От трудящихся Ворошиловградской области

МОСКВА, НРЕМЛЬ

Председателю Государственного Комитета Обороны, Маршалу
Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Дорогой и любимый наш вождь!

Шахтеры, металлурги, машиностроите-
ли, железнодорожники, химики, работники
сельского хозяйства, BCH многомиллион-
ная армия партийных и непартийных
большевиков Донбасса, вместе со всей на-
тей великой страной, переживают вол-
нующие дни. Отальной поступью идут по-
бедолосные полки героической Красной
Армии. Они освобождают последние кило-
метры советской земли и, преследуя вра-
та по пятам, движутся вё8 дальше и даль-
ше на Запад. Их ведет непреодолимая во-
яя к победе, святая любовь к отчизне.
Их ведет мудрый сталинский гений. По-
крытые бессмертной славой, боевые зна-
мена Красной Армии уже Фаэвеваются у
древних стен Варшавы и усамых границ
Восточной Пруссии. СОмертельно раненый
зверь, истекая кровью и бешено отры-
заясь, уползает в свою разбойничью бер-
логу.

Мы, труженики тыла, отмечаем энаме-
нательную дату — годовщину 0св0бож-
дения нашего родного Донбасса от подлых
немецких захватчиков. Й — такова тра-
диция большевиков — мы  оглядываем
пройденный путь, чтобы еще стремитель-
нее двигаться вперед к новым трудовым
победам. Нас ведет неугасимая любовь к
Родине, неиссякаемая вера в торжество
правого дела. Нас ведет мудрый тений
великого Сталина.

И первое свое слово безграничной люб-
ви и преданности мы обращаем к Вам,
дорогой наш Иосиф Виссарионович.

С нами Сталин -—— шахтеры богаты,

Сталевары торды и сильны,

С нами Сталин — поют эстакадьь

С нами светлое счастье страны.

С нами Сталин. И с нами и в нас
0H,—

С ним в морозы г в грозы тепло.

Нал украинским, славным Донбассом

Наше ясное солнце взошло.

Край донецкий — край сказочных бо-
татетв. Под славными знаменами больше-
BUCTCKOH партии, под животворными лу-
чами сталинской заботы о Донбассе наша
область до войны расцвела, стала одной
из передовых областей Украины. Богато
и культурно жили трудящиеся. С песней
о Сталине начинали они свой трудовой
день. С песней о Сталине шля они домой
со смены. И не было на земле лучших
песен, не было любви торячей, чем лю-
‘бовь трудящихся кв <воему вождю, учи-
телю и другу.

Hama область до войны добывала в
сутки 110 тысяч тонн угля, вырабаты-
вала 2 миллиарда киловатт-часов элек-
трической энергии. Ежегодно Родина полу-
чала от нас 873 тысячи тони чугуна,
237 тысяч тонн стали, 208 тысяч тонн
проката, 19,5 тысяч тонн труб, много
машин, керамических изделий, стекла,
химических продуктов и т. п. Наши кок-
сохимические заводь: давали отечествен-
ной металлургии до 2 миллионов тонн
кокса в год. Донецкий содовый завод име-
ни Ленина давал стране ежегодно 400
тысяч тонн содовой продукции, что состав-
ляет больтую половину производства со-
ды в Советском Союзе. Нали красавец за-
тол имени Октябрьекой Революции — ко-
лыбель паровозостроения Украины — 0т-
правлял на железные дороги страны еже-
‚ толно по 440 мощных паровозов «ИС» и
«ФД», получивитих на всемирной выстав-
ке первую премию. Колхозные села наши
довели в 1940 толу валовую продукцию
yo 6.656 тысяч тонн зерна.

Трижды проклятые немецкие бандиты
прервали созидательный труд, опустошили
богатый край, обагрили невинной кровью
нашу донецкую землю, обратили в руины
и пепел заводь, шахты, наши села и го-
рида. Они угнали на каторгу в неметчину
72 тысячи юношей и девушек, которых
Советская власть любовно растила и ле-
леяла, перед которыми были широко от-
крыты двери в счастливую, светлую жизнь.

В беменой злобе фашисты замучили
свыше 19 тысяч лучших представителей
трулящихсея Донбасса. Немцы украли за-
волекое оборулование, вывезли хлеб, уг-
нали скот... Утерб, нанесенный немцами
паполному хозяйству области, составляет
17.409 миллионов рублей.

