один за
другим в воду падали убитые немцы. С
правого фланга по фашистам открыли
огонь также пулеметчики Чернобаев и
Примак. Вражеская вылазка была сорвана.

Снова Минченков стал наблюдать. Он
заметил немецкого снайпера. И, как толь-
ко TOT высунулся, Минченков первой же
пулей убил его.

Это был девятнадцатый немен, которого
убил Минченков на прусской земле.
{«Уничтожим врага»).

[ОЮго-запаанее Ломжи

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 сентября.  ред какими мерами, лишь бы повысить   пехотинцы.  Неотрывно следуя за огнем
стойкость своих частей в обороне. В глу-  своей артиллерии, бойцы № стрелковой ча-

(По телеграфу от наш. корр). Вчера и ce-
дня шли ожесточенные бои в районе
юго-западнее города Ломжи. № началу
этих боев противник имел здесь весьма
выгодные в тактическом отношении и
сильно укрепленные оборонительные пози-
ции. Отдельные населенные пункты были
опоясаны тремя, а то и пятью линиями
транией, причем на подступах в ним ле-
жали сплошные минные поля и много
проволочных заграждений. Как на перед-
нем крае, так и в глубине обороны нем-
цы минировали все дороги, речные броды,
опушки лесов и рощ. В ряде мест система
‚ обороны противника отличалась мощными
  железобетонными сооружениями.

Как известно, сами по себе укрепления
еще не являются серьезной преградой, ес-
ли их не удерживают достаточные силы.
Но немцы не поскупились и на силы.
На одном участке протяжением в 38
километров противник имел два дня на-
зад четыре дивизин с несколькими чаетя-
ми усиления. Кроме того, каждая дивизия
усилена двадцатью —= тридцатью танка-
ME.

Beé это показывает,
значение придают немцы району юго-за-
палнее Ломжи. Здесь они оказывают особо
яростное” сопротивление нашим войскам,
отчаянно сражаясь за каждую деревню,
за каждый хутор, рощу, высоту. Немецкое.

командование не останавливается ни пе-тих позиции уже

бине, на промежуточных

рубежах, оно  сти захватили прямо на огневых позици-
выставляет специальные отряды из охран- ях материальную

часть шести артилле-

ных полков, недавно прибывших сюда из рийских и четырех минометных батарей
{ермании. Эти отряды ветречают подраз-  противника.

деления, отступающие нод ударами наших
войск, и под угрозой расстрела заставля-
ют их ‚обороняться на втором рубеже.

Однако ни угрозы, ни ожесточенные
контратаки — ничто не спасает врага от
поражения. Сопротивление немцев юго-
западнее Ломжи было быстро сломлено
Ударами наших атакующих частей. 06о-
рона врага оказалась прорванной, и он
понес ‘огромный урон в живой силе и
технике. Разгромлено несколько немец-

ких полков. Развивая успех, наши войска  ?

сразу же заняли более ста населенных
пунктов. Сегодня, продолжая продвигаться
вперед, они освободили ог немцев город
Вышкув наряду с многими друтими насе-

ленными пунктами. На ряде участков на- преднринимают контратаки,

ши части вышли к реке Нарев.

Серьезную поддержку оказывает ата-
кующим подразделениям наша авиация. В
тот момент, когда пехотинцы штурмовали
первую линию немецких укреплений,
авиация воздействовала на артиллерий-
ские позиции противника, расположенные
в глубине. Бомбежкой с воздуха наши
летчики уничтожили несколько танков,
много орудий и автомашин е грузами,
подавили огонь 19 артиллерийских бата-
ей противника. Штурмовики также рас-
сеяли ‘скопления живой силы немцев,
уничтожив много вражеских солдат и
офицеров.

