ne

bie

Ie
My
Ma
34.

юм
и =
akg
at
KO
Ts

Na at ee a ой ао и И ЧС ОЬ,

13 октября 1944 г., пятница. № 244 (5924).

# a

K PAC

ешь прорыва позиционной обороны

. В наступательных ‘операциях Красной
Армии лета 1944 года обращает на себя
внимание прежде всего их исключитель-
ный темп. В Белоруссии за один месян
наши войска прошли с боями до 500 ки-
лометров, считая на прямую к границам
Восточной Пруссии. Разгром всей оборо-
нявшейся здесь центральной группы не-
мецких армий был осуществлен в ерок
значительно более короткий. Главные си-
лы этой группы понесли поражение в
первые же дни боев. Еще разительнее
теми Ясско-Кишиневской операции. Мень-
ше чем в 2 недели тут завершились й
окружение и ‘разгром 15 немецких ливи-
зий, что привело к коренному изменению
всей военной обстановки на юге.

В агих крупнейптих победах проявилось
всё величие сталинской военной науки,
завшей Красной Армии строго разрабо-
танные методы подготовки, обеспечения и
развертывания современной наступатель-
ной операции. Сталинская школа военно-
го искусства создала наиболее эффектив-
ные способы прорыва позиционной 0боро-
ны, обеспечивающей всей наступательной
операции столь бурное развитие.

Как известно, „современная позиционная
оборона глубоко эшелонирована. Весь
боевой порядок  обороняющихея войск,
спетема огня и затраждений, & также фор-
тификационные ° сооружения рассчитаны
на упорные бои за каждый метр позиции.

Отсюда возникает и решающая задача
войск, осуществляющих прорыв. Надо Tak
построить наступление, чтобы избежать
каких-либо затяжек бзя в тлавной полосе
обороны. Высокий темп — вот  перво-
основа успеха прорыва. Если не взя-
ты нужные темпы © первых же шагов на-
ступления, если эти темны не поддержи-
ваются до конца прорыва — противник,
как правило, успевает привести себя в
порядок после воздействия огня артилле-
рни и авиации, сохраняя способность к
организованному сопротивлению. Поэтому
идея высоких темпов холжна пронизывать
замысел операции, подготовку, ортаниза-
цию е и действия каждого звена боевых
порялков наступающих войск. Весь слож-
ный механизм операции должен быть от-
лажен так, чтобы обеспечить наиболее
возможный темп продвижения войск.

Особенно важную роль играет стреми-
тельное преодоление первой позиции глав-
ной полосы обороны. Опыт показывает,
что немцы соередоточивают на ней оенов-
ные силы. Система пехотного огня против-
ника наиболее мощна именно на этой по-
зиции. Здесь же расположена и основная
масса противотанковых и противопехотных
пренятствий. Наконец, отеюда неприятель
велет артиллерийское наблюдение. Лишить
немцев первой позиции — значит нару-
шить основу всей оборонительной полосы,
нанести удар по главным силам, ликвиди-
ровав очаги автоматического огня и наи-
более густую зону препятствий. Это зна-
Чит также — ослепить вражескую артил-

‚лерию в начальном этапе прорыва.

„*Ювладеть. первой позицией настолько
быстро, чтобы враг не сумел отвести свои
войска на вторую, — такова задача. В
противном случае придется заново орта-
низовывать атаку.

Прорвав первую позицию, необходимо
немедленно атаковать противника, оборо-
няющего траншеи второй позиции, и лик-
видировать затем  располатающуюся 32
ней артиллерию. Нарупгив систему наблю-
дения на переднем крае обороны, насту-
пающие лишь временио ослепляют враже-
скую артиллерию. Она, по мере продвиже-
ния наступающих, будет вести наблюдае-
мый огонь, и чем скорее дойдут ло нее
танки и пехота, тем быстрее будет довер-
шен разгром этой главной силы в отне-
вой системе обороны.

При разгроме Бобруйского узла сопро-
тивления налши войска за один лень на-
ступления прорвали пять линий траншей,
располагавитихея на глубину до 10 кило-
метров. В один лень была прорвана пер-
вая, самая мощная полоса обороны нем-
цев на этом направлении! Вея артилле-
рийская группировка в этой полосе под-
зерглась полному разгрому к вечеру
первого дня атаки.

Непрерывность движения и ударов слу-
жит важнейшей предпосылкой высокого
темпа прорыва. В этом также заключен
секрет успеха.

