roe Tt ee

Гай
=

ee

т

qn
ad
i

RB

уу

fa.
yr
№

aie

ух
ко

Ba

f0-
re
кие
то-
бо-

ip
ар“
ИЛЕ
08,
Гло

Ha
re
Kau

ot’
ИЛИ
rent
ако

бил
spt
кар
ше“

ан“
‚ит

cay

11 ontsipa 1944 r., cpcpa. Ne 242. (5922).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

©

стреча с м

Вчера мне выпало счастье видеть мар-
тала Тито и говорить с ним. Чикак не
претендуя Ha то, чтобы в короткой кор-
респонденции дать портрет этого замеча-
тельного человека, я хочу только бегло
набросать несколькими штрихами 10, что
особенно запогнилось.

По понятным причинам я не вазову
точного географического пункта, где это
происходило. Вругом был обычный гейзаж
горной местности. Начинающие  желтеть
леса, ютящиеся на клочках земли куку-
рузные поля, темные крыши низеньких
крестьянских домиков. В одном из этих
JOURKOB & HW застал маршала, расположив-
шегося на короткий поивал.

Деревенская комната  итаба. Суета
ал’ютантов, входящих е неотлежными бу-
магами и тотчас же бесшумно исчезаю-
ших за дверью. Маршал Тито сидел за
пупровизированным рабочим столом. Ox
был одет в легкий стального пвета френч
во знаками различия на воротнике: по
красному полю вышиты две ветки 30л0-
THX листьев,

Лицо маршала, оживленное и улыбаю-
щевся, когда ен товорил, поражало в то
же время каким-то удивительным сгокой-
етвием. Казалось, что ни это оживление,
ни этот емех, ни самый разговор ии на
минуту не нарушают происходящей имен-
Но в это же самое время большой внут-
ренней работы. Маршал был очень вни-
мателен с собеседниками, но казалось, что
он одновременно успевает думать еще 0
чем-то другом, бесконечно более важном,
чем эта беседа. Спокойные, задумчивые
тлаза ето смотрели хоброжелательно, по-
жалуй, даже мягко, и однако я в 10 же
время почувствовал, что горе TOMY, Ето
рассерлит его. Заторелое лице маршала
было красиво мужественной красотой че-
ловека, поживиюего жизнь, полную иеиы-
таний. Шелро пересыпанные сехиной во-

аршал

К. СИМОНОВ
>

хождения, ни прошения. Одно лить бес-
конечное презрение прозвучало в нем.

Разговор перешел на действия четин-
ков Михайловича.

— Их е каждым днем у него всё
меньше и меньше, — сказал маршал. —
Михайлович хотел внедрить в варод свое
влияние розгами... Да, именно розтами.
Бюгта он пришел в Черногорню, он пе-
репорол розгами каждото второго черно-
горца, чтобы заставить люлей ветушить
в его войско. Он хотел слелать их по-
корными... Ват черногорец, — кивнул
вгарттал на одного. из своих офицеров. —
Опросите его, как это. понравилось го?-
aba черногорцам. Пожалуй, у четников
теперь нет более жестокого врага...

Вскоре, не помню уж по какому пово-
ду, возник разговор © Дюблинском яате-
pe смерти — Майданеке.

— У нас есть свой — Ясиновец, —
сказал маршал. — Вы ет еще увидите.
Там немцы были так же аккуратны, как

в Майданеке. Они устроили маленькую
фабрику, где изготовлялись большие дере-
вянные молоты. В Ясиновце убивали уда-
ром такого молота по голове. Сначала
OlHa партия убивала другую, a потом
следующая убивала эту.

Разговор зашел © первом, самом тяже-
JOM времени немецкой оккупации. Мар-
шал вепомних, как он пришел из Загре-
ба в только что занятый немцами полу-
разрушенный Белград. В тороде царил
террор. 3& появление вечером на улице
убивали. Все двери в домах, квартирах
и комнатах под страхом емерти запреще-
но было запирать: немцы могли ворвать-

лосы рассыпалиеь над высоким лбом.

