2),

BR)
Tats.
OAT!
трон»
И
1,
a dey.
eG
NOR
aT yy)

enti
lof

3 ноября 1344 г., пятница. № 262

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Уничтожив немецкий танк, тяжелая) самоходная установка выдвигается на новую огневую позицию.

1.

Дмитрию Ивановичу Касимову иеполни-
лось 29 лет. День рождения его был от-
празднован в лесной избушке, стоявшей в
густых зарослях орешника, под пгирокими
ветвями старых дубов. Вечером не приш-
лось маскировать света: лампа стояла на
распахнутом окне, и ее маскировали листы
деревьев. Дым, поднятый тостями, иеку-
рившими множество папирос, самокруток,
трофейных сигарет и сигар, свободно уп-
лывал наружу, а в комнате воздух оста-
вался прохладным и не душным. Новар
испек пирог © капустой и зажафил косу-
лю, убитую ординарцем.

Гости принесли подарки — начальник
штаба пенковую трубку в форме чор-
та в хвостом и рогами, заместитель по
политической части преподнес кожаный
портфель и вложил в него книгу, им же
самим написанную: «Боевой путь гвар-
дейского полка». Переплет был светложел-
той кожи, и буквы на нем были тиснуты
золотом. Сосед, командир артиллерийского
полка, преподнес необычайный нож, на
ручке, слеланной из авиастекла, имелась
трогательная надпись; такой нож был по-
дарен, товорят, самому командарму, да и
то не такой замыеловатый! Комбат Бала-
шов подарил трофейный, посеребренный
пистолет. А заместитель по тылу принес
к ужину 5 бутылок шампаяекого, которые
вез с с0бой от самого Бобруйска. Второй
комбат подарил полковнику под общий
смех французскую зажиталочку. 06 этой
зажиталочке, имевшей вид девицы с нож-
кзии, ручками и головой, были наслыша-
Бы даже в дивизии и корпусе, и зажи-
тать ее возможно было лишь в мужской
кохпании. Она особенно нравилась толстя-
ку-полковнику, начальнику штаба диви-
ЗИ.

— Дай-ка, дай-ка ее сюда, — говорил
он при встрече комбату и, прикурив, х0-
хотал, колыша свой об’емистый живот, и
басом говорил:

— Париж, ах, ты дьявол, до чего веё-
таки изобретательская мыель доходит. —
Сменяй на бинокль, десятикратный, цейс-
совский! однажды, разгорячивиись;
сказал он. Но комбат спокойно ответил:

— Ну, что вы, товарищ полковник, де-
ло не в абсолютной стоимости предмета.
Оригинальная ведь вещь!

И вот командир полка не принял емеш-
ную зазжиталочку.

— Нет, нет, спасибо, не возьму, —
сказал Касимов, — меня от таких пред-
метов мутит.

Смущенный, но и несколько обрадован-
ный, комбат спрятал зажигалочку и тут
хе попросил полковника принять от него
другой подарок: маленький, но TOACTeHB-
кий, как бочонок, перочинный Hom, KDHI-
тый перламутром, с четырналцатью ми-
ниатюрными лезвиями, ножничками, шиль-
цем, штопором, иголочками ий прочим.

— Чудесный, — сказал Касимов, —
чулееный, спасибо большое.

Он не сказал комбату, что примерно
такой ножичек лежит у него в чемодане,
ибо забракуй полковник его второй пода-
рок, комбат ‘обиделея бы и даже хуже т9-
то — огорчился.

Наша машина под’ехала Е лесному до-
жику как раз в то время, когда гости са-
AHIHCh 3a CTO, H O pa3zroRope но поводу
подарка я узнал позже... Хозяин, надев-
ший парадный китель с новенькими в два
ряла илушими орденскимия ленточками,
вышел из-за етола и, смеясь, сказал:

— Вот это, я понимаю, удача!

Оз посмотрел на меня, потом,  CKOCHB
глаза, оглядел накрытый стол, букет пве-
тов, н ME 6ба, как это иногда бывает,
подумав 00 одном, произнесли одни и Te
же елсва: i

— А помните первую peTnety?..

