От граждан Ужгорода
МОСНВА, КРЕМЛЬ

Великому полководцу и вождю народов Маршалу
Советского Союза Иосифу Виссарионович УСТАЛИНУ

Среди северных фиордов и нелюлимых
‘  скал, под норвежским ветром, в прусском
логове, на ‘берегах Вислы, среди польских

11 ноября 1944-г., суббота. № 267 (5347).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА }

Народ-победитель

ствовали. Стали опускать каркас в котло-

Сегодня, в исторический день, мы, семьей с украинским народом. Не удалось

граждане Ужгорода, собравшись на торже-   немцам и их мадьярским холопам отра-

ственный вечер, посвященный  чествова-
нию доблестной Красной Армии в связи
с 27-летием Октябрьской революции и
освобождением нашего города, обращаем
первые слова горячей, сердечной и глубо-
кой благодарности к Вам, великий пол-
ководец и вождь народов, за братекую
помощь, оказанную Вами Закарнатекой
Украине и нашему городу в деле освобож-
дения от гитлеровской тирании.

Страшная темная ночь фашистского
террора и национального угнетения емени-
лась свободой. Мы знали, что придет этот
долгожданный день освобождения от фа-
шистекой неволи.

Великая Октябрьская революция созда-
ла могучее советское государство и Врае-

_ную Армию, ставших воплощением надежд
всего прогрессивного мира. Из Советекого
Союза поднималаеь заря освобождения все-
го человечества от нацистской чумы. Ве-
ликий русский народ нес на`своих знаме-
нах свободу прогрессивному человечеству
и всем славянским народам.

Наши мысли и чувства всегда были с
украинским и русским народами, к нашим.
однокровным братьям направлены наши
взоры и надежлы. Нантей вековечной меч-
той было и есть — жить единой дружной

От граждан города Мукачево

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Верховному Главнокомандующему Маршалу
Советского ‘Союза великому СТАЛИНУ

В день 27-й годовщины Великой Ox-
тябрьской Революции мы, жители осво-
божденного героической Красной Армией
города Мукачево и его прилегающих сел
Закарпатской Украины, шлем Вам, наш
дорогой отец, сердечную благодарность и
горячий привет.

7-е ноября для нае — великий ието-
рический день, день налией воли, счастья

ne neato

Обязательства колхозников и колхозниц Ставропольского края
Выполнить государственный план, заготовок картофеля и овощей к 15 ноября,
сдать сверх плана в фонд’ Красной Армии 4.000 тонн картофеля и овощей

Радостные дни переживает наша люби-
мая Родина. Героическая Красная ‘Армия
под водительством Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина вторглась на территорию
гитлеровской Германии и уже бьет гнус-
ное фашистское зверье в его собственной
берлоге.

Новые исторические победы доблестной
Красной Армии еще больше воодушевляют
советских людей на новые. боевые и тру-
довые подвиги во славу родной отчизны,
вливают в них новую силу для дальней.
шей борьбы и достижения полной, OKOH-
чательной победы над врагом: :

‚ Сейчас на Ставропольщине повсеместно
развернулось социалистическое соревнова-

вить сознание и растлить душу нашего
народа, поколебать вековую дружбу меж-
ду нами и нашими братьями —= украин-
секим и русским народами.

На протяжении долгих лет фашистской
неволи немецкие и мальярские захватчи-
ки уничтожали в нас всё национальное,
‘попирали нашу культуру, закрывали на-
ши школы, лишали Hac элементарных
прав. Если бы не помощь Красной Армии,
Закарпатской Украине угрожало бы не
только полное национальное уничтожение,
но и вымирание. Замученная гитлеров-
скими и мадьярскими угнетателями наша
Закарпатская Украина сегодня вновь ожи-
ла, чтобы раз и навсегда е Вашей по-
мощью искоренить фашизм, и сегодня мы
славим Ерасную Армию, славим Bac,
мудрый вожль и полководец, и приносим
селтечную благодарность.

