Е

Etre Se Sy 1 РИА СС

iC

HO
sal

ihe
ОКО
би
epel
1618

Ht:
Aros
cI
gal:

fio
ORI

ий
ни

Bee
ag
ее:

0°
ele
ти

т}
col
pall

aa

ery
pace

ams
Cor

pened

(188

) Cr

pos

15 oxtadpa 1944 r., воскресенье. № 2

Украина освобожде

Нет слов, чтобы выразить чуветво ра-
дости, охватившей всех нас, когда стало
- известно об освобождении всей Советской
Украины; вет слов, чтобы выразить бла-
годарность советским воинам и великому
Оталину.

Мирной, счастливой жизнью жила (о-
ветская Укранна до вероломного нападе-
ния Гитлера. За тоды после Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
3a годы сталинских паятилеток Советская
Укранна, нарялу со всеми другими брат-
скими республиками Советского Союза,
росла и крепла. Она выросла в могучую
и пветущую социалистическую индустри-
ально-колхозную республику. Сколько про-
дукции давала социалистическая промыт-
ленность Украины! «Только крупная про-
мышленность Советской Украины выпу-
стила в 1940 тоду валовой продукции
более чем на 22 миллиарда рублей, тог-
да как в 1913 году валовая продукция
крупной промышлейности составляла око-
ло 2 миллиардов рублей» (Хрущев). Пе-
ред Отечественной войной Донбасс давал
в среднем 280 тысяч тонн угля в сутки.

Советская Украина до войны могла гор-
диться своим социалистическим высоко
механизированным сельским хозяйством,
насыщенным тракторами, комбайнами и
автомапгинами. Она могла гордиться и
своим животноводством. Счастливой, за-
хиточной и культурной жизнью жили-ра-
бочие, колхозное крестьянство и интелли-
тенция Советской Украиньа

Небывалого развития достигла Украина
в области культурного строительства, в
области науки и искусства. В 1941 году
на Украине было 166 высших учебных
заведений с 127.600 студентами, а школ
начальных, средних и т. п. было около
30 тысяч с 6.500.000 учащимися. Ус-
пешно работала Академия наук УССР —
эте высшее научное ‘учреждение Совет-
ской Украины, имевшая в своем составе
26 мошных, оборудованных новейшей ап-
паратурой научных институтов и завое-
вавшая своими работами широкую извеет-
ность не только в Советском Союзе, но и
далеко за его пределами.

Веё это было достигнуто благодаря
мудрому руководству непобелимой партии
Ленина— Сталина, благодаря неоцевимой
помощи, оказанной украинскому народу
его старшим братом — русским народом.

Украинский народ, только при советской
власти получивитий возможность воссоеди-
ниться в Советской Украине, осуще-
ствил свою вековечную мечту.

И вот на мирную жизнь украинского
народа и всех других народов Советеко-
то Союза посягиул лютый враг.

Оккупировав Украину, немецко-фашиет-
ские захватчики залили ее кровью. Нет
на Украине ни одного города, ни, одного
села, где бы немецкие разбойники, 0су-
ществляя указания Гитлера, не совертиа-
ли своих чудовищных злодеяний, не
истребляли советских людей. В одном лишь
Киеве гитлеровские кровопийцы истребили
около 200 тысяч жителей, причем в
Бабьем Яоу расстреляли околе 70 тысяч
человек. В Харькове они расстреляли и.
умертвили в «душегубках» свыше 30 ты-
сяч человек; в Днепропетровеке уничто-
жили около 30`тысяч жителей города и
сверх того расстреляли свыше 30 тысяч
советеких граждан — женщин, детей и

стариков, сотнанных в латери военноплен-
ных. Сотни тысяч были замучены, рас-
стреляны в других областях Советской
Украины. А сколько мирных советских
людей было угнано гитлеровскими варва-
рами в Германию в рабство! Число их
только по Сталинской и Харьковекой 0б-
ластям и по Киеву и Днепропетревеку до-
стигает 500 тысяч человек. Угнанные в
Германию <оветские люди переживают

Вице-президент Академии наук УССР ТИТлеровской Германией.

страшные мучения и издевательства
умирают на чужбине от голода и Hell0-
сильного труда.

время своего хозяйничания на Украине
нанесли громадный ущерб ее народному
хозяйству. Они разрушили заводы, рас-
хитили руду, разрушили и сожгли обще-
ственные здания и жилые дома в городах,
предали огню имущество колхозов с их
общественными постройками.

