<=

аступление в Венгрии

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Прорыв нашими войсками неприятель-
ской обороны в Трансильванских Альпах
ознаменовал собой начало новой операции.
Чтобы понять ее значение, следуег вник-
нуть в ту обстановку, которая сложилась
здесь к началу активных действий в 1о-
pax. Противник еще находился тогда под
впечатлением разгрома его Яеско-Кишинев-
ской группировки, а наши части уже
вышли к берегам Дуная, на восточную
границу Югославии. Над немецко-венгер-
скими войсками, спешно приступившими
к созданию обороны в горных проходах,
навиела угроза с фланга.

Наступающим надо было упредить про-
тивника с развертыванием сил и средств
в этом районе. С этой целью некоторые
подвижные соединения устремились стро-
го на север — по дороге на Raym, a
также на северо-запад — к городам Ти-
мишоара и Арад. Эти два основных на-
правления, по которым развивалось на-
ступление наших танков, как бы раска-
лывали вражескую оборону, созданную в
Северной Трансильвании. При этом ясно
обозначилась угроза главной магистрали
Opaxea-Mape—Rayx—Perun, по которой
шло снабжение вражеских войск, действо-
вавших в Транеильванеких Альпах и Во-
сточных Карпатах. Собственно, этим и
можно об’яснить исключительную налтря-
женность боев в районе ВКлужа, куда
неприятель беспрерывно подбрасывал pe-
зервы танков, артиллерии и пехоты. Но
ближайший тыл его был дезорганизован.
Он полвергалея ударам нашей авиации,
дерзкие вылазки разведывательных групи
выволили из строя мосты, резали связь.

Уже в первоначальной своей стадии эта
операция наших войск несла в. себе эле-
менты внезапности. Противник  <чи-
тал, чо на  развергывание танковых
соелннений в горах наступающим  по-
требуется очень много времени. Однако
наши танковые командиры сумели в ко-
реткие сроки восредоточить боевые мапги-
ны на избранных направлениях. Спустя
лва дня они находились уже на северном
берегу реки Мурешул, т.е. на главном
оборонительном рубеже неприятеля. Вооб-
ше говоря, внезапность действий является
характерной чертой этой новой наступа-
тельной операции наших войск.

На подступах к Венгрии появился ряд
немецких дивизий,  доведенных де пол-
ного штата и усиленных  противотан-
ковыми дивизионами, которые
сте с лоугими должны были
лять армейский резерв. Ho этот те-
зерв прямо е хода пришлось бросить в
бой, поскольку наши передовые отрялы
уже громили последние очати вражеского
сопротивления Ha западных склонах
Трансильванских Альп. Так неожиданный
выхол напгих войск на Венгерскую равни-
ну заставил противника израсходовать

состав-

вме-.

раньше времени большую часть своих ре-
зервов. Это одна из замечательных “сторон
наступательной операции, если учесть, что
оборона в горах обычно связана © гораздо
уеньшей затратой сил и средств, чем на-
ступление.

Печатью высокого военного мастерства
отмечены тактические формы прорыва
вражеской обороны в Трансильвании. Он
был начат на двух направлениях одновре-
менно, как мы уже указывали выше.
Уларом на север, в направлении Клужа,
требовалось сковать силы противника, уг-
рожая ему захватом важнейшей магистра-
ли. Через каких-нибудь десять дней тут
была сосредоточена основная масса вра-
жеских танков, но оборона его в других
местах основательно заколебалась, и этс
создало условия для маневренных боев.
широкого маситаба, развернувшихея  п0с-
ле выхода наших частей к Вентерской
равнине, т. е. в северо-западном FatpaB-
лении.

Действия наших войск в этом натрав-
лении в конечном счете дали cepbes-
ные результаты.  Вражеская оборона
на этом пространстве была ликвидирова-
на, и процессе ее ликвидации особенно
ускорился в тот момент, котла нашими
войсками были заняты города Тимишоара
и Арад. Это окончательно опутал» планы
противника, которому пришлось разбра-
сывать свои силы, чтобы заполнять зияю-
щие трещины, образовавшиеся в Яо Ooe-
вых порядках.