Несколько раз за время войны приходи-
лось мне встречать Каслмова. Эти встре-
чи, кроме первой, не были случайны.
Приезжая в армию и узнав, что Васимов
находится на одном из участков фронта.
я обычно ехал к нему. Я всетла получал
большую радость, слушая и наблюдая его.
Для меня этот человек стал чем-то вроде
идеального и в то же время живого образа
нашего пехотного командира. Его судьба,
его мысли. его путь как бы повторяли,
обобщали судьбу, мысли, путь многих H
МНОГИХ.

Знагомства, завязанные в тяжелые дни
июля 1941 года, перерастают рамки де-
левых отношений. Касимов, человек сдер-
жанный и молчаливый, обычно при встре-
чах рассказывал мне о многих перипети-
ях своей военной и личной жизни, вспо-
иннал детство. И постепенно не только
образ, но и вся жизненная история ero
стали мне знакомы.

I.

Август 1941 года. Точно высеченные
резцом, точно выжженные каленым желе-
зом, отпечаталиеь в душе, в памяти все
большие и малые события, мыели и чув-
ства тяжелой поры: и мимолетные ветре-
чи, и пронзительно острое предчувствие
неизбежных потерь, и трагическое ощу-

(5942).

Получить благодарность от Сталина —
это великая честь. Везде такое событие
каким-то образом отмечается. Отмечается
оно И В соединении генерал-полковника

Сталинская благодарность

бождению Могилева я получил благодар-
ность от великого Сталина... Кроме того,
награжден орденом Красного Знамени.
Грамоту с благодарностью вождя высы-

шение слияния судьбы матери, жены, ре-
бенка € судьбой окруженных
отступающих армий.

Дяговой. На раесвете должны были мы
ехать дальше на восток. Уже темнело, по
дороте в несколько
0б0зы и грузовики. Шо обочинам шагали
люди — молчаливые, угрюмые, усзалые,
низко опустив головы.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г. Хомзора.

первую ночь, когда он подполз к дверям ха-
ты, старуха, перевязав ему рану, до рас-
света сидела рядом с ним. Он мог ды-
шать лишь в сидячем положении, стоило
ему лечь, как наступало удущье, и кровь
шла горлом. А сидеть у него не было
никакой силы, мутилось сознание. Стару-
ха всю ночь простояла на ногах, поддер-
живая его прислоненным к стенке. Он
сквозь муть беспамятства помнит ве лицо

полков и

Мы ночевали в маленькой деревушке

рядов шли конные

ной любовью. Ему помнится, что в празд-
ник Октябрьской революции. ее как луч-
шую работнину на ‘селе повезли гово-
рить
восьмилетний мальчик, поехал вместе с
ней и навсегда запомнил торжественный
ужин, длинный стол, за которым сидели
начальники и ученые люди в круглых
очках. Они просили, чтобы мать спела

лаю вам. Прошу сделать для нее кра-
сивую рамочку и повесить ее в комнате
на самом почетном месте. Позовите сосе-
дей, пусть посмотрят. Пусть эта грамота
станет семейной’ гордостью.
С приветом, целую всех
Н. Александренков».

Белдина. Здесь установилась хорошая тра-
циция. Всякий раз после того, как столица
нашей Родины Москва отсалютует в честь
победы, одержанной соединением, Военный
Совет через посредство соответствующих
политорганов вручает всем наиболее отли-
чиригимея в данной операции бойцам, сер-
жантам и офицерам индивидуальные
поздравительные письма. Пнсьма эти х9-
ешо, художественно оформляются, печа-
таются типографским снособом обычно в
две-три краски на плотной бумаге,  раз-
мером в половину писчего листа и с виду
напоминают грамоту. В верхней 4a-
сети письма мы видим изображение то-
варища Сталина. Вокруг сталинского порт-
peta — виньетка из двух красных зна-
мен и двух лавровых веток. Нод каждым
из знамен — пушка, станковый пулемет
и винтовка. Нод нижним обрезом портре-
1& золотая или красная лента с надписью:
«Участнику боев за освобождение от не-
мепко-фаптистеких захватчиков города та-
кого-то». Еше ниже следует самый текст
поздравительного письма: «Приказом Вер-
ховного  Главнокоманлующего Маршала
Советского Союза товариша Сталина от та-
ROTO-TO числа, такого-то года нашему
соединению, & следовательно, и вам,
об’явлена блатодарность за отличные бое-
вые действия по освобождению от немец-
ко-фашистских захватчиков города такого-
то. Военный Совет поздравляет вас и вы-
ражает твердую уверенность в том, что
вы будете еще крепче громить и уничто-
жать заклятых врагов до полного их раз-
грома»,

