На реке Нарев

От специальных
корреспондентов
„Нрасной звезды“

1. Остроленка

Сегодня на участках фронта юго-запад-
нее города Ломжа советские войска про-
должали вести напряженные бои. Преодо-
левая сильное сопротивление противника,

напки Части, развивающие успех, достиг-

нутый в предыдущие дни, снова продвину-
лись вперед. В результате упорных схва-
TOK © противником войска 2-го Белорус-
ского фронта штурмом овладели городом и
крепостью 0строленка — важным о©пор-
ным пунктом обороны немцев на реке
Hapes. К югу от Остроленки очищен от
немцев восточный берег Нарева и залтято
более 40 населенных пунктов.

Бои за город Остроленка и на подсту-
пах к нему отличались исключительной
ожесточенностью. Дело в том, что по ме-
ре продвижения наших войск к рубежу
реки Нарев сопротивление немцев возра-
стало с каждым часом. Неприятель, от-
ступавший под сильным нажимом наших
частей, старался задержаться на много-
численных промежуточных рубежах 0б0-
роны, где каждая высота и каждый насе-
ленный пункт, вилоть.до самых мелких,
были заранее превращены в очаги <опро-
тивления. Нашим частям приходилось пов-
сюлу прорываться сквозь минные поля и
проволочные заграждения, TO и дело
штурмовать опорные пункты противника,
имевиие тесную  отневую связь между
собой.

В ряде мест оборонительные рубежи
немцев представляли собой сплошную си-
стему фортификационных сооружений, на-
чиная от обычного стрелкового окопа и
кончая мощными железобетонными дотами.
Такие доты были обнаружены, например,
на участке, где действовали части гене-
рала Горбатова. Это были врытые в землю
железобетонные коробки размером 10Ж10
метров. Каждый дот имел  несколь-
ко амбразур, позволяющих вести  кру-
товой обстрел. Промежутки между J0-

тами были прикрыты плотным огнем ар-

лиллерии и минометов.

Поскольку обойти и блокировать лоты
не представилось возможным, решено бы-
ло действовать следующим образом. Ар-
тиллеристы выкатывали орудия вперед,
насколько позволял огонь противника, и с
коротких дистанпий били прямой навод-
кой по амбразурам лота, ослепляя немец-
кий гарнизон. Под прикрытием артилле-
рийского огня к доту подбирались пехо-
тинцы 60 связками гранат. Вогда до вра-
жеского сооружения оставалось 60 — 80
метров, артиллеристы прекращали огонь, а
стрелки кидались вперед и гранатами `за-
брасывали амбразуры лота. Потом они
врывались внутрь и громили вражеский
гарнизон. Так были захвачены все девять
лотов, имевшихся у немцев на данном ру-
беже обороны.

Всё же, Несмотря на эти мощные ук-
репления и то остервенение, в которым
обороняли их немпы, наши части шаг за
шагом продвигались вперед. Славная ¢co-
зетская пехота, поддержанная полевой

2. Над полем боя

От редких кустов порыжелого вереска,
раскинутого по песчаным куртанам, тя-
нулась легкая утренняя дымка, как от
ночных костров, догорающих при свете
тщедушного сентябрьского солнца. Ветер
шуршал по сухой траве, пробираясь при-
<трелянными лощинами на занумерован-
ные холмы и, когда в девять часов блес-
нули первые залпы наших батарей, то на
торизонте разрывы снарядов казались
еще порывами низкого ветра, поднявшего
сизую пыль. Бойкий курносый «Виллис»
юркнул под высотку и, высунув антенну,
внимательно следил за пришедшей в дви-
жение природой. А природа менялась на
глазах. Под гул нарастающей канонзлы в
природе происходили явления величест-
венные, но трудно 0б’яснимые. На восто-
ке сияло солнце, на западе бушевала
гроза, в желтых кучевых облаках, под-
нимаясь над взрывами 150-миллиметро-
вых снарядов, блистали хугообразные мол-
нии гвардейских минометов. Хозяйничаю-
щий на станции наведения майор авиации
Фиалковский, посмотрев на часы, кинул
взгляд на небо, словно оверяя их точ-
ность по солнцу. Было 9 часов 58 ми-
нут. и группа штурмовиков капитана За-
нина, появившаяся на горизонте, подтвер-
дила тот факт, что часы майора шли
безукоризненно. Он неожиданно быстро
лля своей несколько мешковатой фигуры
вскочил на сидение «Виллиса», и ео
красное от загара и ветра лицо еще боль-
ше покраснело от напряжения.

