Если употребляется постоянно один и тот же сорт пластинок, то отмечать его нет надобности - отмечаются лишь другие, необычные сорта. Светофильтр непременно отмечает
ся, если он употребляется. При отметке диаф
рагмы нужно помнить, что употребление добавочной линзы изменяет светосилу и значение диафрагмы.
Месяц (и даже дни) обычно отмечается в самом фотодневнике еще до выхода на съемку. Отметка часа очень важна лишь в вечерние и утренние часы, когда каждый чае удваивает силу света. В дневных часах нет особой разницы в колебаниях на 2 - 3 часа.
Состояние неба лучше всего отмечать буквами: С (солнце), О (облачно), Т (темно, пасмурно) - можно ввести еще сюда знаки во
склицательные: самая светлая погода С! - безоблачно, солнце; О! - облачно, но почти что солнце; Т! - пасмурно - и скобки (знак тем
ноты): (С) - солнце сквозь облака; (О) - очень облачно; (Т) - очень пасмурно.
Запись скорости играет роль не только в определении экспозиции, но и для определе
ния наименьших скоростей, с которыми можно схватить ту или иную быстроту движения данным затвором.
Отметка дистанции не очень важна для определения ошибок, так как из снимка видно, располагается ли место наибольшей резкости ближе или дальше главного сюжета съемки.
Но при научных снимках в масштабе записывать дистанцию необходимо даже при на
водке на фокус. Так, например, снимаются «антропометрические» портреты (1/6 - 1/10 натур. величины).
Съемки со смещением объективной доски с наклоном и т. д. бывают не особенно часто и записи этих условий менее важны.
Однако надо помнить, что на характер негатива влияет состав проявителя, что иногда негатив усиливается или ослабляется. Эти дан
ные тоже надо записывать, особенно если фо
тограф работает несколькими проявителями и часто прибегает к исправлениям негатива, осо
бенно к ослаблению (усиление негатива легче отличить по внешнему виду).
На самом негативе должен выцарапываться всегда порядковый номер снимка и тогда, че
рез десятки лет, его будет найти так же легко, как и сейчас же после съемки.
ЗАПИСЬ СЮЖЕТА
Сюжет нужно записывать, во-первых, для того, чтобы легче найти снимок и не перепутать - к какому негативу относится. Во-вторых (и это главное!), запись сюжета дает сним
ку научное и общественное значение. Память легко изменяет и ценны лишь те снимки, со
держание которых записано немедленно после съемки. Эта запись не должна носить «художественного» характера и названий темы, для ко
торой пойдет снимок. Все это будет изложено после обработки снимка. Сухие детали - место, село, фамилия, характеристика?.. ход, машина, название процесса?.. дерево, место, местное название, направление (по компасу), празднество, какое, когда, где?.. что говорят в это
время?.. Так, пять - десять слов пополняют снимок большим содержанием... Пройдут годы, и то, что сейчас кажется ненужным - окажется драгоценным.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Предположим, что у фотографа за год накопилось несколько сот снимков, из них много неудачных и он хочет установить причину
своих ошибок. Например, ошибок экспозиции - недодержек и передержек.
Нужно сделать следующее:
1. Сосчитать все снимки, сделанные утром, днем и вечером отдельно, и проверить - сколько из них недодержек, передержек и нормаль
ных. Не окажется ли такой картины, что днем больше передержек, а утром - недодержек? Или наоборот? И тогда нужно будет помнить это в будущем нужно будет знать, что утром глаза одного фотографа переоценивают свет, а днем недооценивают.
2. Дальше - сосчитать передержки и недодержки по каждому сюжету отдельно (виды, лес, портреты и т. д.) и сделать такие же выводы.
3. Затем сосчитать все снимки при солнце, при облачной погоде и т. д. таким же способом.
Так же точно можно вычислить процент своих ошибок по определению дистанции на глаз, а также действие различных проявителей и свойства пластинок. Но надо помнить, что лишь на многих снимках можно делать такую статистическую самопроверку. Поэтому запись должна делаться не на пару дней, а хотя бы на несколько месяцев.
Чтобы еще легче провести «статистическийпринцип, следует отметки о недодержках и пе
редержках делать цифрами; величина цифры
определяет величину недодержки - дробь или цифра с минусом - или передержки. Суммируя их разными способами, можно вывести «среднюю ошибку» в данное время дня, при данном сюжете для данного фотографа.
Ниже прилагается одна из форм записи условий съемки и проявления. Каждый фотолюби
тель может изменить ее сообразно условий своей работы.
Образец журнала для записей