Мы никогда не забулем тысяч повешен-
ных, растрелянных, замученных в «душе-
тубках», сожженных, заживо брошенных
з шурфы шахт дорогих и близких нам
зюлей. Е мести зовут нас могилы молодо-
тварлейцев Краснодона, шахтеров  Крас-
ного Луча и Лисичанска, Кадиевки и Ал-
чевска, мирных граждан, стариков, мате-
рей и детей Ворошиловграда, зверски за-
мученных у противотанкового рва строй
Могилы,

Фашистские мерзавпы хотели поставить
Ba колени свободолюбивый народ. Ho не
покорились гордые советские люди  про-
клятому немцу.

Ни грабежи, ни издевательства, ни рас-

стрелы не запугали шахтеров. В глубо-
ком подполье Краснодона родилась «Моло-
дая гвардия». Вся страна знает о подви-
гах славных молодогвардейцев Олега Ro-
шевого, Сергея Тюленина, Ульяны Громо-
вой, Ивана Земнухова, Любы Шевцовой.

Поднялиеь народные метители-партиза-
ны. Покатились под откос немецкие
поезда. Земля полыхала под ногами овку-
пантов. Тот из шахтеров, кто был вы-
нужден итти в забой; рубал по пословице:
«Раз — в глей, раз — в кочку, а в уго-
лек — ни разочку». Немцы были в Дон-
бассе, но не имели донецкого угля. Воро-
шиловгралны беспощадно метили ненави-
стному врагу, срывали его преступные
планы, его «новый порядок».

День 8-го сентября 1943 года вошел в
сердца тружеников Донбасса, как самый
светлый день их жизни. Наша спаситель-
ница Брасная Армия, ведомая Вами, до-
рогой наш Иосиф  Виссарионович,. вы-
швырнула с донецкой земли поганую фа-
шистекую мразь, железной метлой вымела
ве из нашего родного края. 3% освобожде-
ние нашей родной земли и людей наших
от немецких оккупантов мы выражаем
горячую благодарность Вам, родной наш
отец. Мы гордимся тем, что_в рядах осво-
бодителей были и ворошилевградцы:  ге-
нерал армии Еременко, дважды Герой Co-
ветского Союза Александр Молодчий, Герои
Советского Союза Остапенко, Онуфриенко,
Сливка и много других доблестных воинов,
чья грудь украшена медалью «Золотая
Звезда».

Летопись Отечественной войны сохранит
много примеров героизма и тружеников
тыла.

Еше гремели вокруг  кровопролитные
бои, свирепый враг еще обрушивал сна-
ряды и бомбы на города и сёла, а шахте-
ры и металлурги, химики и машинострои-
тели, железнодорожники и энергетики,
колхозники и рабочие МТС уже принялись
за возрождение родного края. Горняки
шахты «Еременная» добывали уголь под
непрерывным артиллерийским и миномет-
ным огнем противника. Шахтеры упорно
крушили пласты, выбрасывали на-гора
уголь, который тут же забирали в своя
топки наши бронированные поезда. Ma-
пинист Николай Дорофеевич. Литвинов
водил эшелоны ©квозь ливень пуль, под
непрерывными бомбежками. В наиболее
опасных местах он одевал паровоз в
броню, стремительно проходил перегон и
всегда во-время доставлял грузы на фронт.
Колхозники убирали хлеб, невзирая на
свист вражьих пуль. Снопы они сносили
в лощины и там  складывали в копны.
Иначе зажигательный снаряд немца мог
погубить плоды самоотверженного труда.

Ни днем, ни ночью He прекращается
восстановление народного хозяйства. Йз
руин и пепла встает  богатырь-Донбасс,
прекрасный, как прежде. Миллионы тру-
дящихся поклялись стереть следы фати-
стекого нашествия, сделать нашу область
еще богаче, нежели она была до войны.
Слово наше — крепкое елово. В дни на-
пряженной <озидательной работы Вороши-
ловградекая область зылвинула имена
героев труда, беззаветных патриотов  Ро-
дины: Ивана Панашатенко, Луки Голоко-
лосова, Николая Головлева, Григория
Сурулина, Нины Воронковой, Бориса Бе-
ликова и многих других елавных сынов
Донбасса. Люди эти за два-три месяца
выполняют годовую норму. Своим приме-
ром они воодушевляют других, зажигают в
сердцах неугасимов пламя творческих дер-
заний. Пелые бригады, цехи, участки,
предприятия показывают образцы больше-
вистской помощи фронту. Из месяпа 8
месяц они перевытюлняют производетвен-
ные задания, дают стране сотни и тыся-
чи тонн еверхплановой продукции в Ста-
линский фонд побехы.

