tb

IM

3°

( ачинает развиваться быстрее. Положе-

}

i

стиающие части выходят на оператив-

8 сентября 1944 г., пятница № 214 (5894).

(бетановка современного боя. весьма <-
гинчива. Она подвержена особенно рез-
ишу колебаниям в процессе, когда позиг Полковник И. ХИТРОР
ионная оборова врага  прорвана ий на: Е

полка намечалось повести в полосе ‘е-
вого. соседа, чтобы рощами и кустарни-
ками обойти опорные пункты противника.
Для огневого обеспечения маневра  пред-
полагалось применить пехотные средства,
воторые имелись под рукой. Вке полко-
вые и значительная часть батальонных
минометов командир полка оставил в
своем подчинении, создав таким . образом
огневой кулак.

Полк возобновил наступление. Огнем ми-
нометов и орудий сопровождения была
подавлена немецкая оборона. Пехота co-
воршила обходный маневр и в ближайшей
теревне атаковала немцев с фланга.
Пока шел бой за первый населенный
пункт, изготовилась поддерживающая полк
артиллерия. Дальнейшее наступлепие, в
частности атака второй деревни, осуще-
ствлялось во взаимодействии со всей: ар-
тиллерией. Вскоре подошли и соседи. Про-
движение наступающих приняло. общий
характер и развивалось успешно на веем
участке.

Прежде чем сделать необходимые выво-
ды из этого примера, ознакомимея еше с
одним эпизодом, взятым из боевого опыта
того же полка. Во взаимодействии < тан-
ковым подразделением он преследовал про-
тивника. В голове двигались танки © де-
сантами пехоты. Когда они стали при-
ближаться к большой реке, разведчики
донесли, что встречают по’пути сильные
заслоны противника, прикрывающие пред-
мостные рубежи. Векоре головные маши-
ны были обстреляны огнем  противотан-
ROBOH артиллерии. Стреляло несколько
вражеских орудий, перекрывая огнем всею
полосу наступления полка. Командир его
к этому времени выдвинулея к реке с
головными подразделениями. В районе
боя находилиеь стрелковый батальон и
приданные полку 10 танков. Другие под-
разделения и полдерживающая: артиллерия
еще были в пути и могли подойти к бе-
регу реки не ранее, как через два-три
часа. Снова оботановка поставила перед
командиром тот же вопрос: ветупать ли
в бой немедленно или подождать подхода
других батальонов и всей 7 артиллерии?
Дерзнуть. или проявить осторожность?
Комапдир предпочел первое.

Началась атака. Первыми двинулись в
бой танки, ведя сильный огонь на ходу.
3а ними пошла цепями пехота. Количе-
ство вступавших в бой немецких огневых
средств всё возрастало. Уже  насчитыва-
лось до дивизиона артиллерийских ору-
дий, которые прямой наводкой вели огонь
1 нашим танкам. Первая попытка про-
биться через вражеские заслоны успеха
не имела. Тогда командир полка изменил
направление. Танки и пехота пробились
к берегу лесом. Затем, наступая вдоль кром=-
ки берега, полк отбросил немцев за ‘реку.

Сразу же стала действовать ‘разведка,
начавшая поиски районов переправ и
бор местных  переправочных  средетв.
Командир выделил группу бойцовово гла-
ве с одним отважиым. офицером, которым
поставил задачу: переплыть реку и вы-
яенить, занята ли немпами кромка
западного берега. Групна благополучно
тобралась до противоположного берега и
через несколько минут возвратилась. Бли-
жайший к воде участок берега не был за-
HAT противником. Тогда на ‹ подручных
средствах переправилось одно стрелковое
подразделение и заняло небольшой пред-
мостный плацдарм.

Ночью весь полк форсировал реку. Пер-
воначально он расположился в низине,
затем, стремительно атаковав, прохвинул-
ся глубже и захватил прибрежные возвы-
менности. Это было под Могилевом. Фор-
сирование Лнепра оказалюсь здесь столь
удачным, что по пробитому полком пути
переправились все остальные части диви-
Зии.

