Трудно писать © городе, который ви-

дишь первый раз в жизни. 0 Прате пи-
сать еще труднее, поскольку Bcé, wre
пришлось увидеть и услышать в ней, не
укладывается сразу в сознании.
’ Прага давно слышала грохог битвы,
развернувшейся сначала на подступах, а
потом у ев стен и на улицах. Эта битва
длилась много дней и ночей и медленно
подходила в городу. По упорству немцев,
по количеству введенных в действие войск
и техники битву у Праги можно смело
ставить в один рад с самыми выдающи-
мися сражениями нынепеней войны.

Мы прибыли в район боев, когда Пра-
га още была в рукзх врага и части Te-
нералов Гусева и Берлинта только од-
ходили к прикородам этого огромного пред-
местья польской столицы, Город был об ят
‚отнемы и дымом. Ни на одну’ минуту ве
умолкала наша артиллерия. Сильно огры-
залась артиллерия врага.
` В третьем польку 1-й Польской диви-
зяи имени Тадеуша Костюшко шел Ha
туры родного города фядовой польский
зонн Станислав Турек — кофенной жи-
ель Прати е Радзыминской улицы. Давно
он не видел ни своей родины, ни родных.
В два часа дня 13 сентября Станислав
Турек © автомалюм в руках вошел вместе
е товарищами на Радзыминокую улицу.
Немны вели сильный пулеметный отовь
из-за баррикады. Рота залегла, но не мог
лежать Станислав Туре. До родного до-
Ma осталось всего сто шатмв, и
решил пренебречь опасностью. Он ползком
етал приближаться в баррикаде. Товари-
и останавливали его. Но Турек не слу-
пал предостережений и полз виеред.
баррикады он встал, закричал по-русски
«ура» и бросил в немецкий станковый
пулемет гранату; Потом крикнул товари-
шам по-польски:

— Жовнежи, там мои отец и мать.
Вперед.

Рота. не оставила товарища и ринулась
Ba ним. Через сорок шагов ей снова при-
уилось залечь — начал бить пулемет вра-
га из переулка. Турек пополз туда, уни-
чтожил.и этот пулемег. уже H ero
дом. Два этажа, красные кирпичные сте-
ны. Турек подбежал в дому и вдруг упал,
Немецкий снайпер с чердака всадил ему
пулю в висок.

Это было в третьем часу дня 13 сен-
тября, а 14 сентября мы побывали у
дома № 48 по Радзыминекой улице и
увидели у под’езда старушку в трауре.
Город продолжал гореть. Правда, горели
отдельные дома, но дыму было так много,
что першило в горле. Старушка етояла
на каменной ступеньке и остановившими-
ся глазами смотрела на ножар. Недалеко
от ное еще вихнелось под деревом кровя-
ное пятно. Здесь был убит е® сын.

— Да, я мать Станислава Турека, —
ответила она нам. 3

И то, что она раесказала о себе, о
‘своей семье, можно смело назвать расска-
зом © судьбе всей Праги, за которую по-
гиб ее последний сын,

Ее муж и отец Отаниеслава Ян Казими-
рович Турек был арестован немпами в де-
кабре 1939 roxa и повешен. Причину
ареста мужа Мария Иосифовна точно не
знает, но думает, что. причиной могла
быть ненависть Яна Казимировича к нем-
пам. Старший сын, Владислав, в 1940

Южнее города Санок

ДЕЙСТВУЮЩАЯ: АРМИЯ, 15 сентября.
(По телеграфу от наш. корр.). На учает-
ке фронта южнее торода Санок неприя-
тель к началу активных действий наших
войск имел довольно солидную оборону в
торно-лесистой местности. Здесь, в допол-
нение к естественным препятетвиям, THT-
леровцы соорулили тразяиеи пелного про-
филя, связанные гуетой сетью ходов го-
общения и прикрытые затраждениями.
Пепляясь за гребни высот и укрепленные
населенные пункты, неприятель оказал
упорное сопротивление налпим частям, но
всё же не выдержал их натиска.

Сначала позиции гитлеровцев были пюд-
вергнуты мощному  артиллерийскому 0б-
стрелу, а затем на оборону врага обру-
WIA свои удары наша пехота. Совет-
екие пехотинцы действуют в торах, глав-
ным образом, небольшими отрядами, €0-
зершая обходные маневры и охватывая
с флангов вражеские оперные пункты.

