1 октябоя 1944 г., воскресенье. № 234 (9314).

4 > КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Пресс-конференция в представительстве Польского
Комитета Национального Освобождения в Москве

Вчера вечерм в представительстве
Польского Комитета Национального 0сво-
бождения в Москве состоялась пресе-кон-

ференция, на которой  присутетвовали
представители советской и иностранной
печати. .

Открывая пресс-конференцию, председа-
тель Польского  Вомитета Национального
Освобождения г. Осубка-Моравский сказал,
что во время пребывания иностранных
журналистов на освобожденной-территории
Польши, последние выразили желание ча-
ше встречаться е представителями Поль-
ского Комитета Национального Освобожде-
ния. Пользуясь пребыванием представи-
телей Польского Национального Комитета
в Москве, имеется в виду осветить некото-
тые вопросы, касающиеся положения В
Варшаве и помощи населению Польши.

Олин из иностранных корреспондентов
зопросил высказаться по поводу имеющих-
ся сведений © том, что англо-американ-
ские летчики сбрасывали с самолетов в
Варшаву боеприпасы и продовольствие.
Ероме того, он просил ответить на вопрос
о наличии связи между всеми борющимиея
в Варшаве группами. На этот вопрос отве-
тил тен. Роля-Мимерский, сообщивший
следующее:

«В Люблин из Варшазы прибыли. курь-
еры, которые переплыли Вислу и принес-
ли сведения о положении в городе. На, 0е-
новании этой конкретной информации, мы
должны констатировать, что все органи-
запии, участвующие в операциях, —
ЕКрайова армия, Людова армия и другие—
действовали в Варшаве разрозненно. Так,
в некоторых секторах вели борьбу части
Армии Крайовой под руководством пол-
ковника Монтер, в других районах дейст-
зовали только части польской армии Лю-
ловой (которая сейчас вступает в состав
Польского войска), возглавляемой генера-
лом Скоковским. В некоторых районах
Скоковский действовал от имени армий
Людовой, Польской армии Людовой и
Корпуса безопасности. На основании по-
лученной нами информации мы установи-
ли, что генерал Бур на всем протяжении
тосстания не находился Ha территории
Варшавы.

На реплику одного из журналистов, гле
находится Бур, генерал Роля-Жимерский
отметил, что это известно командованию
Польского войска, однако он не может
назвать местопребывания генерала, Бура.
Можно только сказать, что тенерал Бур
ваходилея на значительном расетоянии от
Варшазы.

Мы, заявил далее генерал Роля-Жимер-
ский, хотим отметить, что между генера-
лом Буром и Красной Армией и марта-
лом Рокоссовским не было никогда ника-
кого контакта, и представитель ген. Бура
не приезжал в ставку маршала Рокоссов-
ското.

Затем ген. Роля-Жимерский коснулся
вопроса 0б оказании Варшаве помощи co
стороны антлийской авиации и отметил,
что часто сбрасываемое с самолетов co-
юзной авиации вооружение, продовольет-
Bue HW прочее, не попадало в Варшаву.
Отдельные пакеты находили лаже в 30
километрах восточнее Варшавы. Что ка-
вается помощи со стороны Красной Ар-
мии, то послелняя находится в лучших
условиях в сравнении с союзниками в
вилу близости расстояния и возможности
поэтому сбрасывать пакеты с самолетов
«У-2» без параннотов.

Отвечая на вопрос одного из коррес-
пондентов, имел ли он в виду, говоря о
помощи союзников, только помошь англи-
чан, или только помошь американцев, ге-
нерал Роля-Жимерский заметил: «и тех
и лругих».

По просьбе одного из корреспонлентов
генерал Роля-Жимерский подробно рас-
сказал о том, как производилась ночью
13 сентября операция, организованная
командованием Красной Армии по оказа-
нию помоши повстанпам.

«Ночью 13 сентября, заявил он, Я на-
холилея в ставке маршала Рокоссовекого.
С 9 часов вечера и до 6 часов утра са-
молеты «У-2» в сопровождении  при-
крывавших их истребителей совершали
полеты нал Варшавой, сбрасывая  пов-
станцам вооружение, боеприпасы и про-
ловольствие. В этих опезациях приняло
участие 282 самолета. В течение ночи
было сброшено продовольствие, 180 ты-
сяч патронов, 1.200 транат и несколько
сот автоматов».

