4 ситября 1944 г., среда. №

Говорит

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Поздним вечером, пробиваясь ¢KBOSb
фьму и непогоду, небольшая моторная
лодка держала курсе к берегу. Земля ели-
валась с пасмурным небом, и ее ве было
видно. Красноармеец Шохин, силевший на
хуле, хормио знал здешние воды и поэто-
зу Уверенно тнал лодку вперед. Вдруг
тде-то во мраже блеснул огонь. Один раз,
другой, третий. Ветер донес отдаленные
орудийные выстрелы.

— Говорит Москва, — как бы що
себя сказал Шохин и потом добавьл: —
Утес тут один есть, Москвой его называ-
ют. Всю войну продержался, а теперь.
как услышит по радио, что в стозице са-
лют об’явлен, так и он бьет по немцам.
Только боевыми. :

Боеп повернул лодку чуть левее вепы-
хивающих огней и повел ее прямо к бере-
гу. В этот момевт каждому из нас вопом-
нилось всё усльшнанное злесь, Ha Край-
нем Севере, об утесе «Москва», ставшем
CHUBOTOM нобеды.

..Нах седыми холодными волнами моря
возвышается гранитная глыба. Во время
приливов она кажется небольшой. Смют-
DUIS HA нее издали, и эта серая, вечно
мокрая скала теряется в волнах, ее под-
ножие тонет в шипяшей пене. Но через
кажлые шесть часов, когда море после
бешеной атаки берега всеми девятью ва-
лами обесеиливает и вода отступает от
скалы на пятнахцать метров, — эта тра-
нитная глыба снова вырастает, как бы
издлеваясь нал стихией.

Десятки преданий сложены об stow yre-
^з рыбаками Крайнего Севера. Одни по-
вествуют, что утес сторожит бухту от
набега морских волн-разбойников, и по-
$тому всегда тихо в ной. Другие самый
утес называют разбойником, потому что
разбивает он о свою грудь лодки зазевав-
шихея рыбаков.

Началась война. От сопки в сопке, от
бухты к заливу двинулись на восток нем-
цы. Оня шли берегом студеного моря, и в
эти дни гранитная глыба начала свою
новую историю. 0 ней сложилась иная по-
весть. Это живая быль о советеких вои-
нах, которых зовут здесь солдатами Арк-
THEE.

Три ве лишним года назад лейтенант
Искаир Бужахметов, сын далекого Базах-
стана, посмотрел отсюда через воды залива
на залах и сказал:

— Хорошо немцев видно, хорошо бить
можно.

Позже на утес пришли  пулеметчики.
Расставив в камнях свои «максимы». они
попробовали стрелять по врагу. Огонь был
мало действителен. Но вот немцы пошли в
наступление, пели приблизилиеь, и пуле-
метчики ударили по зеленым цепям, что
двигались вдоль берега, и по лодкам, что
плыли по морю. Враг понес потери и от-
ступил. :

Так повторялось много раз. Немпы рва-
тись вперел, но их отбрасывали огнем.
Безымянный утес надежно сторожил бух-
ту от гитлеровиев;

Осенью пулемотчиков заменили артилле-
ристы; сменилась: и ‘вся часть. Встали на
вахту новые люди, но они сохранили бое-

вые традиции отважных пехотинцев
Искаира  Кужахметсва. ° «Стоять  на-
смезль, — завошала пехота, — как

Москва сетотня стоит. Назад ни шагу».

А Москва переживал» тогла тяжелей-
шяе лни. Возг подходил Ев ее воротам.
Москвичи дрались героически, и пе ним
равнялиеь все остальные части. «Что у
нас! — говорили бойцы на утесе. — Вот
пол Москвой это бой». И они еще ярост-
нее вели огонь по врагу.

Y sepa немцев остановили, но под Мо-
сквой они еще двигались. С болью в серд-
He слушал гарнизон утеса каждое coohme-
ние из столипы. Й вот однажды глубокой
полярной ночью прибежал на скалу, cep-
жант Дисенков. Запыхавииеь, он едва
произнёс:

— Сообщение было... Говорит Москва...

