6 октября 1944 г., пятница. № 238

(5918).

К

РАСНАЯ ЗВЕЗДА

Письма о советском тыле

В арсеналах Сибири

Город на Оби.

Этот город был основан писателем,

В 1891 году на левом берегу O6u, mpo-
\ив устья речки Каменки, появилась изы-
скательская партия  инженера-путейца
Н. Г. Гарина-Михайловского, известного
русского писателя. Русло реки сжато здесь
8 тесных каменистых берегах, a AHO ee
выложено гранитом. Природа как бы са-
Ma подготовила прочное подножие буду-
щих кессонов. И Гарин-Михайловский дал
заключение строить здесь для Сибирской
железной дороги мост через «0бь, реку
великую».

В 1894 тоду к устью Каменки прибы-
ли строители моста. Безлюдные берега 0би
отласились стуком молотков, H этот стук
возвестил рождение в Сибири нового го-
рода. =

По определению А. М. Горького, Нико-
лай Георгиевич Гарин-Михайловекий быт
«человеком е фантазией». Но гаринские
фантазии, очевидно, подкоеплялись стро-
гим расчетом, потому что место для ново-
го поселения он выбрал столь удачно, что
уже через тридцать лет здесь, на окреще-
нии великих железнодорожных и водных

путей, залнумел город — большой и мно-
толюдный. Имя этого города — Новоси-
билск.

В прошлом году город отпраздновал свой
`эаувековой юбилей. Полвека в жизни че-
ховеческого поселения — срок очень He-
большой. Можно сказать, что Новосибирск
еще не вышел из детского возраста. Но
на картах мира он уже обозначен тем
жирным кружочком, каким обозначают
только города первокласеного промышлен-
но-экономического значения.

При Гарине Новосибирск назывался” п9-
селком Гусевкой. Через десять лет после
того, как Гарин построил здесь желеэноло-
рожный мост и первые дома городского
типа, он, возвращаясь из Вореи, с горде-
BUBOH радостью увидел близ моста шум-
ный городок с населением более чем В
двадцать тысяч человек. Городок этот на-
зывалея уже не. Гусевкой, а Новонико-
хаевском. К тому году, когла Новоникола-
евек стал называться Нозосибирском, —
цифра его населения приблизилась к пер-
poi сотне тысяч. Что сказал бы Гарин-
Михайловский, если бы он в 1944 тоду
увилел детище своей инженерной «фанта-
зии»? 3

В ето времена, город теснился у моста,
а окраины, к которым примыкала тайга,
были видны даже невооруженным глазом.
Теперь городские кварталы  необозримо
широко раскинулись по Оби, окраины же
уходят от берега реки на добрый десяток
километров. Несколько южнее Гаринского
моста над желто-бутристой водой повиели
фермы второго моста, на левом же берегу,
Tie раныше уныло простиралея пустырь,
возник мощный город-спутник, город боль-
ших промышленных предприятий, Bashi
ваемый Сибметаллетроем.

Над старыми сибирскими городами воз-
вышалиеь башни многоглавых церквей; —
нах Новосибирском высятся фабричные
трубы, да еще зеленые кровли железобе-
тонных корпусов, в которых разместились
различные институты и учреждения. Боль-
HIWHCTBO предприятий Новосибирска созда-
но в голы сталинеких пятилеток. за эти
тоды население его возросло в несколько
раз, и в списке больших советских посе-
лений он занял место непосредетвенно за
Свертловскях и вперели таких старых го-
родов, как, скажем, Воронеж, Саратов,
Вазань.

Война не остановила роста Новосибир-
ска и даже напротив ускорила ето. Пре-
жле всего война вызвала расширение ра-
нее существовавших предприятий. Так же,
каки в других городах Урала и Сибири,
эти прелириятия разроелись настолько, что
прежние цеха во многих случаях превра-
тились в новые заводы, а прежние заво-
лы стали обширными и еложными про-
мышленными комбинатами. .