Показательны в этом отношении дей-
ствия № стрелковой части. Ее подразде-
ления, используя скрытые подступы ий
непростреливаемые участки, появлялись
там, где их меньше всего ожидал про-
тивник, и били по самым уязвимым ме-
стам ето обороны. Таким образом в. те-
чение дня борьбы М чаеть далеко про-
двинулась втеред, очистила от гитлеров-
цев ряд населенных пунктов, нанесла им
большюй урон, захватила пленных.

На отдельных участках противник пе-
реходил в контратаки силами до батальо-
на пехоты при поддержке танков и само-
ходных пушек. Жаркий бой разгорелся
за овладение лесом. простирающимся вдоль
торного хребта на юг. Гитлеровцы сосре-
доточили здесь много огневых средств и
предприняли ряд контратак. Наша пехо-
та, лействуя попрежнему небольшими от-
рядами, способными к тибкому маневоу,
обходила контратакующие группы против-
ника и наносила им короткие, Но силь-
ные удары ес флангов и е тыла. После
длительного боя гитлеровны вынуждены

ФРОНТОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО

Группа Героев Советского Союза —
снайпер старшина Медведев. уничтожив-
ший 956 гитлеровцев, пулеметчик младший
лейтенант Романовцев, савинструктор Ко-
щеева и другие прислали работникам му-
зея Николая Островского письмо, B KOTO-
ром рассказывают о том, как они продол-
жают боевые традиции Павла Корчаги-
на — героя популярного романа «Как за-
калялась сталь».

Офицеры и солдаты 1-го Белорусского
фронта передали музею десятки экземпля-

ров книг Островского, которые находились

у них три.с лишним года войны. На кни-
ге «Как закалялась сталь» гвардейцы ба-
тареи капитана Дегтярева написали:
«... Эта книга прошла с нами путь от Ор-

В освобожденной Праге

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

У город горел. В нем рвались снаряды, сви-

— говорили поляки. — Оставьте их y.

КРАСН

году был мобилизован, направлен в Гер-
манию и в том же году отравлен газами
на химическом заводе. Дочь Янину немцы
сняли с работы в больнице и послали в
Германию батрачкой к какому-то помещи-
ку. Внуки и внучки Марии Иосифовны за
вее пять лет немецкого плена совсем не
учились. Мария Иосифовна продала 3a
это время всё имущество, перешла жить
В КУХНЮ.

Да, горькая судьба сомьи Турек удиви-
тельно похожа на судьбу всей Праги. И
вот факты, подтверждающие это. В Праге
до войны имелись три женских и две

Польско-Советская Чрезвычайная  Ко-
миссия по расслелованию злодеяний нем-
цев, совершенных в городе Люблине, в
составе: заместителя председателя  Поль-
ского Комитета Национального Освобож-
дения г-на А. Витоса (председатель. Ко-
миссии), прелата Люблинекого Батоличее-
кого Кафедрального Собора кеендза докто-
ра Крушинского, члена Польского Воми-
тета Национального Освобождения доктора

паке тик на. Паши cckenee ка я Зоммерштейна, председателя ти
в зданиях гимназий поселились сами. В  Боаоного Ероста а в DUCTHAHCA,
Праге было несколько больнип. Немцы   Профессора gas peated о
отобрали у поляков все больницы, кроме НЫ у. ea ave
одной, До войны Прага славилась богаты- AWHCEOTO I pita ia
ми магазинами. Немцы отобрали у поля-  Прокурора с юолинокого wat ae ми
ков магазины и товары. Был в Праге  Суда Бальцежак, председателя Teas
хороший зоопарк. Немцы увезли всех на- СКОГО Окружного суда Шепанского (Поль-
иболее ценных зверей и птиц, Из пяти ша); Кудрявцева Д. И. и пред-
кинотеатров города немцы три взяли себе, ae en: ce eo
два оставили полякам. Они взорвали мно- СС . И., профессора граш Е
го лучших зданий. Взорвали знаменитый (СССР) io злодеяния, р
Флорианскай костел. Они вывезли в Гер- ее В. .
манию Е предприятий  ‘ ИтТлеровцы создал
города. В августе года немцы вы-
везли из Праги в Германию до 60 тысяч I. Лагерь
взрослых мужчин. Й это еще не все раны,
нанесенные немцами Праге и ее населе-
HID.

Жители Праги говорят © немцах ©
ненавистью, вопоминают со злобой и раз-
дражением. Они © ноподдельным энту-
зназмом встретили овоих. освободителей —
бойцов Ераеной Армии и солдат Польеко-
о народного войска. 13 и 14 сентября

на территории

В Люблине и» Майданеке гитлеровские
палачи создали огромный комбинат смер-
ти. Немцы ето называли «Фернихтунг-
лагер», т. е. лагерь уничтожения.