Исключительно трудная, сложная обстз-
новка восстановления разрушенного  хо-
зяйства в условиях военного времени тре-

dyer большой изобретательности, ини-
пиативы. Не зря у нас товорится: «Не
красна голова прической, а красна

сметкой шахтерской». Много сделали пред-
ставители нашей интеллигенции. Веоб-
щим уважением пользуются имена инже-
неров-строителей товарищей  Шатилова,
Белинского, Иванова; врачей — Сквор-
цова, Агищева; учителей — Кюлот, Би-
рюковой и многих других подлинных пат-
риотов Родины,

Не отстают от рабочих колхозники и
колхозницы, проявляющие непревзойден-
ные образцы трудовом героизма. Среди
них особенно популярны Федор Ocerpos,
Тимофей Могильный, Ольга Ромашко, де-
лом доказавшие свою горячую любовь в
матери-Родине.

Bes nama необ’ятная страна помогает
восстанавливать «Всесоюзную кочегарку».
Ежедневно в Ворошиловград прибывают
эшелоны © надписью на вагонах «Москва
—Лонбассу», «Урал—Донбассу» ит. к.

‚ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Заводы Ленинграда и Свердловска шлют  чения. Эмалированную посуду завода им.
Артема. снова можно встретить не только
на Украине, но и. в. горном ауле Ёавказа,
в кибитке киргиза и в квартире  ураль-
ского рабочего. Свою продукцию
лают 36 заводов, вырабатывающих строй-
тельные материалы. Отетроен мощный за-
вод высокопрочного гинеа.

машины. Башкирский народ прислал эше-
лоны оборудования. Центральные области
нашей республики по инициативе руково-
дителя большевиков Украины Никиты’
Сергеевича Хрущева позаботились © кад-
pax, о будущих шахтерах, Полтавская,
Запорожская, Харьковская, Каменец-По-
дольская, Сумская и другие области при-
елали свыше 47 тысяч рабочих, ;

Трудящиеся Ворошиловградской области
безгранично благодарны великому русскому
народу и всем народам многонационально-
го Советского Союза за огромную помощь,
которую они оказывают в деле восстанов-
ления Донбасса.

Велик трудовой под’ем в быстро возрож-
дающемся к жизни Донбассе:

Как звезды, вновь горят огни

Шуерграса.
Бегут вагоны с нашим угольком.
Вернулся в цех опять луганский

слесарь.
Металл Алчевска сводит счет
с вратом...
Донбассе, Донбасс, любимый край
родимый,

Ераса и гордость русских горняков,

Как богатырь, трудом неутомимым

Ты славишь Родину, народ,

большевиков.

Годовщину исторического постановления
Совнаркома СССР и ЦЕ ВЕП(б) «0 неот-
ложных мерах по восстановлению хозяй-
ства в районах, освобожденных от немеп-
кой оккупации», трудящиеся области
встретили немалыми успехами. Пущены
35 основных шахт. Для них заново по-
строены 722 копра. Возведены 35 над-
шахтных и 54 машинных здания. Дей-
ствует несколько сот мелких шахт. (9 дня
освобождения Донбасса горняки области
дали стране до 6 миллионов тонн угля.
Из них свыше 100 тысяч тонн добыто
сверх плана,

Быстрыми темпами идет механизация
подземных работ. Уже сейчас на шахтах
комбината «Ворошиловтрадуголь» работа-
ют 136 врубовых машин, 390 лебедок,

ий других механизмов. Усиливается откач-
ка воды из затопленных немпами шахт.
На родине стахановского движения, в го-
роде Ирмино, вошла в строй мощная уг-
леобогатительная фабрика. В этом году
булут сданы в эксплоатапию еще 10 круп-
ных угольных предприятий. 1

Энергетики восстановили первую 096=
редь разрушенных электростанций и выео-
ковольтных линий передач. Турбогенерато-
ры наших станций вырабатывают уже до
800 тыгяч киловатт-часов в сутки,

Металлурги пустили 4  мартеновеких
печи. Сталевары Алчевска и Ворошилов»
града выплавили до 7 тысяч тонн стали.
Уже поставлена на сушку доменная печь
Вороптиловского и готовится к сдаче дом-
на Алмазнянского  заволов. Прокатчики
завода имени Октябрьской Революции на-
чали прокатку листового железа. +

Восстановленные коксохимиками  бата-
реи дают металлургическим предприятиям
десятки тысяч тонн кокса.

