7 октября 1944 г., суббота. № 239 (5919).

Политическое обеспечение
бсевого взаимодействия

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА   ь

= +

ПЯТИДНЕВНЫЕ СБОРЫ

ПАРТОРГОВ БАТАЛЬОНОВ 1

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 октября.  ”
(По телеграфу от наш. корр.). Политот- “

am,

На возлушных трассах

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Современный бой дает общевойсковому
начальнику возможность ‘использовать все
рода войск и разнообразную технику для
успешного решения боевой задачи. «Зада-
ча военного искусства, — говорил това-
рищ Сталин, — состоит в ‚том, чтобы
обеспечить за собою все роды Bolick, дове-
сти их до совершенства и умело сочетать
их действия».

Старший командир пехоты, организуя
общевойсковой бой, подчиняет себе все
приданные рода войск и использует их в
интересах пехоты для достижения реши-
тельной пели. Йз этого вытекает, что и
старший политический начальник также
должен стать организатором политической
работы по взаимодействию всех родов
тойск и техники, которые его командир
использует в общевойсковом бою. Значит,
и главной целью политической работы в
этот момент должно быть оказание помо-
щи комантному составу в организации
боевого взаимодействия.

Чтобы правально организовать полити-
ческую работу в этом плане, от началь-
ника политотдела соединения требуется
четко знать Задачи, которые поставлены
командиром перед соответствующими ро-
дами войск, и на этой основе планировать
все свои мероприятия. Надо тут же под-
черкнуть, что планирование политической
работы по обеспечению взаимодействия—
весьма сложная и трудная задача.

Вот, Е примеру, план начальника по-
литотдела подполковника Бояринцева. Под
солидным заголовком «План политической
работы по обеспечению боевого взаимо-
действия» кроется обычное перечисление
мероприятий, охватывающих только бой
пехоты. А в наступлении должны были
участвовать танковые, артиллерийские,
инженерные части. Из плана не узнаешь,
какую работу политотдел думает про-
вести в приданных и поддерживающих
частях, чтобы обеспечить боевое взаимо-
действие на всех этапах боя.

Этот серьезный пробел в плане привел
к тому, что ряд важнейших мероприятий,
намеченных командиром, оказался без по-
литического обеспечения.

В ходе боев пришлось встретиться и с
тем, что у некоторых комамдирюв и по-
литработников. специальных родов войск
было отраниченное понимание ‘евоих за-
дач по использованию техники. В одной
артиллерийской части командиры и по-
литработники видели свою задачу только
в хорошо подготовленной и проведенной
артиллерийской подготовке. В этому они
и напразили все усилия личного состава.
А ведь главная задача заключалась в
том, чтобы поддерживать пехоту на всем
протяжении боя.

Произопгло всё это еще и потому, что
начальник нолитотдела стрелкового еоеди-
нения, созвав перед боем политработников
приданных и поддерживающих частей, не
дал им толкового инструктажа, не раз’-
яснил задач. Дело свелось только к теп-
лым приветствиям, рукопожатиям и в3а-
ихным заверениям» «Будьте уверены, не
полкачаем» и т. п. Начальник политотде-
33 нанвно полагал, что такая торжест-
венная встреча может заменить кропот-

Е

ПРОТЕЗЫ ДЛЯ ИНВАЛИДСВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Болышое количество протезов выпустил
за время войны Московский протезно-ор-
топедический завод имени Карла Маркса.
Это один из крупнейших заводов в стране,
изготовляющий свыше 50 типов различных
протезных и ортопедических изделий.

Изо дня в день инвалиды Отечественной
войны приходят в поликлинику завода за
получением протезов и ортопедической

обуви. Врачи и техники-смерщики произ“

водят осмотр инвалидов, заполняют на
каждого из них карту заказа с описанием
точных измерительных данных.

На заводе изготовляются также стан-

ми четкие задачи.

войск в трулнейшем бою по форсирова-

ливую, трудоемкую работу по решению
задач политического обеспечения взаимо-
действия войск.

Опыт показал, что политическая. работа
по обеспечению взаимодействия достигает
своей цели только в том случае, если
политотдел находится в курсе хода боя и,
исходя из конкретной обстановки, руко-
водит политической работой в частях, до-
биваелея ee пепрерывности. Показателен в
этом отношении опыт начальника полит-
отдела соединения подполковника Джатие-
ва. Во время боя он поддерживал непре-
рывную связь е политработниками час-
тей, получал от них полную информацию
о боевой деятельности и политической ра-
боте, в свою очередь сам ставил их в из-
вестность 06 общей обстановке, давал
конкретные указания и ставил перед ни-
Такая организация
политотлелу возможность
обеспечить взаимодействие

работы дала
политически

нию широкой реки и захвату плацдарма
на другом ее берегу.