— Правей, правей заходи на цель, но-
мер один, работай на цели номер один.

Капитан Занин покачал крыльями и с
правого разворота пошел на цель. Шесть
раз заходила его группа на артиллерий-
ские позиции и траншеи врага, раестре-
ливая их пулеметно-пушечным огнем.
Штурмовики шли в пике; скрываясь за лын
MOM от разрывов собственных 6б0%б. Нал
ними и сбоку рвались зенитные снаряды
врага, & выше над их белыми вопышка-
ми чертили крылом истребители майора
Куракина, прикрывавшие летчиков Зани-
на. И когда после шести заходов Занин
пошел на восток, он не оставил неба вра-
ту. но уступил его старшему лейтенанту
Василенко, со своей четверкой подоспев-
шему к месту боя.

— Майор Зырянов, майор Зырянов, ра-
ботайте над пелью номер три, — кричал

- Фиалковский.

Как передают эстафету из одной цеп-
кой руки в другую. так передавали груп-
пы штурмовиков свои боевые цели друг
другу. Делая последний заход, Зырянов
перелал цели офицеру Мочалову. От Мо-

артиллерией, самохолными орудиями и
штурмовой авиацией, решительными ата-
ками вклинивалась во вражескую оборо-
ну, а затем дробила ее на куски, отвоевы-
вая один населенный пункт за другим.
Немцы подтягивали свежне силы и пере-
ходили в контратаки, но это только уве-
личивало их потери. Отбрасывая контр-
‘атакующие группы немцев, наши части
продолжали соединенными усилиями всех
родов войск прокладывать себе путь на
запад.

Следует 0с0бе отметить, что в этих жар-
ких боях атакующая пехота непрерывно
пользовалась поддержкой с воздуха, Пэ-
жалуй, ‘не было такой минуты, когда бы
над позициями немиев не’. висели группы
наших штурмовиков и бомбардировщиков.
Одни самолеты обрабатывали конкретные
цели на переднем крае обороны против-
ника, д другие углублялись в его ближ-
ний тым и громили, там артиллерийские
позиции, подходящие резервы, колонны
автомапгин.

Напряжение боев не спадало до тех
пор, пока в ряде мест изрядно потрепан-
ные немецкие части не стали поспешно
отступать на затад, стараясь «mepenpa-
витьея через Нарев. Преследуя  против-
ника, и уничтожая отдельные его группы,
еще продолжавшие сопротивляться, наши
войска на некоторых участках подошли к
самой реке. № соединение, продвигаясь
вдоль берега реки на север. а также с
востока, завязало бои возле южной и В0-
сточной окраин города Остроленка.

Здесь снова вопыхнула крайне напря-
женная борьба. Гарнизону города 0Остро-
ленка было об’явлено немецким комаидо-
ванием, что этот узел шоссейных и желез-
‚ных дорог должен быть удержан во что бы
то ни стало. Нашим подразделениям приш-
лось брать приступом многие дома в го-
роде, основательно подготовленном для
обороны.

Штурм города и крепости началея ce-
годня перед утром. До рассвета продолжа-
лись схватки в немецких траншеях, полу-
кольцом охватывавших город. Наконец,
все три, а в некоторых местах и четыре
линии траншей были очищены от нем-
цев, и бои переместилиеь на улицы горо-
ла. Здесь вступили в действие заранее
подготовленные штурмовые группы,  ©0-
стоящие из пехотинцев, сапер, танков и
самоходных орудий. Встречая на своем
пути сильные очати сопротивления, пехо-
тинцы и саперы быстро обтекали их под
прикрытием огня танков и самоходных
орудий, отрезали от других очамв и
уничтожали их гарнизоны. Векоре горох
был полностью очищен OT немцев, a
остатки разгромленных вражеских подраз-
делений сброшены в Нарев. На улицах
Остроленки немпь оставили множество
трупов своих солдат и офицеров. Нашими
частями захвачены пленные и трофеи.

