_ Письмо трудящихся Сталинской области
any Советского (Цою:

Родной нап отец, вождь, друг и учи-
тель Иосиф Виссарионович!

Год назад — 8 сентября 1943 года
Ваш приказ возвестил всему миру о но-
вой славной победе Красной Армии, oc-
вободившей от немецких захватчиков
наш родной угольно-металлургический
Донбасс.

Над седыми донецкими курганами, над
высокими терриконами и копрами шахт,
над домнами и коксовыми батареями
вновь запылали алые стяги нашей Ро-
ДИНЫ.

Пройдет время, утихнут грозы войны,
но никогда трудящиеся Донбасса не за-
будут этого светлого дня, этой историче-
ской даты. Вечно славить будем мы и
потомки наши этот великий день обво-
бождения. Вечно славить будем мы доб-
лестную Красную Армию, вдохновителя и
организатора великих побед, нашего вож-
дя и полководца товарища Сталина.

И сегодня, в день годовщины освобож-
дения нашей области, свое первое слово
привета, горячей любви и сердечной бла-
годарности мы обращаем в Вам, родной
Иосиф Виссарионович. От всего сердца
благодарим Вас, дорогой товарищ Сталин,
за то, что вызволили нас из фашистской
неволи, за то, что опять расцветает наш
родной и любимый край.

С первых дней великой Отечественной
войны сотни тысяч сынов и дочерей Дон-
басса ушли на фронт и мужественно cpa-
жаются с проклятым врагом. В горячих
боях они своими геройскими подвигами
прославили наш шахтерский край. 59 0т-
важных сынов Нашей области удостоены
высокой награды — звания Героя Co-
ветекого Союза, 4.500 — награждены
орденами и медалями Союза ССР. Среди
героев бойцы и офицеры 383-й стрел-
ковой Феодосийской Краснознаменной
горняцкой ° дивизии: Спартак - Желез-
ный, Молидовский, Быков, Рыжов, слав-
вая дочь Донбасса Нина Гнилицкая, Мы
гордимся подвигами своих славных зем-
IAKOB,

Черные дни переживал Донецкий бас-
сейн BO время немецкой оккупации.
Разрушения и смерть принёели на своих
штыках  гитлеровские бандиты и их
прихвостни — украинско-немецкие на-
ционалисты. Веюду, где жизнь била
ключом, где звучали песни радости, где
в творческом, свободном труде мы кова-
ти счастливую жизнь, гнусная рука фа-
шистских убийц посеяла страшную раз-
руху. Немецкие варвары превратили
цветущий Донбассе в руины,

Десятки тысяч рабочих и работниц,
детей и стариков погибли от рук пала-
чей в стволе шахты «Калиновка», в
алебастровом карьере Артемовека, за ко-
лючей проволокой концентрационных ла-
герей. Немецкие изверги зверски замучи-
ли доктора технических наук профессо-
ра Донецкого индустриального институ-.
та Нийольского Николая Андреевича,
активного участника патриотической под-
польной группы знатного  сталевара
Макара Мазая. 279 тысяч человек пали
жертвами фапгистоких оккупантов. Bo-
лее 200 тысяч наших сынов, братьев и
дочерей захватчики насильно угнали на
немецкую каторгу. Проклятые фашист-
ские погромщики варварски разрушили
Донбасс. Они сожгли наши города и
села, взорвали доменные и мартеновекие
печи, электрические станции, фабрики,
затопили и разрушили шахты. Е:

Но не покорилея врагу Донбасс! Не
стал на колени перед чужеземцем. Не
слался. Ни расстрелы, ни виселицы He
устрашили донбассовцев, нё сломили на-
шей воли в борьбе, не поколебали веру в
грядущую победу.

Тысячи лучших сынов и дочерей Дон-
басса ушли в партизанские отряды. На-
родные метители вели героическую борь-
бу с оккупантами и подлыми предателя-
ми, создавали им невыносимые условия,
вселяли в народе веру в близкую победу
над проклятым врагом.