По-другому выглядела работа началь-
ника политотдела подполковника Шарапо-
ва. Во время боя он потерял связь и не
знал, что делается в приланных и под-
держивающих частях. А потом выясни-
лось, что политическая работа в них. не
только ослабла, а кое-где и совсем прек-
ратилась. Заместители командиров по по-
литчасти танковой и самоходной артилле-
рийской частей тт. Турочкин и Розенвас-
сер в самый разгар боя пребывали в ты-
лу, в 7—8 километрах от войск. Едлинст-
венно, что они делали, — это по радио
запрапгивали экипажи 06 обстановке...

Несмотря на полную ясность задач по-
литической работы по обеспечению 606-
вого взаимодействия, находятся политра-
ботники, которые никак не могут пра-
вильно разобраться в существе этого во-
проса и превращают политическую рабо-
ту в самоцель, забывают, что она яв-
ляется могучим средством обеспечения
стоящих перед войсками задач.

Наиболее удачными и оправлавшими
себя формами политической работы по
обеспечению взаимодействия являются
встречи пехотинцев с личным составом
приданных и поддерживающих” частей,
красноармейские митинги и собрания,
встречи бывалых воинов различных родов
войск, беседы об опыте боевого содру-
жества, о традициях частей, о лучших
тероях, о мощи советской техники. Боль-
т1ое значение имеет взаимная информация
о `боевых успехах, сложившейся обетанов-
ке, проводимых политических мероприя-
ТИЯХ.

Опыт убедительно показывает, что на-
стоящее политическое обеспечение боево-
то взаимодействия достигается в том слу-
чае, если политический отдел сумеет быть
действительно ортанизующим и руководя-
щим центром политической работы BO
всех частях и ролах войск, которые ре-
шают задачу общевойскового боя вместе
со стрелковым соединением.

Полковник В. ЛОБАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ: АРМИЯ.

дартные протезы нескольких видов. Это
дает возможность увеличить выйуск про-
тезных и ортопедических изделий и обес-
печить своевременное протезирование.
Коллектив конструкторов, инженеров, ра-
бочих завода работает над увеличением
выпуска высококачественных протезов, над
их совершенствованием. Уже разработан
ряд новых протезов. Сейчас завод присту-
пил к изготовлению опытных протезов из
дюраллюминия. Эти протезы отличаются
особой легкостью и прочностью. Завод так-
же осваивает ряд заграничных образцов

дел Н-ского соединения провел пяти-
дневные сборы  парторгов батальонов:
Парторги изучали на сборах книгу

товарища (Сталина «О Великой Отечест-
венной войне Советского Союза», прослу-
шали ряд лекций и докладов по вопросам
партийно-политической работы, о текущем
моменте, об успехах тыла нашей Родины.
В частности были прочитаны лекции
«Жизнь и деятельность товарища Сталина»,
«Партия большевиков — вдохновитель И
организатор всенародной борьбы за побе-
ду над немецко-фашистскими захватчика-
ми», «Организационные основы больше-
вистской партии и особенности партийно-
го строительства-в Красной Армии». -

Большая часть времени на сборах от:
водилась занятиям, теоретическим собесе-
дованиям, обмену опытом и самостоятель-
ной работе над книгой. Особенно ожив-
ленно прошли занятия по темам: «Работа
парторганизаций по приему в
ВКП(б) и порядок разбора персональных
дел коммунистов», «Планирование партий-
ной работы в ‘ротной и первичной парт-
организациях», «Подготовка и проведение
партийных собраний». .

В часы самостоятельной работы парт-
орги изучали приказы НКО, директивы
ГлавПУРККА, устав бронетанковых войск.

На сборах парторгами проведены боевые
стрельбы из личного и табкового оружия.