Обстановка вокруг марала, повторяю,
была самой простой. Такую обстановкх
сотни раз за войну мы видели в наших
иитабах в хни быстрого наступления —
стол, табуретки, карты. Единственно, что
отличало эту комнату от всякой другой —
присутствие огромной овчарки, веюду с9-
провождающей маршала. «Тигр» сидел
рядом ео столом и умным, наетороженным
собачьим взглядом ветречал всех входив-
ших. a

Я попал в маршалу во время вечерней
трапезы. За столом собралось несколько
сфицеров главного mrTaba. Беседа, сразу
же приняла общий характер. Боевой день,
как и вее носледние дни, принес хорошие
известия, и за столом царило то оживле-
ние, какое бывает у людей; прошедших
через тяжелые испытания и уже приот-
крывиих дверь в лучшее будущее. В та»
кие минуты езми собой рождаются воспо-
иннания о пережитом.

Сначала зашел разговор о Михайлови-
че и о тех предательских тяжелых ударах,
которые он наносил партизанам, когда
был еше силен.

— Да, ряды его сторонников пореде-
хи, — сказал маршал. — Даже его сын
и дочь воюют сейчас в ряхах партизан, — и,
чуть заметно улыбнувитись, он’ добавил: —
Когта-то, в 41-м году, некоторые романти-
чески настроенные иностранные газеты
называли лаже Михайловича Робин Гудом.

Все гасемеялиеь, и кто-то спросил:

— Как же следует назвать ето теперь?

— Теперь? — переспросил маршал. —
Теперь его можно назвать... как это по-
русеки?.. «Неудачник». Все снова рае-
смеялись. мо маршал на этот раз не улыб-
нулся. В этом странно  прозвучавшем
здесь русекои слове не было ни енис-

Е eae

Оршанское с

Среди сражений, разытравиихся в Бе-
поруссии летом тевущего года, оршанекое
является одними из крупнейших. Самое
местоположение Орши с © важнейшим
узлом железных хорог определяло размах
этого сражения. Прикрывая основное для
пентральной группы войск, операционное
направление, идущее вдоль магистрали
Минск — Москва, противниЕ 060б0е вни-
иание улелил Орше. Этому городу и у3-
ху дорог было отведено центральное место
в сислеме оборонительного рубежа «Панте-
pa», который, по мысли немепкого коман-
хования, должен бы преградить наших
войскам доступ = белорусской равнине.

Командование 4 немецкой армии созда-
го на полступах в Орше несколько 000р0-
нительных рубежей, эшелонироваиных В
тлубину на 25—30 километров и насчи-
тывавших ло десяти линий траншей.
Траншен были усилены дотами и дзотами,
з также проволочными заграждениями в
9—4 кола, противопехотными и противо-
танковыми минными полями и противо”
танковыми рвама. В течение семи меся-
Hep неменкие части  совертенствовали
систему отня, пристреляв каждый = метр
перед евоим передним коаем. Тыловой ру-
беж прохотил по рее Оршина и по Днеп
py ло района Копыбь. Ox предезавлял
собою сочетание траншей и железотетон-

тов.
ge ee знимание было уделе-
во укреплению самой Орши. Вот что по-
казал попавший в плен комендант Op-
ганского укрепленного района полковник
Ратклиф: «Знмой 1944 года Гитлер при-
казал превратить Витебск, Оршу и Моти-
лев в непрастунные крепости. В связи с
этим в перечисленных городах @ыли 603-
ханы укрепленные районы. Горох Орта
был обнесен обволом в 2—3 траншеи.
усдленные 40—50 дзотами и дотами.
Коченные злания были приопоеоблены к
обороне, а улипы изрыты озопами и Рва-
чи. Только с апреля по июнь 1944. гола
ежетневно работало ло 1.500 человек на
постройке укреплений Орши».

Защиту укреплений на подступах к
Орше мемецкое командование возложило
на наиболее боеспособные и отборные хи-
влзии 4 армии, сведенные в 27 армей-
ский корпус. Сюда вошли 57) 18, 26
пехотные и 25 моторизованная дивизии.
Средняя укомплевтованность этих хиви-
RHE, Kak и других, вхоливтих в состав
4 армии, составляла 10750. человек. 05
огневой мошя и тактической плотности

патронов. Правда,

ся куда утодно в любую минуту. Многие
недели полряд матиналу приходилось спать

не раздеваясь, положив под шеку пара-
беллум.