Захваченные в плен служивитие в этом.
лагере немцы показали:
Ротенфюрер «СС» Шолен Тео: «Этот
лагерь носил название «Лагерь унич-
тожения» — «Фернихтунтгелагер» имен-
но потому, что здесь истреблялось ко-
лоссальное количество людей»,
Кемпфполицай Штальбе Гейни: «0с-
новная цель этого лагеря было истреб-
ление как можно большего количества
людей, поэтому он носил название

«Фернихтунтелатер», т. 6.  «латерь

уничтожения».

Чагерь «Майданек» расположен в 2-х
километрах от гор. Люблин н занимает
площаль в 270 тектаров. Строительство
его началось в’ конце 1940 года.

стели пули. Но улицы были мнотолюдны.
Около красноармейцев, около польских
солдат, около орудий и танков собирались
толны народа.

На Замковой улице остановились наи
танки. Через несколько минут  Закоп-
ченные и запыленные машины были по-
рыть цветами, а танкисты ‘не успевали
отвечать на приветствия девушек,  жен-
шин, стариков. Первому полку 1-й Поль-
ской дивизии население надавало много
подарков. Советского майора Иванова, ко-
рый одним из первых ворвался в город
CO своими пушками, поочередно благодари-
ли за освобождение ксенлз, делегация
купцов, профессор-хирург Рудковекий, на-
стоятель монастыря, депутация парик-
махеров, польские журналисты, актеры,
рабочие, дети.

Польские врачи и медицинские сестры
организовали в городе много перевязочных
пунктов. Во время боев они подбирали
раненых, оказывали им помощь и разме-
щали в частных квартирах. Вютда за ра-
неными приезжали военные санитары,
врачи и хозяева квартир не соглашались
расставаться с ними.

— У нае они снова обретут здоровье,

Лагерь одновременно мог вместить от
25 д 40 тысяч заключенных. В отдель-
ные периолы в лагере содержалось до 45
тысяч заключенных.

Континтент заключенных лагеря не был
стабильным. Содержавитиеся в этом лаге-
ре систематически уничтожалиеь, на’ их
место прибывали новые транспорты с за-
ключенными ни, таким образом, лагерь для
подавляющего большинства лиц, направ-
ленных туда, был только временным эта-
пом на пути к омерти. _

В латере содержались военнопленные
бывшей польской армии, плененные еще
в 1939 году, советские военнопленные.
траждане Польши, Франции, Бельгии,
Италии, Голландии, Чехословакии, Греции,
Югославии, Дании, Норвегии и других
стран. г nee

Это установлено:

a) обнаруженным на территории латеря
большим количеством паспортов и иных
документов граждан различных стран Ев-
роты, погибигих в лагере.

Так, например: паспорта  траждан
СССР — Горюновой Марии Тимофеевны,
Мазуркевич Николая Францевич» и др.:
документы граждан Польши — Седледко-
го Чеслава, Соничного Владислава, Янке-
вич Станислава и л.; документы граж-
дан Франции — Лябруж Габриэль, Мол-
тань Эмиль, Руз Люсьен, Широль Эгюст,
Пренсон Андре и др.; документы граждан
Чехословакии — Глюче Иозефа, Фельдин-
тер Рудольфа и др.; локументы граждая
Италии — Муоле Густава, Мусих Джу-
зеппе, Тинози Пио и др.; документы граж-
дан Голландии — Ван-дер-Пальм Бертус,
Ван-дхер-Йрими Андертинус, Янсен Петрус
й др.; документы граждан Ютославии ——
Степанович Степана, Жунит Рано и др.;
документы граждан Бельгии — basco Je-
она, Ван-Гаузран Теофиль и др.: докумен-

Hac.
..BewepoMm мы вышли на берег Вислы.
ужюда хоропю видна Варшава, Она го-
pela и лымилась, подобно Праге. Прямо
перед нами лежали в воде взорванные
фермы трамвайного моста.
Смерхалось. Гремела артиллерия. На
северной окраине Праги еще слышались

в
Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ.