Окончательно сбив неприятеля с запад-
ных склонов Трансильванских Альп, на-
ступающие перешли румыно-венгерскую
границу и стали распространяться в Глу-
бину на территории Венгрии. По ваправ-
лению к городам Мако и Дьюла вся рав-
нина изрезана реками и каналами. Как
в горах, так и здесь, на равнине, огром-
ную роль в захвате промежуточных ру-
бежей сыграла налиа неутомимая,  герои-
ческая пехота. Ona атаковала  стреми-
тельно и дерэко, всякий раз навязывая
противнику бои в невыгодных для него
условиях. Советская пехота первой
ворвалась в венгерский город Мако, яв-
лявитийся сильным узлом сопротивления,
и выбила оттуда неприятеля.

В результате дальнейших наступатель-
ных действий наши войска, энергично
развивая достигнутые успехи, заипяли го-
род и крупную железнодорожную станцию
Дьюла, город и железнодорожный узел
Кетедьхаза, город Баттоня и боле 100
лоугих населенных пунктов на территории
Венгрии. Бои продолжаются. Ломая сопро-
тивление немецко-вентереких войск. части
Врасной Армии продвигаются впетед.

Подполковник И. АГ ИБАЛОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
(По телеграфу).

Встреча командира полка с сержантами

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 6 октяб-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). В од-
ном из полков была проведена интерёсная
встреча командира полка с сержантами и
старшинами. Эта встреча произошла на
зеленой лужайке, укрытой деревьями.

По сторонам на деревянных щитах бы-
ли установлены чертежи и схемы боево-
го пути полка, витрины с портретами
знатных людей части — кавалеров ордена
Славы. Командиры отделений, сержанты и
старшины встретились с командиром пол-
ка, чтобы обменяться боевым опытом (и
опытом воспитания воинов.

В своей речи командир полка пред’явил

командирам отделений три требования —

знать своих людей, уметь командовать,
уметь воспитывать бойцов. Во время по-

следнего наступления полк прошел 999

километров. ‘Он шел, ломая сопротивление
врага, громя и уничтожая его. На счету
сержанта Ахрамова—семь немецких подби-
тых танков, десятки уничтоженных гитле-
ровцев. :

С рассказом об опыте воспитания бой-
цов выступили старший сержант Костю-
ченко, старшина Сухицкий, сержант Баг-
рашов и другие.

‘ОДИН ПРОТИВ ШЕСТИ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 6 ок-
тября. (По телеграфу от наш. корр.). Груп-
па истребителей, ведомая Героем Совет-
ского Союза майором Олейник, прикрывая
действия штурмовиков, встретила шестер-
ку «Фокке-Вульф-190», пытавшуюся атако-
вать наших летчиков. Завязался воздуш-
ный бой.

Майор Олейник смело врезался в груп-
пу вражеских истребителей и с дистан-

ции 40—50 метров сбил один «Фокке-
Вульф-190». Из-за плохой видимости ведо-
мый Олейника лейтенант Собакин потерял
своего ведущего. В результате майор
Олейник оказался один против шести нем-
цев. Вражеские истребители пытались за-
жать Олейника и увести за собой, но тот
резко спикировал, перешел на бреющий
полет и вышел из кольца вражеских са-
молетов.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Бессмертный подвиг гвардейца
Юрия Смирнова

Сегодня мы публикуем Указ Президиу-
ма Верховного Совета СССР 6 присвоения
звания Героя Советского Союза гвардии
красноармейцу Смирнову Юрию Василье-
BHUY.

Гвардеец Смирнов мужественно сражал-
ся е врагом и совершило беспримерный
подвиг во имя Родины. Несмотря на
страшные пытки и истязания, раненый
воин Врасной Армии погиб, но не выдал
врагу военной тайны.

Вот как это было.

Гвардейцы генерала Галицкого преры-
вали долговременную оборону немцев се-
вернее Орши. Центр сбороны„занимала
18-я штурмовая дивизия немцев под
командованием генерала Траута.