Отвечая на вопрос, почему эти данные
не были опубликованы своевременно, ге-
нерал Роля-Жимерский заметил:

«Мы имели в виду интересы воебтав-
Mux, HOO 8TH свеления могли попасть к
немцам, а это помешало бы оказанию
лальнейней помоши. В польской печати.
выходящей на освобожленной территории,
эти ланные были опубликованы».

Отвечая на вопрос, почему до 13 сен:
тября не были предприняты попытки ока-
з-твать помошь повстанцам, тенерал Роля-
\имерекий заявил: «До этого дня мы не
знали точного расположения повстанцев.
Помощь была оказана немедленно после

TOTO,
получены».

Один из корреспондентов задал вопрос,
имеется ли в настоящее время контакт
между командованием Красной Армии и
повстанцами, генерал Роля-Жимерский от-
метил, что в период © 13 ш 23—24
сентября этот контакт был постоянным. В
этот период из центра Варшавы прибы-
вало очень много курьеров и офицеров.
Воснувшись затем вопроса о наличии кон-
такта между отдельными группами варша-
вян, генерал Роля-Жимерский заметил, что
этот контакт непостоянный и что связь
между отдельными группами часто нару-
шается.

Генерал Роля-Жимерский представил
присутствующим на пресс-конференцяи
план города Варшавы © обозначенным на
нем расположением на 13 сентября от-
дельных борющихся трупп. ;

Отвечая на вопрос, каково сейчас по-
ложение в районе Варшавы, генерал Ро-
ля-Жимерский заявил, что 15 сентября
он вместе с маршалом Рокоссовским осмат-
ривал линию обороны, сооруженную нем-
цами в районе Варшавы. Эта линия ео-
стоит из небольших дотов, сооруженных
из стали и бетона. Важдый дот имеет либо
пулемет, либо небольшое орудие, распо-
ложенные во вращающихся башнях.
каждом лоте имеются артезианокие колод-
цы и хорошая система вентиляции. Ли-
ния JOTOBR дополнена сетью проволочных
заграждений. На пространстве от Вислы до
селения Вавер части Красной Армии 3a-
няли 100 таких лотов.

— Я предполагаю, — заметил Роля-
Жимерский, — что корреспонденты ©мо-
гут осмотреть эту линию оборонительных
сооружений, когда фронт перелвинется за
Вислу.

Олин из корреспондентов просил ген.
Роля-Жимерского ознакомить с его оцен-
кой сил немецкой обороны в Варшаве по
сравнению с другими уже освобожденны-
ми городами.

«Немецкое командование, — ответил ге-
нерал Роля-Жимерский, — бросило в этот
район значительные бронетанковые силы.
Организация обороны говорит © тои, что
германское командование придает исклю-
чительное значение обороне Вислы и Ват-
шавы и напрягает все силы, чтобы удер-
жать линию Вислы и столицу любой
ценой». :

Выступивший затем т-н Осубка-Морав-
ский подчеркнул трудности, которые mpH-
шлось преодолеть Краеной Армии и Поль-
скому войску при взятии Праги и ко-
торые стоят сейчас перед ними. Мощная
оборона этого района, заявил он, об’яс-
няется тем, что Виела — это последняя
преграда. Если она будет преодолена, то
это приведет к таким же последотвиям, к
каким привело наступление армий мар-
шала Рокоссовского, когда была очище-
на от противника значительная террито-
рия © городом Люблин в центре. Приме-
ром ожесточенности боев могут служить
бои в районе города Радзимин и в райо-
нах других городов, которые по несколь-
ку раз переходили из рук в руки. Г-н
Осубка-Моравский заявил, что на вопрос,
адресованный военным кругам, почему
Варшава не может быть екоро освобожде-
на, они рекомендуют вспомнить о Минске,
Киеве и 06 освобождении Ленинграда линть
после длительной осады. Взятие Праги
стоило Польскому войску и Красной Ap-
мии крупных жертв, хотя немецкие по-
тери были значительно больше. В район
Черняхув на помощь восставигим бъло бро-
шено несколько батальонов Польского вой-
ска, но они вынуждены были вернуться
обратно. Взятие Варшавы невозможно,
если через Вислу не будет’ переправлено
тяжелое вооружение. Осуществить это не-
легкое дело, т. к. Висла в этом месте
достигает ширины 700 метоов. Елинет-
венный путь освобождения Варшавы —
это окружение е и взятие в клещи. Это
требует времени.

Г-н Осубка-Моравекий заметил, что ру-
ководство Армией Людовой, действовавшей
в одном из районов Варшавы, обратилось
5 руководству армии Крайовой е просьбой
помочь ему установять связь с команло-
ванием Красной Армии. Командование Ap-
Miu Врайовой обещало удовлетворить эту
просьбу, но обещание не выполнило, хотя
все срелетва связи были в его руках. Ар-
мия Людова была застигнута варшавеким
выступлением врасплох.

