2 КРАСНАЯ ЗВЕЗДА   7 неября 1944 r., вторник № 265 (5945).

Деклад Председателя Государственного ПРИКАЗ

Верховно1о Главнокомандующето

Комитета Обороны товарища И. В. СТАЛИНА

(Окончание. Начало — на 1 стр.).

расчете на то, что проповедь звериного национализма
создаст морально-политические предпосылки господ-
ства немецких захватчиков над порабощенными наро-
дами. Однако политика расовой ненависти, проводи-
мая гитлеровцами, стала на деле источником внутрен-
ней слабости и внешнеполитической изоляции немецко-
фашистского государства. Идеология и политика paco-

вой ненависти являются одним из факторов развала

гитлеровского разбойничьего блока. Нельзя считать
случайностью тот факт, что против немецких империа-
листов поднялись не только порабощенные народы
Франции, Югославии, Польши, Чехословакии, Греции,
Бельгии, Дании, Норвегии, Голландии, но и бывшие
вассалы Гитлера — итальянцы, румыны, финны, болга-

3. Упрочение и расширение фронта
противогерманской коалиции.

Вопрос о мире

Истекший год был годом торжества общего дела
противогерманской коалиции, во имя которого народы
Советского Союза, Великобритании и Соединенных
Штатов Америки об’единились в боевой союз. Это был
год упрочения единства и согласованности действий
трех основных держав против гитлеровской Германии,

Решение Тегеранской конференции о совместных
действиях против Германии и блестящая реализация
этого решения представляют один из ярких показате-
лей упрочения фронта противогитлеровской коалиции.
Мало найдется в истории планов больших военных
операций о совместных действиях против общего вра-
га, которые были бы осуществлены с такой полнотой
и точностью, с какой был осуществлен план о сов-
местном ударе против Германии, выработанный на Те-
геранской конференции. Не может быть сомнения, что
без наличия единства-взглядов и согласованности дей-
ствий трех великих держав Тегеранское решение не
могло быть реализовано с такой полнотой и точ-
ностью. Несомненно также, с другой стороны, что
успешное осуществление Тегеранского решения не
могло не послужить делу упрочения фронта Об’еди-
ненных Наций.

Столь же ярким. показателем прочности фронта Об’-
единенных Наций нужно считать решения конферен-
ции в Думбартон-Оксе по вопросу об организации безо-
пасности после войны. Говорят о разногласиях между
тремя державами по некоторым вопросам безопасно-
сти. Разногласия, конечно, есть и они будут еще так-
же и по ряду других вопросов. Разногласия бывают
даже среди людей одной и той же партии. Тем более
они должны иметь место среди представителей раз-
личных государств и различных партий. Удивляться
надо не тому, что существуют разногласия, а тому,
что их так мало и что они, как правило, разрешаются
почти каждый раз в духе единства и согласованности
действий трех великих держав. Дело не в разногла-
сиях, а в том, что разногласия не выходят за рамки
допустимого интересами единства трех великих дер-
жав и в конечном счете разрешаются по линии инте-
ресов этого единства. Известно, что более серьезные
разногласия существовали у нас по вопросу открытия
второго фронта. Однако известно также и то, что эти
разногласия были разрешены в конце концов в духе
полного согласия. То же самое можно сказать о раз-
ногласиях на конференции в Думбартон-Оксе. Харак-
терным для этой конференции является не то, что там
вскрылись некоторые разногласия, а то, что девять
десятых вопросов безопасности были разрешены на
этой конференции в духе полного единодушия. Вот
почему я думаю, что решения конференции в Думбар-
тон-Оксе следует рассматривать как один из ярких
показателей прочности фронта противогерманской коа-

новой войны, если не навсегда, то по крайней мере в
течение длительного периода времени.

