a

б октября 1944 г., четверг. № 237

(5817).

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

В югославе

Кусок югославского берега уже свобо-
хеи от немцев, и пароходик, таща за $0-
бой плоскодонную тяжелую баржу, спо
койно пересекает Дунай. Вода стала мут-
тоерой от непрерывно льющего дождя.

. I забрызганный грязью «Виллис» ти-
хо покачивается над самым краем баржи.
По сходням мы с’езжаем на низкий, раз-
хытый берег и, сделав всего несколько
сот метров, попадаем иа главную улицу
Еладова — первого населенного пункта
на ютославской стороне Дуная.

Недавно здесь происходил бой. Кое-где
в домах зияют пробоины, у стен валяется
битое стекло. Привычное зрелище войны.
Село, похожее на тысячи других сел, че-
рез которые прошла война. Но вот мы
<сворачиваем за утол и видим длинное
двухэтажное здание, скорее всего похожее
ча школу. Вдоль всего здания по стене
на уровне человеческого роста огромными
буквами выведены две надписи: «Живио
маршал Сталин» и «Живио маршал Тито».
У входа в дом стоят несколько партизан.
Они в шталеком платье, стямутом широ-
KEMAH военными ремнями, в пилотках,
почти Y каждого через плечо немецкий
автомат.

Полковник югославской армии Д., с ко-
торым мы встретились на переправе (бу:
дем называть его пока так, потому что
ему еще, наверно, придется вновь отправ-
дяться туда, откуда он пробрался к нам),
слезает © машины и проходит в `здание
школы. Партизаны подтянуто, по-солдат-
&кц. козыряют ему.

ве старых, изможденных женщины
смотрят из соседнего дома через окно <
выбитыми стеклами. Одна из них громко
товорит, обращаяеь к нам. Сербекий язык
не похож на наш по общему строю, но В
нем много знакомых или почти знако-
мых, по-родному звучащих слов, и ког-
да женщина подкрепляет свои слова еще
жестами, то легко понятен емыел того,
что она хочет сказать.

Женщина сетует на то, что не может
нае ничем ‘угостить. На лице ее искрен-
нее огорчение. Она показывает в глубь
комнаты, где все пусто и разорено, повто-
ряет несколько раз елово «немпы». Это
немцы отняли здесь всё: вещи, одежду,
еду. Они оставили только пустые стены.

Мы спрашиваем, когда они это едела-
ли: в последние ‘дни перед своим отсту-
плением или раньше. Они делали это всё
время, день за днем, весе три ‘© полови-
ной года. Они хотели довести до отчаяния
непокорную страну, отнимая ‘одежду Y
бедняков н вырывая изо рта кусок хлеба
у голодных.

Печать разорения и бедности лежит на
всем, окружающем нас в этом большом
селе. И в то же время кругом — уста-
лые, но спокойные, гордые и, что самое
тлавное, счастливые лица. Почему-то #e-
вольно вепоминаются белорусские села и
лица людей, встречавших ‹ там Красную
Аруию, — тоже усталые и тоже гордые.

Выезжаем из ЁВлалова. Ветречные при-
вететвенно прикасаются руками к шапкам
или машут ими велел. В крайнем домике
в окне старик держит на руках тодова-
лую курчавую девочку. Взяв в свою стар-
Ческую руку ве пухлую детскую ручонку,
он вместе с внучкой приветствует нас.

Halla войска на этом участке далеко
прошли вперед и приходится догонять
их. Это довольно трудно, ибо дорога после
дождей залита черными озерами, под ко-
торыми даже не видно ухабов. Малтина
то и дело ныряет и снова © ревом выби-
рается на камни. Дунай здесь причудливо
извивается. Через каждые несколько ки-
лометров он снова показывается то впе-
реди, то слева. Один за другим следуют
толовокружительные повороты горной до-
роги. Бой, очевидно, двигался вдоль этой
единственной матистрали. В глубоких кю-
ветах валяются снаряды и расстрелянные
гильзы. Немецкие малокалиберные автома-
тические пушки то здесь, то там стоят у
обочин. Они были брошены прямо на эог-
невых позициях. : z