были отступить, оставив много трупов и
три подбитых танка. у

Ожесточенная борьба велась в районе
одного крупного населенного пункта,
лежащего на скрещении нескольких пос-
сейных дорог. Всеми средствами стараясь
удержать за собой этот пункт, противник
ий здесь не раз переходил в контратаки:
силами пехоты и самоходной артиллерии.
Но’ все его попытки оттеснить настунаю-
щих потерпели неудачу. Наши части вновь
продвинулись виеред и, заняв несколько
населенных пунктов, приблизитиеь в узлу
дорог. На другом участке, совершив o6-
ходный маневр, наши войска ударом с не-
скольких направлений овладели узлом
горных дорог городом Диско.

Ярким примером умелых и решитель-
ных действий в горах может служить бой
стрелкового батальона майора Мамынова
против батальона гитлеровцев. Командир
флантовой. роты старший лейтенант Вих-
ляев донес, что большая группа  против-
ника нажопилась в лесу и старается про-
никнуть в долину. Майор Мамынов понял,
что противник хочет атакой с тыла овла-
деть высотой, которую занимал чаш 6a-
тальон. Роте Вихляева было приказано
сдерживать гитлеровцев, а сам командир
батальона, оставив в засаде пулеметчиков
и часть стрелков, повел остальные подраз-
деления в обход. Затем был произведен
огневой налет на скопление вражеских
солдат в теснине, велед за которым одна
фланповая рота перешла в атаку.  Одно-
временно противника атаковали с тыла, и
после трех часов боя ето батальон был
разгромлен. Команлир вражеского баталь-
она и несколько других офицеров оказа-
лись убитыми. Много солдат попало в плен.

Напги наземные части поддерживает
нигурмовая и бомбардировочная авиация,
возлействующая на дороги в ближнем
тылу противника и скопления его живой
силы. Только за один день советские
летчики сожтли на горных лорогах 20
вражеских автомашин.

Подполковник В. КОРОТЕЕВ.
Капитан С. СЕМЕНОВ.

Режим в «лагере уничтожения» был
подчинен задаче массового истребления
заключенных,

Заключенные влачили голодное суще-
ствование. Один раз в день кофе из жжен-
ной брюквы, два раза суп из травы и от
180 до 270 граммов хлеба наполовину с
древесными опилками или каштановой му-
кой — обычный рацион заключенного,
который приводил к полному истощению,
широкому распространению туберкулеза и
иных болезней и к массовому вымиранию
заключенных. 3a малейшую  «провин-
ность» заключенных лишали и эй
скудной пищи на несколько дней, что по
существу означало толодную  емерть.

Бывший заключенный лагеря чех To-
машек на заселании Комиссии заявил:

«Люди всё время голодали,
лось массовое истощение заключенных и
смертность от истощения. Зажлюченные
ели падаль, кошек, собак. Большинство
заключенных представляло собой или хо-
дячие скелеты. обтянутые кожей, или бы-
ли неестественно толстыми от отеков и
опухания на почве голода».

Бывший заключенный лагеря — кап-
рал польской армии Резник показал: _

«Я видел, что русских военнопленных
почти не кормили, они дошли до крайней
степени истощения, опухли и не в состо-
янии были даже говорить. Они умирали
массами». f

Режим голода в лагере был одним из
существенных факторов в общей системе
уничтожения людей. у

Рабочий день начинался в 4 часа ут-
ра. В баракя врывались немцы и кнута-
ми подымали людей с нар. Начиналась по-
верка, на которой должны были быть все
здоровые и больные; те, которые ночью
умерли, выносились соседями по койк
плац для поверки. Поверка продолжала
два часа и больше и сопровождалась Из-
биениямй и издевательствами над закаю-
ченными. Если заключенный впадал в
бессознательное состояние и на поверке

каждом бою мы дрались так, чтобы быть
похожими на нашего любимого героя Пав-
ла Корчагина».

Сотни фотографий, экземпляров фронто-
вых и армейских газет, листовок рассказы-
вают о боевых подвигах молодых совет-
ских воинов.

Из Н-ской части в музей присланы раз-
битый автомат, из которого комсомолец
Сакно в одном из боев уложил 25 гитле-
ровцев, и пробитый десятками вражеских
пуль красный флаг, который водрузил на
бруствер немецкого окопа Андреев.

‚ Все эти документы, письма, фотографии
будут экспонированы в новом отделе му-
зея, который открывается в связи с испол-

ла до Вислы. Ее читали и перечитывали  няющимся 29 сентября сорокалетием со  не отзывалея, он заносилея в список уме-

все бойцы и офицеры нашей батареи. В ]дня рождения Н. Островского, (ТАСС).

ших и его потом добивали палками.