Немцы, сбитые со своих позиций, часто
Обычно они
стягивают в одно место батальон пехоты,

На-днях состоялось торжественное вру-
чение боевого Красного знамени Высшей
военной школе противовоздушной обороны
Красной Армии. Это торжество. совпало с
пятилетием школы.’ За время своего суще-
ствования школа воспитана немало высоко-
командиров-зенитчиков
и: политических работников войск противо-

Славный боевой путь прошел со своей
Пушкарь.
На боевом счету этой зенитной части —
116 сбитых самолетов противника. Гвардии
является участником
героической. обороны Сталинграда. Его зе-

Мужественно несли свою боевую вахту )
по обороне Ленинграда зенитчики батареи
капитана Васькова. Под его командованием
подступах к городу

подвигов со-
вершили офицеры-зенитчики Вехов, Пугач,

Затем начальник

какое огромное  ной артиллерийской

Необхолимо отметить умелое взаимодей- 20—30 «тигров» и «фердинандов» и
ствие нашей пехоты и артиллерии при  ожесточенно контратакуют иногда по не-
прорыве вражеской обороны. После мощ- скольку раз в день. Наши части отража-
подготовки стрелко- ют вражеские контротаки огнем пехоты и
вые подразделения поднялись и стреми- артиллерии, а порою, быстро совершив
тельно ринулись в атаку. Они продвига- необходимый маневр, охватывают с флан-
лись велед за разрывами своих снарядов.  гов контратакующие подразделения про-
Немецкие солдаты не успевали опомнить-тивника и ликвидируют их, забирая остат-
свя от ударов нашей артиллерии, как на ки в плен,
врывались атакующие Майор П. АРАПОВ.

Отетупая под ударами Красной Армии,
немцы оказывают отчаянное сопротивле-
ние. Стремясь любой ценой задержать про-
движение советских войск, они до предела
укрепляют буквально каждый метр тер-
ритории, цепляясь за промежуточные ру-
бежи обороны, бросая в бой огромные мас-
‹ы живой силы и техники. 0 яростном
упоретве врага при защите своих 060ро-
нительных рубежей, о силе его сопротив-
ления ярко свидетельствуют бои за Бе-
лосток. Противник хорошо знал цену Бе-
лостока — этого крупного промышленно-
го центра, важното железнодорожного узла,
мощного укрепленного района обороны
немпев, прикрывающего пути к Варшаве.
Войскам Н-ского соединения пришлось
прорвать глубоко эшелонированную 0боро-
ну немцев и вести напряженные бои в
чрезвычайно трудных условиях. Враг цеп-
лялея за каждый выгодный для него ру-
беж. Основной рубеж обороны шел по pe-
ке Свислочь. Вдоль ее западного берега на
участках, наиболее выгодных для форси-
рования, тянулись в три-четыре линии
вражеские траншеи © проволочными за-
траждениями и минными полями. На
командных высотах находились мощные,
хорошо оборудованные узлы сопротивле-
ния. Второй рубеж обороны тянулея вдоль
реки Стоя, южнее местечка Грудек и де-
ревни Новая Воля. Третьим рубежом 0бо-
роньр немцев служил внешний обвод Бе-
лостока. Огромным препятствием для на-
ступающих на этом участке были забол-
ченные поймы рек. Здесь противник при-
готовил ловушки в виде лесных миниро-
ванных завалов. Узлы его обороны были
до предела насыщены отневыми ‹редства-
ми. И, наконец, четвертый рубеж odopo-
ны опоясывал пригороды Белостока. Про-

hic LY 4)

; Ld
A и A237

РВС
Г
oA

ЛУБНИКНа® $

Sz

АУ противник

тивник использовал отдельные каменные
строения и создал. сильные Y3IbE сопро-
тивления. Он густо заминировал непоеред-
ственные подступы к городу.

Ни один из перечисленных рубежей, ни
один узел сопротивления и опорный
пункт немцев не отдавался ими ‘без упор-
ного боя. Чтобы задержать наступление
советских войск, немцы заблаговременно
уничтожали не только мосты, но даже
полутораметровые мостики. Они минирова-
ли дороги, об’езды, кюветы, просеки, тес-
нины, броды, переправы. Десять суток
шли беспрерывные бои на дальних и
ближних подстунах к Белостоку и непо-
средственно на улипах города.