Как воспринимаются такие  трамоты
людьми, их получивикими, нетрудно судить
по некоторым из писем, посланных пос-

Надо отдать должное редакции армей-
ской газеты «Разгромим врага» (ответст-
венный редактор Н. Бочаров), она. своевре-
менно оценила больное политическое зна-
чение этого мероприятия и очень живо от-
кликнулаеь на Hero. Вначале газета вы-
ступала только в роли пропагандиста и
агитатора. На страницах ее из номера в
номер печатались лишь отклики бойпов,
сержантов и офицеров, да копии их писем
родным и близким е выражением чувств,
мыслей и чаяний, навеянных им благо-
парностью товарища Сталина. Но © тече-
нием времени редакция развернула и боль-
шую организаторекую работу.

20 сентября ею были посланы два пер-
вых письма в Лихославльский район Ка-
лининекой области. Одно из них алресо-
валось жене сержанта Никитина. Приведем
здесь текст этого письма почти пол-
ностью:

«Уважаемая тов. Никитина! Ваш муж
Иван Федорович Никитин славно воюет
с немецко-фашистскими захватчиками,
смело и умело уничтожает гитлеровскую
сволочь, освобождает родную советскую
землю от немецкого зверья... :

Нам стало известно, что ваш муж
переслал вам по почте грамоту Военного
Совета с благодарностью великого’
Сталина и просил вас беречь этот доку-
мент, как самое дорогое. Со своей сто-
роны мы просим вас, Елизавета Пе-
тровна, написать нам о том, как вы встре-

Вас. ГРОССМАН

Он любил свою мать нежной и предан-

речь в `Нижний-Новторол. Он,

ленькая девушка-полросток в рваном пла-
тьице стояла под яблоней и смотрела на
движущееся войско. Тени печали и теня
сумерек легли на ее лицо.

о капитане Касимове. Утром мы увидели,

жется пехотный батальон при станковых
пулеметах, полковых пушечках. Ратальон
шел на запад. С каким молитвенным чув-

людей! Знакомый мне майор вышел из ео-
седней хаты и суросил лейтенанта, на ми-
HYTY остановившегося попить
это люди.

тенант и указал кам на худото, покрытого
пылью командира. Майор, понизив голос

зал:
немецкие танки?

мы оттого и идем на тот берег, что там
немецкие танки.

тября,
фронта в дивизию, оборонявшую высокий
лесистый берег Десны возле деревни Жу-
КОВКИ.

переправилась через Декну и после
стралиного кровавого б0я заняла  ма-
ленькую деревушку  Ряховичи. В те
времена это было событием ‘важ-

Черноглазая, ху-

Вот в эту печальную пору я услышал

как навстречу потоку отступавших дви-

ством смотрели женщины на эту гореть

воды, ЧЬИ

— Вапитана Касимова, — ответил лей-

Я оглянувшиеь на стоящих женщин, ска-

`— A pam Касимов знает, что за рекой

Знает, — сказал лейтенант, —

Через полтора месяца, в конце сен-
я поехал из штаба Брянского

Эта ДИВИЗИЯ НОЧЬЮ двумя колоннами

ным и радостным, я спешил осмотреть
отбитую у немцев деревню. Она почти
вся сгорела, среди дымящихся труд кир-
пича и черных рухнувитих балок копо-
шились старики и женщины, лица и
одежда их были в копоти, грязи. Моросил
мелкий холодный дождь. Меня окликнул
Полковой комиссар, его уже давно нет на
свете, он был убит в этих же брянских
лесах.