Для обоих примеров. характерна одна
черта — дерзость замысла. Командир
полка ‘шел путями, которые на первый
взгляд казались наиболее рискованными.
В первом случае он начал атаки на про-
межуточном рубеже немецкой обороны, не
дождавигиеь готовности всей поддерживаю-

щей артиллерии, и повел наступление ос-
  и пунктами и одновременно приме-  новными силами полка в полосе своего
 Шть обходный маневр. Основные силы! соседа. Ето не путало расптирение уча-

‚ вый проетор. На этом этапе наступление

ие и состав. ‘сил противника, намере-.

ия ею. благодаря частым ‘и BHesan-

тым переменам не поддаются всесторон-
yy изучению и анализу. В такой
етановке командир далеко не всег-

в получает нужные данные ио сво-

1 соседях. Он вынужден руководить

(ем, пользуясь отрывочными, порой про-

пиречивыми сведениями относительно

цожившейся обстановки. Одни данные
пбуждают к осторожности, к выжиданию
узия событий, другие — сулят вы-

мы лишь при условии немедленных и
  кюжих действий. Как поступать в таких

паях? Ответ на _ этот вопрос может
  ить только глубокое знанив природы ©0-
  именного боя, изучение конкретного

outa, № практическому опыту мы и
  фитимся, взяв за образец действия
\ стрелкового полка. ‘За полтора месяца
итрерывного наступления этот полк про-
па в упорных боях путь от реки Проня
yo крепости Осовец,

Река Прюня вошла в историю Отечест-
иной войны, как один из тех рубежей,
  gaya 23 июня 1944 года советские ар-
  yur перешли в наступление. На реке
  pad, неподалеку от города Чаусы, на-
  д вон первые атаки немецкой 0боро-
  ыг\ стрелковый полк. Отсюда он по-

ner #8 Могилев, затем на Гродно, после

ею оказался под стенами крепости 0со-
уп, [ок и сейчас участвует в боях.

в пути от Прони до Осовца полку при-
зпииь действовать в различной  обста-
зе и вести разиохарактерные бои. За
om время он преодолел несколько оборо-
ниельных рубежей противника, не раз
правлялея через водные ° преграды,

цикл на улицах городов, отражал не-
укие контратаки ‘и участвовал в пре-
иювании врага. Остановимся детальнее
в некоторых из этих боев.
  Пореправившиеь ночью через ‘реку Ба-
ры пик занял её западный берег.
олерживающая артиллерия = остава-
  web Hd восточном берегу, но связь с
вй сохранялась. Артиллерийский офицер
входилея вместе < командиром полка.

(шовременио со стрелковыми подразделе-
  ши была переправлена через. реку
ть тяжелых огневых средств пехоты.
  Тизндиру полка было известно, что под-
чиненные ему подразделения могут ввести
` 3 немедленно 9 полковых и батальон-
зых орудий, 23 миномета (120 и 82-мм.)
111 станковых пулеметов.

(права действовала соседняя часть. В
116 не было точных сведений о ее по-
юлении. В частности, неизвестно было,
— переправилась ли эта часть через реку
  Hl продолжает оставаться на восточном
’ воегу. Однако доносивнаяся артиллерий-
цая канонада, перемежавшаяся © очере-
  име пулеметвого огня, свидетельствовала
  (TM, YM Этот’ сосед вел у реки сильный

ий, Левый сосед вообще еще не подошел

уе. Поэтому в полосе ето наступления
  в западном берегу действовали  развед-
щи переправивиегоея полка. На этом
 иправлении виднелись едва приметные в
зуноте рощицы и кустарники, между
  ву как перед самым полком местность
  шла воюду открытой. Прямо перед фрон-

в, на ближайших высотах раскинулись

ва населенных пункта. Противник mpe-
  INTL их в прочные опорные пункты.
  аква была обстановка, которую застал

шик на рассвете следующего дня.

