a, №
т
Gan,

Mer
ODL
(и
а
i,

т
ие
ne.
Abn

aber:

Е -

Е
341.
  83:

Ти
НЫ

‚ 0
Tale
H Wy

ie

Bis

iM, :

-- 17 oxtaGpa 1944 г., вторник. № 247

(5927).

Летсамо

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

войны против Советского
Союза немцы  сосредоточили на Крайнем
Севере крупную армию. Наступая из
района Петсамо (Печенга), оми стреми-
лись быстрых ударом захватить Мур-
манск — наш единственный на севере не-
замерзающий порт. Восемьдесят километ-
ров, отделяющие Мурманск от границы,
титлеровцы.  расечитывали пройти за н6-
сколько дней. Однако этому расчету не
сужлено было оправдаться. Правда,
веледствне внезапности нападения врагу
удалось вклиниться на нашу территорию,
но вскоре ен был остановлен. Гитлеровцы
подтаягивали резервы. Вновь разгорались
бои, но все попытки врага добитьея уб-
пеха были тщетны. Советские войска, на-
неся немцам тяжелый урон, заставили их
в конце концов перейти к обороне.

Три гола немцы строили оборону на.
всем протяжении фронта в Заполярье, ис-
пользуя выгоды горной местности. Они
продолжали совершенствовать ее и после
выхода Финляндии из войны. Удерживая
свои рубежи на севере, немцы расечиты-
вали сохранить: за собой незамерзающий
порт Нетсамо для стоянки подводных л10-
док, быстроходных катеров и других су-
лов, чтобы отсюда нападать на караваны,

В назалу

везущие грузы в Мурманск. Тут же у  куда то и дело
Наши подвижные части ночью вышли на

немпев имелись аэродромы. Удержание ча-
сти Северной
также защиту немецких баз в Норвегии
ст уларов < востока. Поэтому в 1по-
следнее время неприятель сосредоточил на
дальних подступах к Петсамо весьма co-
лидные силы.

Оборона немцев в Заполярье была ис-
ключительно прочной. Ояорные пункты ий
узлы сопротивления строились на высотах
и в дефиле. Каждая высота представляла
собою многоярусную полосу огневых то-
чек, соединенных  траншеями.
точки были, как правило, железобетонны-
ми или же строились из камня и земли
на цементной основе. Пространства меж-
ДУ высотами и озерами  преграждались
сплошной стеной камней. Здесь же стави-
лись гранитные надолбы, в узких местах
устраивались эскарпы и рвы, создавались
минные поля. На некоторых участках 0бо-
рона эшелонировалась в глубину до Co-
рока километров. Обороняющемуся против-
нику благоприятетвовало и то, что порт
Петсамо связан хорошими шоссейными
дорогами, идущими co стороны Норвегии
и с юга Финляндии.

Наступление наших войск на Петсам-
ском направлении развертывалось строго
по плану. В первые дни была прорвана
оборона врага у озера Чапр. Здесь на-
ступающие разгрохили сильнейшие опор-
ные пункты немпев на горе  Кариквай-
виш и ряде других высот. Части под
командованием полковника Калиновского,
тенералов Худалова и Короткова иманесли
врагу удар но самому чувствительному
месту, что предрешило успех дальнейшего
наступления. Было уничтожено много не-
мецких солдат и офицеров, взяты плен-

Финляндии обеспечивало   дорогу, ведущую

ных занятиях. Внезапными ночными ата-
ками гвардейцы Худалова  посеяли В
етане врага страх и омятение. Они унич-
тожили вражеские гарнизоны в трех
крупных опорных пунктах и почти без
потерь форсировали реку Титовка. на
которой немцы намеревались создать про-
межуточный рубеж. : После форспрования
Титовки путь на Метсамо се юга и с во-
стока был открыт. Оставалось лишь
штурмовать оборонительный рубеж порта.

Стремительный натиск наступающих
частей на основном направлении  расчале-
нил немецкую группировку на две ча-
сти. Для ее левого фланга остался один
Выход: отойти мелкими группами к во-
сточному берегу залива, а отсюда про-
бираться в порт. Беспорядочное отетупле-
ние немцев привело их к новым болыним
потерям. Советские подвижные отряды
выходили на пути отхода противника и
тромили его. Здесь была разбита 2-я rop-
но-стрелковая дивизия немцев.