Советские гвардейцы яростно сража-
лись с вратом. В первый же день боя
дивизия Траута обанкротилась. Гвардейцы
офицера Щербина залили efi во фланг,
авиация, артиллерия и дерзкие штурмо-
вые группы нарушили ‘связь и управле-
ние. Ночью наши танки по болотам уст-
ремились в глубокий обхол, а чтобы
скрыть направление глазного улара, была
совершена ночная танковая атака е де-
сантом автоматчиков” прямо на штабные
блиндажи дивизии.

В этот момент фапистами был захва-
‚чен раненый твардеен, упавший © тан-
ка, промчавшегося вперед. Это был `ком-
сомолец Юрий Васияьевич Смирнов, мо-
лодой рабочий-электросварщик из города
Макарьева, Ивановской области. Немцы
думали выведать у него численность и
направление движения наших танков,
прорвавшихся в тыл.

После долгих пыток и истязаний, ни-
чего не добивитиеь от отважного гвар
дейца, немцы пришли в ярость и решили
сломить его волю страшной казнью —
распятием. Они распяли Юрия Смирнова

на кресте из двух досок, прибитых Е
стене блиндажа. В руки ‘и ноги <овет-
ского воина немцы забили гвозди, нано-

за каплей

нечеловеческие муки, Rania
но он был

вытекала кровь  гвардейца,
непоколебим.

Утром налши танки оказались уже в
глубоком тылу 78-й штурмовой дивизии,
а гвардейская пехота ворвалась на ее по-
зиции. Войдя в штабной блиндаж, бойцы
обнаружили на стене истерзанное тело
Смирнова. На столе блиндажа были раз-
бросаны бумаги и карты. Палачи успели
бежать.

Товарищи’ сняли гвафдейца-мученика <
креста и похоронили в отдельной могиле.

Весть о распятии Смирнова облетела
роты и батальоны наступающих частей.
Волна возмущения и ярости прешла по
рядам гвардейцев. Они поклялись 6бес-
пошадно метить за муки своего товарища
и клятву свою сдержали.

Славные гварлейпы генерала Галицко-
ro разгромили 78-ю штурмовую дивизию
немцев, а остатки ее сдались в плен
войскам 2-го Белорусского фронта. Гене-
рал Траут был взят в плен,

Командир полка гвардии подполковник
Лапчинский, представляя Смирнова по-
смертно к высокой правительственной на-
граде, в своей реляции написал:

«Своей стойкостью и мужеством Смир-
нов содействовал успеху сражения и тем
самым совершил один из высочайших
подвигов солдатской доблести».

На бессмертном подвиге Юрия Смирно-
ва воспитываются тысячи новых OeccT-
рашных героев. ЁВрасная Армия будет
чтить ето как верного сына Родины, ни
под какими пытками не выдавшего воен-
ной тайны врагу.

В последнюю секунду

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 6 октября.

И в этот момент, когда первый фашист-

ся На подступах к большой реке. Выслан-
CHIH режущие раны в Грудь. Это были ная разведка донесла, что немцы отсту-

7 октября 1944 г., суббота. № 239 (5919).
тт

Бой за переправы

(От специального корреспондента «Красной звезды»).

Преследуя противника, № полк прошел с
боями более 60 километров и остановил-

пают за реку. С разных направлений
двигались к переправе потрепанные вра-
жеские части: пехота, танки, артиллерия.

Командир полка, быстро оценив об-
стамовку, решил захватить переправу,
хотя такая задача перед ним и не ста-
вилась. Это было довольно рискованным
делом. Соседи слева и справа сильно от-
стали, и евязь с ними еще не была вос-
становлена. Полк вырвался далеко впе-
pel, фланти ero были открылы, &
действовать приходилось в таком районе,
где противник имел болышие силы. Одна-
ко вражеское превосходелво в силах He
смутило командира полка.  Подполков-
ник учитывал, что немцы до известной
степени деморализованы поражением и
только стараются вывести свои разбитые
части на правый берег реки. Правда, они
ожесточенно сопротивляются, но действу-
ют уже неуверенно, а захват переправы
еще более ухудшит их положение.