№мандиру полка было совершенно

о, то необходимо продолжить наступ-

инте. Однако начать ли атаку немедлен-

№ мт повременить, выждав подхода co-
  @®6Й и тотовности всей поддерживающей
  артиллерии? Вот вопфое, который всплыл
прет командиром: Одновременно он обду-
уывал и замыюел предстоящего боя. Мож-
  № был наступать в своей полосе, дви-

45 прямо ма занятые немцами деревни.

Вы и друтой вариант решения — нару-

шить разгранлинию своего полка, выйти в

101067 левого соседа и оттуда атаковать.

Мечное решение» было таким: немедлен-
  № начать борьбу за овладение населен-

Бой пехоты в горах

подошли к третьей траншее, враг открыл
интенсивный огонь из пулемета. Расчет
одного нашего противотанкового ружья
заметил по вспышкам немецкий пулемет,
установленный в 2зоте, и выдвинулся
вперед, оставив. позади пехоту. Двумя
меткими выстрелами по амбразуре враже-
ский пулемет был подавлен. Рота быстро
поднялась и броском вперед достигла вер-.
шины высоты. Снова произошла рукопаш-
ная схватка, в итоге которой немцы по-
тёрпели полное поражение. ь

Сошлемся на другой поучительный при-
мер. Рота офицера Сапрыкина получила
залачу — овладеть высотой, прикрываю-
шей полетупы к одному важному населен-
ному пункту. Разведав местность, коман-
дир роты определил, что слева по хребту
можно выйти на фланг противника. Сап-
рыкин выделил небольшую группу бойцов,
которая спустилась в долину, прошла по
ней влево и стала подниматься на хребет.
Незаметно для противника эта группа
вскоре вышла немцам на фланг. Не от-
крывая огня, бойцы организовали наблю-

Уставы Красной Армии указывают, что
ИЛоВНЫм видом наступательного маневра
В торной местности является охват и 00-
11 флангов противника. При этом устав
Тюдчеркивает большие возможности мел-
ИХ групп, которые способны решать в
Прах ряд важных боевых задач. Проникая
8 глубину обороны, мелкие подразделения
пехоты содействуют расчленению боевых
порядков противника и уничтожению ето
1 частям. :

Эти уставные положения подтверждают-
(1 множеством примеров боевой деятельно-
ии наших войск в предгорьях Карпат.
(иплемся на такой эпизод. Подразделению
Фицера Козлова предстояло овладеть вы-
(ОТО, которая господствовала Над окру-
хающей местностью и, в частности, над
берегами протекающей здесь реки. Всего
Ва этой высоте действовало до батальона
неприятельской пехоты, усиленной не-
‘колькими артиллерийскими и минометны-
Уп батареями.

Для танков эта высота была недоступ-

Ha, Tak Kak имеет очень крутые СКаты   ление и установили, какими силами и
вхоте штурмовать высоту бы10 Также   срелствами располагает здесь противник.
Ввсьуа сложно, поскольку немцы о0п0Яса-   а высоте имелось до роты пехоты и

Ml ee тремя ярусами траншей, а подошву
Туето заминировали. Учитывая это, офи-
пер Козлов решил, что брать высоту в
106 бессмысленно. Требовалось предпри
вять маневр охвата или обхота. В таком
Духе он и действовал.

П0сле тщательной разведки олна рота,

несколько пулеметов. Немцы здесь находи-
лись в выгодном положении. Если бы на-
ша группа и открыла внезапный огонь,
противние мог бы уйти на соседнюю вы-
cory.

Командир роты, получив соответствую-
шее’ донвсение; выслал в обход еще одну

ерзость в

тиллерию, он рассчитывает использовать

ствия разведки

тактических эпизодах № стрелкового пол-

продолжают борьбу < войсками против-

гитлеровской берлоге.
недалеко от границ Восточной Пруссии,
где немцы
сопротивление. Чем дальше передвигалис
бой
свои силы враг, стремясь задержать на-
ступающтие советские части. Следователь-
но, полк побеждал сильного противника.
ВР каждом решении его командира видна

чете и подкрепленная реальной силой. В
dow Ha

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

бою.

