ЗУ
[6
$-

№
м
к

На
i=
a=

то

aly

10-

nye
08,

ot
10.
1b
го-

ee
le:
ИЕ

м,
Mi

hg
0-
ke
ac
Cs
i
тя

le

12 oxtAGpa 1944 r., uetsepr. Ne 243

(5923).

K

РАСНАЯ ЗВЕЗДА

Ы—ымыььнькмььмымькьь >  —ы————>——>———_—_— oon ees ce
Успехи нашего наступления

на

юге

Взяты города Сегед и Клуж

Сегодня налии войска, действующие на
территории Бенгрии, с боями заняли
крупный  хозяйственно-политический и
административный центр Венгрии — то-
род Сегед. Взятию этого города предшест-
вовали боевые действия на реке Тисса,
которую наши войска форсировали. Следует
отметить, что река Тисса, которая тянется
© севера на юг, разрезая пополам венгер-
скую равнину, являлась одним из силь-
нейших оборонительных рубежей против-
ника. На основных направлениях, гле рас-
положены крупные населенные пункты,
гитлеровцы соорудили прочную оборону,
рассчитанную на длительное сопротивле-
ние.

Мужеством, отвагой и дерзостью преис-
полнены действия наших войск на Tucce.
Именно это помогло им преодолете Bee
препятствия, возникшие на пути их на-
ступления. Многие стрелковые части cy-
мели е хода форсировать болыную реку и
немедленно завязали бои на противополож-
ном берегу.

Стрелковые подразделения, ( которыми
командуют майор Литовченко и капитан
Осьмуха, подошли к реке ночью. Трудно,
конечно, в ночное время найти подходя-
щие средства для того, чтобы сразу же
преодолеть водную преграду. И всё же
эти средства были найдены. Бойцы свя-
зывали проволокой плоты, ша которые
можно было грузить материальную часть
и людей. Погрузка проходила на рассвете,
когда нал Тиссей еще стоял туман. Плоты
направились в путь. Полноволная река
зносила по течению самодельные плоты, но
бойцы всячески старались довести их до
берега и довели.

Вместе с первыми полразделениями пе-
хоты форсировала Тисеу батарея старше-
го лейтенанта Борисова. Орудия выкати-
ли на берег. Старший лейтенант отпра-
вился с группой разведчиков  вперет,
чтобы произвести рекогносцировку мест-
ности. Затем он расположил свои орудия
возле дороги на  вероятном направлении
вражеских контратак. Контратаки векоре
последовали. Силы противника состояли
из пехоты и танков. Батарея Борисова
подбила в это утро восемь немецких тан-
ков. Пехотное прикрытие, нахолившееся
около артиллерийских орудий, кинулось в
атаку и смяло вражескую пехоту. На этом
участке наши подразделения захватили
плацдарм в северо-западу от города Се-
rex.

В то же время шли бой в непосредет-
венной близости к городу. Умело исполь-
зуя артиллерию, передовые отрялы нашей
пехоты подошли к нему вплотную и ва-
хватили ряд домов на восточной окраине.
Затем последовал улар основных еил, и
враг был смят. Вообще город Сегех был.
взят в результате смелых действий тех
трупп пехоты, которые первыми фореиро-
вали Тиссу.

Бой за Сегед эхом отозвался на хру-

гом участке фронта — в Северной Тран-

Я

сильвании. Здесь наступающие штурмом
овладели столицей Трансильвании —
городом Елуж, который был крупнейшим
опорным пунктом противника. В районе
Блужа, как и. под  Сегедом, титлеровцы
понесли огромные потери. Захвачены тро-
феи и много пленных.

На других участках наступления наши

войска также продвигаются вперед, ломая

сопротивление противника.
населенных пунктов.