уничтожения на Майданеке
в Люблине

внутри лагеря целой системой проволоч-

поле. Через эти проволочные загражде-

И. Контингент заключенных лагеря

‘ истребленных, в которой есть указание на  щей

личество падает на другие националь-

Ш. Пытки и кровавые расправы
В „лагере уничтожения“

наблюда-

АЯ ЗВЕЗДА

КОММЮНИКЕ
Польско-Советской Чрезвычайной Комиссии по расследованию злодеяний
немцев, совершенных в лагере уничтожения на Майданеке в городе Люблине

можно отнести мнимый расстрел с оглу-
шением жертвы ударом по голове доской
или каким-нибудь тупым предметом, мни-
тяске, Треблинке и в других местах. мым утоплением в бассейне лагеря, кото-
В эти латери они свозили для уничто-  208 Часто завершалось настоящим утопле-
жения из оккупированных стран’ Европы нием. 4
— Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Среди немецких палачей в лагере были
Чехословакии, Югославии, Греции, Дании,   Специалисты по тем или иным методам
Норвегии и других — сотни тысяч людей.  ИСтязаний и убийств. Убивали ударом

палки ио затылку, ударом сапога в жи-
Гитлеровское преступное правительство! вот иди в пах ит. д.

организовало в этих лагерях систему №ас-  Эсосовокие  истязатели топили свои
сового истребления неугодных ему ГрУПП  жертвы в грязной воде, вытекавшей ‘по
населения и в первую очередь интелли-  небольшой канаве из бани: голова жерт-
тенции оккупированных стран Европы, вы погружалась в эту грязную воду и
советских и польских военномленных иИрижималась сапогом  эсэсовца до тех
евреев. пор, пока жертва не лишалась жизни. =

Веё то, с чем ветретилась Комиссия по  Излюбленным методом гитлеровских
расследованию немецких злодеяний в гор.  эсэсовцев являлось подвепгивание заклю-
Люблине, по своему зверству и варварст-  ченных за связанные назад рукн. Фран-
ву оставляет далеко позади уже извест-  ЦуЗ Ле-Лю-Корантен, испытавший на ce-
ные международному общественному мне- бе ‘эту меру наказания, рассказал, что
нию факты чудовищных злодеяний не-  при подвешивания заключенный быстро
мецко-фаптистских захватчиков. теряет сознание, ‘после чего подвептивание

прекращается, & когда сознание возвра-

щается, подвешивание начинается снова и
ТАк происходит много раз.

Немецкие изверги за малейшую про-
винность, особенно за подозрение в по-

Б началу 1943 года было закончено пьггке к побегу, вешали заключенных ла-
строительство 6 полей лагеря. На каждом! геря. В пентре каждого поля был столб
поле было 24 барака, & всего 144 баража © вбитым в него на высоте двух метров
(не считая всяких построек под складь,  кронштейном, на котором вешали людей.
мастерские и проч.), вмещавшие каждый! «Видел я из своего барака,— говорит
до 300 человек и более. Лагерь был 06-  свидетель-—бывший заключенный хагеря
нееен двумя рядами колючей проволоки.   советский военнопленный Домзшев,—как
Сверх этом все 6 полей были отделены  на столбе, находившемся среди поля, ве-
шали людей».
ных заграждений, с отдельным карауль-  Возле прачечной, на межпольи между
ным помещением при входе на каждое 1 и 2 полем, был специальный барак ©
перекладинами у потолка, на которых ве-
ния проходил ток высокого напряжения.   шали людей целыми группами.
По всему латерю были расположены боль-  Неменышим издевательствам и истяза-
шие вышки, на которых постоянно нахо-
дились часовые в пулеметами. Латерь
сильно охранялея войсками «СС». Сверх
этого было 200 немецких овчарок, состав-
лявших очень важный элемент в охране
латеря, и вепомогательная полиция кампф-
полипай, формируемая из уголовных эле-
ментов. ~

Польши разветвленную сеть концентра-
‘ционных лагерей: в Люблине, Демблине,
Освентиме, Холме, Сабибуре, Бялой Под-

Массовое истребление гражданского на-
селения стран Европы, в том числе Поль-
ши и оккупированных областей СОСР, co-
ставляло политику гитлеровской Tepma-
нии, вытекавигую из планов порабощения
и уничтожения передовой и активной ча-
сти славянских народов.