Мы знаем, что враг еще не уничтожен
полностью, но Ерасная Армия победоносно
идет на Запад и вместе с армиями великих
союзников разгромит немецкий фашизм. В
этой борьбе мы окажем Красной Армии
всяческую помощь. Наши сыны и братья
будут бороться в рядах Красной Армии
против немецко-фапшистских и мадьярских
захватчиков, чтобы ускорить час оконча-

и радости. Никогда не забудем, что Вы ос-  их берлоге и навсегда обеспечить гос-

вободили нас от тяжелого кровавого яр-
ма немецко-мадьярского фашизма. Мы весе
вилы приложим к тому, чтобы также
нашей скромной помощью содействовать и
добить немецко-мадьярских угнетателей в
Принято на митинге граждан го

Великой Октябрьской Революции.
7.Х1-1944 г.

ние за быстрейшее завершение поставок
хлеба государству, за образцовое выполне-
ние взятого обязательства — сдать сверх
плана в хлебный фонд Красной Армии
  миллион пудов зерна. Кроме того, об-
менявшись мнениями, мы решили допол-
нить нанши обязательства перед Родиной н
фронтом.

В ответ на новые победы, одержанные
Красной Армией, мы, ставропольские кол-
хозники и колхозницы, следуя патриоти-
ческому почину передовых людей страны
и нашего края по сверхплановой сдаче
картофеля и`овощей в фонд Красной Ар-
мни, берем на себя следующие обязатель-
ства:

(Обязательства п

тельной победы. Мы от мала до велика бу-
дем всемерно помогать Красной Армии для
ускорения победы над врагом, ибо в этой
победе Красной Армии мы видим счастье
и возможность развития народа Закарпат-
ской Украины.

Да здравствует Великая Октябрьская
Социалистическая Революция!

Да здраветвует лоблестная Красная Ар-
мия — наша  освободительница, вопло-
щение надежд прогрессивного человечест-
ва мира!

Слава великому ‘полководпу и вождю
народов Маршалу Советского Союза Иосифу
Виссарионовичу Сталину!

Председатель городской управы
ви ” ‚ СОВА
Члены делегации:

Фф. РОММА — епископ
ВАЙС — сенретарь городского
комитета КПЗУ
СОКОЛ — профессор
М. ТАТИНЕЦ — учительница
М. ПУПЧАК — каменщик
КАЧУР — священник, профессор
богословия

0. ГРАБАРЬ — редактер

С. СТАСОВ — юрист `

УЖГОРОД, 6 ноября 1944 г.

подство нашего народа на нашей земле.

Революция!
Слава тероической Красной Армии!
Слава великому Сталину!

рода Мукачево в день 27-й годовщины

Председатель мнтинга ДРАНКИН.

1. Выполнить к 15 ноября государствен-
ный план по поставкам картофеля и ово-
щей.

2. Сдать сверх плана в фонд Красной
Армии 4.000 тонн картофеля и овощей к.
20 ноября.

Пусть этот наш скромный вклад послу-
жит общему делу борьбы советского госу-
ларства против гитлеровской Германии.

Да Здравствует наша победоносная Крас-
ная Армия — слава и гордость советского
народа!

Да здравствует наш мудрый и любимый
вождь, гениальный полководец Маршал
Советского Союза товарищ Сталин!

риняты на колхозных собраниях края).

‘вдаль,

0 своими могучими пушками.

`]до маршала эти закаленные воины уве-

‚  ©тарше, вот и пожилые люди. Они BOODY-

лучшие в мире полководпы и офицеры. Й

„оправедливюсть и месть. Они прошли та-

селений и городов, в гористых дорогах
Чехословакии, по венгерской равнине, на
узких тронах и в лесах Югославии, —
всюду идут славные воины Врасной Ат-
мии.

- И видят народы Европы людей вели-
кого похода за ‘освобождение человечества
от фашистекого ига. Раскрываются люки
танков, и молодые танкисты подетавляют
чужому ветру загорелые,  обветренные
лица, еоскакивают с коней великолепные
кавалеристы, пытливо  звематриваясь
лезут на неприступные скалы
стрелки, летчики разминают ноги, про-
хаживаясь по полевым аэродромам. ар-
тиллериеты в’езжают в иноземные города

Несчетно это войско, и по его виду
можно судить, что оно грозно врагу и
непреоборимо. Оно привычно к трудностям,
и нет ему преград, которые могли бы
остановить его , мерное, безостановочное
движение. Вуда оно идет, куда стремит-
ся? На запад! На запад! В логов» немец-
кого, зверя, чтобы добить то оконча-
тельно!

go
es

Это не простое Войско. Это илет совет-
ский народ, народ-нобедитель. От бойца

рены в победе, в торжестве нашего пра-
вого дела. Ласковый ев другом, езрашный
врагу, движется советский народ. On
пришел от берегов Волги, от Неры и
Вамы, от Урала и Кавказа, от Tuxoro
океана и полярных морей.