Быстро взять переправу атакой в лоб
не представлялось возможным. Потполков-
ник решил прибегнуть к обходному ма-
невру, чтобы нанести врагу внезапный
удар и заставить его повернуть на юг, в
заболоченные места, где легче можне было
окружить вражеские части.

Сообщив о своем плане вышестоящему
начальнику, командир полка начал дейст-
вовать’ без промедления, ибо успех боя за-
висел от быстроты маневра и внезапности
удара. Местность облегяала выполнение
задачи. Немцы“ держалиеь главным обра-
зом У дороги и защищали только ее, ожи-
дая удара с фронта, потому что правее
оссе до самой реки тянулея лее с тор-
фяными болотами. Этот участок и был на-
мечен подполковником для обходного ма-
невра. Перед фронтом остался один баталь-
он, которому предстояло демонстрировать
наступление, а основные силы полка
должны были пройти по болотам через
лес и намести удар по переправе в другом
месте, — там, где немцы меныше всего

(По телеграфу от наш, корр.). Когда не- ский танк был уже в 10 метрах, Халин ОЖидали их появления.

мецкие танки уже устремились на огне-
вую позицию, у орудия внезапно произо-

исправил пушку и в последнюю секунду

шла задержка. Сержант Халин под огнем  УСПел открыть огонь. Прямым попаданием

противника быстро стал устранять неис-
правность. Однако рядом загорелись ящи-
ки со снарядами. Танки врага ползли на
орудие.

был подожжен один немецкий танк. Вско-
ре загорелся и второй,

Остальные немецкие танки не решились
двигаться вперед и повернули обратно.

КОМАНДИР-БРОНЕБОЙЩИК

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 октября.
(По телеграфу от наш. корр.); Танки про-
‘тивника приближались к позициям под-

разделения.

Командир взвода
Лавренков взял из рук раненого

младший лейтенант
бойца

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. На
Снимок нашего спец, фотокорр. капитана А. Капустянского.

Маневр самоходной артиллерии

Высокая маневренность — одно из вы-
дающихея боевых качеств нашей самоход-
ной артиллерии. Это ее качество поисти-
не неоценимо во всех видах боя. Не слу-
чайно те части и подразделения, где наи
более полно и искусно используетея спо-
собность самоходной артиллерии к быст-
рому и гибкому маневру, особенно успеш-
но решают различные боевые задачи. =~

Чтобы нагляднее показать, как осуще-
ствляется на практике маневр самоходной
артиллерии, обратимея к боевому опыту
М части. Начнем хотя бы © оборонитель-
ного боя. На одном участке. фронта ©03-
далась сложная обстановка. Противник
предпринимал непрерывные атаки круп-
ными силами танков и мотопехоты, пы-
таясь в различных местах прорвать на-
шу оборону. В одном районе ему удалось
узким клином продвинуться к важной
коммуникации, обходя © северо-запада
Ерупный каселенный пункт. Друтая груп-
па немецких танков старалась пробиться
южнее этого пункта, чтобы зажать его в
клещи. Требовалось усилить здесь нашу
оборону, для чего и были выдвинуты
подразделения № части. Они заняли огне-
вые позиции в районе леса, по опушкам
и в кустарнике у перекрестка дорог.

Самоходные установки лейтенанта Гнез-
дилова, выждав благоприятный момент,
огнем из засады сожгли два немецких
танка, а остальные заставили уйти. В это
время южнее леса показалея «тигр». Во-
преки обычному правилу не дробить под-
разделения, на южную опушку была пе-
реброшена через лее одна самолодная
установка. Выпустив несколько б]хнебой-
ных снарядов, она подбила вражеский
танк. Остальные  сахгоходные  устеновки
Гнездилова сковывали маневр танков и
мотопехоты противника, держа под o6-
стрелом дорогу, по которой двигались
немцы.