стка действий и продвижение вперед ©
отоленным левым  фЯангом. Во втором
случае командир начал наступление, имея
все лишь один батальон © приданными
танками. Он не стая выжидать подхода
остальных сил полка. Вак в первом, так
и во втором примерах командир действо-
вал немедленно и добилея победы. Они
‘не были случайными и не являлись ре-
зультатом военного счастья. Дерзость и
риек, проявленные полком, основывались
на строгом учете общей обстановки и
умелом использовании своих с и
средств.

Когда наступление осуществляется па
широком фронте и силы врага надломле-
НЫ, тогда создаются выгодные условия
для дерзких действий наших частей и под-
разделений. Командир № стрелкового пол-
ка в своих частных решениях правиль-
но учитывал эти условия. Немцы orery-
пали на всем фронте. Они понесли  ог-
ромные потери в многочисленных «KOT-
лах», устроенных ‘им наступающими ‹о-
ветскими войсками. Боязнь окружения
довлела над неприятельскими солдатами
и сказывалась на боевых решениях не-
мецких офицеров. Использование этих
выгодных условий в № стрелковом полку
сочеталось с расчетом. Предпринимая на-
ступление вдоль берега Днепра в обхох
немецких заслонов, командир полка наме-
ревалея сбросить противника в реку. До-
пустим, что у немцев оказалось бы здесь
больше сил, нежели предполагали ваши
разведчики. Даже в этом елучае наступ-
ление, предпринятое олним батальоном 10
подхода других подразделений полка, сле-
дует признать правильным. Батальон за-
ходил в тыл немцам, оборонявшим пред-
мостный плацдарм. Возможно, сразу и не
удалось бы достигнуть успеха. Но жела-
тельный результат обязательно был бы
достигнут несколько позднее, при атаке
основными силами полка © фронта и 08-
тальбном — © тыла.

Стремление командира полка к оправ-
данному риску заметно и по другим его
действиям. Если мельзя ввести в б0й ар-

на всю мощь огневые средства пехоты:
Наступая с открытым флангом, командир
полка принимает все меры надежной за-
щиты. Например, при атаке немецких
опорных пунктов на западном берегу
Днепра на открытом левом фланге полка
были выставлены прочные заслоны. Они
состояли из пехоты © противотанковыми
средствами. Подвижное охранение и дей-
сочетались с высылкой
сильных, неподвижных застав.

Мы остановились только на некоторых

ка. Много других побед одержал он на
длинном пути наступления. Дело не 0бхо-
дилось и без отдельных промахов и не-
удач. Бойцы и офицеры полка дрались и

ника, которые прикрывают подступы к
Бои происходили

оказывают особенно сильное

на запал, тем больше напрягая

дерзость, основанная на трезвом рас-
реке Бася, при форсировании
Днепра, в наступлении на реке Бжозувка,
всюду в замысле боя, который намечал
командир полка, заметно стремление one-
Тедить противника, не дать ему времени
на подготовку организованного вопротив-
ления.

В этом полку быстрота маневра поло-
жена в основу выполнения дерзкого за-
мысла. Причем маневр обязательно с9-
Четается с использованием артиллерии и
пехотных огневых средств. Сейчас, Kak
никогда раньше, потеря времени
дит к утрате завоеванных преимуществ,
и маоборот — дерзкие, омелые действия
позволяют командиру выиграть время,
опередить противника. Скоротечноеть боя,
резкие перемены в обетановке, все дру-
тие факторы современного маневренного
сражения требуют от команлира умения
быстро подмечать новые явления в обста-
новке и немедленно, тут же реагировать
Ha них.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

чем воспользовалась рота и стремительно
атаковала. Высота была взята.

Наконец, остановимся еще на одном
эпизоде. Пехотному подразделению офицера
Кошелева предстояло захватить высоту,
прикрывавшую тыловую дорогу противни-
ка. Подразделение расчленилось на груп-
пы. Впереди них двигались дозоры. До-
зорные хорошо ориентировались в гор-
но-лесистой местности. Тщательная pa3-
ведка давала «возможность находить про-
ходы, минуя вражеские засады. Подразте-
ление за три ‘часа прошло по незнакомым
лесным тропам 12 километров. Уничтожив
на пути две засады, оно обрушилось на
противника с разных сторон. Две группы,
обойдя немцев с флангов, стали угрожать
им полным окружением. Когха же против-
ник бросил в бой новую группу пехоты,
наши минометчики немедленно накрыли ее
своим огнем. Высота была очищена от
противника.