Маршал вдруг прервал рассказ и за-
дорно усмехнулся:

— Елинственное, что меня устокаива-
ло в те дни, так это то, что я ночевал
ровно в четвертом то счету доме от дома
коменланта Белграда тенерал-лейтенанта
Шредера... Да, это было серьезное вре-
мя, — прибавил он. — Я релко бывал так
счаетлив, как в Белграде, когда “ae ©00б-
щили, 910 у нас есть на руках первые
15 захваченных у немцев винтовок. A
через несколько месяцев мы захватили
у ненцев целый военный завод в Ужи-
це: 420 винтовок в день и по 60.000
запасы пороха для
патронов скоро кончились, но у нас были

захваченные снаряды. Впоследствии нем-
цы ворвались в Ужицу,
слелал для нас свое дело. Мы вытащили
огтула в горы машины и сами ушли за
десять минут до прихода немцев.

HO завод уже

— Ла, мне часто в те времена прихо-

дилоеь ходить через горы пептком.

Ужин оборвалея так же неожиданно,
как и начался. Вдруг, после секундной
паузы маршал поднялся и, поклонивииеь
присутствующим, молча вышел в другую
комнату. В ту же минуту в комнате на-
отупила тишина.
шел работать, — <казал один из
офицеров, и в тоне ето голоса ошуща-
лось глубокое, неподдельное уважение к
каждой минуте бесконечно дорогого вре-

ЕЕ ЖЕНЕ ЕЕ СЕ ЕЕ АЕ ЕЕ ЗЕНИТНЫЕ ИРИ

ажение

ву

B

>
Из опыта наступления
наших войск

>

обороны можно судить по следующим дан-
ным. На участке Осинстрой—Михайляно-
Bo оборонявшиеся здесь 18 штурмовая и
25 моторизованная дивизии были уси-
лены 120 штурмовыми орудиями, 80 тан-
ками, 78 орудиями РГЕ и 80 зенитными
пушками. Веето здесь было до 550 ору-
дей. На километр фронта тут приходилось
22 немецких орудия. Нужно отметить, что
в состав 78 дивизии входило 16 тысяч
человек. В среднем на указанном участке

ОРЕХИ-ВЫДРИЦА

27 AK Ce:

ack.  ДУБРОВНО

=. ОРШАЗА,
< С 4.
Копысь о

§

$ ГОРКИ

“
2—2 НАШИ ВОЙСКА ОБСТАНОВКА
РЕАЛ ВОЙСКА ПРОТИВНИКА] НА 23.6.44

зар» лини ФРОНТА К исходу 24.6.44

Схема 1.

ка километр фронта приходилось до 500
штыков. :
Оеновные Узлы обороны 27 армейско-
го корпуса немпев находились в полосе
лействий 78 штурмовей дивизии (в районе
автострады и железной дороги).

В оперативном резерве 4 армии находи-
лось 8 отдельных полков; располагавших-
ся в районе Коханово — Толочин—Кру-
пки. Такова была в целом группировка
немцев, готовившаяся отразить наступле-
пие Красной Армин на Оршу (ем. схему
№ 1). Характерна, что везадолго до на-
шего наступления номоцкое командование
взяло у веето

личного состава подниску тельской

Ти
мени этого только что ‘вышедшего из
комнаты человека.

Ha следующий день утром маршал
принял меня и сотласился ответить Ha
зесколько вопросов. Вот беглая запись
этой беседы.

Прежде всего маршал рассказал кое-
Что © своем детстве и юности. Он родил-
ся в белной крестьянской семье, в Ma-
ленькой хорватской деревушке. В семье
былю Y него три брата, из которых

двое — Стефан и Axons — воюют cei-

часе в рядах партизан. Еще мальчиком
отец отлал его в ученики в фесторан.
Через три месяпа он бежал оттуда и за-
HAICH Увлекавшей его © детства спе-
циальностью ——- етал учеником-слесарем

в механической мастерской. Нотом он пе-
реехал в Загреб, где тоже работал слесз-
рем, а в 1913 году ero мобилизовали в
австрийскую армию.

— Между прочих, — с улыбкой вепо-
минает маршал, — в армии я неожидан-
но отличился. Я был хоропгим фехтоваль-
щиком и взял второй приз на состяза-
ниях.