Обозники на громыхающих телегах ве-
зут в передовой линии ящики с боепри-
пасами. На передней телеге сидит стар-
шина-артиллерист. У него задорное кур-
Hocoe лицо, сбитая набекрень пилотка и
автомат, повешенный на шею. В углу рта
зажата пыгарка. Он спокойно подхлесты-
вает лошадь, и во всей его фигуре, лице,
повадке есть какая-то невозмутимая уве-
ренноеть. Вот так он проехал Донецкие
степи, Украину, Бессарабию, Румынию, &
теперь вот переплыл через Дунай и едет
со свонми снарядами по Югославии. И его
уже ничто не удивляет, веё в порядке
вещей, так оно и должно быть. С той же
пыгаркой и с автоматом на шее он через
какой-то срок перекочует в Венгрию, в
Австрию, а там и в Германию. ;

На олном из крутых поворотов пол са-
мым берегом Дуная сломался ветхий мост.
Врестьяне-сербы из соседней деревни чи-
нят его. Их никто не звал. Они узнали,

СЕМЬЯ

СКЛЯРЕНКО

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). В одной
части служит славная боевая семья Скля-
ренко. Ее возглавляет красноармеец Ми-
хаил Скляренко, третий раз в жизни взяв-
шийся за винтовку, чтобы громить врагов
отчизны. Рядом с ним его сын Григорий и
брат Андрей. Все они родом из Крыма, из
деревни Орта Эли, где был некогда самый
богатый колхоз «Маяк Салынска».

Сейчас семья (Скляренхо воюет в При-
балтике. Она прошла тяжелый, но славный
боевой путь. Во всех боевых схватках
стоят онн плечо к плечу, умело выполняя

босвые задания.
Из далекой старины идет военная слава

рода Скляренко. Их деды и отцы участво-
вали в походах русской армии и возвра-
щались в родную деревню с георгиевскими
крестами. И на сей раз родные проводили
славных воинов по обычаю.их рода: в по-
ходные сумки они положили по горсти
родной земли. Прибрежную черноморскую
землю принесла семья Скляренко к бере-
гам Балтийского моря.

Константин СИМОНОВ

ских

(От специального корреспондента

«Красной звезды»)
>

что мост сломался, и пришли сюда сами
чинить его всей деревней. Но нам неког-
да ждать. Мы с’езжаем вниз на отмель и,
переехав овраг, пытаемся подняться вверх
по откосу.

„Колеса буксуют по мокрой земле, и ма-
шины долго не могут взять под’ем. Вре-
стьяне подбегают, таща за с0б0й теле-
трафные провода. Обвязав провода в не-
сколько рядов вокруг буфера, они подни-
маются на откос и дружно, как бурааки
баржу, вытягивают наверх сначала один
«Виллие», потом другой. Веё это делается
молча и быстро, без лишних слов, без
суеты. И только потом, когда обе машины
уже ощять на дороге, налии помощники,
утирая пот с лица, улыбаются и в ответ
на наши слова благодарности долго машут
нам велед широкополыми? крестьянекими
шляпами и шапками.

В середине дня мы добираемея до на-
селенного пункта Брза Паланка. Повсюду
следы жестокого боя. Брошенные орудия,
трупы лошадей, у обочин дороги мертвые
немцы, i

Штаб части разместился на. южной ок-
ранне села. Связисты только еще тянут
еда провода. Приткнувшиеь в домам,
прямо на тротуаре стоят несколько ма-
шин, а в маленькой хижине с выбитыми
стеклами поместилея сам штаб. Команди-
у части недосуг. Бой, переместившийся
сейчас вперед всето на два километра,
еще в самом разгаре. Но веё-таки коман-
хир находит несколько минут, чтобы рас-
сказать нам общую обстановку.

Bon вчераитнего и сегодняшиео дня
отличались большим ожесточением. Нашим
частям противостоят здесь свежие горно-
отерекие немецкие дивизии, стремящиеся
прорваться на север из Греции и Македо-
нии. Брза Паланка дважды переходила из
рук в руки, и только сегодня к утру
немцы были окончательно выбиты из
нее.

Поражает непривычное обмундирование
некоторых убитых немцев. Оказывается,
это немецкие моряки. В числе прочих
войск немцы тянут из Греции отряды
морской пехоты. Один из этих отрядов
несколько раз ходил вчера в контратаки
на Брзу Паланку и почти целиком полег
здесь.

Упорство немцев об’ясняется безвыход-
ностью их положения. На этом участке
налии бойцы оселлали единственную про-
езжую дорогу, по которой можно тянуть
артиллерию, машины и танки, которые
немцы пока еще сохранили; Сойти © до-.
роги на горные тропы — значит бросить
В6ё это и попасть в руки частей марша-
ла Тито, действующих теперь уже совсем
недалеко от нас.