Какие же следует сделать выводы?
Действия в горно-лесистой местности,
более чем в других условиях, требуют
инициативы, решительности и дерзости;
Наступая, необходимо стремиться к зах-
вату командующих высот, горных прохо-
дев, узлов дорог, а также к выходу в
тыл врага, чтобы его окружить и унич-
тожить.

Следует отметить, что для успешных
действий в горах необходимы обстоятель-
ное знание местности, правильное пользо-!
вание картой, умение ходить по азимуту.

поражения цели,

бительные заслоны и блестяще вылолнила

боем захватили деревню, расположенную

ложение противника. Здесь танкистам бы-
ло приказано закрепиться и держаться до
тех аор, пока подразделения, наступающие

Тихонова командир ‚указал место на ска-

противника.

пр “  доложил о появлении пяти тяжелых не-

нова.

УНИЧТОЖЕНО ДЕСЯТЬ
- „ТИГРОВ“

прервал рокот моторов,

лейтенант Муравья, шло 20 немецких тан-

портеры с десантами автоматчиков.

на себя удар контратакующих немецких
танков.
артиллеристов. Однако ничто не могло сло-
мить упорства и стойкости советских вои-
нов. Когда выбыл из строя один орудий-
ный расчет,
Орел и раненый, но не покинувший поля
боя рядовой Абдакаров. Они в упор рас-
стреляли два вражеских «тигра». Два дру-
гих «тигра» были уничтожены огнем ору-
дия старшего сержанта Датонашвили.

Столь же стойко и мужественно сража-
лись с немецкими «тиграми» артиллеристы
офицера Иванчук. Красноармеец Малыхин
вместе < рядовым Черкасовым, Пиньковым
и Атаманчуком подбил три «тигра». Вюди-
тель автомашины Игнатов, видя, что рас-
чет выбыл из строя, перевез орудие на

мощь подоспели наводчик Бочикашвили,
его помощник Томашев`и орудийный ма-
стер Замков. Воины смело вступили в
неравный поединок и уничтожили три не-
мецких танка. 5

Геройски сражаясь, артиллеристы бата-
рей лейтенанта Муравья отбили три контр-
атаки врага, уничтожив при этом 10 танков
типа «тигр» и много немецкой пехоты.

ТОЧНЫЕ УДАРЫ
С ВОЗДУХА

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 7 сен-
тября. (От наш. корр.). Известно, что для
имеющей: ограниченные
размеры, надо сделать болышое количество
самолето-вылетов. Наши летчики-пикиров-
щики вносят поправки в это правило. Не-

давно летчик-гвардеец Гусенко, командуя.
звеном

«Петляковых-2», за один вылет
разрушил два вражеских моста шириной
He более пяти метров каждый.

Советские летчики-пикировщики № части
завоевали себе славу мастеров  исключи-
тельно метких ударов с воздуха. Произво-
дя свои‘ стремительные воздушные атаки,

они зачастую поражают цели, которые с

высоты пикирования кажутся размером не
более спичечной коробки. Удар < пикиро-
вания самый эффективный, но и зато наи-

более сложный по своему выполнению,

На-днях летчикам подразделения, кото-

рым командует гвардии подполковник Но-

виков, была поставлена задача разрушить
мосты в глубине расположения вражеских
войск. Истребители не могли сопровож-
дать пикировщиков из-за дальности мар-
шрута. Основывая свой маневр на скорости

и сильном бортовом огне, группа «Петля-.

ковых-2» пробилась сквозь немецкие истре-

свою задачу. Мосты были взорваны ата-
ками с пикирования. ;

a

. TAHKM B 3ACAZE

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.
(Спецкорр ТАСС). Советские танкисты с

на высоте. Отсюда просматривалось распо-.