Неувядаемой славой покрыли свои
имена комсомольцы-подпольщики Буден-
новки, возглавляемые учителем патрио-
том Саввой Матекиным.  Бесстратные
герои, мужественные борцы за освобож-
дение Донбасса пускали под откос поез-
да, взрывали мосты и склады е вобруже-
нием, издавали листовки, в которых рас-
сказывали измученным и исстрадавшим-
ся людям правду о Родине, о Ёрасной
Армии. В Артемовеке. Ирасноармейске,
Снежном, Славянске, Яме, Красном Ли-
мане — во всем Донбассе против немец-
ких захватчиков действовали отряды на-
родных метителей — партизан.

Донецкая земля горела под ногами у
немцев. Они захватили богатейшие еокро-
вища Донбасса, протягивали к ним свой
кровавые лапы, но шахтеры саботирова-
ли, и уголь не шел на-гора. Немцы, как
хищники, набросились на наши. метал-
лургические заводы, но металла не по-
тучили.

Через все испытания  донбассовцы
пронеели в своих сердцах горячую лю-
бовь к Родине, к Вам, дорогой наш
вождь, пронесли великую веру в победу
над врагом.

Могучая Красная Армия под Вашим,
товарищ Сталин, руководетвом навеегда
очистила Донбассе от фашистских за-
хвалчиков. Омытая реками крови, снова
стала свободной Донецкая земля.

Живет Донбассе! Сирена шлет сирене

‚ Горняцкой дружбы благовест oi I
стальной.

Донбассе никто не ставил на колени,
И никему поставить не дано.

B канун. 1944 года шахтеры Сталин-

ской области дали Вам, Иосиф Виссарио-»

нович, священную  влятву — вернуть

я ae о КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ищу СТАЛИНУ

краю угля и металла его былую мощь и  Когда недостает насосов, они откачи-
славу. Клятва шахтеров стала клятвой  вают воду скинами; когда недостает кре-
всех трудящихся освобожденного Дон-  пежного леса — применяют заменители
басса. из кирпича и бетона; когда недостает ра-

В радостный день первой годовщины бочих В а о а ida
освобождения Донецкого бассейна от аи а: = ть и
НеМеЩЕИХ, ОКУ ВЫ 1 ее 20-ти миллионов кубических метров
пот Bia, ОБИ ОЕ oobi воды уже откачано из шахт комбината
уже сделано нами за истекший год.

«Сталинуголь».

Мы крепко запомнили, дорогой Иосиф * -

Виссарионович, Ваши слова о том, что  Шахтёры нашей области завоевали пе-
победа не дается без борьбы и напря-  реходящее Красное Знамя Государствен-
жения, что она берется с боя. Мы работаем ‘ного Комитета Обороны и крепко удержи-
без-устали, работаем днём и НОЧЬЮ И ©  вают его на протяжении 9-ти месяцев,
могучим вдохновением восстанавливаем  как самую дорогую награду Родины за еа-
родные шахты и заводы. ге моотверженный труд.

За год после освобождения области BOC-
становлено 858 промышленных предприя-
тий, в том числе восстановлена 51 основ-
ная шахта.

Наши шахтёры уже дали Родине, фрон-
ту свыше 6 миллионов тонн донецкого
угля, из них 2 миллиона тонн коксую-
щихся углей.

Восстановлены и работают Горловский,
Сталинский и Торецкий заводы горного
машиностроения. Они создают основную
базу для дальнейшей механизации шахт
Донбасса. ;

В эти горячие незабываемые дни вос-
становительных работ трудящиеся Oac-
сейна поистине творят чудеса. На шахте
имени Феликса Кона забойщик Иван Гу-
рин и его друзья, чтобы ускорить восста-
новительные работы, спускались в ледя-
ную воду и/ поднимали затопленные HeM-
цами машины. Героичеекими усилиями
всего коллектива шахта вскоре была вос-
становлена и начала давать уголь. Инже-
Hep шахты «Никополь-Мариупольская»
Ганенко C. К. применил на. откачке воды
скипы; что значительно ускорило воеста-
новление шахты.

В невиданно короткий срок восстанов-
лена шахта «Ново-Мушкетово», дающая
коксующиеся угли. И не просто. восста-
новлена, & реконструирована. Шахтеры
сделали ее лучше, чем она была до войны.
Славный коллектив, новомушкетовцев пер-
вым в Донбассе достиг довоенного уровня
добычи угля.

