Румынские дела

БУХАРЕСТ, 4 ноября. (ТАСС). Союзной
Контрольной Комиссией передан премьер-

министру Румынии генералу Санатеску ме-

морандум, в котором констатируется не-
удовлетворительное выполнение румын-
скими органами некоторых условий Согла-
шения о перемирии от 12 сентября. В ме-
морандуме указывается на невыполнение
-румынскими органами ст. 2-ой Соглаше-
вия, касающейся интернирования немецких
и венгерских подданных, проживающих Ha

территории Румынии, ст. 8-ой Соглашения,
направленной на предупреждение возмож-
ности бесконтрольно отчуждать имущество
и ценности, принадлежащие Германия и

Венгрии или их гражданам, проживающим
на территории Румынии, и ст. 11-ой Со-
глашения о возмещении Румынией убыт-
ков, причиненных Советскому Союзу. В
меморандуме также указывается на неудо-
влетворительную работу румынских органов
по возвращению в СССР награбленного
румынами советского имущества в период
оккупации. Союзная Контрольная Комис-
сия в меморандуме настаивает на необхо-
димости быстрого и добросовестного вы-
полнения румынскимн органами всех усло-
вий перемирия.

4 ноября меморандум Союзной Кон-
трольной Комиссии был опубликован во
всех бухарестских газетах.

`’О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РУМЫНИЕЙ

СОГЛАШЕНИЯ

BYXAPECT, 3 ноября. (ТАСС}. По
предложению Союзной Контрольной Ко-
миссии румынское правительство опубли-
ковало 31 октября сообщение о том, что
все те, у кого имеются «взятые или но-
лученные с территории СССР» вещи —
машины, декоративные предметы, ковры,
пианино и пр., обязаны, под страхом уго-
ловной ответственности, заявить об этом

О ПЕРЕМИРИИ

не позже . 10 ноября в отдел трофейных
материалов: :

Как видно, нынешнее румынское пра-
вительство, не торопится с выполнением
Соглашения от 12 сентября, согласно ко-
торому все вывезенное из СССР граби-
тельским способом советское имущество
должно быть возвращено Советскому Сою-
зу без промедления и полностью.

$

Сформирование нового румынского правительства

БУХАРЕСТ,. ‘4 ноября. (ТАСС). Сформи-
ровано новое правительство в следующем
составе: премьер-министр и военный ми-
нистр — Санатеску, заместитель премьер-
министра — Петр Гроза, министр внутрен-
них дел — Стенеску (национал-царанист),
иностранных дел — Вишояну (беспартий-
ный), народного образования — Войтек
(социал-демократ), социального обеспече-
ния — Радачану (социал-демократ); юсти-
ции -— Патрашкану (коммунист), финан-
сов — Ромничану (либерал), здравоохране-

Военвые действ

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного. командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«На острове Вальхерен частями союзни-
ков очищен от неприятеля Домбург.! Вче-
ра был взят в плен: командир вражеского
полка, оборонявшего Флиссинген. В. север-
ной части города немцы всё еще оказы-
вают сопротивление. Продолжается  очист-
ка города от противника в районе доков.

Западнее Флиссингена войска союзников
соединились с частями; продвигающимися
вдоль побережья от Западной Капелле.
Истребители-бомбардировщики совершали
налеты на артиллерийские батареи и ук-
репленные пункты противника около
Миддлбурга. Доставка снаряжения на -OC-
тров Вальхерен происходит удовлетвори-
тельно, На ранней стадии десантных опе-
раций корабли английского военно-мор-
ского флота оказывали поддержку назем-
ным силам, обстреливая вражеские ‘артил-
Лерийские батареи и орудийные установки.
Рысадка была успешно завершена, не-
смотря на ожесточенный огонь вражеских
батарей. _ ‘ 4

Севернее Ауденбоса войска союзников
расширили и углубили свои плацдармы по
ту сторону реки Марк. Северо-западнее
Оостергаута части, защищавшие два плац-
дарма, захваченные союзниками‘ ранее,
соелинились и продвинулись, несмотря на
сильное сопротивление немцев.

ния — проф. Даниэльополь (либерал), об-
зцественных работ — Соломон (национал-
царанист), труда — Николау (от профеою-
зов), национальных меньшинств — проф.
Владеску-Ракоса («Союз патрнотов»), на-
родного хозяйства —  Леукуциа (национал-
царанист), сообщений — Георгиу-Деж (ком-
мунист), земледелия — проф. Худица (на-
ционал-царанист), культуры и искусств. —

Xuua Поп ((национал-царанист), военной
промышленности — Бебе Братиану (либе-
рал), кооперации — Фотино (либерал).

