ЗОРУ ИТР А

13 сентября 1944 г., . №   ms
среда. Ne 218 (5898), КРАСНАЯ ЗВЕЗДА Se

вт рансильванских
льпах

(От специальных корреспондентов «Красной звезлы»)
Г Пилот набирает

высоту.

Почти
Фаясь Горных вершин,

ну. Вот на солнце блеснула река Олтул
По ее правому берегу

гому городу,
щие Трансильванские Альпы,
в руках немцев и венгров.

пыли, движутся наши автомашиньые.

Неприятель совсем не рассчитывал, что
советские войска так быстро займут эт

единственный на всем участке торный

прохох. Надо отметить, что путь сюла
проходит по резко пересеченной местно-
сти, через возвышенности, высота кото-
рых всё время увеличивается. Здесь. нуж-
но было продумать до мельчайших yera-
лей каждый километр продвижения, что-
бы всюду использовать выгоды местности
и облегчить войскам преодоление труд-
ностей, которые возникали на каждом
mary.

В последние дни события развергыва-
лись следующим образом. Часть сил лево-
го крыла напгих наступающих войск, до-
стиснув района, что западнее города Край-
ond, повернула строго на север по’ дороге
на Сибиу. Этот путь был не из легких.
Наши офицеры, участники перехода через
Трансильванские Альты, заявляют, что в
m боевой практике еще не встречались
подобные препятствия. Танки с трудом
брали возвышенности, ’ перенапрятая мо-
торы, Для пехоты каждый километр пути
тоже требовал большого напряжения. 0ео-
бенно серьезным был вопросе питания
войск, снабжения их боеприпасами. В
их условиях наши команлиры-танкисты
постепенно накапливали силы своих пол-
вижных частей. Тапки двигались от py-
(ежа к рубежу с таким расчетом, чтобы
можно было сосредоточить их в известном
месте и охним ударом опрокинуть врага.
Тактические ‘успехи, достигнутые в этих
бият, явились фундаментом оперативного
успеха.

Немцы, учитывая ограниченное число
дорог, попытались возлействовать © возду-
la на движение наших войск, а особенно
танков. Они усиленно начали бомбить уз-
кую дорогу, где двигались наши танковые
колонны, стараясь задержать их. (Однако
наши офицеры умеют предвидеть подоб-
ные события и готовиться к ним. Вместе
6 танками тли части зенитной артилле-
рии, которые отражали атаки противника
воздуха. Как только о появлении авиа-
ции сообщали переловые посты воздушного
наблюдения. дорога ощетинивалась жерла-
у! пушек. Немалую роль в отражении

вражеской авиации сыграли также наши о
зотчики-истребители, которые. непрерывно   МОИ, тропе немцев. не. оказалось. Развед-

поддерживали тесную связь с танкистами.   ЧИКИ скрытно ползли
огромным

Только в вечеру им удалось

Уже в тот момент, когда советские
танки вышли на северные склоны Тран-
сильванских Альп, немцы и вентры пред-
приняли ряд контратак с севера силами
пехоты и танков. Теперь выяснилось, что
они стремились упрелить выход наших
повижных соелинений к Сибиу и не дать
TM возможности развернуться для ударов
8 севепном и северо-запалном направле-
ниях. Румынские части провели здесь не-
CKOIBRO слерживающих боев, в pesyAb-
тате которых противник несколько замед-
лит свое продвижение на юг. Тем вре-
увнем наши танки, заняв Сибиу, стреми-
тельно двинулись к городу Альба-Июлия.
Теперь дальнейшее распространение нем-
ев и венгров на юг было предотвращено.

Оценивая оперативное значение выхода
HAMAX войск в этот район, нужно ука-
зать, что вся группировка противника,
находящаяся в Карпатах. поставлена пол
 розу флангового удара. Широкий маневр:
советских войск, продолженный за Тран-
сильванские Альпы, заставил немцев п
венгров бросить свои позиции на pare
участков. Фронтальное давление, сочетае-
108 © ударами по левому флангу карпат-
кой группировки, лишает ‘неприятеля
возможности перегруппировать свои вой-
ка. К тому же сложившаяся обстановка
не позволяет немпам и венграм соблюдать
‘акую-либо планомерность в снабжении

ПОСЛАНЦЫ  ДОНБАССА В ГОСТЯХ
У ФРОНТОВИКОВ

2 БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 12 сен-
тября. (По телеграфу от наш. корр.). Не-
давно най фронт прибыла делегация трудя-
щихся Донбасса. После приема в Военном
Совете донбассовцы выехали в части и
соединения, отличившиеся в последних
боях. Их рассказы об успехах трудящих-
ся Донецкого бассейна воодушевляют вои-
Нов Ha новые героические подвиги во имя
Родины. В свою очередь герои боев рас-
сказывают гостям о славных победах, одер-
жанных войсками фронта летом этого года.