зоружена как в экономическом, так и в военно-поли-
тическом отношении. Было бы, однако, наивно думать,
что она не попытается возродить свою мошь и раз-
вернуть новую агрессию. Всем известно, что немецкие
заправилы уже теперь готовятся к новой войне. Исто-
рия показывает,
времени в 20—30 лет, чтобы Германия оправилась от
поражения и восстановила свою мощь. Какие имеются
средства для того, чтобы предотвратить новую агрес-
сию со стороны Германии, а если война всё же воз-
никнет, — задушить ее в самом начале и не дать ей
развернуться в большую войну?

история, агрессивные нации, как нации нападающие,
обычно бывают более подготовлены к новой войне,
чем миролюбивые нации, которые, будучи не заинте-
ресованы в новой войне, обычно опаздывают с подго-
товкой к ней. Это факт, что агрессивные нации в ны-
нешней войне еще перед началом войны имели уже
готовую армию вторжения, тогда как миролюбивые
нации не имели даже вполне
армии прикрытия мобилизации. Нельзя считать случай-
ностью такие неприятные факты, как «инцидент» в
Пирл-Харборе, потеря Филиппин и других островов на
Великом океане, потеря Гонконга и Сингапура, когда
Япония, как агрессивная нация, оказалась более под-
готовленной к войне, чем Великобритания и Соединен-
ные Штаты Америки, придерживавшиеся миролюбивой
политики. Нельзя также считать случайностью такой
неприятный “факт, как потеря Украины, Белоруссии,
Прибалтики в первый же год войны, когда Германия,
как агрессивная нация, оказалась более подготовлен-
ной к войне, чем миролюбивый Советский Союз. Бы-
‚ло бы наивно об’яснять эти факты личными качества-
ми японцев и германцев, их превосходством над ан-
гличанами, американцами, русскими, их предусмотри-
тельностью и т. д. Дело здесь не в личных качествах,
а в том, что заинтересованные в новой войне агрес-
сивные нации, как нации, готовящиеся к войне в тече-
ние длительного срока и накапливающие для этого
силы, бывают обычно — и должны быть — более под-
готовлены к войне, чем нации миролюбивые, не заин-
тересованные в новой войне. Это естественно ‘и понят-
но. Это, если хотите, — историческая закономерность,
которую было бы опасно не учитывать.

щем миролюбивые нации могут вновь оказаться за-
стигнутыми врасплох агрессией, если, конечно, они не
выработают уже теперь. специальных мер, способных

7 ноября 1944 ‘ода

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержан-
ты, офицеры и генералы! Трудящиеся Советского
Союза! Братья и сестры, насильственно угнанные на
фашистскую каторгу в Германию!

От имени Советского Правительства и нашей боль-
шевистской партии приветствую и поздравляю Вас с
27-й годовщиной Великой Октябрьской Социалисти-
ческой революции.

“Двадцать седьмую годовщину Октябрьской револю-
ции мы празднуем в обстановке решающих побел
Красной Армии над врагами нашей отчизны. Герои-
ческими усилиями Красной Армии и советского народа
наша земля очищена от немецко-фашистских захват-
UHKOB. fps

В текущем году советские войска непрерывно обру-
шивали на врага удары, один сильнее ‘другого. Зимой
1944 года Красная Армия одержала выдающиеся
победы на Правобережной Украине и разгромила нем-
цев под Ленинградом. Весной этого года Красная Ар-
мия очистила от немцев Крым. Летом 1944 года наши
войска нанесли гитлеровской армии крупнейшие пора-
жения, которые привели к коренному изменению обста-
новки на фронте борьбы с немецко-фашистскими зах-
ватчиками. Красная Армия сломила мощную оборону
врага на Карельском перешейке, а также между Ла-
дожским и Онежским озерами и выбила Финляндию
из разбойничьего гитлеровского блока. В историче-
ском сражении на белорусских землях войска Красной
Армии наголову разбили центральную группировку не-
мецких войск в составе трех армий, перебив и пленив
при этом 540 тысяч немецких солдат и офицеров. В
битве на Юге.Красная Армия окружила и полностью
уничтожила группировку немецких войск в составе
двух армий. При этом советские войска истребили и
взяли в плен более 250 тысяч немецких солдат и офи-
перов. Красная Армия разгромила немцев в Румынии,
вышвырнула их из Болгарии, бъет немцев на террито-
рии Венгрии. Наши войска сокрушили Прибалтийскую
группировку гитлеровской армии. За летнюю кампа-
нию 1944 года Красная Армия с боями прошла от Ки-
шинева до Белграда—свыше 900 километров, от Жло-
бина до Варшавы — более 600 километров, от Витеб-
ска до Тильзита — 550 километров. Война перенесена
теперь на территорию фашистской Германии.

