№ 265 (5345) 7 ноября 1944

Е ТЕТЕ Кери ЗЕЕ

‚ Смерть немецким оккупантам!

АСТАЯ ЗВЕЗДА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

=

г. вторник ‘ : Kon.

_ ЦЕНА 2

Sear

ХХУП ГОДОВЩИНА ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОР

Да здравствует 27-я годовщина Великой Октябрь-
ской Социалистической Революции! =

Под знаменем Ленина, под водительством Сталина —
вперед за окончательный разгром гитлеровской Гёрма-
нии, за полную победу нашего правого дела! —

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны товарища И. В. СТАЛИНА

на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся ‘с партийными

Ba
м
и
and
ti
af

eh
ate

tf

в
am
ated

Товарищи!

Сегодня советские люди празднуют 27 годовщину
победы советской революции в нашей стране.

Четвертый раз встречает наша страна годовщину
советской революции в условиях Отечественной войны
против немецко-фашистских захватчиков.

`Это, конечно, ‘не значит, что четвертый год войны
не отличается по своим итогам от. предыдущих: трех
лет войны. Наоборот, между ними существует корен-
ная разница. Если два предыдущих года войны были.
годами наступления немецких войск и продвижения их
в глубь нашей страны, когда Красная Армия была
вынуждена вести оборонительные бои, а третий год
войны был годом .коренного перелома на: нашем. фрон:
тё, когда Красная Армия развернула: мощные наступа-.

_1. Германия в-тискох между двумя фронтами.

“Решающие успехи Красной Армии в этом году и
изгнание немцев из пределов советской земли были
предрешены рядом сокрушительных ударов наших
войск по немецким войскам, начатых еще ‘в январе
этого года ‘и развернутых затем в течение всего отчет-
кого года. : ei

Первый удар был нанесен нашими войсками в ян-
варе этого года под Ленинградом и Новгородом, ког-
да Красная Армия взломала долговременную оборону
немцев и. отбросила их в Прибалтику. Результатом
этого удара оказалось освобождение Ленинградской
области. Е. ri £5

Второй удар был нанесен в феврале—марте этого го-
да на Буге, когда Красная Армия разгромила: немец-
кие: войска и отбросила ux за Днестр. В. результате
этого удара Правобережная Украина была освобожде-
на от немецко-фашистских захватчиков. :

Третий удар был нанёсен в апреле—мае этого года
в районе - Крыма, ‘когда’ немецкие войска’ были сбро-
шены в Черное море. В результате этого: удара были
освобождены от немецкого гнета Крым и Одесса.

Четвертый удар был нанесен в июне этого года В  мы имеем теперь против нашего фронта после всех
«тотальных» и «сверхтотальных» мобилизаций всего
ские-войска, ‘освободила Выборг `и- Петрозаводск и 204 немецких и венгерских дивизий, из койх немецких
отбросила финнов В глубь Финляндии, Результатом дивизий насчитывается не ‘более 180.

районе Карелии, когда Красная Армия разбила фин-

этого удара было освобождение большей части Ка-
рело-Финской советской республики.

года, когда Красная Армия наголову разбила немец-
кие войска под Витебском, Бобруйском, Могилевом и
завершила свой удар окружением 30 немецких диви-
зий под Минском. В результате этого удара наши вой-
ска: а) полностью освободили Белорусскую советскую
республику; 6) вышли на Вислу и освободили значи-
тельную часть союзной нам Польши; в) вышли на Не-
ман и освободили большую часть Литовской совет-
ской республики; г) форсировали Неман и подошли к
границам Германии.

Шестой удар был нанесен в июле— августе этого го-

HO из строя до-120 дивизий немцев и их союзников.
Вместо 257 дивизий, стоявших против нашего фронта

ская Германия с ее фашистской армией оказалась бо-
‚ Пятый-удар был нанесен немцам в июне—июле этого  лее мощным, коварным и опытным противником, не-

и общественными организациями г. Москвы 6. ноября 1944 г.
тельные бои, разбила немцев в ряде решающих боев, й
очистила от немецких войск две трети советской зем-
ли и заставила их перейти к обороне, причем Красная
Армия всё еще продолжала вести войну с немецкими
войсками один на один, без серьезной поддержки со
стороны союзников, — то четвертый год войны ока-
зался годом решающих побед советских армий и ар-
мий наших союзников над немецкими войсками, когда
немцы, вынужденные на этот раз вести войну на два
фронта, оказались отброшенными к границам Герма-
HHH.