В данном случае большую роль сыграли
удачный выбор огневых познций и <тро-
жайшая лисциплина маскировки. Коман-
дир бататеи находился на высоте, obec-

печившей ему хороший 49бзор. Когда на
поле боя было сравнительно тихо. само-
ходные установки молчали. Они вылвига-
лись, kak только открывали сильный
огонь минометы противника, обстреливали
цель и уходили обратно в укрытие. Велед-
ствие этого немцы не могли нашупать,
откуда по ним ведут. огонь. Стреляя
наугад (в том: числе ‘из зенитных ору-
дий), они не нанесли самоходчикам ни-
каких потерь. :

На следующий день  вклинивитиеся
танки противника были зтакованы нашей
танковой группой. Не выдержав боя, они
стали поспешно отходить на юго-запад.
Шли густо, не подозревая © том, чт в
этот район выдвинуто подразделение ca-
моходных установок лейтенанта Кондратю-
ка. Лейтенант проявил достаточно выдерж-
ки и хладнокровия, открыв огонь в са-
мый вытодный момент. Его батарея co-
жгла и подбила 15 немецких машин, не
получив в ответ ни одного выстрела.

Таким образом скрытный маневр в лесу
снова оказалея одним из важных условий
успеха. Это убедительно подтверждает и
следующий конкретный пример. Ночью под-
разделение мотопехоты и батарея самоход-
ных орудий выдвинулись, чтобы при-
крыть направление, ге MOT появиться
противник. Ни стрелки, ни самоходные
установки огня не вели, и немцы 06 их
присутствии не подозревали. Утром пока-
зались три «тигра», которые шли на се-
веро-восток. С хода они стреляли пе на-
птим позициям в северном напрарлении.
Через некоторое время «тигры» подошли
на дистанцию около 1000 метров и стали
видны, как на ладони. Уловив момент.
когда немецкая артиллерия производила
очередной короткий налет, наши (ьмоход-
ные установки открыли огонь. Один
«типр» был сначала подбит, а потом
подожжен. Остальные танки ушли и боль-
ше здесь не появлялись.

Итак, во всех этих случаях главную
роль сыграл’ маневр части в целом иле
ее подразделений. Иногда самоходные
установки заранее выдвигались на угро-

жаемое направление, иногда производился
маневр в ходе боя. Скрытности действий
способствовала местность. Общирный лес,
который немцы вынуждены были обте-
кать либо с севера, либо с юга, позволял
самоходчикам выбирать удобные, хорошо
укрытые огневые позиции и в 10 же
время не был настолько густым, чтубы за-
труднять движение самоходных  устано-
вок. Заслуживает внимания тщательность
звуковой - и световой маскировки при
стрельбе по вражеским танкам. 910 вво-
дило противника в заблуждение и не поз-
воляло ему засечь наши орудия.

В наступательных боях самоходная 27
тиллерия № части обычно действовала
совместно с танковыми частями. причем
нередко выполняла боевые задачи в со-
ставе передовоге отряда подвижной груп-
пы. Быстрый и искусный маневр еамо-
ходных установок приобретал тут 060б0е
значение.

Охнажды передовой отряд подвижной
группы, введенной в прорыв, встретился с
противником, поспешно занявшим 0оборо-
ну. Немцы вели сильный пулеметный и
минометный огень. Решение командира, от-
ряда было такое: танки атакуют против-
ника ¢ фронта, а подразделения самоход-
ной артиллерии скрытно выходят немпам
во фланг и подавляют их систему отня.
Маневр удался как нельзя лучше; Само-
ходные установки истребили расчеты че
тырех зенитных орудий, которые немпы не
успели использовать, разбили возле  де-
ревни до дваднати вражеских автомашин,
истребили немало немецкой пехоты. He-
влалеке от деревни был густой кустарник.
Он показался подозрительных, и пе нему
открыли огонь осколочными снарядами.
Тотчас же оттуда стали подниматьея груп-
пы немецких солдат,
лись в: плен.

В другом случае передовой отряд вре-
менно действовал без танков, имея в ©во-
ем составе один батальюн мотопехоты и
несколько самоходных установок. Отрялу
удалось обойти < фланга населенный
пункт, имевший большое тактическое эна-

которые затем сда-

противотанковое ружье и выдвинулся на-
встречу вражеским машинам. Подпустив их
на близкое расстояние, Лавренков подбил
один за другим два танка и бронетран-

спортер.
Отразив контратаки противника, рота
выдвинулась впереди заняла новый рубеж.