ия в Западной Европе

Истребители-бомбардировщики атаковали
скопления вражеских войск и военные со-
оружения севернее Бреды. Другие соеди-
нения истребителей-бомбардировщиков со-
вершили налет на шоссейный и железно-
дорожный транспорт в Голландии и в
Рурской области.

Юго-восточнее Аахена истребители-бом-
бардировщики, оказывая непосредственную
поддержку наземным силам, атаковали
вражеские части и скопления танков. Юж-
нее Фоссенака войска союзников достигли’
некоторых успехов. и вступили в город
Шмидт, в двух милях к юго-западу от
Фоссенака, преодолев сильное сопротивле-
ние противника. В лесу южнее Фоссенака
войска союзников. уничтожили его’ пуле-
метные гнезда,

В районе. Баккара’ войска союзников
достигли некоторых успехов. Войска -co-
юзников предприняли атаку в Вогёзах и
несколько продвинулись вперед, несмотря
на ожесточенное сопротивление  противни-
ка. В Приморских Альпах освобождены
Соспель и несколько близлежащих дере-
вень, а также высоты у итальянской гра-
ницы, севернее  Ментоны. ‘Противник не
оказал при этом сопротивления».

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). В: сообще-
нии штаба вооруженных сил союзников на
средиземноморском театре военных  дейст-
вий говорится, что`в Италии военные дей-
ствия ограничивались патрулированием.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 4 ноября. (ТАСС). Верховный
штаб Народно-освободительной армии Юго-
славии. сообщает, что в Санджаке отбиты
все атаки немцев, пытающихся пробиться
от Бистрицы к Прибою.  Обходным манев-
ром частей Народно-освободительной армии
немцам нанесены болышие потери, и_ они
сбиты с фланговых позиций в районе Лима.

В Бока Которека югославские Части
освободили Пераст и завязали уличные бои
в Рисане. Вражеский гарнизон в Которе
полностью отрезан от Цетинье. В секторе
Подгорицы идут ожесточенные бои. В. сек-
торе Мостар—Сараево—Брод части Народ-
но-освободительной армии непрерывно’ ата-
куют крупные немецкие силы, старающие-
ся сохранить. свои коммуникации в долине
реки Босна. Во время этих операций раз-
рушено 12 технических сооружений на ком-
муникациях, уничтожено 60 вагонов,
танка, 7 орудий. Истреблено 750 и’ взято
в плен 200 немецких солдат и офицеров.

Великая война за освобождение Ha-
озлов Европы от фашистского ига при-
ближается к своему завершению. Tpe-
WaT H распадаются ржавые звенья не-
мецдких цепей, которыми Гитлер заковал
значительную часть Европы. Уже видны
контуры грядущего освобожденного евро-
пейского содружества народов, которые
прошли через муки и страдания, не из-
вестные ни в одной предшествовавшей
исторической эпохе. Европа освобождается
от немецкой тирании.

В огне этой войны тает гитлеровекая
империя смерти. Где теперь“ «тысячелет-
нее паретво», обещанное Гитлером нем-
пам десятилетие назад? Оно превращается
в прах, в тлен. Еще недавно немецкая
солдатня затопляла Bech континент от
Нопл-Капа до Крита и от Волги до Би-
скайи. На громадном пространстве в пять
‘с лишним миллионов квадратных километ-
ров Европа зарастала лесом немецких ви-
селип, и во всех ее уголках день и ночь
дымили дьявольские печи — мрачное по-
рождение немецко-фаптистекого изуверства,
печи, в которых сжигали людей. Эти не-
мецкие фабрики — истинные представи-
тели национальной индустрии фашистской
Германии — процветали. Кровавая импе-
тия Гитлера раздувалась до чудовищных
размеров. Что осталось от нее? 0 герман-
стом империализме времен Вильгельма П
Ленин писал, что вначале он раздулея
a всю Европу, а затем лопнул, оставляя
страшное зловоние. Гитлеровская империя
распадается, и она лопнет окончательно,
оставив после себя черные руины и
кладбища.

Смерть уже распростерла свои крылья
Нах фашистской Германией. Немецкая
земля теперь сотрясаетея от ударов, ко-
торые на нее сыплются со всех сторон.
Преступная берлинская шайка, забивитись
в тайные укрытия, теперь только может
в бессильной ярости вспоминать о тех
днях, когда фронты были удалены от Гер-

Г 542201.