Подполковник П. МИЛОВАНОВ.
2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. _

чалова цели перешли к Егорову, от Его-
рова к Герою Советского Союза Башкиро-
ву, от него к офицеру Сергееву, от Сер-
теева к Бахрушину, и так три с полови-
ной чаха висели групы штурмовиков
над артиллерийскими батареями, транше-
ями и укреплениями врага. Истребители
противника не смели появиться над по-
лем боя, а его последняя зенитная бата-
рея навеки умолкла. После захода на нее
офицера Воздвиженекого четверке Васина
досталось уже совершенно чистое от зе-
ниток Небо. На левом фланге. где обоз-
начилея первый успех, атакующая велел
За штурмовиками пехота стремительно
рвалась к Остроленке, на рубежи реки
Нарев. Боевые цели перемещались на за-
пад...

Во второй половине дня штурмовики
М части, которых мы видели со стан-
ции наведения в пылу их боевой
работы, сидели у себя на аэродроме. Они
мало рассказывали о себе, но е большой
тотовностью говорили о летчиках-истреби-
телях, о своих боевых друзьях, о майоре
Буракине,. о Герое Советекого Союза Ал-
килове, старших лейтенантах Захорожко
и Похомове, которые прикрывали их во
время штурмовки.

В М части ведущие опытные тптурмо-
вики, чуть насупясь, с мужской сдержан-
ностью, — чтобы не зазнаваливь — хва-
лили молодых — младшего лейтенанта
Гегеля, мастерски посадившего. свой само-
лет после штурмовки на. одно колесо, и
младшего лейтенанта Чернышева, успенп-
но совершивитего свой седьмой вылет. И
это естественно, что штурмовики мало
говорили о себе. Право оценивать их ра-
боту безраздельно принадлежало пехоте.
Если полевые пушки,

атаку бойцов, спаяли звеном ловерия и

взаимной выручки пехоту и артиллерию,   ПОЛЬзуясь
болышое количество вражеских мин. Дам-
ба, мост, постройки были спасены. .

то звеном боевого содружества между пе-
XoToH и авиацией стали штурмовики.
Когла летчик Иван Городный сел на. своем
самолете невдалеке от поднявшихея в
атаку пехотинцев, командир наступающей

части подбежал к подбитому летчику, с9  ский национальный гимн. Представитель

вздохом протянул
фляжку и сказал:

— Пей, что осталось. —Пехотный коман-
дир побежал дальше, не успев ‘лаже ска-
зать летчику своей фамилии. Но” летчик
Городный сохранил его походную фляжку,
как энак грубоватой, но идущей от серл-
па солдатской благодарности, как знак
безымянной дружбы на поле боя между
пехотинцем и штурмовиком.

Вл. СОЛОВЬЕВ.
2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.

ему свою  походную

ПОБЕДА БАТАРЕИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 сентября.
(По телеграфу). Образец мастерского при-
менения артиллерии в борьбе с контрата-
кующими пехотой и танками противника
показала батарея офицера Ещенко.

В разгар ожесточенного боя за один Ha-
селенный пункт батарею внезапно контр-
атаковал с фланга и тыла немецкий 6a-
тальон. Судьбу батареи решали секунды, и
артиллеристы умело использовали их Они
мгновенно развернули орудия и ударили

ОФИЦЕРА ЕЩЕНКО

по атакующим картечью. Пехота противни-
ка отступила с болыпими потерями. Тогда
появились два «королевских тигра».
двигались прямо на позиции батареи. Ору-

дийный расчет старшего сержанта Карнее-
выстрелов расстрелял одного

ва < трех
«тигра», второй тотчас же скрылся в ло-
щине.

Контратака врага была сорвана. Мастер-
ство и мужество советских артиллеристов
обеспечили им победу, .

состоялся митинг трудящихся,

ных сел, представители 3-го Украинского

освобождением от немецкого ига. Горячие

тами собравшихся.

в Сарате,

учреждений. :

активнее взяться за быстрейшую ликвида-

родная Красная Армия, великий Сталин. В
ответ на это мы, измаильцы, приложим все

вод и начали лов.
  дагогического училища А. Жоля в своих

факты дикого разгула гитлеровских мер-

ния представителей 3-го Украинского фрон-

митинга
Сталнну: Измаильцы поклялись всеми си-

тельном разгроме фашистского зверя, бы-
стро возродить народное хозяйство.

ней наших граждан и русских воиноз. По-
можем Красной Армии быстрее разбить чу-
жеземцев-фашистов, — говорил Юлиан Ло-
севский.