ки разграбили институты Академии наук
УССР и их библиотеки, вывезли ценней-
шие коллекции зоологического музея, обо-
рудование лабораторий. Нельзя без чувет-
за глубочайшеге
мести вспомнить о сожженном и взорван-
ном немцами
Уничтожить, стереть с лица земли хотели
гитлеровские варвары Украинский народ,
его культуру, исторические и культурные
памятники и ценности.

ский народ! По первому зову Сталина ©Н,   восстановительные работы в освобожденных

как и все народы COOP, поднялся  на  областях Украины, которая повседневно
защиту бвоей Родины, на защиту ве-  чувствует заботу Союзного правительства
дикого. Советского Союза. Сотни тысяч и лично товарища Сталина и получает

рабочих, колхозников, представителей ин-
теллигенции C
ветали в ряды Красной Армии и < оружи-

моеть нашей Родины, проявляя,
воины всех народов Советского Союза, 0б-
разцы мужества

46 (5926).

а!

за полную побелу над

= измом бороться
Сейчас перед украинским народом
стоит еще одна задача, указанная това-
ришем Сталиным. «В районах, где вре-
менно хозяйничали фашистские погром-
и} щики, нам предстоит возродить разрушен-
ные города и сёла, промышленность,
транспорт, сельское хозяйстве, культуре
ные учреждения, создать для советских
людей, избавленных от фашистского раб-
ства, нормальные условия жизни. Уже
теперь полным ходом развернулась работа
по восстановлению хозяйства и культуры
в освобожденных от врага районах. Но
это только начало. Нам необходимое пол-
ностью ликвидировать последствия хозяй-
ничания немцев в районах, освобожден-
ных от немецкой оккупации. Это большая,
общенародная задача. Мы можем и дол-
жны решить эту трудную задачу в Ko-
роткий срок».
`ТГод тому назад было опубликовано
Постановление Совнаркома CCCP 4
ЦЕ ВЕП(б) «О неотложных мерах по вос-
становлению хозяйства в районах, 0сво-
божденных от немецкой оккупации». За
этот год невиданными темпами шлеь зале-
чивание фан „осле грандиозных разру-
шений, примеров которым не найти в
истории. Широким фронтом разветнулиеь

академик А. ПАЛЛАДИН
=

Немецко-фашистекие разбойники BO

В Киеве немецко-фапгистские захватчи-

возмущения и жажды

Киевском университете.
Но не покорился лютому врагу украин-

братскую помощь от великого русского
дней войны   народа и всех народов СССР.

С каждым днем оживает всесоюзная ко-
чегарка — Донбасе. Возрождается южная
как И  металлургия Советокого Союза. Один за
другим вступают в строй крупные заводы.
и героизма нё полях   Менее чем за год на Украине восстанов-
битв. Несколько сот воинов украинцев   лено 26.439` колхозов, 1.173 МТС, еозда-
удостоились звания Героя Советского но 57.000 колхозных животноводческих
Союза, а сотни тысяч награждены — орде-   ферм.
нами и медалями. За истекший год Украина получила от

По призыву товариша Сталина  сотни братских республик тысячи тракторов и
тысяч украинцев поднялись на борьбу с  тракторных плугов, что оказало боль-
немецкими оккупантами ве временно ок-  шую помощь в борьбе за высокий
купированных областях Украины в тылу   урожай 1944 года. Украина получила от.
врага,
партизанские етряды. В этой партизанской   коров, телят, овец, свиней и лошадей.
бсрьбе украинские люди — верные <ыны   Это помогло нам быстро развернуть работы
Родины, стали грозой для фашистов.  по восстановлению народного хозяйства.
Свыше 20.000 украинских партизан на- Нет сомнений, что трудная задача ликви-
граждены орденами и медалями, десяткам  дации последствий  хозяйничанья немцев
присвоено звание Героя Советского Союза.   будет решена в короткий срок.

