wl нь

Я
я
и

i
:

}

10$
Е
её
(OB

10H
KG,

р
К
ar,
ты

‚„ Молодежь

15 ноября 1944 г. среда, № 270 (5950).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

В чужом доме

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Застигнутые в пути ночью и непогодой,
WH вынуждены были искать приюта в
изленьком польском городке. На боль-
шие удобства рассчитывать не приходи-
лось. Перед нами был  город-страдалец.
Грозные бури войны, разбушевавшиеся ми-
нувшим летом на левом берегу Вислы, из-
ломали, исковеркали его, разогнали отею-
18 почти всех мирных жителей. А так как
и теперь линия фронта проходит  веего
лить в нескольких километрах от го-
рода, так как и поныне на городские ули-
цы всё еще падают порой тяжелые cHa-
ряды немецкой артиллерии, он и до се-
годняпенего дня остается почти безлюд-
EBIM.
В комендатуре, куда мы обратились за
содействием, нам порекомендовали для
ночлега небольшой каменный  особнячок.
Комендантский патруль, направленный с
нами в качестве проводника, всю дорогу
нахваливал наше временное жилише:

— Там у нас кто только не размещал-
ея — и бойцы, и офицеры, и пегабы про-
ходящих частей. Все довольны были. Ни-
хто не жаловался. Да’и чего жаловатьея?
Окна все целы. Печи исправны. Даже
лампы есть. Единственное неудобетво —
хозяева отсутствуют. Так что если, ека-
жем, чайку вскипятить или ужин соору-
дить вздумаете, это уж, извините, самим
придется, поухаживать некому...

Откровенно говоря, мы не очень-то до-
веряли оптимизму нашего  провожатото.
Дом без хозяина — какой же это дом? И,
переступая порог особнячка, каждый из
нас приготовилея встретиться здесь с
унылой картиной запустения и заброшен-
ности. Однако мы ошиблись. В опрятных
маленьких комнатках всё находилось на
евоих местах: столы, стулья, кожаный
диван, картины, . семейные фотографии,
трюмо, большой застекленный шкаф с ак-
куратно сложенными в нем книгами. Ка-
залось, что хозяин дома отлучилея отеюда
не больше часа, назад. Но это только ка-
залось. На стекле книжного шкафа мы
увидели оставленную им записку © авгу-
сетовской датой. Она была написана на
родном нам ‘языке не совсем уверенным,
Ho достаточно вазборчивым почерком:

«Просьба к солдатам русской армии!

Поручаю» вашему попечению мои КНИГИ,

которые для меня то же, что для вае

на войне оружие, а в мирное время ста-
нок для работы.
Ян Осецик — учитель».

Прочитав эту залиску, мы вее столпи-
лись возле шкафа и внимательно стали
рассматривать корешки книг. Ь `оказа-
лись не только польские, но и очень много

русских изданий: «Руслан и_ Людмила»  НЯЛ СУТЬ

: ре то, мол
Пушкина, несколько томиков Чехова. Лев a ee сам хозяину отвезу обратно, а заодно  Ни. Ее собрано в пять раз больше, чем в

и извинюсь перед ним, что такое недоразу-
мение получилось. Прикинули мы и ре-

Толетой, Гоголь, Чернышевский.
— Вот так находка! — невольно вы-

мол,

ной лошади старалея, а потом всё же по-

кажется, стесняться — ты здесь полный
хозяин. Ан нет — он чувствует себя
только гостем, только временным посто-
яльцем. Нашел он книжки в заброшенном
доме. Книжки ему нравятся (как бы они
скрасили досуг на походе), но эн и по-
мышлять не смеет о том, как бы захватить
хотя бы одну из них © собою. Или, ска-
REN, стоит вот на столе лампа. Она тоже
может пригодиться солдату. Разве не веее-
лее сидеть ночью в землянке © хорошей
лампой, чем с коптилкой или вовсе впоть-
мах. Но и лампу он оставляет на месте.
Чудеса да и только.

— Не чудеса, Иван Николаевич, & вос-
питание, — перебил майора Шлемин. —
Наш боец. не захвалчик, a освоболи-
тель. Взять из чужого, хотя бы и за-
брошенного, дома чужую вещь, всё pas-
HO какую, — книгу или CYHIVE е доб-
ром, кринку молока или всю корову, —
поступок одинаково омерзительный. Мы на-
зываюм это мародерством. А то, что маро-
дер не может носить на плечах погоны
воина Красной Армии, это должно быть
яено каждому.