За три военных года по Новосибирску
и его области было введено в экеплоата-
цию несколько сот тысяч квадратных мет-
ров промышленной и жилой площади.
Мощность новосибирских электростанций
за эти голы увеличилась в три раза. Де-
сятки новых заводских труб поднялись на
окраинах города, — Новосибирск стал
производить такую продукцию, которая
раньше привозилась в Сибирь издалека, а
именно: оптику, радноаппаратуру, элек-
трооборудование. :

0 иасштабах военных новостроек мож-
но судить по такому примеру: один завод.
построенный в Сибири в месяцы Отечест-
венной войны, выдает в течение одного
тода столько же продукции, <колько вы-
давали ее все специализированиые в этой
области заводы царской России в 1914
Tory. }
Промьниленность Урало-Вузбасса не за-
хирела от удушья, как это было в пер-
вую мировую войпу, когда домны и 3а-
воды бессильно гасилио огни. Советская
сила, побеждающая на фронтах войны,
победила и в тылу. Новосибирск стоит
далеко от фронта, но злешние люди ©
торлостью говорят, что линия фронта про-
ходит через <ердне их города.

Они гиеют празо на такое заявленье.
Сибирь многбе дала фрогту. Москва ни-
когда не забулет тех дней, когда, устрем-
ляясь навстречу подкатывающимея в сто-

чение они занялись мостовыми опорами,

та, и работу пришлось прекратить. Тогда
был дан приказ о посадке. Рабочие вошли

лице немецким полчищам, прошагали по
MOCKOBCKEM улицам спокойные, уверенные
в своей силе сибирские дивизии. Столи-

ца и вся страна ждали от них подвига, и

они оправдали это ожиданье, проявив В
боях за Москву высокое воинское умение.

Сибиряки проявили себя прекрасными
солдатами на всех фронтах Отечественной
войны, — и недаром почетнейшее звание
трижды Героя Советского Союза первым
заслужил бывший слесарь Сибметаллетроя
полковник Александр Иванович Покрыш-
кин. Но Сибирь дала Родрне. не только
бойцов, — она в годы войны отправила

на фронт многие миллионы TOHH нродо-

вольствия и, — вто можно без преувели-

чения сказать, — целые горы амуниции

и самого разнообразного вооружения.

Эвакуированные заводы’ вотупали В
строй в невиданное короткие сроки. Боль-
птое прехириятие, главным инженером ко=
торого является тов. Руказенков, прибыв в
Новосибирскую область в ноябре. 1941 ro-
да, в декабре этого же тода выдало пер
вые тонны: боеприпасов. завод, где глав-
ным инженером тов. Афанасьев, вступил
в строй через пятнадиать дней после того,
как эшелоны с его оборудованием прибы-
ли на одну сибирекую станцию.

Когда голы Отечественной войны уйдут

в историческое отдаление, историки на-

пишут немало книг о чуде эвакуации с9-
ветекой промышленности. «Чудо»  дейет-
вительно произошло, но сотворила ето не
волнебная, не сверхестественная сила, &
простая реальная сила советских людей с
их героизмом, с их железной настойчиво-
стью, © их дальновидным . планом.
Скажем так. Ло войны на Украине cy-
ществовал один завод, техническая красо-
та и производственная мощь которого по-
ражали даже вилавших виды промышлен
ников из Северной Америки. Богда война
полкатилась в воротам этого завода, воз-
никла необходимость в ето эвакуации, Ра-
бочие, во главе ‹ инженером Стукаловым,

катный стан. Бригада демовтажников про-
водила работу по строгому плану. В то

другая маркировала детали, третья упако-
вывала их в ящики. Рабочим помогали
мощные краны. Но электростанция, кото-
рая подавала энергию этим  кранам,
уже была под огием врага.
исправляли аварии и вновь приниизались
за свое дело. Так, под бомбами, под cha-
рядами они разобрали стан, состоящий из
многих тысяч тяжеловесных деталей, и
погрузили все ящики в железнодорожные
этеловы. Покончив © этим, они разобра-
ли краны и с помощью несложных при-
способлений погрузили их тоже. В заклю-

по которым двигались краны, — им х0-
телось также увезти и опоры, но для этих
многотонных. махин не нашлось транстор-

в эмелон и поехали на Восток.

Прибыв в тот город, который был наз-
начен заводу в качестве его нового место-
жительства, рабочие, не медля ни мину-
ты, произвели разгрузку и еразу же на-
чали воссоздавать завод на отведенной
территории. В довоенных условиях  мон-
таж большого прокатиого стана занял бы
несколько месяцев. Теперь эта работа бы-
ла закончена в несколько недель. Mou-
таж производился и днем и ночью. Зача-
стую рабочие жили тут же, У 680810
стана, у своей машины.