В боях на территории Венгрии все ро-
да войск наступающих показали  отлич-
ную слаженность в своей боевой работе.
Танкисты одной части загнали в лес ¢e-
вернее города вражескую пехоту, а кон-
ники, спешившись, добили ее. Бои каждо-
о рода войск изобилуют примерами вы-
сокой воинской доблести. Батарея истре-
бительной противотанковой  артиллерин
под командованием офицера Обухова, отра-
зив контратаку неприятельских танков,
совершала марш в новый район сосредо-
точения. По дороге на артиллеристов на-
пали разрозненные ‚группы немецкой пе-
хеты. Моментально развернув орудия в
разные стороны, артиллеристы начали
бить по немпам прямой наводкой. Они
также пустили в ход свои автоматы, ©
помощью которых окончательно отразили
неприятеля. При этом батарея вовсе He
имела потерь. Тут же, на поле боя, ге-
роям-артиллеристам были вручены прави-
тельственные награды. Е

Примечательной чертой действий на-
ших войск в Венгрии являемся 06-
ход отдельных обороняющихся гарнизонов
противника © последующей ликвидацией
их. В этом проявляется тактическое ма-
стерство наших офицеров, вдумчиво орга-
низующих каждый бой. В селении Rada
оборонялся немецкий пехотный полк. Как
обычно, немпы создали здесь круговую
оборону. У них имелись специальные пе-
хотные группы, предназначенные для
контратак. Подошедшая с фронта наша
пехота была встречена интенсивным
огнем. Вместе с ней подошли танки. Пе-
XOTHEI и танковый командиры  обменя-
лись мнениями и, проведя рекотносциров-
ку местности, решили посадить пехотин-
цев на броню машин и высадить десанты
вокруг села. Был осуществлен тлубокий

Взято много

обход, а затем пехота пох покровом тем-

ноты почти вплотную <. фазных сторон
подошла & селению и заняла несколько
домов на одной окраине. Этогр было до-
статочно, чтобы включились в боевую ра-
боту танки и подоспевшая малокалибер-
ная артиллерия. В конце концов 0б0ро-
няющийся немецкий гарнизон, отказав-
шийся капитулировать, был почти пол-
ностью истреблен, а остатки его влились
в общий поток пленных.

Подполковник И. АГИБАЛОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. -
(По телеграфу от наш. спец. корр.).

Юго-восточнее города Клайпеда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 сктября,
(По телеграфу от наш. корр.). Юго-восточ-
нее города Клайпеда Halla войска про-
должают развивать наступление. Полдвиж-
ные отряды неотступно преследуют гит-
леровцев, обходят их опорные пункты и
наносят дерзкие удары по наиболез уязви-
мым местам вражеских боевых порядков.
В одном меете отступающий  противниЕ
старался задержать наши подразделения
на водном рубеже. Ночью офицер Макаров
CO своим подразделением екрытно  пере-
брался на правый берег реки. Действуя в
тылу у немцев, ой сумел нанести врагу
серьезный ущерб, а главное — нарунить
связь. Благодаря этому N часть без 0со-
бых помех форсировала реку и отбросила

противника на запад.

На соседнем участке немцы оказывали
особенно упорное сопротивление. Здесь
вдоль Немана проходит хорошая шоссей-
ная дорога. По ней гитлеровцы непрерыв-
но подбрасывали из глубины подкрепления
к передовым позициям. Наши автоматчн-
ки мелкими группами просочились в тыл
врата и в нескольких местах блокирова-
ли дорогу, которая здесь проходет через
лес. Векоре противник вынужден был прё-
кратить всякое движение по этой дороге,
что серьезно ухудшило для него общую
обстановку. Одновременно с дерзкими дей-
ствиями автоматчиков наши части усили-
ли атаки с фронта. В результате гитле-
ровцы оказались зажатыми е двух сторон
и вынуждены были отступать под огнем.
Стараясь пробиться через лес, неприятель
понес тяжелые потери.

Упорный бой разгорелся в районе одного
местечка. Высланная разведка выяснила,
что позади немецких познций тянется бо-
лото, через которое проложена дорога.
Боманлир батальона капитан Разумов pe-
шил обходным маневром захватить эту
дорогу, а затем прижать гитлеровпев Е
болоту и разгромить. Демонстрируя атаку

с фронта, капитан Разумов бросил
основные силы на фланги и нанес вне-
запный удар противнику. Дорога вскоре
была перерезана, & большая групва нем-
цев, лишившаяся пути отхода, почти пол-
иостью истреблена.