Боевой путь многих частей и соедине-
Пий — это путь доблести и славы. Прой-
ля по дорогам наступления до 700 кило-
метров, они вызволили из немецко-фаши-

ка-

мы летим строго  районе
ва северо-запад по направлению к городу

Сибиу. Боковой ветер подбрасывает маши-

тянутся Шоссейная
и железная дороги. Они ведут прямо к
куда лежит наш путь. Co-
всем недавно эти две дороги, пёресекаю-
находились   рог была серьезно нарушена. То на одном,
Теперь они
принадлежат нашим войскам. Мы видим с
самолета, как по шоссе, поднимая клубы

Южнее и юго-западнее Ломжи

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября.
(Па телеграфу от наш. норр.). Паши вой-
ска, действующие на участке фронта юж-
нее и юго-западлнее города Ломжа, про-
должают продвигаться вперед, преодоле
своих войск. Неприятель имел в этом   вая упорное. сопротивление противника.
три дороги. Первая — Сибиу.   За последние два дня занято несколько
Медиаш, Меркуря-Чиукулуй: вторая —  десятков васеленных Пунктов.

Сибиу, Альба-Июлия, Турла. Клуж, Регин
в далее в Карпаты; третья — от Сибиу
через Блуж на север в Деж, где дорога
разветвляется: на восток в Карпаты а
ча северо-запад. В результате  лействий
наших подвижных частей работа этих до-

ротких листанций немецкие пулеметы вме-
сте с расчетами.

Нередко неприятель предпринимает
контратака. бросая в бэй довольно 3Ha-
чительные силы. Как правило, контрата-
кующая пехота усиливается танками
самоходными орудиями. М стрелковая
часть в результате упорного боя овладела
крунным населенным пунктом. Berope
немцы перешли в контратаку. Два танка
A несколько самоходных орудий вышли
из леса и стали стрелять по селу. Пол
прикрытиеи этого огня пошла было впе-
рел немепкая пехота. Артиллерийский
наблюдатель лейтенант Аркатов передал
данные на батарею, и вскоре наши ар-
тиллеристы обрупили на врага сильный
огонь. Контратака немпев провалилась.
Они потеряли до 200 солдат и офиперов
убитыми, один танк, четыре самоходных
орудия.

Порою немпы используют в оборони-
тельных боях так называемые штурмовые
танковые группы. В состав кажлой такой
группы входит до 10—15 танков и caMo-
ходных орудий, два-три взвола автомат:
чеков. Они обычно устраивают засады на
лесных опушках. чтобы открыть внезап-
вый огонь при подходе наптих подразделе-
НЕЙ. Метод борьбы с этими группами
следующий: наши части обнаруживают их
при помощи тщательной разведки, а за-

Бой попрежнему носят весьма  ожесто-
ченный характер. Противник имеет в этом
районе прочные оборонительные сооруже-
ния и, опираясь на них, старается во что
бы то ни стало задержать наши части
Отступая под ударами наптих войск, нем-
пы устраивают лесные завалы, минируют
дороги, опушки лесов и том. Отметим
кстати, что немцы прибег j
Когда мы прилетели в Сибну, На пен-  называемому Minar Gece
тральной улице этого провинциального   На тех участках, ‘где наиболее вероятно
румынского города стояла колонна плен-  продвижение наших войск, а особенно
ных немцев н венгров. Тут были немпы,   тавков. неприятель зарывает В землю
взятые в армию по последней тотальной   ящичные мины на глубину в 50 сантиме-
мобилизации. Тут были старые офицеры —   тров, а нал ними устанавливаются обыч-
мальяры, участники прошлой мировой   ные металлические мины. Наши саперы
войны, Все они выглядели растерянными,   быстро разгадали эту уловку немпев п
как и сотни других пленных,  ’захвачен-   обезвпеживают оба яруса мин. расчищая
ных нашими войсками в эти дни. путь пехоте. артиллерии. танкам.