— В полку?

— Нет, по веей Аветрии. Да, да. —
Й он снова улыбается. Этот давний, мало
кому известный факт биографии сейчас
ему, всемирно известному человеку, при-
ятно вспомнить, В этом сказывается воен-
ная жилка: когда человек умело владеет
оружием, это всегда хорошо.

На прощанье я задаю маршалу, может
быть, наивный вопрос в самом тяжелом и
самом счастливом днях, которые остались
в его памяти за эти три е лишним года
борьбы.

— НУ, что ж, — говорит он, поду-
мав. — Пожалуй, это будет всё один и тот
же день. Это было в дни четвертого на-
ступления немцев на реке Неретва. Мы
были прижаты к горам — со всех сторо
были немцы, а впереди — река Неретва,
уосты через которую были еще в наших
руках. С нами было 4.000 тяжело ране-
ных ия должен был их спасти. Весь день
и ночь шел бой за горный проход. Если
бы немцы прорвались в долину, где мы
были, то все раненые погибли бы.

Отдав приказания и ожидая результатов
бся, я вею ночь ходил по зланию малень-
Кой мельницы, тде был мой штаб. Должно
быть, именно в ту ночь я сильнее всего
я поседел. В утру мне доложили, что нем-
цы пока задержаны. Теперь предстояло
решить, куда прорываться: через горы в
Боению или через реку в Санлжак. Я  ре-
шился на последнее — там немпы были
слабее. Но для того, чтобы план удался
вполне, применил хитрость. К удивлению
своих войск я приказал взорвать все мо-
сты через Неретву и приказал части сво-
их сил наступать по направлению на Бос-
нию. Они двинулись, разбили немецкую
дивизию, етали прорываться дальше. Нем-
пы стянули туда все силы от реки, a A
тем временем навел новый мост и стал
благополучно переправлять людей в Санд-
Жак. р, :

И ебли та минута, котла я ходил ночью
по мельнице, была самой тяжелой, то та
минута, когда я увидел, как последний из
четырех тысяч раненых переправилея че-
рее Неретву, была безусловно самой сча-
стливой из всех, какие я могу вспомнить,
Так в одном дне сочеталось и ‘самое труд-
ное, и самое радостное.

На этом наша беседа закончилась. Map-
шал Тито вызвал к 6е0е командиров с0е-
ЮГОСЛАВИЯ. (По телеграфу от наш.
спец. корр.).

ЕЕ Иа

в том, что каждый умрет, но не отету-
пит без соответствующего приказа.

Благодаря хоропю поставленной развед-
ке наше командование имело исчерпыва-
ющие данные о группировке, численности
и вооружении противника, расположении
его войск, характере сооружений на всю
оперативную глубину обороны, а также о
системе огня артиллерии и автоматичес-
кого оружия. Решено было нанести глав-
ный удар севернее автострады по ле-
систо-болотистому участку,  Одновремен-
мо намечалось лемонстративное наступле-
ние по всему фронту.

Немецкое командование He хопускало и
мыели, что наше наступление будет осу-
ществлено на лесисто-болотиетой, трудно-
проходимой местности. Между тем именно
здесь наши войска могли совершить об-
ход главных укреплений с севера и вый-
ти на Оршу. Нанося главный удар. на
этом участке, т. е. но слабому звену об9-
роны в направлении Остров-Юрьев, Оре-
хи-Вытрина, наступающие раз’единяли
78 итурмовую дивизию немцев на две
изолированиые труппы, создавая угрозу
уничтожения их по частям. Следует отме-
тить, 9410, помимо всего прочего, даниое
направление позволяло достигнуть успеха
при большой экономии живой силы и
техники.

23 июня, после мощной артиллерий-
ской и авиационной обработки переднего
края, штабов и тылов нротивника, части
Красной Армии перешли в наступление, с
хола захватили первую траншею и на
отдельных участках вторую. Немцы вве-
ли в бой полковые и дивизионный pesep-
зы 78 штурмовой дивизии, усиленные
танками и самоходными орудиями, но по-
ложение восстановить не смотли. Тогда
враг ввел в дело две пехотные дивизии,
предириняв контратаки в направлении
Вабиновичи. Это также ни в чему не
привело. we

RK исходу этого дня наши части, хей-
ствовавшие в направлении Орехи-Выд-
puma, прорвали оборону противника на
фронте ло четырех километров и продви-
нулись в глубину до шеети километров.
Темп  пролвижения тормозилжя  трудно-
проходимой местностью. В ряде случаев
пехоте приходилось тянуть орудия па
руках.