За деревней погромыхивает артиллерия.
Именно теперь наши батальоны штурму-
ют в двух километрах отеюда господет-
вующую над местностью высоту. Со взя-
THEM этой высоты положение немцев еще
больше ухулитится. Им придется откатить-
ся лальше на ют, потеряв последнюю на-
дежду ва прорыв вдоль дороги. Судя по
донесениям снизу и по звукам боя, вем-
цы ожесточенно дерутся. Иногда громкие
разрывы еменяются глухими воплесками.
Это немецкие артиллеристы посылают
снаряды через наши головы в Дунай.

На улицах села пустовалю. Это естест-
венно, пока село находится в зоне непо-
средственных боевых действий. Жители
сидят по домам, но всё, что происходит
кругом, их кровно интересует. Командир
части рассказывает, что вчера, когда
немпам на несколько часов удалось овла-
деть селом, всё население начало ©ни-
наться с места и всякими правдами и не-
правлами, по тропкам, по кукурузе ста-
ло пробираться на север, в расположение
наших частей. Только наше дальнейшее
наступление приостановило это движение
крестьян, пе желавших оставаться в селе,
занятом немцами.

Ночью мы долго сидели в крестьянском
доме, отведенном для ночлега. Хозяйн усту-
пил нам лучшую половину дома, © дву-
мя широкими досчатыми кроватями, похо-
жлми на полати. Поверх досок лежали
чистые сенники, покрытые домотканными
дорожками. В доме царили бедность и чи-
слота, говорившие о суровой жизни, ис-
полненной лишений, На стене в темной
деревянной раме висела большая литогра-
фия, изображавшая Георгия Победоноспа,
копьем поражающего змея. Такие литогра-
фии — почти иепременная  принадлеж-
ность очень многих крестьянеких домов.
Й хотя эта старинная символика — воин,
пронзающий змея, — могла бы показать-
ся только наивной, но именио здесь, В
этой обстановке, она неожиданно сочета-
лась с самыми современными чувствами

Выпуск офицеров-автомобилистов

Состоялся первый выпуск офицеров —
слушателей Высшей офицерской автомо-
бильной школы Красной Армии.  Подав-
ляющее большинство слушателей — op-
деноносцы, гвардейпы, участники Ве-
ликой Отечественной войны.

На протяжении 7 месяцев пребывания
в школе офицеры совершенствовали свое
воинекое мастерство, сочетая  теоретиче-
скую учебу ¢ практическими занятиями
непосредетвенно у автомобилей, в парке,

в мастерских, в лабораториях школы, В
поле.
Вев офицеры-слушатели получили oT

государственной автомобильной инспекции
права управления автомобилем.

Отличных успехов достигли слушатели
и по политической подготовке.

ПЕРВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ВЕРНУЛСЯ В МИНСК

МИНСК, 4 октября. (ТАСС). Сегодня в
столипу Белоруссии вернулся из эвакуа-
вии первый Государственный ордена Тру-
дового Красного Знамени драматический
театр. На вокзале артистов тепло встре-
тили представители общественности го-
рода-

селах

людей, связана с их сегодняятней борьбой
против немцев. :

Мы засиделиеь далеко за полночь, из-
редка прислутиваясь к перестрелке, еще
не затихшей, и размваривая. Полковник
Д. из армии Тито — это высокий чел0-
век в сером кожаном пальто, ‹ перекре-
щивающимися ремнями парабеллума и по-
левой сумки. Две золотых нашивки И
три звезды на рукавах являются отличи-
тельными знаками его звания. У него ху*
дошавое умное лицо с тонкими усами
пшеничного пвета и очень внимательные,
немножко усталые глаза. Он выглядит го-
раздо старше своих 27 лет. Вирочем,
скромный бронзовый значек на его груди
может об’яснить и суровый огонек в его
глазах, и преждевременную седину Ha
висках, и ранние морщины. На значке
стоит цифра 1941. Это знак отличия
тех, кто начал борьбу с первых ее дней.
Сельский учитель из деревни, гранича-
щей с Болгарией, он пошел в армию сол-
датом, когла немцы ворвались в Югосла-
вию, и стал партизаном, когда страна
была, занята немцами. С тех пор он про-
шел путь от солдата до полковника. Если
бы каждый раз, когда смерть проходила
рядом © ним, на емо лице откладывалась
всего одна морщинка, он выглядел бы уже
стариком. :

Мы решили прилечь почти под утро,
когда до рассвета оставалось всего каких-
нибудь два часа. Снимая китель, пюлков-
ник Д. вытащил ‘из кармана толетую
пачку фотографий. Мы долго разгляды-
вали их при мигающем свете керосино-
вой лампы. На них были изображены го-
ры и снега, цепочкой идущие по ним
партизаны, многолюдные уитинги в ©е-
лениях, сожженные немцами дома, груп-
пы партизанских офицеров и снова го-
ры Югославии. Шод конец полковник по-
казал кропечную фотографию женщины
< двухлетним ребенком на руках. 910
ето жена и сын. Если они живы, то
должны быть где-то в Белграде. В co-
жалению, о судьбе своей семьи, как и
многие из его друзей, он не знает ровно
ничего уже три с половиной года.