Кто не знает дважды Героя Советского Горячий ОТкЛИК По всей стране вызва-
Союза генерал-майора Ковпака или дваж- ло обращение колхозников,  колхозниц,
ды Героя Советского Союза генерал-май-
ора Федорова? сельского хозяйства Советской Украины,

Тысячи украинцев-—рабочих и служа- содержавшее обязательство досрочно вы-
щих — были в начале войны вместе с полнить государственный план  хлебопо-
предприятиями — заводами и фабриками ‘ставок и дополнительно сдать в фонд
эвакуированы на восток, в глубокий   Красной Армии 15 миллионов пудов хле-
тыл. Развернув в кратчайшие сроки  ба. Это обращение свидетельствует о вы-
на новых местах свои предприятия,  1п90- соком патриотическом духе украинских
строив новые заводы, отдавали они Вс6  колхозников, о их беззаветной любви к
свои силы, все свои знания, BCE ©80@  своей Родине, ® Красной Армии.
умение делу помощи фронту, делу победы Полным ходом идет на Украине восста-

над лютых враром, ` новление культурной жизни. В школах и

Украинские ученые с первых дней вой- вузах республики нормально начался
ны, понимая сваю высокую ответетвен-   учебный год. В одних только первых че-
ность перед Родиной, слившись в едином тырех классах украинских школ обучает-
патриотическом порыве со всем советским  ед свыше двух миллионов учеников. Boc-
народом, своей научной работой активно] остановлено уже 38 высших педагогиче-
помогают Красной Армии громить врага.  ских учебных заведений.

Красная Армия, руководимая Верхов-  Под мудрым водительством Верховного
ным Главнокомандующим Маршалом (0- Главнокомандующего Маршала Советского
ветского Союза товарищем Сталиным, 3а-   Союза товарища Сталина героические
кончила освобождение ‘Советской Украины.   воины Красной Армии освободили Совет-.
Земли Советской Украины освобождены кую Украину и приближают  ралостный
от немецких захватчиков. благодаря помо- чень нашей полной победы над немецко-
щи старшего брата — великого русского   фашистскими захватчиками. Под мудрым
народа и всех народов Советского Союза.   волительством великого Сталина народы

Полный горячей благодарности  до- 0СОР быстро залечат тяжелые раны,
блестной Красной Армии, ‘ великому  нанесенные немецко-фашистеким зверьем,
Сталину, украинский народ будет с еще и снова заживух счастливой, культурной
большим мужеством, с еще большим геро- зажиточной жизнью.

#

первых же

ем в руках отстаивают честь и независи-

ПРИЗЫВ УКРАИНСКИХ КОЛХОЗНИКОВ НАШЕЛ
ГОРЯЧИЙ ОТКЛИК ВО ВСЕЙ СТРАНЕ

УРАЛЬСК, 14 октября. (ТАСС). Кол-
хозники Западного Казахстана обязались
досрочно, к 25 октября, закончить постав-
ки хлеба государству и десятки тысяч пу-
дов сдать сверх плана. Колхоз имени Ста-
лина, Приуральского района, выполнил
план и решил сдать в фонд Красной Ар-
мии 1.280 центнеров. Соседний колхоз «Ма-
як коллективизации» вывез сверх плана
480 центнеров. В Бурлинском, Каменском,
Теректинском и других районах снаряжа-
ются обозы с хлебом в фонд Красной Ар-
мии.

i

ИВАНОВО, 14 октября. (ТАСС). Пер-
выми в области откликнулись на обраще-
ние украинцев колхозники Середского
района. На собрании председателей колхо-
зов, где обсуждалось обращение украин-
цев, решено до   ноября сдать сверх пла-
на 45.000 пудов хлеба. Колхоз имени Жда-
нова, Вичугского района, вывез уже 2.000
пудов, ‘артель «Красное Поволжье»—360
пудов хлеба. Е

* * * .

БАКУ, 14 октября. (ТАСС). С небыва-
лым под’емом разгорается предоктябрьское

соревнование на полях республики. На
призыв украинцев азербайджанские

стьяне отвечают досрочным. выполнением
обязательств перед государством. За по-
следние дни еще 4 района завершили хле-
бопоставки- и сдают сейчас зерно в фонд
Красной Армии.

45 колхозов высокогорного Кельбаджар-
ского района закончили осенний сев, За
последнюю пятидневку они засеяли ози-
мыми в 2,5 раза больше, чем за предыду-
щую. Передовые артели Джебраильского
района послали своих лучших стахановцев
в помощь соседним колхозам.

хлеба сверх задания. По одной только
Гомельской области колхозники сдали из
своих излишков свыше 70 тысяч пудоз
зерна.

Успешно проходят  хлебозаготовки в
колхозах Полесской области. Сельско-
хозяйственные артели Хойникского района,
завершив план  хлебопоставок,  отгрузили
на заготовительные пункты дополнительно
свыше 5 тысяч пудов хлеба. Колхозники
передовой артели «Прогресс», Наровлян-
ского района, сдали сверх задания 2.409
пудов.