На реплику одного из иностранных кор-
респондентов, что в англо-американской
печати появились сообщения, будто числа
20 или 30 июля радиостанция им. Ro-
стюшко призывала к восетанию, член
Нольского Комитета Национального Оево-
бождения Ендриховский заявил, что тако-
го призыва не было, Радиопередачи Союза
Польских Патриотов призывали польский
нарол к борьбе на протяжении нескольких
месяцев, нескольких лет. Это были призы-
вы к партизанской борьбе, призывы к
подготовке общего восстания. Однако это
не было сигналом к началу восстания в
городе.

как необходимые сведения были! Отвечая на несколько вопросов, задан-

ных в <вязи с сообщениями © назначении
генерала Бура польским главнокомандую-
шим г-и Осубка-Моравский заявил, что
тен. Бур — преступник по отношению к
польскому народу, т. к. он толкнул вар-
шавокое население на преждевременное
выступление. Назначая ген. Бура главно-
командующим, польское правительство,
очевидно, сошло © ума. Ненависть в поль-
ском народе в Буру значительно сильнее,
чем к Соснковскому. Е

Отвечая на вопрос, будет ли привлечен
& ответственности Бур, Осубка-Мэравский
заявил: «Он будет отдан под суд».

Олин из американских корреспондентов
спросил, какова цель приезда представи-
телей Польского Комитета в Москву, а
также имеется ли какая-нибудь перспек-
тива возобновления переговоров между
Польским Комитетом Национального 0ево-
бождения и польским эмигрантским пра-
вительетвом. Г. Осубка-Моравский  отве-
тил: «Наш приезд в Москву связан с
разрешением текущих вопросов между
Польским Комитетом Национального 0с-
вобождения и Советеким Правительством.
Ничего нового в отношениях межлу Поль-
ским Комитетом Национального (евобож-
дения и эмигрантским правительством не
произошло, — продолжал г. Осубка-
Моравский, — отвечая на другой вопрос.
— Наци требования остались прежними,
главное из них — признание конституции
1921 года. Новое может оказаться только
В том, что может быть некоторые члены
эмигрантского правительства в Лондоне
окажутся ответственными за варшавекую
авантюру».

На вопрос другото американского Kop-
респондента, не означает ли переход Бе-
лостокской области в Управление граж-
данской админиетрации Польского Комите-
та, что линия Верзона ветупила в <илу,
как пограничная линия между Польшей
и СССР, г. Осубка-Моравский ответил, что
вопрос о государственной границе эконча-
тельно не разрешен. Линия Керзона яв-
ляется основой. Пограничная комиссия бу-
дет создана.

На вопрос одного из корреспондентов,
не затрагивалаеь ли эта тема во время
беседы с маршалом Сталиным, г. Осубка-
Моравский ответил отрицательно и заме-
THI, что вопрос о границах был предме-
том переговоров с Советским Правитель-
ством гораздо раньше.

_ Олин из иностранных корресповлентов
просил сказать «хотя бы что-нибудь» 0
беседе, происходившей вчера се маршалом
Сталиным, г. Ендриховский ответил, что в
числе других был в0прос об оказании по-
мощи co стороны Советского Союза,
ЮНРРА, польских организаций в США и
дДрутих. :

Представитель Польского Комитета На-
пионального Освобождения г. Минн заме-
тил, что на обратение Польского Комите-
та 06 оказании помощи польскому наее-
лению, ЮНРРА заявило, что необходимо,
чтобы ее представители ознакомились ча
месте с нуждами польского населения.
Г. Мини подчеркнул, что экономическое
положение в освобожденных райовах тя-
желое, а в некоторых — даже трагиче-
ское. Он подробно ознакомил присутетвую-
щих с положением в Праге и отметил, что
Советское Правительство уже оказало зна-
чительную помощь. Корреспонденты ин-
тересовалиеь, не может ли Советекое Пра-
вительство выделить продовольствие `не-
медленно в тем, чтобы США затем компен-
сировали это Советскому Союзу. Г. Минц
заявил: Советский Союз помогает, надо,
чтобы помогли другие страны. Я могу
сказать, что одной из тем вчерашних pas-
говоров было усиление этой помоши. Я не
уполномочен отвечать на этот вопрос, ибо
он касается Советекото Правительства,

На вопрос о том, не думает ли г. 0суб-
ка-Моравский,. что введение в Польский
Комитет Национального Освобождения Ми-
колайчика или кого-либо другого из со-
става польского эмигрантекого правитель-
ства может содействовать успокоению в
Польше и воздействовать на террориетов,
действующих в Польше, г. Осубка-Морав-
ский ответил: «На тертпористов не п-
действует ни Миколайчик, ни кто другой.
Но, конечно, ветупление Миколайчика в
состав комитета могло бы повлиять на
имеющийся еще в Польше небольшой про-
цент колеблютщщихся людей».