На другом участке немцы холгое время
Уулерживали так называемый Шакяйский
выступ. Они создали здесь прочную по-
осу укреплений. Две линии сплошных
траншей, противотамковый ров, прерывча-
тые траншеи и отдельные опорные пунк-
ты прикрывали здесь подступы к грани-
це Восточной Пруссии. До самых послед-
них дней неприятель пуодолжал подхбрасы-
вать вюда подкрепления. Так, уже 7 ок-
тября тут появились части новой йехот-
ной дивизии, переброшенной ¢ другого
участка. Немцы всячески совершежетвова-
ли этот укрепленный рубеж, развивая
сеть траншей, систему проволочных и
взрывных препятствий.

Однако успешное наступление Hamux
войск на правом берегу Немана значитель-
но ухудшило положение левобережной
группировки противника. Над ее позиция-
ми нависла угроза флангового удара. 06-
становка стала еше более сложной, когда
напти части начали обходить позиции
немцев также и © другого фланга. Немцы
спепено подтянули в этот район самоход-
ную артиллерию, пехоту на бронетранспор-
терах и попытались контратаками остано-
вить продвижение напших войск. Но все
их контратаки были отбиты.

Через некоторое время противнику был
нанесен удар с фронта. После мошной ар-
тиллерийской подготовки наша пехота про-
рвала линию немецких укреплений на
двух смежных участках. Противник, o-
терпев поражение, стал отетупать на за-

пад. ;
Подполковник Н. ПРОКОФЬЕВ.
Майор В. ТЕРНОВОЙ.

Свои‘ тлни 1941 тода. Туго приходилось, но мы

’ ОБЕЛИСК НА ГОРЕ
ФОМЕНКО

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 октября.

(От наш. корр.). Недавно на высое 273,
находящейся несколько в стороне от шос-
ce, южнее румынского города  Ваелуй,
гвардейцы поставили обелиск < надписью:
«Здесь окруженные немцы 28 и 29
августа 1944 года шли лавиной на
прорыв. Гвардейцы не пустили их: 17
тысяч немцев было убито, 15 тысяч
— захвачено в плен. На этой горе был
НП гвардейцев генерала Фоменко.
Слава русскому оружию! :
Тора Фоменко. 3 сентября 1944 года».
Высоту эту бойцы и офицеры после
намятного события называют горой Фо-
менко в честь своего генерала. Это назва-
ние прочно вошло в быт. Оно всегда на-
поминает о побоище, которое гвардейцы
учинили здесь окруженным немцам. Куда
ни совались попавшие в «котел» гитле-
ровцы, их всюду встречал  губительный
огонь нашей артиллерии. Й вдруг, как
взбесившееся стадо, они метнулиеь по
дороге, ведущей к высоте, где располагал-
ся наблюдательный пункт гвардейцев.

Генерал вместе © другими командирами

колонны подходили совсем близко. Генерал
внимательно слелил за движением врага.
Все были спокойны, словно дело происхо-
дило на штабном учении.

Й вот в тот момент, когда немцы были
всего в 200—250 метрах от высоты, раз-
дались артиллерийские залпы., Артил-
лерийский огонь был вызван на НИ.
Наши снаряды рвались в гуще немецких
войск. Всё поле покрылось трупами. воз-
Дух огласился криками. Большая часть
немецких солдат и офицеров была переби-
та, остальные бросились  врассыпную и
вскоре были взяты в плен. Я

И высится на горе Фоменко славный

обелиск в память победы советского ору-
RUA, =

ГЕРОИ ОДНОГО
СОЕДИНЕНИЯ

(По телеграфу от наш. корр.). Военный
Совет № армии организовал встречу Героев
Советского Союза соединения,  отличив-
шихея за время стремительного летнего

наступления по разгрому неменких за-

хватчиков. Ветреча проходила в теплой

товарищеской обстановке. é
За столом собрались по приглашению

командования отважные воины. Среди них
командир артиллерийской батареи и тут
же рядом с ним его полчиненный — тоже
герой — командир взвода. Старший  лей-
тенант Молодиков садится m0 собед-
ству со своим командиром  етрелково-.
го отделения старшим сержантом Валенти-
ном Ардашевым. Вместе. они воевали на
полях Белоруссии, вместе удостоились
звания Героя Советского Союза.