113 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
ПОСОБИЙ И ПЕНСИЙ СЕМЬЯМ
- ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Московский городской отдел по госу-
дарственному обеспечению и бытовому
устройству семей военнослужащих подвел
итоги работы с февраля 1943 года, когда
был организован отдел, по сентябрь 1944
года. < is

Семьям фронтовиков за это время вы-
плачено 112.804.967 рублей пособий и пен-
сий. В порядке единовременной помощи
выдано 27.057.560 рублей. Только в этом
году 12.400 взрослых членов семей воен-
нослужащих прикреплены к столовым на
дополнительное усиленное питание, 386.550
ребят — к детским столовым, где полу-
чают дополнительное двухкратное пита-
ние. Семьи получили более 495 тысяч ор-
деров на обувь и около 313 тысяч орде-
ров на одежду. т

Систематически производится проверка
правильности назначения пособий и ген-
сий. Московский Совет разослал доемо-
управлениям, предприятиям и учрежде-
ниям памятку о льготах, предоставляемых
военнослужащим и их семьям.

(ТАСС).

Шефство ровенских крестьян
над госпиталями

РОВНО, 6 октября. (ТАСС). Трудящие-
ся области проявляют  трогательную забо-
ту о раненых советских воинах. В под-
шефные госпитали только за последнее
время они передали много муки, 20 тонн
овощей, 5.000 литров молока, 65.000 штук
яиц, фрукты и другие продукты. Для обо-
рудования госпиталей собрано 2.500 коек,
230 матрацев.

ОПЕРАЦИЯ В- МЕДСАНВЗВОДЕ

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 6 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). В одном из
боев был тяжело ранен механик-водитель
танка гвардии старший сержант Кругле-
цов. В ягодичной мышще у него застряла
болванка бронебойного снаряда. Она ухуд-
шала состояние раненого. Между тем
эвакуировать в госпиталь его нельзя бы-
ло, ибо транспортировка могла привести
к смерти. : 2

Военный врач гвардии капитан меди-
цинской службы С. Фельдман решил опе-
рировать раненого в медсанвзводе, рядом
с передовыми позициями,

Операция ‘производилась под наркозом.
Врач сделал разрез и извлек болванку.
Оказалось, что кость не задета. Извле-
ченная болванка бронебойного снаряда
имела 20 сантиметров в длину и весила
5.700 граммов.

поднимаются сотни самолетов.

действующих частей, везут грузы, паеса-

‘  аэродром иногда достигает 200—300 ма-

ряды

тил, что они приближаюлея к району,

Каждый день с тыловых аэродромов
Группами

или в одиночку они идут на пополнение

жиров, почту. Важдая группа, каждый
экипаж имеют свои маршруты, свои еро-
ки полета. Работа по обелуживанию воз-
душных трасс многообразна. Нексторым
базам приходится одновременно обслужи-
вать десятки типов машин, которые нуж-
даются в различных сортах горючего и
смазочного, требуют определенных 060-
бенностей в эксплоатации. Если добавить,
Это интенсивность пролетов через один

инин в день, станет ясно, как на-
пряженно и умело должен. работать тех-
нический состав, обслуживающий воздуш-
ные трассы.

Несмотря на трудности, связанные с
маесовым пролетом самолетов, трассовые
базы, руководимые инженер-похполковни-
ком Балмусовым, работают бесперебойно.
Сложность этой работы состоит еще и в
том, что по условиям фронтовой обстанов-
ки почти каждый день надо прокладывать
новые трассы. Расчет должен быть таким,
чтобы самолеты, вышедшие ¢ заводских
конвейеров где-нибудь за Уралом, без за-
держки прошли на любой полевой аэро-
дром нашего гигантского фронта. Для это-
го мало быть только хорошим  диспетче-
ром. Организация дела требует от офице-
ров большой предусмотрительности, забла-
говременного учета местных географичес-
ких особенностей, подбора аэродромов и
т. д. Общая длина основных воздушных
трасс, которыми руководит № штаб пере-
летов, составляет десятки тысяч кило-
метров. За время войны мекоторые базы
этих трасс прошли большой путь. Напри-
мер, база, которой командует офицер Ов-
чаров, уже передвинулась на 1800 кило-
метров; база майора Русова, семь раз
сменив дислокацию, прошла путь, равный
3000 километров.

Воздух не постоянен. Огромная протя-
женность воздушных трасс, разнообразие
метесрологических условий, капризы по-
лы, — всё это вызывает в работе
штаба перелетов ряд неожиданностей.
Нельзя четко регулировать движение
на трассах, не зная, тде находится та
или другая группа самолетов; что ее
задерживает в пути; не создалась ли
«пробка» на аэродроме; не происходят
ли серьезные метеоролотические изме-
нения. Вот почему в небольших комна-
тках штаба перелетов днем и ночью зве-
нят телефоны, радиесты принимают и пе-
редают сотни радиограмм, синоптики
усердно обрабатывают метеорологические
бюллетени. Эта кипучая деятельность
нужна для того, чтобы заранее поелотвра-
тить всякие затрулнения в пролете само-
летов на фронт, обеспечить безаварийную
работу воздушных трасс.