Г. Осубка-Моравекий подчеркнул что
он просил бы концентрировать вопросы
корреспондентов на вопросах оказания по-
мощи. польскому населению. Положение в
Польше, заявил он, очень тяжелое чало,
чтобы весь мир знал, что творят там
немцы.

— Мы рассчитываем, —еказал г. 0еуб-
ка-Моравский, — на помощь co сторо-
ны 0б’единенных наций одеждой, про-
довольетвием и медикаментами. Я должен
сказать, что Советское Правительство уже
выделило для освобожденной территории
Польши 10 тыс. тонн муки и медикамен-
ты для населения Праги:

— Вто дает быстро, тот лает влвое —
напомнил эту пословицу г. Мини в конце
пресс-конференции. (ТАСС).

Боенные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). В со:
общении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

Немцы прекратили сопротивление на
мысе Гри-Нэ, где подавлены батареи
дальнобойных орудий. В Кале заключено
перемирие на то время, пока оставшееся
гражданское население не будет эвакуиро-
вано из города.

Минувшей ночью легкие  бомбардиров-
щики совершали налеты на вражеские
войска, передвигавшиеся в районе устья
Шельды.

Войска союзников непрерывно продви-
гаются на б-мильном фронте западнее
Тернгаута, встречая упорное сопротивле-
ние противника. К северу от Беста и
вблизи Неймегена отбиты контратаки нем-
цев против вклинившихся в их располо-
жение войск союзников. Союзные войска,
продвигающиеся с юго-востока к Херто-
генбосу, находятся в 4 милях от города.

На всей территории от района Аахена

Г 542145.

Союзные войска заняли мыс Гри-Нэ

до люксембурго-германской границы про-
должались активные действия патрулей.

Части войск союзников предприняли
атаку местного значения близ Гуртгена,
юго-восточнее Штольберга. Южнее этого
района. союзные войска несколько прод-
винулись юго-западнее Прюма, атакуя
укреплённые позиции противника. Восемь
укрепленных пунктов было уничтожено в
ходе одной атаки. В юго-восточной части
Люксембурга освобождены Момпах и Вас-
сербиллиг. Занят Гауте-Контц в 6 милях
южнее Ремиха. Западнее Меца отбита ата-
ка противника вблизи Гравелотта. После
атаки противник открыл в этом районе по
союзным войскам концентрированный ар-
тиллерийский, минометный и пулеметный
огонь. Близ леса Гремес, в 14 милях се-
веро-восточнее Нанси, отбиты две контр-
атаки немцев. В Вогезах <оюзные войска
захватили позиции на подножье горы Сен-

Горгон, непосредственно к югу от узла
дорог Рамбервиллер. Войска союзников

Типография центрального органа Народного комиесариата обороны СССР «Ерасная звезда», Москва, улица Чехова, 16.

улучшили свои позиции к западу и К се-
веро-западу от Бельфора, несмотря на уси-
лившееся сопротивление противника.
ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). ‘Как
передает специальный — корреспонденг
агентства Рейтер, находящийся с канад-
скими войсками, утром 29 сентября союз-
ники заняли’ мыс Гри-Нэ. При этом зах-
вачено 8 дальнобойных орудий,  произво-
дивших обстрел английского побережья
через Па-де-Кале, и 2 тыс. пленных.
——

Бегство из плена командира
1-й английской авиадесантной
ДИВИЗИИ

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). Как
передает английское военное министерство,
командир 1-й английской авиадесантной
дивизии генерал-майор Р. Э. Уркварт ко-
роткое время находился в руках врага, но
затем бежал и сейчас находится в безопас-
ности. :

АДРЕС РЕДАКЦИИ; Москва, 6, ул. Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12, ИЗДАТЕЛЬСТВА — К.4-00-70,