На ближних подступах к Петсамо сно-
ва начались весьма ожесточенные“ бои,
поскольку немцы имели тут прочные 0б0-
ронительные сооружения. Особенно упор-
но защищали они один населенный пункт,
подбрасывали резервы.

к этому населенному
пункту, и устроили засаду. Подходящие

резервы врага были разгромлены, и гар-

низон опорного пункта остался без по-

полнения. На другой день части генерала

Щербакова обошли этот гарнизон и одно-

временной атакой с двух сторон ликви-

дировали его.

Теперь наступающие вплотную подо-
шли в Петсамо. Но враг ‘яростно compo-

тивлялся. Облалая выгодными рубежами
Отневые   обороны, он мог еще удерживать порт в
своих руках. В тому же немцы имели

много огневых средств, вплоть до даль-
нобойных пушек береговой обороны, по-
ставленных вдоль западного побережья
залива.

Вскоре наши части перехватили две
поссейные дороги, связывавштие немцев ©
базами на территории Норвегии. Таким
образом, немецкий гарнизон попал в кри-
тическое положение. Но немцы еще надея-
лись устранить нависшую с тыла угрозу
силами фезереных частей, подходящих с
территории Норвегии и отчасти с финской
территории. Многослойный охват с тыла
позволил нашим частям парировать вра-
жеские контратаки извне и изнутри. Нем-
цы сопротивлялись, используя вею артил-
лерию, в том числе и береговые пушки.
Особенно сильный огонь они вели из ми-
нометов. Ночью неприятель не прекращал
обстрела ни на минуту, опасаясь ночного
штурма.

Когда немцы были сбиты © основных
позиций и начали отступать, перед ко-
раблями и частями Северного флота бы-
ла поставлена задача — перехватить пу-

ные. Уже на второй день боев вражеская ти отступления противника. Морской де-

оборона оказалась прорванной на всю
тактическую глубину. Между тем, сила
бомбовых ударов и артиллерийского в0з-
действия продолжала нарастать. Под на-
THCKOM «оветской пехоты и спепиальных
саперных отрядов пали новые укрепления.
врага. Артиллерийское и авиационное с0-
провождение наступающей пехоты было
непрерывным. Там, куда He доставала
артиллерия, цели подавлялись авиацией.
Организация взаимодействия между артил-
терией и авиацией стояла в центре вни-
мания общевойсковых начальников.

Вскоре были введены в бой части раз-
вития прорыва. В их задачу входило
тлубоким обхолным маневром выйти на
коммуникации противника в районе порта
Петсамо. Несмотря на труднейпгие усло-
вия горной местности, этот маневр удал-
ся. Немцы, когда-то оказавшиеся неено-
собными маневрировать на Крайнем Севе-
ре, не могли представить себе, что целые
наши соединения с артиллерией смогут за
короткий срок совершить марш-маневр и
окззатьея в тылу Петсомского залива.
Одновременно наши части развивали ye-
пех еше в двух направлениях, 910бы
выйти к Петсамо < юго-востока, а также
изолировать большую группировку  про-
тивника, находившуюся в районе  насе-
ленного пункта Большая Запалная Лица.
Характерная особенность боев состояла в
том, что по сравнению с другими фрон-
тами день здесь короче в три раза. По-
этому бойцам Крайнего Севера  прихо-
дится вести бон преимущественно ночью,
к чему они подготовлены на специаль-

сант ночью на катерах ворвался в залив
п высадилея недалеко от порта, который

находится в 10 километрах от. города.