Машиностроители возрождают  завол
имени Октябрьской Революции. Уже дей-
ствует ряд цехов, обрабатывающих дета-
ли для паровозов. Близок день, когда из.
ворот этого гиганта выймт Ha линию
новые мощные локомотивы, :

Значительных успехов добился коллек-
тив Северо-Донецкой железной дороги в.
восстановлении своего хозяйства. За вре-
мя после освобождения дороги восстанов-.
лено 2061 километр главных путей, 865
кллометров станционных путей, 217 пу-
тевых будок, 184 путевых казарм и по-
луказарм, 420 мостов.

На дороге по инициативе старшего ма-
пиниста паровоза. Иванова возникло дви-
жение за вождение тяжеловесных поездов
на повышенной скорости. Массовое вожле-
ние тяжеловееных поездов на повышенной
скорости только за июль и август месяцы
дало возможность перевезти свепх весовой
нормы 218.865 тонн груза. По почину
весовщика Вяловой началась борьба за
использование полной. загрузки платформ
углем. Железнолорожникн Ворошиловград-
ской области из месяна в месяп увеличи-
вают погрузку угля. За 7 месяцев 1944
года погружено 3900 тысяч тонн. Шлу-
катур Ивашенко довел производительность
труда до 2000 пропентов и обучил своему
опыту многих строителей.

Завод имени Пархоменко снабжает
угольную промышленность горным ofopy-
дованием. На полную довоенную мощность
пущены заводы имени Якубовекого и
имени Рудь. Восетановлены заводы имени
Буденного, , «Двадцать лет Октября» и
многие другие предприятия союзного зна-

Обсуждено и единодушно принято на собраниях рабочих шахт,

служащих учреждений, советской интеллиген-
ции, студентов высших учебных

’ Письмо подписали 617.138 человек.

предприятий, колхозников,

ПО. СОВЕТСКОЙ. СТРАНЕ.

100 COBXO30B УКРАИНЫ ДОСРОЧНО
ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН ХЛЕБОСДАЧИ
ГОСУДАРСТВУ

ОЗИМЫЙ СЕВ В АРМЕНИИ

ЕРЕВАН, 11 сентября. (ТАСС). На полях
15 районов Армении идет озимый сев. За-

КИЕВ, 1! сентября. (ТАСС). Более 100 сеяно на 3,5 тысячи гектаров больше, чем

совхозов Украины досрочно
государственные планы хлебосдачи.
возка зерна сверх плана продолжается.

Впереди идут совхозы Запорожской об-
ласти. Многие из них дали значительное
количество хлеба сверх плана. Совхоз име-
выполнил два годовых
задания, совхозы «Надежда республики» и
«Вербовое» — полтора задания и т. д На
180 процентов выполнил план хлебосдачи

ни Петровского

совхоз «Роскошный», Одесской области.
>

ПЕРВАЯ ТЫСЯЧА ЦЕНТНЕРОВ
САХАРА ИЗ СВЕКЛЫ НОВОГО
УРОЖАЯ

ступил к переработке свеклы.
первая 1000 центнеров сахара.

выполнили
Вы-

Выпущена
Колхозы Преподавание

к этому времени в прошлом году.
>

ПРИМОРСКАЯ MAXOPKA

ВОРОШИЛОВ-УССУРИЙСКИЙ, 11 сен-
тября. (ТАСС). Новая махорочная фабрика
в Ворошилове-Уссурийском выпустила пер-
вые тонны’ продукции. Фабрика получает

махорочное сырье от колхозов Приморья,

которые за два года успешно освоили
эту новую для них культуру.

>

НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

БАКУ,

естественным И

в них будет вестись

подвозят сырье в течение круглых суток. азербайджанском и армянском языках.

а 11 сентября. (ТАСС). В Азер-
ТАЛДЫ-КУВГАН, 11 сентября. (ТАСС).  байджане создаются новые высшие учеб-
Крупнейний в Казахстане Талдыкурган- ные заведения. В Степанакерте и Агдаме
ский сахарный завод имени Кирова при- ОТКрыты учительские институты с факуль-
тетами языка и литературы, историческим,

физико-математическим.
на

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
СТАРИНЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ

СТАЛИНАБАД, М сентября. (ТАСС);
Управление по делам архитектуры при
Совнаркоме Таджикской ССР приступило
к болышим работам по реставрации памят-
виков старины Таджикистана. Свыше 10
наиболее ценных архитектурных памятни-
ков уже восстановлено. Среди них —
древняя Медрессе в Гиссаре, насчитываю-
щая около 1.000 лет. Недалеко от Сталин-
абада идет реставрация мавзолея древней-
шего мусульманского ученого Хулб Бай:
кара. Около старинного города Пенджи-
кента закончились подготовительные рабо-
ты к реставрации интереснейшего. памят-
пика первой половины ХГУ века — мавзо-
лея ученого Мухамеда Башаро. В мавзолее
сохранились два мозаичных надгробия,
орнаментика которых представляет боль-
шую художественную ценность.