‚ Как-то раз с одного из тыловых аэро-
дромов вылетела большая грушпа бомбаг-
дировщиков «Петляков-2». Вначале полет
этой группы проходил нормально. Подпол-
ковник Василенко, наблюдавший за дви-
Жжением бомбардировщиков по трассе, заме-

славящемуся местными метеорологически-
ми «сюрпризами». Подполковник тотчас

`ДАУГАВПИЛС, 6 октября. (ТАСС).

Трудящееся крестьянство Латвии получает
Обратно землю, отобранную у него немец-
кими захватчиками. Только в трех освобо-
жденных уездах — Даугавпилсском, Ре-
зекненском и МЛудзенском — настоящие
владельцы получили свыше 11.000 гекта-
ров земли. Вместе с наделами крестьянским
хозяйствам дается кредит в 10.000 рублей
‘сроком на 7 лет для приобретения скота,
сельскохозяйственного инвентаря ‘си на
строительство домов.

‘другой группы маптин, перенащеливать их

‘мюлет вскоре продолжил свой полет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ЛАТВИЙСКИМ КРЕСТЬЯНАМ

же запросил погоду в этом районе. Полу-
чив тревожные сигналы и основываясь на
личном опыте, он распорядился о носадке
«Петляковых-2» на запасный аэродром.
Олнако командир группы бомбардировщи-
ков, видя, что погода на маршруте удов-
летворительна, стал настаивать перед
штабом перелетов о продолжении полета.
Подполковник Василенко настойчиво пюд-
твердил распоряжение о посадке. Это было
сделано правильно, ибо едва «Петляко-
вы-2» успели приземлиться, как весь
район был обложен низкой облачностью
< сильным  онегопадом.  Настойчивость
петаба перелетов оказалась полезной.
Довольно часто штабу перелетов  при-
ходитея изменять маршрут полета той или

для посадки на новых точках. Это тре-
бует от офицеров штаба большой течноети
и аккуратности. Недавно большая группа
штурмовиков, пройдя почти всю трассу,
стала приближатьея к фронту. Однако
сложившаяся обстановка вынудила коман-
дование направить «Ильющиных-2» на
новое место. Они должны были оказаться
там точно в назначенное время. Выполне-
ние этого распоряжения было возложено
на дежурившего в пгтабе перелетов майора
Ионова. «Ильющины-2» в это время нахо-
дились на одном из трассовых  аэродро-
мов. Новый маршрут, из-за нехватки го-
рючего, в назначенный срок они покрыть
не могли. Однако, зная, что на том же
аэродроме приземлились истребители,
имевшие достаточный запас горючего,
майор Ионов нашел выход. С рассве-
том истребители поделили свое горючее
со штурмовиками. В установленное прика-
зом время обе группы самолетов дошли до
места назначения.

Порой на воздушных трассах «иече-
зает» тот или другой самолет. Главным
образом. это происходит с одиночками,
которым труднее держать связь со шта-
бом и базами. Однажды на один из Ук-
раинских фронтов с тылового  аэрод-
рома вылетел транспортный самолет
«ЛИ-2». Вначале экипаж самолета  регу-
лярно сообщал о своем продвижении по
трассе. Спустя некоторое время  традист
доложил, что радиограммы от «ЛИ-2» пе-
рестали поступать. В этому в штабе пере-
летов отнеслись спокойно, но © должным
вниманием. Определив вероятное местона-
хождение «ЛИ-2», дежурный офипер тот-
час же послал запросы wa ближайшие
зэролромы и в местные населенные пунк-
ты. Вскоре через один из Файонных сове-
тов был получен ответ. «ЛИ-2» находился
на вынужденной посадке. ему была необ-
ходима некоторая техническая  помошьъ.
Организацию этой помощи взял на себя
инженер-майор Швец. K месту посадки
«ЛИ-2» он немедленно выслал механика
с запасными частями. Транспортный са-

Офицеры № штаба перелетов за послед-
нее время внесли и реализовали много
ценных предложений. Эти предложения
упростили и улучигили ортанизапию табо-
TH воздушных трасс, создали условия для
Toro, чтобы любой самолет, вылетев из
глубокого тыла, мог попасть na фронт в
самое кратчайшее втемя..