Создание в порабощенной Польше ла-

тызграждан Греции — Зурене Еан и дру-
гие, а также документы лиц других на-
циональностей; ей массового уничтожения  европей-

6) книгой записи умерших в так назы- ских народов и военнопленных обуславли-
ваюмом «лазарете лагеря», а фактически валось стремлением гитлеровской правя-
клики всячески замаскировать и
значительное количество умерших лиц скрыть эти злодеяния. Эти лагери, в том
различных напиональноетей, Только в те-  числе и «лагерь уничтожения» на Май-
чение одного марта месяца 1944 года из данеке, явились также местом поголовного
умерших 1654 заключенных: 615 чел.  уничтожения еврейского населения. Одним
русских, 247 — поляков, 108 — фран-  из методов истребления огромных масс
цузов, 74 — ютославов, а остальное ко-  неугодных гитлеровской Германии людей
были масеовые расстрелы, которые широ-
ко применялись в ОЛюблинском «лагере
уничтожения».

в) показаниями пелого ряда свидетелей  Кровавая история этого латеря
— бывших заключенных лагеря и воен- Нается с массового расстрела
нопленных немцев, служивших ранее в  военнопленных,
лагере, г также показаниями бывших за- пами в ноябре—декабре 1941 roma. Из
ключенных лагеря: француза Ле-Дю-Ко-  партии больше чем в 2.000 человек co-~
рантен, чеха Томашек, голландца Бенен и  ветеких военнопленных осталось всего
других. лишь 80 человек, — все остальные

Список уничтоженных людей, заключен-
ных в лагере, постоянно пололнялея за  пытками и иестязаниями.
счет советских военнопленных, за счет
различных групп населения,
из оккупированных стран Европы,
счет лиц различных ‘групп населения,
захвеченного гестапо на улицах, .вокза-
Лах, в домах при систематических обла-  вЫМ возчиком свидетель поляк He
вах и обысках, постоянно проводивиихея Ян показал:
гитлеровцами в Польше и в других стра-
нах Европы, а также за ечет евреев. при-

ности, живущие в странах Западной Ев-
‘POUL; :

начи-
советских
ортанизованного эсэсов-

за  ских военнопленных,
вались.

и различных городах Западной Европы
тетто.

Среди заключенных было много жен-
щин, детей и стариков.
находились иногда целые семьи. Дети бы-
ли разных возрастов, в том числе и ма-
лолетние.

Таким образом латерь был местом мас-
совото уничтожения различных  наролнос-
тей Европы.

нии, были уже в 1940 году собраны
Чюблинском лагере на Липовой улице,
затем вскоре по частям  привозились
«лагерь уничтожения на Майданеке»
подвергались той же участи:

расстрелам, повешению ит. п.
Свидетель Резник показал следующее:
«В январе 1941 года

В 6 часов утра заключенных выводили
на работу. Работа была, исключительно тя-
желой и изнурительной. Она сопровожда-
лась тяжкими избиениями, издевательства-
ми и убийствами. Команды заключенных,
возвращавшихся в 11 чаеов на, так, называ-
емый обед, приносили е собой избитых
изувеченных людей и трупы убитых

На вечерней поверке дежурным эеэсов-
цем зачитывалея список заключенных.
которые «плохо» работали, и их на спв-
циальной скамье били плетьми, палками,
розгами. Число ударов колебалось от 95
и выше. Людей часто запарывали на Е
емерть.

Доцент Варшавского университета Зе-
лент, содержавшийся в лагере, сообщил:

«Я знал адвоката Носека из Радома
которому дали 100 ударов, от чего он
через три дня умер».

В отношении иятеллигенции и вихных
лиц из числа заключенных латеря при-
менялись особенно утонченные  издева-
тельства. Крупнейшего профессора по
детским болезням Михаловича — 72 лет.
профессора Варшавского Политехникума
Помировского — 60 лет, члена Верхов-
ного Сула Польши Вонсович-—75 лети
многих других немцы заставляли рабо-
тать на самых тяжелых работах, всяче-
ски нал ними издеваясь.

Бывший заключенный лагеря магистр
химии поляк Тадеуш Будзынь показал:
«Большую группу профессоров, врачей,  У ‘них отбирались все вещи и ценности, и
инженеров и других специалистов в ЗЗтем их нал заранее выкопанными яма-

1.200 человек, привезенных из Греции. МЕ расстреливали. Маесовые расстрелы в
немцы поставили на непосильную работу  Кремпецком лесу в течение 1942 года
по переноске тяжелых камней. Обессилев- немпы проводили систематически.
ших и падавитих от этой тяжелой работы! Весной 1942 года з, лагерь были при-
ученых эсэсовцы избивали до смерти. Си- везены единовременно `6.000 человек и
стемой голода, изнурительного труда, из-  расстреляны в течение двух дней.
биений и убийств вся эта группа грече-  3 ноября 1943 тола в лагере было
ских ученых была в течение 5- недель   расстреляно 18.400 человек. Йз самого
иетреблена», Лагеря было Рзято 8.400 человек, a