Одной думой, одной мыслью жил все
это время Донбассе — сдержать слово,
выполнить клятву, данную вождю, под- баес ‘обогатил ы at.
pear Pura suc о в
больше черного золота возрождающейся  ВОТЬ, Seep » ВА :
промышленности, транспорту, фронту. И ТРУДЯЩИХСЯ Донбасса на новые трудовые
в борьбе за выполнение этой священной! подвиги.

клятвы на шахтах выросли подлинные Борьба за выполнение Вашего наказа
богатыри труда, родилась славная гвардия   стала делом чести и жизни каждого: дон-
восстановления. Е бассовца. Bo вею  ширь развернулись,
Гремит по  Донбассу слава о горняках  расцвели . творческие силы народа, клю-
Михаиле Афонине, Афанасии Ведя, Демья-  Чом забила рационализаторская и изоб-
не Пирожкове, Степане ‚Рубане, Георгии  ретательская мысль. Наши рабочие, ин-
Юмашеве, Борисе Калюжном и многих  женеры, техники решают сложные тех-
других, первыми поднявших в освобож-  нические задачи и обеспечивают воеста-
денном Донбассе знамя социалистическо-  новление предприятий в кратчайшие
го соревнования и добивиихся рекордной  вроки.
производительности труда.

Забойщик шахты имени Димитрова
треста <«Красноармейскуголь» Александр
Тамбовцев за шесть месяцев перевыпол-
нил годовую норму. Молодёжные бригады
восстановителей Петра Тараненко шахта
№ 4—5 <«Никитовка», Александры Ры-
Жжиковой шахта № 3—18 треста «Сталин-
уголь» и многих других каждый месяц
выполняют по 3—4 нормы. Бригады
угольщиков Владимира Паршикова шахта
№ 1—2 <Смолянка», Павль Кияшко
шахта  «Капитальная-Нольная» — систе-
матически выполняют задание Ha
200—250%. :

На весь шахтёрский край - проелави-
лась семья старого забойшика шахты
«Грузекая» Макеевского района Ивана
Егоровича Алейникова.  Семидесятилет-
ний старик-пенсионер с первого дня осво-
бождения родной шахты снова взялся за
обушок и вместе со своим сыном и тремя
дочерьми добывает уголь. Целыми семья-
ми выходят донбассовцы на возрождение
своих шахт,

Недаром у нас сложилась поговорка:
муж — в 60й, жены — в забой, сестра—
у ствола — вся горняцкая семья уголь
рубает, фрицев бить помогает. - -

В этом сказывается великая любовь
шахтёров Донбасса к своей Родине, к
Вам, дорогой Иосиф Виесарнонович.

По инициативе старого забойщика Гор-
ловской шахты  «Кочегарка» Григория
Финогеновича Сидорченко кадровые рабо-
чие создали специальные школы. в кото-
рых обучают новичков. Каждый опытный
шахтёр взялея обучать 3—4 молодых
горняков. Этот патриотический почин дал
прекрасные результаты. За истекший гол
на шахтах обучены горняцкому: делу мно-
гив тысячи новых рабочих.

ную довоенную: мощноеть работает дина-
совое производотво Врасногоровского за-
вода.

Опять идет донецкий металл, Из него
работники наших оборонных заводов из-
готовляют вооружение и боеприпасы,
смертельно разящие врага. И когда мы
слышим залпы все новых и новых салю-
тов столицы Родины — Москвы в честь
доблестных воинов Красной Армии, наши
сердца ликуют. Большое счастье созна-
валь, что в этих успехах есть доля и на-

его труда, что. в эти исторические дни
Донбас вместе е седым Уралом, Бузбас-
сом, вместе’ -со всей- необ’ятной нашей
страной кует окончательную победу над
немецко-фалтистскими захватчиками.

Для быстрейшего разгрома ненавистно-
го врага трудящиеся Сталинской области
из евоих личных сбережений внесли на
строительство танков и самолётов 130
миллионов рублей и дали взаймы государ-
etsy 470 миллионов рублей.

В одном строю с шахтерами и метал-
лургами идет славная армия строителей.
Строительными трестами создана мощная
база для быстрейшего восстановления
промытаенности, Коллективы неа
трестов  «Азовстальстрой»,  «Донмаш-
строй» и Особой строительно - монтажной
части № 60 систематически перевыпол-
няют производственные планы. За самоот-
верженный труд этим коллективам прису-
ждены переходящие Красные Знамёна Го-
сударетвенного Комитета Обороны.