В Далмации в секторе  Шибеник—
Прниш—Книн ‘продолжаются ожесточенные
бои. В верхнем течении реки Цетина юго-
славские части освободили Врлику, Оти-
шич и Маовице и пробиваются к Книну.
Захвачено три орудия, большое количество
автоматического оружия и другого военного
имущества. Продолжаются бои на уничто-

‚жение окруженной книнской группировки

немцев.

В Славонии и Хорватском Загорье юго:
славские части продолжают активные ‘опе-
рации против вражеских коммуникаций ‘и
транспорта. Ha железнодорожных‘ линиях
в районе Загреба разрушено более 50 тех-

‘нических сооружений, повреждено полотно
‚на участках общим протяжением до 35 ки-

`лометров, пушено под откос 9 поездов с
войсками и вооружением немцев.
900 и взято в плен свыше 550
солдат и офицеров.

Убито
вражеских

Решающая сила

>.
И. ЕРМАШЕВ
<

мании на тысячи километров и, казалось,
план Гитлера — превратить свою импе-
рию в общирную периферию — в” при-
крытие самой Германии, центра и OCHOB-
ного ядра силы германских поработите-

лей, увенчается успехом. Замысел Гитле-

ра был таков: Европа будет низвергнута
в пронасть, ее сокровищами овладеют
немцы, ее людей они уничтожат или об-
ратят в рабов, все богатства континента,
его транспортные артерии, важнейшие
стратегические пути — всё будет к уелу-
там немецких завоевателей. Любое на-
правление тогда откроется для них — на
север, на юг, на восток, на запад, через
арктические льды, через Гималаи, через
океаны. Немецкий империализм пытался
мыслить континентами и лихорадочно со-
ставлял всемирно-грабительские планы.

Уже по одной этой причине Завоева-
ние Советского Союза. и уничтожение Co-
BeTCKOTO государства должно ‘былое с са-
мого начала занимать место ведущей
«идеи» во всех расчетах германского им-
периализма. Только овладев просторами и
богатствами СССР; ‹ гитлеровекая  кама-
рилья могла бы надеятьея на успешное
завершение своей  трабительской войны.
На территории Советского Союза, в борьбе
` против нёго Гитлер думал найти ключи
в мировому господству. ;

В наиболее решающий момент у всех
без исключения государств европейского
континента, кроме Советской: державы, не
оказалось ни сил, ни воли, чтобы противо-
стоять тевтонскому нашествию. За 25 лет,
прошедших между двумя последними вой-
нами на континенте, европейские реак-
ционные правители ‚успели растерять, про-
мотать и разбазарить и силы, и традиции,
и напиональное самосознание. Точно кро-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6, ул. Чехова, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-

&

ДЕИСТВИЯ СОЮЗНОИ
АВИАЦИИ -

Налет на Берлин.

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщило, что
в ночь на 4 ноября соединения бомбарди-
ровщиков «Москито» совершили налет на
Берлин. Все английские самолеты верну-
лись на свои базы,

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Штаб аме-
риканской авиации на европейском театре
операций сообщил, что более 1.100 тяже-
лых бомбардировщиков совершили сегодня
налет на заводы синтетического горючего,
нефтеперегонные заводы, железнодорожные
депо и другие военные об’екты в Герма-
нии. Бомбардировке подверглись. заводы
синтетического горючего и нефтеперегон-
ные заводы в Гамбурге, завод синтетиче-
ской нефтй в Гельзенкирхене, военные
об екты в Ганновере и железнодорожное
депо в Саарбрюккене. Свыше 800 истреби-
телей прикрывали операции «Летающих
крепостей» н «Лнберейторов».

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, согласно онубли-
кованным в Лондоне официальным дан-
ным, английские бомбардировщики сброси-
ли в октябре на собственно Германию
50 тыю. тонн бомб, что’ является наиболее
высокой цифрой за всё время войны с
Германией. На военные об’екты, находя-
HIH€CH на оккупированных немцами терри-
ториях, было сброшено 10_тыс. тонн бомб,
то-есть значительно меньше, чем в прош-
лые месяцы.

Бомбардировка Германии в октябре бы-
ла рекордной по интенсивности. В основ-
ном налеты совершались на 15 германских
городов. Впервые почти за два года круп-
ные соединения бомбардировщиков опери-
ровали над Германией во время полнолу-
„ния. ao :

Германские самолеты в октябре не со-

вершали налетов на Англию. Налеты са-  .