ские
шли части Красной Армии.
местечка
польские граждане Екатерина Стефанович
диру разведки, что накануне немцы уси-

ленно минировали дорогу, мост, постройки,
сопровождающие в и точно указали места,

был большой праздник. На площади собра-

Они

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА
ОО ОНИ сеет

В РУМЫНИИ. Цистерны с бензи-
ном, захваченные у немцев,

`Снимок нашего спец, фотокорр.
‘капитана Ф. Левшина.

Митинг трудящихся

Измаила

ИЗМАИЛ, 6 сентября. (ТАСС). Здесь
зосвящен-
ный освобождению гор. Измаила и Изма-
ильской области от немецких оккупантов.
На торжества прибыли крестьяне окрест-

фронта и Дунайской флотилии.
На трибуне — секретарь обкома КП(б)У
тов. Горба. Он поздравил’ трудящихся <

слова привета доблестной Красной Армии
и се великому полководцу товарищу
Сталину покрываются бурными аплодисмен-

Немецкие захватчики вывели из` строя
текстильные фабрики в Татарбунарах, Та-
рутино, завод сельскохозяйственных машин
вывезли тракторы, комбайны,
сельскохозяйственные ‚машины, угнали мно-
го скота. Фашистские изверги ограбили и
разорили сотни культурно-просветительных

Тов. Горба призывает трудящихся еще

цию последствий немецкого хозяйничания.
Волнующую речь произносит старый ры-
бак В. А. Землянский.
— Нас освободили, — говорит он, —

силы, чтобы самоотверженным трудом по-
мочь Красной Армии скорее добить врага.
Рыбаки Измаила досрочно восстановили за-

Учительница Е. А. Пойда, студентка пе-
выступлениях всломинают многочисленные
завцев, которые бросали в застенки, пы-
тали и убизали невинных людей.

Тепло встретили собравшиеся выступле-
та и Дунайской флотилии.

С огромным воодушевлением участкики
приняли приветствие товарищу
лами помогать Красной Армии в оконча-

итинг окончен. К плошади движется

большой хлебный обоз, украшенный знаме-
нами и лозунгами. Это крестьяне везут в

подарок Красной Армии зерно нового уро-
Kas,

НАГРАЖДЕНИЕ ПОЛЬСКИХ
ГРАЖДАН МЕДАЛЯМИ СССР

(По телеграфу от наш. корр.). Emme за-

‘долго до вступления Красной Армии Bi},
польское местечко Тыкоцин
костела ксендз Юлиан Лосевский в бесе-
Дах со своими прихожанами советовал им
следить, где немцы будут закладывать_ми-
ны, а когда Красная Армия придет в Тыко-
цин, сообщать немедленно об этом совет-
скому командованию.

настоятель

— Этим мы спасем десятки и сотни жиз-

~
С нетерпением и надеждой ждали поль-
‘крестьяне своих  освободителей.
16 августа на рассвете к Тыкоцину подо-
На окраине
наших разведчиков встретили

и ее сын Николай Они рассказали коман-

где гитлеровцы
закладывали мины. Подоспевщие саперы,
этими данными, обезвредили

В воскресенье 3 сентября в Тыкоцине

лось всё население местечка. Оркестр
исполнил гимн Советского Союза и поль-

советского командования огласил приказ
Военного Совета фронта о награждении
Юлиана Лосевского, Екатерины Стефано-
вич и ее сына Николая Стефанович совет-
скими медалями «За боевые заслуги».

Под звуки оркестра польским патриотам
были вручены награды.

Смотр армейских
ансамблей

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 6 сентября.

(По телеграфу от наш. корр.). В Доме
Красной Армии имени С. М. Кирова со-
стоялся смотр армейских ансамблей крас-
ноармейской художественной самодеятель-
ности Ленинградского фронта. Смотр про-
должался три дня и закончился большим
итоговым вечером.

Участники смотра показали лучшие об-
разцы своего репертуара. Ансамбль, руко-
водимый т. Морозовым, мастерски испол-
нил ряд народных русских и украинских
песен. С успехом выступал там же и
ансамбль, руководимый т. Гурвичем.

Смотр показал. что армейские ансамбли
красноармейской художественной самодея-
тельности неуклонно повышают свое Ma-
стерство и музыкальную культуру.