Представитель отдела печати
венного департамента США
заявления, с которыми выступили руково-
дители делегаций СССР, США и Англии   заявление:
— Громыко, Стеттиниус
заключительном заседании англо-америка-
но-советской конференции в Думбартон-
В своем заявлении ведена большая
будет способствовать конечному успеху В лумесяца CCCP
21   последней стадии, когда будут принимать-
ся решения.
слов о том, каким образом мистер Стетти-
ниус руководил переговорами. Он знал, как

Оксе 28 сентября.
т. Громыко указал:

августа до настоящего времени, обсуждая
ряд важных вопросов, касающихся созда-
ния международной организации безопас-
ности. Сегодня мы имеем все основания   нужно сочетать энергию < Учтивостью
заявить, что эти переговоры,
были полезными. От имени советской де- датель, он ускорял

Заявления Громыко, Стеттиниуса
и Кадогана

(ТАСС).  приведет к быстрому заключению согла-
государст:   шения между правительствами всех миро
опубликовал   любивых наций».

ВАШИНГТОН, 299 сентября.
на

и Кадоган

«Три делегации заседали вместе с

легации я хочу отметить ту дружествен-
ную атмосферу, в которой делегаты яро-

водили свою работу. Я полагаю,
выражу мнение всех присутствующих, если
поблагодарю Стеттиниуса за его искусное

руководство конференцией. Я хочу также Никогда
поблагодарить вравительство Соединекных

ПГатов — и в этом, я уверен, я выражу

мнение каждого из нас — за то госте-;гаю, что мы расходились

приимство, которое было нам оказано».

Стеттиниус сделал следующее заявление:

«Около шести недель прошло с того
момента, как мы приступили к этим важ-
ным переговорам. За этот короткий период
времени мы сделали гораздо больше, чем
многие это считали возможным. Наши
успехи в значительной мере стали возмож-
ными благодаря дружественному <отрудни-
честву моих коллег — председателей но-
ena Громыко и сэра Александра Кадогана
и всех тех, кто работал вместе < нами.
Я хочу выразить мое глубокое личное удо-
влетворение и благодарность за это со-
трудничество, которое привело к возникно-
вению великолелного духа гармонии и доб-
рой воли, наблюдавшегося во время пере-
говоров. Мы имеем все основания быть
удовлетворенными достигнутым.

За короткий период, в 6 недель, мы до-
стигли широкого соглашения по основным
и необходимым принципам международ-
ной организации по сохранению мира и
безопасности. Эти принвипы будут иметь
жизненно важное значение, и наши пра-
вительства будут руководствоваться ими
при проведении любого мероприятия, ко-

практике организации,

шения поставленной задачи.
дух сотрудничества,

ся во время наших переговоров

Заявление Рузвельта о позиций

аргентинского

ВАШИНГТОН, 39 сентября. (ТАСС).
На пресс-конференции президент Рузвельт
резко осудил правительство Аргентины.
Рузвельт заявил:

«За последние месяцы я пристально
и со всё большим беспокойством следил
за развитием обстановки в Аргентине.
Эта обстановка представляет собой не-
обычайный парадокс — рост нацистско-фа-
шистского влияния и усиление применения
нациетско-фашистских методов в стране,
находящейся в нашем полушарии, в тот
самый момент, когда в Европе и в других
частях света силы гнета и агрессии под-
ходят всё ближе и ближе к своему окон-
чательному поражению и наказанию. Этот
парадокс еще болыше усиливается благо-
даря всем нам известному факту — огром-
ное большинство аргентинского народа
осталось верным своим собственным сво-
болным демократическим традициям и по-
прежнему поддерживает те страны и на-
роды, которые идут на столь великие
жертвы в борьбе против нацистов. и фаши-
стов. Это ясно проявилось в огромной сти-
хийной демонстрации аргентинской обще-
ственности после получения известия об
освобождении Парижа.

Политика американского правительства
по отношению к Аргентине, политика,
определенная в результате консультаций
с другими американскими республиками,
была ясно изложена государственным сек-
ретарем Хэллом. Нет нужды в том, что-
бы я повторял ее: Аргентинское прави-
тельство отреклось от торжественно взя:
тых межамериканских обязательств, на

РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ. США И АНГЛИИ 0 ПРОДОЛЖЕНИИ CHECKOB
ФИРМ Н ПРЕДПРИЯТИЯ, СОТРУДНИЧАЮЩИХ С ДЕРЖАВАМИ ОСИ

ВАШИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС).
Государственный департамент США опуб-
ликовал сообщение, в котором говорится;
что правительства США и Англии пришли
к соглашению продолжать и после пора-
жения Германии практику составления спи-
сков фирм и предприятий, сотрудничающих
с державами оси. В сообщении государст-
венного департамента говорится, что «пра-
вительство США решило, что и после пре-
крашения организованного сопротивления
со стороны Германии необходимо будет
продолжать практику составления черных
списков. Это необходимо для того, чтобы
союзные правительства имели возможность
надлежащим образом действовать в отно-
шении тех фирм, которые способствовали
странам оси в их борьбе за мировое гос-
подство. Многие такие фирмы контролиру:
ются организациями, находящимися на
территории стран оси, и используются как
орудие военной машины этих стран. Кон-
троль над этими помошниками стран оси
будет необходим в качестве дополнения к
союзному контролю над главными конто-
рами этих фирм, находящихся в Германии.
Такой контроль будет осуществляться до
тех пор, пока не будут приняты надлежа-

ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ В США

НЬЮ-ЙОРК, 29 сентября. (ТАСС). Хотя
кандидат республиканской партии на пост
президента Дьюн во время своей поездки
по западным штатам стремился установить
контакт не только с представителями де-
ловых, сельскохозяйственных кругов и др.,
но и < местными профсоюзными лиде-
рами, по имеющимся в настоящее вре-
мя данным, большинство членов профсою-
зов продолжает поддерживать Рузвельта,

Американский институт общественного
мнения сообщает, что, по данным недавно
проведенного опроса, 72 процента членов
профсоюзов, входящих в конгресс произ-
водственных профсоюзов (КПП), являют-
ся сторонниками Рузвельта, а 928 процен:
тов высказываются за избрание Дьюи. Из
числа членов профсоюзов, входящих в
американскую федерацию труда (АФТ), 63
проц. являются сторонниками Рузвельта,

седатель, за то, что вы сказали от имени
всех нас. Я считаю, что здесь была про-

торое будет необходимо для создания на сле
предусмотренной   ских переговоров в Думбартон-Оксе вчера
здесь нами. Все миролюбивые народы мира  там начались переговоры между делега-
будут ободрены” успехами, достигнутыми  пиями США, Соединенного Королевства и станция «Слабодна Югославия» передает
нами в Думбартон-Оксе. С горячей надеж- Китая по вопросу о послевоенной безопас-
дой они будут ожидать скорейшего завер-  ности. Переговоры начались открытым за-
Мы должны   седанием, на котором с речами выступили   маршала
оправдать их доверие, и я убежден, что  государственный
который об’единяет  председатель английской делегации Кадо-
наши нации в войне и который наблюдал- ган и председатель китайской делегации   офицерам 5-го корпуса, — говорится в
здесь,   Веллингтон Ку.

Приезд в СССР делегации Комитета
„Фонда Помощи России“
Британского Красного Креста

30 сентября в Москву прибыла хелега-
ция Комитета «Фонда Помощи России»
Британского Красного Бреста в составе
Артура Абрахаме. г-жи Эвелин Абрахамс
и г-жи Мабел Джонсон.

На аэродроме делегацию встретили за»
меститель Председателя Исполкома Союз

Александр Кадоган сделал следующее

«Я хочу поблагодарить вас, мистер пред-

-полезная работа, которая -
полковник медицинской

службы П. Д. Диваков и представитель
Я хочу сказать несколько Исполкома Союза Обществ Красного Креста
и Красного Полумесяца СССР в Велико-

я  британии проф. С. А. Саркисов.

несомненно,   терпением, и таким образом, как предсе- ыы
наш путь при проходе
гладких мест дороги и помогал сглаживать АГРАРНАЯ РЕФОРМА
шероховатости. Мы обязаны ему значитель-
что я ной частью достигнутых нами успехов. Я, В ПОЛЬШЕ

естественно, не употребляю слово «шеро-
ховатость» в его более мрачном емысле.
не было ничего подобного.
Иногда в наших переговорах мы выска-

ЛЮБЛИН, 30 сентября. (ТАСС). Отдел
земледелия и аграрной реформы Польского
Комитета Национального eee

.  об’явил о том, что во исполнение -
Е Те К ни статьи декрета о земельной реформе,
предусматривающей наделение рабочих зе-
мельными ‘участками размером до 7 га,
профсоюзы должны до 10 октября не-
медленно составить списки рабочих, кото-
рые получат земли вблизи городов ила
промышленных центров.

вопросах разумно и дружелюбно. Для каж-
дого из нас было испытанием оказываться
иногда в оппозиции к остальным двум де-
легациям, но даже если мы считали точку
зрения остальных двух делегаций несколь-
ко странной, мы признавали, что эта точка
зрения искренне поддерживалась и поэто-
му была достойна уважения. Я думаю, что БОИ В ЮГОСЛАВИИ
это хорошее предзнаменование на будущее.