В реставрации памятников старины при-

нимают участие народные мастеры и луч-
шие архитекторы республики.

уже дают Родине ежесуточно 230 тонн
соды, химики Рубежной, стекольщики Ди-
сичанска,
предприятий легкой и местной промыш-
ленности отправили фронту продукции на
46,8 миллиона рублей.

артиллерийских обстрелов, вновь обрета-

и яслей. Детям фронтовиков,
боях за Родину, созданы все условия для
того, чтобы они никогда не чувствовали
себя сиротами.

быта трудящихся,
шахт,
25 тысяч домов и общежитий, до 700
у столовых, свыше тысячи бань и т. д.
много конвейерных приводов, электроеверл  .
год восстановлено 996 колхозов и 112
совхозов. Они добились в текущем году
хорошего урожая, что позволит обеспечить
хлебом население наших сел,
‘промышленных поселков. Много хлеба бу-
дет передано для нужд Врасной Армии.
Небывалый урожай
удовлетворит потребность трудящихся 0об-
ласти,

чтожили скот. Есть сёла, где они не оста-
вили ни одной лошади, ни одной коровы,   о
ни одной овцы. С помощью государства   ие
колхозы лобилиеь огромного прироста по-
головья. План развития животноводства
перевыполнен. За
рогатого скота увеличилось на
головы, свиней — на 13.050, птицы —
на 354.700: штук.

ния промышленности и сельского хозяй-
ства Донбасса оказывают женщины и на-
ша советская молодежь. Своими трудовы-
ии подвигами
мощь и славу родного края.

и Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, учи-
те никогда не успокаиваться на jocTur-

Этого требует Родина, фронт.

силами беремся за дальнейшее восстанов-

то возрождения родното Донбасса. Этому

род. Нас ведет мудрая партия большеви-

12 сентя

Бой баталь

Местность восточнее Риги изобилует
густыми лесами, которые чередуются с
болотистыми участками. Это создает мно-
го трудностей для действий наших войск.
Вместе < тем такая местность предостав-
ляет возможность маневрирования, обхода
опорных пунктов противника, находящих-
ся, как правило, У мостов, на развилках
и перекрестках дорог. На примере бое-
вых действий батальона капитана Амели-
на можно проследить, каких результатов
достигают наступающие, если правильно
учитываются все свойства лесието-боло-
тистой местности.

Отступая по Шоссе, идущему на. Ригу,
противник закрепился в Берзауне. Здесь
перекрещиваютея семь дорог, что, видимо,
служило главной причиной упорного co-
противления противника. Он создал тут
развитую в глубину систему опорных
пунктов. Каждый из них располагался
на господствующей высоте. В промежут-
ках между опорными пунктами немцы

стране

. Рабочие содового завода имени Ленина

Попасной, трудящиеся 265

Города, пострадавшие от бомбежек и

павших в
ного опорного пункта к другому. В данном

случае подступы ко всему узлу сопротив-
ления были открытыми и защищались за-
слонами. Кроме того все подступы были
заранее пристреляны немецкими  бата-
реями, в том числе и дальнобойными.

В западу от этого узла сопротивления
до. самого шоссе широкой полосой тянет-
ся густой лес е болотистыми участками.
Лес перерезан двумя большаками, кото-
рые интереса для нас ‘не представляли,
поскольку они не выходят на основную
магистраль.