# в * *

= *

захватчиков
ный и промышленный район страны —
советском народном хозяйстве. На донец-
Tu металлургической, машиностроитель-
ности. Его во всё возрастающих размерах

станции.

ственно поэтому, что восстановление ег

ной важности,

об’единившиеь в многочисленные   братских республик много сотен тысяч

рабочих МТС и ‹овхозов и специалистов

Г предложенные

ТАЛДЫ-КУРГАН, 14 октября. (ТАСС).
Сельхозартели Каратальского района, пер-
выми в области выполнившие план хлебо-
поставок, отправляют на заготовительные
пункты обозы с сверхплановым зерном,
Сельскохозяйственная артель имени Дзер-
жинского сдала государству дополнитель-
но 9.696 пудов хлеба, колхоз «Дальний
Восток» — 16.104 пуда, имени Фрунзе —
7 тысяч пудов.

*

МИНСК, 14 октября. (ТАСС). Годовой
план хлебопоставок выполнили пять обла-

< &#

кре- стей республики. Сейчас здесь идет сдача

os

В ОСВОБОЖДЕННОЙ`

ЯРОСЛАВЛЬ, 14 октября. (ТАСС). Кол-
хозы Ярославского района, выполнившие
годовой план хлебопоставок, передали в
фонд Красной Армии первый эшелон зер-
на — более 400 тонн. Десятки сельхоз-
артелей района красными обозами вывез-
ли весь хлеб, выделенный в фонд Крас-
ной Армии. Первым завершил транспор-
тировку 2.400 пудов зерна колхоз «Гор-
шиха». Тысячи пудов хлеба дали сель-
хозартели имени Ленина, «Страна Сове-
тов», «Упорный Труд», имени Сталина,
«Звезда» и другие. Колхозники готовят
второй эшелон хлеба в фонд Красной
Армии. с

ВОЗРОЖДЕНИЕ
УГОЛЬНОГО
ДОНБАССА

Беседа с ‘народным: комиссаром
‘угольной промышленности СССР
тов. В. В. ВАХРУШЕВЫМ .

Освобожденный от немецко-фашистских
т в ‹ентябре пришлого года
Донецкий бассейн — важнейший уголь-

‘снова начинает играть огромную роль в
KOM угле уже работают сотни предприя-
ной, химической и оборонной промышлен-
потребляют железные дороги и электро-

Значение Донецкого бассейна в эконо-
мике СССР трудно переоценить. Есте-

сложнейшего хозяйства представляет co-
бой задачу первостепенной государствен-

Большевистская партия, советекое пра-
вительство и лично товарищ Сталин ока-
зывают восстановителям Донбасса’ огром-
ную помощь, повседневно направляют их
деятельность. <

Опираясь на. эту помощь, горняки Дон-
facta в невиданно короткие <роки про-
делали работу, масштабы которой исклю-
чительно велики. Достаточно сказать, что
из донецких шахт, затопленных немца-
ми, уже откачено свыше 60 миллионов
кубометров воды. На шахтах восстанов-
лено более 300 километров торных вы-
работок, 900.000 кубических метров про-
изводственных зданий и сооружений.
Сдано в эксплоатацию около 1.500.000
квадратных метров жилищ для горняков,

товых зданий,

Шияроким фронтом — в полном соот-
ветствии © тосударетвенным планом. —
развернулись сейчас работы по BoccTa-
новлению основных шахт. Более 100
шахт уже дают ‘уголь, в том числе кок-
сующийся уголь, используемый для вы-
плавки чугуна и стали.

Работы, проводимые ‘в Донбассе, He
ограничиваются восстановлением хозяй-
ства, разрушенного оккупантами. В ста-
рые проекты шахт, агрегатов и зданий

на новейших достижениях передовой нау-
ки и Техники, Повышается мощность
предприятий, совершенствуетея их техно-
логия.

Неот’емлемым условием всех восстано-
вительных работ стала, механизация шахт.
На шахтах Донбасса уже действуют 442
врубовых машины, 567 конвейерных при-
водов, 1247 электросверл, 548 отбойных
молотков, 90 электровозов, 42 откаточ-
ных лебедки.