скорости. течения, а также 0

Высокий темп наступления
BO MHOTOM зависит от того, Насколько
хорошо организована работа саперных
подразделений. Веюду следуя вместе с
пехотой, они расчищают минные поля,
восстанавливают мосты и дороги, строят
переправы и тем самым обеспечивают
пролвижение войск вперед. Чтобы эти
упогосторониие и труднью задачи были
успешно разрешены, нужна прежде всего
активная инженерная разведка, целеуст-
ремленно используемая в зависимости от
характера боя.

В процессе ‘наступления ma заранее
подготовленную 0борону противника 9с-
новпые задачи инженерной разведки бу-
дут следующие: определить начертание
переднего края обороны, выявить  опор-
ные пункты и узлы сопротивления, изу-
чить систему противотанковых и противо-
пехотных препятствий. Требуелся особен-
10 тщательно определить степень форти-
фикационного оборудования оборонитель-
ного рубежа. Тут нужно не только точ-
но установить, тде расположены  с00ру-
жения различных типов, но еще узнать
их защитную толщу, направление амбра-
зур, секторы обстрела, изучить: скрытые
подходы к вражеским укреплениям. Важ-
HO также собрать сведения о характере
противопехотных ‘препятствий и заграж-
дений (качество проволоки, степень мини-
рования, наличие сигнальных pakeT и
звуковой сигнализации).

ЁВотда впереди возникает водная  пре-
грала, обороняемая противником, кроме
всего сказанного, офицеры должны иметь
подробную характеристику самой реки:
птирина и глубина, скорость течения,
состояние дна, превышение берегов Had
волой и их крутизна, наличие  отмелей,
бродов, островов. Задача сапер — разве-
дать долину реки, выявить заболоченные
участки и заросли, определить наиболее
улобные пути подхода. Наконец, нужно
располагать сведениями о плотинах, шли-
зах и других сооружениях, могущих вы-
звать резкое изменение уровня воды и
местных
пловучих средствах (лодки, паромы) и
имеющихся лесоматериалах.

Даже этот неполный перечень задач
инженерной разведки показывает, что для
выполнения их надо иметь довольно боль-
Шюе количество сил. Несмотря Ha это,
существует мнение, что инженерную раз-
ведку должны вести только саперные под-
пазделения. Такая практика, явно ошибоч-
ная и опровергнутая опытом боевых дей-
ствий, приводит к тому, что задания, ко-
торые можно было бы возложить на 96-
щевойсковую, артиллерийскую и другие
виды разведки, поручаются веё же сапе-
рам. Последние не в силах охватить весь
комплекс вопросов, и поэтому часть задач
остается нерешенной. Правильным будет
такое положение, когда к выполнению за-
дач инженерной разведки привлекаются
разведывательные подразделения всех ро-
лов войск, =

‚Возьмем для примера разведку. оборони-
тельного рубежа противника, требующую
наибольшего внимания всех офицеров.
Опыт показывает, что в стрелковом полку

такая разведка дает наибольший эффект!)

В том случае, когда одновременно исполь-
зуются все источники изучения  против-
ника: наблюление инженерных - постов.
поиски разведывательных саперных групи,
показания пленных, опрос мествых жиле-
лей, командирское. наблюдение. Наряду ©
этим надо тшательно знакомиться е дан-
ными наблюдателей стрелковых батальо-
нов, артиллерийских наблюдательных
пунктов и пехотной разведки (главным

зачастую   образом, сапер,

7 сентября 1944 г., четверг. № 213 (5893).

Мнженерная ‘разведка в наступлении

входящих в ее состав).  столь же важно получить en ie ~
Полковой инженер, как правило,  №0-   жеских рее не

жет организовать своими силами не 6б0- п ВЫЯВИТЬ

лев двух постоянных наблюдательных по-   заграждений.

стов. Более пелесообразио располагать их  Когда обнаружены stiles i en
на стыках стрелковых батальонов либо   крае обороны противника,
Чтобы   обязан выслать пехотную разведку,

И главного удара.
rue aaa о А перед всем   поставив ей задачу Ke sake gt ae
фронтом полка, инженер должен исполь-   вражеских сапер. >. праши ee .
зовать всю систему наблюдения стрелко-   нужно стараться д ть. В03М у JBI
вых батальонов и артиллерийских  под- еведений 06 инженерных меропр ятнях
разделений. Во многих чаетях установле-  противника. Сопоставляя oe
HO хорошее правило: проверять и уточ- ки, полученные из различн ae as;
нять данные наблюдения © помощью так  и постоянно проверяя их, к и дир ¢Mo-
называемых кочующих (временных) / ин-  жет иметь четкое представление о xapan-
женерных наблюдательных постов. Эти  тере ot i противника на данном уча