Командование
тальную атаку,

По-сталински заботясь 06 улучшений
коллективы заводов,
колхозов И COBX030B восстановили

Возрождается сельское хозяйство. За

городов и решило произвести фрон-

сочетав е с атакой с
тыла, для чего требовался глубокий об-
ходный маневр. Выполнить ето и надле-
жало батальону капитана Амелина. Про-
изведя командирекую разведку, капитан
наметил скрытые подступы к лесу и ори-
вентиры на пути маршрута. Это позволя-
точно выдержать заданное направле-

овошей полностью

Немецкие оккупанты хищническви уни-

я ры было уделено взаимо-
действию. Батальонвые путки следовали
год поголовье крупного   в боевых порядках пехоты, но ee
45.104   вающие батареи оставались на месте. Это
усложняло организацию артиллерийского
сопровождения. Отсюда понадобилось тща-
тельно продумать все детали  вззимодей-
отвия. Капитан Амелин вместе-е артил-
лерийским офицером установил сигналы
I открытия и прекращения огня на каждом
OHH возрождают былую   рубеже. Вроме того в боевых порядках

-   батальона находились

Огромную помощь в деле восстановле-

Проптедигий год был плодотворным то-

той и артиллерией. Большое

вправе. От нас ждут больше угля, боль- Г
ше кокса, больше металла для победы.  Какое время выйдет батальон на’ эти ру-
бежи, когда начнется атака, например,
артиллерийских позиций немцев, и соот-
ветственно этому открывали огонь,
Танки, действовавшие ¢ батальоном,
следовали своим маршрутом. Капитан вы-
ление промышленности и сельского хо-  ДеЛил специальных бойцов для постоянной
зяйства области. Клянемся Вам, товарищ! СВЯзи © танками и предупреждения по-
Сталин, ничем не пожалеть для полно- СТедних о расноложении противотанковых
средств противника. a
Взаимодействие внутри батальона было
налажено с неменьшей четкостью. Коман-
диры рот знали, какой и где именно при-
нимать боевой порядок, как вести борь-
бу с заслонами на поперечных дорогах в
лесу. Интересная деталь. По данным раз-
ведки на одной высоте у шосбее враг
создал сильный опорный пункт. Команди-
ры рот старший лейтенант Вершинин и

`Развертывая еще шире ‹оцизлиетиче-
ское соревнование, подымая еще выше
производительность: труда, мы © новыми

великому, почетному делу мы отдадим все
свои силы, уменье и опыт.
нами вся страна. С нами весь на-

кев и вдохновитель побед, ралость наша,
солнце наше — тот, о ком © любовью
ют шахтеры:

Во всем, что добыли мы в жарких боях,
Во всем, чем согреты родные края,
Горит негасимая мудрость твоя,

И воля твоя, и сила твоя,

Ты — партии слава. Ты Ленина брат.
Ты — гордое пламя гвардейских сердеп.
Ты — Родины самый бесстрашный

солдат,  Зировалась деятельность рациовализаторов
Донбасса родимого друг и отец. ‚  ий изобретателей интендантской службы
заводов,  КАК В действующей армии, так и в воен-

ных округах. Только за 8 месяцев тёку-
щего года поступило столько рационализа-
торских и изобретательских предложений,
сколько за 1942 и 1943 rr.
. Большую практическую ценность пред-
ставляют рационализаторские предложения,
внесенные инженер-майорами Саб ым,
ие 7 sip корр.). В боях за  Назаровым, Баркаловым. и ва
дение рибалтики прославились предложений дала возможность повысить

снайперы Н-ской части гвардии старший =
сержант Петренко, гвардии старшина Бу- М®ХаНизацию хлебопечения в полевых усло-

денков и сержант Хандогин. Действуя на виях. Рационализаторы 3-го Белорусского
флангах и стыках своих подразделений в фронта усовершенствовали сенопрессоваль-

наступательных боях, они прокладывают :

1 i ные устройства на. $ -
дуть <стрелкам, пулеметчикам, автоматчи- те т
кам. За последнее время гвардин старший <трунровали гвоздильный станок произво-

сержант, Степан Петренко уничтожил 12 дительностью ‘30 килограммов за смену;
вражеских <найлеров и 9 наблюдателей.  станок для разделки на подметки исполь-

Отважный снайпер награжден
Орденом   зованных автопок к; ст -
Красной Звезды и медалью «За отвагу». oe ee ee
товления подков и др.

Истребитель немецких пулеметчиков — `

так называют в части снайпера сержанта! На этом фронте широко используются
Хандогина. Во время последних боев он  местное сырье и отходы для производ-
из своей снайперской винтовки убил 12  ства обозно-вещевого имущества: твоздей,

немцев-пулеметчиков. За смелость и отва-
гу, проявленные при истреблении немец. КОТЕЛКОВ, кожаных стелек и т. д. Интере-

ких оккупантов, командование наградило   Сен метод восстановления кожаных дета-
Хандогина тремя орденами. лей седел, пробитых осколками снарядов.
Несколько сот немцев уничтожил  за  Пользуясь этим методом, разработанным
время войны снайпер гвардии старшина старшим лейтенантом интендантской служ-
Михаил  Буденков. 55 немцев убиты им в  бы Радзинским, восстанавливают такие
последних наступательных боях. Родина седла, которые. раныше признавались негод-
по заслугам отметила боевые успехи мет-  ными. :
кого стрелка, наградив его орденом Крас-  Успешно работают рационализаторы 1-го
ного Знамени и медалью «За отвагу». Прибалтийского фронта, которые широко

заведений Ворошиловградской области,

ИСКУСНЫЕ СНАЙПЕРЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 сёнтября.