полевом истребительном аэродроме.

чение. Хотя этот пункт и находился

Перед выступлением подполковник соб-
рал командиров батальонов и, пользуясь
картой, изложил им свой замысел. Офице-
ры мысленно представили себе общий ха-
рактер предстоящего боя и наглядно уви-
дели, что надо делать каждому. Решено
было захватить переправу перед расеве-
том, и батальоны двинулись в лес, когда
совсем стемнело. Требовалось итти е край-
ней осторожностью, чтобы ни в коем слу-
чае ие выдать себя.

Тринадцать километров люди двигались
болотами, лесом, камышами. Бойпы та-
щили на лямках 45-мм. пушки. Перехол
был очень тяжелым, изнурительным, HO
все подошли к реке точно к намеченному
времени. Когда предрассветная мгла стала
`расееиваться. и сквозь камышти уже мож-
но было различить переправу, командир
полка подал сигнал к действию. В абео-
лютной типтине бойпы вышли из кустар-
ников, начали ползком обтекать переправу.
Для удара выбрали такой момент, котда
У моста не было большого скопления вра-
жеских солдат и техники. Первая задача
‚заключалась в том, чтобы стремительным
ударом расправиться © охраной моста.
Немцы имели здесь больше роты солдат и

точек. Для захвата

ДВИСТВУЮЩАЯ

и разграждения маршрутов движения на-
ших наступающих частей.

У самого’ берега минеры натолкнулись
на сплошное противотанковое и противопе:
хотное минное мюле противника. Несмотря

8   уничтожить вражеский тяжелый танк.

полосе действий другого соединения, ‘всё! Для этого требовался скрытный маневр,
‚ке решено было его атаковать, посколь-   поскольку дистанция до противника была

pom,

ский склад противника.

Когда самоходной артиллерии приходит-
ся взаимодействовать с танками, нередко
возникает вопрос, как лучше  организо-
вать это взаимодействие. Всегда ли сле-
дует итти за танками, построивигими б0е-
 вой порядок в линию, и вести огонь В
интервалы между ними? Зачастую обета-
HOBKA подсказывает иное ‘решение.  Пред-
положим, что танки двигаются по ровной
местности. Грунт песчаный, дождя долго
не было. Машины поднимают тучи пыли,
й командиры самоходных установок не
могут не только наблюдать цели, Av даже
определить: интервалы между CBOHMP TaH-
ками. А ведь вся сила самоходных уста-
`новок в безошибочно метком огне. Дучше в
таких. случаях изменить построение бое-
Bord порядка: например, двигатья на

лЯм.

Порою события развертываютея так,

боя. Надо только учитывать

вижность и проходимость самоходной ар-
тиллерии. Тут многое зависит от ‹сообра-

тареи.
В рагоне одного

лейтенант Бахтиозин приказал
провести одну  самоходную
влоль забора. Наблюдатели

mu 0бзор. Вокоре вражеский танк был

фланге атакующих танков или усгупом за   Радиостанция,
ними, чтобы с коротких остановок вести   Щая <вязь со штабом части. Если штаб
точный огонь по хорошо наблюдаемым це-  УЗМает © новой задаче, он немедленно до-

сожжен. В другом бою ложе нужно было

ку обстановка складывалась благоприятио.  слишком велика. Командир батарёи при-
Населенный пункт был взят одним уда- казал находившимся поблизости
причем мотопехоту поддерживали   спилить деревья,
только четыре самоходных установки.  Подтянул по лесу одну самоходную уста-
Здесь был захвачен крупный артиллерий-   НОВку на нужную дистанцию и двумя вы-

саперам

мешавшие движению,

стрелами выполнил задачу.

