В ВЕНГРИИ. Группа летчиков Н-ской авиачасти обсуждает результаты бое-
вого вылета. На переднем плане лейтенант Н. Коваленко и младший лейтенант
А. Шишков, уничтожившие во время вылета немецкую батарею.

Снимок нашего фотокорр. лейтенанта Ю. Скуратова,

t hy
Tat

Политическое воспитание
и he

rae

a MOJIOHOrO офицера.

Nery

i ded Каждый офицер, направляясь в часть, с хокладов должно иметь определенную си-
(Ny: волнением хумает: «Как-то там встретят».   стему.

вы Я это вполне естественно. Человек вету- В соединении, 0б опыте которого идет
тв    пет з новый коллектив, который должен здесь речь, лекции для офицеров читает
Wit) evar для него родной семьей и с кото-   начальник политотдела тов. Пастухов, аги-
  рым он рука об руку пойдет в бой. таторы тт. Смирнов и Васильев, замести-
Rie Обычно первое знакомство C MOJOJBIM TeIH KOMAHJHPOB полков по политической

\\ 1] сфицером начинается с беседы. В соеди-  части, наконец, сам командир соединения.
Whe} нении, где начальником политотдела тов. Здесь широко практикуются инхивидуаль-
  Пастухов, такую беседу е вновь прибыв-   ные беседы старших опытных офицеров
№   шим проводят не только генерал или с молодыми командирами. Примером может
Ш 1 старший офицер, в непосредственное под-  служить полковник Богданов, кавалер
о   щинение которого новичок поступает, но  трех орденов Красного Знамени, прослу-
`Мых политработники. Беседа эта обычно но-   живший в Красной Армии 19 лет. Как-то
1, Ы сит непринужденный характер. Выяснив,  к нему пришли молодые офицеры тт. Фе-
мы занимался молодой офицер до войны,   лотов и Грицкевич. Оба они начали войну
т   был ли он в боях, какую школу окончил,   рядовыми, затем окончили курсы и те-
ПУ] беседующий рассказывает ему о боевом   перь командуют взводами. Нолковник по-
1 Ш] пути соединения, о том, что представляет  интересовался, как у них обстоят дела с
М собой подразделение, в которое он на- воинским воспитанием. Затем, основы-
‘ital правляется. Заслуживает внимания тот ваясь на своей практике, Богданов рас-
1 аи факт, что политработники, беседуя с м0-   сказал молодым офицерам о командирской
МПИ] лодыми командирами, всячески стремятся  требовательности, о военных знаниях, как
И\У з популяризировать имена лучших офицеров,   основе авторитета офицера, о роли сер-
1:80).   имеющих высокие боевые заслуги. Когда   жантов, о поведении офицера в бою —
ИМТ в часть пришла групна младигих лейтенан-   одним словом, 0бо всем, что он считает
ТОМОВ, только что окончивших училище,   наиболее важным в воинском воспитании
ео организовал встречу их © вете-   солдата.

(Праном дивизии, кавалером трех боевых ор Систему политического воспитания офи-
Верь оный See цера лишь тогда можно считать вполне
в i. 3 а a cae oes законченной, когда командиру будут при-
толка, рассказал новичкам © своем боевом !Виты навыки политического воспитания

МИН ‘пути, поделился опытом воспитания под-  подчиненных. Приобщать офицера к этой
$ МОчиненных, работе следует постепенно, идя от про-
и _ Or того, как ведется первая беседа, за-  стого к сложному. Сначала быть может
  Wt висит очень многое. Ведь цель этой бесе-  важно булет рассказать eMY, Kak про-
тлы — заронить в душу молодого офицера   вести политинформацию в подразделении,

tol J люлям, вместе
16 И see a Tete Gaebaye, , о чем говорить, какими фактами подтвер-
“uth р дить свои мысли.

vey Основным средством политического в0с-
ie ыы Командир всегла должен быть в курсе

‚тийтитания офицера является самостоятель- ый с т
  зая работа нах книтой, журналом, газе- es pirat, я а ee
Ро две от р О О Пе ec
} ППТнедостаточно. Самостоятельная работа . т я