Механизация подземных и наземных
процессов и огромный трудовой под’ем
среди горняков обеспечивают неуклонный
рост добычи угля. По сравнению © де-
кабрем 1943 года. среднесуточная угледо-
быча увеличилась сейчас более чем в
‘два раза. ЕТО ,

Восстановители Донбасса ‘успешно пре-
‘одолевают трудности военного времени,
‘уверенно решают сложнейшие техничес-
кие задачи, проявляют изобретательность,
‘удачно заменяют дефицитные материалы.
Широко применяются, в частности, заме-
‘нители коепежного леса — кирпич, бето-
‘HHT, железобетонные стойки, гипе и дру-
тие местные материалы. Горняки Донбас>
‘ca YR сэкономили тысячи кубометров
`леса, освободив. от перевозок сотни ваго-
‘ов. В жилищном строительстве успешно
используются кирпичные своды, заменя-
ющие деревянные перекрытия и кровли.
Исключительно эффективными оказались
инженерами-новаторами
способы откачки воды из шахт — одной
из решающих восстановительных работ в
бассейне. С успехом применяется на мно-
тих шахтах установка «эрлифт», позволя-
ющая откачивать до 1500 кубометров во-
ды в час. .

В борьбе за, восстановление шахт вы-
росли тысячи мастеров высокопроизводи-
тельного труда, инициативных инженеров,
талантливых хозяйственников.

В восстановлении Донбасса активно
участвуют рабочие веех угольных бассей-
‘нов страны. Пелыми маршрутами посы-
лают они в Сталинскую, Ворошиловград-
скую и Ростовекую области машины, обо-
рудование и инструменты. Восстанавли-
вать Донбасс  шахтерам помогает вся
страна. Из Полтавщины, Черниговщины,
Волыни едут туда колхозники, чтобы стать
квалифицированными шахтерами, строите-
пями, монтажниками. Колхозники Укран-
ны посылают в Донбассе маршруты © про-
довольствием для горняков.

_Шо сталинскому  стратейическому пла-
ну. Донбассе был освобожден от немецких
захватчиков. По сталинскому плану он
восстанавливает разрушенное врагом хо-
зяйетво, становясь еще более мощным,
еще более производительным.

няки Донбасса — носители славных
трад нашего народа — приложат все
силы к тому, чтобы своим героическим
трудом ускорить окончательную победу
над титлеровской Германией.

столовых, больниц, клубов и других бы-  ций

вносятся коренные поправки, основанные  .

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК СОСР

Чествование президента Академии В. Л. Комарова

Торжественным заседанием, - посвящен-
ным 75-летию со дня рождения и 50-летию
научной, общественной и ‘педагогической
деятельности президента Академии наук
СССР В. Л. Комарова, открылось вчера
в Московском Доме ученых общее собра-
ние Академии.

В зале собрались крупнейшие деятели
науки — академики, члены-корреспонден-
ты, профессора, ‘руководители научных
‘институтов и лабораторий, ` представители
советской общественности. es

В президиуме заседания — академики
А. А. Байков, В. П. Волгин, Л. А. Орбе-
ли, А. Я.  Вышинский, И. П. ин,
А. Ф. Иоффе, Т. Д. Лысенко, А. А. Бо-
гомолец, В. Н. Образцов. Появление в
президиуме Владимира Леонтьевича Кома-
рова встречается долго не смолкающими
аплодисментами всего зала.

С огромным воодушевлением встречается
предложение избрать в почетный прези-
диум общего собрания Политбюро ЦК
ВКП(б) во гяаве < товарищем Сталиным.

Вступительное слово произносит вице-
президент Академии наук ОССР А. А.
Байков. ;

— Мы собрались, — говорит он, — на
нынешнюю сессию Академии наук в зна-
менательный момент истории, когда побе-
доносная Красная Армия вместе с: армиями
наших союзников наносит решающие уда-
ры по врагу, и смертельное кольцо ©мы-
кается вокруг фашистской берлоги. Вооду-
шевленные этими победами, гордые той
титанической ролью, которую играет Со-
ветский Союз в разгроме фашизма, мы об-
ращаем все наши помыслы к тому, кто
< самого начала предсказывал неминуемое
поражение Германии, к тому, кто возгла-
вил священную борьбу нашего народа, —
к Сталину — вашему вождю, учителю и
другу! 2

Оратор провозглашает” славу Маршалу
Советского Союза великому Сталину, все
присутствующие встречают ее бурей ова-

От имени всех деятелей науки, от
имени Родины академик Байков горячо
поздравляет В. Л. Комарова с его юби-
леем и желает ему долголетней творче-
ской работы на благо и процветание Оте-
чества.