Первый тост был произнесен за елав-

ные успехи, за Красную Армию, победно
плущую на запад. Поднимается Герой Co-
ветского Союза капитан Самохвалов, ко-
уандир батареи. Немного волнуясь, просто
и душевно рассказал оно боевом пути
артиллеристов.

— Я дрался под Москвой в суровые
выстояли и сдержали бешеный натиск
немецких полчищ. Мы копили силу, а
затем нанесли по врагу сокрушительный
улар. Крепко били немцев под Орлом и на
Днепре, потом громили гитлеровские ди-
визии на полях Белоруссии. т

Вслед за капитаном Самохваловым вы-
ступил артиллерист, старший сержант
Здунов. Он рассказал о героических дейст-
виях своего расчета и заверил командова-
ние, что в предстоящих боях расчет
умножит славу своего орудия.

Генерал, сидящий за столом, внима-
тельно слушал героев, задавал им вопро-
вы, интересовался их бытом, учебой, бое-
выми делами. Интересными были выступ-
ления капитана Размалзе, старшего лей-
тенанта Зайцева.

Затем состоялось вручение наград re-
реям. Генерал называет ‘фамилию старше-
го лейтенанта Молодикова ou oT имени
Президиума Верховного Совета СССР вру-
чает ему ордеи Ленина и медаль «Золотая
Звезда». Высокие награды получает отваж-
ный командир стрелкового отделения стар-
ший сержант Валентин Ардашев.

Среди гостей на торжестве находилась
группа писателей. От их имени выступила
писательница Валерия Герасимова.

ПОДАРОК ФРОНТОВИКОВ
ТРУДЯЩИМСЯ ВОРОШИЛОВГРАДА

ВОРОШИЛОВХРАД, 11 октября. (ТАСС).
Личный состав частей, участвовамних в
освобождении Ворошиловграда, прислал
трудящимся города в подарок приобретен-
ный на свои средства эшелон лесоматериа-
лов.

Значительная часть полученного лесома-
териала пойдет на восстановление и 0бо-
рудование детских учреждений, школ, со-
циально-бытовых учреждений, ремонт квар-
тир семей фронтовиков. g

—

тобой уцелевший приют,

доны, Валмиеры,

владычества. Страна молчала,
д0е слово, произнесенное в ней,
проклятием немцу, каждый стон был вы-
ражением ненависти. :

ров по дорогам и проселкам
нахолился в это время на горе. Немецкие] СС

цы. Этим ироническим прозвищем
именовали страну, которую грабили е ме-
тодической жестокостью. «Шпекланд» —
страна сала, кормила’
уходя, гитлеровцы хотели убить ее В те-
чение трех лет вся политика гитлеровцев
сводилась к

‚Разрушенные города похожи один на
другой, как лица мертвецов. Черная тень
тлена и пожарища легла между стен,

покрасневшие от жары дымовые трубы ©

полосами копоти наверху тянутся к небу,
как будто молят о возмездии,

Груды битого кирпича и обгоревшего

железа, руины, дырявые стены, углы до-

мов, когда с поворота кажетея, что перед
& только ТЫ
повернень к дому — пролом и серое небо

В низких тучах — таковы центры мирных

врекрасных городов Латвии: Двинска, Ма-
Скривери, Лимбажи,

Сигулда и Огре. Ветер гудит в повреж-

денном камне, как гудит он в выщерб-
ленных горах.

Поруганной и поверженной была Лат-
вия все три с половиной года немецкого
ибо каж-

звучало

Мы проехали больше тысячи километ-
Латвийской
Р с востока на запад и ¢ wra Ha ce-

вер и везде видели одно горе, одинаковую
нищету, одни и те же слезы. С трудом
выпрямляется согбенная спина народа.

«Летланд—ПШшекланд»,- говорили нем“
они

гитлеровцев HO,

медленному, постененному
убийству целой страны, — ее пареда, ее

хозяйства, ее промышленности.

Возле разрушенного торода Мадлиены

мы присутствовали при регистрации на-
селения в волости Платере. В пяти кило-

метрах от волостного правления продол-

жалея бой. От выстрелов тяжелых орудий
звенели случайно уцелевшие
вздрагивала фанера, которой сельчане за-
делали разбитые экна.
дуба влетали в комнату вместе е ветром.
Латышка в кожаной куртке и с ковын-
кой на голове, словно иллюстрация
кНИГИ 0 Первых днях революции,

писывала усталых морщинистых стариков

стекла и

Желтые листья

ИЗ
пере-

Лат в

(От специального корреспондента
«Красной звезды»)
<

и плачущих женщин с трясущимися ру-
ками. 2?