еипы разгромлены, напти наступают!

Не выдержали артиллеристы и в честь
победы тут же пустили <ерию снарядов
через бухту по немпам. С To поры и
осталось за утесом почетное нанменова-

Е з Serer Se Se

у В. ИЛЬЕНКОВ

чем поет трембита

— Сетолня, когда гул советской артил-
лерии врывается в ущелье Карпалевих
тор и уже отчетливо слышен в долине,
.тде раскинулась Ясыня, протянувшись на
16 километров почти в одну улицу, сегод-
ня, когда жители Ясыни © радостным тре-
петом сердца вглялываются в дороги, иду-
шие © перевала, ожидая русских солдат,
сегодня, когда по всей Еарпатокой Ук-
panne весело и звонко звучат трембиты,
приветствуя своих освоботителей, ине хо-
чется рассказать о человеке, который не
еждался этого великого дия, но готовил
ero всей своей жизнью... Я расскажу 0
человеке, который любил <вою родную
Бариатскую Украину, как мать, — 00
Олексе Борканюк, — он был моим мужем.
— так начала свой рассказ маленькая
черноволосая женщина, еще молодая, но с
‘той неутешной скорбью в глазах, какая
остается на всю жизнь и тяжелей старо-
сти. Е

..Трембита — это длинная пастушья
труба. Резким и чистым звуком ее начи-
нается утро в селах Карпалокой Украины.
Трехбнты всех деревень и сёл бодрым и
тромким криком своим как бы открывают
ворота во всех дворах в ранний рассвет-
ный ча‹. Стада алут в горы, — туда, где
чулесная сочная трава по ‘колено, где
пветы в изобилии, словно посажены 33-
ботливой человеческой рукой, и такой яр-
кой и нежной окраски, будто их раскра-
шивали лучшие хуложники края, те Ca-
мые, что расшивают пестрыми цветами
кожаные куртки-безруказвки.

По крутым овлонам гор темнеют леса——
ель и бук, дуб и ясень, а еще выше бе-
леют острые вершины, нокрытые вечным
снегом. В самым облакам подняла голову
тора Поп Иван. Шумят стремительные 00-
токи холодной и прозрачной воды, лавая
начало могучим рекам, бегущии в Чер-
ному морю. Стучат в лесах топоры л1ес0-

ee Se ee eee Sale ed

+

(5916).

Лосква...

ние — «скала Москва». Стоит вопыхнуть
на ней орудийному выстрелу, и каждый,
кто видит вепышику, обязательно произно-
вит:

— Говорит Москва.

А говорит она метко, без промаха. Под
прикрытием огня «Москвы» любой боец
смело идет вперед, не задумываясь.

ОЭлнажды ночью группа Hallux развед-
чиков переправилась через залив в поие-
ках «языка». Совершив дерзкий налет,
она захватила пленного. Разведчики свя-
зали его, и——под гору, к лодкам. Вдруг,
как из-под земли, вырос во тьме враже-
ский часовой.

— Хальт!

Вместо ствета немец получил увеснстый
удар прикладом. Однако cH успел закри-
чать. Воспрянул духом и пленный, кото-
рый тоже стал звать на помощь.

В немецком лагере поднялся перепо-
лох. Гитлеровцы забегали, запгумели, &
потом, когда они услышали торопливые
зоплески весез у воды, то открыли
сильный огонь. Море забурлило  светло-
синими языками пламени. Это рвались
мины, падавшие вокруг лодок. Разведчи-
кам становилось туго.

( напето берега внимательно наблю-
дали за поиском. Вот влали блеснул ого-
нек. Раз, друтой, третий. Это означало,
что пленный взят, отчалили. Но другие
отни, светлосиние, говорили, что развед-
чикам тяжело.

— Москва, слышишь меня? — sampo-
сил команлир.

(Со скалы ответили утвердительно.

— По цели номер четыре...