на флангах, расширят прорыв. Танки стали
в. засаду.

Экипажу гвардии младшего лейтенанта

тё высоты. Ночью танкисты окопались и
замаскировали CBOH машины. Справа от
них река круто поворачивала в сторону
Оттуда по лощине могли
прежде всего появиться вражеские танки.
Правее стал в засаду танк гвардии лей-
тенанта Гришаева, Он держал под юобстре-
лом овраг, выходивший к реке.

Нрошло некоторое время. Наблюдатель

мецких машин. Они подошли к реке и ос-

тановились. Из головной машины выскочил

гитлеровец. Он хотел осмотреть перепра-
ву. В этот момент последовал выстрел из
орудия танка младшего лейтенанта Тихо-
Снаряд угодил в башню «тигра»,
Затем была поражена вторая вражеская
машина. eof

Третий немецкий танк стоял в лощине.
Советским танкистам были видны только
верх башни и аередняя часть правой гусе-
ницы. Тихонов приказал открыть огонь по
гусенице вражеской машины. Точным вы-
стрелом был поражен третий неприятель-
ский танк.

Две уцелевшие машины круто поверну-
ли в овраг, ища там спасения. Но здесь

они попали под огонь танка гвардии лей-

тенанта Гришаева. Еще один «тигр» был
выведен из строя,

Вражеская контратака сорвалась.

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 7 сен-
тября. (По телеграфу от наш. корр.). Без-
облачное утро над линией фронта. Тишину
ожили закрытые
туманной дымкой опушки окрестных лесов
и рощ. Прямо на наши позиции, где нахо-
дились орудия. батареи, которой командует

ков, 5 самоходных установок, бронетранс-

Взвод лейтенанта Орел первым принял

Враг засыпал металлом. позиции

к пушке встали лейтенант

новую ‘огневую позицию. К нему на по-.

_ ВСЕСЛАВЯНОКИЙ КОМИТЕТ

МАРШАЛУ НОС

вокомандующему Народно-Оевободительной
армии Югославии маршалу Hocuny Броз-
Тито поздравление в связи с награждени-
ем его Президиумом Верховного Совета
СССР орденом Суворова 1 степени за вы-
дающиеся успехи в деле управления вой-
сками и в проведении боевых операций
против общего врага Советского Союза и
Юйславии — гитлеровской Германии.

— Героическая борьба народов Юго-
славии нод Вашим руководством, — гово-
ритея в телеграмме, — войдет как слав-

ная страница в историю борьбы своболо-
любивых народов. Недалек день, когда
овеянные славой знамена Народно-0свобо-
дительной армии будут развеваться по
всей освобожденной Югославии.

— Залпы советских пушек сливаются
с залпами Ваших орудий и орудий союз-
ных армий США и Англии, Их мощное
эхо радостно слушают все порабощенные

Комсорг первого батальона 254 гвардей-
ского стрелкового полка имени Александра
Матросова гвардии лейтенант Михаил Жу-
равлев награжден орденом Красной Звез-
ды. Его комсомольская организация яв-
ляетея подлинным помощником коман-
дира в воспитании советских гвардейцев,
энергичным политическим вожаком моло-

хых бойцов.

Тлавным в ero работе является кро-
потливое, индивидуальное воспитание Mo-
лодых бойцов на гвардейских традициях.

В прошлом году в полк © новым попол-
нением прибыл  двадцатилетний рядовой
Михаил Прошев. Вместе < другими бойца-
ми он слушал беседу комсомольца Воробь-
ева о подвиге Матросова, закрывшего
своим телом вражескую амбразуру и тем
самым обеспечившего подразделению вы-
полнение боевой задачи. На него эта ин-
тересная беседа произвела особенно глубо-
кое впечатление. Он слушал бывалого
воина-комсомольна, не проронив ви зву-
ка, а когла тот закончил свой рассказ,
Прошев обратилея к командиру с просъ-
бой послать его в первую роту, в которой
по приказу Наркома Обороны в списки
зачислен Герой Советского Союза Алек-
санлр Матросов.