молетов-снарядов. производились в течение
21 ночи н одного дня. a5

Не считая потерь во время операций,
связанных с кампанией в Европе, англий-
ская авиация потеряла над Европой 146
самолетов. :

‚ Роспуск фашистских организаций’
в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 4 ноября. (ТАСС). Вчера
газета «Ууси суоми» сообщила, что госу-
дарственный совет распустил. ‘следующие
общества: общество содействия «союзу со-
племенных воинов», общество содействня
«академическому карельскому обществу»,
«кружок ингерманландиев» в городе Тур-
Ky, «независимый союз моряков Финлян-
дии», «общество драгун освободительной
войны Нюландской губернии»,  таммер-
форсское. отделение «общества. драгун `ос-
вободительной: войны». Е

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛУИ САЙАНА-
В МАРСЕЛЕ

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Агентство
АФИ передает из Марселя, что предсела-
тель Национального совета сопротивления
Лун Сайан, совершая поездку mo различ-
ным районам Франции, прибыл ! ноября в
Марсель, где председательствовал` на соб-
рании областного комитета освобождения.
Сайан выступил с декларацией, в которой
подчеркнул, что’ Национальный совет со-
противления создал патриотическую мили-
цию и он же и определит в согласии с
правительством судьбу этой организации.
` «Национальный совет сопротивления -по-
лагает, —- сказал Сайан, — что хотя вобз
руженное восстание кончилось, но восста-
новление Франции пока только намечает-
ся». ь г 2

В заключение Calan nonrpepayua, что
Национальный совет сопротивления желает
сотрудничать с правительством на базе
общих ‘усилий, стремясь удовлетворить
законное тяготение. французов к режиму,
эб’единяющему всех граждан на базе. со*
циального правосудия и политической де-
мократии. - ;

ПЕРЕДАЧА АМЕРИКАНСКИХ -
КОРАБЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОМУ ФЛОТУ

° КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

редает агентство Рейтер, сегодня открыл-
ся национальный конгресс дружбы и сот-
рудничества с Советским Союзом. При-
сутствуют делегаты со всех концов Анг-
лии. Послу СССР Гусеву был оказан теп-
лый прием. .

Председательствовавший на первом 3a-
седанин епископ Челмефордекий доктор
Генри Вильсон остановился на роли СССР
в международной жизни. Епископ заявил:
«Сейчас много говорят 0б обращении ©
Германией после войны. Сознаюсь, что
многое из того, что говорится, — иногда
даже людьми, занимающими руководящие
посты, — меня просто поражает. Имеется
много людей и много наций, которым
нельзя доверять власть. Она ударяет им в
голову. Они становятся забияками и ‘тира-
нами. Это — характерная особенность
Германии. Ей никогда нельзя доверять
силу. У Германии сейчас имеется сосед,
который не допустит никаких глупостей.
Этот сосед любит спокойствие и мир, и он
позаботнтся о том, чтобы добиться этого».

На заседании были зачитаны  привет-

`ло-советском договоре и в решен

м 5 ноября 1944 г., воснресенье. № 264 (5944),
Конгресс англо-советской дружбы
и сотрудничества

городских советов

ствия председателей

‘Сталинграда и Ленинграда.

Член парламента Притт открыл прения
по резолюции об англо-советских отноше-
ниях. Резолюция с глубоким удовлетворе-

вием отмечает рост единства цели между

Англией и другими свободолюбивыми НА“
циями, ‘что нашло свое выражение в ант“
иях* Мос-
ковской и Тегеранской конференций.
Англия и Россия, сказал Притт, должны
совместно обеспечить, чтобы условия пере
мирия были мудрыми, твердыми и не ос
тавляли лазейки. Они должны обеспечить
мирный. договор, гарантирующий мир.и ре-
парации, которые послужат делу восста-
новления. Они должны обеспечить такое
обращение с Германией и другими фашист-
скими странами, чтобы фашизм умер Ha-
всегда. ,

Конгресс обязался оказать полную под“
держку всем мероприятиям английского
правительства, направленным к расширению
и развитию сотрудничества между Англи-
ей и СССР.

`Массовое движение протеста проти
политики правительства Саеда

ТЕГЕРАН, 1 ноября. (ТАСС). По всему!

Ирану развертывается массовая кампания.
протеста против реакционной политики пра-

вительства Саеда, грозящей опасностью для  открыли стре
страны. В различных городах Ирана про-, в результате чего оди
исходят массовые многотысячные митинги] и один ранен.
и демонстрации, в которых принимают уча-  мущение в Тебризе.

