ie in apres

: he 21 (5351)

Смерть немецким оккупантам!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССВ

16 ноября 1944 г. четверг

MI

ЦЕНА 20 нп:   СКОГО Народа.

Беспримерные трудности нынешней войны
не сломили, а еще более закалили железную
волю и мужественный дух советского нарола.
Наш народ по праву стяжал себе славу героиче-

И. ee Ae fe

Четкое взаимодействие всех
родов советских войск

В 1944 году Красная Армия нанесла
десять сокрушительных ударов по немец-
хим войскам. Эти удары He имеют. себе
равных в истории по масштабам и
пвичиненным врагу потерям в живой
силе и ‘технике. В белорусском сраже-
нии Красная Армия наголову разбила цен-
тральную группировку немецких войск,

‚ состоявшую из трех армий, уничтожив и

пленив при этом 540 тысяч немецких
солдат и офицеров. В Ясско-Кишиневской
битве наши войска окружили и разгроми-
ли 22 немецкйх дивизии, кроме румынских.
В этой битве было истреблено и взято в
плен более 250 тысяч немецких солдат и
офицеров. В итоге этих двух ударов выве-
дено из строя около 800 тысяч гитлеров-
ских солдат и офицеров! Таково наглядное
свидетельство наступательной мощи co-
веских войск.

Тысячи самолетов, танков, орудий, ми-
нометов, десятки тысяч машин, сотни ты-
сяч бойцов различных специальностей
участвуют в каждой такой наступательной
операция. Требуется согласовать уси-
лия всех бойцов, боевых машин Е
огневых средств. Поэтому организация
взаимодействия, непрерывное поддезжани‹
его являются главной предпосылкой yene
ха в современном бою. Красная Ар-
мия полностью владеет этой — наибо-
лее сложной отраслью военного — де-
ya. «В наступательных боях проявилось
четкое взаимодействие всех родов  совет-
ских войск», — отмечает в своем прика-
зе № 220 Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза товарищ
Сталин. Умение осуществлять взаимодей-
ствие всех родов войск и средетв борьбы
— таков один из важнейших рычагов, с
помощью которых Красная Армия преодо-
левает любые немецкие оборонительные
полосы и добивается высоких темпов на-
ступления.

Строгий учет местности, расположения
и сит противника является характерным
признаком наступательных операций
Красной Армии. Эти факторы служат от-

правными данными при организаций
совместных усилий веех ролов ‘советских
войск. Стремясь в каждом случае по-

строить взаимодействие, сообразованное ©
обстановкой, напеи войска созлают новые
приемы в использовании боевой техники.
В организации взаимолействия, каки в
других вопросах вождения войск. Врасная
Арния не знает шаблона. Следуя указа-
nua Верховного — Главнокомандующето
Маршала Советского Союза товарища
Сталина, командиры Красной Армйй 4130
дня в день совершенствуют приемы уп-
равления войсками на поле боя, ухучша-
ют методы использования боевой техники.

Советские войска прорывают оборону
врага, массируя средства подавления.
200—250 орудий на 1 км. фронта стало
обычной нормой артиллерийского насыше-
ния наших наступающих войск. Мощные
артиллерийские средства подавления уси-
ливаютея крупными соединениями авиа-
ции. Эти средства, как правило, сосредо-
точиваются на избранных направлениях
незаметно для противника, вводятся в бой
внезапно и согласованно действуют на
протяжении всего наступления. Авиация,
артиллерия, гвардейские и обычные мино-
меты подготовляют атаку ‘своими мощны-
ий огневыми ударами. На избранных для
прорыва направлениях советские войска
умеют концентрировать с земли и с в03-
духа отонь сокрушительной силы, а насту-
пающие нехота и танки искусно яспользу-
ют воздействие огневого молота, разрушаю-
щего немецкие укрепления, парализую-
шего волю противника. Or умения
пехотинцев и танкистов сочетать свое
продвижение в ударами этого отнево-
то молота и в то же время использовать
Всю силу своего собственного оружия 3a-
висит высокий темп наступления. Ро всех

наступательных операциях, осуществлен-
ных <оветекими войсками, пехота и тан-
ки быстро прорывали оборону противника.
Пехота’ стремительно бросалась в атаку и
быстро шла в глубине обороны врага,
прижимаясь вплотную к разрывам ена-
рядов поддерживающей ее артиллерии.