В итоге истекший год завершился изгнанием немек-
ких войск из пределов Советского Союза, Франции,
Бельгии, средней Италии и перенесением военных дей-
ствий на территорию Германии.

ска получили возможность перейти через Карпатский
хребет и протянуть руку помощи союзной нам Чехо-
словацкой республике, часть территории` которой уже
освобождена от немецких захватчиков.
‚ Наконец, в конце октября этого года был осущест-
влен удар по немецким войскам в северной Финлян-
дии, когда немецкие войска были вышиблены из райо-
на Печенга: и наши войска, преследуя немцев, вступи-
ли в пределы союзной ‘нам. Норвегии. (Аплодисменть)),
  Swe привожу пифровых данных о потерях против-
ника убитыми и пленными в результате этих опера-
ций, о количестве захваченных нашими войсками ору-
дий, танков, самолетов, снарядов, пулеметов ит. д.
Эти данные вам, должно быть,’ известны по сводкам
Совинформбюро: А ИНО не
Таковы основные операции Красной Армии за истек-
ший год, приведшие к изгнанию немецких войск из

пределов нашей страны. j
‚ В результате этих операций было разбито и выведе-

в прошлом году, из коих. 207 дивизий было немецких,

Нужно признать, что “в нынешней войне гитлеров-

жели Германия и ее армия во всех прошлых войнах.
К этому нужно добавить, что немцам удалось исполь-
зовать в этой войне производительные ‘силы почти
всей Европы и ‘довольно значительные армии своих
вассальных. государств. М если, несмотря. на эти бла-
гоприятные для Германии условия ведения войны, она
всё же оказалась на краю неизбежной гибели, то это
нужно об’яснить тем, что главный противник Герма-
нии — Советский Союз превзошел по силе гитлеров-
скую Германию. (Бурные аплодисменты).

_ Новым Мфментом за истекший год в войне против

м  ^ да в районе Западной Украины, когда Красная Армия   гитлеровской Германии нужно считать тот факт, что
разбила немецкие войска под Львовом и отбросила их  Красная Армия вела свои операции в этом году про-
за Сан и Вислу. В результате этого удара: а) была  тив немецких войск не в одиночестве, как это имело

освобождена Западная Украина; 6) наши войска фор-
сировали Вислу и образовали за Вислой мощный плац-
дарм западнее Сандомира. я
Седьмой удар был нанесен в августе этого года в
районе Кишинев—Яссы, когда наши войска разбили
наголову немецко-румынские войска и завершили свой
удар окружением 22 немецких дивизий’ под Кишине-
вом, не считая румынских дивизий. В результате это-
го удара: а) была освобождена Молдавская советская
респубаика; 6) была выведена из строя союзница Гер-
мании — Румыния, которая об’явила войну Германии
и Венгрии; в) была выведена из строя союзница Гер-
мании — Болгария, которая также об’явила войну Гер-
мании; г) был открыт путь для наших войск в Вен-
грию, последнюю союзницу Германии в Европе; д) от-
крылась возможность протянуть руку помощи союз-
ной нам Югославии против немецких захватчиков.
Восьмой удар был нанесен в сентябре— октябре этого
года в Прибалтике, когда Красная Армия разбила не-
мецкие войска под Таллином и Ригой и изгнала их из
Прибалтики. В результате этого удара: а) была осво-
бождена Эстонская советская республика; 6) была ос-
вобождена большая часть Латвийской советской рес-

публики; в) была выведена из строя союзница Герма-

нии — Финляндия, которая об’явила войну Германии;
г) более 30 немецких дивизий оказались отрезанными
от Пруссии и зажатыми в клещи в районе между Ту-
кумсом и Либавой, где они теперь доколачиваются
нашими войсками. (Продолжительные аплодисменты).