Bor совсем молодые солдаты, вот по-
жены лучшим в мире оружием. У них

когда эти воины спрашивают: «Сколько
осталось до Берлина?» — в этом простом

вопросе нет бахвальства. -«Четвертый
год войны, — как сказал наш великий
Сталин, — оказался подом решающих

побед советских армий и армий наших
союзников...». Советские люди дойдут
до Берлина. По дороге будут еще Буда-
пепгт, Вена, Варшава, Кенигеберг, Дан-
циг — в6ё равно они дойдут. Их ведут

кие дороги, какие и не снились европей-
скому человеку. Они пережили столько,
что описание пережитого не уложитея п
в сотню книг. Да иное и тфудно уложить
в слова. Они видели, что делал рраг на
родной земле, — оттого так сверкают их
глаза, так неотвратимы их удары. Они
скромны © виду, но это  неустрапехмые
витязи, которые ветали за правду.

Про немцев еще Герцен однажды ска-
зал: «Немцы, чрезвычайно любящие стя-
жание, наделенные  черслвым и бессове-
стным характером, обладают способеостью
@ пунктуальной точноетью исполнять са-
мые безумные приказы  самовлаестья».
Много они исполнили этих приказов. По-
зади уже остались развалины наших го-
родов, селения, поростие бурьяном, остатз
ки виселип, лагери смерти, могилы невин-
но замученных, горе и кошмар, ужасе и
страданье. За всё ответит немец великому
советекому народу. Идут судьи, строгие и

души лежат сокровища духа. Великий на-
лого, не силел на печке,

ся к нам. Он породил

ромный путь страданий, прежде чем вы-
шел на широкую и благословенную д0ро-

история, D я
моменты; и о человеке можно безошибоч-

por,

м `ван. Один деррик сдал, был юн старень-
Николай ТИХОНОВ кий и сплошал. Это отозвалось на втором,
> на третьем. Случилась беда. Каркас рух-

радостями. Оказалось, что под. житейски-
ми, обыкновеняыми делами на глубине их

род, освободившийся от темных сил прош-
как, это пред-
ставлялось темным варварам, ворвавшим-
в своей истории
великих мудрецов, ученых, музыкантов,
преобразователей, воинов. Он прошел ог-

ту, где труд стал делом чести, нолвигом,
а не принуждением.

Наступило время, о котором сказал Бе-
линский: «У всякого человека есть своя
а в истории свои критические

но судить только смотря по тому, как он
действовал и каким он являлся в э1и мо-
менты, когда на весах судьбы лежала его
ий жизнь, и честь, и счастье. И чем вынес
человек, тем история его грандиозное.
критические моменты ужаснее, а выход из
них торжественнее и поразительнее. Так
и у всякого народа — CBOM истовия,. а
в истории свой критические моменты, по
которым можно судить о силе и величии
его духа, и, разумеется, чем выше на-
тем  грандиознее царственное  до-
стоинство его истории, тем поразительнее
трагическое величие его критических мо-
ментов и выхода из пих © челью и
славою победы».

Какой поистине царственный выход у
нашего. народа! Народ-победитель являет-
ся ныне перел всем светом в ореоле чи-
стой и могучей славы.

Великий народ имеет и великое сердце.
Ото вело его среди испытаний. Из глуби-
ны лесов, где сражались партизаны Ле-
нинградской области, в осажленный Ле-
нинграл, изнывающий в голоде, молехой
герой Храпченко привел ‘через Ree не-
мецкие линии ‘0603 6 продуктами. Люди,
сами живушие в смертельной опаспвости и
в постоянной угрозе, не могли ве от-
KIWKHYTHCA HA етралания мужественных
залщитников Ленинтрата. И ‘они помнили
среди своих страданий про муки женщие
и детей славного торода,

А женщины, взявшие оружие наравне
с мужчинами, севшие в танки, взлетев-
шие в небеса, Их мужество останется в
памяти поколений. Это мужество живет в
советском человеке, как скрытая энер-
гия народной души. Сколь величаво пе-
реживали те критические моменты, о ко-
торых говорил Белинский, маленькие,
скромные люди и как достойно они вы-
ходили из них. Открылись необозримые
россыпи героизма. Сколько ни черпала
из них война, эти россыпи безграничны.
Живая душа народа никогда не мирилась
е насилием. И чем яростнее была сила,
стремившаяся убить дух народа, там мо-
гушественнее росла в нем сила сопротив-
ления.