в резерве пол- стке фронта.
ны р по мере Действия командиров саперных подраз-

налобности. . делений будут только тотда достаточно

Налример, © поста наблюдения  стрел- быстрыми и эффективными, когда они
ковото батальона доносят: «На восточном   установят непосредственный и тесный
скате высоты с крестом обваружена  за-  контакт с офицерами штаба, ведающими

крытая огневая точка противника». Пол-  вопросами, разведки. В частности, полко-
ковой инженер немедленно направляет  вой` инженер должен всетда знать, какие
«кочующий» пост, который должен уста-   донесения прибывают ¢ наблюдательных
новить защитную толшу, характер п0-  постов пехоты и специальных родов
крытия, тип сооружения, количество ам-  войск, когда, © какими задачами и 1
бразур, секторы обстрела, препятствия.   какому маршруту изправляются общевой-
На артиллерийском наблюдательном посту   сковые разведывательные органы, Ox
ночью слышали стук топора в районе  обязан консультировать офицеров-развед-
кладбища. «Кочующийь пост в светлое  чиков по вопросам инженерных. мероприя-
время определяет тит проволочного  пре-   тий.
пятствия, которое строит противник в  Вполне ясно, что инженерная разведка
районе кладбища, длину ег участков,  должна быть четко спланирована. Чем
количество рядов проволоки и т. х. Затем   меньше имеется сил, тем более продумзн-
поисковая разведывательная группа ‹а- но нужно их использовать. Во многих
пер устанавливает качество проволоки,   стрелковых полках уже вошло в систему
наличие сигнализации, степень миниро-  составление. кратких рабочих планов п
вания препятствий. ] инженерной разведке. Когда полк насту-
Саперам, входящим в состав общевой- пает, планирование на длительный  пе-
сковой разведки, нужно ставить дополни- риод нецелесообразно, но план, составлен-
тельные задачи по сбору данных инже- вый на 2—3 дня, следует считать обяза-
нерной разведки. Эти задачи они решают тельным. Составляя этот план, всегда
попутно, выполняя свою основную работу.   надо выделять некоторый резерв  сапер-
Например, когда саперы устраивают про-  разведчиков и учитывать в плане не
ход в Проволочном заграждении для’ про-  только усилия сапер, но также использо-
пуска общевойсковой развелки, они могут  вание (привлечение) пехоты и других ро-
зафиксировать тип и глубину препятет- лов войск. Основные вопросы  рабочею
BHA, качество проволоки, наличие сиг- плана полкового инженера, включаются в
нальных ‘устройств и взрывных сюрпри-  общий план разведки полка, утверждае-
зов, расстояние от препятствий до тран- мый начальником штаба.
шей противника, Проделывая проходы в Необходимо, чтобы сведения, добывае-
минных полях, саперы определяют. ГлУ-   инь саперами-развелчиками, были” во-вре
Фину поля, типы мин, систему BX рас-  уд доставлены и обработаны. При’ поста-
стаповки, Обнаружив. В ТИИа,   зовко задачи всегда следует’ указывать,
CTS Gace presse atti, wees pacer? каким ©10собом, куда и к какому време-
дывательных органов стрелкового  полка  1“ доставлять донесения, предусмотрев
саперы-развелчики. всегла действуют ак- 31Я ЭТОЙ пели нужные сить и средотва,
тявно и ме теряют времени на кругл9- Полученные данные по обработке дока
суточное . наблюдение за ` ограниченной дываются начальнику штаба (причем обя-
зательно ставится в известность офицер
ИВ вла бяуждание в a разведки полка) и дивизионному инжене-
a ee ру. а ый
вательных данных для полкового инжене-
Что же касается полсковых разведыва- ра является карта. Опыт показывает, чт
тельных групп, состоящих из сапер, то ies Е
в целях ускорения их работы не следует а а а ок и. :
ставить им задачи Ha болыную глубину пех а к

а. картой масштаба 1:25.000, з пи

ео -
ния) — 1:50.000 или 1: 100.000. До-

трех километров. Более глубо звед-
> О и raked у ine q  Весения старшему начальнику лучше Bee-
. 0 направлять в виде копий < карты,