В Новосибирске, как и в других горо-
дах Востока, для эвакуированных заводов
нехватало специальных площадей, — по-
этому заводы зачастую размещались В
пустых складах, в сараях, a иной раз и
в жилых корнусах. Эти помещения надо
было приспособлять, расширять,” перест-
раивать. Строительные работы производи-
лись параллельно е ионтажными. Всё это
делалось вопреки буранам и сорокагра-
дуеным морозам, когда металл машин пе“

было прикоснуться руками.

Преодоление всех этих, трудностей мож-
но назвать чудом, но только чудом геро-
изма и воли. Но и тероизми и воля бы-
ти бы бесплодны, если бы они не нашли
опоры в дальновидном плане сталинских
Пятилеток.

Ленин называл утоль хлебом промыш-
ленности. Если бы Сибирь и Урал или,
иначе говоря, те восточные области, кото-
рые входят в гигантский комплекс Урало-
Кузбасса, остались такими, какими они
были в парской России, — чем были бы
после потери Донбасса  эвакуированные
заводы советекого Запала? Выставкой ма-
шин, блестящей, но трагически беспо-
лезной выставкой. Эти заводы смогли B
кратчайший срок войти в строй действую-
ших предприятий только потому, что. ура-
ло-кузбасский комплекс емог насытить их
углем кузбасских шахт, металлом Кузнец-
ка и Магнитогорска, цветными металлами
Риллера и Казахстана, словом, всем тем,
без чего не может в наше время суще-
ствовать промышленность.

И, наконец, эти заводы смогли войти в
строй действующих предприятий потому,
что в голы сталинских пятилеток в стра-
не были созданы иногомиллионные кадры
технически обученной рабочей и инже-
нерной силы. Народ наш давно и прочно
проникся сознанием, что «техника ре-
шает всё». В годы сталинских пятилеток

получили задание разобрать мощный про-

время, как одна группа разбирала стан,

Рабочие

реохлаждался так, что к нему страшно

была создана мощная система школ и
кружков технической учебы. В годы вой-
ны в техническую учебу была вовлечена
резервная сила бывших домашних хозяек,
& также тородеких и сельских подростков.

В Новосибирске широко известно имя
работницы Оксаны Власюк. ем была до
войны эта маленькая, быстрая в движе-
ниях, синеглазая украинская  дивчина?
Никому неведомой колхозницей Олевского
района, Житомирской области. Немецкое
нашествие заставило ее покинуть родную
итомирщину. Она приехала в Новоси-
бирек и здесь поступила на курсы, орга-
низованные при одном военном заводе.
Окончив курсы, Оксана стала работать на
заводе. В. скором времени; показав себя
прекрасной производствениицей, она в03-
главила лучшую комеомельско-молодежную
фронтовую бригаду завода. Эта бригада,
ежедневно выполняющая свои задания на
пятьсот, на шестьсот процентов, завоева-
ла всесибирскую известность. Оксана Baa-
сюк стала знатным человеком Новосибир-
ска, и ее портрет, написанный на огром-
ном холсте, выставлен для всеобщего 9603-
рения на бульваре Красного проспекта.

Этих портретов немало на бульваре.
Здесь устроена целая галлерея знаменитых
людей Новосибирска. Некоторые из них
прославили свои имена на весь Советский
Cows.

В налней стране все знают новосибирца
Николая Лунина, Героя Социалистического
Труда и лауреата Сталинской премии, ма-
шиниста, совершившего переворот в тех-
нике обслуживания паровоза. ‚За время
войны этот замечательный машинист про-
вел около пятисот маритрутов с углем, ©
лесом, в металлом и с вооружением. На
свои личные средства Николай Лунин 38-
купил в подарок сталинградцам эшелон
угля и сам привез этот эшелон в Сталин-
трал. Можно назвать другого славного ©и-
биряка, мирового рекордемена каменной.
кладки Максименко. Чтобы выложить
двухэтажный дом на несколько квартир,
ему и трем ето подручным каменщикам
требуетея веего только девять дней.