В короткий срок коллектив Зуевекой
электрической станции восстановил две
турбины общей мощностью 100 тысяч
киловатт. Теперь уже ярко горят огни
Зугрэс, которую народ наш справедливо
называет еердцем Донбасса. Зугрэс пи-
тает током заводы Сталинской, Вороши-
ловградской и Ростовской областей. Вету-
пили в строй 7 других электростанций.
Восстановлены 49  электроподотанций,
1.250 километров линий высоковольтных
передач.

В дни радостной годовщины освобож-
дения Донбасса вступает в строй дейет-
вующих гордость советекого машиноетро-
ения —- Ново-Краматорский завод им.
Сталина. Вводятся в строй новые мощно-
сти на химических и коксохимических
предприятиях, непрерывно возрастает
выпуск продукции на оборонных заводах,
быстрыми темпами создазтея строитель-
ная индустрия.

Большую созилалельную работу прове-
ли наши железнодорожники. В течение
года железнодорожники Северо-Донецкой
и. Южно-Донецкой дорог. восстановили
3.600 километров главных путей, 14 па-
ровозных депо, 36 вагонных депо и ва-
тоноремонтных пунктов, 320 станцион-
ных зданий. По-кривоносовеки водят же-
лезнодорожники эшелоны с углем и ме-
таллом в фронту. =

Вновь заколосились вытоптанные фа-
шистекими ордами донецкие ноля. Вновь
расцвели наши сады, из руин поднимают-
cH села. Колхозники и колхозницы, ра-
бочие совхозов и МТС, агрономы и 300-
техники нашей области по Вашему 30-
ву, дорогой Иосиф Виссарионович, под-
нялись на’ борьбу за высокий урожай, за
восстановление хозяйства. В короткие
сроки были восстановлены 1.100 колхо-
20в, 152 совхоза, 54 машинно-трактор-
ных станции,

В трудных условиях. машинно-трактор-
ные станции перевыполнили план осенне-
зимнего ремонта тракторов и завоевали
переходящее Краеное Знамя Государет-
венного Комитета Обороны. Пан посева
яровых культур по области был выполнен
на 107,8 процента. Сеяли добротно, по-
колхозному и вырастили обильный уро-
жай. Свыше 300 колхозов нашей области
собрали по 100 пудов золотой пшеницы 6
гектара, 384 колхоза и 106 совхозов вы-
полнили государственный план хлебоно-
ставок.

Так же, как ив промышленности, в на-
шем сельском хозяйстве выросла замеча-
тельная гвардия восстановления, которая
по-геройски борется за полное возрожде-
ние колхозов, за ещё большую помошь
фронту. Вся Украина знает имена брига-
диров лучших тракторных бригад Паши и
Нади Ангелиных, Евграфа Петровевого;
трактористок Паши Новак и Галины Же-
ребченко. Они первыми подняли знамя со-
ревнования и добились в этом соревнова-
нии почётного первенства.

Богатый военный урожай сняли под-
собные хозяйства заводов и шахт. Они
вырастили в 1944 году столько же ово-
щей, сколько выращивали их до войны;
520 тысяч рабочих области имеют своп
огороды. По предварительным данным,
каждая семья трудящегося в этом году
получит по 160 килограммов овощей на
человека. i

Возрождается и культурная жизнь на-
шего края. Уже восстановлены и возобно-
вили свою работу 1.365 школ, 6 ВУЗ’ов
27 техникумов и специальных училищ, 28
детских домов, 302 детских сада, 226
детских яслей, 159 больниц, 408 амбула-
торий и поликлиник. 13 дворцов культу-
ры, свыше 500 профсоюзных и сельских
клубов, около 200 библиотек, сотни изб-
читален и красных уголков, 120 киноус-
тановок, 6 театров: Возобновила свою ра-
боту кузница инженерных кадров — До-
нецкий ордена Трудового Красного Знаме-
ни индустриальный институт имени Н. С.
Хрущева.

Беззаветно трудятся над возрождением
Донбасса работники - местной, легкой и
пищевой промышленности, работники на-
уки и искусетва, врачи, учителя, агроно-
мы — вся наша советская интеллигенция,

Огромную помощь в восстановлении
предприятий, городов, рабочих посёлков

Святые плоды золотойо труда,

Из пепла, развалин встают города.