Против наступающих действовали части
50 и 367 немецких пехотных дивизий, 12
танковой и 28 легкой пехотной дивизии.
Эти силы немцы перебросили из Германии,
Латвии, а также из-под городов Львов и
Владимир-Волынский. Уплотняя оборону
на ближайших подступах к Белостоку,
противник на автомашинах подбросил 37
охранный пехотный полк, 4 моторизован-
ную кавалерийскую бригаду, 5 отдельный
танковый батальон, резерв главного коман-
дования и маршевые батальоны, которые
© хода бросались в бой. Даже 26 июля,
когда судьба Белостока была решена, гер-
манское командование, надеясь спаети по-
ложение, ввело в бой свежий 55 пехот-
ный полк 17 пехотной дивизии. Необходи-
мо подчеркнуть, что почти вся пехота и
спешениая кавалерия немцев были мото-
ризованы. Это позволяло им во взаимодей-
ствии © танками, самохолными орудиями
и бронетранспортерами совершать быстрые
маневры по хорошо развитой дорожной
сети. Авиация противника стремилась на-
носить частые и сосредоточенные удары
10 нашим войскам, многократно пыталась
бомбить советские штабы, чтобы нару-
шить управление войсками. Вся сила ог-
ня противника, его ожесточенные контр-
атаки были направлены на то, чтобы
максимально измотать советекие войска,
уничтожить живую силу наших стрелко-
вых частей.

Наступление началось на рассвете 17
июля. Ударная группа в составе двух
усиленных стрелковых соединений форси-
ровала реку Свислочь и стремительно про-
двинулась вперед на 10—15 километров.
Она прорвала оборону противника на`фрон-
те 8 километров между деревнями Ямаше
и Рудаки. Крынокий узел обороны немцев
с его командными выеотами оставалея в
руках противника. Во второй половине дня
наши части были задержаны мощным
отнем противника и остановились пе-
pel отсечиой позицией немцев, иду-
щей по реке Нетупа. Этот рубеж плотно
прикрывал узлы дорог на путях Крынки—

KEN зе остРОВЕЦ A
«И С \КУРЬЯНЫ С
инт

: A\

=>
Генерал-майор М. ИВАШЕЧКИН
>

Белосток и Волковыск-— Белосток. Атака
Крынкского оборонительного узла в 106
обошлась бы дорого. Вомандир принял ре-
шение обойти его © юга и запада и, ©ко-
вывая противника активными действиями
на фронте Пилотовщизно—Дзерняково, осу-
шеетвить главными силами марш-маневр
северо-восточнее реки Супрасль через Бе-
лостококую пущу. Советские войска долж-
ны были выйти на фланг и в тыл груп
пировки противника, оборонявшей узлы
дорог Крынки и Грудек. Этот замысел
командира был полностью осуществлен.

Немцы поспепено отетушили на новый ру-

беж по рекам Стоя и Супраель.

В дальнейших непрерывных боях 20—
21 июля враг был ебит и < этого рубежа.
Налти части перерезали шоссе Крынки—
Белосток и достигли наиболее труднопро-
ходимой части Белостокекой пущи. Бояеь
икружения, немпы отошли на северо-за-
пад. Таким образом, Крынский узел сопро-
тивления был ликвидирован. В это же
время ‘левофланговое соединение во
взаимодействии с соседними частями
еломило вражеское сопротивление на ру-
беже Грудек-— Новая Воля. В районе Ho-
вая Воля немцы бросили в бой свежие
подкрепления: 37 охранный пехотный
полк, 4 кавалерийекую бригаду и 5 or-
дельный танковый батальон. Но и это им
He помогло. Преследуя противника, наши
части полошли к новому (третьему) ‘фубе-
KY обороны немцев, который проходил по
рекам Бакунувка и Рудня. На правом
фланге наши части перехватили пюссей-
ную дорогу Белосток-—Тродно и к исходу

ТАС HQ

HAWH BOUCKA

23 июля оселлали ее. В дальнейшем они и Врынки — Белосток.

вели бои, стремясь обойти город Белосток
< севера. № 9 часам 24 июля главные
силы наших войск вышли на западную
опушку ^ Белостокской пущи и южнее ев.
`До Белостока оставалось 8—10 километ-
ров. Противник отошел и закрепился на
четвертом рубеже.