Пленный немецкий капитан  Отто  Опасаясь обходных действий наших
Шлихтер, командовавший одной из под- подразделений в лесисто-болотистых. рай-
вижных групп и оборонявший позицию на   онах, противник усиливает фланги и еты-
южном берегу реки Мурешул, рассказал ки своих частей пулеметами. Он устанав-

то на другом участке коммуниканий -ста-
ли появляться советские войска.

следующее. Участок, который он оборо- ливает пулеметы на болотных кочках и Тем обходят, отрезают от основных сил
нял, предетавлял собой сильно укреплев-   обносит их проволочными заграждениями в  Неприятеля и уничтожают.
вый рубеж. По существу это был 29  несколько рядов. В одном месте немпы итоге напряженных боев ‹ советские

последних дней глубокий тыл. Ни сам   расположили на кочках несколько пуле-
Шлихтер, ни его подчиненные не прел-  метов, обложили их бронеплитами, замас-
полагали, что они окажутся так быстро   кироваля дерном и хворостом На DOMONE
на передовых позициях. Они готовились  нашим пехотинцам в их борьбе с этими
& долговременной обороне. Система огня   болотными огневыми точками пришли ми-
у них была построена по такому принмн- пометчики офицера Есина. Они вылвину-
пу, что подавить ее было нелегко. Ни ли минометы вперед и расстреляли © ко-
один проход, ни один подступ не оста-
вался без воздействия минометного, пуле-
метн)го и автоматического огня. Й вдруг...
неожиданный удар, и бой быетро закон-
чилея полным разгромом.

Мы побывали на позициях,

войска преодолели несколько вражеских
оборонительных рубежей. Наративая темп
продвижения п нанося врагу удар за ула-
ром, они вышли на ближние подступы к
Ломже — мощному опорному пункту не-
мецкой обороны на берегу реки Нарев.

Напитан М. МАНКУХИН.

ПРОПАГАНДА ВОЕННОЙ КНИГИ

Оклонившись над книгами, сидят офи-
которые   Церы. Время от времени они отрываются,
оборонял капитан Шлихтер. Для  этого  Делают записи в тетради. Капитан Зотов
нужно было подняться по узкой горной   Внимательно читает сборник статей  вы-
тропе. Сначала тропа вилась спиралью, п Дающегося русского военного теоретика
двигаться было сравнительно легко. Но  Генерала Драгомирова. Старший лейтенант
потом спираль оборвалась. Пришлось под.  Соколов читает «Семилетнюю войну».

ниматься почти по отвесной скале. Ме-  В читальном зале открывшейся на-
стами мы карабкались на четвереньках, ДНЯХ организованной Ленинградским Jlo-
хватаясь руками за колючий кусгарниа.  Мом Красной Армни совместно ¢ библио-
Казалось, что до вечера не доститнень   Теками Академии наук СССР и штаба
вершичы горы. Наверху мы увидели Квад-   Фронта выставки «Русская военная кни-
ратную площадку, вырубленную в каме  Га» ежедневно можно встретить десятки   самостоятельно ретавшая сложные теоре-
нистой почве. Справа была ниша, напо- оФиперов. Они приходят, чтобы  ознако- тические и практические проблемы.

минавшая грот. Оттуда навстречу нам  МИТЬся е произведениями по истории рус-   Спепиазьные витрины отведены книгам
вышел старший лейтенант Роман Коренев.   Кого военного искусства, прочесть книги! о русском военном флоте. Злесь ›посети-
Он рассказал о том, как его потразделе- ® великих русских полководнах Суворове,  тель может ознакомиться с литературой о
нию удатось освободить эту горную тро Кутузове. Организаторы выставки дали   великих русских флотоводлнах  Ушакове.

со схемами рисуют побеху русского ору-
жия в Отечественной зойне 1812 года.
Здесь также богато представлена иселе-
довательская литература о крупнейшем
русском полковолие Кутузове. :
’ Офицеры, посетившие выставку, знако.
мятся с литературой, посвященной стра-
тегии и тактике, исторни русского воен-
кого искусства. Богато представлены тео-
ретические работы Драгомпрова. Офицеры.
знакомящиеся с этими трудами, поймут,
васколько богата русская военная мысль.

пу, которую методически обстреливали возможность офицерам, посешающим es, Макарове.
немцы. не только осмотреть книги, но и прочесть Охна из больших витрин отведена исто-
Неприятель стрелял в течение  пелого НХ в находящемся при выставке читаль- рии отдельных русских полков — лейб-

HOM зале.