“Twexocra пления наптих частей, когда не было воз-

и должна быть организована. И правильно é
Hae Gana те политработники, которые счи- Pe eee политическую Baap
пииатают организацию самостоятельной рабо- ae 8 et Seo ae Ba lg a
ты ‘офицеров над книгой одной из глав- М#, Новости из внутренней междунатод-
i litt ных евоих обязанностей. ной жизни передавались по телефону, ра-
snes 0 дио, наконец, через специальных посыль-
sera Основным источником для самообразова-  ных. Одновременно политотдел пропаган-

„лия офицера служит книга товарища  дировал через газету и ‘листовки героизм
apo TOTHHA «0 Великой Отечественной войне ae АЕ ры в =
р. = -
cCoercroro Союза». Офицер AorReH Bee) ии формами политического воспитания,
nn 28 HMeTS ee UpH себе. А позаботиться 06  ак письмо ma родину героя. Такие пись-

этом прежде всего обязан политработник.   ха были, например, посланы семьям от-

1 Через самостоятельную работу офицер   ТИЧивиихея в бою офицеров Новикова и

Михайлова. Перед отправкой эти письма
приходит к коллективному образованию, „„читывались на коротких офицерских со-
где уже, нужно

uf уменье устно выражать   браниях батальонов и полков Я произве-
HH свои мысли, вести беседы, выносить на ли большое впечатление.

обсуждение новые вопросы. Здееь имеются  Политическая образованность, больше-

в виду офицерские собрания, товарище-  вистекая пелеустремлемность,  пламенная

ские собеседования. страсть пропагандировать идеи нашей пар-
тии, исторические труды товариша Стали-

: Прекрасным видом коллективного ©бра-  на, неустанное ‘стремление к знаниям —

хи, зования офицеров являются доклады, леБ-  вот что должно лежать в основе полити-

р  ции и gaia Однако здесь следует ae ческого воспитания молодого офицера.

„фегаться одной крайности: нельзя докла,
a JeKHHH превращать в основной метод В. ДОБРОХВАЛОВ.
7 политического воспитания офипера. Чтение! ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

vcd
сте
ЫМ 7 i

и

Воскресники помощи семьям
фронтовиков

области готовят к празднику для семей
фронтовиков 110 тысяч пар валяной и ко-
жаной обуви, 10.000 детских полушубков,
теплых пальто и такое же количество ша-
пок.

“меру Свердловска в городах и селах об-
„ласти проходят массовые воскресники по
   оказанию помощи семьям фроятовиков.
10, т В ремонте квартир семей военнослужа-
ри ‚щих принимают участие сотни строитель-
ai ных бригад предприятий, коммунальных
} № ‘учреждений и колхозов. Семьям военно-
ол. №  служащих г. Городца водным нутем нол-
и удзезено и выдано свыше 1.000 кубометров
ров

, 9.000 жителей г. Дзержинска во время

зоскресника заработали 100.000 рублей.

Деньги переданы в фонд помощи семьям
< фронтовиков. За этот день подвезено и
  выдано 1500 кубометров дров, закончен
’ ремонт 137 квартир. К празднику велико-
‚го Октября трудящиеся Дзержинска выла-
дут летям защитников Родины 20.000 по-
дарков, в числе которых пальто, костюмы,
обувь, белье. игрушки ит. д.

Коллективы предприятий местной про-
мышленности и промысловой кооперации

xe &

КАЗАНЬ, 3 ноября. (ТАСС). Десятки
тысяч рабочих и служащих г. Казани вы-
шли в свой выходной день на воскресник.
Весь свободный транспорт города был за-
нят на подвозке топлива к квартирам се-
мей фронтовиков и инвалидов Отечествен-
ной войны. За один день вывезено около
5 тысяч кубометров дров. Полсобные це-
хи заводов, швейные, сапожные и другие
мастерские работали в этот день для се-
мей военнослужащих.

Работницы пятой швейной фабрики из-
готовили 1150 кофточек, гимнастерок и
различного белья. Ha первой швейной
фабрике семьи фронтовиков получили
300 детских пальто, одеял и платьев.

НАКАНУНЕ 27-й ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ
  2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 3 ноября.  побед советского народа над немецко-

№ 262.