Он передал артиллеристам листанцию,
yriomep, трубку. Загрохотала скала. Рай-
он расположения немцев покрылея pas-
тывами. Светлосиние огни на воде нача-
ви гаснуть, Облегченно водохнули раз- П- Соколоз-Скаля.
зедчики. Говорила «Москва», и под за-  Бригада пробыла в Севастополе два ме-
METOH её снарялов поисковая  Партия сяца и сделала более 140 этюдов и много
благополучно призалила к берегу. зарисовок. В этюдах дана полная ‘пано-

В другой раз артиллеристы скалы вы- рама Севастололя. Сейчас `Соколов-Скаля
держали ожесточеннейтую дуэль. Немцы вместе со своей бригадой пишет большой
начали методически бить из орудий п0  эскиз будущей диорамы. Художник изобра-
нашей пехоте. Чуть вылезешь Н& ОТЕРЫ- зит ‘момент штурма Севастополя 9 мая
BER тт Тит снаряд. Скала 1944 года. Советские войска находятся на
долго и внимательно наблюдала за огне- . С ,
выми точками противника. Horow она  серной стороне и рвутся к укреплениям
меткими выстрелами уничтожила сразу Малахова Кургана. Основные CHIE ae
четыре ИЗ НИХ. Тогда немцы открыли wes, спасаясь от наступающих частей
жестокий огонь по скале. Наши артилле-  Красной Армии, устремились к Херсонесу.
ристы приняли отневой бой. Рвали в03- По отступающему врагу бьет советская
дух снаряды, полыхало пламя разрывов,   артиллерия. В Севастопольской бухте
летели в воду осколки камня. Скала 8  уничтожаются немецкие транспорты, на ко-
уступала. торых гитлеровцы тшетно пытаются спа-

— Бак дела? — запрашивали по т6-  стись. Передний план диорамы будет изо-
лефону. бражать подступы к Малахову Кургану.

те Имеем потери, но Москва не сдает- Длина ее — 15° метров. (ТАСС).
ся! — отвечали артиллеристы. :

Через двадцать минут враг замолчал.
Над водами моря еще долго гремели ору-
дия победившей «Москвых.

Шли дни, недели, месяцы, Красная
Армия потнала немцев на запад. В лале-
кой столице загремели победоносные зал-
пы салютов. Тогда родилась на утесе еще

ДИОРАМА „ШТУРМ
СЕВАСТОПОЛЯ“

В Москву возвратилась из Севастополя
бригада художников, собиравшая там Ma-
териалы для большой диорамы «Штурм
Севастополя». Ее готовит для всесоюзной
выставки лауреат Сталинской премии

Цирк во дворе

` Общирный двор дома одного из москов-
ских госпиталей представлял вчера днем
необычайное зрелище. Центр двора зани-
мал импровизированный манеж. Между

ars ; „  деревьями были протянуты цирковые сет-
одна боевая традиция: как только дойдет За ты. Бибись пения. По Bed:

сюда весть, что над седым Времлем сияют ру сновали униформисты в пестрых цирко-
ракеты и тремят торжественные ЗалпыЫ вых костюмах. На траве расположился
орудий, то ис утеса бьют столько же ра3,   оркестр. Вокруг манежа на  скамьях,
но боевыми снарядами, по гитлеровиам.  стульях и на траве разместились раненые.
—= Говорит Москва! — произносят в  К ним в госпиталь пришли в гости ар-
окопах по вечерам. — Значит, что-то тисты Московского госцирка. Во дворе
ВЗЯЛИ. И выступали age tug Гир-
Sa, Z _ genxo u Jlesunnl, sonrnepnl Jiuxayesnl, Ky-

о ane плетисты Рашковский и Схкалов, канато-
ходцы Цовкра и другие. Народный артист

с последними известиями. Вее ждут при- В. Дуров показал зрителям своих четверо-
каза Верховного Главнокомандующего. 0 ногих воспитанников. Раненые бурно апло-
нем уже возвестила своими выстрелами! дировали ловкости морских. львов, Сметли-
скала, и вскоре ожилаемый приказ посту-!вости  дуровской собаки, <сообразитель-
пает. ности слона и верблюла. Программа пока-
Hama моторная лодка уже подходи- зывалась по всем правилам обычного ве-

у чернего пиркового представления. Артисты
ла к берету. Был одиннадцатый чае но- были загримированы и одеты в свои цир-
чи. «Москва» стреляла, и мы считали 6е  ковые костюмы.