Неожиданная высадка морского десанта
окончательно ухудшила положение нем-
цев, а прежде всего расстроила отонь их
береговой / артиллерии. Десант захваты-
вал батарею за батарей. В одном ме-
сте была застигнута врасплох  дально-
бойная батарея немпев. Моряки, напав на
ее наблюдательный пункт, захватили
зомандира немецкой батареи. Вскоре в
наши руки попала вся батарея в ис-
правном виле. Захват пландарма первым
хесантом обеспечил высадку десантов В
других местах, и, наконец, всё западное
побережье залива оказалось в руках мо-
ряков. Залив был блокирован с моря
крупными кораблями. Немцы не могли
получать помощь со стороны. В итоге вра-
жеский гарнизон оказался зажатым в
тиски,

Ночью после массированной артилле-
рийской подготовки последовал штурм го-
рода со всех сторон. Большая часть не-
мецкого гарнизона была уничтожена, зах-
вачено много пленных. Олновременно с
боями за Петсамо наши части развивали
наступление в. западном и северо-запад-
ном направлении. В результате наступ-
ления наших войск оказалась разбитой вся
Лапландекая ‘армия немцев < ее горными
дивизиями и занят Петсамо.

Подполковник В. ЯКОВЛЕВ. *
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ.

ПУТЬ НЕМЕРКНУЩЕЙ СЛАВЫ

Выстазка 1-го Белорусского фронта

1-й БЕЛОРУССКИЙ. ФРОНТ, 16 октяб-
ря. (По телеграфу et наш. корр). Or
Сталинграда до Варшавы прошли  побед-
войска 1-го Белоруеского

ным маршем
фронта. Сейчас здесь идет работа по 603-
данию выставки, посвященной боевой

истории Фронта.

Выставка отразит Сталинградскую бит-
ву, разгром немцев на Орловско-Куреком
направлении, форсирование Днепра, бои
за освобождение Советской Белорусии и
зружественного ‘нам польского народа.
Большое место на выставке займут ору-
жие, военное имущество и снаряжение
прославленных в битвах бойцов и офице-
ров фронта. Много внимания уделяется
показу документов и материалов, посвя-
шенных партийно-политической работе в
различных условиях ‘боевых действий
войск. Я

Соединения, части и подразделения,
участвовавшие в боях Сталинтрадекого,
Донского, Центрального и 1-го Бело-
русского фронтов, представили на выстав-
ку ценнейнтие экспонаты. Они имеют не
только историческое значение, но и явля-
ются школой боевого опыта, наглядным
пособием для воинского воспитания бой-
цов и офицеров фронта.

Исключительный интерес представляет
отдел «Сталинградекая битва». На огром-
ной карте показана обстановка к момен-
ту наступления наших войск в районе
Сталинтрала. Схемы, чертежи, диаграммы,
фотоиллюстрации дают наглядное предста-
зление о том, как были организованы ок-
ружение и pasrpoM немецко-фаптистеких
войск под Сталинградом, показывают на-
пболее яркие боевые эпизоды, героев боев
за Сталинград. Ha специальном стэнде
собраны исторические документы: доне-
сение товарищу Сталину © ликвидации
окружемной группировки немцев, приказ
Верховного Главнокомандующего Донскому
фронту, а также фототрафии, картины ©
зарисовками митингов в освобожденном
Сталинграде.

Многочисленные экспонаты запечатлели
разгром немцев на Орловско-Вурском на-
правлении, операции фронта по взятию
(евска, Глухова Конотопа, Бахмача, по
форсированию Десны, Днепра, операции
по освобождению Советской Белоруссии и
дружественной Мольши.

Нал организацией и оформлением вы-
ставки работает труциа художников-фрон-
товиков пол руководством художника Вл-
бапдина. Активное участие в работах при-
нимают искусствовед Гутман, научная со-
трудница Центрального ‘музея Красной Ар-
мии Дворцова и другие.

Выставка откроется в ближайптие дни.
Но уже сейчас, в процессе работы, ее с
большим интересом осматривают многие
офицеры, сержанты и бойцы фронта.

Письмоносцы

на передовой

3.й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 16 октяб-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). В Мча-
сти образцово организована доставка пи-
сем. ‘свежих. газет и журналов на передо-
вые позиции. :

Хорошо работает письмоносец красноар-
меец Волков. В любую погоду, часто под
огнем, он аккуратно доставляет почту на
передний край. :

Болыной любовью пользуется у бойцов
письмоносец красноармеец Бегачев. Как
бы ни отрывалось подразделение от поч-
ты, бойцы, сержанты и офицеры всегда во-
время получают корреспонденцию. Бегачев
‘помогает бойцам правильно написать ад-
рес, регулярно снабжает их секретками,
конвертами, открытками. Всегда бодрый и
веселый, он появляется в траншеях, зем-
лянках, вручает письма, газеты и тут же
не забудет сообщить последние новости.