Олнако настуцаюттие упорно продвита-
лись вперед, выбили немцев из укрепле-
няй. обнажив левый фланг 78 неприя-
штурмовой дивизии. Позднее

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Стан-

ковый пулемет ведет огонь по немцам.

Снимок нашего спец. фотокорр.
капитана А. Капустянского.

Открытие памятника
освободителям Керченского
полуострова

КЕРЧЬ, 10 октября. (ТАСС). Здесь со-
стоялся многотысячный митинг, посвящен-
ный открытию памятника героям Отдель-
ной Приморской армии и Азовской флоти-
лия, павшим в борьбе за освобождение
Керченского полуострова.

На трибуне — генерал-лейтенант Мель-
ник, генерал-майор Соломко, контр-адмирал
Холостяков, секретарь Крымского обкома
партии тов. Тюляев, представители армии,
флота, партийных и советских организа-
ций,

Генерал-лейтенант Мельник, открывая
митинг, напомнил о днях, когда приморцы
ий моряки форсировали Керченский пролив,
под шквальным огнем врага высадились на
полуострове, положив начало освобожде-
нию от немецких захватчкков крымской
земли.

С речами на митинге выступили тов. Тю-
ляев, Герой Советского Союза Королев,

контр-адмирал Холостяков, председатель
Исполкома Керченского горсовета тов.
Бугров и другие.

Гремит артиллерийский ` салют` нал

Керчью, где сейчас кипит жизнь, где из
руин и пепелища поднимаются новые зда-
ния, заводские гудки перекликаются с
гудками паровозов и пароходов, где тяже-
ло качаются на волнах пролива груженые
баржи и рыбаки прибрежных сёл тянут
сети.

Величественный 24*метровый обелиск,
увенчанный орденом славы, открыт’ Обе-
лиск сооружен по проекту академика
Гинзбурга.

Сбор духовых :

оркестров

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября.
(От наш. корр.). Недавно в № соединении
был проведен десятидневный сбор работ-
ников военно-духовых оркестров. Специаль-
ная проверка’ показала, что работники орке-
стра повысили свое музыкальное мастер-
ство. Они хорбшо исполнили <лужебно-
строевой репертуар на месте и в движе-
нии, а также заслужили похвалу при ис-
полнении художественно-концертной иро-
граммы.

Первое и второе место по исполнитель-
скому мастерству заняли духовые орке-
стры капельмейстеров старшего лейтенанта
Берхана и капитана Федорова. Третье и
четвертое ‘место заняли оркестры капель-
мейстеров старшего лейтенанта Плешкина
ий лейтенанта Кустова.

стало известно, что командир этой диви-
Зии обращалея к своему командованию с
просьбой отвести части на промежуточ-
ный рубеж, но получил отказ.

В течение 24 июня части Врасной Ат-
мии, овлалев первым рубежом обороны
немцев севернее автострады, подошли ко
второму рубежу и на отдельных участках
прорвали его. Вбитый клин в оборону
врага на направлении 0етров-Юрьев, Оре-
хи-Выдрипа был расширен по фронту до
15 километров и углублен до 16 кило-
метров. :

K середине этого лня из леса, что в
районе Орехи-Вылрица, перешли в на-
ступление многочисленные группы нашей
пехоты с танками и самоходными орудия-
ми. Нри поддержке артиллерийского огня
и авиации. они начали обходить фланг и
тыл одного из полков 78 дивизии немцев.
Командование 27 армейского корпуса
пемпев пыталось контратакой опрокинуть
боевые порядки наступающих. Несмотря
Ha T0, YO в контратаке участвовали
крупные вилы пехоты и танков, успеха
враг не достиг. é

256 пехотная дивизия немпев, дейст-
вовавшая севернее 27 армейского корпу-
ва, была к этому времени емята и от-
брошена на юг к реке Лучеса. Что ка-
саетея частей 25 моторизованной дивизий
и 110 пехотной дивизии, располагавшейся
южнее, то они еще продолжали удержи-
вать свои позиции. Е