Можно было бы перечислить сотни и
даже тысячи знаменитых фамилий людей
Новосибирска. Дело в конце концов ве в
фамилиях, а в том, что неустанным тру-
дом своим новосибирцы так же, каки
жители других городов и сёл нашей стра-
ны, неумолимо бьют врага. Сибирь так
же, как и вся страна, знает только’ один.
закон:

— Фронту нужно, значит, сделаем.

И сибиряки делают всё, что необходимо
сделать для победы.

Фронту нужны, скажем, боеприпасы.
Тот самый завол, который один выдает
столько, сколько их выдавали все заводы
парекой России, совертил в свое время
удивительный. подвиг. Как-то раз из-за.
транспортных затруднений завод не. смог
возобновить запасов меди, необходимой для
изготовления решаютще важной детали. На-

до было срочно найти заменитель. Тогда

заводские изобретатели вопомнили 0 ме-
таллической изтари, пелые холмы кото-
рой громоздилиеь ма заводском дворе. Из
этой изтари, в соединении, < другими ве-
шествами, была изготовлена оеобая пласт-
масса. Испытания показали, что она за-
меняет медь, что OHA чрезвычайно легко
поддается обработке и что боевые качест-
ва продукнии при этом нисколько не
страдают. Тогла завод отказался от дефи-
питного металла и перешел на пластмас-
су. Так советская техника пришла к важ-
нейшему изобретению, которое чрезвычай-
но повысило производительность труда и
сэкономило огромные средства. —

В рубежу победы Сибирь шагала вме-
сте со всей страной.

Позади остался длинный и трудный
путь. Сибирь пропгла по этому пути, ум-
ножив свои. довоенные достижения. 0
промышленности было уже сказано. Те-
перь надо отметить, что в тоды войны
центр Сибири =— Новосибирск обогатился
такими учреждениями, как филиал Ака-
темии наук, как Филармония, как театр
оперы и балета. Театр в Новосибиреке
строижя ‘много лет, но строительство
его завершено в самое последнее время.
Это очень красивый и очень большой
театр. Не так давно новосибирцы при-
нимали в своем красивом театре випе-
президента Соединенных Штатов Америки
Уоллеса и имели удовольствие выслушать
от тостя слова искреннего восхищения
всем тем, что он видел в Сибири: А co-
всем недавно новосибирны чествовали
своего земляка Александра Покрышкина
в связи с присвоением ему звания триж-
ды Героя Советокого Союза.

Да, Новосибирск ‘возмужал во время
войны, прибавил в росте, раздался в пле-
чах и научилея работать по-фронтовому-
Он работает днем и не прекращает рабо-
ты ночью. В ночные часы шумное его
дыхание становится слышнее.

И ночью он особенно крахив. Проетор-
но звездное небо над городом. Бесчис-
ленные огни отражаются в неподвижном
зеркале Оби: Над берегом разносится мощ-
ное жужжанье, похожее на шум ткацкой
иастерской, и тяжкий грохот, похожий на
грохот гигантской кузницы. Кажется, ч®
это трудится в ночи ткач-великан или
великан-кузнец.

Это так и есть.
Михаил НИКИТИН.

Дома Красной Армии у летчиков

В ряде авиационных соединений <оз-
даны Дома Красной Армии, занятые боль-
шой и полезной работой. Показательной
является работа Дома Красной Армии
соединения, где заместителем командира
по политчасти тов. Сухачев.

Этот Дом Красной Армии имеет две
хороню оборудованные агитмашины ‘и спе-
циальный агитсамолет Р-5. В его ведении
находится кинопрокатная база, изомастер-
ская и фундаментальная библиотека, на-
считывающая уже более 1.500 томов.
Агитмашины и агитсамолет обеспечивают
оперативность в работе Дома Красной Ар-
мии. Одна из агитмашин, которой руково-
дит майор Лутков, выезжая на аэродромы,

провела большую работу в полках. За 20
дней наступательных боев она обслужила
ло 10 авиационных полков, дала 40 кино-
сеансов. провела свыше ‘20 радиоконцер-
тов, 8 лекций и десятки бесед. Часто с
агитмашинами выезжает концертная брига-
да Дома Красной Армин. За это же вре-
мя она дала 15 концертов.

За прошлый месяц киноустановка на
агитсамолете организовала 66 киносеансов.
Ряд кинокартин демонстрировался специ-
ально для летного состава, показывались
и Учебно-технические фильмы. Эти сеансы
сопровождались разбором опытных коман-
диров-летчиков.