С болышой теплотой встречают письмо-
носнев бойцы. Это их самые желанные го-
сти.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НА ОДНОЙ _
АВТОМАШИНЕ

ЛЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 октября.
{По телеграфу от наш. корр.). В 1934 го-
ду колхозник Кибкало Иван Терентьевич
окончил школу пюферов и поступил на
работу в Ананъевский совхоз Харьковской
области Ему дали тогда автомашину
«ЗИС-5». Семь лет работал Кибкало в
совхозе. 24 июня 1941 года он вместе с
машиной вступил в ряды Красной Армии.

Недавно младший сержант Кибкало от-
метил десятилетний юбилей своей маши-
ны. За три года войны она прошла путь от
Москвы до Брянска, от Орши и до гра-
ниц Восточной Пруссии.

Дисциплинированный водитель. младший
сержант Кибкало недавно принят канди-
датом в члены ВКП(б). Часть гордится
им, как лучшим водителем. Кибкало на-
гражден значком «Отличный дорожник».

На сбщем собрании Академии наук СССР

15 октября продолжалось общее
собрание Академии наук СССР. На утрен-
нем заседании были заслушаны два док-
лада: академика Б. Д. Грекова — «06
общественном строе Галицкой Руси в ХУ
—KXV веках» и члена-корреспондента Ака-
демии наук СССР А. Д. Удальшва —
«Основные вопросы происхождения  сла-
BAH»,

Вечером продолжалось заседание, посвя-
щенное 75-летию : со дня рождения и
50-летию научной, педагогичесхой и об-
шественной деятельности президента Ака-
демни наук СССР В. Л. Комарова, открыв-
шееся накануне. Оглашается приветствие
юбиляру от Председателя Президиума Bep-
ховного Совета СССР-М. И. ЕКалинвна и
ответное приветствие от Академии наук
СССР. Затем были заслушаны три док-
Лала.

Член-корреспондент ° Акалемии наук
Н. А. Максимов дал подробную характери-
стику В. Л. Комарова, как выдающегося
педагога, неустанно ‘передающего молодому
поколению естествоиспытателей свой бо-
татейший научный и практическяй опыт.
В свою педагогическую деятельность вы-
дающийся ученый всегда вносил частицу
своей яркой индивидуальности, свой ши-
рокие познания пытливого исследователя
природы. Циклы лекций, прочитанных
В. J. Комаровым на курсах им. Лесгафта,
а затем в Петроградском. университете,
зегли в основу его вылающихся научных

трудов: «Происхождение культурных ра-
стений», «Учение © виде у растений» и
&ругих.

С докладом на тему «Акалемив В. 1.

Комаров — крупнейший  ботаник-эволю-
ционист» выступил академик Н. В. Цицин.

В. 1. Комарову принадлежит вилное ме-
сто в ряду славных русских путешествен-
ников, отважных исследователей,  прони-
кавших в качестве пионеров в самые да-
лекие уголки мира. Эту сторону его дея-
тельности осветил в докладе на заседании
член-корреспондент Академни наук 1. С.
Берт. ме

В адрес Академии наук продолжают
поступать многочисленные приветствия
В. J. Комарову. Получено около 500 при-
вететвий от различных научных и обще-
ственных организаций Советского Союза и
из-за границы. oes

Вчера, 16 октября, в Московском Доме

ученых продолжалось общее ° собрание
Академии наук СССР.
С большим вниманием был заслушан

ряд докладов, осветивших результаты но-
вейших исследований советских ученых в
различных областях знания. :

Академик Н. Н. Семенов сделал обзор
вовременного еостояния одной из важней-
ших отраслей химии — кинетики (cKO-
рости) химических процессов, представля-
ющей исключительный интерес для нау-
ки и открывающей новые перспективы
JAA усовершенствования технологии про-
H3BOICTBA.