Сохранение тесного взаимодействия при
прорыве достигалось безупречной его ор-
танизованностью. Командиры всех родов
войск знакомились заранее с боевыми за-
дачами. Саперы знали, тде и когда им
нужно проделать проходы в  загражде-
ниях. Пехотинцы, танкисты, артиллериеты,
летчики договаривались о методах взаимо-
действия. Назначались сигналы, выбира-
лись ориентиры, определялись наиболее
подходящие средства, с помошью Есторых
поддерживалась в бою взаимная связь. Й
чем полнее  предусматривались  вопрееы
взаимодействия перед наступлением, тем
четче прохолила работа войск Bo Bpe-
мя прорыва, тем быстрее он осуще-
етвлялся. ;

Суммируя опыт многих боев, можно
утверждать, что взаимодействие, нарушен-
ное в момент прорыва основных позиций
противника, трулно затем  восстанавли-
вать. Атакующие стрелковые цепи и со-
провождающие их танки задерживаются,
противник оправляетея от ударов. нане-
сенных нашей артиллерией и авиацией.
Он успевает занять уцелевитими огневыми
средетвами подготовленные позиции. На-
ступающие оказываются перел необхоли-
‘мостью снова преодолевать организованное
сопротивление противника. Естеслвенно,
что темп наступления снижается. Надо на-
лаживать взаимодействие ло начала атаки
так, чтобы оно не нарушалось при вреодо-
лении всей оборонительной полосы врат&.
В этом — залог стремительного и безоста-
новочного прорыва немецкой обороны.

Когда оборона врага  прорвана. вво-
дятся в бой подвижные войска. Они
устремляются в глубину вражеского рас-
положения, осуществляют широкий ма-
невр. добиваются окружения врага. В
этот период 060б0е значение приобретает
сохранение взаимодействия танковых И
кавалерийских соелинений со стрелкевыми
дивизиями, как теми, что осуществляли
прорыв, так и выделенными для развития
успеха. Боевые порядки  настучающих
становятся всё более разреженными и бы-
етро вытягиваются в глубину. Вомандиры
полков и дивизий приобретают большую
свободу для маневра. Поэтому сохранение
тесного взаимодействия на данном этапе
наступления достигается прежле всего при
высокой инициативе командиров соедине-
ний и частей. Они ищут связи © еоселя-
ми. Действующие впереди информируют
тех, что идут во вторых и последующих
эшелонах. Наземные войска поддерживают
вамую тесную ©вязь с авиапией. Пехо-
тины и танкисты, первыми узнавшие 0
раеположении противника на новом ру-
беже, немедленно ставят 06 этом в изве-
стность артиллеристов. Поскольку идет
непрерывное продвижение вперед, налажи-
вание взаимодействия осуществляется на
ходу, по собственному почину  коман-
тиров частей и подразделений. px этом
они руководствуются замыслом старшего
начальника, полученной боевой  зодачей.
Это являетея для каждого командира за-
коном, определяющим его. решения при
поддержании взаимотействия межлу pas-
личными родами войск на всех этапах на-
ступления.

Советские воины проникнуты‘ хухом
взаимной выручки. Они отдают себе пол-
вый отчет в том, что побела в современ-
ном бою достигается прежде всего ебвме-
стными усилиями всех родов войск. Это
обеспечивало тесное взаимодействие всех
родов советских войск в прошлых васту-
пательных операциях. Это поможет нашим
воинам добиваться образцового взаимодей-
ствия в грядущих решающих битвах.

Прием И. В. Сталиным.
делегании населения Варшавы

15-го ноября Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
И. В. Сталин принял делегацию города Варшавы в составе Президента
Варшавы М. Спыхальского и представителей Рады Народовой (Нацио-
нального Совета) Варшавы В. Пудны, В. Мальчинского, И. Ковальской.

Делегация вручила И. В. Сталину от населения Варшавы в знак бла-
годарности Советскому Правительству за помощь, оказанную им польско-
му, народу, символический дар — бронзовый герб Полыни.

М. Спыхальский и И. В. Сталин обменялись речами.

Речь М. Спыхальского

«Гражданин Маршал! .

В день национального праздника нашего великого союзника Совет-
ского Союза — 27-й годовщины Великой русской революции Нацио-
нальный Совет столицы Полыйи — Варшавы, политические организации,
профсоюзы, духовенство, общественные организации Варшавы постано-
вили выразить свою глубокую благодарность своей освободительнице
Красной Армии и ее Великому вождю Маршалу Сталину.

Было принято постановление преподнести Вам, гражданин Маршал,

символический дар — государственный герб, заботливо сохраненный ра-
бочими Праги—Варшавы в жестокие времена оккупации.
_ Это постановление было с энтузиазмом одобрено массовыми ми-
тингами населения Варшавы. Это есть выражение солидарности всей
Варшавы с политикой Краевой Рады Народовой и Польского Комитета
Национального Освобождения, политикой тесного союза и сердечной
дружбы с нашим могучим” славянским соседом.

Варшава для поляков есть символ несгибаемой Siete польского на-
рода с немецкими захватчиками, Варшава никогда не переставала бо-
роться, а народ Варшавы всегда ожидал своего освобождения с востока
и соединял свои coGeTnenpEle усилия с героической борьбой народов
Советского Союза.

Варшава—Прага не только была освобождена об’единенными уси-
лиями Красной Армии и Войска Польского, но сейчас же после своего
освобождения получила щедрую помощь от братского Советского
Союза.