Я хочу присоединить мою благодарность  ЖЕНЕВА, 30 сентября. (ТАСС). Как пе-
секретариату. Его работа была быстрой,   редают из Югославии, верховный штаб на-
эффективной и полезной. Я хочу выразить   родно-освободительной армии в Югославии
также нашу признательность правитель-  сообщает, что в Славонии югославские ча-
ству Соединенных Штатов за оказанное  <ти, развивая наступление, заняли города
нам гостеприимство. Правительство США Слатину и Чаджавицу и вышли на реку
предоставило нам все возможности для Драву. Захвачены богатые трофеи, кото-
этой замечательной конференции. Оно за- рые подсчитываются.

полнило и даже с избытком наши немного-  В Восточной Сербии части народно-осво-
численные свободные часы. Мы возвратим-   бодительной армии освободили город Ку-
ся к себе на родину с самыми приятными   чево. На дороге в районе Парачина юго-
воспоминаниями и с глубоким чувством   славские войска заняли важный вражеский
благодарности». опорный пункт Ражань.

В Далмации югославскими частями занят
вражеский опорный пункт Петрово Полье.
В Словении части народно-освободитель-
ной армии ведут бои в городе Лития,

Переговоры представителей
США, Англии и Китая
в Думбартон-Оксе —

ВАШИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС). По-
завершения советско-англо-американ-

Приказ маршала Тито
освободителям Банья-Лука

ЖЕНЕВА, 30 сентября. (ТАСС). Радио-

приказ верховного  главнокомандующего
народно-освободительной армии Югославии
Тито войскам,  освободившим
секретарь США Холл,   Банья-Луку. «Выражаю благодарность и
признательность бойцам, унтер-офицерам и
приказе, — за непоколебимое упорство и
героизм, проявленные во время освобожде-
ния Банья-Лука. Во главе с командиром
корпуса генерал-майором Славко Родичем
вы, храбрые <ыны Босанской Краины,
своими доблестными действиями снова по-
правител bCTBQ казали, что вы достойны. ваших славных
предков. Вы вернули гордой Краине город,
основе которых страны нашего полушария   с первых дней оккупании служивший оча-
разработали систему обороны, призванную   гом народного восстания, нёсмотря на то,
противостоять агрессии оси. Если в На-  что в нем 3,5 года царил террор немец-
стоящее время мы не докажем свою спо- „их оккупантов и их прислужников —
собность обеспечить традицию уважения К   четникоз и усташей. Слава героям, павшим
таким обязательствам со стороны цивили- .а освобождение нашей родины».
зованных народов, у нас будет мало на-
дежд на систему международной  безо-
пасности, теоретически разработанную для
поддержания принципов, во имя которых
наши народы идут сейчас на жертвы.

В этой связи я полностью ‹ присоели-
няюсь к словам Черчилля, сказанным им
2 августа в палате общин, когда он зая-
вил: «Нынешняя война не похожа на не:
которые малые войны в прошлом, когда
всё забывалось и прощалось. О нациях
нужно судить по той роли, которую они
играют. Не только воюющие страны, яс
и нейтральные узнают, что на их поло-
жении в мире не сможет не отразиться та
роль, которую они решили сыграть в воен-
ном кризисе».

Я счел важным в данный момент сде-
лать это заявление о позиции американ-
ского правительства, так как мое внима-

Изменения в составе шведского

правительстза

СТОКГОЛЬМ; 30 сентября. (ТАСС). Как
передает шведское радио, на происходив-
шем сегодня заседании шведского прави-
тельства приняты решения об изменевии
состава правительства. Из ‹остава правн-
тельства выходят министр торговли Гер-
ман Эрикссон, министр путей сообщения
Густав Андерссон и министр без портфеля
К. Росандер. Министром торговли назна-
чается профессор Бертиль Олин, министром
без портфеля — начальник отдела законо-
дательных предположений министерства
юстиции Гуннар Даниельссоя; министром
путей сообщения — бывший министр без

ние было обращено Ha то, что нацист^кие   ПОртфеля Доме; и Hea
радиопередачи для Латинской Америки.  СТерства социального обеспечения — Таг
пронацистская печать Аргентины, а также   ЭРЛандер.