По телеграфу от наш. корр.). В соеди-
ениях и частях фронта идет интенсивная
  юдготовка к 27-й годовшине Великой
  Эктябрьской социалистической революции,
:   Фоводятся партийные и комсомольские

юбрания, семинары агитаторов. Политра-
ютники выступают с. докладами на тему
«Ленин и Сталин — вожди и организаторы
 Зеликой Октябрьской революции», «Пар-

фашистскими захватчиками».

Во многих соединениях для агитаторов
прочитаны инструктивные доклады о меж-
дународном положении. Организуются вы-
ставки, показывающие успехи Красной
Армии на фронтах Отечественной войны
и героев боев. Широко развернули подго-
товку к празднику коллективы красно-
армейской художественной самодеятель-

_  ия большевиков — организатор борьбы и ности,

при

КРАСНАЯ

ГУ.

Касимов начал войну командиром роты,
теперь он командует полком. Первые не-
дели войны были особенно тяжелыми и
напряженными. Все оказалось для него
внове: десятки вопросов возникали перед
ним, десятки внезачных сложностей и не-
ожиданностей встали во весь свой рост и
во всей остроте. Война оказалась во мно-
гом не похожей ни на то, что читал он
о ней, ни на то, что рассказывали ему
старые солдаты, ни на срочную службу.

Но одно лишь в войне не было неожи-
данным для пехотного командира Дмит-
рия Ивановича Касимова — тяжесть ее.
Эту тяжесть он охотно и просто принял
на ‹вои плечи, она была естественна и
закенна. Он ждал ee. Ero He смутили
долгие сорокакилометровые переходы, па-
лящий зной солнца, удушающая пыль,
ночи, проведенные под проливным дож-
лем, бессонница и тяжкие каждочаеные
опасности и труды.

— Ha то и война. — говорил он лю-:

дям, которые жаловались на трудности и
усталость.

Как-то во время разговора он мне ска-
зал:

— Потом я понял, что право коман-
дира вытекает из двух вещей, из двух
его обязательств перед бойцами. Первое
обязательетво, моральное что ли, — ato
делить © ними всю тяжесть похода и всею
опасноеть боев.

0 втором обязательстве комамдира пе-
ред бойцами и Родиной Касимов часто
говорил со мной — о безупречном войн-
ском умении. :

— Воюй так, чтобы ни один человек
не мог сказать: «Касимов неправильно
скомандовал, Касимов бы мог принять
лучшее решение». Воюй так, чтобы из
двадцати возможных ты находил наилуч-
шее, единственное решение. Вот тогда у
тебя полное внутреннее сознание твое-
то права командовать `и у людей глубо-
кая, тоже звнутренияя Вера в тебя. Это
между прочим разные веши: дисциплина
и внутреннее душевное убеждение. Коман-
диру и нужно добиться, чтобы эти раз-
ные вещи в одно слились, чтобы в OC-
нове железной дисциплины лежала вера
в своего командира. .

Учить лругих — это значит о самому
учиться. Работы много. Й многое нужно
знать. Вначале еще ло войны мне каза-
лось: ‘просто Bee. Потом, только война
началась, подумал: «мать родная, да я не
справлюсь», какие только вопросы не
всплыли — и тактика противника, и
сотни его приемов, и сила его оружия, и
как оно действует, это оружие, и как оно
взаимодействует, и каков немец ночью, и

каков днем, и чего он He любт, и
чего он боится, и Kak он себя ве-
дет на открытой местности, а как в

лесу. Сила нашего бойца, сила нашето
командира, нашего оружия, да мало ли
что... Как связь в бою каладить, как
использовать сложное оружие, да как е
соседями взаимодействовать, да как лю-
дей воспитывать, что нужно молодому
пополнению сказать, & что нужно умело-

му, бывалому бойцу, а правильная орга-

низация снабжения, а вопросы питания в
б9ю, и как всё это поползло на меня, я
и подумал: не справлюсь. А потом: как
так. не справлюсь? ‹