Председатель волостного ° управления
Лепинит, очень пожилой человек © худым,
истощенным лицом, сообщил нам резуль-
таты опроса жителей. Из 123 дворов оста-
лась только половина, из пятисот жите-
лей волости смогли явиться на регистра-
цию только 178 человек, это старики и
старухи, те, кому на старости лет придет-
ся веё начинать сначала. Дети их угнаны в
Германию, многие уже погибли в немец-
ких подземных фабриках. °

Немцы грабили марод, без пощады,
Они забирали весь урожай, оставляя хо-
зяевам на круг по десяти килограммов
зерна в месяц. 3а посев крестьянин обя-
зан был сдать одну корову, есть ли у него
скот или нет, причем сдача мяса исчис-
лялась в условных единицах. В 1941
году эта единица обозначала 150 кило-
граммов веса, в 1942 году — уже 250,
ав этом году — 350 килограммов Если
у тебя нет коровы — купи!

Но кроме мяса надо было сдавать масло,
И здесь начинается настоящая  свисто-
пляска. С каждой дойной коровы полага-
лось сдать от 70-до 85 килогралемов масла!
Немцы прекрасно знали. что этот налог
невыполним, но они знали также, что им
недолго жить в Латвии, поэтому они про-
сто уничтожали молочное хозяйстве. Про-
дажа продуктов на рынке была запреще-
на. Всё надо было сдать немцам.

И люди резали скот, уходили в леса...

На побережье Рижекого залива рыбаки
из Агее и Скулте показали нам остатки
изрубленных сетей. Ветер дул © моря,
оставляя соль на губах. Белые баратки
прибоя ударялиеь в огромный мол, по-
строенный рыбаками из каменных валунов,
которые выкапывали на полях пахари.

Рыбацкие сети изрубили не немцы, а
сами рыбаки. Это была клятва. Немцы за-
бирали весь улов. Редко-редко удавалось
спасти часть ето, и рыбаки, обрекая семьи
свои на голод, уничтожали сети. Соседи
их — пахари помогали чем могли рыба-

Me ue

кам. И вот теперь рыбаки снова pM
Е морю. Они отомстят за всё и за море, в
которое им не давали выходить.

Всё могли уничтожить немцы, но гор=
дая душа народа осталась непобежденной.
Латвия стремится к творческой полнокров-
ной жизни. На второй день после осво-
бождения Цесиса в нем уже была вос-
становлена разрушенная немцами электро-
станция. В Лимбажи на .третий день раз
ботали пекарня, магазины, столовые.

Петля на горле немца в Прибалтике за=
хлестнулась. Онеше угоняет обозы е наво-
рованным добром, взрывает вокзалы и 05-
щественные здания, частные дома и мага=
зины, дороги и мосты, но веё больше вра-
жеских солдат остается в лесах, они вы-
ходят к русским обозникам и офицерам
связи, к почтовикам, покорно поднимая
руки, страшась одного, как бы не попасть
R латышам, потому что в сердце народа
живут гнев и жажда отмшения.

Велик и еще не установлен до конца
синодиЕ жертв фангистекого террора. До-
статочно вспомнить, чте в первые дни
прихода немцы арестовали всех директо-
ров средних пгкол в Латвяи. Уже в июле
1941 тода немцы расстреляли в Двиноке
композитора и дирижера Ансиса Фрей-
мание. В Риге были арестованы литектор
оперы Вилюмание, певец оперы  Кавара,
скрипач и дирижер Яние Стабулниекс.
Только в декабое 1941 года в лагере Са-
ласпиле было расстреляно свыше 10.000
человек. Скрипач Крумениг пыталея с за-
сти от расстрела двух своих учениц ев-
реек сестер Градие. Он скрывал их боль-
ше двух месяцев, доетал для них новые
документы. При регистрации документов
девушек опознал начальник паспортного
стола. Девушек расстреляли вместе с их
учителем. t В

Латвия метит врагу. По всем лорогам
ндут на сборные пункты те. кто скрывал-
ся в лесах, бежал с немецкой каторги,
сражалея в партизанеких отрядах. Это по-
полнение латышских частей: Страшное
семя ненавиети посеял eMem BO всех
народах. Теперь урожай созрел. Пусть
враг страшитея расплаты.