В октябре этого года начался девятый удар наших
войск между Тиссой и Дунаем в районе Венгрии, име-
ющий своей целью вывести Венгрию из войны и по-
вернуть ее против Германии. В результате этого уда-
ра, который еще не завершен: а) наши войска оказали
прямую помошь союзной нам Югославии в деле из-

тнания немцев и освобождения Белграда; 6} наши вой-

2. Великий подвиг советского народа
в Отечественной войне

Если Красная Армия смогла успешно выполнить
свой долг перед Родиной и изгнала немцев из’ преде-
лов советской земли, то она сделала это благодаря
тому, что ее беззаветно поддерживала с тыла вся на-
ша страна, все народы нашей страны. Самоотвержен-

место в предыдущие годы, а совместно с войсками на-
ших союзников. Тегеранская конференция не прошла
даром. Решение Тегеранской конференции о совмест-
ном ударе по Германии с запада, востока и юга стало
осуществляться с поразительной точностью. Одновре-
менно с летними операциями Красной Армии на совет-
ско-германском фронте союзные войска начали втор-
жение во Францию и организовали мощные наступа-
тельные операции, вынудившие гитлеровскую Герма-
нию вести войну на два фронта. Войска и флот наших
союзников совершили невиданную еще в истории по
организованности и размаху массовую ‘десантную опе-
рацию на побережье Франции и мастерски преодолели
укрепления немцев.

Таким образом Германия оказалась зажатой в тис-
ках между двумя фронтами.

Как и следовало ожидать, враг не выдержал сов-
местных ударов Красной Армии и союзных войск. Со-
противление врага было сломлено, его войска в корот-
кий срок были вышиблены из пределов средней Ита-
лии, Франции, Бельгии, Советского Союза. Враг ‘был
отброшен к границам Германии.

Не может быть сомнения, что без организации вто-
рого фронта в Европе, приковавшего к себе до 75 ди-
визий немцев, наши войска не смогли бы в такой корот-
кий срок сломить сопротивление немецких ‘войск и вы-
шибить их из пределов Советского Союза. Но также
несомненно и то, что без мощных наступательных опе-
раций Красной Армии летом этого года, приковавших
к себе ло 200 немецких дивизий, войска наших союз-
ников не смогли бы так быстро расправиться с немец-
кими войсками и вышибить их из пределов средней
Италии, Франции, Бельгии.

Задача состоит в том, чтобы держать Германию и
впредь в тисках между двумя фронтами.

В этом ключ победы. =

справился бы транспорт другой страны. Всё это гово-
рит за то, что экономическая основа советского го-
сударства оказалась несравненно более жизнеспособ-
ной, чем экономика вражеских государств.

Социалистический строй, порожденный Октябрьской
революцией, дал нашему народу и нашей армии вели-
кую и непреоборимую силу. Советское государство,
несмотря на тяжелое бремя войны, несмотря на вре-
менную оккупацию немцами весьма больших и эко-
номически важных районов страны, в ходе войны не
сокращало, а год от года увеличивало снабжение
фронта вооружением и боеприпасами. Теперь Красная
Армия имеет танков, орудий, самолетов не меньше, а
больше, чем немецкая армия. Что касается качества
нашей боевой Техники, фр в этом отношении она нам-
ного превосходит вооружение врага. Подобно тому,
как Красная Армия в длительной и тяжелой борьбе
один на один одержала военную победу над фашист-
скими войсками, труженики- советского тыла в своем
единоборстве с гитлеровской Германией и ее сообщни-
ками одержали экономическую победу над врагом.
(Бурные аплодисменты). Советские люди отказывали
себе во многом необходимом, шли сознательно на
серьезные материальные лишения, чтобы больше дать
фронту. Беспримерные трудности нынешней. войны не
сломили, а еще более закалили железную волюи муже-
ственный дух советского народа. Наш народ по праву
стяжал себе славу героического. народа.