Майор С; РЫБАНОВ.

` Передача земли повсеместно проходит,
как большое народное торжество. Всюду
стихийно возникают многолюдные митинги.
Латвийские крестьяне благодарят Красную
Армию за освобождение от немецкого ига,
за возвращенное им право на свободный
труд.

С болышим под’емом прошли собрания в
деревнях Липушки и Замошье, Варкавской
волости. Крестьяне этих деревень три года
работали на прусск помещицу Temep.
Только теперь они впервые собрали уро-
жай для себя.

1ехотиницы

На берегу ручья, в старинном парке,   ской рубахи выпрыгнул и со всеми CBOE

в тени ореховых деревьев, где проходили
наши передовые позиции, среди группы
бойцов сидел Герой Советскего Союза стар-
ший сержант Хоменко. Это человек лет
тридцати, небольшого роста, вряжистый, ©
загорелым энергичным тицом, © покря-
щимися лукавыми глазами. Мурлыча, <е-
бе пол HOC песенку, он CHAT сапоги
с протертьюи насквозь подошвами и под-
нял их над головой.

— Прощайте, родимые! — сказал он
с искренней печалью в г0л0се. — Верой
и правдой служили вы мне, голуочики,
тякогла не натирали мозолей, от камней
и грязи берегли меи ноженьки, скороход-
ность мне придавали. Спасибо! Премного
блатодарствую, сапожки, за службу дол-
гую...

Хоменко пои общем олобрительном еме-
хе товарищей бросил свои сапоги в кучу
старья на дно окопа. Получил новые.

Боец в новеньком, He тронутом ни
солнцем, ни дождями, ни`временем 00-
мундировании, не мигая, смотрел. на
Хоменко, велушивалея в его шугки, B
кажлюе его слово. Это был новичок Фе-
доров из недавно прибывшего пополнения.

— Какую пару сапог износили за вой-
ну, товарищ старший сержант? — ©1ро-
еил он. полеаживаясь поближе.

— Какую? — Хоменво пращурилея и
задумался. — За всю войну пе номню,
& сколько за наступление салог изкосил,
помню, очень хорошо помню.

И он начал считать; от партизанского
края до Днепра одну пару, от Днепра до
Руно — тугую... Выходило порядочно.

— Вот пришлось государство еще на
одну пару наказать. Здорово мы шатаем,
пехотинцы... А эти чоботы добрые. В них
“ожно и ло Берлина дойти.

Усиенко смазал сапоги и выставил их   гуще деревьев,

ми родимыми пятнами разлучился. Стал,
вот как ты, солдатом-пехотинцем. А по-
тем на Украине начал партизанить и
новую шкуру на себя надел. Была она
будто шапка-невидимка. Искал-иокал меня
немец, так и не нашел. А помнишь пя-
тое августа 1943 года — день первого
салюта? Так в этот самый день я, брат,
в третью шкуру влез. Огнем наступления
прожгло ее, днепровекой водой промочило,
на украинском солнышке высушилю, сол-
датским потом просолило. Ни сырости бо-
лотной она не боится, ни морозов, ни
вьюги, ни огня, ни дыма, ни пули не-
чецкой. Вихишь, куда в ней дошел —
за Виелу! Как на крыльях долетел!

Старигий сержант © лукавой улыбкой
обернулся к новичку:

— Потрогай вот шкуру солдатскую,
какова она! И себе такую закажи.

Федоров, тоже е улыбкой, говорившей
0 том, что он понимает добрую друже-
екую шутку и ценит ее, протянул руку
под вееобщий смех бойцов и похлопал
ладонью по смуглой сине сержанта.

Потом Хоменко начал обуваться, и Фе-
доров спросил его, скоро ли будет на-
ступление.

— Не терпится? Наверно, скоро. будет.
Счастливый ты! Солдатскую жизнь начи-
наешь наступлением, да еще за Виелой!
Й вокруг тебя всё бывалые ребята. Эх,
уплый, а мы-то гак начинали! И обста-
новка друтая была, и примера не с кого
брать — все новички. А тебе и бояться
нечего. Тебя среди бывалых бойцов ни-
какая пуля не найдет.

Федоров недоверчиво усмехнулся, пока-
yaad головой: :

— Пуля, она дура, не разбирается.