твардии Финляндского, Эриванского и дру-
Выставка открылась нелавно, но ee

гих. Выставлена многотомная «История
уже успели посетить сотни офицеров, ге- кавалергардов». В специальных витринах
нералов. Редкий лень, чтобы на выстав- [показаны книги, отображающие русскую
ke не побывало 200 человек. Чем об’яс- армию в художественной литературе.
няется ве успех? На этой выставке с0б-  Подолгу задерживаются офиперы в
рана литература, отражающая славный! пентральном зале. посвященном книге о
путь вооруженных сил нашего народа.   Красной Армии. Многочисленные работы

Десятки самых разнообразных изданий   показывают историю зарождения. разви-
собраны в разделе «Петровские войны». тя Красной Армии, ее успехи в защите
Здесь находится знаменитая «Марсова   Родины. В этом зале представлены воен-

дня, и двигаться по тропе было  невоз-
можно, а другие тропы здесь отсутствуют.
Кореневу было приказано освободить ло-
Он выслал вперед разведку. На сз-

по-пластунски, с
пробираясь наверх.
достигнуть
той плошадки, на которой мы теперь
стояли. Они увидели здесь кучу стреля-
ных гильз. У входа в нипгу стояли Два

трудом

книга» — ‚ний
миномета. Немцев нигле не было, нп сборник реляций и лоносений © ные работы Ленина, Сталина, Фрунзе,
; : _{BcexX петровских битвах со шведами. Побе-   Ворошилова. В центре зала — книги 0
всё говорило, что они где-то здесь: валя а
АИ  НА САН Ма она м пох Нарвой и Выбортом, пох Ревелем и  Верховном Главнокомандующем  Маршале
; итой, разгром шведов г
м Разведчики решили осмотреть ее exo nox Полтавой Советского Союза  товарище Сталине.

060 всем этом рассказывают книги. Злесь же — различные излания KABA
Богато представлен раздел,  посвящен- теварища Сталина «0 Великой  Отечест-
ный войне с Пруссией, вступлению рус- венной. войне Советского Союза».
ских войск в Берлин. Злесъь имеется мно- Выставка «Русская военная книга»
готомное излание «Русская армия в Семи- учит патриотической горлости, показывает
летнюю войну». путь военной мысли в нашей стране. При
В отдельных витринах выставлены кни- выставке организована научная консуль-
ги, описывающие суворовские походы, ис-   тапия. Военные специалисты. работники
следовательская литература, посвященная   штаба, историки, преподаватели акатемий
военному гению Суворова. Привлекает консультируют офицеров, носетителей вы-
внимание трехтомная книга Петрушевско-  ставки, по интересующим их вопросам.
го «Генералиссимус князь Суворов». На При выставке читается курс лекпий по
выставке представлены различные издания истории военного искусства.
суворовской «Науки побеждать». Подполковник И. ГАГЛОВ.
Многочисленные военные произведения ЛЕНИНГРАД.

нишу, у входа в которую болталась не-
мецкая плащ-палатка. Подняли ее и про-
никли в глубь ниши. Там оказалось восемь
немецких солдат, Появление наших pa3-
ведчиков было настолькю неожиданным,
что немцы не успели схватиться за ору-
жие. :

На обратном скате высоты находился
штаб батальона капитана Шлихтера. При-
мерно при таких же обстоятельствах и
on был впоследствии захвачен в плен лру-
гим отрядом наших разведчиков. Так
была освобождена дорота.

Похобными эпизодами изобилуют бои в
Трансильванских Альпах, и все они
говорят © мастерстве наших офицерюв и
бойцов, которые в условиях гор нисколь-
ко не снизили темпа наступления, & на-
%борот, сумели обратить в свою. пользу
особенности горной местности.