— Мародерам у нас не только погоны.
но и головы © плеч снимают, — Еставил
Ващенко.

— Случается, согласился  Шле-
мин. — Только это уже крайняя мера.
Воспитание не зиждется на олних лишь
репрессиях... Помнишь, Иван Николаевич,
случай с ездовым Трифоновым?

—0 Трифоновым-то? — отозвался
майор. — Как же не помнить? На вею
жизнь запомнил. Ведь за этого Трифоно-
ва вы, товарищ подполковник, едва и

: (От ваш. корр.). В Н-ском соединении
ен, старика, цех отд не упевти- прошла и работников войсково-

Мы весе заинтересовались этим случаем, [го питания. Подробному анализу подверг-
и Иван Николаевич охотно рассказал его:  лось обеспечение питанием войск, участ-

— Это было еще в ту пору, когда мы вовавших в львовско-перемышльской насту-
за Саном дрались. Налии обозы едва пос- пательной операции.
певали за пехотой. Лошади сильно приста- К началу операции все кухни были от-
тп, HAH € Kopuau WM newuoro nox6a-[peMONTuposam, некото опасы подо
ee и ea, oa порядками. Горячая пища в большинстве

7 *iCUAyYYaeB FYTOTOBHJacbh в походных кухнях
честные ресурсы. Остановились мы На при их движении. На коротких останов-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Орудия

_ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОТНИКОВ
ВСИСНОВОГО ПИТАНИЯ —

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 ноября.

привал, & OH где-то добыл косу да ках шла подготовка продуктов — нареза-
И накосил для своего BOPOHOTO кре- лось мясо, очищались овощи, перебира-
стьянской пшеницы. Дошел слух 00 лись крупы, заготовлялись сухие дрова.

до подполковника. Вызывает ов меня Это давало возможность быстро готовить
вслед за войсками, не

этом
и приказывает разыскать виновника, нето,  ПИЩУ и двигатьс
за него ты Hox суд пойдешь. о ыы интересом участники конфе
eS ЕАН Я ов. i ренции прослушали ряд других докладов.
Cb, : , ` НТюдполковник медицинской службы Ермо-
мы его, конечно, в оборот. Он сначала ту- лаев отметил в своем докладе, что пра-
ца-сюда, не для себя, дескать, для казен-   вильно организованное питание предотвра-
тило возможность заболеваний. В этом
дела, да и предлагает: ишеница- смысле большую роль сыграл сбор и
пока почти вея цела, дозвольте   использование в пищу дикорастущей зеле-

прошлом году. По вопросу об организации
питания офицерского состава. выступил с

рвалось у командира взвода автоматчиков докладом капитан Линенкий. Кроме того,
лейтенанта Ващенко. — Чехов — мой Шили, что лучшего выхода из а, с докладами „выступили майор медицин-
р Те - и впрямь, пожалуй, не придумаешь. ской службы Токсинский и капитан Нови-

Э1о его восклицание вызвало дружный
смех и колкую шутку:

— Не обижайте, лейтенант, учителя.

— Я же только

на место.

шутливох тоне продолжал второй
спутник подполковник Шлемин. — ‘
пожалуй, поступали уже многие из посе-
тителей дома сего. я

И как бы в подтверждение этих
слов из книги, взятой лейтенантом.
пала другая записка:

«Читал всю ночь. Завончить не уда-
лось. Жалко, но что поделаешь. Если
еще раз придется быть в городе, — до-
читаю обязательно. С благодарностью

Сержант Валуев».

Третья записка обнаружилась в «Се-
вастопольских рассказах»
была еще короче:

«С удовольствием прочитал и возвра-

щаю в полной сохранности.
Майор Никитин».

вы-

Мало-помалу между

оживленная полемика о нормах поведения  написал на нем и вместе с книгой поло-

нашего воина на чужой земле.

— Наш воин поистине святой чело-
век, — заговорил хранивигий до сих  пор
мотчание самый старший из нас по в03-
расту майор интендантекой службы Ду-
бов. — Ведь вот воевал он за этот го-
Pol, кровь лил, жизни своей не шадил.
Паконеп, одолел врата, вошел сюда. Чего,

ПРОТЕЗ КОНСТРУКЦИИ Б. Ф. ЕФРЕМОВА

Конструктор одного из московских за-
водов — Б. Ф. Ефремов несколько лет
назад лишился обеих ног и с тех пор
пользуется протезами. Существующие типы
протезов не удовлетворяли его, и он ре
шил сконструировать протезы, более
удобные для передвижения. Это ему
удалось. ы

Протезы, сконструированные Ефремовым,
снабжены шарнирами-амортизаторами, ко-
торые придают искусственным конечностям
особую эластичность. При передвижении
по неровной поверхности исключаются рез-
кие толчки и удары. Весят протезы в три
раза меньше, чем обычные.