Наш рабочий класс отдает все свои силы для дела
победы, непрестанно совершенствует технику произ-
водства, увеличивает мощность промышленных пред-
приятий, воздвигает новые фабрики и заводы. Рабочий
класс Советского Союза совершил великий `трудовой
подвиг в нынешней войше.

Наша интеллигенция смело идет по пути новаторства
в области техники и культуры, успешно развивает даль-
ше современную науку, творчески применяет ее дости-
жения в производстве вооружения для Красной Армии.
Советская интеллигенция своим созидательным трудом
внесла неоценимый вклад в дело разгрома врага.

Армия не может воевать и побеждать без современ-

мышленности, сельского хозяйства, транспорта, новым
под’емом нашего военного хозяйства.

На четвертом году войны наши заводы производят
танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов в
несколько раз больше, чем в начале. войны. Позади

_мышленность сырьем, обеспечивают нормальную рабо-

ту заводов и фабрик, изготовляющих вооружение и
снаряжение для фронта. Наше колхозное крестьян-
ство активно и с полным сознанием своего долга пе-
ред Родиной содействует Красной Армии в достиже-
нии победы над врагом.

Навсегда войдут в историю беспримерные трудовые
подвиги советских женщин и нашей славной. молоде-
жи, вынесших на своих плечах основную тяжесть тру-
да на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Во
имя чести и независимости Родины советские женщи-
ны, юноши и девушки проявляют доблесть и геройст-
во на фронте труда. Они оказались достойными сво-
их отцов и сыновей, мужей и братьев, защищающих
Родину от немецко-фашистских извергов.

Трудовые подвиги советских людей в тылу, равно
как и немеркнущие ратные подвиги наших воинов на
фронте, имеют своим источником горячий и животвор-
ный советский патриотизм.

Сила советского патриотизма состоит в том, что он
имеет своей основой не расовые или националисти-
ческие предрассудки, а глубокую преданность и вер-
ность народа своей советской Родине, братское со-
дружество трудящихся всех наций нашей страны.
В советском патриотизме гармонически сочетаются на-
циональные традиции народов и общие жизненные ин-
тересы всех трудящихся Советского Союза., Совет-
ский патриотизм не раз’единяет, а, наоборот, сплачи-
вает все нации и народности нашей страны в единую
братскую семью. В этом надо видеть основы неруши-
мой и всё более крепнущей дружбы народов Совет-
ского Союза. В то же врёмя народы СССР уважают
права и независимость народов зарубежных стран и
всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с
соседними государствами. В этом надо видеть основу
растущих и крепнущих связей нашего государства со
свободолюбивыми народами.

Советские люди ненавидят немецких захватчиков` не
потому, что они люди чужой нации, а потому, что они
принесли нашему народу и всем свободолюбивым на-
родам неисчислимые бедствия и страдания. В нашем

A вая работа всех советских людей — рабочих, кресть-   остался наиболее трудный период в восстановлении   ного вооружения. Но она не может также воевать и   народе издавна говорят: «Не за то волка бьют, что он
ян, интеллигенции, равно как руководящая деятель-   сельского хозяйства. После возвращения стране пло- побеждать без хлеба, без продовольствия. Красная   сер, а за то, что он овцу с’ел». (Смех. Продолжитель-

и ность наших государственных и партийных органов   дородных полей Дона и Кубани, после освобождения   Армия на четвертом году войны, благодаря заботам   ные аплодисменты).

a проходила в истекшем году под знаменем — «всё для   Украины, наше сельское хозяйство быстро оправляет  ‹олхозного крестьянства, не испытывает недостатка в Немецкие фашисты избрали своим идеологическим

р фронта». [ся от тяжелых потерь. Советский железнодорожны!   продовольствии. Колхозники и колхозницы снабжают   оружием человеконенавистническую расовую теорию в

Истекший год ознаменовался новыми успехами про- [транспорт выдержал нагрузку,

с которой едва -ли рабочих и интеллигенцию продовольствием, а про-

(Окончание на 2 стр.).