выстрелы, зная, что где-то далеко отеЮ-  Для больных, вынужденных оставаться
да освобожден от немцев еще один город,   постели, мастера цирка организовали вы-
п час конечной победы стал еще ближе, ступления в палатах. Тут же раненые по-
яветвеннее, ощутимее. лучали подарки — кисеты, носовые алат-
ки, ча которых артисты быстро вынеивали
инициалы бойцов. В. Дуров демонстриро-
вал им свои альбомы и рассказывал о ме-
тодах дрессировки зверей. (ТАСС).

СВЕТЕ PERE

Подполновник
Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Gamer =

ловеческий рост и сказать то, что наки-
melo на сердце...

Но что мог сказать людям полуграмот-
ный юноша? Что трудно жить украинцам
Ha своей земле? Это они и сами знали.
Нужно быЛо об’яснить, почему Варпатская
рубов... Й туда, в горы, в леса, е топо-  Украина обречена на нищету и голод,
ром з& поясом идет маленький  лесоруб  что нужно делать, чтобь: вернуть ей ©во-
Олекса. Ему только тринадцать лет, ему   боду. Олевса понимал, что нужно учиться,
бы побегать с товарищами, поиграть или   чтобы всё это понять и растолковать лю-
пойти в Школу, но он — главный кор-   дям. Й он отправился в Мукачево.
милеп в большой семье: отец умер от ту-  ...Карпатекая Украина присоединилась
беркулеза, а братья ма войне. Тогда, в к Чехословакии, к родственному славяй-
1914 году, Карпатская Украина была ча-   скому народу. Народ Барпатекой Украины
стью Австро-Венгрии. хорошо знал бывшего лесоруба Олексу

-В школе Олёкеа должен был заучивать Борканюк; п, когда нужно былю избрать

напамять стихотворения на ава ли единодушно послали туда своим пред-
ему венгерском языке, он Плохо ЗаПоМИ-   ‘давителем Олексу. -

нал, но учитель колотил его, и пришлось   ° (запада на Чехословакию палвину-
выучить, да так крепко запомнилось, 979   аеь фашистская чума. Немцы, готовясь
потом при веем желании не мог вычерк-   поработить Европу, начали расправу ©
HYTh его из памяти, а забыть хотелось,   срободолюбивыми славянскими
как печать позора и неволи. Маленьеий   Чехословакии. По воле Гитлера венгры
лесоруб шел вгоры, чтобы заработать и8  оккупировали Каратекую Украину. На-
хлеб. Земля не кормила. Две десятины И  стали черные дни  фашистекой неволи.
корова, — вот все средства к существо- Венгры ввели жестокий террор. Rapmat-
ванию. Кормил топор. Острый, блестящий, cry Украину наводнили карательные от-
звонкий, он был исстари первым другом   ряды. Украинцы взялись за оружие. Ук-
гуцула. Он не расставался C НИМ ВЮ   озивекие женщины кипятком обливали
ЖИЗНЬ. Даже отправляясь в церковь, 16-   ненавистных венгерских карателей.
соруб Олекса, как и все взрослые, вешал  фитисты создали всюду концентради-
за пояе маленький топорик. онные лагери, подвергая жестоким пыткам
Он входил в притвор церкви, сразмаху   борцов за свободу. Пойманных © оружием
этыкал топорик в деревянную стену и  они расстреливали. В городе Хуст на ули-
вешал па топорище свою шляпу, укра- цах валялись трупы замученных фати-
шенную петушиным пером. Так делали  стами украинских людей. Мальяры залре-
все гуцулы, входя в церковь, прежде чем  тили говорить на украинском языке, вве-
опуститься на колени перед образом по-   ли свой мальяро-украинокий. Они изго-
кровителя лесорубов, которому, поверяли няли из школ учителей-украиниев, сжи-
все свои печали и горести. Олекса видел   гали книги на украинском языке.
вокруг себя народ, поставленный на коле-   Мадьяры усиленно охотились за Олек-
ни нуждой. голодом, злой волей власти  сой Bopranwr. Они знали, что его любят
чужеземпев. унижавших его любимую р0- в Картатекой Украине и что этот человее
длину, и гордое сертпе его наливалось гне- бутет боротьея против ненавистной окку-
вом. а с губ его вместо молитвы срыва- пации всеми своими силами до последнего
лось проклятие врагам, лишившим его ра-   лыхания. Но палачи не могли поймать
сти летства. Нет, не молиться нужно.  Олекеу. потому что’ веюду он находил дру-
думал он, влыхая запах ладана, — 8 зей, которые прятали его, давали ему кров
встать < колен, выпрямиться во весь че-Ги пищу.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Самолеты «Ильющин-2» вырулизают на старт.
Снимок лейтенанта Ю. Скуратова.