Сталинекое братство народов проверило
себя в боях. И подумать только, что ма-
ленькое хакасское племя дало 313 героев,

нул в котлован и завалил
было a тя
строить заново. — неизбежна, затяжка. ра-

делу. Но были русские

его. Нужю

вынимать каркас по. частях и
Никакая техника He могла помочь
мастера времен

Великой Отечественной войны. Мастера к

боты;

рабочие собрались Ва совещание — 0

было коротким. Времени нельзя было те.

рять — началась работа, Вокруг котлова-
на соорудили площадку, которая оыла з4-
ставлена едой и питьем. Походные кухни

готовили тут же беды и ужины. Время

исчезло — не существовало ни дня, ни
ночи, Тот, кто уставал, мог спать тут же.
Ето хотел есть — в любой чае дня и но-

чи вылезал из котлована и тут же под.

креплялея. Каждый понимал, что он дол-

жен работать так, как ему подсказывают
опыт и честь. Это было соревнование на

уменье. Это было вдохновение. Нужно бы-
лю одолеть самое время. И ве было еде
mano,
этот процесс. Тут нужен эпический moor

Никакая наука не сможет изучить

или гениальный живописец.

Здесь произошло то явление, которо

было и на заводах Ленинграда, где в гро-

хоте рвавигихея снарядов, под евист bows
стояли люди и работали. Один ленинград-
ский старый токарь сказал тогда: «Мы
спали е лица, недосыпаем, нелоедаем, но

что значит, когда металлическая стружка
меняется в пвете? Это значит, что металл
накален, Так-и наши сердца, Они нака-

лены».

Велик накал наших сердец! И ветают
из дыма и копоти, из шума и грохов

прокатных станов, из этой великой битвы

труда’ такие, как Александр Чалков. (я

за, два тода сварил столько стали, что 13
нее можно

риготовить 24 могучих танка,
36 пушек, 15 000 минометов, 100 000 тра-
нат, 18 000 автоматов. Это не только луч

ший сталевар Кузнецкого завода, Это пе-

редовой представитель той дружины Gora
тырей, которые куют победу. Эхо их.
боты звучит над Карпатами и Hay Bo-
сточной Пруссией. Это трудится советекий

народ на страх врагам. Возраст тут не.

чего не значит. Шестидесятилетний ypa-
лед Мирон Сысолятин He сидит дома,
«Пока не загоним в гроб проклятого нем:
ца, — говорит он, — не оставаю

вода».
Безмерное в подлости, в самомнении, в.

надутом чванстве немецкое  «воинеть»
никогда не поймет, что живет в этих bo
татырях народного возмездия. Однажлы
партизаны Ковпака взяли в плен немен-
кого генерала. Немец, много слышавший
ю Летендарном вожде народного движения,
попросил разрентения его увидеть. Он уви-
дел сидящего у костра среднего роста че-
ловека, — на нем была рубашка е pac
стегнутым воротом. Ничего внешне вели

чественного и грозного. И однако это бы
грозный Вовпак, дважды Герой Copererom
Союза, перед которым

кие генералы.

В болыной поход поднялся  советекий
народ — и все участвуют в этом OX

38-

трепетали нема

справедливые.

Враг пришел в нашу страну, забыв,
что он идет в страну богатырей. Тысяче-

Интервью Уполномоченного Совнаркома СССР по делам

де — и старый партизан, и молодой вы:
ученик металлургического завода, и жен.
щина, ведущая бомбардировщик, и маль-

награжденных орденами, а небольшое
племя, оставшееся от когда-то могучего
ассирийского народа, — 37 человек, по-

репатриации советских граждан из Германии и оккупированных
ею стран генерал-полковника Ф. И. Голикова

Ввиду большого интереса, вызванного
в широких советских крутах coodmenna-
ми о том, что на освобожденных терри-
ториях Запада оказалось много советских
граждан, находившихся в немецком раб-
стве, корреспондент ТАСС обратилея к
Уполномоченному Совнаркома СССР по де-
лам репатриации генерал-полковнику

Й. Голикову < вопросом относительно
плана репатриации этих граждан на ро-
ДИНУ.