Академию — секретарь Академии наук
СССР Н. Г. Бруевич оглашает Указ Пре-
зидиума Верховного Совета ОССР о при-
своении В. Л. Комарову звания Героя Со-
циалистического Труда, приветствие юби-
ляру от Совета Народных Комиссаров
Союза ССР и постановление Совнаркома
об ознаменовании его 75-летия.

От имени трудящихся Москвы горячо

(От специальных корреспон

С суровой торжественностью встретила
Рига второй’ день своего освобождения. До
берегов Западной Двины доносится еще
гул боя, и на улицах изредка рвутся
снаряды немецкой дальнобойной артилле-
рии. Но уже е первыми лучами солнца в
городе закипела новая жизнь после трех
лет мрака и запустения. Три года люди
ходили здесь, пригнувшиеь, жили, прита-
явь, постоянно боялись расправы и изде-
ватёльства. Сегодня они оделись во всб
©ам06 лучшее. 4

Приподнятое настроение ‘ощущается
повсюду. Несмотря на близость фронта и
дымящиеся кое-где пожарища, город при-
нял праздничный облик. Наверно, никог-
да прежде Рига не видела столько фла-
гов. Красные полотнища развеваются над
каждым домом, свисают из многих окон.
Люди толпятся на перекрестках, ходят по
улицам, обнявшиеь, поздравляют друг
друга, окружают наших бойцов, засыпая
их вопросами, спешат рассказать © пере-
житом горе.

Торол оживает, очищается от всего, на-
поминающего о недавнем пребывании не-
мецких поработителей. Еще рвутся вра-
жеские снаряды на городских окраинах,
а на улице Гертрудес уже вышли с мет-
лами дворники очищать мостовую и тро-
туары. У них по горло работы. Немцы
не только разгоабили Ригу, не только
сожгли и взорвали всё, что успели, —
они еще постарались затадить город в
меру своих сил, загрязнить его прекрас-
ные бульвары и площади. В последние
лни немцы прогнали четез Ригу несколько
тысяч голов скота, захваченного у лат-
вийских крестьян. На городских бульва-
pax, Tle рижане проводили свой досуг,
немцы устроили загоны для коров и
овец.

Размахивает метлой Ян Крамп. У него
быстро организовалась бригада из жите-
лей улицы. Молодые и старики, мужчи-
ны и женщины перебрасываются шутка-
ми, и работа у них спорится. Примеры
высокой сознательности рижан можно
видеть на каждом шату. Вот на углу ули-
цы Спорта заделывает огромную воронку
из-под немецкого фугаса отделение сапер
сержанта Семуткина. Без всякого пригла-
шения жители соседних домов взялись за
лопаты, топоры, ломы и стали помогать
саперам. Через два часа работа была за-
кончена. Саперы и рижане крепко по-
дружились, и им не хотелось расставать-
вя. Через полчаса мы встретили эту ©ме-

(TAOC). шанную бригаду на улице Сколас. Она

Леонтьевич Комаров и Акаде:

Комарова

поздравляет В. Л.  Комарбва председатель
исполнительного“ комитета Московского

городского Совета депутатов трудящихся

тов. В. П. Пронин. Он вручает юбиляру
медаль «За оборону Москвы».

Затем слово для доклада «Владимир

я наук»
предоставляется академику Л. А. Орбели.
Он обрисовывает славный жизненный путь
Комарова, начиная < гимназических лет до:
нынешнего времени. Жизнь и деятельность.
пример того безваветного
служения науки народу, которому учит
нас товарищ Сталин. Свои знания В. Л:
Комаров передает молодому поколению
ученых, и они, следуя примеру своего учи-
теля, кропотливо собирают факты, систе-
матизируют их, создают на их основе на-
учные теории, ‘способствующие развитию
народного хозяйства страны.

На трибуну один за другим поднимаются
крупнейшие ученые, которые оглашают
приветствия юбиляру от научных и общест-
венных организаций страны. Академик
В. А. Обручев оглашает приветствие от
Академии наук СССР, академик А. А. Бо»
гомолец — от Украинской академии, ака-
демик А. Р. Жебрак — от Белорусской,
академик Н. И. Мусхелишвили — от Гру-
зинской, академик И. А. Орбели — от Ар-
мянской, академик Т. Н. Кары-Ниязов —
от Узбекской, тов. С. В. Кафтанов — or
Комитета но делам высшей школы при
СНК СССР. Академик П.` Л. Капица зачи-
тывает приветствия от Королевского об--
щества в Лондоне, Национальной -акаде-
мии в Вашингтоне, Французской Академии
наук в Париже и Индийской Националь-
ной академии.