тих условиях, стоят разнообразные зада-
ЧИ.
сил противника, его фланги и
стараются разгадать неприятельские
мерения. Вместе с тем, разведка отыеки-
вает наиболее удобные пути движения,
обозначает малозаметные тропы и т. 4.

запно. Бестумно и скрытно подкрасться к   чтобы пробраться в тым врага и захва-
противнику, организовать засаду, быстро тить «языка». Группе старшего сержан-
и неожиданно чапасть с тыла и, пользу-
ясь паникой, захватить «языка» — -та-
ковы здесь методы

всегда должны сочетаться с знанием про-
тирника, правильной оценкой обстановки,
высокой бдительностью.

‘создали для обороны систему отдельных
опорных пунктов и
сопротивления. Промежутки
прикрывались перекрестным и фланки-

задача — проникнуть в тыл протирника и в тыл противнику, гле также бесшумно

составе трех человек. Неприятельская
сала пропустила дозор,

Ea ee Tee

депутата в Чехословацкий парламент, лю- .

народалии

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 3

МАССОВЫЙ СБОР ОВОЩЕЙ
В ВОЙСКОВЫХ ПОДСОБНЫХ
ХОЗЯЙСТВАХ

Развернулась массовая уборка богатого
урожая картофеля, свеклы, моркови, лука
в подсобных хозяйствах войсковых частей
и учреждений. Пристуллено также и к
сбору капусты.

Высокий урожай овощей и картофеля
выращен почти повсеместно. В подсобном
хозяйстве Н-ского соединения с отдельных
участков собирают по 60 тонн капусты <
каждого гектара, а картофеля и моркови—
по 40 тонн с га. В части, где начальником
продснабжения старший лейтенант Бело-
усов, урожай лука составляет 16 тоны с
гектара.

Особенно успешно убирают картофель в
подсобных хозяйствах Уральского военно-
го округа. Здесь план уборки выполнен
уже на 72 процента. Половина выращен-
ного урожая картофеля собрана в подсоб-
ных хозяйствах Сибирского военного
округа. Из подсобных хозяйств действую-
щей армии успешнее других убирают кар-
тофель на 3-м Белорусском фронте.

Первое место по уборке овошей зани-
мают подсобные хозяйства Среднеазиат-
ского военного. округа, уже собравшие
полностью урожай.

щей нового урожая на плановое снабжение
войсковых соединений. Эта работа хорошо
поставлена на 3-м Украинском и Дальне-
восточном фронтах.

БОЙЦЫ ВОССТАНОВИЛИ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ

Бойцы и командиры М части, ранее на-
ходившиеся в гор. Ладейное Поле, по-
могли нам в восстановлении электростан-
ции, разрушенной финнами. Красноармейцы
активно включились в восстановительные
работы, сами изыскивали необходимый ма-
териал, привели в порядок силовую про-
водку, подстанцию, понизительные киоски
и самое здание станции, разрушенное в
результате артиллерийского огня.

Особенно горячее участие в работах по
восстановлению электростанции принимали
командир части, а также старший тех-
ник-лейтенант Французов, старший  тех-
ник-лейтенант Гуревич, работавший ранее
инженером паровозной службы нашей до-
роги, лейтенант Стронгин, старшие сержан-
ты Воробъев и Ильинский.