Арсенал истязаний и мучений был не- 10.000 человек было пригнано из города
обычайно разнообразен. Многие из них  и из других лагерей. За три дня XO это-
носили характер так называемых «шу- то массового расстрела были вырыты на
ток», которые очень часто кончались   территории лагеря за врематарием боль-
умерщвлением заключенных. В числу их! шие рвы. Расстрел  началея © yma в

сток... Наб’ привезли в Люблин,
выгрузили из эшелонов и сдали
цам. Примерно в сентябре или
1942 тода в лагере на
№ 7 было решено оставить

ление в лагерь «Майданек»
смерть, мы все уже хорошо знали».

лица, бежавшие с внелагерных работ.

из них 2 полковника, 4 майора,
остальные в чине
лейтенантов. Все указанные
были расстреляны в лагере.
В течение, всего 1942 гола производи-
лись массовые расстрелы, как заключен-

офицеры

TO извне.
Житель дер. Коемпец (8 кли, от Люб:
лина) поляк Драбик Тадеуш был очевил-

грузовых машинах привезли тюдей раз-
личных национальностей и возрастов —
мужчин, женщин и детей. Привозимые в

16 сентября 1944 г., суббота, № 221

были  официальные сведения
расстреляны и небольшая часть замучена   8.400 человек. так как мы

В пертод с января по апрель 1949 года
привезенного  в латерь привозили новые партии совет-
которые расстрели-

—

Работавший в лагере по наймт грузо-

«Около 5.000 русских военнопленных
немпы зимой 1942 г. уничтожили таким
возимых из созданных тестато в Польше  образом: грузовыми автомобилями вывози-
ли из бараков к ямам на бывшей камено-
ломне и в этих ямах их расстреливали»,

Военнопленные бывшей польской ар-
В заключении! Мии, плененные еще в 1939 году и ео-
державшиеся в различных лагерях Герма-

Hac — около зялек,
4.000 человек евреев военнопленных —
погрузили в вагоны и отправили на Во-

означает   пла,

Из этой партии в 4.000 человек воен-
опленных сохранились лишь отдельные

Летом 1943 гола в лагерь на Майданек
было привезено 300 советских офицеров,

все
капитанов и старших

ных лагеря, так и населения, привозимо-

цем, как в один из дней эсэсовцы на 88

Кремпецкий лес высаживались из машин.

(5801).

ниям подвергались женщины,  заключен-
ные в лагере: те же фориы поверок, не-
посильный трул, избиения и издеватель-
ства. Особой жестокостью отличались э6-
эсовки: главная надзирательница Эрих и
вадзирательницпы Браунштайн, Девид Ани,
Вебер, Кноблик, Эллерт и Редли.
Комиссия установила много фактов с0-
вершенно неслыханных жестокостей со
стороны немепких палачей в лагере.
Немец кампфполицай Штальбе Гейнц на
пленарном заседании Вомиссии  ззявил,
что он был очевилцем, как шеф кремато-
рия оберпарфюрер Мусфельд связал по

рукам я ногам женщину-польку и живую

бросил в печь.

Свидетели Елинский и Олех, работав-
шие в лагере, также рассказывают 9
сожжении в печах крематория живых лю-
дей. «Ребенка отняли у матери от груди
и на глазах ев убили © стенку барака»
— говорит свидетель Атрохов. «Я видел
лично, — говорит свидетель Баран Эд-
вард,— как у матерей брали маленьких де-
тей и на их глазах убивали: за одну
ножку брали рукой, на друтую — ста-
новились ногой и таким образом разрыва-
ли ребенка».

Исключительным  сздизмом отличался
заместитель начальника лагеря.  0бер-
штурмфюрер «СС» Туманн. Он ставил в
ряд на колени группы заключенных и
ударами палки по голове убивал их, он
травил заключенных овчарками; он при-
нимал самое деятельное и активное уча-
стие во всех казнях и умерщвлениях за-
включенных.

Таким образом голод, непосильный труд,
пытки,  истязания, издевательства и
убийства, сопровождавшиеся неслыханным
садизиом, были поставлены на елужбу
массовому истреблению узников латеря.