Подполковник И. АГИБАЛОВ,
Майор 3. ХИРЕН.
2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ПОЛЬСКОЙ
  КРЕСТЬЯНКИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября. ны, отгребала землю. 32 мины обнаружила
(От наш. корр.). Здесь хозяйничали немцы:  Анна Рутковская.
дымились развалины хат, догорало гумно.  Немцы перед уходом сожгли дом Рут-
Саперы батальона майора Даниленко пер- ковской, перестреляли ее овец, свиней,
выми подошли к деревне Вельке Рутков- кур, разграбили всё имущество. Дочь Рут-
ска. Навстречу бойцам бросилась пожилая  ковской — 20-летнюю Станиславу немцы
крестьянка. Она радостно приветствовала  угнали в тыл, во она убежала с дороги...
советских воинов, повела их ne дороге и  Н. лнях по поручению: ‘командования
ЧтО:ТО ВЗВОДНОВАННО ООАСИЛа. У. ОКОЯЩЫ кого, обидинений: полковых Алековнле

деревни саперы остановились. Дорога была ров ‘вручил.Анне Михайловне  Рутковской
усеяна минами. Деревянные ящики немен- медаль: «За боевые заслуги»

ких противопехотных мин оказались акку- о т :
миллионы советских и ратно подиопанными. твечая на поздравления полковника

— говорит Анна Рутковская. — Александрова и приветствия односельчан,
освободили Могилев, Bow, р у ’.  Анна Михайловна Рутковская сказала:

стского рабства
польских граждан,

я населенных  Настановили, проклятые...
Гродно, Белосток, тысячи Ha Саперы удивленно переглядываются. — Я сделала всё, что было в моих си-
ee as привезла “на фронт инсьмо  — Кто это сделал, мамаша? лах, чтобы помочь Красной Армии. Так

— Да немцы-ж, я-ж вам раз’ясняю... должен поступать каждый польский па-
— Выкопал-то кто? триот, желающий быстрейшего разгрома
— А я. Уследила, где они зарывают, и немцев, возрождения сильной, независимой
тащила скрыни, — отвечает крестьянка.  и демократической Польши. Красная Ар-
Анна Рутковская видела, как немцы ми- мия принесла нам, полякам, свободу, и для
нировали дорогу. Едва гитлеровские сол- нее я готова отдать всю свою кровь, а

трудящихся Донбасса, рассказывающее о
том, что сделано ими к годовщине осво-
бождения Донбасса от немецко-фашист-
ских захватчиков. В составе делегации — ВЫ
секретарь Ворошиловградского горкома
КП(б)У т. Стеценко, рабочий  паровозо-

Октябрьской даты › покинули деревню, как пожилая  если нужно, и жизнь. Дружба русского и

строительного завода имени WKTADPRCKON) ombKa бросилась откапывать «скрыни» — [польского народов скреплена кровью на

onan, участник обороны Луганска в  зи; н, чтобы, как она об’ясняет, полях борьбы. Эта борьба зовет нас к
революции, У ящики — МИН, ?

т. Макаров,   «спасти советское войско». мести врагу, зовет на подвиги во имя сво-

годы гражданской войны,
Руками она осторожно нащупывала ми-‘боды и счастья.

инженер Деревянченко и другие.

= В РУМЫНИИ. Неменкая техника, разбитая и захваченная нашимн войсками,

счастья. Останавливаемся,

Освободители

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

ми, оранжевыми маками и васильками,
похожие, как одна, на польскую wally
сестру, улыбаются нам то из маленькой
прихорожной рощины, то из-пол° березы,
То из часовни на перекрестке дорог. Й мы
им улыбаемся, как живым. Мы влюблены
в их ечастье.

Новая деревня. опустошенная a com-
женная. Ищем, где бы напиться, ис тру
пом находим один колодеп со сломанным
журавлем, не заваленный и не загажен-

Вот еще несколько страниц из дневни-
ka неизвестното ине советского офицера:
танкиста *). Эти страницы, литературно
обработанные мною, посвящены главными
9бразом ветречам наших воинов е населе-
нием освобожденных районов Польши.

ж я

14 августа. Сегодня мы пожинаем
плоды своей трехдневной черновой работы;
На рассвете, промчавшись е боями по по-
106е прорыва не менее семидесяти кило-
четров, выскочили к большому заповел-
нему лесу графа Тарновекого. На узкой
просеке, как раз по оси нашего куреа, в
зеленой тьме леса лежит черная, заростая
травой дорога. Это там’ нае ждет артил-
лерийская засада? Бронебойное ружье?
Мина? Фугас? Противотанковая граната?
Раздумывать долго некогда, ибо каждая
уннута дорога! Мчимея по лесному кори-
дору, по заповедной земле, гле еще бро-
дят черные кабаны и дикие козы, Позади
на мокрой траве остается глубокий елед
наших гусенил. Отработанный газ делает
темную просеку серебристой. Ветви дубов
и буков шуршат по броне. Солнца не
вилно. Старой хмельной сказкой веет от
нашего рейта. Гле же серый волк, стару-
ха с клюкой, красная левица с лукошком
B руке, прекрасный всадник на белой ло-
шади?., -