— Вон в той полуразвалившейся избе
лежит человек один, вам интересно будет
< ним поговорить, — сказал он, — и кста-
ти вы тут © машиной, захватите его в
медсанбат, а то немцы, видимо, перешли
в общее наступление, нам, возможно, при-
детея снова оставить деревню.

— А кто он, этот человек? — спро-
сил я.

— Ham командир. Дрался месяц в ок-
ружении, был ранен в трудь, его в этой
деревне старуха прятала.

Раненый лежал под навесом на мокром
сене, щеки его густо заросли русой ще-
тиной и темный загар оттенял холодную
бледность его запавших висков и Oec-
кровных тонких губ. Худые, бумажно-
белые руки вылезали из коротеньких py-
Kapow деревенской слимявшей рубашечки.
Рубаха была раскрыта, и видно было, что
грудь его перевязана полотенцами и бин-
тами. Лежавший приподнялся, улыбнулся:

— Касимов, — сказал он. у

— Скажите, вдруг вопомнил я,
— не вы ли занимали оборону на запад-
нох берегу речултки, подле деревни Дяго-
вой, эдак месяца полтора тому назах?

— Занимал и держал оборону трое су-
ток, — сказал он.

— Я вас видел, когда вы © батальоном
шли к реке, — сказал я. у

Елва мы разтоворились, как подбежал
краснозтуеец и, залыхаясь, проговорил:

— Полковой комиссар велел вам сей-
час же ехать, противник подходит к пе-
ретраве.

Я подозвал шофера, и мы стали укла-
дывать раненого в мапину.

Из-за развалин избы вышила старая
женщина в мокром тулупе и начала по-
могать нам. Быстро, не по-стариковевки
ступая, принесла она узелок яблок, деся-
тов яиц, завернутых в платочек, бутыл-
FY молока, достала из-под листа жести
синее шерстяное одеяло и прикрыла ране-
ному ноги.

— Ну, что вы делаете, — проговорил
Касимов, — что вы, ей-богу, делаете, —
остались без дома, голодные, зачем по-
следнее отдавать. Что же это выходит,
вы меня защитили, спрятали, спасли,
одели, лечили, а я что для вас сделал?

Прощаясь, он поцеловал  моршини-
стые, старые руки, поправлявитие на нем
одеяло. Старуха по-матерински обняла его
ий вдруг зарыдала, припала головой к его
плечу.

Водитель машины Туляков, человек ни-
котла не отличавиийся особой чуветви-
тельностью, начал всхлипывать и утирать
глаза платком. И в самом деле, тратична
и бесконечно печальна была эта сцена
прощания ‘накануне нового прихода нем-
цев, прощание у дымящихся развалин из-
бы, После Касимов мне рассказал, как в

и то,
ним, когда ей казалось, что он кончает-
ся. А в соседних хатах стояли немцы, и

симовым в начале войны. Мне думается,
Ето не иепил всей горечи лета 1941 ro-

освещала его худое лицо, истертый план

зеленом солдатеком ватнике. Земля, брев-
ного напряжения этих часов и дней. И.

симова, глядя на его улыбающееся ли-
0, я невольно подумал, — где берет он

нечеловеческой, сверхчеловеческой?

OH, усмехнувитись.

же блинлажике пол станцией Поныри. Веб
кругем являло картину странитого,

шего боя — и огромные

перебитыми осколками снарялов, и поле,

как она начинала  голосить над

некого было позвать на помошь.
Так мы встретились с капитаном Ка-

1а, тот не может во всей тлубине оце-
нить счастье нашей сегодняптней победы

В дальнейшем мне пришлось встречать.
Касимова несколько раз. Видел я его в
Сталинграде, на крутом обрыве Волги: Он
сидел в глубоком и темном блиндаже.
Лампа, сделанная из снарядной гильзы,

Сталинграда лежал перед ним. Спокойный,
насмешливый, порой грустный, сидел он
в своей испачканной землей пилоточке,
на, крепления не выдерживали  страп-

слушая негромкий, медленный голос Ка-

эту силу душевную и как назвать ве —

— Вот воюем понемножку, — сказал

— Устали? — ‚спросил я. i
— Нет, чего же уставать, какой в
Этом толк, — ответил он.