Коллектив паровозников возрожденного
дет Лодейное Поле Кировской железной
дороги благодарит бойцов и командиров,
оказавших нам большую помощь.

Разведка в горно-лесистой
местности

Перед разведкой в горах, как и в лру-рне поднимаясь на верптины и скаты, раз-
ведчики достигли необходимого of’exTa,
Разведчики выявляют группировку   наблюдением добыли ценные сведения и
стыки,   вернулись 663 потерь в свою часть. Успех
на- был обеспечен правильным выбором марш-

рута и тиательным его изучением.

Опыт показывает, Что и  поисковыю
труппы в горах должны действовать глав-
Действовать в горах надо смело и вне-  ным образом в обход опорных пунктов,

та Тряпицина была поставлена задача—
захватить пленного в районе населенного
разведчиков. Само! пулкта. Использовав разрывы в обороне
собой разумеется, что дерзость и Гиск и пройдя’ труднодоступные места, поиско-
вая партия вышла в тыл противника,
бесшумно приблизилась к нему и виезап-
но напала. Уничтожив 5 гитлеровцев,
она одного захватила в плен. Обратно
группа верзулаеь по тому же маршруту
й 0ез потерь. Характерно, что всё это
батальонных узлов! ПРоисходило днем и длилось четыре  ча-
между ними! Са Коду. Веё же разведчики остались
; незамеченными.

Начальник депо Лодейное Поле
В. БАЙНОВИЧ.

Без этого не-

минуемы грубые опгибки.
Ha одном участке горных боев немцы

ТАНКИСТЫ ВЫИГРАЛИ КУБОК
УЗБЕКИСТАНА

ТАШКЕНТ, 3 октября. (По телеграфу).
В воскресенье  ! октября на стадионе
«Динамо» встретились два претендента на
кубок Узбекистана по футболу: команда

рующим огнем, а также мелкими группа- В другом случае поисковая партия   № танкового училиша и команда тан
Ми автоматчиков, действовавших из  3а-  старины Вамерного в составе  девяти кентского «Динамо». Кубок Узбекистана
сал. Группе Найленова была поставлена   человек  пробралась между высотами в течение двух последних лет находился

у «Динамо»,

‘аавелать емо оборону на одной высоте.   напала на пулеметный расчет. Отного  Первый а р
‘мительном темпе. оих ворот созла-
Группа двигалась по северным скатам  Солдата разведчики захватили В Пл6З, стоя угрожающие положения. Силы про-

в Остальных уничтожили.

Итак, приведенные примеры свидетель-
8 по ядру ГРуП- ствуют, что успех действий  разведыва-
пы: открыла сильный пулеметный огонь. тельных групп и поисковых партий в го-
Разветка была сотвана, потому что пошла  рах обеспечивается тщательным  изуче-
тропой, известной противнику и им при-  нием противника и характера его оборо-
стрелянной. Следовало использовать KDY-  HE, a также маршрута движения и райо-
тыв скаты этой высоты для выхода про-  на об’екта лействий. Эти группы и пар-
тивнику в тыл. Здесь было труднее пе- тии должны укомплектовываться физиче-
тедвигаться, но зата противник не 0б-  ски  выпосливыми. натпениоваеными:
наружил бы разведчиков. умеющими вести ближний бой разведчи-
_ Фругих результатов достигла группа Вами.

Моетового, которая получила аналогичную В движении разведчики холжны избе-
залачу. 0б’ект разведки находился в 9—   гать горных троп и дорог, известных про-
10 километрах от нашего перелнего края,   тивиику, избирая крутые скатьь трудно-
На второй линии обороны противника.   прохолимые овраги, ущелья, ручьи ий
Слеловательно, предстояло пересечь первую   лесные массивы. Чтобы не подвертнуть-
линию обороны, причем на труднопроходи-   ся внезапному нападению, группы и пар-
Мей местности. Прелварительным  наблю- тии устанавливают круговое охранение,
дением разведчики тщательно  иИзЗУЧИЛИ   состоящее из дозоров. Последние находят-
путь через первую линию обороны ПРОТив- ся ‘на таком улалении от ялра, на кото-
ника, & по карте — район об’екта pasBel-  pom можно поддерживать связь голосом,
Ru. Йтти было решено по незанятому  условными звуками, отметками на деревь-
противником промежутку межлу опорными   ях`и т. д.
пунктами и талее — вдоль труднепрохо-   ©
димого ручья. Противник, повидимому,
считал, что здесь не пройдет даже пехота.
Следуя со всеми мерами предосторожности,