Протез Ефремова в течение мееяца из-
тотовлялся на заводе, где работает кон-
структор. После того, как  нротез был
готов, его подвергли испытанию.

В осеннее пасмурное утро на площади
Маякозского остановилась легковая маши-
на. Открылась дверца, и из автомобиля на
тротуар вышел человек в сером макинто-
ше. Это был конструктор Ефремов. Он
быстро зашагал по тротуару. В толие
трудно было отличить идущего от ‘осталь-
ных пешеходов. В его руках ‘Не было

КОМСОМОЛ—ДЕТЯМ ФРОНТОВИКОВ

Год назад, в канун 95-летия ВЛКСМ,
Советского Союза поклялась
товарищу Сталину постоянно заботиться о
сохранении злоровья, воспитании и обуче-
ний подрастающего поколення.

За годы войны молодежь заработала на
воскресниках и внесла из своих сбереже-
ний в фонд помощи детям фронтовиков
свыше 170 миллионов рублей. На эти сред-
ства построены 126 детских домов, OT-
крыто 14 здравниц и сотни детских домов
и оздоровительных площадок, на которых
в 1943—44 году отдыхало больше 150.000
детей защитников Родины: Школьникам —
детям фронтовиков Но решению =~
ВЛКСМ выплачивается 18.930 стипендий.

На промышленных предприятиях страны
по инициативе комсомольцев проведены де.
сятки массовых. воскресников по изгото”
влению вещей и оборудования для детских
учреждений. Только за два воскресных дня

Приказали везти. Повез.
шал об’яснение Трифонова и даже, гово-
рят, прослезился.
почитать хочу, — Н@ хочет.

возразил Ващенко. — Ночитаю“и положу   Своего вороного,
беднею. А Трифонов Boe:

— А вот это можно, — всё в 10м же там ты от этого, папаша, иль нет — не
Hal   M06
Tax,  He имею права, я не. немец, а русский
солдат. Если прикажешь, я тебе даже и
обмолочу ее — пшеницу-то эту самую». бойцов имеется специальный термос.
ето С полчаса наверное калякали и сошлись
на том, что обмолотит пшеницу CaM X0-
зяин, & Трифонов, если ему доведется еще   продуктов, поступающих на довольствие

возле него лежал выпавший

напги сборы в путь. Перед уходом он выр-
нами  завязалась вал листок из блокнота, что-то торопливо   фронтовиков завезено 105 тонн овощей, вы-

Хозяин выелу-   ков.

Участники конференции обменялись опы-
Пииеницу никак брать том своей работы. Так, лейтенант Гусев
говорит, на здоровье   сообщил о применении простейшей карто»

я ют этой охапки не. по- фелечистки, сделанной своими силами из

«Победнеенть  бочки и листового железа и заменяющей

труд трех-четырех человек. Командир

взвода снабжения лейтенант Якушев рас-
сказал о практике обеспечения бойцов го-
рячей пищей. Они получают ее два-три
раза в сутки, причем на каждые десять

Корми,

:

дело. Но обижать местное население

Большой интерес вызвала организован-
ная на конференции выставка образцов

частей, а также образцов кухонной посу-
ды, термосов, утепленных ведер, котел-
ков, ложек, которые можно с успехом из-

раз быть в этих местах, обязательно за-
вернет к нему на пироги. Друзьями рас-

Se ke x = готовить в каждой части.
Беседа наша залянулась. Спать мы лег-
ли поздно и проснулись, когда в окна МЕСЯЧНИК ПОМОШИ
Толстого. Она особнячка пробивалея уже скупой луч СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ
осеннего солнца. Ващенко еще дремал, и АКТЮБИНСК, 14 ноября. (По телефо-

из рук TO

уже ну от наш. корр.). Здесь с большим успз-

хом прошел месячник помощи семьям
фронтовиков в подготовке к зиме. Семьям

мик Чехова. Лейтенанта разбудили

дано 1500 пар. валенок. Всем семьям фрон-
товиков области отрэмонтированы кварти-
ры, части семей предоставлены. новые
квартиры.