Мз танка, который был замаскирован в
вылез танкиет © котел-

па солнце. Пока они сушилнеь, впитывая  ком в руках. Набрав в ручье воды, о
В себя сало. он опустил припухшие, на-  снова исчез в тазке.

труженные ноги в ‘прозрачную воду ру-

Федоров, глаз не отрывавший от тан-

чья, пробегающего в тени деревьев, и ска-   киста, пока тот не`<крылея, вздохнул и

зал се усмелекой:
— Сапоги — диво не большое. Ты
лучше спроси. сколько в увня шкур с0-

сказал:
— Вот бы где повоевать! В танке!
Старший сержант Хоменко с удивле-

TS. Tera. a рот ела за Вислу грито-   нием и обилой сказал:
пал. Три года томуоназад я из траждан- — Милый, а ты понимаешь, что такое

пехотинец? Смотри, какая в ‘нем сила.
Вот автомат. Триста штук патронов! Зна-
чит, триста смертей для немцев. Одна
граната, другая, третья, четвертая. Если
хорошо бросить, — понимаешь, что по-
тучиться может? Да еще кинжал, да но-
ги-скороходы, без всяких заласных ча-
стей, без всякого износа. А в б0ю у хо-
pollero пехотинца ноги такие послушные,
как ни одна машина. Он там пройдет,
ле и блоха не проскочит, а не то что
танк. Да еще руки ловкие, беспощад-
ные! Да сердце пехотинское, — оно и в
огонь бросает и Через всякие загражде-
ния переносит. Пускай нам завидуют лю-
ди, а не мы им.

Федоров внимательно и строго слушал
сержанта. А тот не умолкал, заражая но-
вичка верой и силой своего пехотинокого
сердца, щедро и бескорыстно деляь с
ним всем, что накопил за три года
войны,

Перед заходом солнца, после короткой
артиллерийской подготовки, в небе над
парком вопыхнули две красных ракеты
и одна зеленая. Хоменко быстро поднял-
ся во весь рост и на миг обернулся к
своему отделению.

— 3a мной, братцы! — тихо, но
властно приказал он.

Раздирая кустарник, пехотинцы выско-

чили на мшистый, сочащийся водой луг.

С гребня. высоты уцелевшие немцы  от-
крыли ружейный и сулеметный огонь:

Хритло, е натугой работали немецкие пу-

леметы, вспыхивали желтые огоньки вин-
товочных выстрелов. С нашей стороны ие-

вучей скороговоркой строчили «макеимы»,

продолжали бить орудия. Пули и с фронта
и с тыла пролетали нал головой De-~

дорова. Он одинаково боялся и своих, и

чужих, часто припадал к земле. Казалось,
что все пули, сколько кх ни было, иска-
ли одного его.

— За мной, за мной! — прозвучал
родной голос старшего сержанта. — Про-
падешь один, вставай поскорей! Е

Федоров вскочил и побежал велед 3a
другими. Всё отделение, стреляя на хо-
ду, мчалось к выкоте так, что только лее
тели брызги воды из-под ног. Никто He
был ни убит, ни даже ранен. Охвачен
ный страхом, что останется один, Федо-
ров догнал отделение у подошвы вы
соты. Разгорячившись вепостижимо для
себя, увлеченный наступлением, хлебнува
ший глоток того еолдатевого азарта, 603

‘которого немыслима никакая атака, он
не заметил, как вырвался вперед. Те-
перь он один бежал к немцам, не чув-
ствуя крутизны ската, & все остальные
залегли.

— Берегись, Федоров, мины!
ложись!

Федоров упал на землю в то же мгно-
вение, когда до него долетел голос ста?-
шего сержанта. В двух шагах от себя он
увидел признаки минного поля. Через ми-
нуту к нему подполз Хоменко. Дуло ero
автомата дымилось, глаза разгорелись,
09 ©муглому лицу катился густой, тем-
НЫЙ пот,

‚— Ползи, браток, в обход, да аккурат-
нев скулами землю брьй. Ползи!
этого и летать не сможешь.

Передохнув, Хоменко двинулся дальше,
прокладывая себе путь в обход минного
поля, по окату высоты, зарослему кустат-
ником. Пули осекали верхушки  дубняка,
но ни одна не тронула ето.
полз по его счастливому следу, останавли-
ваясь тогда, когда останавливался Хомен-
ко, стреляя вместе с нимхи в одном на-
правлении. Позади кто-то вскрикнул и
тут же застонал. Федоров не обернулся.
Сейчас ему не было страшно. Он только
боялся отстать от сталитего сержанта, по-
теряться в море огня, сделать не то, что
следует. Было боязно смотреть на бой <об-
ственными глазами.