высоты. Впереди по тропе шел дозор тивников кажутся равными, однако, уже
в середине игры стало проявляться пре-
имущество танкистов.

Динамовцы все свои силы ‘сосредоточи-
вают на защите. Первые 45 минут не дают
результата. Е

Тактику защиты динамовцы приняли и
во втором тайме, но это не спасло их.
У танкистов особенно хорошо играют на-
палающий Шкатулов и полузащитник Чу-
мак. На 12 минуте второго тайма лейте-
нант Сапожников красивым и точным уда-
ром в верхний угол ворот забивает пер-
вый мяч. Затем последовательно забива-
ются еще два. Со счетом 3:0 в пользу
команды танкистов заканчивается матч.

Впервые кубок Узбекской ССР по фут-
болу выигран командой Красной Армии.
Команда-победительница почти вся со-
стоит из офицеров. Она держит первен-
ство по футболу среди гарнизонов САВО.

Лейтенант ВЛАДИМИР РАЦЕК
(мастер спорта СССР).

Военно-спортивные соревнования
Харьковского военного округа

ХАРЬКОВ, 3 октября. (ТАСС). В Н-ском
гарнизоне, в течение 4 дней проходили
окружные  военно-спортивные состязания
частей и училиш Харьковского военного
округа по многоборью, маршу на 30 кило-
метров < преодолением водной преграды,
стрельбе, гимнастике и фехтованию.
`Победителем соревнований по гимнасти-
ке и в марше на 30 километров с преодо-
лением 150-метровой полосы препятствий

Гварпии подполковник
М. ГРАНОВСВИЙ.

4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

SESE Tey Sree

В торах появились первые  партизан-  бел от голода, — кормили почти одной
ские отряды, созданные Олексой. Вара-   водой, но никто никогда не слышал от
тельные отряды мадьяр стали бесследно   него жалоб. Мы знаем теперь 0б этом из
исчезать в Карпатских ущельях и непро-   показаний бывших ‘заключенных в Мар-
ходимых лесах. Трембиты звучали при-   гиткэрут, которые потом были мобилизо-  признан взвод лейтенанта Кузнецова (часть,
зывом к борьбе и мести. Колокола дере-   ваны на восточный фронт и сдались В гле начальником  военно-физкультурной
венских перквей набатом своим созывали плен нашим войскам. Вот что рассказали   подготовки старший лейтенант Сумм). Марш
народ на восстания. Лесорубы оттачивали они о последних днях жизни народного   совершен за 3 часа 50 минут. Этот же
свон топоры, чтобы легче было рубить  героя Карпатской Украины.   взвод добился лучших результатов по
мальярские головы. То там. то здесь по-  В конце 1942 года Олексу Борканюк be San rye

ss $ ‘i оманда той же части достигла самых
являлся сухой. жилистый человек‘ не- судили военным судом. Ему не дали г0Во-   зысоких результатов по фехтованию. В
большого роста, с открытым смелым ли-  рить и приговорили к смертной казни. 88-  упорной не за первенство округа уча-
OU HW крепкими руками лесорубз. включенные лишены были возможности 0б- стники команды показали себя отличными
‚ — Олекса пришел... Борканюк! — ра-   ЩаТЬСЯ ¢ Ним, потому что Олекса после  мастерами штыкового боя и одержали 46
достно говорили люди, узнавая своего лю- СУла был переведен в камеру смертников. се МА: аи т ое
бимото вожака. el

3 октября рано утром во лворе тюрь- °К0® КРаснознаменное училише, на третьем
``Маленький, но гордый

= _ мы  поетавили виселицу. Палачи зна- а и
Тод МУЖеСТ-   ти, что в последнюю минуту  Борканюк

венио сражался за свою жизнь, и ВПереди   Goong пы в лицо слова проклятия, чт

всегда был неутмимый Олекса... И ВОТ ст услышат заключенные, и чтобы за-
попал В РУКИ   тлуптить его голос, они привели с собой
врагов. оркестр.