Я видел его спустя полтола в таком

неви-
танного напряжения только что отгремев-
воронки возле
командного пункта. и депевья с ветвями.

покрытое ‘железными телами  сгоревитих
танков, и взрыхленная, разрытая земля,

Касимов. выйдя из блинлажа, показы
вал мне рукой, откуда шли три лня на-
зад 290 неменких танков, куда обрунтила
свой удар бомбардировочная авиация про-
тивника. Он стоял, накинув на плечи
плащ. Капли дождя сверкали в широких
листьях лопухов, и Касимов, повернув-
шись ко мне, сказал:

— Солнынко-то
греет, замечательно,
как...

И я вяруг понял, что силу Касимове
не нужно называть сверхчеловеческой,
нечеловеческой, что сила его — челове-
ческая, великая сила честного, чистого
человека. :

Я вновь встретилея с ним несколько
севернее Киева. в ясный сентябрьский
день. Один из батальонов полка Racu-
мова переправилея в этот ‘день первым
через Лнепр. Я сказал Касимову:

— Вот мы с вами ветретились в тор-
жественный день: -битва за левобережье
закончена.

Он почесал ухо, улыбнулея и прого-
BODHI:

— Да, но это не конец битвы за ле-
вобережье. Это начало битвы за  право-
бережье.

Ш.

Дмитрий Иванович Касимов родилея В
деревне Горьковской области. Отец ero
был человек суровый и мало разговорчи-
вый, обремененный большой семьей. Cy-
ровая жизнь с самых ранних лет воепи-
тывала Касимова. Он увидел, ощутил и
понял жизнь, как работу, труд. Отец его
научился читать и писать после револю-
ции, будучи уже взрослым человеком.
Уважение к книге, к печатному слову,
повидимому, было очень сильно в этом
человеке, хотя он никогда не читал еы-
ну нравоучений. Дмитрий Касимов заим-
ствовал от отца уважение и любовь в
книге. С детства жизнь закалила его.
Ходить в школу нужно было за четыре
километра, и маленький Касимов ни разу
не пропускал уроков, даже в жестокие
январские морозы и февральские вьюги.
Часто он оставался после уроков читать
книги — учитель давал читать в школе.
HO He позволял брать книги на дом. И
Касимов рассказывал мне, что первое
чуветво страха он преодолел именно в ту
пору: ранние зимние сумерки заставали
его в разгаре чтения, и в душе начина-
лась борьба между интересом к книге и
страхом одинокого путешествия по лесу.
где зимними ночами бродили волки.

По вечерам приходили иногда соседи.
и в избе начинали обсуждать все обстоя-
тельства жизни, сравнивать, как жилось
до революции и как живется теперь,
спорить. Йз этих разговоров, говорил мне
Касимов, ему врезались в память слова
матери:

— Для меня свет с Лениным пришел.
Раньше мои дети все бы в пастухи по-
шли, а теперь мужики в болышие люди
выходят.

какое после дождя
ей-богу, приятно

деревенскую песню. Й она ветала в своем
новом ситцевом платье, с седыми, гладко
приглаженными волосамн, положила свои
большие морщинистые
стол и вдруг запела
которого он никогда не слышал.
темных худых щеках ее выступил деви-
чий румянец, и глаз» у нее блестели

к ней подошел маленький
большими усами, в железных очках, по-
жал ей руку и заплакал. Дмитрию об’яе-

TH рабочий-большевик, просилевший 3a
народ двенадцать лет на царской каторге,
старик, которому сам Владимир Ильич на-
писал письмо.

навечно отпечатались в душе Касимова.

тествии Наполеона, о
обороне, запомнились рассказы
соседей о русско-японской войне и войне
1914 года, о страдании и терпении сол-
лат, запомнились ему рассказы о бочх
тражданской войны, о Чапаеве и знаме-
нитых сибирских партизанах, запомнился
эму голод в Поволжье в 1921 году, за-

бытия, формировавиие, лепившие детскую

ликой рекой, закаты солнца и paccBeTbI

человеке, о добре, которое сильнее зла.