Слово предоставляется юбиляру. В. Л.
Комаров тепло благодарит всех, привет-
ствовавших его в связи с юбилеем. Уче-
ный вспоминает основные этапы своего“
жизненного пути, те трудности, которые
ему приходилось. преодолевать в молодые
годы, когда начиналась его научная дея-
тельность. Говоря ‘о своей работе в Акаде-
мии, он подчеркивает, что неизменно ошу-
щал и ощущает огромную заботу товарища
Сталина о развитии науки, о людях науки.
В заключение Президент обращается к мо-
лодым ‘ученым, ко всем ученым нашей
страны < призывом еще плодотворнее ра-
ботать для народа, для Родины, неустанно
итти вперед в своих дерзаниях.

Под бурные овации всего зала при-
нимается приветствие товарищу Сталину,
которое оглашает академик С. И. Вавилов.
Принимается также приветствие тов. Мо-
лотову и героической Красной Армии. -

Общее собрание Академии наук про-
длится несколько дней. (ТАСС);

Рига на второй день после
освобождения

дентов «Красной звезды»)

растаскивала баррикады, убирала надол-
бы, засыпала волчьи ямы.

У поселка Пурвциемс, где дорогу пере-
секают торфяные болота, перерезанные
системой мелиоративных каналов, ерочно
заканчивается восстановление мостов.
Рядом е улицей Сеску работает  плот-
‘ничья дружина во главе < пожилым че-
ловеком, одетым в черный праздничный
сюртук. Ето зовут Якоб Трутель. Двух
ето сыновей замучили  гестаповцы за
‘связь © партизанами. Долго они добира-
лись до старика, но его прятали верные
люди. Полгода уже не появлялся Якоб
Трутель на улицах Риги. Сегодня он чув-
ствует себя здесь хозяином.

Шумно и многолюдно сейчас па улицах
Риги, Семь суток длилась здесь до этого
непрерывная облава на людей. Немцы с
собажами-ищейками рыскали по погребам
и подвалам. Десятки тысяч рижан они
насильно увезли на каторжные паботы в
лагери. Но многие жители сумели надежно
скрыться и дождались своих освободите-
лей. Сейчас все они на улицах.

На улице Валдемара, мелалеко от на-
бережной Западной Двины, старший сет-
жант Егор Амелин совершенно неожидан-
но встретил свою мать. В 1941 году ушел
Амелин на фронт и с тех пор не имел
никаких вестей .or своей семьи. On
сражался у озера Ильмень, wa Курской
дуге, на берегах Днепра. Трижды был
танен и трижды возвращался в строй,
Этой зимой ему повезло — дивизия, в
которой он воевал, освобожлала °’ родной
Порховский район, и деревня Верелье ле-
жала на е пути. С бьющимея сердцем
подошел Егор Амелин в знакомой избе, но
Никто не откликнулся. Всех угнали нем-
цы: и маль, и братишку, и двух сестет.

Немцы сначала держали Авлотью Аме-
лину в Псковском лагере, затем пере-
гнали в Валгу, а в последний раз увезли
к Риге. Сын ee ослеп, одна дочка умерла
от чахотки, другая всё время болеет. В
Риге немцы грозились погрузить всех на
пароходы и отправить в Германию, но не
успели. Й вдруг такая встреча!

..На тлавной улице Риги боец  спе-
пиальной команды сбивает немецкую
надпись на перекрестке и прибивает но-
вую — «Бривибас». «Бривибас» — mo-
латышеки «свобода». И это слово, начел-
танное на дорожном указателе, звуттт
как лозунг, как плакат.

Рига свободна.

Майор М. СЫРЦОВ

Капитан Е. ГЕХМАН. .
РИГА, 14 октября.

Жители столицы Латвии ` приветствуют освободителей-воинов Красной Армии. 2. Советские танк
‘ Снимки нашего спец.

РИТЕ. 1:

и проходят по улицам города. 3. Горят дома, подожженные немцами при отступлении.
фотокорр. майора С. Лоскутова (Доставлены на самолете летчиком лейтенантом Макаровскин).