Николай АСАНОВ.
2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ.

Карпатскеая быль

По извилистой горной дороге, то епи-

ралью поднимающейся вверх, 16 круто
сбегающей вниз, ехал одинокий - всадник.

У` перекрестка дорог всадник на минут-

ку задержал коня и спросил сапер, про-

кладывавигих колонный путь:
— А как, братцы, проехать в Чисто-

горб?

`Олик сапер неуверенно показал  ло-

патою налево, но усатый всадник, види-

мо, вопомнив что-то, повернул направо.
..Метом 1915 года русская армия от-

ступала из Карпат. Вместе с армией шли

тысячи беженцев —— гуцулов,  валахов,

поляков. Из Чистогорба, маленького rop-
ото села, лежащего з долине Восточных
Карпат, ушли вместе с русской армией
четырнадиать парней. Среди них были
два брата — Иван Дисак, 15 лет, и Ми-
кола Дисак,
они до Киева и здесь оба нанялись ба-

лет. Пешком добрались

траками в помещичье именье. Иван. про-
©тудился, заболел,

Микола, здоровенный парень с крепки-
хи, умелыми руками, пережил все невз-

годы. Два года батрачил у помещика под

Жазатином, потом, как он сам говорит,
примкнул к одной вдове в селе Захаров-
цы, Черноостровокого района, Каменеп-По-

дольской области. Женился” на ней, нала-

лил хозяйство, завел семью. Первые два-
три года он скучал по Карпатам, а потом,
когда у него была уже солидная семья—
две дочери, два сына, — почти совсем
забыл о них. Золотые у него руки, уме-
ет он и сапоги слить, и косилку почи-
нить, и дом поставить. За это и за доб-
рую лушу селяне уважали Дисака. Он
был одним из самых старательных кол-
хозников, разбогател, и в хате у него
было всего вдосталь. Перед войной он же-
вил сына, выдал замуж дочерей. Уже
совсем редко вспоминал Дисак Карпаты и
бедное село Чистогорб.

_За время нынешней войны перенес Ми-
кола Дисак все муки немецкой окюупа-
ции, разорение своего колхоза. Утгнали
немцы в Германию старшего сына Дмит-
рия, увели со двора корову, свиней, овец.
Когда возвратилась ¢ победой Красная
Армия, расположился в Захаровцах мели-
ко-санитарный батальон. Дисак помогал
санитарам ухаживать за ранеными, делал
кровати, носилки. Векоре он ©тал здесь
незаменимым человеком и потом пошел
вперед вместе с наступающими войсками.
Шел он уже красноармейцем по тем ме-
стам, через которые проходил тридцать
лет назад беженцем. Вюгда войска поло-
пили к Сану, хрогнуло сердце Дисака. Нет,
не забыл он ни быстрого Сана, ни свое-
ro глухого села Чистогорб!

<->
(От_ специального корреспондента
«Красной звезды»)
<

Старшина Мащуров приметил, что обы-
чно разговорчивый Дисак что-то замолчал
и подолгу смотрит на горы.

— Uro ¢ т0б0ю, Дисак? — поинтере-
совалея он.

— Сердце расетроилось, товарищ стар-
шина.

— Отчего же это, Микола? — учает-
ливо спросил старшина. р

Дисак рассказал ему свою историю.
Старшина доложил командиру, и Дисаку
дали отпуск для ‘поездки в родное село.

..Так вот Этот усатый всадник, ехав-
ший сентябрьским днем 1944 тода на
маленькой белой лошаденке по дороге в
Чистогорб, и был Микола Дисак.

— Еду я, — рассказывал Дисак по-
сле, — и ничего не узнаю — таж из-
менилось всё вокруг. Вот здесь вправо, от
дороги вроде не было такого густого леса,
а за селом, наоборот, был лес, а сейчас
одни пеньки. Поля бедные,  сиротокие,
жалкие. Совсем не то, что у нас, на По-
долии. Возле дороги старуха с девочкой
картофель копали. Под’ехал я к ним.
чо, — спрашиваю, — живет в
Чистогорбе Федор Дисак?