руки на белый
молодым голосом,
на

ярко, весело. А когда она кончила петь,
старичок с

НИЛ ЕТо-Т0, что старик этот — знамени-

Все эти воспоминания детства крепко,

Запомнилось ему чтение книжек о на-
Севастопольской
отца и

помнились многие малые и большие co-

Туту.

Запомнилось ему путешествие ¢ пло-
товщиками по Волге от Нижнего до
Астрахани, великое звездное небо над ве-

в бледнорозовом тумане, ночной плеск
лыбы, песни, разлававшиеся е берега, ноч-
Able неторопливые беседы плотовщиков о
правле и неправде, о хорошем и плохом

На шестналцатом году жизни поступил
он в школу трактористов, езлил на трак-
торе, пахал землю, спорил со стариками,
He XOTePINMMM итти в колхоз; вскоре ов
стал помощником механика в ремонтных
мастерских.

Он учился на вечерних курсах для
взрослых, хотя еще не вышел из школь-
ного возраста; работа в мастерских He
лала учиться в школе. Мечтой Касимова
йыло поступить в Педатогическ.й инети-
тут и стать преподавателем исторки. Его
призвали в армию. и он отслужил три
года на Дальнем Востоке, затем юнова
вернулся в ту же мастерокую, возобновил
«вой занятия. Два года напряженно гото-
вилея оп к приемным испытаниям. 970
было нелегко — после долгого и трудного
рабочего дня садиться за учебник.

Он не считал свою жизнь тяжелой.
потому что © самых ранних лет видел
вокруг себя кажлодневный долгий труд —
работал его отец, работала его мать, ра-
ботали все знакомые и близкие. Легко и
даром, считал, ничего не давалось в
жизни. Но то, что добывалось тяжким и
упорным трудом народа — хлеб, знание,
право, — всё это было свято. ВА. что
веками защищалось, отстаивалось солдат-
ской кровью, тяжкими войнами — 60-
гатетво и просторы полей и лесов, вели-
ких рек и морей, красоты древних городов,
— Bcé 910 стало собственностью ватода.
Нужно было свято хранить всё, что народ
завоевал после революции, — власть Tpy-
дящегося человека над вспаханной им
землей, над фабриками, на которых он
работал, право владеть домами, которые
им люстроены, читаль книги, которые он.
печатал. Эта власть и это право принад-
лежали навечно народу...

Выдержав экзамен в институт, Касимов
медленно и глубоко осмыеливал евое дет-
ское желание стать учителем истории.

— Мне хотелось самому понять и
другим об’яснить, — нахмуривигиеь, ска-
зал он, — BOT это самое, что с детства
в меня вошло: как нафод стал хозяином,
как ему трудно далось это, как веками
ла борьба за русскую землю и за сво-
боду народа.

По окончании института его взяли на
трехнедельные сборы командного состава,
потом он поехал в деревню. Ему каза-
Лось, что это лето будег первым легким
летом в его жизни. С осени ему  пред-
стояло работать в институте. Ему обеща-
ли при институте комнату, и он мечтал
поселиться в ней со своей булущей женой
Анной Ивановной Шегловой, стулееткой
фельдшерской школы. Чего только не
собирался он проделать за это лето: чи-
тать, ходить на охоту, помочь отпу по-
строить новую хату, поработать ва yoop-
ке урожая, отремонтировать  колхозные
тракторы, евозить мать в Горький и по-
знакомить ее со своей невестой.

Он прибыл домой 20 июня и сразу же
поехал с отцом возить лес для  повой
избы,

(Продолжение следует).

ледними евоим родным в глубокий
нашей Родины и опубликованных с раз-
решения их авторов в армейской газете.
Нозволим себе
примера. Разведчик старший сержант Вла-
имир Полишук пишет своей жене Вере
Степановне Дуденко, проживающей в селе
Владимировка, Акимовского района, Запо-
рожекой области:

`_А вот другое пиеьмо, от красноармейца
Петра Александренкова родителям и жене
в деревню Алексеевка,
района, Смоленской области:

тыл

привести здесь всего два

«Здравствуй, дорогая Вера! Прежде
всего сообщаю, что я жив и здоров и
веду дальнейшую борьбу с немецко-фа-
шистскими захватчиками.