Большие успехи в изучении кинетики
химических процессов достигнуты за по-
следние годы в лабораториях института
химической физики. Академик Семенов —
руководитель института называет наи-
белее важные результаты этих иселедова-

ний. Так, установлено наличие промежу-
точных химических соединений, продол-
жительность существования которых ис-
числяется малыми долями секунды. 9т6
открытие подтвердило ° теоретические
взгляды на так называемый цепной ха-
рактер химических процессов и создало
вснову для получения цельной кинетиче-
ской теории химических процессов.
Затем был заслушан доклад академика
В. И. Скрябина, который сообщил о своих
работах в области гельминтологии — Ha-
YEH 0 паразитических червях.

_ На зечернем заседании с докладом, по-
священным памяти академика А. А. Бори-
сяка, выступил член-корреепондент Акаде-
мии наук СССР А. Г. Вологдин. Он под-
робно осветил многостороннюю научную

теятельность этого крупнейшего ученого,

труды которого подняли мировое значение
русской палеонтологической школы. Боль-
шой ‘интерее вызвал доклад академика
А. Е Ферсмана — © роли камня в ието-
рии культуры Росси.

Общее собрание Академии наук СССР
утвердило решения президиума Академий
п@ организации научных институтов» ле-
са (директор академик В. Н. Сукачев),
истории искусств (директор академик И. 9.
Грабарь), русского языка (хиректор ака-
лемик С. П. Обнорский) и новых лабора-
торий — вулканологии, методов примене-
ния аэрос’емки, гидрогеологических проб-
лем и других.

Сеголня общее собрание Академии наук
продолжает свою работу. (ТАСС).

Герои Советского
капитан. П. Якимов.

Союза’ ни Народные Герои Югославни (слева направо): майор А. Шорников, капитан

Б. Калинкин и
Фото Г. Вайль:

Герой Созетского Союза и Народный Г. ерой Югославии капитан Б. Калинкин

Как уже сообщалось в печати, некото-

р0е время назад немецкий парашютный

десант, сброшенный в Югославии, пытал-
ся, как известно, захватить Верховный
штаб Наролно-освободительной армии. Храб-
рость бойцов и офицеров, выдержка и му-
жество работников Верховного штаба и в
первую очередь самого маршала Тито сна-
сли положение и предотвратили серьезную
упрозу. Две трети десанта был упвичто-
жено. Маршал Тито сумел увести свой
штаб. В этой операции принимал участие
й экипаж нашего транспортного самоле-
та. На нашу долю выпала честь вывезти
маршала Тито и его ближайших еотрудни-
ков в безопасное место. .

Мы совершили трудный перелет из
Италии в Югославию. Наша трасса лежа-
ла через Адриатическое море. Нам пред-

стояло перелететь через” торный хребет,

причем отдельные горы достигают здесь
2.500—3.000 метров высоты. Нам было
приказано лететь ночью, и это еще более
осложняло перелет. Лететь днем здесь бы-
л0 рискованно, так как противник обла-
дал в Ютославии значительными силами
авиации и имел мощную противовоздуш-
ную оборону.

Ночь для полета выдалась неблатопри-
ятная, темная, безлунная. Облачность бы-
ла низкая, 6—7 баллов, и над верхней
кромкой облаков поднимались вершины
гор. Изредка попапались «окна». В торах
дут сильный ветер, бросавнтий машину из
стотюны в сторону. Маршрут; по которому
нам предстояло лететь, не имел  харак-
лерных ориентиров. В ночной тьме вся
местность казалась однообразной. и это
не только затрулняло орнентировку, но и
пелало очень сложным нахождение места
посадки.

Мы вылетели в 9 часов вечера. Уже
было темню. Нам предстояло приземлиться
в указанном пункте точно в назначенное
время — минута в минуту. Учитывая
трудность предстоящего полета и слож-
ность вайти закрытую горами небольшую
посадочную плоштадку, которую мы потом
прозвали «огород», мы прелючли приле-
теть туда минут на 15—20 фаныше ©
тем, чтобы атродеракаться несколько в в03-
духе и приземлиться точно в срок.

То поднимаясь выше облаков, TO omy-

скаясь вниз и идя чуть ли не бреющим.