Веё огромное трудолюбие свое, всею
любовь свою к <вободе, жизни, вею пре-

данность народу, всё упорство воли вло--

жил Касимов в военную работу. Не да-
ром, не дешево далась ему наука войны,
наука победы. Однажды в июне 1941 го-
да, в самом начале войны, он потерпел
неудачу: отетупил со своей ротой перед
торетью немцев; умело’ обманувших его.
Немцы открыли пулеметный огонь по вы-
соте, на которой сидели люди Касимова,
имитировали атаку. Когда завязался бой,
вдруг послышались автоматные очереди,
взрывы гранат в тылу у касимовекой ро-
ты. Касимов решил, что его окружили
большие силы немцев, он приказал своим
людям отойти, оставить важную для на-
шей обороны высоту. Через несколько
часов высоту пришлось брать огромными
усилиями. Пленный неменкий ефрейтор
рассказал, что накануне он по приказа-
нию своего офицера в сопровождении че-
тырех солдат пробрался в рощицу восточ-
ней злополучной высоты, там они и под-
няли страшный шум: бросали тучные
транаты, пускали в воздух одну за дру-
той автоматные очереди: русские отету-
ПИЛИ.

Касимов понял, что немец его перехит-
рил. Он говорил мне, что кажется ни-
когда в жизни ме испытывал такого му-
чительного и тяжелого чувства. Всю ночь
OH не смыкал глаз, у него шеки горели
точно их обожгло солнцем и ветром, он
вскакивал и громко <тонал. Часовой за-
глядывал в палатку и спраптивал:  «Не-
злоровится, товарищ старший лейтенант?»
«Пустое, зуб болит» — отвечал Касимов.

Сперва он хотел утешить себя мыслью,
что немец обманул его случайно. Потом,
безжалостно, шаг за шатом, он доказал
самому себе, что просчет его и неудача
были закономерны, что он сам виновен.
До утра размышлял ом над этим постыд-
ным для него елучаем, деталь за деталью
разбирая свои собственные опгибки, ули-
чая самого себя в оплопгностях и неуме-
нии. Он понял, что в первооснове всего
происшествия лежало ложное убеждение,
что драться е технически и численно пре-

См. «Красную звезду»

*) Окончание.

Артиллерийско-стрелковая

конференция

ДЕЙСТБУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). На-днях в
Н-ском соединении состоялась первая ар-
тиллерийско-стрелковая конференция, на
которой присутствовало свыше 200 офице-
ров-артиллеристов.

Участники конференции прослушали ло-
клад полковника Наритая «Об опыте ор-
ганизации и проведения разведки при обо-
роне крупного пункта ИВО». Полковник
Майоров сделал доклад © подготовке
стрельбы зенитной артиллерии. Полковник
Сычев поделился опытом отбора и подго-
товки стереоскопистов.

В обсуждении докладов приняли учас-
тие офицеры Рогозин, Дерей, Поляков,
Привалов и другие, рассказавшие об опы-
те, накоплениом в боях с немецко-фашист-
ской авиацией. -

он для того,

ЗВЕЗДА

восходящим противником немыслимо, труд-
но и опасно. Он увидел, как этот взгляд
привел его к тому, что он, фактически
будучи сильнее противника, отступил, а
противник, используя его неуверенность,
создал видимость силы и обманул его.
Он понял, что должен и может бить нем-
ца, но что для этого нужны не только
вера и желание, нужно сложное и боль-
шое умение. On понял, что упорная драка
в обороне стоит меньших потерь, чем то-
ропливое отступление,

Армии напги отступали в то время, но
Касимов говорил мне, что у него всё вре-
мя нарастало чувство накапливающейся
силы. У него кренпло ощущение нарастаю-
шей мощи вашей армии и ему казалось,
что ощущение это присуще и красноар-
мейцам и командирам. Сражаясь со своим
батальоном в окружении, пробираясь ра-
неным к деревне Жуковке, эн не чувст-
вовал себя потерянным и слабым.

«Чорт его знает, — говорит он, — ©т-
куда рто бралось, мо в то самое тяжелое
для меня время, когда я одинокий лежал
раненым в лесу, я был полон непюколе-
бимой веры, что нас победить нельзя, что
мы придем к победе».