жил в шкаф.
— Еще одно письме неведомому Яну
Осецику? — спросил Шлемин.
— Or меня первое, — застенчиво
улыбнулся Ващенко. :
Подполковник М. ЗОТОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Юбилей фронтового

ансамбля песни и пляски

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 14 нояб-
ря. (По телеграфу от наш. корр.). Испол-
нилось 8 лет существования ансамбля пе-
сни и пляски 1-го Белорусского фронта
под художественным руководством заслу-
женного артиста республики Шейнина. За
даже палки, с помошью которой обычно  это время ансамбль дал 1800. концертов.
передвигаются протезированные. Ефремов  В дни Отечественной войны он вместе с
прошел улицу Горького, пересек площадь частями проделал путь от Сталинграда до
у Белорусского вокзала и продолжал   Вислы. :
путь по Ленинградскому шюссе. В репертуаре ансамбля лучшие произве-

За первые 29 минут OH прошел около   дения советских композиторов. Большин-
двух с половиной километров. На после- ство кочцертов ансамбля было проведено в
дующих этанах пути он двигался © Не-  подразделениях переднего края. В районе
меньшей скоростью. Сильный встречный   северо-западнее Праги ансамбль выступил
ветер мешал движению, на пути встреча- перед началом наступления наших войск.
лись крутые скаты и подемы, но кон-  разбившись на небольшие группы, арти-
структор Ефремов продолжал испытание. сты обходили землянки и траншеи, испол-
Не останавливаясь и не отдыхая, он до- няя песни и пляски.
шел до конечного пункта чамеченного  Ансамбль дал много концертов для
маршрута. За два часа 23 минуты ЕфФре-   польского населения в Люблине и в дру-
мов прошел на протезах 1! километров гих освобожденных городах Польши. В се-
600 метров. ле Польская Воля выступление ансамбля

Протез конструкции Ефремова блестяще   зылилось в демонстрацию польско-совет-
выдержал испытание. В связи с этим На- ской дружбы.
родный комиссар социального обеспечения   Решением Военного Совета фронта 50
РСФСР тов. А. Н. Сухов в беседе с кор  участников ансамбля награждены ордена-
респондентом «Красной звезды»  заявил: ми и медалями СССР.

— Новый протез заслуживает положи-
тельной оценки. После технической раз-
работки он в ближайшее время будет из-
готовляться на заводах протезной промыш-
ленности.

Университет марксизма-ленинизма
для офицеров
СВЕРДЛОВСК, 14 ноября. (По теле-
фону от наш. корр.). При окружном Доме
Красной Армии открыт университет марк-
сизма-ленинизма для офицеров гарнизона.
Слушатели университета изучают историю

рабочие и работницы текстильных фабрик ВКП(б), историю международных отноше-
,  ний, исторический и диалектический мате-
страны изготовили сверх плана для детей Hi
Ра- риализм, книгу тов. Сталина «О Великой
фронтовиков 3 миллиона метров ткани. Ра ы 2
бочие и работницы предприятий легкой и Отечественной войне Советского Союза»,
poco aes „ историю военного искусства. Занятия в
местной промышленности в дни воскресни а ое: ba в
ков выработали 86.000 школьных принад- университете ВБ д ре р
лежностей, 7.680 килограммов мыла, 31.100] МЕСЯМ.
пар кожаной обуви, 208.200 пар чулок и
Носков и много других детских вещей.
Всего по стране в 1944 году в порядке
помощи детям воинов изготовлено в не-
урочное время 174.000 пар обуви, 5 мил- 8 B
лионов метров мануфактуры, 88.000 штук венной войне», „изданный
верхнего платья, около 600.000 разных дру-   управлением Красной Армии.
гих детских вещей, тысячи учебно-нагляд-  Фильм, рассчитанный на бойцов и офи-
ных принадлежностей и много предметов  неров Красной Армии, показывает значе-
оборудования для школ и детских домов. ние коня в войне и роль ветеринарной
В ответ на доклад товариша Сталина   службы, призванной охранять здоровье
комсомольцы и молодежь принимают но- коня и обеспечивать быстрейшее возвра-
вые обязательства об усилении помощи де-  шение в строй больных и раненых лоша-

тям фронтовиков. (ТАСС). дей.