полетом пад извилистым нюссе, мы при-
ближалиеь к нашей цели: № трудностям
погоды и трассы прибавился еще обстрел
нашего самолета © земли. Противовоздуш-
ная оборона противника 10 звуку наших
моторов неоднократно обстреливала нас.
Мы видели несущиеся с земли трассирую-
щие пули —- белые, зеленые, краеные.
Видимо, немны стреляли и из пулеметов,
И из ВИНТОВОК.

Ве время полета жизнь на нашем ко-
рабле шла размеренно и точно, как обыч-
но во время боевых заданий. За штурва-
лом корабля сидел ето командир тварлии
майор Алексанлр Норников, я занимал ме-
ето второго пилота. Мы попеременно ве-
ли корабль. Наш зшитурман капитан Павел
Якимов весь углубилея в карту и расче-
ты, изредка советуясь с нами о правиль-
ности маршрута.

Во время полета нас волновала одна
мысль: сумеем ли мы точно найти эту
маленькую посадочную площадку, зате-
рянную среди гор, ще нам  предетоит
приземлиться. Мы знали сигналы, кото-
рые нам должны были подать © земли, но

аш полет в

репрыюрнуть»

всё же десятки раз проверяли, правильно
ли ведем наш самолет по курсу, и до 0бо-
ли в глазах вглядывалиеь в ночную тьму,
чтобы увидеть эти заветные сигналы.
Первый ориентир, товорящий о том, что
мы находимся в районе цели, появился
как-то внезапно. Это был голый обрыв
высокой горы. Он был до тото гол, что вы-
делялся своей белизной на темном фоне
ночи, Ето-то мы и искали. Вот уже пю-
казался свет от костра. Да, именно здесь,
38 этим голым обрывом лежит небольшая
площадка, которую мы ищем.

Телерь все наши мыюли были натправ-
лены на то, чтобы успошно совершить
посадку. Пожалуй, ни один самолет на-
шего тина не садился в таких сложных
условиях. Прежде всего нам нужно было
спланировать над самой горой и остано-
вить машину там, тле разлюжен поелед-
ний костер, — ни на один метр дальше.
Мы вспомнили словь провожавших нас:

—- Лобой ценой сесть у последнего ко-
стра...

Ham командир Александр Шорников
повел машину на посадку. Он включил
фары. Самолет уже шел почти над зем-
лей, как вдруг впереди вырое небольшой
холм. Только мастерство Шорникова да-
ло возможность нашему самолету <«ie-
это опасное место и снова
резко снизиться к земле, Вот самолет кое-
нулея земли, заскрипели торулоза. Малтина_
остановилась У последнего костра поеа-
дочной площадки. Задача была выполне-
на. Мы стали оглядываться вокруг и в
темноте ‘ заметили мигание карманного

электрического фонарика. Мы подрулили

к этому месту. Там стояла группа людей.
Ето-то спросил нас:

— Всё т вас в порядке?

— Так точно. Всё тотово в вылету.
Экипаж здоров, — ответил Шюрников.

Я вышел из самолета. Ветречавшие
нас были в форме югославской Народно-
освободительной армии. Вто-то произнес
слово «Тито», обраацаясь к человеку,
стоявшему вблизи меня. Я оглянулся и
увидел маршала Народно-освободительной
армии. Ои стоял окруженный своими ге-
нералами и офицерами. Посльшались
слова:

— Садитесь в машину.

Я подал руку маршалу и mowor ему
сесть в самолет. Ряжм < ним  «тоял
«Тигр», © котором мы уже слышали. Со-
бака визжала, лаяла и не хотела лезть в
самолет. Ее подняли, и она, замолчав,
тотчас же улеглась у ног маршала.

Тито и его ближайшие сотрудники за-
няли места в самолете. Всем было пред-
ложено надеть парашюты и епасательные
жилеты. Тито тоже надел, но видно было,
что юн ‘это делает без 0с0бого желания.

Заревели моторы. Мы приготовились Е
взлету. Надо сказать, что он был не ме-
нее’ сложен, чем посадка, и что снова ма-
стерство Шорникова проявилось здесь во
веем блеске. Площадка была небольшая,
но Шорников сумел оторвать машину.
Уже на высоте MeTpoB он. сделал
разворот © тем, чтобы миновать гору и
выйти снова на линию костров. Высоту
мы набирали спиралью и змейкой. Уди-
вительно удачно повел Шорников  Mamu-
HY: едва коснувитиеь облачности, мы уви-
дели звезды через открывшееся нам «ок-
но». Мы повели самолет шо курсу.