— А ты чей будешь? — спросила, ме-
HH cTapyxa.

— Федора Дисака сынок, — отвечаю.

Девочка, что стояла < нею рядом,
прыгнула ко мне, пелуег MEO руку и
кричит:

— Дяденька, я вашего брата Митра
Дисажа дочка.

Смотрю я Ha девочку — худенькая,
грязная, платьишко из холета оборванное.
Обнял ее, племянницу родную.

— [де же отец и мать? — спраши-
ваю.

— Не знаю, — отвечает племянница.
— Xary нашу мадьяры спалили позаз-
чера. Мать и отец в одну сторону нобе-
жали, а я сюда, в бабке.

Сажаю девочку на коня, еду в село.
Избы старые, бедные, какие были трид-
цать лет назад. А иных и совсем нет —
спалены.

—щ Вот хата тетки Пайзы, — ноказы-
вает мие племянница.

Пайза — это сестра моя. Смотрю я,
The ж там хата, когда пепел да угольки
одни. Возле этого пепелиша стоит мужик,
‘босиком, в оборванной куртке.

— Это дядя Михайло, —— говорит мне
девочка.

Мы распеловались, :

— Где сестра? — спрашиваю у него.
‹ — В землянке y apa. -

Идем мы туда с Михайлой.

Выходит из землянки сестра моя; ста-
рая, седая.

— Микола, неужели ты?

Кинулась ко мне, плачет — полчаса
не мог оторвать. -

Собралось вокруг меня душ тридцать
селян. Все обэрванные, худые. Олин гево-
рит: «А я твой двоюродный брат Иван Ди-
сак, а это’ вот моя жена Матла». Обни-
мают, целуют меня. Сердце так растрево-
жили, что и сказать нельзя. Прибегает
брат Митро. Он работал на дороте. Люди
уже успели сказать ему: приехал, мол, 6
вам гость на белом коне. Смотрю на бра-
та — хилый, забитый, босой, совсем ста-
рый. Я в сравнении е ним — хлопец, а
он моложе меня на двенадцать лет.

Потоворили мы е ним 0б отце и матери,
Померли они в тридцать втором году оба.
Митро рассказал про свою’жизнь. Да что
рассказывать, когда я и сам вижу: живут
— хуже нельзя. Смотреть на них, чак жа-
лость берет. Варпатокие сёла нехпы и
венгры вчистую разорили еще прошлой зи-
мой. Не было хлеба, и Митро продал
последнее, что оставалось в хозяйстве:
лошадь и фургон. А скотину давно пере-
вели. Избу спалили мадьяры. Cectpy
Ганю, самую младшую нашу сестру, нем-
цы угнали в Германию, осталась дочка eo
шести лет. i

— Иу меня, — говорю им, — сына
немцы угнали.

И тут мы немного веплакнули.

— Микола, — товорит мне сестра, —
скажи нам, как вы живете в России.

И рассказал я всему Чистогорбу, Kar
дружно мы работали, какие земли у нас
богатые и просторные. Перед войной не-
куда было мне пшеницу ссыпать — столь-
#0 заработала, семья. Дай бог всякому так
жить... Слушают они меня. Глаза У них
горят, ия их понимаю. Люди бедные, за-
битые, им такая жизнь и не снилась.

В тот же день вернулся я к себе в ба-
тальон, рассказал товарищам 0 своей
встрече с родней. Команлир дал мне еще
ва день отпуск, приказал кое-чего от-
пустить на угощенье родне...

Микола Дисак закончил евой рассказ.
Он замолЕ и задумчиво посмотрел на хму-
рую, ощетинивиуюся лесом гору. За нею
лежит бедное, разоренное немцами село, ©
которым судьба разлучила его в прошлую
войну и так ‘нежданно-негаданно свела
тридцать лет спустя.

ъ

Пэдполновник В. КОРОТЕЕВ.
ДЕНСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

В ВЕНГРИИ. Тяжелые самоходные орудия М части в окрестностях гор.

Дебрецена.

me

Снимок нашего

спен. фотокорр. капитана Ф. Левшина.