В ответ на, вопрос корреспондента тов.
Толиков сделал следующее заявление:

«В результате великих побед Красной
Армии и армий наших союзников многие
тысячи советеких людей вырвались из
вражеского плена.

Разбросанные на территории Франции,
Бельгии, Голландии, Италии, Люксембур-
га, Великобритании, Египта, Сев. Фран-
пузской Африки и даже — в Соединенных
Штатах Америки, они ожидают своего
возвращения на советскую родину.

Советское правительство принимает все
меры в тому, чтобы это горячее желание
наших гражлан было возможно скорее
осуществлено. Десятки тысяч их уже воз-
вращены на родину из Финлянлии. Румы-
нии, Польнеи; первые десять тысяч при-
были из Англии; большая  поттотови-
тельная работа к репатриации советских
траждан ведотея во Франции, Бельгии,
Голландии и Люкеембурге.

В организации дела возвтащения совет-
ских граждан на родину приходитея на-
Чинать с самого элементарного — с зы-
явления оповещения и сбора наших граж-
дан. Эта работа оказывается не такой
простой, как можно былю бы. предполо-
жить на первый взглял, так как мчогие
наши люди, попав на  севобожденную
союзными войсками территорию, ‘вродтол-
жают еще оставаться в лагерях лля воен-
нопленных, иногда  вуесте с немецкими
военнопленными. Констатированы: случаи,
когда напги люди в этих лагерях находи-
лись и еше находятся в зависимости от
немпев. Условия их содержания ‘нередко
крайне неулувлетворительны: они плохо
одеты, плохо питаются, нахолятся без
медико-санитарной помощи, подвезгаютея
притеснениям. :

Приведу один пример: группа  совет-
ских военнопленных в количестве 72-х
человек, дежавшая из немецкого лагеря в
Италию, развернула паотизанскую борьбу
с немцами в районе Ппало, в боях ©оели-
нилась в союзными войсками и сдала им

большое ‘число захваченных ею немецких
пленных. Вместо того, чтобы обеспечить
партизанскому отряду кадлежащие усло-
вия и помочь В отправке на родину, мест-
ная военная администрация заключила,
его в концентрационный латерь вместе с
немцами, где и продержала 10 суток,
освободив только после организованного
протеста. ee

В ряде случаев на освобожденной тер-
ритории нашим людям чинятея  препят-
ствия к скорейшему сбору и отправке на
родину.

Все эти ненормальности в обращении с
освобожденными  советекими гражданами
вытекают, очевидно, из непонимания  не-
которыми предетавителями союзных  вла-
стей своих обязанностей в отношении
граждан союзной державы. Советское пра-
вительство принимает энергичные меры
для устранения этих непорядков. Есть все
основания полагать, что они прекратятся
в самом ближайшем будущем.

Имеется также немало примеров Toro,
что люди, враждебно настроеннёе к Co-
ветекому` государству, пытаются обманом,
провокацией и т. п. отравить сознание
наших граждан и заставить их поверить
чудовищной лжи, будто бы Советская Ро-
дина забыла их, отреклась от них и He
считает их больше своими гражданами.
Эти люди запугивают наших соотечеетвен-
ников тем, что в случае возвращения их
на родину они будто бы ‘подвергнутся
репрессиям. Излингне опровергать такие
неленоети.

Советская страна помнит и заботится о
своих гражданах, попавших в немецкое
рабство. Они будут приняты дома. как
сыны Родины. В советских кругах ечи-
тают, что даже те Из советских граждан,
которые под германским насилием и тер-
рором соверптили действия, противные ин-
тересам СССР, не будут привлечены к
ответственности, если они станут честно
выполнять свой долг по возвращении Ha.
Родину.