Фильм о военной ветеринарии

На-днях выпущен в прокат фильм
«Военная ветеринария в великой Отечест-
Ветеринарным

большой мощности на огневой позиции.

ADTHAAC
F
AE

Три часа не смолкал бой в горах. Гро-
хотала артиллерия. Бурые тучи земли и
дыма заслоняли робкое осеннее солнце.
Наши части петурмовали твердыню про-
тивника — крупный узел горных дорог,
преграждающий путь в глубь Карпат. Уже
были взломаны две внешних линии дол-
говременной обороны неприятеля. Плотным
полукольцом обложили советские пехотин-
цы сердцевину немецкой твердыни. Но
враг сопротивлялся с ожесточением обре-
ченного. Он спешно подтягивал свежие
пехотные части, танки, самоходные орудия
и < хода направлял их в контратаки.

Против стрелковой части, которую под-
держивал тяжелый артиллерийский ливи-
зион капитана Вального, немцы бросили
резервный пехотный полк, до сорока «тиг-
ров» и «пантер». Нужно было не только
сдержать, но и повернуть вспять чиелен-
HO превосходящие силы врага. Решающая
роль опять предоставлялась артиллерис-
там. Но противотанковые орудия дейество-
вали на других участках, & огонь тяжелых
по танкам был сильно затруднен. Сплот-
ной лес ограничивал видимость, сковывал
маневр огнем. Е

На наблюдательном пункте раздалось
монотонное жужжание зуммера. Худоща-
вый, с проседью на висках офицер взял
трубку. ay

— Капитан Кальной слушает вас, то-
вариш генерал.

Пока генерал отдавал приказание, в го-
лове Вального созрел план действий.

— Есть разрубить узел, — ответил
он, и в его голосе звучала ‘твердая уве-
ренность в успехе.

Капитан вдвое увеличил число перело-
вых наблюдательных пунктов, приказал
разведчикам-наблюдателям корректировать
каждый разрыв. Дивизион крепко бил
контратакующего противника. Капитан не
видел, как факелами вопыхивали «тиг-
DED и разбивались «пантеры», но он
знал, что каждое орудие бъет безотни-
бочно.

Наконец, немецкие танкисты не выдер-
жали шквального огня наших тяжелых
орудий. Упцелевшие «титры» и «пантеры»
повериули назад. Вражеская пехота отету-
пала еще быстрее своих бронированных
малтин. Вонтратака явно провалилась, но
немцы пытались исправить положение, и
на железной дороте появился разукрашен-
ный белыми драконами бронепоезд.

— Прошу любить и жаловать! —— едко
заметил командир отневого взвода стар-
mui лейтенант Мазниченко. Он круто раз-
вернул свои орудия и стал бить в упор
по Громыхающему бронепоезду. Поединок
был нелегким, но победили советекие ар-
тиллеристы. Орудия бронепоезла умолкли,
и команда покинула ето: сзади полотно
было разрушено, путь отхода отрезан.

Тогда в стане врага возникло серьез-
ное замешательство. Наши пехотинцы, ©о-
провождаемые артиллерийским огнем, кли-
ном врезались в основную линию обороны
противника и разрезали надвое его боевые
порядки. Последовал еще крепкий натиск
с флангов, и узел был разрублен. Вра-
жеская тверлыня пала.

2.

..Вершина Карпат. По одетому лесом
склону горы карабкаются наступающие
пехотинцы офицера Вуригина. Справа и
слева оживают немецкие доты, скрытые в

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф. Левшина.

>
(От специального корреспондента
«Красной звезды»)
<

кустарнике. Перекрестный отонь пулеме-
тов прижимает пехотинцев к земле. Ди-
визион капитана Вального полчаса обст-
реливает вражеские доты, но они не умол-
кают. Их очень трудно нащупать и раз-
рушить огнем тяжелых орудий с закры-
тых позиций.

— Выкатить орудия Ha вершину горы
«Чертеж»!—приказывает капитан коман-
диру батареи старшему лейтенанту Его-
рову.

Как-то даже не верится, что можно
поднять грузные’ орудия на высоту
1.200 метров. Но иначе действовать нель-
зя. Подавить доты противника можно
только прямой наводкой с вершины горы
«Чертеж». Значит, орудия во что бы то
ни стало должны быть установлены Ha
вершине.

Командир дивизиона, его заместитель по
политической части капитан Борисов и
командир батареи Егоров влоль и гоперек
обтаривают вею гору. Они выбирают Me-
сто лля огневой позиции и пути подхода
BE нему.