стие интеллигенция,

рабочие, служащие,
торговцы. : .

На демонстрации и на митингах, проис-

ходивших в городе Мешхеде, участвовало   СК
около 30 тысяч человек. На митингах было блачают

принято обращение к шаху с просьбой
сменить кабинет Саеда и установить дей-
ствительно дружественные отношения
Советским Союзом.

Такие же резолюции были приняты на
многолюдных митингах в городах Арде-
биле, Казвине, Реште, Пехлеви и Бендер:
Шахе. Bh

Массовое движение протеста против по-

Правительство Саеда пытается подавить
это. массовое. движение протеста. Так,
30 октября в Тебризе иранские солдаты
льбу по мирной демонстрации,
н человек был убит
Это вызвало всеобщее воз-

Газеты; выходящие в различных провин-
циях и городах Ирана, требуют немедлен-
ной смены правительства Саеда;  Тебриз-
ие газеты «Хабере нау» и «Дарья» разо-
политику правительства Саеда;: и
предлагают ему подать в отставку. Газета
«Кейван», выходящая в Резайе, в статье

с  по вопросу о нефтяных концессиях пишет,

что действия правительства Саеда, откло-
нившего советские предложения, пагубно

отражаются на экономике иранского Азер-

байджана. Шены на многие товары, пишет
газета, начали подниматься, сократился
экспорт сельскохозяйственных товаров, что
привело к банкротству ряда купцов. Газе-

литики Саеда распространяется из север- та требует. заменить- Саеда- политическим
ной части Ирана’ на другие районы стра-  деятелем, способным обеспечить счастье и
ны. Поступают сообщения о происходящих   благополучие иранского народа,

митингах и демонстрациях в Султанабаде,

Рештская газета «Сурат» поместила ста;

Исфагане, Араке. В Султанабаде в митин-  тью, в которой высказывается за принятие
ге’и в демонстрации участвовало около   советских предложений о предоставлении
5 тысяч человек. Демонстранты требовали   концессии на разведку и добычу нефти в
немедленной отставки правительства Саеда,   Северном Иране. От имени иранской интел-

расследования и наказания

виновников   лигенции газета заявляет, что осуществле-

кровавых событий в Исфагане, Тебризе и ние` добычи нефти будет способствовать

Шахруде,
ликвидации безработицы и т. д.

¢

принятия решительных мер к развитию и прогрессу Ирана и укреплению

ирано-советской дружбы. -

СЕЗД «СТРОННИЦТВО ЛЮДОВЕ» В ЖЕШУВСКОМ
ВОЕВОДСТВЕ.

ЛЮБЛИН, 4 ноября. (ТАСС). На-днях
в Жешуве состоялся воеводский с’езд
«Стронництво людове» (крестьянская пар-
тия). На с’езд прибыло 300 делегатов. От-
крывая с’езд, заместитель председателя
Польского Комнтета Национального` Осво-
бождения Януш призвал польских крестьян
активно. участвовать в осуществлении зе-
мельной реформы. Крестьяне, подчеркнул
Янун, должны решительно противодейст-
вовать попыткам саботажа аграрной ре
формы. :

С докладом о ходе земельной реформы
в Жешувском воеводстве выступил Ко-
нопка. Он отметил, что земельная реформа
на освобожденной территории Польши про-
водится на широкой демократической осно-
ве. Землю получают самые широкие круги
польского. крестьянства, малоземельные кре-
стьяне, многосемейные середняки, имеющие
земельные наделы до 10 гектаров, сель-
скохозяйственные рабочие. Конопка призы-
вал крестьян вести жестокую борьбу с
враждебными элементами, которые пытают-
ся кое-где затормозить великое ‹ дело
строительства HOBOH демократической

ЛОНДОН, 4. ноября. (ТАСС). Как пе-  Польши. В качестве примера Конопка при-
редает агентство Рейтер, парижское радио  вел выдержки из секретного письма графа
сообщило, что США передали французско-   Потоцкого управляющему ero имением
му флоту Ш эскортных кораблей противо-   Вертинскому. «Мы ‘с нетерпением ожидаем
воздушной обороны водоизмещением в 300   следующего этапа развития истории Поль-
тонн каждый, 21 корабль-охотник за под- ши», — пишет пребывающий в эмиграции
водными лодками водоизмещением по 100 граф Потоцкий, подразумевая под этим
тонн каждый, (20 минных тральщиков и 10  «этапом» возвращение к. власти польской

портовых буксиров. .