Большую работу выполнил также Дом

Красной Армии авиационного соединения,
где начальник политотдела тов. Духнов-
ский. Проведено более 300 лекций и до-
кладов, продемонстрировано более 400 ки-
носеансов. При Доме Красной Армии
создан коллектив художественной само-
деятельности, который организовал около
ста концертов для летно-технического со-
става.

Дома Красной Армии в авиационных
соединениях организуют также концерты
профессиональных артистов Так, один из

_Помов Красной Армии провел за это по-

лугодие силами артистов 147 концертов.
Полковник Ф. ТЕРЕНТЬЕВ.

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Раз-
ведчики младший сержант М. Дюка-

рев, красноармеек А. Мухамедов и
младший сержант А. Бобряшов- от-
правляются за «языком».

Снимок Б. Вельяшева (ТАСС).

Офицеры-танкисты
Александра и Иван

Бойко в Москве

С фронта в Москву на самолете приле-
тели гвардии младшие техники-лейтенан-
ты Александра и Иван Бойко, прославлен-
ные советские патриоты. Гвардейская тан-
ковая часть, в которой они служат, при-
няла участие в освобождении Советской
Латвии от немецких захватчиков. В пер-
вых же сражениях с врагом танк супру-
гов Бойко стал действовать мастерски.
Супруги Бойко рассказывают:

— Наша часть получила приказ форси-
ровать реку Сарьянка: Когда наши маши-
ны. приблизились к этой реке, мы увидели
на ее противоположном берегу укрывав-
шиеся в кустарнике немецкие танки. Нача-
лась перестрелка. Через реку полетели
снаряды. Уже третьим снарядом нам уда-
лось поджечь немецкую машину. Затем
запылали и другие вражеские машины,
подбитые танкистами нашей части. Почти
весь день шел танковый 60H, a когда
стемнело, советские › пехотинцы начали
‘форсировать реку. Мы, танкисты, прикры-
вали нашу пехоту. Части Красной Армии
прорвали немецкую оборону на этом уча-
стке фронта и углубились на 50 километ-
ров. я

Четыреста километров прошла с боями
машина супругов Бойко, уничтожив 5 He-
мецких танков, 2 орудия, обоз и много
солдат. Часть, в которую входит танк
Бойко, отличилась. в боях за город
Двинск. За это танкисты получили’ благо-
дарность Верховного Главнокомандующе-
го Маршала Советского Союза товарища
Сталина. Части присвоено наименование
«Двинской».

За боевые заслуги офицеры-танкисты
Бойко награждены орденами Советского
Союза, Александра — орденом Отечест-
венной войны первой степени, Иван—ор-
деном Красного Знамени. Награды им бы-
ли вручены в госпитале, куда их доста-
вили после ранения в последнем бою.
Иван Бойко был тяжело ранен в ногу, а
Александра — легко в руку.

Сейчас отважные супруги снова здоро-
вы, попрежнему полны сил. ‘

a! A
ИНИЦИАТИВА
ВОЕНТОРГОВСКИХ

РАБОТНИКОВ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, Б ок-
тября. (По телеграфу от наш. корр). Про-
езжая но фронтовым дорогам Латвии, мимо
озер Лубанской низменности, можно видеть
большие лодки и работающих на них ры-
баков. Это  рыболовецкие артели, работаю-
щие для фронта.

Свой богатый улов рыбаки: грузят в ма-
шины и отправляют в столовые военторга.
Так несколько офицерских столовых воен-
торга, где начальником майор Несветов, за
последние месяцы получили добавочно бо-
лее 12 тонн рыбы.

Надо сказать, что работники военторга
фронта проявляют ‘много инициативы для
улучшения питания офицеров. Они загото-
вили четыре тонны мяса, 8 тонн молочных
продуктов, более 8 тонн. грибов и. ягод.
Благодаря этому меню в столовых изоби-
лует вкусными и питательными блюдами.

«АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ЖУРНАЛ»
_ № 8—9.