— Теперь ему пять лет, — коротко
сказал полковник, указав на изображе-
ние сына, и перевернул фотографию, не
желая больше продолжать этот разговор.

Наступило минутное затиитье. Полков-
ник порылея в другом кармане. кителя и
осторожно вынул оттуда последнюю ho-
тографию, лежавшую отдельно от всех
остальных. На ней` был изображен муж-
чина в полувоенном кителе, — мужчи-’
Ha, лицо которого запоминается сразу
и надолго. Это был Броз Тито: На 06-
ратной стороне имелась собственноручная
натпись маршала, такая, что владелец
енимка был вправе гордиться ею.

Полковник показал нам эту фотогра-
фию, как самое дорогое, что у него есть.
Показал и тотчас же спрятал, осторожно
й молча.

На рассвете мы выехали в соседнюю
деревню. Высота была ночью взята, и
войска начинали тхвигаться дальше. В де-
ревне, где размещалея соседний штаб,
нам сказали, что ночью еюда пришло
четверо партизан из действующей непо-
далеку югославской дивизии. Они при-
вели двух взятых в плен немцев, сдали
их, а сами остались в деревне обогреть-
ся и отдохнуть. Нам захотелось увидеть
этих. партизан, но поиски были тщетны.
Они дали себе на отлых всего два часа и
еще ночью ушли тайными тропами в
поры.

Векоре мы двинулись дальше. На самом
выезде У мостика наше внимание прив-
лекла неожиданная фигура: рядом ¢ ©0-
ветским автоматчиком стоял человек fea
шапки, в черной кожаной куртке с крас-
Ной розеткой, с автоматом через плечо. Я
подумал, что это партизан, ий остановил
маптину.

На вопрос, партизан ли он, человек
сказал несколько слов на языке, который
мы не сразу даже смогли определить.

— Her, om He партизан, — ответил
за него автоматчик. — Это наш боец из
моего взвода.

Из твоего взвода?

— НУ, да. С самого Дуная ео мной во-
юет, уж какой день!

Через несколько минут всё об’яснилось.
Человек в кожаной куртке оказался сло-
ваком из Братиславы. Он был взят нем-
цами в строительный батальон и, пере-
плыв холодный осенний Дунай перед са-
мым наступлением, явился в пашу часть.
Теперь он воевал вместе с нею против
немцев.

Словак из Братиславы дрался © гит-
леровнами в составе русского взвола ав-
томатчиков, и всв это происходило на ос-
вобождаемой югославской земле. Так, без
тромких елов, попросту, в повседневном
бою осуществляется то самое братство
славян, о котором столько веков говори-
ли, писали, мечтали и думали лучшие
люди славянского мира.

ЮГОСЛАВИЯ.

Более 70% слушателей первого выпу-
ска окончили учебу на «отлично» и «хо-
рошо». Среди них круглые отличники:
твардии стафиий техник-лейтенант Е. Н.
Минеев, гвардии старший техник-лейте-
нант П. И. Самуйленок, капитан Киселев,
старший техник-лейтенант Ф. А. Юдин.

На торжестве по случаю, выпуска на-
чальник Высшей офицерской автомобиль-
ной школы Красной Армии полковник
Кононов зачитал приказ начальника Глав-
ного автомобильного управления Красной
Армии  генерал-лейтенанта технических
войск Тятуиова о выпуске.

Участники торжественного вечера по-
слали приветственную телеграмму  Вер-
ховному Главнокомандующему Маршалу
Советского Союза товарищу Сталину.

Свыше 3 лет театр работал в Томске.
Творческий коллектив неоднократно выез-
жал на гастроли в Новосибирск, в Нарым
и другие районы Сибири. Специальные
бригады,
республики,
фронтах.

побывали на Белорусских

Манукова
округ) и редактора газеты «Знамя победы»

куда входили лучшие артисты  ф

зполитические занятия, ;

братский славянекий народ великого Со-

тонн муки и большое количество медика-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На пе-
В. Снимок П. Михайлова.

СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ
ОНРУЖНЫХ КРАСНОАРМЕКСКИХ
ГАЗЕТ

На-днях состоялось созванное Главным
политическим управлением Красной Ар-
мин совешание редакторов окружных крас-
ноармейских газет и инструкторов по пе-
чати политических управлений округов.
Совещание заслушало доклады редактора
газеты «Красное знамя» подполковника
(Северокавказский военный

подполковника Соина (Харьковский воен-
ный округ) о работе газет по военному,
политическому и культурному воспитанию

советских воинов. С докладами об опыте

работы политорганов по руководству крас-
ноармейской печатью выступили начальник
Политуправления Московского военного
округа генерал-майор Миронов и начальник
отдела агитации и пропаганды Киевского
военного округа гвардии подполковник Са-
марьян. i

В обсуждении докладов приняло участие
19 человек. Выступающие поделились опы-
том работы, подвергли критике ряд газет,
которые слабо справляются со своими за-
дачами.

Начальник отдела печати Управления
агитации и пропаганды ГлавПУРККА пол-
ковник Баев сделал доклад «О состоянии
и очередных задачах окружных красноар-
мейских газет»:

В конце совещания выступил заместитель
начальника Управления агитации и пропа-
ганды ГлавпПУРККА генерал-майор Весе-
лов.

ПЕРВЫЕ ДНИ УЧЕБЫ В
ГОРЬКОВСКОМ СУВОРОВСКОМ
`ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

2 октября начались занятия в ряде но-
вых Суворовских военных училиш, в част-
ности в Горьковском. Вчера корреспондент
«Красной звезды» связался по телефону с
гор. Горьким. Начальник Суворовского
военного училища генерал-майор Желез-
яиков рассказал о первых днях учебы:
_-= Горьковское Суворовское военное учи-
лище разместилось в только что отремон-
тированном светлом, просторном здании. В
училище подобраны преподаватели и BOC-
питатели, имеющие большой опыт педаго-
гической работы. Бюльшинство из них
участники Отечественной войны, ордено-
HOCILBI.

„На каждое вакантное место в училище
были поданы десятки заявлений Из
кандидатов отобраны наиболее подготов-
ленные, здоровые ребята. Это — дети офи-
церов Красной Армии и партизан, дети
зоинов, погибших в боях за Родину.

Среди юных суворовцев’ есть и непо-
средственные участники боев < немецко-
фашистскими захватчиками. Так, 13-лет-
ний Вася Кравченко в бою под Яссами
лично уничтожил из автомата шесть нем-
цев. Он награжден медалью «За отвагу».
На груди 13-летнего Афанасия Шкуратова
це медали «За отвагу». Среди награжден-
ных медалями «За оборону Ленинграда»—
Володя Смирнов и Толя Коловедов Вася
Захаров имеет медаль «Партизану Отече-
ственной войны».

Все воспитанники Горьковского Суворов-
ского училища обмундированы, определе-
ны в роты-классы и своевременно присту-
пили к учебе. Занятия проходят точно по
расписанию.

ЛАТЫШСКИЕ ПАТРИОТЫ
СОХРАНИЛИ СОВЕТСКИЕ
КНИГИ

ДАУГАВПИЛС, 4 октября. (ТАСС). Не-
мецко-фашистские варвары уничтожали всё,
что имело отношение к советской печати.
В городах и селах Латвии пылали костры
из книг. И всё же гитлеровцам не уда-
лось отнять у латышских патриотов книгу,
несущую слова правлы.

Как только Красная Армия освободила
г, Резекне Нил Янович Добрецов, до вой-
ны заведывавший киоском Союзпечати, при-
шел в уком партии с длинным списком
литературы. В нем значится несколько де-
сятков томов сочинений В. И. Ленина, кни-
ги товариша Сталина «Вопросы ленинизма»,
«Об основах ленинизма», много экземпля-
ров «Конституции СССР» и т. д. Всего
Нил Янович передал Резекненскому укому
партии более 4.000 книг. Он вывез их из
города и хранил у себя, хотя это было
запрещено под страхом самых суровых на-
казаний. :

В городе Лудза вскоре после его осво-
бождения от немецко-фашистских оккупан-
тов открылся книжный магазин. Здесь
исключительно велик слрос читателей на
книгу товарища Сталина «О Великой Оте-
чественной войне Советского Союза».