ты, не способные видеть, они сами подры-

- вали устои евоих государств и европей-

ского мира. Те же реакционные круги,
которые вею свою энергию вкладывали в
клевету на Советский Союз, сами разно-
сили по континенту фашистскую чуму,
Эта, «культура микроорганизмов» лучше
всего, размножалась в атмосфере измен,
трусости, злобной ненависти к своим на-
родам и. раболепного  пресмыкательетва
перед немецко-фашистеким варваром.

Но ‘свет
вновв. Счастье Европы заключается втом,
что ей могла протянуть руку помощи и
указать путь к спасению великая социа-
`листическая держава, возникшая двадцать
земь лет назад в исторические Октябрь-

окие-лни 1917 года. Этот факт записан,

кровью в книге судеб всех европейских
народов. Нынешняя война основательно
разрушила барьеры из лжи и клеветы;
создававиииеся долгими годами реакцион-
ными силами, дабы отделить CCCP or
всего мира. Советское государство выету-
пило в этой войне как исполин, богатырь,
как решающая ` сила, предопределившая
исход гигантской схватки с фашизмом в
пользу всех свободолюбивых народов.

Великая роль CCCP в разгроме гитле-

ровской Германии не может быть оспоре-

на. Все честные и об’ективные люди се-

тодня признают это и воздают должное
усилиям советского народа и подвитам
Красной Армии. Из множества выеказы-

ваний мы приведем лишь некоторые. Но

и они свидетельствуют достаточно
0 том, что за годы войны во всех
ках земного шара представители
различных слоев общества
глубокую переоценку ценностей
отсюда надлежащие выводы.
Прежде всего по-новому
значение советского строя.
«Если рассматривать войну как наи-
высшее испытание для экономических си-
стем и политических режимов,  тогла

ярко
угол-

произвели
и сделали

оценивается

‚ Треакции. Подобные надежды польских по-

над ‘континентем вспыхнул: .

станет более чем очевидным, что эконо-
мическая организация Советской России и

‚. ве политический строй превосходно выдер-

жали это испытание» (Лондонский еже-
недельник «Трибюн»).
«Основной факт таков, что война не
только не доказала непрактичноеть совет-
ской системы, но даже дала совершенно
противоположный результат, и социали-
‘стическая промышленность, и коллектив-
‚ное сельское хозяйство вышли из сурово-
го испытания еще более крепкими и бо-
‘лее устойчивыми, чем когда. либо». (аме-
`риканская газета «Врисчен Сайене Мо-
‘нитор»).
Но этими общими заявйениями не ис-
‹‘Черпываются и не ограничиваются вы-
сказывания зарубежной печати и зару-
бежных деятелей о роли Советского Сою-
за в этой войне. Анализируя ход борьбы
за разгром гитлеровской Германии и осво-
бождение всех народов, многие из них
приходят к логическому выводу, что без
решающего участия СССР в войне фапгиет-
ская тирания не была бы побеждена.
Известный английский публициет Гар-
вин выразил эту мысль наиболее прямо:

«Я в особенности убедилея в одном, —
пишет он, — в этой борьбе на историю
пролит новый свет. Значение многих ве-
щей, ранее скрытое, теперь выявилось.
Сейчас я вижу, что без планирования
(т. е. планового хозяйства — И, Е.) Рос-
сия никогда не могла быть спасена, а без

сенатор Мэррей, -

«Демократические страны всего мира
навсегда останутся в долгу перед народа-
ми СССР за те жертвы, которые они при-

самых! несли и продолжают приносить в борьбе

против общего врага. Что произошло бы,
если бы русскле последовали примеру
других стран и не сумели бы отразить
германское наступление? Ответ ясен».
Французский дипломат” Шмиттлейн, об-
ращаясь к Советскому Союзу, товорил:

«Олицетворение воли советского наро-

да, надежда угнетенных народов — Rpac-

70 до 74, пля справок — К-4-42:12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4.00-70, доб. 76. Бюро жалоб подпасной конто
Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная звезда», Москва, улнца Чехо

новой России не ‘мог бы быть спасен.
мир».
Ту же мысль разделяет американский:

мешиков и польской реакции, заявил Ко-
нопка, должны кануть в вечность.
Докладчик коснулся ‘позиции Станислава
Миколайчика. «Мы требуем ‘от Миколай-
чика, — сказал он; — окончательного раз-
рыва с реакцией. Если у него нет сил и
решимости порвать с реакцией, то мы бу-
дем создавать демократическую Польшу
без Миколайчика и ему подобных». С’езд
с одобрением встретил эти слова доклад-
чика. т Г. See an oe
В резолюции делегаты. сезда призвали
к об’единению всех сил народа в борьбе
против реакции, к проведению беспощад-
ной борьбы против ‘агентуры польской реак-
ции в ‘стране. С’езд в своей резолюций
требует от Миколайчика разрыва с реак-
пионерами и подчеркивает, что Миколай:
чик несет полную ответственность за вра-
ждебные действия польской реакции.
Созыв с’езда на освобожденной террито:
рии Полыши явился новым свидетельством
национального единства польского народа.