средствами старшето начальника по Яв- :
Е р а прилагая краткие пояснения. Следует при-

ке полкового инженера.
gi чять 3з. правило BHOPOPMUpOBAAMS cocerel

Отдельно нужно остановиться на дру-
том источнике сведений о противнике — и данных по инженерной

на опросе пленных. В практике некото- у

рых командиров подразделений, а иногда   В настоящей статье затронута лишь
в офицеров штаба, можно заметить одно-   Часть практических вопросов, касающих»
сторонний подход к этому делу. Напри. СЯ организации и проведения инженерной
мер, опрашивая пленных, подчас интере-   разведки. Задача офицеров состоит в ми,
суются лить номером. части,  числен-   ЧТОбы день ото дня находить новые, нап-
ностью подразделений, вооружением про-  б®лее эффективные приемы изучения 0б-
тивника, его намерениями. Бесспорно, что! РОНЫ противника.

всё это очень нужно для боя. Но вель  — Подполновник С. БОГДАНОВ.

—МЫМЫ

ВЫДАЮЩИЙСЯ Х

Советская наука отмечает 70-летие со

дня рождения и 45-летие научной дея-
тельности одного из наиболее выдающих-
‘ся хирургов современности — Александра
‘Васильевича Вишневского. Указом Прези-
диума Верховного Совета СССР юбиляр

награжден орденом Ленина.
А. Вишневский начал свою работу с
сельской больницы и с многочисленных

‚заграничных командировок. С 1912 года,

после обративших на себя внимание опе-
раций на головном и спинном мозгу, А.
Вишневский возглавляет кафедру хирур-
гической патологии в Казанском универ-
ситете. В этому времени он — ученый c
огромным научным багажом и широким
кругозором. От анатомии к физиологии, к
патологической анатомии, бактериологии
и вопросам иммунитета идет он в поие-
ках нащупанного практически, но еще в
ту пору не сведенного в систему своего
собственного метода врачевания.

‚ За границей А. Вишневский изучает
хирургию мозга и мочеполовой системы
в клинике знаменитого Альбаррана, посе-
щает клинику Дуаена, присматривается
5 операциям блестящего хирурга Госсе, в
течение года работает у Мечникова. С
1914 года он приступает к широко по-
CTaBIeHHOH клинической разработке ме-
тола инфильтрированной энестезии, метода,
принесшего ему всеобщее признание и
вылвинувшего его в ряды крупнейших
теоретиков. -

С этой поры его всецело занимает про-
блема. обезболивания. Бывший земский
врач, работавший в тяжелых условиях
Поволжья и Сибири, он, как никто,
знает положение сельской медицины и в
своих научных поисках ставит себе ги-
тантскую  залачу — найти такой про-
стой, дешевый и безвредный метолх. обез-
боливания, которым могли бы  пользо-
ватьея не только в ‘столичных клиниках,
но и в самых тлухих деревенских боль-
ницах. Народность в науке — это искон-
ная русская традиция, осененная такими
именами, как Пирогов и Павлов, Тимиря-
зев и Мичурин, и многими другими. Это
великое, с молоком матери впитанное на-
родное начало лелает Вишневского © го-

дами своеобразным «Некрасовым от ме- Утомим и горяч, как начинающий, перед

дицины», как отозвалея о нем один из
старых сельских врачей.

КРУГЛОСУТОЧНАЯ РАБОТА НА КОЛХОЗНЫХ ТОКАХ

КОСТРОМА, 6 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы области, быстрыми темпами скашивая
и скирдуя хлеб. организовали круглосуточ-
ную молотьбу. Это ускорило сдачу хлеба.
За последнюю пятидневку на государствен-

СПАРТАКИАДА ЧАСТЕЙ
ХАРЬКОВСКОГО ВОЕНБОГО
ОКРУГА

ИРУРГ И УЧЕНЫЙ

Можно сказать, что по существу нет
области, на которой нельзя было бы,
пользуясь методом Вишневского, опериро-  ХАРЬКОВ, 6 сентября. (ТАСС). Подве-
вать безболезненно. Метод Вишневского! дены итоги спартакиады частей Харьков-
вывел большую хирургию из стен кли- СКого военного округа.  Физкультурные
ник й крупных больниц в мелкие перифе-  Коллективы в течение 5 дней соревнова-
рийные больницы. и о гимнастике, ie