В боях, развернувшихея на следующий
день, т. в. 25 июня, наши части в рай-
оне севернее Орши отражали мвогочис-
ленные контратаки, которые производи-
лись силами до полка пехоты, годдер-
жанной танками и самоходными орудия-
ми. Одновременно нарастал наш уха. Ты-
ловой рубеж обороны протИвиика был
прорван, и наши войска продвинулись Ha
15—20 километров. В образовавшийся
прорыв хлынули советские подвижные
части, вышедшие на оплеративный 1п00-
стор.

На этом этапе сражения немцы броси-
ли в бой в направлении на Орехи-Выд-
рица свой последний армейский резерв.
Завязались встречные бои, в ходе которых
враг понес большие потери и был опро-
MAY.

Стремительно развивая успех, совет-
ские войска не позволяли врагу закре-
питься на зафанее подготовленных про-
межуточных позициях. Захваченный в
плен командир 78 штурмовой дивизии ге-
нерал-лейтенант Траут ло этому поводу
сказал следующее: «Русскле преслелова-
ли наци части по пятам. Во многах мес-
тах они занимали новые позиции одно-

Собрание партийного актива полка
проходило в этот раз на эстонской земле,
невдалеке от крупного населенного пун-
кта.

Если бы парторг записывал казвания
всех мест, где проводились собрания ак-
тива, то по одним уж этим записям мож-
но было бы проследить длинный и слав-
ный путь, пройденный этим полком. Но
тде бы полк ни чаходилея, в каких бы
сложных условиях он ни действовал, его
 партийный актив неизменно собирался,
обсуждал очередные задачи, стоящие пе-
ред партийным коллективом.

Вот и сейчас полк только что вышех
 из боя, в ходе которого. наряду в поло-
  жительными фактами были выявлены от-
  дельные недостатки в восмитательной ра-
боте с мололыми бойцами. Пройти мимо
этих недостатков, кажущихся на первый
взгляд несущественными, значит дать им
разрастись, стать более серьезными. Всё
это определило необходимость обсудить
на собрании актива задачи коммунистов
тю воспитанию нового пополнения. 06-
стоятельный доклад по зтому вопросу еде-
лал комамлир полка.

Ход прений показал, что коммумисты-
активисты ‚стали хорошими помощииками
командира полка в решении всех боевых
задач. Они © большевистской принцити-
альностью подходили к тем или иным
недостаткам, недоделкам. Старптий лейте-
нант Фролов, активно участвующий в
партийной жизни, поднял вопросе о ди-
ференцированиом подходе в воспитании
нового пополнения. Он привел цифры 0
составе одной роты. Здесь были бойцы
из освобожденных от немецкой оккупа-
ции областей Украины, притедлигие/ из
тоспиталей и др., и несмотря из такой
различный состав пополнения, с ними пфо-
водили беседы на одинаковые темы.

Старитий сержант Чистяков, основыва-
ясь на опыте прошлых боев и инициа-
тиве коммунистов при форсировании вод-

Партийный актив полка

группы. Это дало возможность уничте“
жить отнем гитлеровцев, засевших в 019=
ВЫХ пунктах, с минимальными потерями
вести более усиленное наступление в 1е-
су. Опыт создания отневых групп 0
инициативе коммунистов-активистов бые
стро распространилея в других батальо-
нах.

Что дает возможность партийным акти-
вистам быстро видеть всё новое, что ро-
ждается ежедневно, ежечасно, предотвра-
мать болезненные явления? это прежле
всете их идейная закалка. Человек, н®
изучающий марксистско-ленинскую Teo~
рию, не может быстро заметить воё Ho~
вое, обобщить его, не может разглядеть
в высказываниях отдельных бойцов, в
мелких непорядках отрицательных явле-
ний. Вот почему и заместитель коман-
дира полка по политической части майор
Докин и парторг полка капитан Иванов
постоянно заботятся об идейном воспита-
нии партийного актива. Эта, забота выра-
жаещя в систематической учебе ето, в
контроле за самостоятельной работой нах
книгой.