Тарих случаев, когда батарея, а иной
раз и отдельная самоходная установка, 0б-
ходили с фланга или < тыла немецкие
«тигры» и «фердинанды», в практике
\ части можно найти немало. В
то же время продуманный ^ и `уме-
лый маневр самоходных устаноРок не
позволял противнику ловить их на при-
цел. Были потери от ударов ¢ воздуха, но
ни одна самоходная установка не вы-
была из строя от огня немецких танков
или немецкой артиллерии.

3 Быстрый и гибкий маневр немыелим
без четкого, хоропю налаженного управ-
ления. Вак оно организовано в этой ар-
‘тиллерийской части? Командир части на-
ходится в боевых порядках своих подраз-
делений. На его машине — два радиста
надежно  обеспечиваю-

клалывает ее по радио командиру части.
В тех случаях, когда предстоит огневой

что даже одна батарея самоходных устано-   бой, командир части лично ставит зада-
вок, взаимодействуя с пехотой_или с тан- чи командирам батарей. Бывает так, что
ками, может смелым маневром способство-   подразделения рассредоточены,
вать быстрому и успешному завершению [для выполнения новой задачи
( изменения  ществить немедленно.
обстановки, улавливать ее особенности в  врехя. Потерять в такой обстановке хотя
в полной мере использовать высокую” под-   бы полчаса,

а маневр
надо ocy-
Здесь веё решает

значит. потерять многое.
Выиграть время — значит упредить про-
тивника. Шоэтому командир части имеет

зительности и инициативы командира ба- при себе лвух—трех офицеров, достаточ-

HO подготовленных для того, чтобы само-

населенного пункта  стоятельно поставить задачу батарее или
появилея танк противника. сильно уошав-  быстро вывести ее в новый район. Лей-
ший нашей пехоте. Командир батареи   тенанты Забелин и

Малютин вполне ус-

скрытно   пешно справляютея © такими поручения-

установку   MH. Одновременно € командиром части они
выдвинулись   выезжают в подразделения. и это значи-
вперед на поле, откуда открывался хоро-   тельно ускоряет дело.

Конечно, управлять батареями можно и
помощью радио. Однако к этому спосо-

лве зенитных батареи. На берегах реки у
них было оборудовано несколько огневых
зенитных батарей
командир полка создал штурмовые группы

из лучших разведчиков. Одному батальону
было приказано ворваться на переправу,
уничтожить огневые точки и захватить
траншеи как на левом, так и на правом
берегу реки. Другой батальон, развернув-
шись фронтом на’ восток, должен был при-
крывать действия первого в случае под-
хода к переправе других вражеских под-
разделений.

Бой разыгрался именно так, как пред-
ставлял себе командир полка. Противник,
захваченный врасплох, не сумел оказать
сильное сопротивление. В короткой схват-
ке нални бойцы перебили охрану моста,
a уцелевиие гитлеровцы разбежались,
бросая оружие. Зенитные пушки доста-
лись штурмовым группам в полной ис-
правности. =

Итак, переправа была захвачена. Но
это еше не было полной победой. Требо-
валось ‘удержать переправу до подхода на-
ших частей, а к ней каждую минуту мог-
ли подойти отступающие колонны немцев.
Кроме того, не исключался удар против-
ника со стороны противоположного бере-
га. Поэтому был отдан приказ немедленно
‘создать прочную круговую оборону, чтобы
противник всюду натолкнулся на укреп-
ления с продуманной системой огня.

Вскоре к переправе стала приближать-
ся с востока большая колонна гитлеров-
цев. Ничего не подозревая, они напоро-
лись на пулеметы кинжального действия,
установленные по берегу реки. Опомнив-
шись от первого улара, противник принял
боевой порядок и бросил к переправе
крупные силы, стараясь во что бы то ни
‘стало овладеть мостом. Это было единет-
венное место Ha всем участке, где гит-
леровцы могли переправить свои войска
ий технику на правый берег. Веледствие
этого они не считались ни с какими по-
терями. Одна атака следовала за другой.