Быстрота и непрерывность наступления
обеспечиваются главным образом благода-
ря одповременному воздействию огневых
средств наступающей стороны на вею глу-
бину обороны при сосредоточении наиболь-
ших усилий на основной, т. е. первой ее
пюзиции. Это требует правильного, четко-
то распределения усилий родов войск.
Массы артиллерии и авнации подготавли-
вают условия, которые позволили бы пе-
хоте и танкам стремительно преодолеть
нервую и последующие позиции обороны.
Это и достигается одновременным подав-
лением и разрушением очагов обороны на
всю ее глубину. Одновременность артилле-
рийского и авиационного воздействия на
Bch глубину оборонительной полосы про-
тивника — важнейший принцип проры-
ва позиционной обороны. Он должен со-
блюлаться как при подготовке атаки, так
и в ходе ее.

Этот принцип был блестяще продемон-
стрирован в Ясско-Кишиневской опера-
ции. На участке прорыва 2-го Украинско-
TO фронта для подавления всей такти-
ческой глубины оборопы немцев на один
километр фронта прорыва собредоточива-

лось до 200 орудий и тяжелых миноме-
тов. В течение первого дия боев наша
авиация совершила здесь около 1.600
самолето-вылетов. Войска 3-го Украин-
ского фронта довели количество Opy-
дий и тяжелых минометов до 224 на ки-
лометр фронта. Тут было совершено свы-
ше 1.600 самолето-вылетов. Вся эта масса
артиллерии и авнации била по всем по-
зициям немцев, их траншеям и укрепле-
ниям. На 6боих участках главная полоса
обороны противника была прорвана в те-
чение первого дня боев!

Пехота и танки должны немедленно ис-
пользовать условия, созданные  одновре-
менным подавлением артиллерией и авиа-
цией всей глубины обороны. Пехота ne
должна допускать и малейшей паузы
между концом артиллерийской  подго-
товки и началом атаки, что создается
благодаря четкому, строго организован-
ному движению за огневым валом. Пехота
должна «прижаться» к огневому валу 4
неотступно следовать за ним, как только
огневой вал перемещается с первой тран-
шен на вторую, использовать все сзои ог-
невые средства, в том числе и средства
усиления.  В этот момент пехота’ открыта
для тех огневых средств противника, кото-
рые могут уцелеть в первой траишее. Ес-
ли не будет вестись огонь из собственных
средств, причем высокой интенсивности,
пехота может оказаться отделенной от ‘ог-
невого вала, и тогда его придется возвра-
щать на первую траншею,

Танки непосредственной поддержки пе-
хоты являются непременными участника-
ми прорыва. Лишь в тех случаях, когда
местность не позволяет, танки не участ-
вуют в прорыве. При наличии танков,
взаимодействие, конечно, усложняется, но
зато получает и ббльший эффект. Задача
танков — организованно и Умело, вмасте
с пехотой, двигаться за огневым валом.
Танки эшелонируются, чтобы обеспечить
пехоте возможность одновременной борьбы
за двз-три ближайшие траншеи. Отневые
средства противника, расположенные в
первой и второй траншеях, взаимодейст-
вуют межлу собой. Захватив лишь одну
первую транпею, атакующие могут под-
вертнуться сильному воздействию против-
ника со второй, где обычно и находится
большая часть его пехоты.

Способствуя одновременной борьбе за
первую и вторую траншеи, танки действу-
ют в двух эшелонах. Первый эшелон идет
непосредственно 3а огневым валом, второй
— следует на кратчайшем расстоянии за
танками первого эшелона, ведя за собой
пехотные подразделения первого эшелона.
Чем меньшую глубину составляет весь
этот порядок, состоящий из огневого вала
артиллерии, атакующих таннов и пехоты
с орудиями сопровождения, тем больше бу-
дет, предпосылок стремительного движения
вреред и прежде всего— захвата одновре-
менно первой и второй траншей против-
ника. Как только перенесен огонь артил-
лерии на вторую траншею, танки должны
быть на первой, и к ним должна устрем-
ляться пехота; Огневой вал перенесен на
третью траншею — танки действуют. уже
на второй, куда немедленно спешат и
стрелковые подразделения.

Четкость такого вззимодействия во мно-
том зависит от точной, своевременной по-
дачи сигналов переноса огня. Переловые
наблюдательные пункты необходимо иметь
в пехотной цепи и в первом эшелоне
танков. Сигнал подает старший на-
чальник, который ближе  всето находит-
ся к огневому валу. Если участвуют
танки, то таким начальником явится, Ko-
нечно, танковый офипер.