Командир батальона гвардии капитан
Вомаров его просьбу удовлетворил, но при
этом дал строгий наказ:

— Служить в первой роте — большая
честь. Смотрите, не подкачайте.

С этого же дня тов. Журавлев поручил
комсомольну Александру Воробъеву помочь
молодому бойцу освоить трудное солдат-
ское ремесло, приблизить его к комсо-
мольской организации.

Дважды? раненый и трижды награжден-
ный, Александр Воробьев сумел быстро
подружиться и подчинить своему влиянию
новото товарища. Причем молодые бойцы
охотно шли к нему и с тлубоким уваже-
нием и доверием слушали ©гоФ` каждое
слово. Есть такие люди, которым и подчи-
няться приятно, а заслужить их похвалу
— значит самому возвыситься. № таким
людям относится Воробьев, который opr
стро ‘ознакомил Прошева ¢ внутренним
раюпорядком жизни батальона, © его 050-
бенностями и задачами.

— Наше дело, — товорил он ему, —
отлично воевать. Всё внимание, все силы
направляй на Yo, чтобы побить’ немпа.
Остальное от этого зависит...

Вскоре Прошеву пришлось участвовать
в бою. Для него этот бой был первым и
неудачным. Прошев хотел делать всё так
же, как и другие гвардейцы: спокойно
выбирать цели, точно прицёливаться и
бить наверняка. А главное — делать всё
уверенно, хладнокровно, как обычное дело.
Этого он желал, но не мог так действо-
вать. Какая-то неведомая сила прижала
его к земле, закрыла глаза, заставляла
вздрагивать от каждой  просвиетевшей
мимо пули. Прошев пытался вначале пре-
возмочь это противное состояние, но не
мог и покорно подчинилея страху, овла-
девшему им безраздельно.

Кончилея бой. Воробьев подошел Е
Пропеву и как бы без особого намерения
осмотрел его автомат. Диск автомата был
полный. Ирошев не слелал ни одного вы-
стрела. Комсомолец спросил:

— Ну, как, страшно было?

Ничуть.

— Bor x xopomo. Будем считать тебя
обстрелянным, — улыбнулся Bopobsen 2
пошел доложить комсоргу © разговоре ©
Прошевым.

Всеславянский Комитет направил Глав-

— ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ

НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ АРМИИ ЮГОСЛАВИИ

ИПУ БРОЗ-ТИТО

народы. Эти залпы несут человечеству
освобождение от гитлеровского ига. они
зовут на последний решительный, побело-
носный бой!

Посланы также приветствия Верховно-
му штабу Народно-Освободительной армии
Югославии и члену этого штаба генерал-
лейтенанту Миловану Джилас; в этих
приветствиях Вееславянский Комитет го-
рячо поздравляет генералов и офицеров
Народно-Освободительной армип Югославии
с высокой наградой. i

— Советское Правительство, — roBo-
рится в приветствии Всеславянекого К9=
митета, — награждая выдающихся коман-
лиров  Народно-Освободительной армии
Югославии, отметило их боевые заслути и
выразило этим актом горячую любовь ©0-
ветского народа к героическим народам -
Югославии, чьей борьбой и мужеством
тордитея весь мир.

(ТАСС).

В комсомольской организации
батальона

легко ошибиться, — предупредил комсорг
Журавлев и посоветовал Воробьеву  до-
биться, чтобы Нрошев сам призналея в
своем медостойном поведении в бою. Тогда
комсомолец предложил бойпу написать
домой письмо о том, как он участвовал в
первом бою. Прошев одно угновение поко-
лебалея, не зная, что ему делать, но п9-.
том вдруг решительно взял конверт и бу-
магу у Воробьева. Письма, конечно, он не
написал,

Но Воробьев не унимался. Вечером он
затеял беседу © первом бое, в котором он
сам участвовал:

— СОтрашновато было, не стрелял cHa-
чала, думал всё — хоть бы ие убили.