Вышел из печати № 8—9 «Артиллерий-
ского журнала». Номер открывается Ука-
зом Президиума Верховного Совета СССР
о награждении орденом «Победа» Маршала
Советского Союза И. В. Сталина. В жур-
нале напечатаны статьи лолковника А. Чер-
ток «Борьба с минометами противника»,
полковника В. Нилова «Истребительно-
противотанковые артиллерийские части на
марше», подполковника Б. Журина «Как
оформлять данные артиллерийской развед-
ки», подполковника П. Ощепкова «Управ-
ление огнем армейского зенитного артил-
лерийского полка», полковника А. Михай-
ловского «Ориентирование в основном на-
правлении».

Кроме перечисленных, в журнале ‘напе-
чатаны статьи инженер-полковника А. Та-
ланова «Звуковая разведка в горах», под-
полковника Д. Белугина «Об ускоренной
топографической подготовке».

В разделе «Из фронтового опыта» на-
печатаны статьи гвардии майора В. Дмит-
риева «Взаимодействие артиллерии с авиа-
цией в боях за Севастополь», гвардии
майора А. Сапожникова «Стрельба по
вражеским судам» и др.

ставился также обмен опытом боевых дей-

собрание по вопросу о воспитательной ра-

Собрание

В короткую паузу между боевой рабо-
той в Н-ской авиационной части состоя-
лось собрание офицеров. Командир части
майор Высокосов сделал доклад «0 роли
‘офицерского состава в борьбе за высокую
воинскую дисциплину и боевое мастер-
ство». Шо докладу выступило 11 чело-
век. Офицеры в товарищеской среде и
обстановке говорили о своих недостатках,
0 своем опыте. . . :

На собрании не было пассивных слуша-
телей, ибо обсуждались вопросы, кото-
рые волнуют каждого офицера. На собра-
нии говорили о поведении в бою, об уме-
нии анализировать боевые события, внеш-
нем виде, о знании и выполнении уста-
вов и наставлений, 06 офицерском долге
и такте.

Вомандир части подытожил выступле-
ния и перечислил требования, которые он
прел’являет к офицерам.

Подобные собрания проводилиеь во вре-
мя наступательных боев в ряле других ча-
стей Н-ского соединения. Эта форма Boc-
питательной работы с офицерами получи-
ла широкое распространение,

Вруг вопросов, которые обсуждались на
этих собраниях, разнообразен: о роли офи-
перов в выполнении приказов товарища
Сталина, о значении книги товарища
Сталина «0 Великой Отечественной войне
Советского Союза», о моральном облике
советского офицера, о воспитательной
работе е подчиненными, о традициях рус-
ского офицерства, 06 отношении началь-
ника к подчиненным.

В порядок дня офицерских собраний

ствий. Доклады строились на конкретных
материалах боевой работы части, подраз-
делений, отдельных офицеров,

О действенности и воспитательном зна-
чении таких собраний свидетельствуют
следующие факты. Е

В Н-ской гвардейской части состоялось

боте офицеров с личным составом. Доклад
командира части был насыщен примерами
из деятельности великих полководцев и
иллюстрирован фактами из жизни полка.
Выступило по докладу 9 офицеров. После
этото собрания командир эскадрильи етар-
ший лейтенант Медведев, командир звена
Землянский, старшие летчики Комаров,
Вузьмин и многие другие офицеры стали
чаще бывать в общежитиях сержантов и
рядовых, больше заботиться 06 их Ma-
териально-бытовых нуждах, проводить
беседы. : Е

В другой части после собрания, поевя-
щенного героическим традициям русско-
го офицерства, у офицеров резко возрос
интерес к художественным произведениям,
отображающим эти традиции, таким. как
«Война и. мир» Толетого,  «Севасто-
польская страда» Сергеева-Ценекого. и др.

Недостатком в проведении офицерских
собраний является то, что в их повест-
ках дня слабо отражена летная специ-

Вчера во Всеславянском Комитете
стоялось открытие выставки, посвяшен-
ной героической борьбе народов Югосла-
вии против фашистских захватчиков.

Председатель Всеславянского Комитета
генерал-лейтенант Гундоров обращаетея к
собравшимея © кралкой речью. Ок отме-
чает мужество и героизм Народно: ссвобо-
дительной армии Югославии, руководимой
маршалом Иосипом Броз Тито, вылающий-
ся вклад, который внесли югославские
патриоты в дело борьбы © общим врагом
0б’единенных наций — неменко-фашист-
скими захватчиками.