Дорогая Вера! Одновременно с этим
письмом посылаю тебе мою высокую на-
граду — грамоту и благодарность нашего
полководца товарища Сталина, которую
я получил за освобождение белорусского
города Чаусы.

Эта грамота — великий документ, ко-
горый прошу сохранить. Приобрети рам-
ку и под стеклом вывеси его на стен-
ку. Помни, что твой Владимир бил, бьет
и будет бить фашистских извергов, на-
рушивших нашу счастливую жизнь.

Верочка, в заключение хочу дать тебе
наказ: ты должна своими трудовыми под-
вигами ва производстве помогать мне в
скорейшем разгроме неменких бандитов.
Это ускорит нашу встречу с тобой. По-
ка до свидания. Целую тебя. Твой„Вла-
димир».

Починковского

«Здравствуйте, мои любимые!

Обращаюсь к вам с горячим фронтовым
приветом и наилучшими пожеланиями в
жизни и работе. Поздравляю вас с окон-
чанием уборки.

Дорогие родные, вместе со своими бое-
выми товарищами этим летом я тоже
участвовал в «уборке». Горячая была
пора. Мы вышибали фрицев из родной
Белоруссии. Я принимал участие в осво-
бождении города Могилева. и многих
других белорусских городов и сел. Лич-
но истребил больше 30 немцев...

За активное участие в борьбе по осво-

тили весть о боевых успехах своего
мужа, рассказать о том, как работаете
вы сами и все члены вашей семьи в дни
Отечественной войны, какую помощь
оказываете своему мужу-фронтовику в
разгроме ненавистного врага».

Другое аналогичное письмо было от
правлено в редакцию районной газеты. Ев

просили связаться с Елизаветой Петров-
ной Никитиной,

Петровка, и узнать, как она сама, ее со-

проживающей в деревне

седи и колхоз отнеслись к врученной сер-

жанту Никитину грамоте Военного Совета.
Дальше в том же письме рекоменловалоеь:

«Провести, если можно, колхозное со-
брание, на котором сделать сообщение,
как воюет И. Ф. Никитин, за что он
получил благодарность Сталина; провести
по этому вопросу беседы со стариками—
солдатами старой русской армии, участ-
никами боев за независимость нашей Ро-.
Дины».

И затем опять следовала просьба:

«Материал об этих беседах и собра-
ниях, ответные патриотические письма
родных с конкретными показателями ра-
боты колхоза и обязательствами просим
прислать нам».

За этими первыми двумя письмами пос-

ледовали сотни других. Всего до 15 октяб-
ря таких писем было пазослано около трех

в половиной тысяч. На больнтинстве из
них ответы уже получены. В результате
в Tasere появились интереснейшие

полосы: «Туляки отвечают фронтовикам»,

«Мети немпу-душегубу»,
вами»,

Едва ли здесь требуются пространные
комментарии. Скажем коротко: та работа
вокруг приказов Верховного Главнокоман-
дующего, какую проводит политаппарат в
соединении теёнерал-полковника Болдина, ©
успехом может проводиться BO всех
остальных наших соединениях. И она,
эта работа, всегда и везде окупится
сторицей, везде принесет одинаково боль-
шую пользу.

«Мы гордимся

Подпелковник М. 30TOB.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

МИТИНГ В ОСВОБОЖДЕННОМ ПОЛЬСКОМ ГОРОДЕ

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 2 воября.
(По телеграфу от наш. корр.). Недавно
на площади небольшого польского города
состоялся митинг рабочих, крестьян и ин-
теллигенция. Свыше тысячи поляков со-
брались, чтобы выразить свои чувства го-
рячей благодарности Красной Армии, рус-
скому народу за освобождение от гитле-
ровского ига.

На трибуне поляк Эдуард ШМавлович.

— Наши русские братья, —говорит oH,—
Внукам и

принесли нам освобождение.
правнукам расскажем мы о той великой
помощи, которую оказал нам русский на-
род, Красчая Армия, наше войско. Рука
об руку с советскими воинами ведут по-
следний решительный бой с врагом луч-
шие сыны демокрагической Польши.