То ты их возводить, наш вождь и отец!

Прими благодарность от наших сердец.
За ласковый колос колхозных полей,
Июбовно взращенный рукою твоей,
За счастье свободы, за солнце труда,
Что ты над копрами зажег навсегда.

Во всей нашей работе по. возрождению
родного края нами движет великое чувет-
во любви к Вам, дорогой Иосиф Висса-
рионович, любви к Родине, стремление бы-
стрее возродить хозяйство, чтобы восста-
новленный Донбаес предетал перед нашей
страной в новой славе, во всём своём ве-
aman,

Мы рады доложить Вам, дорогой
товарищ Сталин, что металлурги Сталин-
ской области уже восстановили и пустили
в эксплоалацию 7 ‘доменных и 23 марте-
новские печи, ввели в строй 17 прокат-
ных станов, 42 коксовых батареи.

Со дня освобождения Донбасса наши
металаургические заводы дали Родине 200
тысяч тонн чугуна, 430 тысяч тони стали,
220 тысяч тонн проката и свыше 700 ты-
сяч тонн кокса, обеспечив полную потреб-
ность в коксе пущенных доменных печей.

Ваши поздравления — металлургам,
энергетикам, огнеупорщикам, коксохи-
микамх по поводу первых успехов были
для нас дороже и превыше всех похвал.
А Ваше указание о том, что можно и
надо в короткие сроки восстановить наш
родной» угольно-металлургический Дон-

На заводе «Азовсталь» под руковод-
ством инженеров без демонтажа была
установлена на место покосившаяся от
взрыва гигантская доменная печь № 3.
На Макеевском заводе им. Кирова строи-
тели подняли целиком, без разборки,
здание газоочистки, осевшее от взрыва
на два метра. На Мариупольском труб-
HOM заводе, под руководством мастера
электроцеха тов. ‘Осипенко, мощный мо-
тор был восстановлен за 4 месяца вме-
сто 11 по плану. На заводе им. Фрунзе
на 120 дней раньше установленного
срока задута доменная“ печь. Главный
инженер треста Донмашстрой тов. Ка-
линиченко разработал и умело приме-
нил ряд технических усовершенствова-
ний, чем способствовал досрочному вос-
становлению ряда крупнейших об’ектов
на Ново-Враматорском заводе им. Cra-
тина.

Металлурги Донбасса ¢ честью выпол-
HAT клятву, данную Вам, дорогой
Иосиф Виссарионович. Они делают всё,

Чтоб сталь донецкая варилась,
Чтоб вруб и танк держали строй,
Чтоб крепла сталинская сила,
И на земле; и под землей.

Когда не было строителей, они стано-
вились каменщиками, плотниками, шту=
катурами. Люди делали всё ради того,
чтобы быстрее зажечь огни домен и мар-
тенов, пустить прокатные станы. Только
недавно лучший сталевар Донбасса Гор-
дей Шкарабура восстанавливал свою
печь. Нынче Гордей Шкарабура на воз-
рожденной печи опять даёт фронту высо-
кокачественный металл. ‘Самоотвержен-
ным трудом прославились сталевары за-
вода им. Сталина братья Буренок, 72-лет-
ний маетер этого завода тов. Соломко —
мастер скоростного восстановления Map-
Десятки ‘тысяч женщин пришли „НА тенов, инженер тов. Царицын, руководив-
шахты, чтобы заменить своих мужей и ший ° восстановлением доменной печи
братьев, сражающихея на фронтах.  Нет  № 2
сейчас такой горняцкой профессии. ко-
торой не овладели бы наши’ славные
женщины. Мы гордимся верными дочеть-
ми Донбасса — Ниной Кузьменко. Мари-
ей Гришутиной и многими другими’ гор-
нячками.

Возобновлено традиционное социали-
отическое соревнование между шахтёра-
ми Сталинской и Ворошилевградекой
областей, между Донбассом и Криворожь-
ем, между шахтёрами Узраины и нефтя-
никами Баку.