На обратном путя погода стала еще

Не-
CKOILKO раз приходилось нам менять
курс, чтобы сбить противника с толку.
Мы не могли рисковать си, едва завидев
разрывы зенитных снаряхов, сворачивали
в сторюну, меняли направление; Веё шло
благополучно, и вскоре мы приблизились
Е месту посалки. Сделав круг, мы блало-
получно приземлились на вполне блато-
уетроенной площадке.

Тито и его ближайшие сотрудники вы-
шили из машины. Мы оставались на овоих
местах. Позже нам передали, что, выйдя
из машины, маритал еказал:

— Замечательный полет.

В эту ночь ны его больше не видели,
Мы енова улетели в тот же район, отку-
да вернулись, © тем, чтобы взять на борт
самолета оставшихся еще там сотрудников
штаба маршала Тито. Этот второй полет
также прошел успепиню, хотя погода еще
более ухудшилась и нам ‘приходилось
пробиваться местами сквозь сплошную
облачность. Вотда мы вернулись из этого
второго полета, уже был рассвет.

Сказалось огромное напряжение сил,
сказалось пережитое волнение, и мы за-
снули мертвецдким еном.

Через некоторое время мы встретились
с маршалом. Он пригласил нас к ©ебе на
торжественный ужин, устроенный в на-
шу честь. Это было в пещере, на одном из
островков, где для маршала была выдолб-
лена в горе довольно просторная комна-
та. Там он жил и работал.

Майор Шорников, капитан Якимов и я
представились маршалу. Он пригласил
нас за стол и усалил рялом © <юбой. Здесь
же были и его ближайшие сотрудники.
Обетановка была скромная, и она напоми-
нала скорее семейное торжество, нежели
официальный прием. Мартнал гостеприйм-
но угощал мас, шутил, смеялся. Мы обра-
тили внимание, © какой любовью и поч-
теннем относились к маршалу его бли-
жайшие сотрудники, Злесь мы воочию
убедились, какой любовью пользуется мар-
шал Тито среди .солдат и офицеров своей
армии. И мы испытали необычайную ра-

хуже. Усилилея и обстрел © земли.

дость, сознавая, что помогли вождю юго-
славекого народа избежать  еврьезной
опасности;

Тито поднял первый тост за нас —
трех советских офицеров. Маршал об’явил
о награждении нас званием Народного
Героя Югославии, Он подошел в нам, по-
жал руки.

Маршал Тито сказал, что он восхищен
нашим перелетом, что мы совершили по-
лет, который вообще невозможно было со-
вершить. Слушая эту похвалу, мы были
исключительно горды за нашу великую
Родину, за нашу замечательную сталин-
скую авиацию. 06 этих чувствах мы ска-
зали маршалу Тито, и он поднял тост за
великий Советский Союз, за нашу эзмеча-
тельную советскую авиацию.

Долго нвё отпускал нас гостеприимный
хозяин. Он очаровал нас своей проетотой,
вниманием, радушием и отеческим к нам
отношением.

Обращаясь к руководителю советской
военной мисени, присутствовавшему на
ужине, Тито, смеясь, сказал:

— Теперь три русских офицера стали
Народными Героями Югославии. Они те-
веть и налти офицеры: Г

Генералы и офицеры Наролно-освободи-
тельной армии Югославии горячо поздра-
вляли нас © высокой наградой.

————————Ш—Ш—Ш—ш—Ш—Ш—Ш—ШшШ—Ш—Ш—Ш—Ш—ш—Ш—ШШщ—ШШ—Ы—Й—Д—Б—4{/—_—_/З=З—«=

: :
Праздник на Бородинском поле

В воскресенье 15 октября на историчес-
ком Бородинском поле вновь открылся
восстановленный Бородинский военно-исто-
рический музей.