«Агитатор и пропагандист
Красной Армии» № 15—16

Вышел в свет журнал Главного Поли-
тического Управления РККА «Агитатор
и пропагандист Красной Армии» № 15—16.

СОДЕРЖАНИЕ: Передовая — Идейное
вооружение армейских коммунистов; Гене-
рал-лейтенант И. Шикин — Коммунисты
в боях за Советскую Родину; Л. Володар-
ский — Большое общенародное дело. НА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ: Доктор эко-
номических наук С. Вишнев — Провал
экономической стратегии Гитлера. ОБМЕН
ОПЫТОМ: Герой Советского Союза гене-
рал-майор Н. Дьяконов — Заметки о роли
офицера как воспитателя; Подполковник
В. Колыбельников — Ценная инициатива
газеты; Капитан К. Князева — Воспитание
левушек-военнослужащих В ПОМОЩЬ
АГИТАТОРУ: С. Мезенцев Что дал
ту колхоз «Достижение». К СЕМИ-
НАРУ ГРУППОВОДОВ: Как проводить

Радость

Праги

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Жители. Праги взволнованы и растро-
ганы до глубины души. Из дома в дом, из
одной улицы в другую передавалась ра-
достная весть: советское правительство,

ветского Союза преподносят жителям
Праги щедрый подарок — десять тысяч

ментов. Люди собираются группами под
каменными арками ворот, около больших
подвалов, куда можно быстро спрятаться
от обстрела. Все обсуждают решение
Государственного Комитета Обороны СССР.

под’езда одного из больших домов, в
двухстах метрах от Вислы, стихийно воз-
ник митинг. Старик-поляк с красным кре-
стом на рукаве Юзеф Валькевич горячо
говорил:

— Россия не даст нам погибнуть.
Россия спасла нас от немцев, Россия епа-
сет нас от голода! Спасибо русским, спа-
сибо Сталину!

Эти слова благодарности советскому
правительству можно услышать у каждо-
0 дома, во веех концах Праги. Измучен-
ная, израненная немцами Прага воскли-
цает:

— Москве спасибо!

— Маршалу Сталину спасибо!

° — Спасибо нашим русеким братьям!

Этими возгласами встречали жители
Праги каждую машину, которая провози-

ла по городу — к складам, магазинам,
аптекам и больницам — хлеб‘ и медика-
менты, 4

Президент Варшавы г-н Спыхальский
собрал представителей политических ор-
ганизаций, гражданских комитетов помо-
щи пострадавшим от немецкой оккупа-
ции, духовенства, профсоюзов, ремеслен-
ников, интеллигенции и трудящейся мо-
лодежи. Надо было видеть, с каким вос-
торгом встретили собравшиеся официаль-
ное заявление президента  горола о помо-
щи, которую оказало советокое прави-
тельство населению Праги! Бурные апло-
дисменты, приветственные возгласы в
честь Советского Союза, в честь Маршала
Сталина раздавались в течение несколь-
ких МИНУТ. .

После выступления представителей раз-

Злесь сейчас

метрах — по

ных партий и сословий на митинте была
единодушно принята резолюция. В ней от
имени всех жителей Праги говорится:

— Городская рада народова выносит

сердечную благодарность Советскому Cow-
зу и подчеркивает, что вся польская 0б-
шественность глубоко

ценит значение

братского союза СССР и Польской рес-

публики.

`° ...Виела отделяет Прагу от Варшавы.
проходит линия Фронта.
Немец находится всего в нескольких стах
ту сторону реки. Прага
живет фронтовой жизнью. Машины нз
полном ходу проскакивают простреливае-
мые врагом улицы. Почти у каждого боль-
шого лома стоит санитарный пост. На пе-
рекрестках бдительно несут службу пат-
рули Польского войска. То там, то здесь
слышны разрывы немецких снарядов —
гитлеровцы систематически обстреливают
Прагу.

Измученные. пятилетним немецким игом,
жители Праги самоотверженно переносят
фронтовую жизнь. Они знают, что недалек
тот день, когла Красная Армия вместе с
Польским войском отгонит немпев далеко
от Варшавы.

За пять лет оккупации немпы вчистую
ограбили население. Отетупая, гитлеровцы
опустошили вое склады и магазины горо-
да, вее аптеки и больницы, тысячи поля-
ков горола остались без хлеба, без продук-
тов, без медикаментов.

Теперь понятна огромная радость жите-
лей Праги, узнавших о решении советеко-
го правительства, — голоду пришел ко-
нец. больные не останутся без помощи.