Ожесточенный бой разгоралея © каждым
часом. Наконец, неприятель стал насе-
дать и с противоположного берега. Полк
оказался зажатым © двух сторон, но
его бощы и офицеры © железным
упорством отражали атаки. Как только ни
старались титлеровцы ворваться на пе-
реправу, им это не удавалось. Неприятель
попробовал пустить танки. Однако мест-
ность ограничивала маневр танков. Они
мотли действовать только вдоль дороги, по
0бе стороны которой тянулись топкие ме-
ста. А дорогу, ведущую к переправе,
подразделения полка держали под силь-
ным воздействием пехотного и артилле-
рийското огня. Следует отметить,
кроме своих пушек, были пущены в ход
захваченные у немцев зенитные орудия,
возле которых имелось много боеприпасов.

Тем временем < фронта нанесли силь-
ный удар врагу другие наши части. Гит-
леровпы заметались. Единственная пере-
права, через которую они могли вывести
свою боевую технику и живую силу, на-
ходилась в руках наших бойцов. Боясь
полного уничтожения, немцы стали бро-
сать танки, артиллерию, автомашины, а
сами поодиночно и труппами пытались
перебраться через реку вплавь. Но уйти
удалось лишь очень немногим.

Так,  блатбаря  инициативным и
решительным действиям М№ полка у
переправы была разгромлена довольно

Фогьшая группировка противника. Только
убитыми немцы потеряли здесь свыше ты-
сячи солдат и офицеров. В качестве тро-
феев наши части захватили несколько сот
автомапгин, десятки танков, много друго-

го вооружения.
Майор В. ТЕРНОВОЙ.

ЧЕРЕЗ СПЛОШНОЕ МИННОЕ ПОЛЕ.

АРМИЯ, 6 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). Группа ми-
неров под командованием гвардии старше-
го сержанта’ Щипцова вместе со стрелко-
выми подразделениями переправилась на
западный берег реки < задачей разведки

на сильный огонь, обстрел и бомбежку, от-
важные минеры быстро проделали проходы
в минном поле и пропустили через них
войска с техникой и ‘артиллерией.

В течение нескольких часов группа ми-
неров гвардии старшего сержанта Щипцова
обезвредила около 1.500 различных мин
противника. Особенно отличились гвардии
сержант. Василец, обезвредивший более 250
мин и гвардии рядовые Бурьянов. и Мяг-
ких, обезвредившие по 150 мин каждый,

бу командир части прибегает лишь в тех
случаях, когда дело идет о переходе в
пругой район и, обстановка вполне ясна,
В напряженных и сложных условиях боя
предпочтение отдаея личному общению
командира части © командирами батарей.

Командный пункт командира части в
наступательном бою всегдь находится на
том направлении, где наноситея главный
удар. В обороне командир части считает
неооходимым периодически являться к
командиру подвижной группы, чтобы всег-
1a быть в курсе изменений обстановки и
знать, как маневрирует противник.  По-
следнее особенно необходимо, чтобы пра-
вильно ориентировать командиров батарей.

Конечно, маневр не является самоце-
лью. Он применяется для того, чтобы
наилучшим образом использовать огневую
мощь самоходных установок. Мало хоропю
мавевритовать. надо еще хорошо стре
лять. В этой области командиры № ча-
сти много работают над собой.

Прежде всего, нужно во-время обнару-
живать цели. Это требует большого ис-
кусства. Ведь танки противника обычно

денствуют < большой осторожностью,
укрываются в складках местности, 38
высотами, за лесными масками. Умение

найти цель особенно важно для команди-
ра батареи. Когда цель обнаружена, надо
стрелять по ней без промаха. В части, о
которой идет речь, так и говорят:
«Командир орудия — мастер „прямого вы-
стрела». Меткий огонь самоходных уста-
HOBOK, поражающих одну пель за пругой,
оказывает на противника сильнейптее воз-

зействие и понижает боеспособность его
уцелевших огневых средств.

Искусвый и быстрый маневр, сочетаю-
щинся с высокой огневой подготовкой все:
го личного состава, принес № части са-
\оходной артиллерии серьезные боевые
успехи. 910 в частности подтверждается
наглядным соотношением потерь: одна вы-
оывшая самоходная установка на трид-

цать два подбитых и сожж
HH BX же-
ских танка. oe

Майер Б. ГЛЕБОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Что