В. борьбе за возрождение Донбасса
окрепли и Выросли наши кадры. Мы встре-
чаемея в огромными трудностями. Боль-
шинство пахт затоплено водой, нехва-
тает моторов, насосов, нет ещё достаточ-
ного количества квалифицированных лю-
дей. Но это не останавливает горняков.
Наши шахтёры под руководством партий-
ных организаций мужественно преохоле-
вают трудности и с каждым часом, в каж-
дым днем наращивают темпы воестанови-
тельных работ и добычи угля.

.

Славно потрудилея’ над возрождением
самой мощной из ныне действующих на
Юге печей знатный доменщик страны
обер-мастер Иван: Григорьевич Коробов
вместе со своими друзьями, старейшими
металлургами завода; Любая работа спо-
рилаеь в их руках и сейчас они с закон-
HOH гордостью дают чугун на восстанов-
ленной домне. Макеевские металлурги
через 10 дней после пуска домны достиг-
ли довоенной мощности и продолжают
изо дня в день увеличивать выплавку чу-
гуна.

Восстановлены и уже дают металл за-
вод им. Сталина, Макеевский завод им.
Кирова, Мариупольский завод им. Ильича,
Енакиевекий и Константиновский метал-
лургические заводы. Не далек час, когда
эти крупнейшие предприятия Юга будут
восстановлены на полную  довоенную
мощность.

Зосстановлены Часов-Ярский и Пантё-
леймоновский заводы огнеупорных мале-
риалов, крупнейшие Еленовские и Rapa-

присутствовало и подписало

Письмо обсуждалось и принято на собраниях
интеллигенции ивсех трудящихся Сталинской ‹ области.

. Е = я ы-
кубекие известняковые рудники, на пол- и культурно-бытовых учреждений оказ

вают наши домашние хозяйки, отработав-
шиё около 1 миллиона человеко-днеи.

Во веесоюзном социалистическом 60-
ревновании 63 предприятия нашей оола-
сти завоевали первенство и были награж-
дены переходящими Врасными знамёнами,
Государственного Комитета Обороны,
ВНСИС и наркоматов и получили премии.

о всей работе по возрождению Доя-
басса мы везде и повсюду ощущаем по-
мощь Советского Правительства, руко-
водство и заботу налшей великой партин..
Большую помощь мы получаем от прави-
тельства Советской Украины и лично от,
руководителя большевиков Украины Ни-
киты Сергеевича Хрущева. Руководство и
помощь партии умножают наши силы.

В нашей огромной созидательной ра-
fore мы повседневно ощущаем Вашу
заботу и помощь, наш дорогой вождь и
полководец. Ваш гений озаряет нам путь.
Ваше слово зовет нас к борьбе, вооду-
шевляет, вселяет в нас новые силы. Нет
в мире слова крепче сталинского. Нет для
нас имени дороже, чем имя Сталина.

Всея советская страна помогает нам
быстрее возрождать Донбасс. На восста-
новительные работы прибыли тысячи кол-
хозников и колхозниц из различных об-
ластей Укранны, шефствующих над шах-
тами Донбасса. Здесь трудятся тысячи
молодых рабочих, присланных из Москвы
и Вазани, Горького и Тбилиси. Много
эшелонов с машинами и инструментом,
лесом и продуктами питания получили
напги заводы и шахты из Москвы и 4е-
нинграда, с Урала и Кузбасса, из’ далекой
Тайги и солнечного Азербайджана. В дни
блокады рабочие ‘осаждённого Ленингра-
да строили двигатели для электрических
станций освобождённых областей страны.
Недавно Макеевский металлургический
завод им. Кирова ‘получил двигатель в
подарок от тероических ленинградцев.

Вот она — великая сила нерушимой
сталинской дружбы народов СССР, ко-
торая в огне ‘войны закалилась, Kak
сталь. Мы безгранично благодарны вели-
кому русскому народу за его помощь в
возрождении Донбасса. Мы благодарим
всех трудящихся нашей страны, помо-
гающих нам восстанавливать Bcecows-
ную кочегарку.