Посреди ската высоты, когда уже был
виден ее гребень, ползущих пехотинцев
догнал густой черный дым, занесенный
снизу ветром. Это сапэры, поддерживая
атакующую пехоту, подожгли у подошвы
высоты дымовые шашки. Непроглядное
пепельно-черное облако окутало бойцов.
Под прикрытием завесы они поднялись во
весь рост и побежали к вершине. Сквозь
дым Федоров увидел забор в несколько
рялов колючей проволоки. Что теперь де-

Тожись,

“  дать? Даже птица не пролетит между про-

POIOKOH, а человеку и подавно He про-
браться. Немецкие мины небольшого  ка-
либра. словно пузырьки воздуха на воде,
взрывали землю вдоль всего заграждения.
Беспрестанно жужжали осколки.

К счастью, чуть прояснилось, и boen
увидел, как Хоменко, прикрываясь горби-
ком земли, сильно размахнулся и бросил
гранату вперед, на непроходимый забор.
Она разорвалахь в самой гуще прэволочно-
го заграждения. Федоров сейчас же бро-
сил туда свою гранату, & за ней, поле-

тел десяток других. и

Федоров

— За мной, братцы!

Маленькая фигура Хоменко мелькнула
среди развороченного заграждения и про-
пала — будто сквозь землю провалилась.

Федоров тоже рванулся в проделанный

проход и вскочил в оказавшийся на до-
роге немецкий окоп, где уже сидел на
корточках, отирая рукавом лицо, старший
сержант.

— Ну, Федоров, теперь наша взяла!
Малость поднакопимся и рванем дальше.

...Через некоторое время внизу, на лу-
тах и в парке, послышалея рокот мото-
ров. Танки один за другим выходили из
укрытий и направлялись к высоте на под-
держку пехоте. Голова лейтенанта-танки-
ста показалась в открытом люке прохо-
дившей мимо Хоменко машины.

— Спасибо за прорыв, матушиа-пехо-
та! — закричал танкист, улыбаясь и
махая кожаной перчаткой.

— Счастливого раздолья!

Хоменко снова отер рукавом пот с ли-
ца и подмигнул сидящему рядом Федорову.

— Слыхал?..  Матушка-пехота! Bor
как!.. Патроны-то еще остались у тебя,
милок?

Федоров только молча кивнул головой.
После всего, что произошло, он лишен
был дара речи и разговорчивость <тар-
шего сержанта ето поражала.

Ктда наша пехота поднакопилась на

высоте и сюда вышли танки, опять взви-

лась ракета.

— Ура-а-а! — затремело где-то высо-
ко мад дымом, вознеслось к небу и сно-
ва вернулось на землю.

Федоров вскочил и < криком «ура»,
ничего не видя, но чувствуя впереди, се-
бя Хоменко, побежал к вершине. Много
до этого дня, до вот этой минуты атаки
он слышал и читал о Героях Советского
Союза, 00 их подвигах, но никогда так
ясно ме представлял себе героя в бою, и
никогда не понимал так ясно, при каких
условиях можно стать героем.

Ветер развеял дым, замолкло «ура»,
солнце : исчезло за высотой. В свете до-
горающей вечерней зари хорошо были вид-
ны бегущие по голой вершине расередо-
точенные цепи бойцов. Два облака, густо
освещенные светом еще не ушедшего
солнца и гонимые крепким ветром,
два больших крыла, алели над советской

пехютой.-
i A. ABREEHHO.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

жейную мастерскую,
этого полностью оружейную мастерскую
одной из ‘минских партизанских бригад.
В ней не только ремонтировали оружие,
HO и изготовляли новые автоматы. Для

дельного оружия
что некоторые из этих образцов настоль-
ко совершенны,

русекими партизанами у немцев,
экспонировано на площади перед музеем.

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Орудие
большой мошности ведет огонь‘ по
укреплениям немцев.

Снимок нантего спец. фотокорр:
капитана А. Капустянского.

МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ В МИНСКЕ

В освобожденном Миноке создается рес-

публиканский музей по истории борьбы
белорусского народа с немецкими захват-
чиками, Ему переданы документы и эк-
спонаты, демонстрировавитиеся более гола
в Москве на выставке «Белоруссия жи-
вет, Белоруссия борется».