Беседа разгорелась, точно костер: сталя
вспоминать свое боевое крещение другие
бойцы, причем все говорили откровенно,
не стыдясь своих ошибок, давно  уетра-
ненных, и когда дошла очередь до Проше-
Ba, он взволнованно и растерянно при-
зналея во всем. И удивительное. дело: ни-
RTO ero не осудил. Наоборот, ето откро-
вениость Только укрепила о нем мнение,
как о честном человеке, сделавшем боль-
шую оплошность. А честность — родная
сестра храбрости.

Перед следующим боем Воробьев сказая
на холу, как бы ненароком:

— Прошев, ты не робей. Я около тебя
буду. Если что — надейся, номогу и вы-
ручу... ;

Прошев убил двух немцев и
сразу осмелел. Теперь он сам пришел в
Воробьеву и, вынув взятую Korga-To У
него бумагу и конверт, попросил помочь
ему описать родителям бой, в котором он
стал настоящим солдатом.

Спустя некоторое время Прошев всту-
пил в комсомол, стал ефрейтором, начая
писать заметки в «Боевой листок» и 90д-
нажды в бою заменил выбывшето из строя
командира отделения. Несколько часов
подряд он < небольшой труппой бойцов
удерживал отбитую у врага высоту, пока
не полоспела ему помощь. За проявленную
инициативу, отвагу. п умелое командова-
ние Прошеву присвоили звание «сержант»
и назначили командиром отделения.

Быстро начал расти, иужать сержавт
Прошев. А комсомольская организация ни
на один день не выпускала его из поля
своего зрения. Ето избрали членом ко\мео-
мольского бюро, и Журавлев стал давать
ему союзные поручения, читать, и раз’яс-
нять Устав ВКЛ(б), тотовить в партию.

Новый бой. Прошев ранен. Но верный
воинскому долгу, он оставался вместе CO
своими бойцами ло конца схватки © вра-
том. Ему даже и в голову не прилила
мысль покинуть поле боя, чтобы избежать
налета. Наоборот, он личных примером
показывал теперь, как надо вести себя в
бою, чтобы выполнить боевую задачу.

В следующем бою он уже командовал
взводом, а в кармане ето гимнастерки ле-
жала бережно обернутая в кусок клеенки,
чтобы не промокла в дождь, кандидатская
карточка. Отважно бился молодой комму-
вист. Комсомольская организация, дазлтая
ему рекомендацию для вступления в пар-
тию, не ошиблась в нем. Ето взвод отбнл
яростную контратаку’ значительно `превос-
ходивших сил, уничтожил 40 немцев.

3a боевые дела Прошев получил ордена
«Славы» и «Красной Звезды», ему при-
своено звание «младший лейтенант».

Так растут люди, когда их любовно
выращивает чуткий боевой коллектив.

Капитан Ф. БУБЕННОВ.

в тех Top

— Подожди делать выводы. В человеке   ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ПОЛЬЗуясь ночной темнотой, перемравилась
Через реку в трех километрах ог высоты
и бесшумно двинулась вдоль реки вверх
10 течению, К полуночи рота обошла вы-
COTY и по сигналу внезанно атаковала.

Завязалась рукопанная схватка, в резуль“,

Тате которой немцы были выбиты из. иер:
Boi и второй траншей. Когда наши бойцы

труппу с задачей отрезать немпам путь
отхода. Остальные силы роты продолжали
двигаться & высоте с Фронта, ведя бес-
прерывный огонь и не давая немцам вы-
совываться из траншей. По. сигналу
командира -поеле. короткого,‘ перерыва в
‘огне посаедний-был открыт еразу © трех
сторон. Немцы пришли в зачептательство,

Развелка в горах должна быть безукориз-
ненной. То же следует сказать и об управ-
лении боем. В целом — стремительный и
дерзкий маневр является основой успеш-
ных действий в горно-лесистой мест-

ности, `
Майор Б. МОНАСТЫРСКИЙ
‚ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

В РУМЫНИИ.
мецких военнопленных,

Наши войска движутся на запад, Навстречу им идут конвоируемые вз восток колонны не-

; =: Снимок нашего опен, Ypotoxopp. xanutana ©, Jlesuuna,