Выступивший на митинге бургомистр го-

рода Станислав Маршалл заявил:
— Мы, поляки, никогда не забудем ве-

ликодушия русского народа. Жители Пра-

ги получили от советского правительства
и от Маршала Сталина 10 тысяч тонн му-
ки, много медикаментов. На каждом шагу
мы ощущаем братскую помошь русского
народа. Не словами, а делом отблагода-
рим мы наших братьев славян, героиче-
скую Красную Армию.

Слово берет представитель польского
войска Альберт Рыбницкий.

— Поляки! Наша дружба с русским
народом скреплена кровью. Мы: сражаем-
ся плечом к плечу с братской Красной
Армией. Мы воюем за нашу свободу и
независимость. Мы горды тем, что в эти
исторические дни мы, польские солдаты
и офицеры, ведем борьбу с заклятым гит-
леризмом рука об руку с нашими русски-
ми братьями.

Митинг послал приветственные  теле-
граммы Маршалу Сталину, Красной Армии
и Польскому Комитету Национального
Освобождения.

Накануне 27 годовщины Октября

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 2 ноября.
{По телеграфу от наш. корр.). Ленинград-
ский Дом Красной Армии имени С. М.
Кирова деятельно готовится к встрече
27-й годовщины Октября. Проведен ин-
структивный доклад «Двадцать седьмая
годовщина Октябрьской социалистической
революции». На докладе присутствоваль
пропагандисты и агитаторы соединений,
частей, учебных заведений гарнизона. На
эту же тему в частях читают доклады
лекторы ДКА майоры Моран и Дементьев,
капитан Степанов. :

С большой праздничной программой вы-
ехали в части ансамбль красноармейской
песни и пляски, фронтовые бригады. Кро-
ме того в части выезжают 5 концертных
бригад артистов театров им. Кирова, Пуш-
кина, ‘имени Горького, Ленгорэстрады Си-
лами артистов городских театров в гос-

питалях и частях гарнизона булет дано
100 праздничных концертов.

В большом зале Дома Красной Армии
проходят творческиз вечера деятелей ис-
кусств, ‘театральных учебных заведений,
показывающих свои достижения офицерам.
Состоялся творческий вечер артистов
Ленинградского радиокомитета, учащихся
хореографической школы. 5 ноября со-
стоится встреча ленингралских компози-
торов с офицерами фронта. Во встрече
примут участие профессор Шербачев, лау-
реат Сталинской премии  Соловьев-Селой,
Дзержинский. Животов, Кочуров и пру-
гие. На большом концерте будут испол-
нены произведения, премированные на кон-
‘курсе лучших музыкальных произведений
к 27-й годовшине Октября.

В празлничные дни в ДКА состоятся
концерты в которых примут участие луч-
шие артистические силы города.

ЖУРНАЛ «ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК» № 17—18

Вышел из печати № 17—18 журнала
«Военный вестник». В разделе «Тактика»
напечатаны статьи полковника А. Сажина
«Прорыв укрепленноге района противника».
полковника И, Кузнецова «Бой подвижно-
го отряда за населенный пункт в тылу
противника», полполковника ИМ. Пономаре-
ва «Окружение и уничтожение численно
превосходящего противника», старшего
лейтенанта В. Быковского «Маневр в пре-
следовании», гвардии майора М. Секири-
на «Действия мелких групп на коммуни-
кациях противника», старшего лейтенанта
Б. Васильева «Стойкая оборона».

Кроме перечисленных в журнале поме-
щены статьи старшего лейтенанта А. Тол-
стопят «Стрельба из батальонных миноме-
тов < автомашин», капитана М. Хускивал-
зе «О пристрелке дальности 82-мм. мино-
метов», майора Половинкина, старшего
лейтенанта Кулакова «Поддержка атаки
огнем пехотного оружия».

В разделе «Вопросы воинского. воспита-
ния» напечатаны статьи подполковника
И. Березина «О большевистском воспита-
ний офицеров» и полковника Г. Козлова
«О воспитательной работе в Суворовских
военных училищах».