артиллерийские
корректировщики с рациями. Они и яви-
дом. С гордостью мы отлядываемся назад  лись основным звеном связи между пехо-
и говорим: «Сделано много, но еще. боль-
пе дела впереди». Партия большевиков   имело также точное расписание движения
‘батальона, которое артиллеристы твердо
изучили. Были рубежи, е которых по
нугом. Время не ждет. Отставать мы не  Рации связаться не представлялось воз-
можным. Но артиллеристы точно знали, в

значение

бря 1944 г., вторник. № 217 (5897).
ПЕ —

она в лесу

лейтенант Чухарев имели заранее разра-
ботанный план его захвата,

Батальон двигался лесум, имея роты на

расстоянии зрительной связи одна от дру
гой по фронту и в глубину. Такой порядок
в условиях открытых флангов был
более приемлем, ибо позволял быстро 38-
нять круговую оборону в случае нападе-
ния противника.
бойцам прихолилось прорубать дорогу В
зарослях, прокладывать гати через боло-

наи-
местах

В нескольких

та. Однако это не снизило намеченной ра-
нее скорости движения. Банитан преду-

емотрелх эти трудности и выделил спепи-
альные группы бойцов для

сооружения
гатей, расчистки дорог, уничтожения за-

валов ит.д. Один большой завал, обойти

который не было возможности, бойцы ра-

зобрали так быстро, что продвижение ба-

тальона нисколько не задержалось. Часть

пехотинцев помогала батальонной  артил-

лерии, расчищала кустарники и вытаски-

вала орудия из трясины,
Капитан Амелин вылелил по одному от- `›
делению на охрану обоих флангов. Впере-

ют KY. вид. Их восстанавливает es _ ди с разведывательными целями шло
  всё население области. Ворошиловград — = wy 0   [лучшее отделение батальона сержанта.
родина славных большевиков Ворошилова = МЕЛ „ ® Теплова. Это отделение выбирало удоб»
и Пархомбнко — будет еще лучше, еще “HA Al =   вый путь, воответственно его обозначая,
блатоустроеннее, чем бым до войны. 4 ba S= a  ш выясняло, есть ли впереди немецкие
Область успешно возрождает культуру,    \ ky ete ae “>  заслоны. У первого большака бойцы на-
восстанавливает  разграбленные — музеи, & / == ence TOIKHYIHCh Ha Ipyuy HeMileB, BHAEMO ero
клубы и библиотеки, Возвращены к жиз- $} ое охранявших. Отделение Теплова с по-
ни 36 клубов и дворцов культуры, 470 73 ее мощью другого отделения уничтожило
сельских клубов, 5 театров, до 100 ки- PN ues # I эту грушшу, предотвратив напрасное раз-
нотеатров. г (К 39°. 500 вертывание всего батальона и вызов ар-
В действующих ныне 1017 школах об- У $ Age 8 33) тиллерийского огня. Благодаря тщатель-
ласти обучаются 190 тысяч летей. Вновь <.  eas ной разведке батальон быстро пересек
открытые 4 высших учебных заведения и    СА  дорогу.
техникумы тотовят тысячи учителей, аг- aoinaat — ры oe По второму большаку двигались немец-
рономов, врачей, металлургов, химиков, i кие колонны. На подступах в нему, Kak
строителей. В 21 ремесленном училище в 3 LLY ae  Е установила разведка, противник создал
50 школах 30 обучается 18.538 юношей   БЕРЗАУНЕ i оборону. Атажовать здесь стоило бы ae
‚и левушек. ® Ls MS ших трудов, так как местность на олиз-
  Дети — нала радость, walla надежла. ких подступах Kk Wocce была открытой и
0 них заботится весь народ. В нашей об- © находилась под воздействием фланкирую-
ласти заново создана широкая сеть дет- щего огня пулеметов. Несколько в стороне
; вырыли стрелковые окопы. Самоходные
ских домов и приемников, детских салов стка отделение сержанта
. = oe aie орудия «фердиканд» курсировали от од- я ae р