С каждым днем тяжелых оборонитель-
ных боев Касимов постигал нечто новое
для себя. Он товорил, что бой, который
не обогатил хоть чем-нибудь ето опыт и
мысль, лично для него был проигранным,
потерянным. Тяжелой школой была эта
война для него и сотен и тысяч его то-
зарищей-командиров. Ho тяжесть войны
не согиула и не сломила ето, а закалила,
умудрила знанием и опытом. Он нахтой-
чиво и упорно поглощал в себя, впиты-
вал всё, что видел вокруг, обогащал свой
ум и память действительностью боев. И
успех, и ‘неудачи служили «то военной
памяти и мысли. :

Жасимов понял, что никакое coBep-
шенство на войне не является конечным,
не могушим быть еще более усовершенст-
вованным, поднятым на более высокую
ступень. «Вог к примеру вопрос о ружей-
но-автоматном огне, — рассказывал он. —
Моральное воздействие плотного, оглуша-
mero oraa большое. Поди разбериеь во
время боя, когда пули воют и свистят
вокруг, целится по тебе противник или
нет. Все равно кланяешься, жмешься к
земле. А тут я выяенил, что мои бойцы

в бою стреляют довольно-таки лениво, не-

сколько раз проверил после боя звинтов-
ки, оказалось, некоторые ни одного вы-
стрела не делают. «Почему не вел огня?»
Ответ у всех один: «Противника не ви-
дел, не хотел зря стрелять». Должен вам

‘сказать, что ответ этот не совсем точен.

В некоторых случаях люди боялись вести
огонь, чтобы не навлечь на себя огонь
противника. Естественно, я сделал вывод:
выработать вот такой автоматизм: нахо-
дишься в бою — веди огомь, плотный,
напряженный, подавляй им противника,
жми его к земле».

У.

В Сталинград Касимов попал после вто-
рого ранения. Выписалея он из госпита-
ля в конце июля, нолучил десятиднев-
ный отпуск. Ему повезло — знакомый
ему летчик гнал с фронтовото аэродрома
самолет в Горький, и он совершил Beth
путь от Балашова до своего родного до-
ма в один день. Невеселые новости ожи-
дали его. Мать, увидев ето, заплакала.
Впервые в жизни он видел ее плачущей.

— Поседел мой Митенька, — сказала
она.

— И вы совсем седая стали, — тихо
сказал он.

Она протянула ему помятую бумажку,
извешение — младший брат его, Сергей,
был убит на фронте. Отец сильно поста-
рел.

— Как воевал? — спросил отек.

— Всяко, — ответил он, — разные
случаи были. — И он рассказал отцу, кав
перехитрил его немец в июле 1941 года.

— Что же это, Дмитрий, выходит? —
спроеил отец, — как это, то-есть, пони“
мать?

— А так понимать, что теперь я Yue
ный стал. Вот скоро увидите, как это
понимать. Зря говорить нечего, дела ска-
RYT.

Касимов пробыл дома четыре дня и
уехал в Горький. Он хотел поехать паро-
ходом вниз по Волге, а в Горький заехал
чтобы повидать свою He-
весту Анну Ивановну ШЩеглову. Больше
лвух месяцев он не имел от нее писем.
Но в Горьком он не застал ее. Узнал от
соседей, что Щеглова поехала доброволь-
но на фронт е санитарной летучкой.

Его душевное состояние, сосредоточен-
ной, угрюмой силы, думается мне, было
обще для очень многих и многих и как
бы совпадало с железным духом сталин-
градекой борьбы. Ночью он сидел на па-
лубе парохода, великое звездное небо
стояло над великой рекой, прекраены бы-
ли пышные закаты, нежны восходы
солнца в легком тумане. ВБасимову вспо-
миналось дететво и путешествие на пло:
тах. Веё было таким же торжественным,
вечным, прекрасным. лить песен не бы-
ло слышно — темные берега Волги мол-
чали. Касимов думал о тех, кто на Hpo-
тяжении долгих веков боролся за свобо-
ху народа на этих волжских берегах,
вспомнились ему Разин, Пугачев. Вепом-
нил он, что на этой реке жил Чернышев-
ский, что пел о ней Некрасов, что вели-
кий Ленин ходил по ee берегам, что
Сталин отстаивал здесь от врагов нарбда
красный Парицын.

Он подумал о том, что сила великих

вождей опиралась на вечную силу трудо-
вого народа, на любовь к свободе и доб-
ру, неистребимо живущих в народной ду-
ше. И чувство гордости, чувство счастья
охватило его, он ощущал себя верных и
преданным, скромным, терпеливым солда-
том сурового и доброго народа.