Затем выступает заместитель птедседа-
теля Антифаптистекого вече народного ос-
вобождения Югославии М. Пияде. бн тово-
рит 00 исторических днях, переживаемых
сейчас народами Югославии, о близкой
победе над врагом и благодарит Врасную
Армию за дружескую помошь, которую
она оказывает сейчас югославским воинам.

Представители советской общественно-
сти, дипломатического корпуса, советекой
и иностранной прессы осматривают вы-
ставку. Небольшая по размерам, она со-
держит ботатый документальный матери-
ал, характеризующий славную борьбу и
победы  Народно-освободительной армии
Югославии. Каждый фотоснимок, плакат,
каждая газета и листовка—это документ,
свидетельствующий о стойкости и героизме
югославских патриотов.

60-

КАУНАС, ‚5 октября. (ТАСС). : Здесь
состоялся первый с’езд крестьян Каунас-
ского уезда. Открывая заседание, предсе-
датель уездного исполкома тов. Богуцкис
обратился со словами горячей благодар-
ности к бойцам Красной Армии и Верхов-
ному Главнокомандующему Маршалу Co-
ветского Союза товаришу Сталину.

— Три года, — говорит тов. Богуц-
кис, — литовские крестьяне ждали’ осво-
бождения. Его принесла нам Красная Ар-
мия. Только благодаря ей сегодня на
с’езд собрались’ свободные люди, ‘снова
ставшие хозяевами своей земли.

С докладом о решениях Сессии Верхов-
ного Совета Литовской ССР выступил
председатель земельной комиссии, Предсе-
датель Верховного Совета Литовской ССР
тов. Баранаускас.

— Сессия Верховного Совета республи-
ки, — сказал докладчик. — приняла За-
кон © возвращении трудящимся крестья-
нам земель, отобранных немецкими окку-
пантами. Это решение положило основу
возрождения сельского хозяйства в рес-
публике. Сейчас повсеместно крестьяне
вновь стали законными хозяевами земли.
Они стремятся как можно скорее ликви-
дировать последствия немецко-фашистской
оккупации. Благодарные Красной Армии,
они всемерно помогают фронту, снабжая
его продовольствием, выполняют свой долг
перед государством.

+

‘В Москву приехали выдающиеся масте-
ра театра всех союзных республик и круп-
ных городов РСФСР. В столице находят-
ся народные артисты СССР Александров-
ская, Зоя Гайдай, Литвиненко-Вольгемут,
Халыма Насырова, Ужвий, Бучма, Васад-
зе, Паторжинский, Хорава, Гнат Юра, ле-
нинградцы — Дудинская, Уланова, Чабу-
кнани и много других.

Вчера, 5 октября, в капитально-отремон-
тированном зале имени Чайковского начал-
ся цикл концертов, посвященных 25-летию

офицеров

фика. Ни на одном из собраний не ета
вился вопрос 06 основоположниках рус-
ской авиации, о ее боевых традициях.

Серьезным пробелом является и то, что
в отдельных случаях на офицерских с0б-
раниях ставилиеь преимущественно общие
вопросы, причем обсуждение их было ака=
демическим, оторванным от боевой работы
й жизни чахти.

Ряд вопросов возникает и по поводу
организации офицерских собраний. ло
планирует их работу и руководит ими?
Нужно ли принимать иа них постанов-
ления? Как часто и в каком масштабе
их проводить? ;

В этом отношении характерным являет
ся собрание, проведенное в Н-ской части,
Вопрос.  «Тралиции русского  офицер-
ства» был предусмотрен планом pac
боты заместителя командира по политча-.
ети т. Стенченко. Докладчик — коман-
дир эскадрильи Зайцев начал  подго-
товку в доклаху за 12 дней до собра-
ния. Офицеры заранее знали © месте и
времени собрания, были ознакомлены ©
вопросом, который будет обсуждаться на
нем. Офицерский состав приглашалея на
собрание от имени командира полка и его
заместителя по политчасти. Помещение
было празднично укратено. Собрание на-
чалось точно в назначенное время, от-
крыл его командир части. Был избран
президиум из трех человек. Хорошо под-
тотовленный, содержательный доклад выз-
вал оживленный обмен мнениями. Ни-
какого постановления не принималось.
Предложения, высказанные в выступле-
ниях, были учтены командованием и пар-
тийным бюро. После собрания был прове-
ден вечер самодеятельности. -

Это собрание оставило глубокий след в
сознании офицеров. В частных разговорах
они потом не раз возвращались в вопро-
сам, которые были подняты на собра-
нии.