полосы, плаванию,

Со временем  новокаиновый блок И   прыжкам и и футболу и баскетболу,
манера повязки по Вишневекому создают

Командное первенство в спартакиаде 34
самостоятельную школу врачевания, ко-  воевала воинская часть, где начальником

торая находит себе широчайшее примене-   По военно-физкультурной подготовке стар-
ние в условиях войны. Впервые наши   \ИЙ ‘лейтенант Добрынин, на втором ме-
бойцы И офицеры познакомились © мето- hg << Харьковское военно-политическое
дами Виптневекого на Халхин-Голе. В дни“ це, на третьем месте—воинская часть

где начальником по военно-физкультурной
боев ¢ белофиннами зимою 1939—40 года подготовке старший ee na
«вишневая мазь», как окрестили бойцы соревновании на личное первенство

спасительные масляно-бальзамические по- среди мужчин и женщин физкультурники
ВЯЗКИ ПО Випиневекому, была уже всеми Красной Армин показали значительные
любима. Она спасла or гибели многие! СПортивные достижения. В беге на 100
тысячи людей.   и гвардии старший лейтенант Be3yx
Работы по профилактике травматиче- а Coren tance sh hee hates
ского шока при повреждении конечностей, ВЕ

за 13,6 секунды.
работы по воспалительным  осложнениям  Гвардии ‘капитан Олейник прыгнул в
под гипсовой повязкой

и проникающим   ДЛИНУ с разбега на 6 м. 12 см, тов. Аши-
ранениях грудной клетки, лечение дли- Иа — на 4 м. 90 см. Лейтенант Кондратьев
о Е ран, остеомиэлита, robe Se a eee я
тазовой инфекции, мастита, кишечных старшина Чепурной преодолел   О иетровую
свищей, самопроизвольной гангрены, ожо- штурмовую полосу за 1 мин. 09,8 сек.
гов и обморожений, кишечной непроходи-  Лейтенант Скачко проплыл 100 метров
мости и другое создали А. В. Вишневско-

вольным стилем за   мин. 20,6 сек,
My громкое имя у нас и за рубежом. В соревнованиях по футболу, проводив-
В его лице Правительство

шихся по группам воинских частей и учи-
наградило   лищ, перв .

смелость и дерзание, наградило всю ap- и я
чию самоотверженных искателей нового,  ки старший лейтенант Сумм, и. Харьковское
какими являютея его ученики, во множе-   военно-политическое училище. Обе эти
стве рассыпанные по стране и в большом   Команды. во время спартакиады не имели
числе представленные в Красной Армии.   оРажений. Финальная встреча их закончи-

лась ничейным  результатом, :
„Имя Алексавдра Васильевича Вишнев- Победителем по баскетболу признана

ского, неутомимого и страстного борца за воинская часть, где начальником физкуль-
народность медицины, за простоту и  ТУРНОЙ подготовки Самусев. Эта команда
стройность методов лечения, борца против выиграла у Н-ского артиллерийского учи-
всего застоймого, во имя непрестанного   ‘Ца со счетом 52 : 23.

движения вперед, дорого. всем Победители награждены грамотами Воен:

Тем, КТо  ного Совета Х
арьковского военного округа
создает советекую науку, — самую идей- и ценными cate Ga hale о 0: OFF?

ную, самую передовую в мире.

Александру Васильевичу Виттневокому
70 лет, но рука его тверда и глаз остер,
и он жаден к работе, как юноша, и не-

50 ФРОНТОВЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ
БРИГАД

Для художественного обслуживания бой-
цов и офицеров частей действующей армии
из Москвы выехало за последний месяц
около пятидесяти театральных коллективов
н концертных бригад. Фронтовые бригады
вом inne, HM. ee

: емировича-Данченко, им, Вахтангова, Са-
ные склады постулило хлеба больше, чем Тиры, Оперениы; Beepaceddexiu aes
за 25 предшествующих дней. ным обществом я =i рос
И к а я пунк-  Кроме того, в гости к фронтовикам вы-
зерном, ae ВОК aes au pb tite Ahead ехали лучшие бригады художественной са-
рогатый скот, a спользуется   модеятельности профсоюза металлургов и

вескольких московских оборонных заводов.

которым всё впереди.
П. ПАВЛЕНКО.