ТУ. Массовые расстрелы военнопленных
и гражданского населения в лагере

закончился поздно вечером. Людей, разде-
тых догола, эсэсовцы выводили группами
№ 60 и 100 человек к рвам, укладывали
на дно рва лицом вниз и расстреливали
из автоматов. На трупы укладывалась но-
вая партия живых людей, которые также
раестреливались. И так до тех пор, пока
рвы не заполнялись. Трупы затем были
присышаны небольшим слоем земли, &

сожжены в крематории и на кострах.
Для того, чтобы заглушить при pate
стрелах крики жертв и стрельбу, немцы
установили возле крематория и на терри-
тории лагеря мощные репродукторьы, че-
рез которые передавали пелый день брз-
вурную музыку. :
Этот массовый расстрел стал широко
известен населению гор. Люблин. Рабо-

показал:

«Помимо TeX людей, которых привели
из горола, было в этот день взято
из Люблинского лагеря и расстреляно
8.400 человек. Я точно знаю эту цифру
потому, что на следующий день в веше-
вой склад, где я работал, были поданы
06 уничтожении
должны были
списать их одежду».

Работавший в канцелярии лагеря 38-
включенный поляк Станиелавский о рас-
стреле 3 ноября 1943 года показал:

«Этот расетрел немцы назвали
дерсбеандлунг» — (специальное

«Зон-
меро-

дзялек  приятие) и под этим же пазванием был

отправлен доклад в Берлин. В этом лок-
ладе говорилось дословно так: - «Разница
между количеством содержавигихся в ла-
пере заключенных утром и вечером в03-
никла в результате специального уничто-
жения 18.000 человек». i
Жители дер. Десёнта были часто оче-
видами массовых расстрелов, в ‘TOM
числе в 1944 году. Начиная с марта ме-

В сяца до 22 июля включительно, гестапов-
а цы привозили на мапгинах и на повозках
В  значительное количество польского   Hace

И ления: здесь были мужчины, женщины и
системати-

ческим иетязаниям, убийствам, массовым

дети. Их подводили к крематорию, возле
которого раздевали догола и во рвах рас-
стреливали.

«Были дни, — заявляет свидетель Нед-
‚ очевиден этих массовых расстрелов
польского населения, — когда  расстре-
ливалось от 200 до 300 и больше чело-

Здесь   век». :
эсэсов-
октябре   был
Типовой улице] года
только людей,
‚  имеющих фабрично-заводскую квалифика-
{цию и нужных в городе, а все осталь-
ные, и я в том числе, были отправлены
в лагерь «Майданек». 0 том, что напраз-

Советский военнопленный Канунников
очевидцем расстрела в июле 1943
40 женщин с маленькими детьми на
1-м поле. Рано утром трупы расетрелян-
ных были свезены в крематорий для сжи-
гания. -

Во второй половине мая 1943 года эс-
эсовцы привезли в Кремпепкий лее две
тформы трактором и один грузовик ©
трупами детей поляков,

Свидетель Гангол показал:

«Помню еще один яркий факт, который
видел лично и сегодня его подтвержлаю
полностью: во второй половине мая 1943
года эсэсовцы привезли в Кремпепкий
лес 2 платформы трактором и один грузо-
вой автомобиль только одних детей поля-
ков. Они были совсем голые. Всё трупы
этих детей были в лесу сложены в
штабеля и сожжены».

Свидетель Красовская сообщила Комис-

300 женщин, привезенных пз Грепия.
Привеленные выше эпизоды  маесовых

расстрелов отражают лишь  нозначитель-

ную часть фактов, собранных Комисеней.

Судебно-мелицинская экспертиза под
председательетвом профессора судебной ме-
дицины Люблинекого Католического Уни-
верситета, профессора — Шиллинг-Синтале-
вича, в составе: старшем врача Городской
Управы гор. Люблин доктора медицины
Рупневского, главного сузебно-медицив-
ского эксперта фронта полнолковвика ме-
дицинекой службы Шкарабского, главного
патолога-анатома фронта, доктора  меди-
цинских наук, подполковника медипинской
службы Браевското, главного токсиколога
фронта полковника медицинской службы
Блохина, судебно-мелицанского экоперта
1-й Польской Армни капитана Графинекой
установила:

«При исслеловании 467 трупов и 266
Черепов были обнаружены следы пулевых

(Окончание == на 3 стр.)..

через 2—3 дня были ‘извлечены и были

тавший ‘в’ лагере ‘эсэсовен Фотель Герман” ’”

сии о факте расстрела в апреле 1943 год&