—= Вот здесь лес немного реже, — го-
ворит капитан. — Саперы помогут pac-
чистить просеку, и дело пойдет.

— Едва ли потянет трактор в такую

гору, — озабоченно замечает Еторов.
— Олин не потянет, — четьре впря-
жем, — отзывается Вальной.

— Верно. Это идея.

У подножья горы и Wa скатах закипе-
ла дружная работа. Саперы прокладывают
в лесу просеку. Батарейцы подготовляют
орудия. Сержанты Кошик и Можаро, ря-
дозой Кипенко — лучшие  тражтористы
дивизиона — прилаживают специальные
стальные тросы и ецепляют ими тракто-
ры. Сержант Цономарев, командир орудия,
сооружает на ий случай тормоза. Это
обычные деревянные колодки © металли-
ческими кронштейнами-креплениями, вееъ-
ма надежные. Он дает пару готовых 10p-
м0зов командиру соседнего орудия сержан-
ту Афанасьеву и тут же показывает, как
их нужно прикреплять к оси орудия.

Наконец, всё готово.

— Заводи тракторы! — приказывает
командир батареи.

Редеет туман, усиливается надоедливый
осенний дождь. Ревут моторы мощных
челябинцев, то 0 звоном натягиваются,
то ослабевают тросы. Пока скат пологий,
один трактор легко тащит ‘ орулие. Но
вскоре начинается крутой под’ем.

— Включай первую скорость! — Ери-
чит тракторист Можаро.

—- Есть первая! — доносится в ответ.

Четыре трактора, словно большущие
черепахи, ровно, без рывков ползут в
гору. За ними тащится, покачиваясь на
ухабах, огромное орудие. Его сопро-
вождает весь расчет. Тут же командир
дивизиона, ‘его заместитель по политиче-
ской части, командир батареи.

Веё идет хорошо, но на половине горы
вдруг с треском обрывается трос. Кажет-
ся, что орудие с грохотом покатитея вниз,
раздавит и ‹омнет своей тяжестью лю-
дей, но оно, подавшиеь чуть назэд, на-
ходит точку опоры. Тормоза, претусмотри-
тельно сделанные сержантом  Пономаре-
вым, останавливают ето.

— Ур» Пономареву! — взволнованно

исты тяжелого дивизиона

кричит другой сержант, связывая концы
разорванного троса.

Трое связан. Гаубица-пушка снова
трузно катится в гору и екоро тостигает
вершины. Тракторы сползают вниз и та-
БИМ же 6©1п0с0бом, © тем же небывалым
напряжением поднимают другие орудия, &
затем наряды.

Батарея прямой наводкой начинает
бить по немецким дотам. Один за другим
захлебываютея вражеские пулеметы. Пе-
хотинцы кидаются вперед и стремитель-
ным ударом сбрасывают противника ©
его сильно укрепленной позиции,

3.

..Холодная осенняя ночь. Темно, хоть
глаз коли. Даже совы редко перелетают с
дерева на дерево. Возле глубокого горного
ущелья трудятся люди. Визжат пилы,
стучат топоры, трещат ветви падающих
деревьев.

День назад злесь был прочный желе-
зобетонный мост. Немпы взорвали его, от-
ступая. Наши саперы наскоро перекину-
ли через ущелье деревянный мост. По
нему прошли пехотинцы, минометчики,
легкая артиллерия. Но когда на этот
мост ступил своими гусеницами грузный
челябинец тракториста Кошика, доски за-
трещали и погнулиеь.

— Не выдержит, ни за что не выдер-
жит, — сокрушенно заявил Коптик коман-
циру дивизиона.

06’езд ущелья требовал не меньше пят

надцати часов, & на рассвете дивизиону
надо было подготовиться в открытию ог-
ня. ;
* Поэтому капитан Кальной приказал
улвоить прочность моста, и вот при све-
те электрических фонарей началась на-
пряженная работа. Трудилиеь все: и 9г-
невики, и разведчики-наблюдатели, и
тракториеты, и повара. Функции были
строго распределены. Личный состав бата-
реи старшего лейтенанта Лугового пилил
лес, батарейцы старшего лейтенанта Его-
рова запотовляли сваи и брусья, батарея
капитана Ликучева была занята на мо-
сту. Работа спорилась, но и время не
ждало.

— Поднажмем, ребятки! — поторапли-
вал Вальной, тоже. изо всех сил работая
топором.