24 июля была предпринята атака
на последнем рубеже обороны противника,
прикрывающем Белосток. Немцы встре-
тили наступающих сильным огнем 25 ар-
тиллерийских, 18 минометных батарей и
метательных аппаратов. Кроме того, про-
тивник вел восредоточенный перекрестный
нулеметно-автоматный  отонь. Во второй
половине дия 24 июля и весь день 25
июля усилия нашего. командования были
направлены на организацию прорыва. Уча-
сток прорыва ‘был избран от озера, что в
4 километрах юго-восточнее Белостока, до
деревни Зверки, в 5 километрах южнее
этого озера. На этом участке были cocpe-
доточены части стрелковых дивизий и
средетва артиллерийского и авиационного
усиления. С 8 часов утра 26 июля оже-
сточенные бои развернулись на ближних
подступах к Белостоку. Одновременно с
артиллерийским налетом ваши войска _пе-
решли в наступление и через полтора ча-
са прорвали оборбну в районе деревни
Курьяны. Вся мощь советской артиллерии
и авиации была направлена на то, чтобы
расптирить участок прорыва между де-
ревнями Вурьяны и Протасы: Противняк
вел отчаянные контратаки, всячески стре-
мясь сорвать наше наступление. Немпы
предприняли 5 контралак, ввели в бой до
70 танков и самоходных орудий. Против
наступающих был брошен свежий 55 пе-
хотный полк 17 пехотной дивизии и два
полка 28 легкой пехотной дивизии. Опорные
пункты немцев в районе деревень Бело-
сточек, Протасы, Лубники несколько раз
переходили из рук в руки. Все усилия
гитлеровцев были направлены на то, что-
бы отрезать и уничтожить части, про-
рвавшиеся к юго-восточной окраине Бело-
стока.

Ё 15 часам 30 минутам 26 июля пере-
довые подразделения вместе е поддержи-
вающей самоходной артиллерией ворва-
лись в юго-восточную часть города и за-
вязали уличные бои на его окраине. Вы-
сота 152,6 — сильный огневой узел обо-
роны закрывала подступы к городу с юго-
востока. Противник удерживал ее до 22
часов 26 июля. Наступающим пришлось
пробиваться вперед пол сильным отнем.
используя складки местности. Часть пе-
хоты прошла прямо через озеро. Артилле-
рия не отставала от пехоты. Отдельные
орудия просачивались через пробитую уз-
кую. брешь и догоняли пехоту. Части

Белостокскся операция

Н-ского соединения отбивали яростные
контратаки противника и тем самым 00ес-
лечили быстрый пропуск в Белосток ча-
стей соседней дивизии. Вею ночь на 22
июля продолжались ожесточенные улич-
ные бои в самом городе. К 6 часам 27 ию-
ля город Белосток был полностью очищен
от врага.

Десятидневные бои за город Белосток
со всей силой показали высокое иастерст-
во наших войск. Главные трудности бело-
стокской операции выпали на долю пехо-
ты. Пехотинцы составляли ядро небольших
отрядов, действовавиих решительно и сме-
ло. При прорыве оборонительных рубежей
противника они отважно шли в атаку и,
умело маневрируя, окружали опорные
пункты врага. В районе деревни Шутзяло-
во обходными действиями подразделений
пехоты был внезапно атакован артилле-
рийский дивизион противника. В резуль-
тате успешного боя было уничтожено 250
и взято в плен 58 немцев, захвачено 9
тяжелых орудий. В районе деревни Сокул-
да пехотинцы обошли oO лесам сильный
узел обороны немцев на западном берегу
реки, переправились через нее и окружи-
ли врага. Враг потерял убитыми 120 сол-
дат и офицеров. Наши части захватили
миого пленных и 9 орудий. Подобных при-
меров героических действий пехоты мож-
но привести очень много. e

Как правило, продвижение пехоты 0бес-
нечивалось короткими огневыми налетами
артиллерии. Она била по заранее разве-
данным целям и огневым средствам про-
тивиика. В лесных массивах дивизионная
и полковая артиллерия и 120-мм. миноме-
ты действовали в составе отдельных 0т-
рядов. Артиллерия усиления группирова-
лась преимущественно в направлении
шоссейных дорог Волковыск -— Белосток