В. ходе боев Красная Армия изгнала немецко-фа-
шистских захватчиков со всей территории советской
Украины и Белоруссии, Карело-Финской, Молдавской,
Эстонской, Латвийской и Литовской советских рес-
публик. Низвергнуто трехлетнее фашистское иго на
временно захваченных немцами. землях наших брат-
ских советских республик. Красная Армия вернула
свободу десяткам миллионов советских людей. Совет-
ская государственная граница, вероломно нарушенная
гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восста-
новлена на всем протяжении от Черного до Баренцова
моря.

Таким образом, истекший год явился годом полного

ры. Гитлеровская клика своей людоедской политикой .
восстановила против Германии все народы мира, а так .
называемая «избранная немецкая. раса» стала предме-
том всеобщей ненависти.

В ходе войны гитлеровцы понесли не только воен-
ное, но и морально-политическое поражение. Утвер-
дившаяся в нашей стране идеология равноправия всех
рас и наций, идеология дружбы народов одержала
полную победу над идеологией звериного национализ-
ма и расовой ненависти гитлеровцев.

Теперь, когда Отечественная война идет к победо-
носному концу, во всем величии встает историческая
роль советского народа. Ныне все признают, что со-
ветский народ своей самоотверженной борьбой спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В
этом великая заслуга советского народа перед исто-
рией, человечества.

у

и безопасности

После поражения Германии она, конечно, будет ра-

что достаточно короткого периода

Этот вопрос тем более уместен, что, как показывает

удовлетворительной

ских захватчиков.

Следовательно, нельзя отрицать того, что в буду-  независимость

№ 220

освобождения советской земли от немецко-фашист-

Завершив освобождение родной земли от гитлеров-
ской нечисти, Красная Армия помогает теперь наро-
дам Польши, Югославии, Чехословакии разорвать це-
пи фашистского рабства и восстановить их свободу и

В зимних и летних сражениях истекшего года Крас-
ная Армия показала возросшее воинское мастерство.

г. Москва.

жали и уничтожали врага. В наступательных боях
проявилось четкое взаимодействие всех роде совет-
ских войск, высокое искусство маневра. ‘оветские
воины закалились в сражениях, научились громить и
побеждать врага. Красная Армия выросла в грозную
силу и превосходит врага своими воинским умением и

боевой техникой. с.

‘Силы Красной Армии многократно умножаются
слаженной работой советского тыла. Рабочие, колхоз
ники, интеллигенция с честью выполняют свой долг
перед Родиной, героически преодолевают трудности
военного времени, бесперебойно снабжают Красную
Армию вооружением; огнеприпасами и продовольстви-
ем. Советское хозяйство. беспрестанно наращивает
свои силы и оказывает всё возрастающую помощь
фронту.

Красная Армия и советский народ готовы нанести
новые уничтожающие удары по врагу. Дни гитлеров-
ского кровавого режима сочтены. Под ударами Крас-
ной Армии окончательно развалился фашистский блок,
гитлеровская Германия лишилась большинства своих.
союзников. Мастерски проведенные армиями наших”
союзников крупные операции в западной Европе при- :
вели к разгрому немецких войск во Франции и Бель-
гии и освобождению этих стран от фашистской окку-
пации. Союзные войска перешли западную границу
Германии. Совместные удары Красной Армии и англо-
американских войск по гитлеровской Германии прибли-
зили час победоносного окончания войны. Завершает.
ся окружение гитлеровской Германии. Логово фаши-
стского зверя обложено со всех сторон и никакие
ухищрения врага не спасут его от неминуемого полно-
го разгрома.

