стоятельство заставило фирму Фохтлендера выпустить в следующем (1903 году) пяти
линзовый Динар (впоследствии Ф/5,5) (см. фиг. 3). Несмотря на более сложную конструкцию, поразительно, однако, напоминаю
щую Тессар как по форме линз, так и по их составу, Динар все таки несколько уступал Тессару Ф/6,3 и даже Ф/4,5.
Выше уже было сказано, что резкость изображения, даваемого Гелиаром, не достигала той высокой степени, которая свойственна Тессару Ф/4,5. В особенности эта разница ста
новилось очевидной при сравнении больших номеров того и другого объектива, начиная, примерно, с фокусного расстояния 30 см. Более «нежный» и «мягкий» (т. е., в конце концов, менее резкий) рисунок Гелиара в особенности пришелся по вкусу фотографампортретистам, предпочитавшим его более «сухому» (правильнее - более резкому, лучше исправленному) Тессару.
ные конструкции Гелиара и Динара, - однако, без особенного успеха.
Следует отметить особенно неудачную конструкцию Рихтера (в 1919 г.) - Авус - ана
стигмат, относительное отверстие которого удалось довести лишь до Ф/6, 8.
Этот «Тессар на изнанку» (см. фиг. 5) был вскоре оставлен. На замену ему был выпу
щен еще менее удачный четырехлинзовый несклееный, симметрический Радиар Ф/6,8, вскоре уступивший свое место более простому триплету Фойхтару Ф/6, 3.
Наконец фирма Фохтлендер перестала играть в прятки и решилась на шаг, который до
нее сделали многие фирмы,, - она начала копировать Тессар, назвав его Скопар.
Пятилинзовый Гелиар, как менее выгодный для фабриканта, все же приходится сбы
вать покупателю. Поэтому фирма Фохтлендер продает его со значительно более дорогими
Фиг. 1. Старый „Гелиар“
Фиг. 2. „Тессар“Фиг. 3. „Динар“
Повышенные требования в отношении резкости со стороны фотолюбителей, требующих возможности сильно увеличивать свои маленькие снимки, заставили фирму Фохтлендер переконструировать в 1921 году Гелиар по образцу (очень похожего на Тессар) Динара.
Новый Гелиар (см. фиг. 4), как и старый, состоит из 5 линз. Хотя его оптические каче
ства мало чем отличаются от Тессара, но вследствие дороговизны его фабрикации фирма начала производить различные упрощен
камерами (наир. Бергейль). Аппараты, в сущности лишь немногим уступающие этим дорогим моделям, снабжаются Скопарами, кото
рые в отдельную продажу, как объективы, не поступают.
Скопар является почти точной копией Тессара Цейса. Разница в радиусах кривизны линз, их толщине и расстояниях так незначи
тельна, что передать ее на чертеже малого масштаба невозможно, ввиду чего мы не даем схемы Скопара, а отсылаем читателя к фиг. 2.
Качеством изображения Скопар не уступает новому Гелиару и практически мало чем отличается от Тессара Цейса, - по крайней мере это не особенно заметно у малых номе
ров того и другого объектива, т. к. Скопар изготовляется с фокусным расстоянием не выше 16,5 см.
Таким образом при более простой конструкции и дешевизне Скопар отличается не менее высокими оптическими качествами, чем Гелиар, почему всегда имеет смысл приобретение Скопара.

СВЯЗИСТ, КРЕПИ СВЯЗЬ С ЖУРНАЛОМ.

ПИШИ О ДОСТИЖЕНИЯХ И ЗАТРУДНЕНИЯХ

СВОЕГО КРУЖКА.

ПОЛЬЗУЙСЯ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ РЕДАКЦИИ

Фиг. 4. Новый „Гелиар
Фиг. 5. „Авус
Анастигмат“