Bee детали взаимодействия, осущест-

наступления пехоты и танков, надо зара-
нее точно определять и разрабатывать.
Иначе говоря; успех взаимодействия це-
ликом закладывается на исходном поло-
жении. Восстанавливать взаимодействие в
ходе прорыва — значит затягивать бой
внутри оборонительной полосы. Но этого
нужно всячески избегать. Восстанавли-
вать’ взаимодействие приходится тогда,
когда отстает пехота от танков, а танки
— от огневого вала, когда отрываются
средетва усиления пехоты. Всякое же от-
ставание неминуемо приводит к срыву
взаимодействия, т. е. к паузе, нарушаю-
щей непрерывность и высокий темн на-
ступления.

Чтобы непрерывно двигаться вперед,
нельзя ни одной лишней минуты задер-
живаться в траншеях. Танки и пехота, ¢
помощью средств -увиления и сопровожде-
ния, уничтожают только то, что стоит на
их пути. Не задаваться целью полной
очистки траншей! Это — задача после-
дующих эшелонов. Основная масеа aTa-
кующих танков и пехоты на ходу уничто-
жает живую силу и средства про-
тивника, ° мешающие стремительному
движению вперед.  Расползаться по
траншеям — значит терять темп и
сильно усложнять управление. Нормаль-
но, в полную мощь, развивается то на-
ступление; которое совершается не в
траншеях и ходах сообщений, а на поверх-
ности, т. е в условиях, когда артилле-
рия и авиация подготовили возможность
быстрого движения в глубь обороны, а пе-
хота и танки этим вполне воспользова-
лись, применив свои собственные средст-
ва борьбы. Именно так и фазвертывалось
Ben в большинстве наших опера-
ций. у

Наращивание силы удара находится ‘в

успеха прорыва. Следовательно,

действий первых эшелонов. Если, скажем,
первый эшелон полка, достигнув второй

второй должен немедленно притти на по-

боя брать в расчет не оптимальный успех
первого энелона, а минимальный. Наряду

обязаны внимательно’

эшелон без каких-либо
ведущий. Иначе говоря,
сразу же включиться в_ту систему взаи-
молействия, какая создана первым эше-
лоном в использовании артиллерии, тан-

хода был взят нужный. темп, достаточный
для довершения прорыва оборонительной

‘действия прежде всего.

попасть впросак. Можно, например, подго-

средств будут

да избегают наши войска, хоропю органи-

НАЯ ЗВЕЗДА

прямой зависимости от ввода в бой вто-
рых и последующих эшелонов. Глубокое
построение боевых ‘порядков наступающей
пехоты рассчитано на непрерывное нара-
щивание ударов и развитие их до полного
вторые
эшелоны надо использовать так, чтобы
упредить возможное снижение темпа. Ча-
ще всего это будет в критический момеят

траншеи, начинает выдыхаться, вернее
толыко обнаруживает признаки этого, —

мошь, довершить удар и затем стремитель-
но атаковать третью траншею. Отсюда
целесообразно бывает при планировании

с тем командиры частей и подразлелений,
действующих в последующих эшелонах,
следить’ за полем
боя и, если нахо, по собственной инициа-
тиве вести вперед свои войска, чтобы за-
вершить удар первого эшелона, если тот
ослабевает.

Здесь, естественно, возникает
сложная задача взаимодействия.

очень
Второй

пауз и задержек
из последующего в
ему необходимо

должен превратиться

4-й УКРАИНСКИЙ; ФРОНТ. Само-
леты«ИЛ-2» штурмуют передний край
немецких войск.

° Снимок лейтенанта Ю. Скуратова.

ков и авиации. Поэтому важно, чтобы с

полосы противника.

В свете изложенного возникает вопрос
о тлубине залач для войск, ведущих на-
ступление. Решать этот вопросе с одним
только циркулем в руках, притом © пре-
тензией на какой-то особый размах, нель-
зя. Нужно строго учитывать природу
современного прорыва, требования взаимо-

КРАСНЫЙ КРЕСТ В ДНИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Состоялось заседание президиума испол-
кома обществ Красного Креста и Красного
Полумесяца. С докладом о деятельности
обществ за время Отечественной войны
выступил председатель исполкома замести-
тель народного комиссара здравоохранения
СССР С. А. Колесников.