Имеются мното фактов, евидетельетвую-
щих о том, что тысячи советеких людей
находясь в немецкой неволе, ‘героически
‘боролиев против врага. Так, например, из-
вестно, что на территории Франции боль-
moe число русских, грузин. армяч, тад-
жиков, талар, украинцев, белорусов —
бывитих красногрмейцев и офицеров Крас-
ной Армии, попавивих в плен к немцам и
загнанных ми на территорию Франции.
восстали против немецкого комамлования

и ‹ оружием в руках целыми группами и
подразделениями присоединялись к фран-
цузеким партизанам и активно Участвова-
ти в освобождении Франции и Бельгии от
немцев. Родина по праву может гордиться
такими сынами. :

Веем возвращающимеся еоветеким граж-
данам предоставляелея полная  возмож-
ность немедленно принять активное уча-
сте в разгроме врага и достижений
победы, одним — с оружием в руках,
другим — на производетве, третьим — в
области культуры.

При этом всем им оказывается надле-
жащая материальная помощь и поллержка
в бытовом устройстве, в лечении, учебе
и пр.

Дети, многие тысячи которых немцами
были украдены у своих матерей. будут
возвращены родителям, а другие —
устроены в детские дома и санатории,

Вот один пример из многих: на-днях
войска Красной Армии недалеко от города
Мукачево на территории Закарпатской
Украины отбили y немцев около 200

советеких детей в звозракте от 21%
хо 15 лет. Два месяца немцы таска-
ли их по железным дорогам, стремясь

увезти в Германию. Многие дети умерли
в пути от болезней и истощения, причем
больных детей немцы убивали,

Сейчас эти дети спасены, им выдана
одежда, их лечат, подкармливают и воз-
вращают к родным.

В вастоящее время представители Упол-
помоченного Совнаркома CCCP mo делам

патриалии советских граждан частично
уже находятся на месте в ряде слран, а
другие велед за первыми готовы к
выезду.

Главная наша работа впереди. Основная
масса советских людей, попавших в
неволю, еще не освобождена и находится
на территории Германии.

Близок день полного и окончательного
разгрома врага. Он будет радостным днем
освобожления наших советских братьев и
сестер. Вее они найдут свое место на po-
хине среди бойцов, сражающихся с врата-
MH на фронте, среди строителей ‘кашего
могучего государства. Перед советскими
людьми, освобожденными из немецкого
рабства, открываются птирокие возможно-
сти вермуться в родные места и в свои
семьи, заняться своим делом и беззаветно
служить своему народу, своему  Отече-
CTBY».

Издание доклада и приказа
товарища Сталина

Государственное издательство политиче-

ской  литератупы выпустило отдельной
броппорой доклад Предеедателя Государст-
венного Комитета Обороны товарища

И. В. Сталина на торжественном заседания
Московского Совета депутатов трудящихея
в партийными и общественными организа-

циями г. Москвы 6 ноября 1944 тода и
приказ Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского Союза товарища
Сталина от 7 ноября 1944 г.

Тираж брошюры — 5 миллионов экзем-
пляров. (ТАСС).

Красный обоз

латвийских крестьян

РИГА, 10 ноября.» (ТАСС). Крестьяне
деревень Рижского уезда снарядили мошщ-
ный красный обоз. На 1.500 подводах они
доставили в город зерно, овощи и другие
сельскохозяйственные продукты.

Выполнив государственные

плановую сдачу хлеба и овощей государ-
ству. ;

обязатель:
«тва, многие хозяйства продолжают сверх-

летие копил силу наш народ, неизмети-
мую, как пространства его отчизны. Веё
грандиозно в нашей стране. «Разливы рек
ев подобны морям», сказал поэт. Разливы
чуветв и разливы силы, преобразивитей ее,
нельзя измерить никакой мерой. Олин из
ее сыновей носит фамилию — Богатырь.
Так он и зовется — Герой Советекого Сою-
за Фержент пограничник Иван Богатыуь.
Жил он, не зная войны, и вкладывал
свою ботатырскую силу в мирные дела.
Пришла война, и 12 июня 1942 года под
Балаклавой он пять часов сражался один
против толпы врагов. 45 ero товарищей
пали, и он один в лоте отражал атаки
немецких автоматчиков.

А таких богатырей, таких Героев Co-
ветекого Союза много, тысячи. их: на
земле, на воде и в воздухе. Хваленая
немецкая техника не остановила  совет-
ского воина. - Сколько ее осталось на
наших дорогах и не счесть. И ничем это-
го уже не восполнишь. Хоть все кастрюли
собери со всех терманеких кухонь и от-
правь на завод, хоть всех слепых и хро-
мых собери в армию п переименуЯ их в
тренадеры. Кончено фашистское  бахваль-
ство. На нашей улице праздник!