В полку, находящемея в непрерывных
боях, трудно наладить учебу с помощью
семинаров. He веегла можно выбрать
время. Ho при желании всетла мож-
но изыскать другие формы илейного вос=
питания актива. Здесь, например, время
от времени удается созвать весь актив и
прочесть ему квалифицированную лекцию
или доклах. Больше того, парторги баталь-
онов и рот созываются на олно-хвухднев-
ный семинар. Для этого используются па-
узы межлу боями, вывол полка в резерв
дивизии и т. д. Недавно, например, для
партийного актива были прочитаны ква-
лифицированиые лекции на темы: «0 co-
BeTCKOM тыле»; «Международное и знут-
реннее положение  Советекого Союза»;
«Особенности боев зв лесисто-болотистой
местности»; «Советская Прибалтика».

И всё же самым главным м основных

ного рубежа, внес ряд новых предложений
о форсировании водных преград. И по
TOMY, как весь актив внимательно слу-
паз его речь, как командир полка зада-
вал вопросы, уточняя отдельные детали,
можно было пенять, что предложение его
булет осуществлено.

Здесь собрания партийного актива ста-
ли той силой, опираясь на которую,
командир успешно решает задачи по во-
енно-политическому воспитанию личного
состава. Всё новое, что дает каждый бой,
быстро воспринимается, обобщается и рас-
пространяетея по батальонам,  ротам.
Кажлый недостаток, мешающий в какой-
то степени росту воинского мастерства,
замечается и быстро устраняется в прак-
тике работы. Лучшими исполнителями
приказов командира выступают паргий-
ные активисты. Их тесная связь с Mac-
сами бойцов, офицеров ‘помогает всё ви-
леть, всё замечать.

В одном из боев поле встретил ожесто-
четное сопротивление немцев в лесном
массиве. Здесь противник искуено ис-
пользовал отдельные высоты и превратил
их в опорные пункты. Тактика врага бы-
ла быстро разгадана в батальоне майора
Анисимова. Для улара по вражеским
опорным пунктам здесь создали неболь-
шие, но сильные в отневом отношении

методом политического роста актива яв-
ляется его самостоятельная работа Hag
внигой, журналами, газетой. Активисты
тт. Тушин, Фролов, Коврин, Глинский,
Краснов и многие другие — всего 48 че-
ловек самостоятельно изучили книгу
товарища Сталина «0 Великой Отечест-
венной войне Советекого Союза». Пар-
тийное бюро полка организовало коитроль
за самостоятельной учебой,

Заслуживает внимания и организация
работы над журналами, газетами. Помизо
того, что актив получает газеты, читает
их, время от времени юн собирается по
батальонам, тде под руководством замести-
телей команлиров по политической части
обсуждает наиболее важные статьи и 1о-
кументы. Такое обсуждение дает возмож-
ность правильно понимать поднятые В
статьях вопросы.

Партийный актив в полку стал боль-
шой организующей силой. Это достигнуто
благодаря его правильному воспитанию —
от собрания актива, ло работы над газетной
статьей. Всё здесь подчинено одной це-
ли — идейно закалять коммунистов-ак-
тивистов, вовлекать их в практическую

работу.
Майор Г. ИВАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Технический кабинет в автобатальоне

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября. рует достижения передовых ремонтников
(По телеграфу от наш. корр.). В `М ре-  батальона.
монтно-восстановительном батальоне opra-  Водители, прикомандированные к ба-
низован технический кабинет. На стэндах тальону на время ремонта автомаптин, яро-
выставки, устроенной в кабинете, показаны   ходят в техническом кабинете занятия, на
изделия и детали автомашин, изготовляе-  которых их обучают правильному уходу за
мые и ремонтируемые в цехах батальона.  машиной, экономии горючего ит. д.

В разделе «Рационализация и изобрета-  Технический кабинет ставит своей зада-
тельство» собраны приспособления, механи-  чей обмен опытом и производственную
зирующие труд и улучшающие качество связБ с частями Красной Армии, обслужи-
изделий. Специальный уголок демонстри-!ваемыми батальоном.