— В первые дни войны, — сказал до-
кладчик, — Красный Крест поставил за-
дачей привлечь к своей работе широчай-
шие круги трудящихся страны. Эта задача
решена успешно. Общества сейчас насчи-
тывают несколько миллионов членов. За
военные годы подготовлено для Красной
Армин сотни тысяч санитарных дружинниц
и, медицинских cecTep. Многочисленная
армия доноров бесперебойно снабжает ле-
чебвые учреждения фронта и тыла кровью,
необходимой для спасения жизни раненых
бойцов и офицеров. Среди членов обществ
проведен ‹<бор средств. Он дал свыше
25 миллионов рублей. На них организованы
санитарные поезда, приобретены самолеты
для санитарной авиации.

За время войны окрепли международные
связи Красного Креста. За три года от
краснокрестных организаций Англии, США
и других стран получена значительная ма-
териальная помощь. В СССР были напра-
влены лекарства, медицинское оборудова-
ние и инструментарий, одежда и обувь:
_В прениях по докладу тов. Колесникова
выступили руководители областных opra-
низаций Красного Креста.

На заседании президиума исполкома
присутствовали прибывшие из Англии пред-
ставители Комитета помощи России, воз-
главляемого г-жей Черчилль — г-н Абра-
гамс, г-жа Абрагаме и г-жа Джонсон,

Опыт показывает, что глубина ближай-
ших задач полков, дивизий да и болес
крупных соединений при прорыве позици-
онной обороны должна быть сокращена.
Можно, основываясь миа конкретном опы-
те, утверждать, что постановка сокращен-
ных по глубине ближайших задач не сни-
жает темпы прорыва, a наоборот, —
резко их повышает, что создает предно-
сылку для бурного развития всей опера-
ции с помощью подвижных родов войск
и авиации. ь

Тщательная подготовка взаимодействия
на исходном положении возможна только
при детальной разведке. Нужно очень хо-
роню изучить систему оборонительной по-
лосы, чтобы действовать наверняка. Нех-
цы прибегают к организации ложных по-
зиций. При поверхностной разведке легко

товить взаимодействие для прорыва пер-
вой позиции, которая на самом деле ока-
жется ложной. В таком случае весь огром-
ный заряд энергии, весь запас сил и
напрасно  израсходованы.
Придется заново всё организовывать —
и артиллерийскую подготовку, и зтаку.
Но такие просчеты недопустимы, их всег-

зующие разведку, особенно разведку боем.

вляемого ‚при одновремениом подавлении
тактической глубины обороны в^ процессе

Следует учесть, что противник может
забларовременно отвести войска с первой
позиции на вторую, если обнаружит, что
наступающие “войска  сосредоточиваются
для атаки. Отеюда понятна роль скры-
того сосредоточения, в чем наши войска
не раз уже показали подлинные образцы.
Оперативная и тактическая внезапность
сопутствует всем наступательным  опера-
циям Красной Армии, что и придает та-
кую мощь ее первоначальным ударам.

В обеспечении прорыва ‘особая роль
принадлежит предварительной тренировке’
войск. Взаимодействие между родами войск
и внутри наступающих подразделений
должно налаживаться уже в ходе заня-
тий. Они проводятся на местности, схо-
жей с той, на которой предстоит атако-
вать, причем соответственно оборудован-
ной. На предварительных занятиях пехот-
ные офицеры налаживают контакт © ар-
тиллерийскими и танковыми, командующи-
ми частями и подразделениями, ‘которые
будут участвоваль в прорыве. Вся техника
взаимодействия, движения, ведения огня
должна здесь быть детально отработана.

Нет сомнений, что предварительная
учеба, в ходе которой наши войска тща-
тельно подготавливались к прорыву не-
мецкой обороны во всех иинувших опе-
рациях, явилась одним из самых главных
факторов, обеспечивавших высокий темп и
непрерывность действий. Стоит вспомнить,
се какой поистине железной организован-
ностью совершалея прорыв укрепленных
полосе на Карельском перешейке. Тут бы-
ли ‹осредоточены большие массы живой
силы и техники для действий на сравни-
тельно узких участках. Между тем это
наступление развертывалось стремительно
и четко, несмотря на крайне сложные
условия местности.

Железной ортанизаторской волей веет
от всех наступательных действий совет-
ских войск. Это — воля Верховного
Главнокомандующего,  претворяемая в
жизнь нашими талантливыми военачаль-
никами, офицерами и всей доблестной
Красной Ариией.

: Подполковник В. ПАВЛОВ.
Майор Б. КОРОЛЬ.