Канал с изумрудной водой преграждает
нам путь. Темный, из’еленный непогодой
и временем мостик переброшен с берега
на берег. Слева и справа дремучие леса
и непроходимые болотные топи. Ч це-
лать? Саша Суворов на этот раз даже не
оборачивается. Он, как веегла, чувствует,
что и как надо делать. На нолной скоро-
сти он перелетает канал. В этом, в ре-
шительности Саши Суворова наше счастье.
Мы проскочили по мосту, от смерти к
жизни. Немепкие истребители. затаив-
шиеся ©  противотанковыми пушками
в лесу. налеялись на то, что мы остано-
вимся перед мостом и они нас спокойно
расстреляют. Мы е механиком одновре-
менно заметили засаду — Саша пошел на
таран. а я обрушил на немпев огонь пуш-
кв и пулемета. Раздавили огневую пози-
цию — за грохотом гусении и мотора не
услышали ни хруста костей немецких арг
тиллеристов, ни лязга железа немецких
пушек.

Мчимся дальше. Лес релеет. Круто сво-
рачиваем вправо, по глубокой лощине не-
заметно полбираемея к деревне Василько-
вичи. Убогие хаты, крытые старой иши-
стой дранницей. подготовлены к уничто-
жению` огнем. В деревянный костел согна-
ны все жители—женщины, дети, старики,
мужчины. Немпы  еобирались их сжечь
живьем. В короткой и беспощадной схват-
ке поголовно уничтожаем карательный
немецкий отрял. Сотни поляков, едва мы
схолим на землю, обнимают нас, целуют.
плачут у нас на груди, смеются, Важдлый
стремится увлечь к. себе в лом. Остаемея
в Васильковичах ло утра, так как здесь
сборный пункт натней рейловой колонны

Вечером нас пригласили в Яну Бру-
шинскому на крестины. Молодая мать
Зося упросила меня быть крестным отцом
ве сына, рожденного сегодня, в день осво-
бождения. Чудный мальчик — беленький,
голубоглазый, щекастый. Ему дали мое
имя — Сергей. Ни о каком другом имени
мать не хотела и слышать.

15 авгуета. Устремляемея в глубь ты-
лов противника. Креетьяне вышли в поле,
жнут переспелые хлеба — серпами, коса-
ми. Все бросают работу, смотрят на нас.
Ветер дует с приморья мягкий, жаркий.
Из пиеничного поля на дорогу выбегает
мололая полька в белом  полотняном
платье, расшитом красными  пветами,
< шелковистыми волосами, голубоглазая,
© чуть вздернутым носом, смущенная от
Нельзя, нет,
нельзя пройти мимо человеческого счастья.
Девушка снимает © головы венок, спле-
тенный из пшеничных колосьев. красных
MakOB и васильков, и надевает мне на
голову.

— 0т Янины, на память!

Мадонны из белого камня, алебастра и
мрамора, обсыпанные красными, розовы-

в № 206 «Красной

свет, вылезает из-под пепла
хаты, из каменного подвала и, дрожа всем
телом, рылая, бросается к нам, обнимает,
пелует, что-то силится сказать. Но, кав
вилно, пережил он Так много горьких
дней и так велика сейчас его paxocrs,
что он не находит слов. Саша Суворов
обнимает старика. улыбается ему и, как
ребенка, успокаивает:

— Ничего, ничего, отец, всё кончилось,
Живи себе на здоровье! :

Олно счастье He похоже на другое
счастье. Овраг, заросший одичавшим виш-
вяком. Пепел и развалины деревни черне-
ют сквозь ветви покинутого люльми сала,
Давно, видно, очень давно исчезла от-
села жизнь, может быть и е корнем выр-
вала. Вто здесь жил ло нашествия нем-
ues? В зарослях вишняка  послышалея.
шум. На дорогу, покрытую лебедей, вы-
шла морщиниетая седая женщина с впа-
лыми шеками. Она худа, из’елена до ка-
стей тоской и горем. Ноги ee черны. руки
черны,
одета она в белоснежную длинную руба-
ху. Спасаясь от немцев, она успела 3a-
хватить е с060й одну только белую
сорочку, Сегодня. в день своего освобож-
дения, она оделась пля встречи со свои-
ми освободителями. Она держала в руках.
ва суровой нитке почерневтий мелный
креетик. (0 словаий: «Сын  коханый»
она потянулась к Ване Голубеву.