Красная Армия и армии наших союзников заняли
исходные позиции для решающего наступления на
жизненные центры Германии. Задача сейчас состоит в

том,. чтобы стремительным натиском армий Об’единен-

ных наций в кратчайший срок сокрушить гитлеров-
скую. Германию.

Союза!

В Великой Отечественной войне мы отстояли свою.
Родину от захватчиков, окончательно ликвидировали
угрозу порабощения народов СССР фашистскими из-
вергами и стоим теперь накануне полной победы:

В ознаменование исторических побед Красной Ар-
мии на фронте и великих успехов рабочих, крестьян,
интеллигенции в тылу, в честь освобождения совет-
ской земли от немецко-фашистских захватчиков, —

ПРИКАЗЫВАЮ: ,

Сегодня, в день 27-й годовщины Великой Октябрь-
ской Социалистической революции, в 20 часов произ-
вести салют. в: Москве; Ленинграде, Киеве, Минске,
Петрозаводске, Таллине, Риге, Вильнюсе, Кишиневе,
Тбилиси, Севастополе, Львове двадцатью четырьмя
артиллерийскими залпами, г

Да здравствует 27-я годовщина Великой Октябрь-
ской Социалистической революции!

Да здравствует наше свободное советское отеёче-
ство!

Да здравствует наша Красная Армия и Военно-Мор-
ской Флот!

Да здравствует великий советский народ!

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу п

предотвратить агрессию.

лиции.

Еще более ярким показателем упрочения фронта
Об’единенных Наций нужно считать недавние перего-
воры с главой правительства Великобритании г. Чер-
чиллем и министром иностранных дел Великобритании
г. Иденом в Москве, проведенные в дружественной
обстановке и в духе полного единодушия.

Итак, какие имеются средства для того, чтобы

предотвратить новую агрессию со стороны Германии,
а если война всё же возникнет, — задушить ее в са-
мом начале и не дать ей развернуться в большую
войну?

Для этого, кроме полного разоружения агрессив-

Воины Красной Армии умело взламывали укрепленные

независимость нашей Родины!
полосы противника, стремительно преследовали, OKpy-

Смерть немецким захватчикам!

Верховный Главнокомандующий

ных наций, существует лишь одно средство: создать
специальную организацию защиты мира и обеспечения
безопасности из представителей миролюбивых наций,
дать в распоряжение руководящего органа этой орга-
низации минимально-необходимое количество воору-
женных сил, потребное для предотвращения агрессин,
и обязать эту организацию в случае необходимости
применить без промедления эти вооруженные силы
для предотвращения или ликвидации агрессии и нака-
зания виновников агрессии.

Это не должно быть повторением печальной памяти
Лиги Наций, ‘которая не имела ни прав, ни средств
для предотвращения агрессии. Это будет новая, спе-
циальная, полномочная международная организация,
имеющая в своем распоряжении всё необходимое для
того, чтобы защитить мир и предотвратить новую
агрессию.

Можно ли рассчитывать на то, что действия этой
международной организации будут достаточно эффек-
тивными? Они будут эффективными, если великие дер-
жавы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть
войны против гитлеровской Германии, будут действо-
вать и впредь в духе единодушия и согласия. Они не
будут эффективными, если будет нарушено ‚это необ-

На всем протяжении войны гитлеровцы предприни-
мали отчаянные попытки разобщить и противопоста-
вить друг другу Об’единенные Нации, вызвать среди
них подозрительность и недружелюбие, ослабить их
военные усилия взаимным недоверием, а если удаст-
ся — и борьбой друг с другом. Подобные стремления
гитлеровских политиков вполне понятны. Для них нет
болыней опасности, нежели единство Об’единенных
Наций в борьбе против гитлеровского империализма и
для них не было бы большего военно-политического
услеха, нежели разобщение союзных держав в их
борьбе против общего врага. Известно, однако, сколь
тщетными оказались потуги фашистских политиков
расстроить союз великих держав. Это означает, что в
основе союза СССР, Великобритании и США ‚лежат
не случайные и преходящие мотивы, а жизненно важ-
ные и длительные интересы.