ВСТРЕЧА ДВУХ СОЛДАТ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, . 12. октября:
(По телеграфу от наш. корр.). В краено-
армейской газете «Родина зовет» с00б-
щается о любопытной встрече двух одно-
полчан русской армии — русского Давида
Дерманского и поляка Петра Михаль-
ского, служивших 30 лет назад в одном
эскадроне и сражавшихся вместе против
немцев.

Гвардии старшина Дерманский остано-
вился со своим подразделением в одном
доме польской деревни. Хозяин ‘дома по-

казался ему знакомым. Пристально ВГЛЯ-  .

дывался он в его лицо.

— Скажите, вы служили русской

в
— Служил.
Они узнали друг друга. Петр Михаль-
ский вынул из кармана старую, пожел-
тевшую от времени фотографию.

— Узнаешь?

— Как же! В четырнадцатом году вме-
сте в Вильно фотографировалихь...

По-разному обернулась жизнь этих двух
русских солдат. После прошлой мировой
войны поляк Петр Михальский работал
батраком у немецкого. барона‘ Макса Ней-
мана. Потом он вернулся в родную де-
ревню, где его ждала покосившаяся хата
и хилая рожь на песчаном поле, Жизнь
его была тяжелой. Потом пришли немцы,
и жить стало совсем невозможно.

Гвардии старшина Давид Дерманский —
зажиточный колхозник. Его старшая дочь
Анна окончила недавно медицинский тех-
никум. Двое других детей учатся в школе.

Теперь два старых русских солдата
встретились для того, чтобы, как и в
прошлую мировую ‘войну, бить извечного
врага — немца

‚На

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КИНОВЫПУСК
«НОВОСТИ ДНЯ»

Приезд в Москву г-на У. Черчилля
и г-на А. Идена
Вчера, 12 октября, на экранах кино-
театров столицы начал лемонстрироваться
специальный киновыпуск «Новости дня»,
посвященный ‘прибытию в < Москву
премьер-министра Великобритании г-на
У. Черчилля и министра  иностран-
ных дел т-на А. Идена, встречу которых
Московском аэродроме запечатлели
9 кинооператоров Центральной ЕШЕосту-
дии документальных фильмев.

(TACC).

представители постоянной миссии Красно-
го Креста США в Москве г-н Хоббелл и
г-н Шерк, заместитель народного комисса-
ра здравоохранения СССР профессор Па-
DHH,
Креста и Красного Полумесяца в Англии
профессор Саркисов. (ТАСС}.

представитель исполкома Красного

Тактические учения
слушателей Академии
имени Сталина

С полевых тактических учений вернулись
слушатели 2-го курса команлного факуль-

тета Военной ордена Ленина Академии 6ро-

нетанковых и механизированных войск
Красной Армии имени И. В. Сталина.
Эти учения завершили лагерный период

учебы слушателей. Они продолжались трое

суток. Слушатели совершали многокиломет-
ровые марши по сильно пересеченной мес-
тности, преодолевали реки, болота, леса
и холмы. Местность, где проходили учения,
была изрыта окопами, траншеями и зем-
ляными сооружениями. Это было поле
сражения в осенние дни 1941 года, когда
враг рвался к Москве.

Тема учений — прорыв танками обороны
противника, бой на окружение и лреследо-
вание врага. В ходе учений слушатели, вы
полнявшие роли начальников штабов час-
тей и соединений, а также командиров пол-
ков, учились самостоятельно. решать так-
тические задачи, управлять боем, исполь-
зуя танки, артиллерию, авиацию и средства
связи. Трехсоткилометровый марш, KOTO-
рый они проделали в трудных условиях,
помог им закрепить на практике свои зна-
вия. Многие слушатели показали отлич-
ные знания тактики. ‘Среди них майор Ас-
тахов, капитан Фокин, старший лейтенант
Зеньковский и другие.

Победа футболистов Анадемии
имени Жуковского

В течение двух недель разыгрывалось
первенство военных академий и военно-
учебных заведений ло футболу. На-днях
на стадионе Центрального Дома Красной
Армии встретились две сильнейшие коман-
ды, претендовавшие на первое место. Это—
команда Военной ордена Ленина академии
бронетанковых и механизированных войск
Красной Армии имени И. В. Сталина и но-
бедительница прошлого года — команда
Воздушной ордена Ленина академии имени
Жуковского.