Они привезли его в Ужгород, торжест- Взойдя на этафот, Борканюк крикнул
вуя свою победу. Но они рано торжество-  на венгерском языке (чтобы его поняли и
вали. Каждый день OHA били его на до- враги и все, кто в эту минуту приник к
просах, приносили в камеру полумерт- окнам тюрьмы):
вым, во Олекса не издал ни одного 070-й Гитлера и Хорти! Да здрав-

на, и в конце концов жанлармы УСТали тет Красная Армия, несущая избавле-

ВОЕННО-ОХОТНИЧЬИ
КОЛЛЕКТИВЫ

Военные охотники, главным образом офи-
церы Красной Армии и Военно-Морского
флота, об’единяются коллективами Все-
армейского военно-охотничьего общества,
которое существует более ^ песяти лет. В
этом обществе — несколько цпесятков
охотничьих хозяйств, располагающих пло-

случилась беда: Олекса

бить ero. ние moet erpane. Heap почти в 4 миллиона гектаров.
— Таких людей мы еще не видели ни- хотничьи хозяйства приносят государ-
когда. — признавались тюремщики. Это были последние его слова. Барабан ству большую пользу. Сами охотники по-

заглушил его голос... горло сдавила петля...  лучают для себя только чФсть убитых ими
Не добившись ничего от Олексы, они Так погиб мужественный борец за сво- зверей, птиц и выловленной рыбы. Осталь-
отправили его в самую страшную тюрь- Gory Карпатекой Украины Олекса ное мясо и рыба доставляются в офицер-
му из веех тюрем Венгрии — в Маргит- к ские столовые Военторга, госпитали. В

крут. чм в Будапеште. 1943 году было отстреляно 19.483 зверя
ру Бу   —__,„..ВОТ в68, ЧТО осталось от него, — 92.708 птиц. В этом году коллективы оне

Во время прогулки в тюремном дворе   сказала жена его, протягивая мне желтую ных охотников заготовиля 2.778 центне-
ето узнали многие ее — 219   толстую тетрадь. ров мяса, 5.869 центнерав рыбы, 962 цент-
не знал Борканюка! Но как он изменил- авипы тетради исписа 7 Hepa птицы, много пушнины.

Crp аны твердым. у
и: : пен
ся: синие пятна от побоев на бледном ли ровным почерком. 9% — краткая ието- спешно организована охота в Забай-

a о калье. на Дальнем Востоке, в Закавк
р - ta cated рия Карпатской Украины за послелние ]в Сибирском военном округе. В een
о Ue пять лет, написанная Олексой Борканюк.  ском охотничьем коллективе № 102 восемь

: — иетория страданий и мук народа, его! Человек за полтора месяна охотничьего
смотря на перенесенные страдания, был непримиримой борьбы с угнетателями, его <езона убили 802 зайца. Другой охотничий
бодр и старался внушить всем окружаю-  чаяний и надежд. С волнением перелисты-    ОЛлектив — № 39 — сдал на котловое

щим веру свою в близкое освобождение от   зад я пожемевише страницы и думал оо ре Части 13,5 тонны мяса,

фашизиа. том. что, кроме этой тетради от Ол

: 2 CRCBI) Военные охотники ун
Даже здесь, в этой страшной тюрьме   осталась нечто большее, что переживет! хищных животных. В ан Е.
Олекса ухитрился вести пропагандистекую   и эту тетрадь, — бесемертие его в памя-  уже убит 621 волк, 287 лисиц, 99 медве-
работу среди заключенных. Он очень осла- ти народа. дя, 2.763 пернатых хищника.

Идет успешная сдача картофеля и 080-