Можно не сомневаться в том, что если боевой союз
демократических держав выдержал испытания более
чем трех лет войны и если он скреплен кровью наро-
дов, поднявшихся на защиту своей свободы и чести,
то тем более этот союз выдержит испытания заклю-
чительной стадии войны. (Продолжительные аплодис-

менты).

Истекший год был, однако, не только годом упро-
чения противогерманского фронта союзных держав, но
и годом расширения этого фронта. Нельзя считать
случайностью тот факт, что вслед за Италией из вой-
ны были выведены и другие союзники Германии —
Финляндия, Румыния, Болгария. Следует отметить, что
эти государства не только вышли из войны, но и по-
рвали с Германией и об’явили ей войну, примкнув та-
ким образом к фронту Об’единенных Наций. Это озна-
чает без сомнения расширение фронта `Об’единенных
Наций против гитлеровской Германии. Не может быть
сомнения, что последняя союзница Германии в Евро-
пе — Венгрия также будет выведена из строя в бли-
жайшее время. Это будет означать полную изоляцию
гитлеровской Германии в Европе и неизбежность ее
краха.

Об’единенные Нации стоят перед победоносным за-
вершением войны против гитлеровской Германии.

Война с Германией будет выиграна Об’единенными
Нациями, — в этом теперь уже не может быть ника-
кого сомнения.

Выиграть войну с Германией значит осуществить
великое историческое дело. Но выиграть войну еще
не значит обеспечить народам прочный мир и надеж-
ную безопасность в будущем. Задача состоит не толь-
ко в том, чтобы выиграть войну, но и в том, чтобы

сделать невозможным возникновение HOBOK агрессии и.

ходимое условие.

ствляют задачи, вставшие передними в ходе Отечест-
венной войны. Красная Армия достойно выполнила
свой патриотический долг и освободила нашу отчиз-
ну от врага. Отныне и навсегда наша земля свободна
от гитлеровской нечисти. Теперь за Красной Армией
остается ее последняя заключительная миссия: довер-
шить вместе с армиями наших союзников дело разгро-
ма немецко-фашистской армии, добить фашистского
зверя в его собственном ‘логове и водрузить над Бер-
лином знамя победы. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты). Есть основание рассчитывать, что эта зада-
ча будет выполнена Красной Армией в недалеком бу-
дущем. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

жж

Товарищи!
Советский народ‘ и Красная Армия успешно осуще-

Да здравствует наша победоносная Красная Армия!
(Аплодисменты).

Да здравствует наш славный Военно-Морской Флот!
(Аплодисменты).

Да здравствует могучий советский народ! (Аплодис-
менты).

Да здравствует наша великая Родина!
аплодисменты, все встают).

Смерть немецко-фашистским захватчикам! (Бурные
аплодисменты, переходящие в длительную овацию.
Возгласы: «Да здравствует товарищ Сталин!»).

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
тов, М. И. Калинин вручил 5 ноября орден
«Победа» Маршалу Советского Союза Сталину Иоси-
фу Виссарионовичу, награжденному за исключитель-
ные заслуги в организации и проведении наступатель-
ных операций Красной Армии, приведших к крупней-
шему поражению германской армии и к коренному из-

(Бурные

Тов. М. И. Калинин вручает орден «Победа» Маршалу Советского Союза

менению положения на фронте борьбы с немецко-фа-

Маршал Советско1о Союза И. СТАЛИН.

р р.

И. В. Сталину.

Вручение ордена «Победа» Маршалу
Советского Союза СТАЛИНУ И. В.

ни захватчиками в по
оси В о пара Советского Союза Сталину
зидиума ЕНиР В соответствии с Указом Пре
да о награжде ого Совета СССР от 4 июня 1944 го-
офицеров и нии орденами и медалями генералов,

сержантского состава сверхерочной служ

ы за выслугу лет в Красной .
лен Красного Знамени ой АРМИИ быд вручен ор

льзу Красной Армии,