давка]
ЕЕ ПЕРЕНЕСТИ

Она
основные опорные пункты противника на
этих направлениях, прокладывая путь пе-
хоте. Местами артиллерия сама пробивала.
себе дорогу через минированные участки,
ни на шаг не отставая от пехотных ча-

подавляла

стей. Активное участие в Белостокской
олерации принимали танки и самоходные
орудия. Они придавалиеь стрелковым
полкам по-батарейно и по-ротно и вклю-
чались групнами в небольшие отряды.
Танки и самоходные пушки содействовали
пехоте в перехвате путей подвоза против-
ника, уничтожали огневые точки врага,
его танки и самохолные орудия. Исключи-
тельно большую помощь в боях за город
Белосток оказали летчики генерал-полков-
ника авиации Вершинина. Днем и ночью
не давали они противнику покоя. Особен-
но активно действовала авиация на уча-
стке основного прорыва 26 июля в день
непосредственной борьбы за город Бело-
сток. Ее штурмовые группы шли Gecnpe-
рывным потоком. Они били точно по це-
ли и держали боевые порядки противника
под своим постоянным воздействием.
Быстрый темп ` пролвижения Наших
войск и огромные разрушения, произве-
денные противником, сильно увеличивали
0б’ем инженерных работ. Инженерные ча-
сти действовали по-этелонио. В первом
эшелоне шли войсковые саперы. Они
обеспечивали пропуск войск через пре-
Мятствия и через заминированные участ-
ки. Второй эшелон — армейские инже-
нерные части строили колонные пути,
об`езды, восстанавливали разрушенные
мосты для боевой техники, приданной пол-
кам и дивизиям. Третий эпелон был. за-
нят восстановлением основных армейских
дорог и возводил мосты большой грузо-
под’емности. 0 размере выполненных ин-
женерных работ можно сулить по несколь-
REM цифрам. За десять дней боевых дейст-
вии ударной группы саперы проделали
118 проходов в заграждениях противника,
построили 288 мостов под грузы от 10 ло
60 тони, сняли и обезвредили 11.578
мин противника. Не отставали от лругих
редов `войск и советские связисты. Умело
маневрируя средствами связи, они обеепе-
чили четкое управление войсками в ходе
всей операции. Действуя в лесисто-болоти-
стой местности, войска связи проявили
исключительную выносливость ий воинское
мастерство. Связисты имели своих мине
ров, и когда это требовалось, сами pase
минировали пути\ для проклалки телефон
ных линий. Все рода войск без исключе-
ния действовали четко и согласованно,
оказавшись на высоте поставленных \ за-

дач. Это обстоятельство обеспечило успех
белостокской операция.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

3 Se ne

M O

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 сентября.
(От наш. корр.). Над рекой гремели ар-
тиллерийские раскаты. Саперы-разведчики
N подразделения искали на реке места
для наведения переправы. Они измеряли
скорость течения, искали броды, исследо-
вали профиль реки.

Место для строительства моста было
выбрано. Но прежде нужно было перебро-
сить мост длиной в 24 метра через при-
ток реки для того, чтобы обеспечить под-
воз строительного материала к месту ра-
бот. Постройку первого моста выполняла

с остро

рота гвардии капитана Высогорец. В те-
чение нескольких часов шла напряженная
работа. Из-за облаков вынырнули немец-
кие бомбардировщики. Силой взрыва одна
из рам была. вырвана, и ее стало уносить
течением. Гвардии младший сержант
Захваткин бросулся в воду и задержал
плывущую раму. Пришлось снова устана-
вливать сорванную опору. Вскоре первые
машины с лесоматериалами прошли по но-
вому. мосту.

Началось строительство основного моста
через реку. Под’езды к этому мосту про-

ЕН

ходили через трясины и болота; Эстака?.
ды с успехом построила рота гвардии
старшего’ лейтенанта Барышева.

Строительство велось быстрыми темпаз
ми. Одна за другой вбивались сваи Тре-
тьи сутки без отдыха, напрягая все силы,
работали саперы.

Задание было выполнено в срок. С yr
ра длинной вереницей пошли автомашины
по ровному и гладкому мосту, везя бое
припасы и продовольствие для наших Ча*

стей, сражавшихся на правом берегу,