Советский народ — бесстрашный на-
род. Шесть коммунистов Bo главе со
старшими сержантами Гулябвым и Кузне-
цовым первыми форсировали Днепр в
маленькой  лодчонке, которую  съирепо
бросали волны. А с неба на эту лолчонку
бросались 38 немецких самолетов.: И под
бомбами и пулями, в кромешном алу они
переправились на правый берег, заняли
оборону и отбивались всю ночь от нем-
цев, чтобы утром, получив подкренление,
перейти в наступление. А сколько таких
подвигов совершили наши тери na
всех фронтах. А сколько таких,
как бессмертный  комсомолен Матросов,
своим телом закрывали бойнипы лотов и
дзотов, чтобы проложить путь товаищам.
Не в азарте и не из тщеславия погибали
они. Они знали, что вся страна благо-
словляет их подвиги,

Вогда юноши и девушки, такие. как
Зоя, как краснодонцы, вступали в смер-
тельный поединок 60 страшной военной
машиной немцев, они не считались ни со
своей юностью и неопытностью, ни с
неудержимым желанием жить. Они хотели
жить, они, мечтали о счастье, о шекрас-
ной поре молодости, но котда враг попи-
рал их землю, когда он оскофблял налие
национальное чувство, всё, что нам доро-
го, — в этих молодых существах He
было робости или сомнения. Onn man
один на тысячу, чтобы утвердить евою
великую правду. И они бессмертны, как
породивший их народ, & презреняые па-
Tau гниют в ямах или ждут последнего
суда, который превратит их в прах.

В каждом маленьком местечке, в каж-
дом маленьком колхозе жили советские
люди, ‘которые не думали о геройетве. Они
не думали о том, какой громадный запае
мужества у них в серлце. И если бы им
сказали среди их будничных дел, 4TO
ОНИ будут творить исполинские ‚Дела —
они не поверили бы. Они умели работать,
умели украшать свою ЖИЗНЬ проетыми

лучивших правительетвенные награды.

Как будто все наши предки пришли
помогать нам в огне небывалых сражений.
Как будто все тероические песни, все
былины Заново воскресли в памяти на-
рода. Герои прошлого проносились перед
рядами сражающихся. (На холодную пли-
ту, где было начертано: «Здесь лежит Су-
воров», ленинградские снайперы прино-
сили полевые цветы, сорванные на бру-
ствере окопов, и клялись в ненависти к
немцам. Севастопольские моряки видели
тень Нахимова и, прикрепив в бушлатам
клочки его мундира, бросались в атаку.
Потомок Хаджи Мурата брал из музея орт-
жие своего легендарного предка — «на
время» и рубил немцев шашкой грозного
воипа. Моряки Кронштадта читали елова
Петра: «Оборону своего места  лержаль
до последнего ‘издыхания». Прекрасные
тени  шлиссельбуржцев  вдохнули му-
жество` революционеров в маленький rap-
низон крепости, защищазигийея в фразва-
линах с небывалым уменьем и смелостью,

Советские сухопутные армии, воздущ-
ные и морские силы получают всё для вой-
ны. За ними стоит народ, у которого зо-
лотые руки. Великий Сталин недаром
сказал: «Еели Красная Армия смогла ус-
пешно выполнить свой долг перед Родиной
и изгнала немцев из пределов  соретекой
земли, то она сделала это благодаря
TOMY, что ее беззаветно поддерживала с
тыла вся наша страна, все народы нашей
страны».

Вглядитесь в то неизмеримо прост-
ранство, что лежит за линией фронта к
востоку, прислушайтесь. Этот неумолчный
тул — это работа гигантской кузницы
победы, непрерывная и удивительная...
Казалось, что невозможно даже разобрать-
ся в тех массах технического имущест-
за и оборудования, которые два с поло-
виной года назад шли в нескончаемых
эшелонах с запада на восток. Станки
ставили на землю. Не было крыш, снег
падал ма плечи работавших. „Негде было
жить, негде было преклонить голову для
отдыха. Вакой народ одолел бы эти труд-
ности?! И вот золотые руки мастеров
принялись за дело. Это было вдохновение
и расчет. Это был эпос’ без пушечной
стрельбы и завывания бомб. И тут ска-
зался тот великий новый стиль работы,
который четверть века воспитывала в
народе партия большевиков, неутомимых
колумбов нового социалистического мира.
Этот стиль был помножен на исконно pyc-
скую любовь к беззаветному, широкому
свободному труду.