Игра носила напряженный и острый ха-
рактер. Обе команды играли агрессивно и
напористо. Матч изобиловал рядом о инте-
ресных моментов. Первый тайм закончился
со. счетом 1:0 в пользу команды Акаде-
мии имени Жуковского. Мяч забил правый
крайний нападения старший лейтенант Ва-
силевский.

Во втором тайме команда Академии име-
ни Сталина перешла в решительную атаку
и более 15 минут непрерывно штурмовала
ворота «противника». Однако успеха она
добиться не могла. Ряд «мертвых» мячей
взял вратарь команды Академии имени
Жуковского старший лейтенант Коваленко.
В дальнейшем команда Академии имени
Жуковского снова захватила инициативу и
забила второй гол в ворота команды Ака-
демии имени Сталина.

Матч закончился со счетом 2:0. Таким
образом футболисты Академии имени. Жу-

<овского вторично завоевали ‘первенство,
оставив у себя еще на

гол футбольный
кубок, -знаменующий их победу.

Комсорг полка

Полк готовился к наступательным боям.
Заместитель командира по  политчасти’
пвардии майор Стороженко ознакомил
комсорга полка тов. Горшенева © ближай-
шими задачами; рассказал, как надо на-
ладить работу первичных организаций
ВЛКСМ. В полку к этому времени было
несколько сотен комсомольцев и столь-
ко же несоюзной молодежи. Комеорг по-
нимал, что хорошо ортанизовать работу
такого коллектива он может только B
том случае, если привлечет к руковод-
ству организацией всех членов бюро, вебь
комсомольский актив полка.

После беседы © заместителем команди-  .

ра по политчаети гвардии старший лей-
тенант Горшенев созвал заседание комсо-
мольского бюро полка. На обсуждение он
вынес один вопрос; «0 мероприятиях ком-
сомольской организации в связи с выхо-
дом части во второй эшелон и подготов-
кой к наступлению».

Главное место в постановлении бюро
занял вопрос о расстановке  комсомоль-
ских сил в потразделениях. Было решено
добиться, чтобы в каждом отделении на-
холились члены ВЛКСМ и в каждом взво-
де работали комсомольские группы.

_ Члены бюро разошлись по подразделе-
ниям, получив задачу оказать помощь
комсоргам в выполнении решения бюро. В
результате их работы в ротах быхли созда-
ны полнокровные организации ВЛЕСМ —
по 15—25 комсомольцев в каждой. В
большинстве взводов были организованы
комсомольские труппы из 5—7 человек.

В решении бюро было намечено орга-

низовать помощь отстающим бойцам в
изучении оружия, боевого устава пехоты.
Для этой цели по указаниям командиров
были привлечены члены ВЛЕСМ — бы-
валые воины. После занятий они беседо-
вали © молодыми бойцами, учили их 0б-
ращению с оружием, передавали свой
опыт. Члены бюро полка, комеорги ба-
тальюнов и рот повседневно контролиро-
вали эту работу.
- После нескольких дней боевой учебы
комеорг полка решил поовести совещание
комсоргов рот. Выяснилось, что некото-
рые комсомольцы нерадиво относятся к
занятиям. Комсорги рот получили задания
провести беседы, а также собрания с
повесткой дня; «Пример комсомольцев в
боевой подготовке». Когда представилась
возможность ‹озвать комсомольцев и м9-
лодежь 3-го батальона, тов. Горшенев
выступил © докладом «Боевые дела ком-
вомольцев нашего полка».

Наряду ¢ подготовкой комсомольцев к
бою, тов. Горшенев организовал учебу
комсоргов первичных и ротных юорганиза-
ций. Проводилась она на различных ин-
структажах, семинарах и, главным обра-
зом, путем личного показа.

Полк получил приказ © наступлении.
Гвардии майор Стороженко ознакомил с
боевой задачей комсорта полка. Тов. Гор-
шенев решает пойти в третий батальон.
Выбор. этот: не случаен. В этом батальоне
большинство комсомольцев — новички,
комсорги рот также недавно на руководя-
щей работе. К тому же третий батальон
холжен был выполнять основную задачу.