По всей Праге проходят массовые на-
‘`ролные митинги. Они выливаются в мощ-
ную демонстрацию благодарности польско-
го народа Советскому Союзу.

В эти дни, проезжая по улицам Праги,
вы всё время встречаете маптины.  гру-
женные советекими подарками. Уже co-
стоялась торжественная передача город-
ским властям первой партия медикамен-
тов. и транспорта с мукой.

Гвардии майор И. АНУФРИЕВ.
г. ПРАГА.

ВСТРЕЧА НА ФРОНТОВОЙ ДОРОГЕ

Неподалеку от дороги, в лесу, остано-
вились танки и самоходные орудия. Одно
орудие стояло у самой обочины. Экипаж
его только что вернулся из боевого за-
дания — он поддерживал пехоту при
прочесывании леса. Сейчас экипаж был
занят осмотром машины, возился с мото-
ром, проверял ходовую часть.

По дороге двигались толпы людей. Сре-
ди них были русские, эстонцы. Это шли
на востоЕ те, кого немцы намеревались
отправить в Германию. Их освободило
стремительное наступление войск Ленин-
градекого фронта.

Вто-то из самоходчиков спросил:

— Откуда, земляки?

— ИЙз-пол Ленинграда... Из Винницы...

Не спрашивал только механик-водитель
самоходного. орудия старший сержант
Иван Андреевич Грабовский. Он усердно
стучал молотком, исправляя гусеницу. От
группы идущих по дороге женщин от-
делились две. Они остановилиеь и внНи-
мательно посмотрели в лица работающих.

— Нет ли кого из вас из Шлиссель-
бурга? — спросила одна.

— Я из Шлиссельбурга, — сказал
Грабовский и посмотрел в сторону спра-
пивающей.

И вот случилось то, что ot сам по
может рассказывать без слез. Он узнал
свою сестру, 19-летнюю Анну.

Не своим голосом крикнул:

— Аня, сестра!

— Ваня, дорогой мой! — И очи 6po-
вились друг другу в об’ятья.

— А мама, де мама?!

— Здесь, недалеко...

Они пошли было в ту сторону, куда
указывала сестра. Но Грабовский, вепом-
нив, вернулся:

— Товарищ лейтенант, пропгу разреше-
тия ‘отлучиться на десять минут.

— Идите, разрешаю, — послышался co
стороны толос командира полка.

Вак только брат и сестра ушли, коман-
дир полка рассказал нам историю семьи
сержанта Грабовокого.

— Иван Грабовский участвовал в про-
рыве блокады Ленинграла. Он одним из
первых ворвался на своем танке в Шлис-
сельбург. Он помчался к Дому, где родился
й вырос, надеясь увидеть там мать и
сестру. Еще издали он увидел выбитые
окна и открытые двери... На его зов ник-
то не откликнулея. Родных не было.

Рассматривая разбросанные в беспоряд-
ке вещи, Грабовекий увидел надпись, сде-
ланную на печке углем. Там было нацара-
пано: «Врасноармейцы, нас угнали нем-
цы. Идите быстрее, выручайте. Аня». Эта
надпись всё об’яснила.

С этого времени сержант Грабовский
стал воевать еле злее. В каких только
переплетах он ни бывал, но всегда выхо-
дил победителем. Товарищам он говорил:
«Я должен бить, давить немцев». Гварлеец
Иван Грабовский сначала на танке, а те-
перь на самоходном орулии стал грозой
для немцев. Он награжден орденом Крас-
ной Звезды, медалью «За отвагу», медалью
«За оборону Ленинграда».

Этот простой рассказ полполковника
слушали многие танкисты и’ самоходчики.
{ как-то незаметно все приняли участие
в беседе, и каждый рассказывал о своем
горе, о евоих чувствах.

В это время вернулся Грабовский. Он
рассказал, в каком состоянии встретил
мать: она не может ходить. Скитания, ра-
бота на оборонительных рубежах, на cTpo-
ительстве дорог, голод и холод, излеватель-
ства немцев подорвали ее здоровье.

— Вы видели мою сестру? Ей веего хе-
вятнадцать лет, а выглялит старухой.
Всё лино в морщинах, ходит сгорбивииеь.
Вот до чего немцы доводят наших русских
людей. Моя мать и сестра освобождены, &
сколько таких несчастных еще ждут нас
в Германии?!

—- Ничего, скоро будем и там! 06вобо-
дим наших советских людей и спросим с
тех, кто над ними издевался.

День клонилея к закату. Танкиеты и
самоходчики готовились к походу.

Подполковник Г. ИВАЩЕННО.