Когда в конце сталинградекой обороны.
сломавшей черную силу гитлеризма, я
говорил с Касимовым в его темном, душ-
ном блиндажике, он сказал мне:

— Вот почему-то иностранцы считают
сталинградекую оборону чудом. Вакое это
чудо?” Это закономерность, а не чудо.
Когда люди чего-нибудь не понимают,
они говорят: «чудо». Я по себе знаю,
что дал мне этот год войны — и для
души, и дяя воинского умения. Каждый
красноармеец пришел в Сталинград со-
зревшим в своей военной и духовной си-
ле. Мы ведь мирный народ. По суще-
ству-то говоря, мы до войны к немцам
не имели ненависти. Но уж, кто посеял
утро двадцать второго июня, тот пожал
Сталинградекую бурю. Й совершенно ясно,
что это не только конец отступления, это
начало невиданного наступления, разгро-
ма немцев. Наша боевая сил» созрела
цля этого. Но это не чудо, это закон.

Началось наступление. Касимов прини-
мал участие во многих операциях — на
Дону, на Донце, под Курском, на Днепре.
Он командовал к началу наступления
стрелковым полком. Чувство крепкой

дружбы связывало его с людьми полка, -©

командирами и красноармейцами. Он по-
могал им, они помогали ему. Он учил их
и сам учился. Он яено представлял себе,
что новый период войны требует новых
принципов, новых навыков. Он видел, что
вечно меняющееся, стремительное движе-
ние войны вошло в новое русло. Каси-
мов сумел использовать опыт . оборони-
тельных боев — он понял, что равно
ошибочным было бы пренебречь новыми
требованиями, либо счесть накопленный
опыт обороны изжитым.

Курская битва, где полк его выдер-
жал и устоял на главном направлении
немецкого удара и вскоре, пополнивитись,
принял участие в стремительном насту-
пательном маневре, явилась для него ве-
ликоленным образцом единства  оборони-
тельного и наступательного умения.

Стократно отплатил ‘он за время наше-
го наступления тому немецкому офицеру,
что обманул его, переиграл в начале
войны. Не раз немцы бежали, оставляя
важные рубежи, тонко обманутые хит-
ростью Касимова. Он умел создавать вне-
запности и неожиданности, инсцениро-
вать в дыму и грохоте ложные фланго-
вые удары и действительно наносить
смертельные удары всей огневой силой
полка.

Касимов в период нашего наступления
словно раскрылся внутренне, расцвел. Он
ухитрялея в напряжении своей боевой
работы читать книги, военные и художе-
ственные журналы. В короткие периоды
затишья он посвящал часть своего време-
ни изучению языков и не давал покою
полковому полиглоту-переводчику Перли-
ну, требовал, чтобы тот говорил с ним
по-английски.

— Встретимся ведь в Гермавии ©
союзниками, приятно будет поговорить без
твоей помоши, — CMeACh, говорил он
Перлину. i

Правда, Перлин мне сказал, что если
наступление будет продолжаться такими
же темпами, вряд ли Касимов успеет вы-
учить необходимый минимум слов, а 060-
‚бенно правильно произносить их.

Для самого Касимова было неожидан-
ностью, что жизнь на войне таит в себе
не только тяжкие труды, но и часы от-
дыха, веселья. «Воевать стало веселее»,
— сказал он, улыбнувшись, при нашей
последней встрече. Он очень гордилея
своими полковыми знаменитостяни: пев-
цами, танцорами, художником, поэтом.

Он любил в евободный час сходить Ha
охоту, часто приходил он на привале к
красноармейнам, рассказывал, шутил,
слушал песни, & однажды на полковом
празднике сам показывал, как пляшут в
их деревне. Ему казалось, что с каждым
днем, е каждым часом победного движе-
ния грудь дышит всё легче, веселей,
шире. Находясь в Москве, я получал от
него изредка письма, в последнем он
писал:

«Часто у нас пишут и говорят о том,
что наша армия — армия-освоболитель-
ница. Но мне всё кажется, что люди не
понимают всего значения этих слов. ITO
меня сердит, мне, чудаку, кажется, что
я один понимаю. Но право же, я уже
тысячи раз врыванся в освобожденные
села и города и каждый раз, точно это
переживаю впервые, меня охватывает
такая гордость, .такое счастье, чт  ka-
жется петь сейчас начнешь, смеяться,
плакать, чорт его знает что. Й каждого
бойца наптего, в копоти, в глине, в мя-
той шинели обнять хочется — входит он,
богатырь, в город, а сколько в нем про-
стоты, скромности, дружелюбия, в этом
бойце;, который крушит эсэсовские танко-
вые дивизии и штурмовые полки. Й
сколько в нем ума, мудрости, ясной, глу-
бокой и правильной мысли. А сегодня
мой полк уже далеко за границей, ma-
тает по Польше, полки моих  братьев-
товарищей идут по Чехословакии, Тран-
сильвании, Югославии. И всюду нам: идут
навстречу старики, дети, крестьяне, горо-
жане, плачут от счастья, обнимают: «0с-
вободители нришли!». Тут уж как не
скромничай, есть чем гордиться. Великая

ПОДВИГИ ВЗВОДА ЛЕЙТЕНАНТА БЕЛЬЦЕВА

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 3 но-
ября. (По телеграфу от наш. корр.). Храбро
сражаются с врагом бойцы взвода нод
командованием лейтенанта парторга роты
Бельцева. Это отважный воин, чуткий и
отзывчивый командир, умеющий воодушев-
лять людей на ратные подвиги.

Несколько родных и близких лейтенан-
та Бельцева погибло в боях с немецкими
захватчиками. Готовясь к наступательным
боям, парторг рассказал бойцам об их обя-
занностях в предстоящих битвах. Он про-
читал вслух письмо своей жены, в кото-
ром она писала: «Жестоко мсти подлым
немнам за убийство моего брата под Вар-
шавой. Чем больше ты убьешь немцев, тем
легче переносить горе; которое нас постиг-

ло». Письмо сильно взволновало бойцов.
С нетерпением ждали они встречи с вра-
гом. :

По сигналу атаки бойцы роты стреми-
тельно ринулись на врага. Они ворвались в
первую линию траншей противника. Нерво-
го же немца Бельцев прошил очередью из
автомата. Затем началась рукопашная схват-
ка. Следуя примеру командира, все бойцы
сражались храбро. В коротком траншейном
бою они уничтожили 35 гитлеровцев, пя-
терых захватили в `плен.

=

Несмотря на отчаянное сопротивление
гитлеровцев, взвод офицера Бельцева с че-
стью выполнил задачу. Он продвинулся на
4 километра, овладев тремя населенными
пунктами,

Вас. ГРОССМАН

ведь вешь! Вот мне и кажется, что сквозь
будни войны не все это прочувствовали
во всей глубине, во всем величии...».

VE.

Утром Касимов постучал в дверь ком-_
наты, отведенной мне под ночлег.

— Олелись?

— Оделея, — ответил я.

— В таком случае я к вам веду зна- `
комиться даму, опоздавшую на вчераш-
ний праздник.

Он вошел с молодой, хуленькой женщи-
ной в форме лейтенанта медицинской
службы.

— Знакомьтесь, — сказал он, — из-
вольте видеть, пир целый был устроен, а
она пренебрегла личным счастьем, всю
ночь дежурила, некому было сменить.

— Шеглова, — сказала женщина,
протягивая руку.

— Да что вы! Невеста ваша? — уди-
ВИЛСЯ Я.

— Какая невеста, — рассмеялся Ва-
симов — теперь жена, была когда-то
невестой. Теперь мы с ней расписались
и знаете как? В освобожденном городе
первая запись во вновь открытом загсе
наша, открыли, можно сказать, кампанию.
‚ — Ну, вот, — сказала Шеглова, —
Дмитрий Иванович эту историю букваль-
но всем рассказывает, а интересна она
только мне да ему. Пойдемте завтракать.

— И то дело, — сказал Касимов.

Но совместный завтрак не состоялся.
Вбежал телефонист и торопливо прогово-
рил:

— Товариш полковник, вас хозяин Е
телефону требует. — Касимов, уходя, ска-
зал: *

— Повидимому, начинаем, я думал,
часом позже.

В полдень мы, остановив «Виллис» у
разрушенной кладбищенской стены, при-
шли на наблюдательный пункт команлира
полка.