Еще до выхода на исходное положение
в батальоне провели комсомольское собра-
ние. Тов. Горшенев помог написать
проект постановления, выступил перед
молодежью с горячей, зажигающей речью.
Дав указание комсоргу первичной органи-
зации, он отправился в одну из рот. Там
он помог комсоргу роты Чигирову распре-
целить комсомольские поручения, побесе-
довал со всеми членами ВЛЕСМ и моло-
дыми бойцами,

Как только началась артподготовка,
Горшенев вернулся на командный пункт
батальона. После успешного  наетупле-
ния к вечеру поступил приказ — po-
там закрепитьея на достигнутом рубе-
же. Этот перерыв использовал комсорг
полка. Он сходил в роту, < которой вз-
ступал комсорг батальона. Узнал, что он
там сделал, и посоветовал перейти В
{ругую роту и там. помочь оформить де-
ла о вступлении в комсомол, рассказать
молодежи 06 успешных действиях всего
батальона. Сам в этой же задачей напра-
вилея в другую роту.

На следующий день Горшенев вместе с
комсоргох батальона созвал комсоргов рот,
рассказал о положительном опыте и недо-
статках в работе комсомольской органи-
зации и посоветовал, как наладить дело
в дальнейшем. После этого он возвратил-
ся на командный пункт полка. Здесь
встретился < заместителем командира по
политчасти, доложил ему о проделанной
работе, узнал, как идут дела в других
батальонах. Замполит порекомендовал Гор-
шеневу провести на следующий день со-
вешание комсоргов первичных организа-
ций < вопросами: «Рост рялов ВЛЕСМ» 4
«Обуен опытом работы». - i

Когда требует обстановка, комеорг пол-
ка личным примером отваги воодушев-
ляет молодежь. Одна из рот, наткнув-
шись на немецкие «фердинанды», залег-
ла. Неподалеку от нее находился гвар-
lau старший лейтенант Горшенев. Он не-
медленно направился в эту роту. Пере-
ползая от бойца в бойцу, он говорил им,
что ни в коем случае нельзя задержи-
ваться, что требуется последнее усилие,
чтобы сбить врага с рубежа. Когда был
подан сигнал, в атаку в числе первых
поднялся вожак комсомольцев полка. Ро-
та обошла с фланга немецкие «фердинан-
ды» и выполнила задачу...

Полк начал преследовать отступающе-
№ противника. Подразделения шли мар-
шем. Во время одной из больших оста-
новок гвардии старший лейтенант Горше-
нев провел заседание бюро полка совмест-
Но © активом. Комсорг батальона Возлов
отчитался © том, как первичная органи-
зация помогает командиру в воспитаний
молодых бойцов. Информацию о поведе-
нии комсомольцев в бою сделал комсорг
третьей роты. По всем этим вопросам
бюро приняло конкретные решения. Ак-
тивисты получили задание о проведении
агитационной работы во время марша.

Через несколько дней комсорг полка
вновь собрал членов бюро. Обсудили со-
стояние комсомольской работы на марше
i ближайшие задачи... Шолк подходил Е
новому мощному оборонительному рубежу
немцев.

...На одном из заседаний бюро ВЛЕСМ
полка выступил командир части.

— Комсомольцы, — сказал он, — по-
казали себя героями, настоящими помощ-
никами командиров...

За месяц наступления в полку пред-
ставлено к правительственным наградам
203 комсомольца. В ВЛЁСМ принято 72
молодых бойца, отличившихея в боях, в
кандидаты партии рекомендовано 42 ком-
сомольца.

Можио смело сказать, что все эти п9-
казатели в немалой степени об’ясняют-
ся хорошей, пелеустремленной работой
комсорга полка твардии старшего лейте-
нанта Горшенева.

Подполновник И. ГАЦЕННО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ФРОНТОВИКИ ИЗУЧАЮТ

В дни войны широко развернули свою
деятельность Государственные центральные
курсы заочного обучения иностранным язы-
кам. Ореди заочников немало ` фронтови-
ков — бойцов и офицеров Красной Армии.

Ежедневно сотни писем, открыток, бан-
деролей посылают воины с фронта в адрес
кур-ов. В письмах фронтовики сообщают
краткие сведения о себе и просят зачис-
лить их на курсы. За последнее время
около 5 тысяч воинов Красной Армии при-
нято на курсы заочного обучения иностран-
ным языкам.

Получая постоянное руководство и ме-
тодические указания, фронтовики, несмотря
на трудные условия, в которых им прихо-
дится заниматься, с большим прилежанием
изучают иностранные языки. Учащийся
курсов фронтовик Парамонов в письме к
преподавателю пишет: «У нас сейчас жар-
кое время: гоним немца день и ночь. Но
в перерыве между боями, в свободную ми-
нуту я сажусь за язык. Учиться, конечно,
тяжело, но я ни за что не оставлю учебу,
товарищ преподаватель! Скоро я получу
реальное применение своим знаниям: ведь
мы находимся у грании Восточной Прус-
сии... Простите, что обрываю письмо. Сно-
ва в бой! В следующую передышку я ото-
шлю вам свою работу на исправление».