ДИЕТЕ

SR a Sp АНЕСТЕЗИИ ИИС

временно < отступающими  немепкими татки 25 моторизованной, 78 штурмовой
частями». Как выяснилось, сам Траут, и 337 пехотной дивизий. Всего было ло
боясь окончательно потерять свой 195 15.000 человек. Штабы этих дивизий
полк и части усиления, отдал приказ по-  войсками не управляли. Офицеры табов
спешно оставить укрепления в полосе ав-  стремились первыми проскочить перенра-
тострады и отойти на Оршу. Это привело ву через Днепр».

впоследствии к оголению фланга и тыла Части Красной Армии, лействтя пере-
немецких частей, оборонявиихся Южнее  ловыми отрядами с фронта — во стороны
Дненра. В ночь на 26 июня эти части Орши, одновременно перешли в парад-
противника под ударами наших войск на-   лельное преследование по Минской авто-
чали отход за Пнепр. страде. Во взаимодействии с партизана-

Далее события развивались так. Днем! ми, они безостановочно гнали врага к.
26 июня наши подвижные части захва- месту его окончательной гибели — рай-
тили КВоханово и перерезали железную ону Минска. Для этого этапа сражения
дороту и автостраду. 27 немецкий корпус   характерна, следующая выдержка из лнев-
лишилея таким образом путей подвоза.  ника одного немецкого офицера: «Начал-
Этот корпус попал ‘в полуокружение. ся путь кошмаров и ужасов. На дорогах
Что касается частей 6 немецкого корпу- ликие пробки. Паническое бегство. Танки
са, то они в бесторялке отходили на за- русских преграждают лороги отхода. Ба-
пал (см. схему № 2). питан фон-Энгель сбежал. Авиация рус-

К вечеру этого дня ваши подвижные   ских непрерывно сеет смерть е неба. Рус-
части прорвались к Opme с северо-запада! ские всё время опережают нас параллель-
и запада. Паление Орши было, следова- Ным  преслехованием. Партизаны pa3py-
тельно, предрешено. 78 ливизия немцев,  шают мосты».

: Каковы же общие выводы из этой опе-
рации? Подробные данные о противнике,
добытые хорошо организованной развел-
кой, помотли найти слабое звено в 0б0р0-
не врага для нанесения сокрушительноге
удара. Он наносилея севернее автостралы,
но труднопрохолимой местности, что яви-
лось неожиданным для противника. По
этому направлению напги войска лейство-
вали в обход мощных укреплений, атакуя
фланг и THI оршанской группировки
врага.

Советские военачальники проявили в
оршанекой операции высокое мастерство
Ф вождения войск в условиях прорыва
\\ get ГОРКИ сильно укрепленной полосы обороны и

развития успеха при выходе на опера-

каст кре» ЛИНИЯ ФРОНТА К ИСХОДУ 26.6.4А тивный простор. Чередующиеся удары,

ОРЕХИ-ВЫДРИЦА

= 0

0 *

зоо 3 99 99 27.6.44 приводившие к угрозе окружения, застав-
ляли немцев в беспорялке отетупать с
Схема 2. выгодных рубежей. Олия стремительный

: маневр наступающих  сменялея другим,
потеряв связь © соседом слева. и израс- что созтавало общий Высокий темп на-

ходовав резервы, продолжала беепорядоч-  ступления. Натни войска в целом показа-
ный отход, пымаясь прикрыться а05ер- ти в данном сражении высокое мастерст-
гардами. Но натиск наших частей в6ё  зо взаимодействия, умение с боем преоло-
усиливался. Уничтожив арьергарды и от- девать труднопроходимые участки мест-
ряды заграждения, они 27 июня штурмом   ности и сильно укрепленные оборонитель-
овладели Оршей. ные рубежи.

Остатки немецких дивизий переправля-  Потеря Орши обрекла остатки немеп-
лись через Днепр. Лишенные железной   кой групнировки на нослелующее уничто-
дороги и автострады, они перемешались! жение в районе Минска. Рухнул сильно
и в беспорядке отхолили к Березине, те-  укрепленный рубеж немцев «Пантера»,
ряя по пути людей, обозы и технику.  нашими войсками был пробит путь на за-
Состояние этих дивизий рисует всё тот! нах, к Минску.
же пленный немецкий полковник Рат- Майор Д. САУЛИН.
клиф: «В районе Копысь находились 0с-  3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.