— Взяли... Еше раз взяли! — слы-
шались голоса артиллеристов, опускав-
ших в черную пропасть ущелья огромные
сваи. Где-то далеко в лесной глуши им
отзывалось эхо.

Наконец, число свай было утроено, уло-
жены и скреплены железными скобами ду-
бовые брусья. Капитан Кальной © кар-
уанным фонарем в руках осмотрел мост
й сказал тракториету:

— Ну, теперь если не переехать, то
перелететь можно.

— Будет сделано, товарищ капитан.

Кошик завел мотор, дал газ и на пол-
ной скорости проскочил на ту сторону
ущелья. Здесь он остановил машину п

оглянулся назад. Мост еще качалея н
скрипел. -
— Настоящий чортов мост! — неволь-

но вырвалось из уст тракториста.

По примеру Кошика другие трактори-
CTH тоже мастерски преодолели преграду.
На рассвете зивизион Кального уже со-
провождал огнем всех своих орудий пехо-
ту. которая штурмовала последнюю вра-
жескую твердыню у выхода из Карпат

на равнину.
Майор И. БОЙНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

акануне «Дня артиллерии».

Столица Родины — Москва готовится
достойно вотретить праздник соьетеких
артиллеристов. На предприятиях и В
учреждениях столицы проводятся доклады
и беседы 0 славных победах советекой
артиллерии в дни Великой Отечественной
войны. Вчера, 14 ноября, в Центральном
Доме Красной Армии имени Фрунзе co-
стоялась публичная лекция генерал-лейте-
нанта И. С. Прочко на тему «Праздник
советской артиллерии».

18 ноября, накануне праздника в Го-
сударственном академическом Большом
театре состоится торжественное заселамие,
посвященное «Дню артиллерии». Для уча-
отия в торжествах с фронтов Отечествен-
ной войны. в столицу приезжают 30 вои-
нов-артиллеристов, Героев Советского Сою-
за. Среди  артиллеристов-фронтовиков.
приезжающих на праздник в столицу,
Герой Советского Союза полковник Н. П.
Иванов. Его артиллерийская часть только
в одном бою уничтожила 20 вражеских

танков и 2 самоходных орудия. В чиеле
тоста’ также Герои Советского Союза

Жигало, командир орудия — сержант
А. Б. Данилов и другие.

К славному празднику советские
тиллеристы насчитывают в своих Тядах
более 900 Героев Советского Союза и
около 500.000 воинов, удостоенных пра-
вительственных наград.

я

ap-

Воодушевленные историческим лекладом
товарища Сталина, рабочие, инженерно-
технические работники и служащие пред-

приятий промышленности вооружения ус-

пешно выполняют обязательства пс вы-
пуску сверхилановой боевой техники для
фронта. Заводы Наркомата вооружения го-
товятся достойно отметить  предслоящий
праздник советской артиллерии.
вые артиллерийские заводы, ‹ руководимые
Героями Социалистического Труда тт.
Елян. Выховеким и Гонор и тт. Третья-
ковым, Шачиным и Чеботаревым, © пре-
вышением заветшили план 13 дней
ноября. Начало propo декады  арлилле
рийские заводы отмечают превышением
суточного графика выпуска боевой  про-

гвардии подкавники Н. Д. Чевода, В. МАдукции,

Передо-.

Перевыполнили программу 13 лней
ноября заводы стрелкового вооружения,
где директорами тт. Полетаев, Н. Рулнев,
Чарский и другие. Патроенные заводы вы-
полняют программу ноября cTDOrG по
трафику. С превышением графика идут
преднриятия, руководимые тт. Азаровым,
Аристовым,. Игнатовичем, Дьяковым и др.,
оптико-механические заволы Наркомата,
вооружения, досрочно заверттив пзограмму
первой декады ноября. успешно претверя-
ют в жизнь принятые обязательства по
досрочному выполнению 11-месячной про-

граммы.
(ТАСС).

+ *

ГОРОЛ Н., 14 ноября. (ТАСС). На ор-
теноносном артиллерийском заводе имени
Сталина проходит фронтовой декадник в
чееть «Дня артиллерии». Тысячи рабочих
и командиров производства решили отме-
тъить «День артиллерии» досрочным вы-
полнением производственной программы
11 месяцев. Соревнование сопровождаетея
во всех цехах, отделах, участках и брига-
дах новым производственным под’емом.