Среди полученных музеем  экопонатов

много фотографий о разрушениях, причи-
ненных немцами белорусским городам и
селам. Музей будет пополнен новыми до-
кументами © действиях белорусеких пар-
тизан.
й богато иллюстрированным журналом
«Пламя», издававшимея в одном из пар-
тизанских отрядов.

Он уже располагает интересным

Сейчас развернулись работы no coom

ранию экспонатов и оформлению музея.
Группа белорусских
зарисовки лучигих партизанских команмт-
ров и отличивигихся партизан. Такие 3a-

художников делает

рисовки уже сделаны среди участников

партизанского отрята «Буревестник» .

Для музея собраны образцы партизан-

окого вооружения. В одном из залов пред-

полатаетея развернуть настоящую opy-

восстановив для

музея уже отобрано 50 образцов само-

партизан. Любопытно,

что их нельзя отличить
от фабричного оружия.
Трофейное оружие, захваченное бело-

будет

Белорусский музей расскажет также 0

героической «рельсовой» борьбе, которую
вели партизаны, и о других выдающихся
подвигах белорусского народа в Великой

Отечественной войне с немецкими захват-

чиками,

По столбцам
красноармейских газет
БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ АГАДИЛА

СУХОМБАЕВА. Пехотинец Агадил Сухом-
баев повторил бессмертный подвиг Алек-
сандра Матросова.
свой воинский our.

Он свято выполнил
Ради победы он
не пожалел своей жизни.

...У Сухомбаева от боли кружилась  го-
лова. Трава обагрилась его кровью. Но

он всё сознавал. Он слышал, как с не-
болыними перерывами работал проклятый

немецкий пулемет. Нечеловеческим уси-
лием воли Сухомбаев заставил себя ото-
рваться от дерева. Смело, не оглядываясь
назад, Агадил подбежал еще к одному
дереву. Вокруг свистели пули. Потом ге-

рой оторвался и от этого дерева и, преж-

де чем немцы поняли, что происходит,
грудью;: севдцем своим ‘упал на враже-
ский пулемет.

Немецкие пули перестали щелкать по
лесу. Бойцы ‘рванулись вперед: Прокати-
лось их гневное «ура». В жаркой схватке
наши люди мстили за погибшего товари-
ща. Разбитый и смятый враг бежал. Вско-
ре деревня стала нашей. («Красноармей-
ская правда»).

РАЗГРОМ НЕМЕЦКОГО ШТАБА. Пре-
следуя отступающего противника, подраз-
деление офицера Гоголева прорвалось в
тыл. Гоголев приказал немедленно атако-
вать хутор. Немцы, застигнутые врасплох,
метались между построек и падали
сраженные автоматным огнем и гранатами.

Схватка длилась всего несколько ми-
нут. Гитлеровцы были разгромлены наго-
лову. На хуторе осталось ` около сотни
немецких грузовиков, восемь легковых
машин, из. них одна со штабными доку-
ментами. В сарае немцы оставили 20 ба-
тальонных минометов и много боеприпа-
сов к ним.

Из захваченных документов выяснилось,
что в эту ночь нами был разгромлен штаб
крупной немецкой части. («Вперед на
врага»).

«ЖУРНАЛ БРОНЕТАНКОВЫХ
И МЕХАНИЗИРОВАННЫХ
ВОЙСК» № 8—9

Вышел из печати № 8—9 «Журнала

бронетанковых и механизированных войск».

Номер открывается Указом Президиума

Верховного Совета СССР о награждении
орденом

«Победа» Маршала Советского
Союза И. В. Сталина. В журнале напе-
чатаны статьи Героя Советского Союза

гвардии генерал-полковника танковых войск

А. Родина «Танки при прорыве укреплен-
ной оборонительной полосы в условиях ле-

систо-болотистой местности», Героя Совет-
ского Союза гвардии генерал-лейтенанта

танковых войск В. Обухова «Организация
и ведение преследования в лесисто-болоти-

стой местности», майора `В. Коротеева
«Манёвр танков при преследовании»,

гвардии ‘полковника Г. Копылова, гвардии
полковника П. Лимаренко «Бой на окру-
жение».

Кроме перечисленных, в журнале поме-

как   Щены статьи подполковника Б. Третьякова
«Тяжелые танки в наступлении и в 0бо-
роне», Героя Советского Союза
генерал-майора танковых войск Г. Филип-
пова «Из опыта действий мотострелковой
бригады при развитии успеха» и другие.

гвардии