Едем дальше. Маленький хуторок из
трех хат, окруженный вишневыми и шел-
ковичными деревьями, не тронутый ни ог-
нем, ни взрывчаткой. Дорожка. посыпанная
желтым речным песком, подводит нае &
‚белой хате с оцинкованной крышей. На.
окнах полотняные занавески, под окнами.
желтые, красные. синие цветы живыми:
красками повторяют любимый узор выши-
вальщип. По каменным порожкам входим:
в полутемные сени, нашунываем дверь,
открываем, заранее улыбаясь. радуясь той
радости, < которой нае ветретят хозяева.
Улыбка застывает. В красном углу, под
иконами, распятая немепкими тесаками,
подвязанная за белокурые волосы к гвоз-
дю, вбитому в потолок, висела обнажен-
ная женщина, в ног до головы вымазан-
ная кровью. В губы -казненной палачи
вставили недокурок толстой сигары. Rro
она, эта женщина, в чем она  провини-
лась перед немпами? Никто нам не ска-
жет этом — люлей на хуторе нет. Оче-
ВИДНО, ТОЛЬКО В ТОМ она виновата, что ро-
дилась красивой, что не дала осквернить
извергам свою красоту.

Сегодняшний день закончилея тем, что
наше полразлеление захватило в деревне
Суран большой склад горючего и боепри-
пасов. уничтожило до батальона пехоты,
находящейся на марше, сожгло лве легко-
вых машины. Веё это мы записали на
счет крагавипы. раснятой в хуторке.
Мерзкие, тупые немпы! Чем больше вы
убиваете невинных, тем беспошаднее и
негобедимее мы, тем тлубже мы выроех
для вас могилу. :

16 августа. Сегодня большой. глубоко
чтимый праздник в Цольше. посвященный
окончанию жнива. празлник матки бозки
Зеленой. Мы вскочили в больлую деревню
Снеги как раз в такой час. когла в ко-
стеле шла служба. На грохот советских
танков выбежали сотни крестьян © огром-
ными букетами цветов, которые они долж-
ны были возложить у полножья матки
бозки. Через несколько иннут наш Tans
утопал в цветах.

# &

На этом дневник, найденный мною В

старом яблоневом салу на плапларме за

Вислой, обрывается.
А. АВДЕЕННО.
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

*) Начало см.
звезды».

ae МАТЧ ЦДКА — «ДИНАМО-2»

Вчера на стадионе «Динамо» состоялся ЦДКА. Первый тайм заканчивается со
матч второго круга между командами ма-   счетом 1:0 в пользу команды ЦДКА.
стеров Центрального Дома Красной Армии  Во втором тайме, как и в аервом, игра
и «Динамо-2 на розыгрыш приза Москов- главным образом протекала. у ворот «Ди-
ского комитета по делам физкультуры и намо-2». На двенадцатой минуте правый
спорта. : крайний нападающий ЦЛКА Гринин < ве-

В первом круге розыгрыша приза сто- ликолепной подачи Николаева ‘забивает го-

` ловой второй мяч в ворота противника.
лицы по футболу команда ЦДКА выигра- (ето, 0, В конце ть тайма правому
ла матч у «Динамо-2» со счетом 2:1.  полусреднему нападающему ЦДКА Нико-
Встретившись во втором круге, лаеву удается забить мяч в ворота «Ди-
команды проявили инициативу и напори- намо-2». :
стость в игре. Однако игра проходила под  Команда ЦДКА выиграла матч у «Ди-
знаком явного преимущества команды   намо-2» со счетом 3:0. ;

„Путь к Германии“

Военное издательство Народного Ко- «Путь к Германии» и «Накануне». Пер-
миссариата Обороны. выпустило отлельной  вый очерк в свое время был напечатан в
книжкой очерки писателя Ильи Эренбурга   «Красной звезде», второй — в «Правде».

Снимок старшего лейтенанта М. Розенбаума.

ный. Старик в изодранной плисовой Курт.
ке и шароварах, по-шахтереки шурясь ва.
сгоревшей-

волосы веклокочены и спутаны. но -

>