Два пустых енарядных ящика служили
столом, на котором лежал лист карты. Под
нехитрым прикрытием из сосновых брев-
нышек силели радист и телефоннеты co
своей аппаратурой, связные осторожно
покуривали в рукав, поглядывая на на-
чальство. Телефон звонил, не переставая,
фадист методично, бесцветным  голоеом
повторял слова  приказаний, Васимов,
раскрасневшийся от волнения, © блестя-
щими возбужденными глазами, то смотрел
в бинокль, то отмечал изменения обста-
новки по карте, то евязывалея по теле-
фону © командиром дивизии и командиром
артиллерийского полка, то подзывал связ-
ных, то приказывал радисту вызывать
комаидиров батальонов. Воздух был полон
тудения и грохота, за лесом подымались
тустые столбы дыма бомбовых  разры-
вов — это наши пикировщики обрабаты-
вали немецкие огневые позиции. Со сви-
стом и подвыванием летели ‚в сторону
немцев наши снаряды.

Касимов уверенно и спокойно разби-
рался в сложном хаосе звуков.

— Так, так, — говорил он, — хоро-
10, правильно, еще вот, вот.

Обернувшиеь к нам, он об’яснил:

— Это Иван Илларионович, слышите?
А вот это мои полковые, Петенька мой
старается.

Иван Илларионович был командир тяже-
лого артиллерийского полка, с которым
меня познакомил Касимов на вчерапенем
пиру. Вдруг наступила тишина. То не
была естественная тишина отдыхавшей
природы, то была тишина, выражавшая
высшее боевое напряжение, высшую точ-
ку боя.

— Слышите, — сказал Касимов, —
слышите? Пошли! Во, во, идут.

Гудели моторы десятков самоходных
пушек, широким веером шедших по полю.
Они ползли старательно, упрямо, нелов-
кие и сильные, трудолюбивые, медлитель-
вые, основательные, некоторые ползли,
не раздумывая, через канавы, другие 9б-
ходили препятствия и, казалось, сердито,
недоверчиво фыркали.

И поле, до того казавшееся  пустын-
ным, вдруг ожило, зашевелилось, десятки
маленьких серых фигурок пошли, побе-
жали следом за самохолками.

— Вот она, пехота, красавица моя, вот
она, умница, — сказал Касимов и обер-
HY] K нам свое счастливое, вдохновенное

липо. Испуганно, словно  спохватившибь,
заскрежетали немецкие пулеметы, но
ЗВУЕ их гаснул в грохоте самоходных
орудий.

Телефонист протянул  Касимову труб-
БУ.

— Балаев, слушаю, слушаю. Я, я.

Tax. Ворвался в первую линию! Молодец
Балашев, иди, не оглядывайся, Трофимов
идет следом.

Ou подошел в енарядному ящику, слу-
жившему ему столом, и сделал пометку
на карте. Потом, опершись руками на
лист карты, наполовину высунувшись из
окопа, он глядел вперед. Я посмотрел на
его смуглые, порозовевшие от волнения
щеки, на его блестящие глаза. потом на
большие, загорелые руки, лежавшие на
светлом листе карты, и мне вдруг веном-
нилея рассказ Касимова o ето детстве.
Рассказ о том, как мальчишкой его по-
везли на праздник в город, как мать
его, положив загорелые руки на бе-
лую скатерть. пела молодым, сильным го-
л0сом и как охваченный великим душезв-
ным волнением заплазал старик, отбыв-
ший 3а нарол 12 лет парской каторги,
старик, которому сам Владимир Ильич
написал письмо.

а О ORL ee Te ee ATE eR et ee

Воинское мастерство гвардии
`’ рядового Крыхтина

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 3 ноября.
(По телеграфу от наш. корр.). Бывалый
солдат Крыхтин получил приказ отыскать
брод и провести роту на территорию врага,
Действуя под сильным огнем противника,
Крыхтин пять раз переходил реку для то-
го, чтобы отыскать брод. Вскоре брод был
найден. Рота успешно форсировала реку.
Преодолев проволочные заграждения, на-
долбы, опутанные проволокой, рота всту-
пила в район укрепленного пункта врага.
Дальнейшему продвижению роты мешали
минные поля. Хорошо ‘зная, как обращаться
с минами, Крыхтин разминировал проходы,
и рота без потерь прошла вперед. Мешав-
шие продвижению роты огневые точки и
орудия врага Крыхтин указал нашим са-
моходным пушкам. Огневое сопротивление
противника было подавлено. ^