Представители ППС и ППР в своих вы-

ступлениях. на с’езде указывали, TO
важнейшая государственная задача = —
аграрная реформа — осуществляется `` на

основе дружной совместной работы всех
демократических ‘политических партий и
других общественных организаций.

Делегаты с’езда приняли решение ©
создании межпартийной комиссии для со-
действия земельной реформе. Собравшиеся
горячо приветствовали представителя Крас:
ной Армии, выступившего на’ с’езде.

ная Армия, величественная и грозная,
давит своей тяжестью на агрессора, стре-   Под Сталингралом, под Москвой и фт

мившегося

ВОИНА НА ТИХОМ
ОКЕАНЕ

Бои на Филиппинских островах

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Ш
командования вооруженными снлами со»,
ников в юго-западной части Тихого окы»
сообщает, что на. острове Лейте части 9.
дивизии продвинулись на 5 миль к зап
от недавно’ занятого города Каригара, `

На полуострове Ормок японцы высах,
вают войска и механизированное” воору»,
ние с охраняемого каравана в состав»
грузовых судов. Истребители, базирующи
ся на острове Лейте, преодолев ожесточь
ное сопротивление японских истребитель
потопили два транспорта из состава это
каравана. Получив подкрепления, япон
предприняли попытку прорваться на ce,
с полуострова Ормок. Попытка была con:
на американскими истребителями, кото:
уничтожили 30 автомашин и 2 танка. Я»
цы понесли тяжелые потери в живой сд

Средние бомбардировщики, совершив»
налет на остров Себу, уничтожили ва ›
мле пять японских` самолетов,‘ Тяжел,
бомбардировщики сбросили бомбы на яз
ский аэродром в Аликанте (остров Негр»
В завязавшемся воздушном бою бу.
сбито пять японских истребителей, Аме»
канская авиация потеряла 4 бомбардир
щика.. Бомбардировке были. подвергну,
также японские военные об’екты на ост
зах Целебес, Тимор, Новая Гвинея, Б»
марка и Соломоновых.

JIOHAOH,. 4 ноября. (ТАСС. Ш
командования тихоокеанским флотом (
сообщает, что ночью 1 ноября 9 японсуь
двухмоторных бомбардировщиков, повнз
мому базирующиеся на острова Бонин, ‹
вершили ‘налет на аэродромы. на’ ост
Сайпан и острове Тиниан. Огнем зенить
артиллерии и ночнымн истребителями
то три бомбарлировщика, Аэродромам к
несен некоторый ущерб. Имеются жерть

! ноября группа авианосцев 3-го ам
канского флота была атакована японеки
истребителями и пикирующими бомбар
ровщиками. Несколько кораблей пов
дено, потери в личном составе незнаь
тельны. 6 японских истребителей yum,
жены. огнем зенитной артиллерии и 4%
ты . истребителями.

31 октября американские бомбардиров
ки совершили налет на японский аэроду
ва острове Яп и японские об’екты +
острове Рота. Бомбардировке подверми
также японские‘ склады на острове Пат

Предстоящая поездка Нельсона
в Китай

НЬЮ-ЙОРК, 2 ноября. (ТАСС). Быв»
председатель Управления. поз делам в
ного ‘производства. США“ Дональд Нелье
в ближайшее время направится в Кн
Нельсон едет туда в качестве личю
представителя Рузвельта и будет прод
жать проводить мероприятия по укрем
нию военных усилий Китая, в частно
он организует китайское Управление !
делам военного производства. В числе и
провождающих Нельсона лиц — бы
представитель Управления по делам м
ного производства промышленник Кунли
также специалисты.

Новые назначения
_в английской армии

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). В Ло
не официально об’явлено о том, что ге
рал-лейтенант Оливер Лиз, занимавший:
сих пор пост командующего 8-Й apmuedl
Италии, назначен командующим +:
мейской группой в Юго-Восточной &
11-я армейская группа: включает 140:
мию, находящуюся в Бирме. В наст
время этой группой командует ген
Джордж Гиффард.