Теплова обнаружило ров, идущий из ле-
са к дороте. В нем и расположился 6a-
тальон перед атакой. Огня артиллерии
капитан вызывать не стал, потому что
батальон подошел почти вплотную к про-
тивнику. Атака производилась при пох-
держке пехотного оружия. Были введены
в действие все пулеметы, автоматы и
винтовки, а впоследствии —— транаты. Из
винтовок и ручных пулеметов бойцы
стреляли с хода. Не задерживаясь в око-
пах, бойцы врезались в проходившую по
дороге немецкую колонну и, рассеяв ее,

одержана без потерь.

Почти одновременно на большак вышли
и наши танки. Вместе е ними пехотинцы
пошли дальше в Шоссе, по проселочным
дорогам. Для противника обходный манезр
батальона Амелина стал теперь очевих-
ным, и он открыл орудийный огонь. Ка-
питан в свою очередь вызвал огонь под-

подавляла немецкие орудия. Укрепленную
высоту, прикрывавшую выход на 10ссе,
атаковали < хода, причем точно по нз-
меченному времени. К моменту атаки на-
ша артиллерия прекратила огонь. ПЦоеле
короткого, но ожесточенного боя высота
была захвачена. Таков результат четкой

батальона.

Значение этого боя было весьма боль-
шим. В данном районе немпы имели бата-
реи средних и крупных калибров, часть
которых бросили на месте. Например, ба-
тарею дальнобойных орудий они оставили
У самого большака. Вскоре атаковали
наши основные силы, наступавшие 6
фронта. Они воспользовались ослаблением
артиллерийского огня противника и захва-
тили весь узел сопротивления. Путь на
шоссе был расчищен. Шо нему. устреми-
лись наши подвижные группы, которые
вскоре соединились с ‘батальоном Амели-
на, з затем вышли в железной дороге и
овладели важной станцией. На этом этапе
боя, т. е. в преследовании врага, баталь-
он Амелина следовал с танкистами, ука-
зывая им цели, особенно на флангах.

Смелые действия батальона могут слу
жить образцом гибкого маневра в усло
виях лесистой местности. Тщательная раз
умелое использование пехотного
оружия, хоропю налаженное вззимодей-
ствие и, наконец, способность бойюв
преодолевать естественные препятетвия—
Beé это обеспечило батальону успех.

Майор Н. ЗАЦЕПИН.
2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ.

РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
ИНТЕНДАНТСКОЙ СЛУЖБЫ

За последнее ‘время значительно активи-  используют утилБ, отходы и местное сырье,

Из местных материалов здесь изготовили

свыше тысячи разных повозок, 630 кухонь-.

термосов, более 6.000 саней, около 18 ты-

‹сяч килограммов дегтя, 52 тонны хозяйст- -

венных веревок, 2 тысячи походных сто-
лов, почти 8 тысяч складных стульев
и др. имущество. Из утиля н отходов из-
готовляются рукавицы, ведра, керосиновые
лампы, ложки и т. д. Только за 1943 год
и первый квартал 1944 года благодаря  ис-
пользованию местных ресурсов части и
соединения фронта сэкономили более 32
миллионов рублей.

Рационализаторы и изобретатели интен-
дантской службы разработали ряд новых
конструкций. Так, изготовлена и с успехом
применяется в полевых условиях перенос-
ная хлебопекарная лечь; производительно-
стью до 200 килограммов в сутки. „Эта
печь особенно удобна для тех подразделе-
ний, которые находятся на значительном
расстоянии от своих продовольственных
баз. Изготовлена также двухкотельная, так
называемая «офицерская» кухня. Она рас-
считана на 10—15 человек. Особенно удоб-

на эта кухня для работников штабов и от*
дельных подразделений. Походный офицер-
ский туалетно-столовый прибор, предло-
женный инженер-полковником Даниловым,
состоит из 30 предметов: ножа, вилки, та-
релки, сахарницы, полотенца, бритвенного
прибора’ мыльницы и т. д. Прибор вме
шается в небольшом чемодане. Сейчас
приступлено к изготовлению большюй лар-
тии ‘таких походных  туалетно-столовых
приборов.

захватили первых пленных. Победа была.

держивающих батарей. Пока бойны дви-.
тались к ‘нюссе, наша. артиллерия обра-,
батывала тлубинные опорные пункты и

согласованности огня артиллерии ¢ атакой ^