ПО СТОЛБЦАМ КРАСНОАРМЕЙСКИХ ГАЗЕТ

ПИСЬМО МАТЕРИ. Я — мать фронто- ло уничтожено. На аэродроме находился

вика Козина Виктора Павловича. На-днях  склад с боеприпасами.

мною получено от командира

Несколькими вы-

и офицер-  стрелами из пушки танкист Величко под-

ского состава части похвальное письмо о жег его. («Зашитник Родины»).

моем сыне Викторе. Два года мы находи-

ПОДВИГ ЭКИПАЖА НОЧНОГО БОМ-

лись под игом немецких оккупантов. Два БАРДИРОВШИКА. Самолет, нагруженный

года я думала о своих сыновьях, ждала:   бомбами,

вот придут сыны мои — освободители!
Я узнала о своих сыновьях.

стал гвардейцем и получил
оборону Сталинграда», орден Отечествен-

плавно отрывается от земли.
Экипаж берет курс на цель. Самолет ве-

Все они дет гвардии старшина Екатерина Олейник.
сражаются в рядах Красной Армии. Иван  Штурман — гвардии
медаль ‚ «За Ольга Яковлева.

старший сержант

Расчет верен. Ольга бомбит скопления

ной войны и орден Красной Звезды. Дру-  живой силы и техники противника. Внизу
гой сын .— Петр имеет также медаль  раздаются взрывы, возникают пожары. Са-
«За оборону Сталинграда». Несмотря на молет разворачивается на обратный путь.
то, что он получил 11! ранений, Петр про- Зоркий глаз штурмана замечает в стороне
должает оставаться в строю и истреблять   неясный силуэт самолета. Неменкий ноч-
немецких бандитов. Третий сын Лев уже ной истребитель подкараулил экипаж.
три года находится в Красной Армии.  Екатерина Олейник маневрирует, выводя
Сейчас он где-то недалеко от Виктора.  машину из-под удара. У самолета повре-
Самый младший — пятый мой сын Алек- ждены стабилизатор и руль поворота, пе-
сандр также проявил себя в боях с не- ребиты тросы управления. На высоте 50
мецкими захватчиками, за что награжден  метров машина, едва послушная рукам
медалью «За отвагу». летчика, пересекает линию фронта. He-
Мой наказ моим сыновьям Льву, Ивану,   мецкий истребитель всё не отстает, посы-
Петру, Виктору и Александру — честно ]лая очередь за очередью. Ольга почувство-
й смело боритесь за освобождение Роди- вала резкую боль в спине. Осколком была
ны. Громите, сыны-терои, дикие орды не- ранена в руку и Екатерина Олейник. Но
мецких захватчиков, быстрее освобождайте   мужественные летчицы, истекая кровью,
села и города от этой нечисти. («Суворо-  продолжали вести самолет. Наконец, им
веп»). . удалось уйти от преследования врага и
ТАНКИ НА АЭРОДРОМЕ. Ворваться   посадить изрешеченную машину на родной
на немецкий аэродром, уничтожить нахо-   аэродром. («Крылья Советов»).
дящиеся на Нем самолеты-—такой приказ  МАСТЕР БОМБОВЫХ УДАРОВ. Tax
получила группа наших танкистов. летчики Н-ской Краснознаменной авиа-
Аэродром был неподалеку. Танкисты   части пикирующих бомбардировшиков 30-
видели, как поднимались в воздух враже-  вут Героя Советского Союза гвардии
ские бомбардировщики, приземлялись са-  майора Кованева. С начала войны он про-
молеты, возвращающиеся < задания. Гит- извел 204 боевых вылета и сбросил на го-
леровцы не подозревали о том, что со- ловы гитлеровцев 150 тонн бомб.
ветские танки находятся рялом с ними. Родина высоко оценила подвиги Ивана
Раздалось несколько залпов: танкисты   Федоровича Кованева. К орденам Ленина,
из пушек били по аэродрому. Клубы чер-  Красного Знамени, орлену Суворова 3-й
ного дыма взвились в небо. Горели само:  степени и Отечественной войны 1 степени,
леты: медалям «За отвагу» и «За оборону Ленин-
На большой скорости гвардейцы рину-  града» прибавилась самая высокая награ-
лись вперед. Гвардии сержант Шустов с ]да — «Золотая Звезда» Героя Советского
хода смял «Юнкерс». Лишь трем бомбар- Союза и второй орден Ленина. («На стра-
дировщикам удалось улизнуть. Шесть бы-!же Родины»).

s