Окаймленное кромкой леса, холмистое
пожелтевшее поле залито ярким осенним
солнцем. Три года назад в такой же ок:
тябрьский день над Бородинским полем
кружили, сбрасывая бомбы, немецкие стер-

вятники. Тогда Бородинский музей начал,

свою эвакуацию в глубокий. тыл. Все цен-
ные экспонаты и реликвии времен Отечест-
венной войны 1812 года были своевремен-
но вывезены в столицу Казахстана — Ал-
ма-Ата.

Ворвавшись в Бородино, немецко-фашист-
ские захватчики начали кровавую расправу
над местным населением. На территории
Бородинского исторического музея немцы
устроили скотобойню, а в здании музея —
колбасное заведение. и

Но недолго пришлось хозяйничать нем-
цам в Бородинской усадьбе. Отступая, они
сожгли здание Бородинского музея. Перед
пеплом и развалинами сожженного музея
воины Красной Армии давали клятву ото-
мстить врагу. После освобождения Боро-
дино Исполнительный комитет Московско-
го областного Совета депутатов. трудящих-
ся ‘вынес решение о немедленном восста-
новлении здания Бородинского музея.
Большую помошь в восстановлении и
строительстве музея оказывало  мест-
ное” население. а также бойцы и офи-
церы. “Занозо построено здание музея,
приведены в порядок памятники героям
Бородинского сражения 1812 года, 3a-
ботливо убраны могилы героев Великой

Отечественной войны, павших смертью
храбрых на Бородинском поле.

Одновременно с этим из далекого Ка-
захстана прибыли экспонаты музея. Теперь
в залах его заново размещены старые эк-
спонаты, развешены схемы и экспозиции,
на которых подробно изображен весь ход
великой Бородинской битвы. Новыми ин-
тересными документами пополнился раздел
«Русская нация в Отечественной войне
1812 года», показывающий единство. рус-
ского народа в борьбе с иноземными за-

ватчиками и ту огромную роль, которую
сыграли в этой борьбе народное ополчение
и партизаны,

Музей обогатился документами и иллюс-
трациями, свидетельствующими о продол-
жении славных боевых традиций русского
народа в его героической борьбе с немец-
ко-фашистскими захватчиками,

В день открытия музея на Бородинское
поле пришли тысячи рабочих, колхозников,
школьников и учителей, бойцов и офице-
ров Красной Армии. На поле состоялся
митинг, на котором с речью выступил сек-
ретарь МК ВКП\б) тов. П. А. Поздеев.

Затем на митинге выступили заместитель
народного комиссара просвещения РСФСР
тов. Гаврилов, проф. Базилевич, предста-
витель от военных академий Москвы май-
ор. Пряжников, председатель Бородинского
сельсовета Яковин и другие,

После митинга его участники направи-
лись в поле, где у батареи Раевского вы-
ступил директор музея тов. Кожухов, рас-
сказавший об историческом значении Боро-
динского сраженвя в 1812 году.

`В, ШЕПЕЛЕВ,

Пленум ЦК КП(б)
Карело-Финской ССР

ПЕТРОЗАВОДСК, 16 октября. (ТАСС).
Состоялся пленум ЦК КП(б). Карело-Фин-
ской ССР. С докладом об освобождении
территории республики от немецко-финских
захватчиков и задачах партийной организа-
ции в восстановлении разрулненного врагом
народного хозяйства выступил секретарь
ЦК КП(б) Карело-Финской ССР тов. Ку-
приянов.

— За три месяца, прошедших после
освобождения территории республики от
врага, — сказал докладчик, — проделана
огромная восстановительная работа. Вновь
создано 440 колхозов, 13 МТС, 4 совхоза,
около 200 клубов и изб\Читален, 102 биб-
лиотеки. Приступили к обучению детей 6о-
лее 200 школ. При участии населения вос-

становлены сотни километров железноло-
рожного полотна, 236 мостов, три электро-
станции,

Огромная работа проделана населением в
городах и районных центрах. За сравни-
тельно короткий срок жители своими CH
лами восстановили 78.000 квадратных мет-
ров жилой плошади. Работают бани, го-
стиницы, электростанции. Возрождаетея
лесная промышленность. Ряд механизиро-
ванных лесопунктов и леспромхозов при-
ступил к заготовке древесины,

После всестороннего. обсуждения докла-
да пленум принял практические решения,
направленные к ускорению восстановитель-
ных работ,