Новым командующим 8-й армией в
чен тгенерал-лейтенант Ричард Маккр

Назначение нового министра
обороны Канады

ОТТАВА, 4. ноября. . (ТАСС). 2 в*
премьер-министр Канады. Маккензи №
сообщил на пресс-конференции, что наи
министра обороны вместо полковника №
стона, ушедшего в отставку, назначен!
нерал Макнотон.

Возвращение Идена в Лондон

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). Как!
редает агентство: Рейтер, ‘министр их
ранных ‘дел’ Англии Иден вернулся @
годня- из Италии в Лондон.

Судьбы Европы решались на №

обречь на ` рабстве Европу.   градом, на’ всем гигантском советский

Сквозь сумерки гитлеровской ночи армия   манском фронте началась битва 22 0
Сталина освещает путь победы сиянием  бождение континента от немецко-фаши

красной звезды. Это

сияние . извещает   ского рабства. Победы Красной Арми:

весь мир о том, что победа.и мир, кото-   Востоке разрушили стратегический №

рых жаждет миролюбивое
близки».

Браззавильское радио передавало:

«Все знают, что Франция очень мно-
гим обязана Красной Армии и что в си-
лу этого обстоятельства французы  чув-
ствуют истинную благодарность к ней и
ее командованию. Красная Армия первая
разрушила миф о непобедимости герман-
ской армии. Успехи, одержанные совет-
скими войсками, веёлили уверенность в
будущее в сердцах. покоренных народов
И страх в ряды палачей».

Проникновенно и взволнованно говор
о Красной Армии хорватский

и священно-
служитель Святезар Ритип:

человечество,  терманского империализма, лишили ео?

телько всех надежд на какую бы п!
было победу, но и даже на «ничейвы
результат войны. Сила германской аи
сии иссякла в борьбе на Востоке ви
невиданной ‘войны, которая продолязет
четвертый тол, но теперь уже близ
завершению. Именно эти тоды сы
решающую поль ‘в создании современ
армий в странах наших союзников, №
мя, которое потребовалось для этого, !
дала Красная Армия. Теперь союзные #
мии добились столь выдающихся 0%

Точно ‘вестник великой  надежлы

ИТ   близкого полного освобождения в МИ

27-й годовщины Октября для всех math

«На твоих знаменах, Красная Армия,   © Европы прозвучали слова, 10%
начертаны не лозунги войны, а идеи  величайшего значения: «Нрасная Aw
правды и мира между народами. Ты ни у Вышибла немецно-фашистских захватчи!
кого не отнимаешь свободы, ты не попи-   из пределов нашей Родины». Война 17

раешь истины, не нарупаешь мира. Ты
лишь несешь смерть и уничтожение тем;
вто повинен_в этой страшной резне и бед-

несена Красной Армией на теми’
Германии. Еще до этого nox coxpyman!

ствиях. Мы восхищаемся твоими полвига: ВЫмМи ударами советского оружия №
ми, ибо ты защищаешь не только свою,   пался впрах немецкий разбойничай

но и нашу свободу, наши порабощенны
и измученные малые. народы».

Таковы голоса людей, понявших,
велика роль Советского. Союза и Крас
Армии-освободительницы. Конечно.

как   западе.
ной   видели вооруженных. сынов советеког
еше   пода. Последние

е  Красная Армия-освободительнииа 87s!

далеко ма запале я
Восемь европейских страя Г

теперь втага

наемники Гита”

существуют злобные и пустые личности,   Венгерские фаптисты доживают свой Ш

ничему не научившиеся и ничего ве по-
нявшие. Именно эти люди служили Гит-
леру, когда он одерживал победы, и пы-
таются примазаться к антигитлеровскому

лагерю теперь, когда Германия катитея к

катастрофе. Это зам
только Советск
родов вообще. Они подобны чалящим огар-
кам. Но над континентом взошло великое
светило — сила Советского
благородство, его мужество.

ва, 16.

аскированные враги Hel будет
ога Союза, но и всех на-   истории освобождения Европы.

Союза, его

Вдоль Луная Краеная Армия стремитен
идет па Будапешт. Следующая teil’
ская столица, которая должна mach
падет к ногам наших воинов и В.
аптих союзников — это Берлин: №)
дописана  повлелняя  стравиа

ЕЕ арии =

Ответственный редактор
Н А ТАЛЕНСКИЙ.