Мы понимаем, что сделано нами еще
мало, что впереди нас ждёт огромная ра-
бота и мы, рабочие, инженеры, техники
и служащие шахт, металлургических, ма-
шиностроительных, оборонных, = огне-
упорных, химических заводов, электри-
ческих станций, строители, железноло-
рожники, колхозники и колхозницы, ра-
бочие МТС и совхозов, работники науки
и искусства, агрономы, учителя и врачи,
служащие и учащиеся учебных заведе-
ний Сталинской области, даём Вам свя-
щенную клятву — отлаль все свои силы
делу быстрейшего ‘восстановления Дон-
басса.

Мы обязуемся до конца года ввести в
строй действующих дополнительно к 51
пущенной шахте ещё 10 основных шахт;
во втором полугодии добыть на 2,5 мил-
лиона тонн угля больше, чем в первом
полугодии; к 1 января 1945 года уд-
воить среднесуточную добычу по срав-
нению со среднесуточной добычей в пер-
вом полугодии; восстановить ещё 7 до-
менных печей, 15 мартеновеких печей,
15 прокатных станов и 21 кокеовую ба-
тарею; восстановить к 1 января 1945
года-и ввести в строй действующих тре-
тий чурбогенератор’ ЗуГРЭб?а мощностью
50 тысяч киловатт, в сентябре текущего
года ввести в строй действующих четы-
ре промышленных электростанции на
полную их довоенную мощность — 87,5
тысяч киловатт. Е

Мы обязуемся точно в установленный
срок выполнить все поставки сельскохо-
зяйственных продуктов -государетву.

Клянемся Вам, дорогой наш вождь и
учитель, ускорить восстановительные ра-
боты на веех предприятиях, олектростан-
циях, быстрее возродить наши города и
села, жилища, культурные и бытовые
учреждения. Мы еще шире развернем ¢o-
циалистическое соревнование, повысим
производительность труда всех рабочих,
подготовим многие тысячи новых квали-
фицированных шахтеров, металлургов и
энергетикоз.

Заверяем Вас, дорогой наш
Виссарионович, что трудящиеся
области до конца выполнят свой патрио-
тический долг перед Родиной. сделают
все для -того, чтобы в короткий срок пол-
ностью восстановить  угольно-металлур-
гический Донбасс. i

Иосиф
нашей

Как знамя победы, что рёет для нас,

Мы к звездам подымем любимый
Донбасе.

И будет он краше, чем был пред
войной,

На радость и гордоеть Украины родно#,

Зеленой и милой, как песня весны,
Для ечастья народов советской
страны.

Великие победы нашей
Красной Армии зовут нас на новые тру-
довые подвиги по возрождению Донбасса,
на еще большее напряжение всех сил для
окончательного разгрома  немецко-фа-
шистских захватчиков и полного торже-
ства, нашего правого дела.

-Да здравствует наша могучая  совет-
ская Родина!

Да здравствует
Враеная Армия!

Да здравствует / партия Ленина—
Сталина — организатор наших побед!

Слава великому Сталину!

наша героическая

рабочих, колхозников,

На собраниях
висьме 110.086 человек.

8 сентября 1944 г., пятница

Teponyecrog   C7634 советских людей.

№ 214 (5894).

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. _ Ефрей-
тор И. Солдатенков наблюдает за но-
лем`боя из разбитого немецкого танка.

Снимок нашего спец. фотокорр.
капитана А. Капвустянского,

ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ
ПОМОГАЮТ УБИРАТЬ
УРОЖАЙ

РОСТОВ НА ДОНУ, 7 сентября. (От
наш. корр.). Самоотверженно трудятся на
колхозных полях инвалиды Отечественной
войны. Больших успехов достигли инвали-
ды, работающие в колхозах Мясниковско-
го района, Ростовской области. Только в
первом‘ полугодии ими выработано 14.850
трудодней. В колхозе «Политотдел» инва-
лид войны Багаджиян Калуст выработал
205 трудодней, Херхерян Хугас—198 тру-
додней.

Значительных ‘производственных успехов
добился колхоз им. ХУП партс езда Алек-
сандровского района, Ростовской области,
где председателем колхоза работает инва-
лид Отечественной войны  орденоносец
тов. Кобезь. Здесь исключительно хорошо
оргайизован труд колхозников, работаю-
щих на уборке богатого урожая. По ини-
циативе председателя колхоза из инвали-
дов Отечественной войны организована
тракторная бригада, которая` является од-
ной ‘из лучших в районе.

