С. Слинченко (Одесса)
Винт и плашка Снято при полуваттных лампах „ Тессаром”. Диафр. ф 4,5. Экспоз. 1 сек.
За последние два-три года многие фотолюбители приобрели себе аппараты Фохтлендера. Иные из этик аппаратов снабжены анастигматами Гелиар, на других установ
лены анастигматы Скопар. И те и другие имеют относительное отверстие Ф/4,5.
В первое время существовало недоверчивое отношение к Скопару как к более дешевому и менее сложному объективу. Предполагалось, что этот объектив окажется менее совер
шенным и даваемые им изображения будут вообще хуже, чем таковые Гелиара.
Сейчас такое мнение оставлено. Нам даже приходилось слышать от любителей, на долю которых выпали аппараты со Скопаром, что они очень им довольны. Сравнение же сним
ков, сделанных Скопаром и Гелиаром, показа
ло, что они ничем не отличаются друг от друга, что привело вдумчивых фотолюбителей
к недоуменному вопросу:, чем же, в конце концов, Гелиар лучше Скопара?
Рассеять это недоумение и является задачей настоящей заметки.
М. Домарадский
Гелиар, построенный по расчетам Гартинга, является типичным триплетом, у которого наружные линзы не простые, как у известной Кук-линзы (триплет Тайлора), а каж
дая склеена из двух. Такое значительное усложнение конструкции не создало, однако, объектива, значительно превосходящего Куклинзу в смысле резкости изображения; несколько лучшей оказалась хроматическая коррекция и чуть меньшими зоны сферической аберрации.
Гелиар (см. фиг. 1) был выпущен фирмой Фохтлендер в начале 1902 года. В конце того же года фирма Цейс выпустила Тессар (см. фиг. 2), построенный по расчетам Рудольфа (подробнее см. об этом в номере 3 «Советского фото» за тек. год). Первоначально светосила Тессара (Ф/6,3) была меньше, чем, у Гелиара, однако относительное отверстие вскоре было также доведено до Ф/4, 5. Тессар заметно превосходил Гелиар в смысле резкости в центре изображения и равномерности ее распределения по пластинке. Повидимому это об

ГЕЛИАР и СКОПАР