Й они выросли — новые заводы
рики, ° мастерские, верфи,
тахты. Ветали новые домны. Из потоков
раскаленной стали рождались пушки,
танки, самолеты, — всё что требовал
фронт.

Как же опи работали, как они сража-
лись, вернее сказать? На одной стройке
решили строить одновременно котлован и
деревянный каркас, который нужно было
в него опустить. Этим экономилась уйма
дратоценного времени. Котлован был готов
раньше срока. Каркас тоже, Все торже-

é
’ фаб-
лаборатори

чик, делающий автоматы, и воин с MO
лодым лицом и седыми волосами, прошел
ший все круги ада и теперь несущий
знамена мщения в логово зверя.

Искусство напгих полководцев неосто-
римо. Мужество и доблесть наших солдат
й офицеров сокрушило вражьи полчища,

жами нашей Родины идут полки ЕКрасвой
Армии: Что станет им преградой? Pern? Ho
их мы форсировали столько раз! Горы? №
наши воины, жители равнин, когиа (14%
нужно, орлами взлетали над Варпатами т
Балканами. Укрепленные линий? Но №
было такой крепости, такой позиции Bp
га, которую бы не превратили’ в пи
Hall воины.

Й в перекличке времен мы можем
годня вспомнить строки Батюшкова o pyc:
ской армии, пришедшей в Германию 01
ста лет назад по следам бегущего Ham
Леона:

Й час судьбы настал! Мы здесь, сыны
снегов,
с свободой т
громами!
Стеклись © морей, покрытых льдами,
От струй полуденных, от Каспия

Под знаменем Москвы

валов,

От волн Улеи и Байкала,

От. Волги, Дона и Днепра,

От града нашего Петра,

С вершин Кавказа и Урала!

Мы в Германии, в доме пала
и убийц. «Теперь за Красной Арм@
остается ее последняя = заключитель-
ная миссия: довершить вместе ¢ a
миями наших союзников ‹ дело таз

IWTHCTCKOLO зверя в его собетвенном лото
ве и водрузить над Берлином SHANE
победы» — так сказал наш Верховный
Главнокомандующий. С Beero оби
ного нашего отечества стекались ве
ны для послелней битвы. И снова он
под знаменем Москвы, но только Моск
иная и советские воины иные. 9% №
вые люди нового мира. И Москва — 3%
символ священной свободы, во имя кот
рой так беззаветно сражаются наши люди.

В эти дни октябрьского поди
мы вспоминали, как началось mame Cr
ветское государство, как оно боролось
будущее, как оно росло и крепло. МЫ
знаем, что теперь, спустя лвалцать 6%
лет поеле тех грозовых дней и пение
 HX дней, нашему Октябрю суждено 6
ло спасти от ига фашизма ne толы
Россию, no и Европу. Это правда, №!
могучая сила советской организации рой
kena Октябрем. Это правда, ибо лю
Фронта, которые с оружием в руках уни
тожили мощь Третьей империи, п 20
тыла, которые делали всё, чтобы Краски
Аруия могла побелить, —— рождены OF
тябрем. Они добьют теперь врага в
логове! Поруксй этому ло, что на гру
великого вождя народа-побелителя сия!
зессмертный огонь ордена «Победа». Стали
возглавляет нашу борьбу. Сталин побели”
значит победила правда, потому
Сталин — правда советского ‘народа!

Не счесть маших побед. Далеко за 076

ма. немецюо-фашистекой армый, добить 62:

р
и
pe
(0
pol

a,

Hat

М
fa
wy
enol
jul
BD)

и

и
Frit
mee

a
Я
тЫ
(8838
ЩЕ
и
ии
fra
meer

or
Jon
enue
MOUs}
та
ЗАВ

(
9 ing
ID,
KOT
и
и.
jinn
Peay
Ту
МГ
TOR

Ofp
TH i
HOt
Deroy
Е
ПМ
ПИН,
(thy
ТОО
р
yy
ра
thy
МУ
ЗЫ

Pafy
borg
(kin
ag. y
ар