Колхоз им. Луначарского Егорлыкского
района, где председателем инвалид Оте-
чественной войны тов. Гвоздиков, выпол-
нил план сева на 112 проц., хорошо под-
готовился к уборке нового урожая и ор-
ганизованно проводит уборку.

Организованно вышли на уборку уро-
жая инвалиды Отечественной войны сель-
хозартели им. Челюскинцев. Отлично ра-
ботают на лобогрейках тт. Котло, Душин,
Емельяненко, Яцин.

Инвалиды Отечественной войны, работа-
ющие в колхозах Орловского района, об-
ратились через местную, газету с. письмом
ко всем инвалидам. проживающим в обла-
сти.

— Многие из нас до. войны были ком-
байнерами, трактористами, — говорится в
письме. — Сядем на стальных коней! Те
из нас, которые не в состоянии работать
на машинах, могут разумными советами,
дельными указаниями помочь молодым
трактористам и комбайнерам. Самоотвер-
женным стахановским трудом на колхоз-
ных полях поможем быстрее убрать бога-
тый. урожай!

ПО СТОЛБЦАМ
КРАСНОАРМЕЙСКИХ

ГАЗЕТ

ДЕВУШКА-ШТУРМОВИК. Тамара Кон-
стантинова прибыла в Н-скую штурмовую
авиачасть около двух месяцев назад. Сей-
час старшина Конетантинова имеет уже
17 боевых вылетов на штурмовку.

Уже в первом боевом вылете Константи-
новой пришлось участвовать в ожесточен-
ной воздушной схватке. Четыре «Фокке-
Вульфа» с разных сторон атаковали штур-
мовиков. Два-из них попытались напасть
на самолет Константиновой, но она еше
плотнее подошла к своей группе. Друж-
ным огнем стрелков истребители против-
ника были отбиты.

Недавно Константинова летала на боевое
задание в группе, возглавляемой старшим
лейтенантом Поняковым. Несмотря на силь-
ный зенитный огонь, летчица, умело манев-
рируя, произвела успешную штурмовку.
Ее бомбы попали точно в расположение
минометных батарей врага.

При выходе из атаки на группу «Илью-
шиных» набросились четыре «Фокке-Вуль-
фа». Как раз в этот момент Константинова
несколько приотстала от своих товарищей.
Немецкие истребители попытались BOC-
пользоваться этим’и начали вести отсеч-
ный огонь, чтобы отрезать самолет от
‘группы. Константинова разгалала намерение
врага и, уклонившись от пулеметных трасс
противника, умелым маневром проскочила
к группе и заняла свое место в строю.

Тамара Константинова летает наравне CO
всеми летчиками своей части. Она по-на-
стоящему овладела сложным делом летчи-
ка-штурмовика. («Боевая тревога»).

ПЕРЕПИСКА СНАЙПЕРА С ПИСАТЕ-
ЛЕМ. Имя знатного снайпера Ивана Рен-
CKOBa, уничтожившего 302  гитлеровца,
широко известно в № соединенни. Недав-
но Ренсков послал нисателю Илье Эрен-
бургу следующее письмо:

«Дорогой товарищ Эренбург!
Вам пишет снайпер Иван Ренсков, быв-
щий шахтер Донбасса, который сейчас
метит погавым фрицам -за свою поруган-
ную землю, за смерть брата, за кровь и
Вам, моему лю-
бимому писателю, обешаю изо дня в день
увеличивать свой боевой счет. :
— из винтовки, Вы — пером -— мы
делаем одно дело: наповал бъем немцев,
приближаем день побелы.

До скорой встречи в Берлине.

Крепко жму руку. Уважающий вас Иван
Ренсков».

Илья Эренбург ответил:

«Дорогой товариш Ренсков!

Благодарю Вас за письмо. Благодарю
Вас за великие Ваши воинские труды.
302 немцев Вы уничтожили, и этим спасли
Вы многие прекрасные жизни. Детоубийц
Вы судите на месте. не ожидая междуна-
родных трибуналов и комиссий.

горжусь Вашим вниманием и с глубо:
ким волнением жму Вашу благородную
руку—руку, немало сделавшую для осво-
бождения нашей Родины. Желаю Вам у
стен Берлина уничтожить последнего
Фрица. С сердечным приветом, Ваш Илья
Эренбург». («Сын Родины»).