Бойцы и офицеры, изучившие за время
войны иностранные языки, нередко исполь-
зуют свои знания в боевой обстановке.
Слушатель ‘курсов капитан Болдырев ло-
бился серьезных успехов в изучении не-
мецкого языка. Однажды Болдырев ¢
группой разведчиков отправился на выпол-
нение боевого задания. Когда OH CO своими

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

бойцами подобрался к вражескому блин-
дажу, он услышал сквозь приоткрытую
дверь разговор ‘немцев. Из этого разговора
капитан Болдырев понял, что противник
собирается перейти в наступление на ле-
вом фланге нашей обороны. Об этом он
доложил командованию. Атака немцев
была сорвана. Этот случай заставил бой-
цов и офицеров части заняться изучением
Языка противника. Под руководством офи-
цера Болдырева группа фронтовиков стала
изучать немецкий язык.

Немало заочников-фронтовиков, закончив-
ших курсы, работают переводчиками в дей-
ствующей армии. Офицер Ю. Тимофеев
работает переводчиком при штабе М ча-
сти. Он успешно выполняет все задания
командования. Успешно закончили в этом
году курсы переводчиков фронтовики Ко-
стылев, Ерыкалов и многие другие.

Всё далыше и дальше ‘на запад продви-
гается Красная Армия. Советские воины
ведут бои на территории Румынии, Юто-
славии, Венгрии, им предстоит скоро всту-
пить на землю Германии. В боевой прак-
тике воинам-победителям крайне необходи-
мо знание языков. Многие из бойцов и
офицеров Красной Армии, находясь на
фронте, упорно и настойчиво изучают
иностранные языки. В этом большую по-
мощь оказывают им курсы заочного обуче-
ния.

За успешную. педагогическую и общест:
венную деятельность директор Государст=
венных центральных курсов заочного обу-
чения иностранным языкам В. Р. Менжин-
ская недавно награждена орденом Трудо-
вого Красного Знамени.

ПАМЯТНИК РУССКИМ И ЛИТОВСКИМ АРТИЛЛЕРИСТАМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 октября.   го поста, он подбил еще два танка про-

(По телеграфу от наш. корр.). В ожесто-
ченных боях в районе города Шауляй
большую роль сыграли наши доблестные
артиллеристы. Своим метким огнём они
превращали в лом десятки и сотни враже-
ских «тигров» и «пантер», уничтожали ты-
сячи немецких солдат и офицеров.

Плечом К плечу с русскими сражались
за свою родную Литву литовские артилле-
ристы гаубичной батареи лейтенанта Улозя-
вичуса: На батарею шли 40 танков про-
тивника. Стреляя прямой наводкой, бойцы-
литовцы в первые же часы сражения под-
били 5 <средних танков и 2 «тигра».

Много раз атаковали гитлеровцы орудий-
ные расчеты старшего сержанта Кацас и
старшего сержанта Шаблиса. Но литов-
ские воины стояли насмерть, не пропус-
кая врага. Прямым попаданием был выве-
ден из строя почти весь расчет старшего
сержанта Шаблиса,

В живых остался лишь один наводчик
комсомолец Калманович. Не покидая свое-

тивника. Рядом с героем разорвался вра-
жеский снаряд. Взрывной волной Калмано-
вич был отброшен далеко в сторону. Тя-
жело контуженный, литовский патриот на-
шел в себе силы доползти к разбитой
пушке и снять с нее ‘чудом уцелевшую
панораму.

В непрерывных шестидневных боях со-
ветские артиллеристы, по неполным дан-
ным, уничтожили и подбили не одну сот-
ню немецких танков, несколько десятков
самоходных орудий, много бронетранспор-
теров и другой вражеской техники. Тысячи
гитлеровцев нашли свою смерть от огня
советской артиллерии. Враг не прошел. Со-
ветские воины не только преградили ему
путь, но и отбросили его далеко на запад.
Родина‘ никогда не забудет бойпов—осво-
бодителей Советской Прибалтики. Коман-
дование  соединения, где сражались рус-
ские и литовские артиллеристы, об’явило
конкурс на лучший проект памятника ге-
роям. Памятник будет воздвигнут на
центральной площади города Шауляй.