Офицерекие собрания как форма мас-
сово-политической работы, как средство
воспитания офицерства, нам кажется, пе-
ликом себя’ оправхывают. Речь должна
итти только 00 устранении неясностей,
существующих в практике этой работы, о
более четком определении места и роли
офицерских собраний в жизни частей.

В заключение следует предостеречь
против’ оказенивания офицерских собра-
ний, превращения их в служебные сове-
щания. В практике заметно повсеместное
стремление оживить офицерские собрания,
воздать на них обстановку товарищеской
задушевности и откровенности в выеказы-
ваниях, дать возможность поспорить, во-
влечь в спор больший круг офицеров.

_ Всё это должно делаться, разумеется,
в рамках, предусмотренных уставами
Красной Армии.

Майор Т. ДОМРАЧЕЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ГЕРОИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ
НАРОДОВ ЮГОСЛАВИИ

Первые стэнды показывают Югославию
перед войной — вот они, улицы Белграда,
Сйлита, Загреба, воды Савы, берег Адриа-
тики. Но вот в страну ворвались фапиет-
ские захватчики. Ряд фотоснимков пока-
зывает зверства и насилия оккупантов.
Трупы женщин и летей, виселицы, пожа-
рища, массовые могилы. Вот три молодые
девушки стоят со связанными руками У
ямы, в стороне гитлеровны готовятся к
казни. На лицах девушек 6ecerpamne
H презрение к палачам. Эта фотография
была найдена партизанами у одного из
гитлеровцев.

Многочисленные фотоснимки рисуют
жизнь, быт, борьбу партизанских отрядов
и регулярных . частей Народно-освободи-
тельной армии Югославии. Ряд экспона-
тов дает представление о восстановлении
промышленности и культурных учрежле-
ний в освобожденных районах Югославии.

Обильно представлена на выставке пе-
чать борющейся Югославии. Представляют
интерее выставленные в витринах, локу-
менты, изобличающие предателя Михайло-
вича в прямом пособничестве немецко-
фаптистоким оккупантам.

Выставка, ярко рассказывающая о ге-
роичеекой борьбе югославского народа за
свою свободу и независимость, несомненно
привлечет внимание нашей общественно-

ети.
: М. НОВИНСКИЙ.

ПЕРВЫЙ С“ЕЗД КРЕСТЬЯН КАУНАССКОГО УЕЗДА

На с’езде выступили крестьяне, полу-
чившие землю. Они благодарили героичес-
кую Красную Армию и братский русский
народ за освобождение от немецких окку-
пантов.

°С большим вниманием выслушали соб-
равшиеся Председателя Президиума Вер-
ховного’ Совета Литовской ССР тов. Па-
лецкиса и секретаря ЦК КП(б) Литвы
тов. Снечкуса.

От имени бойцов и офицеров литовского
соединения ‚Красной Армии участников
крестьянского с’езда приветствовали Герой
Советского Союза лейтенант Бернотинас,
заверивший - своих братьев, что бойцы-
литовцы, не щадя сил и самой жизни, бу-
дут сражаться против ненавистных немец-
ких захзатчиков.

Делегаты ‘с’езда приняли обращение ко
всем крестьянам Литвы, призывающее
быстрее возродить сельское хозяйство,
усилить помошь фронту.

С большим под’емом делегаты крестьян-
ского с’езда приняли приветственное пись-
мо товарищу Сталину.

В день открытия с’езда в Каунасе из
всех деревень прибыли красные обозы ©
под. ами бойцам литовского соединения
Красной Армии. “Крестьяне прислали мас-
ло, сало, мед, битую птицу и другие про-
дукты,

Концерты, посвященные 25-летию советского театра

советского театра. В первом концерте вы-
ступили мастера искусств Украины, Бело-
руссии, Грузии, Узбекистана и Ленинграда.
Они ознакомили москвичей с националь-
ной поэзией, с отрывками из лучших дра-
матургических произведений, созданных в
стране за последние годы. Концерт прошел
с большим успехом. Зрители восторженно
встретили выдающихся мастеров совет-
ского искусства. :
Показ продлится до 10 октября.

(ТАСС),