некоторые безответственные лица н груп-

пы в нашей и некоторых других респуб-

ликах стремятся подорвать позицию аме- ВОЙНА НА ТИХОМ
риканских республик и связанных с нами ОКЕАНЕ

стран из числа Об’единенных наций путем K :

измышлений и распространения злобных  ВАШИНГТОН, 30 сентября. (TAC).

слухов о том, что наши мнения расходят-  Морское министерство СИТА сообщает, что
ся по вопросу о политике по отношению  27 сентября американские войска под при-
к Аргентине». крытием авиации и огня крейсеров и
эсминцев высадились на островах Нгесе-
бус и Конгауру, расположенных севернее
острова Пилулу (острова Палау). Незначи-
тельное сопротивление японских войск бы-
ло быстро сломлено. Остров Нгесебус пол-
ностью находится в руках американских
войск. На острове Конгауру американские
войска уничтожают разрозненные японские
части.

К БОЯМ НА ОСТРОВАХ ГУАМ
И ТИНИАН
ТОКИО, 30 сентября. (ТАСС). Как пере
дает агентство Домей Цусин, японская им-

ператорская ставка опубликовала сообще-
ние, в котором говорится, что японские

щие меры, которые положат предел’ даль-
нейшему использованию таких фирм в ин-
тересах стран оси.

Необходимо будет также продолжать
составление ‹писков фирм, продавшихся
странам оси ради временных чрезмерных
прибылей и наносящих вред делу демо-
кратий»,

В сообщении указывается, что в «спи-
сках, кроме того, должны быть учтены
капиталы осистских лидеров, переправлен-
ные ими в иностранные государства, чтобы войска на островах Омиядзима (Гуам) и
обеспечить финансовую базу для дальней- Тиниан, сражавшиеся вплоть до 27 сентяб-
шего осуществления своей политики после! РЯ, погибли. Командиром наземных сил в
капитуляции Германии», и что «эти списки,   ЭТОМ секторе был генерал-лейтенант Хидей-
кроме того, будут содействовать продол-   ОСИ Обата. Наземными и морскими силами
жению экономической войны против Япо- На острове Омиядзима командовали гене-
НИИ. рал-лейтенант Хно Такасина и капитан
Ютака Сугимото, а на острове Тиниан —
НН, Кейси Огата и капитан Гоити
я.

Вашингтонский корреспондент агентства
Юнайтед Пресс сообщает, что в американ-
ские черные списки фирм включено при-
близительно 9.950 `фирм в Латинской
Америке и 5.400 европейских фирм, вклю-
чая сюда 1.600 аргентинских фирм, 1.500
чилийских, 1.100 швейцарских, столько же
испанских и португальских, 800 швед-
ских, 250 турецких, 40 ирландских и др.

ИНТЕРЕС В АНГЛИИ
К СОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). Жур-
нал «Уорлд пресс ньюс», отмечая с одоб-
рением организованную недавно Британским
советом выставку русских книг, заявляет,
а 37 проц. — сторонниками Дьюи. Инсти. ЧТо большинство английских читателей
тут указывает, что, по данным опроса, имеет мало возможностей знакомиться с
проведенного в июне, за избрание Руз- литературой России сегодняшнего дня,
вельта высказалось 68 проц. членов проф- Главный библиотекарь публичной библио-
союзов, входящих в КПП, и 64 проц.  теки в Йоркшире, побывавший на выставке,
членов профсоюзов, входящих в АФТ. Та-  организованной Британским советом, заявил
ким образом, Рузвельт за последние ме-! представителю журнала, что имеется весь-
сяцы приобрел больше сторонников в Ма большой спросе на русские книги всех

КИП и потерял некоторое число голосоз Видов, но запас книг совершенно недоста-
АФТ.

в По данным института, в ТочЧен для удовлетворения его. В публич-
1940 году за Рузвельта высказалось 79 ных библиотеках имеется достаточно
проц. членов профсоюзов, входящих в  произведений русских классиков, как на-

КПП, и 71 проц. членов профсоюзов, вхо-  пример Пушкина, Достоевского, Чехова,
дящих в AQT. Горького и др., однако спрос на книги

До сих пор единственными видными  СОВременных советских авторов превышает
профсоюзными деятелями, об’явившими о  ВОЗМОожности удовлетворения его.
своей поддержке Дьюи, были npexcena- === ЕЕ =
тель профсоюза плотников, входящего в
АФТ, Хатчесон и председатель об’единен-
ного профеоюза горняков Льюис.

Ответственный редактор
Н. А. ТАЛЕНСКИЙ,

доб. 76. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00-70, доб. 31.

Обществ Красного Креста и Ераеного По-®

i

a.

ery

=

к Зы