Польская пословица говорит: «подлинных друзей узнают в беде».
Мы узнали искреннюю Вашу дружбу, гражданин Маршал, как в по-
мощи, оказанной нам в борьбе, так и в помощи изголодавшемуся BO
время оккупации населению Варшавы.

Мы глубоко верим, что в борьбе за окончательное освобождение Вар-

шавы и всей Полыни мы будем итти к победе, связанные братским со-`
юзом. Мы верим, что мы будем отстраивать нашу страну при дружест-

венной поддержке нашего великого восточного соседа.

Уничтожим общими усилиями гитлеровскую Германию и отстроим де-
мократическую дружественную СССР Польшу и наш прекрасный город
Варшаву и она будет еще красивее, чем была прежде».

Речь И. В. Сталина

В ответной речи тов. Сталин сказал:
«Уважаемый г-н бпыхальский!
Уважаемые делегаты!

Я принимаю с благодарностью из Ваших рук сей дар столицы Поль-
ши — Варшавы, как знак братских чувств польского народа к народам
Советского Союза и как символ прочного боевого союза между Поль-
шей и Советским, Союзом против нашего общего врага — гитлеровской
Германии».

На приеме присутствовал Народный Комиссар Иностранных: Дел
СССР В. М. Молотов.

‘

(TACC).

Передача дара города Варшавы Московскому Совету

15 ноября делегация Варшавы передала председателю Московского Совета
тов. В. П. Пронину дар Варшавы столице Советекого Союза. — бронзовый герб
Польшги в знак признательности за помощь советского народа и его Красной Армии
польссому народу и населению Варшавы.

От делегании присутетвовали: президент Варшавы М. Спыхальский и пред-
ставители Рады Народовой (Национального Совета) Варшавы В. Цудны, И. Коваль-
ская, В. Мальчинский. .

При передаче бронзового герба присутствовали члены Исполкома Моссовета
чт. П В. Майоров, А. В. Астафьев, П. В. Абрамов, М. В. Сарычева, М. Д. Паленых,
Т. А. Селиванов, генерал-майор М. Ф. Королев, главный архитектор г. Москвы
Д. Н. Чечулин. :

М. Спыхальский и В. Пронин обмевялись речами, после чего состоялась дру-
жеская беседа. (ТАСС).

.  транттеями. Подтянув подкрепления,

ОТ СОВЕТСКОГО - HHGOPMBIOPO

Оперативная сводна за 15 ноября

В течение 15 ноября в Венгрии наши войска с боем овладели городом и
железнодорожной станцией ЯСБЕРЕНЬ, а также заняли более 50 других населен-
ных пунктов, в том числе крупные населенные пункты СЕДЕРКЕНЬ, НЕРЕМ. ЗМЕП,

ied ВАТА, АБРАНЬ, ДОРМАНД,
НАД, ТАРНАЕРШ, ЯСДОЖА, ЯКОХАЛМА,

АТАНЬ, ЕРДЕТЕЛЕН, ХЕВЕШ B0i0-
ЯС-ДЬЕРДИ, ТО-АЛМАШ, ТАПИОСЕЧЕ НО-

KA, ТАПИОШЮЛИ, ТАПИОШАЛП, МЕНДЕ и мелезнодорожные станции ЭМЕД, ХЕВЕШ,
БАЖОМАЙОР, ЕРДЕТЕЛЕК, ‚ЯСДОЖА, ТАРНАЕРШ, ТАПИОСЕЧЕ, БАРЛАГ, МЕНЦЕ.

Болгарские войска, действуя против немцев совместно с югославскиии

вой-

сками, с боем овладели на территории Югославии городом и шелезнодоронным узлзм

СКОПЛЕ.

На других участках фронта — поиски разведчинов.
За 14 ноября наши войска подбили и уничтожили 91 немецкий танк. В всз-
душных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 10 самолетсв противника.

жж

В Венгрии наши войска с боями овла-‘
дели важным опорным пунктом против-
ника городом Яеберень. Сосредоточив в.
этом районе крупные силы` пехоты и тан-
ков, немпы оказывали упорное сопротив-
ление. Противник много раз пытался от-
бросить наши наступающие части. Однако
контратаки гитлеровцев успеха не имели.
Заняв селение Якохалма, расположенное
в 6 километрах к северо-востоку от горо-
да Ясберень, советские части начали об-
ходить противника. Под угрозой окруже-
ния немпы и венгры пытались прикрыть
свои фланги. В это время наши войска
предприняли решительную атаку и в ре-
зультате ожесточенного уличного боя
овладели городом. В течение дня занято
также более пятидесяти других населен-
ных пунктов и несколько железнодорож-
ных станций. Нашими войсками захваче-
ны большие трофеи и взято в плен 570
немецких и ни солдат и офи:
перов. *

Западнее города as aes (Митава) на-
ши разведчики установили, что части пе-
хотной и танковой ливизий противника
сосредоточились в лесу и готовятея К
зтаке. Артиллеристы и  минометчики
Н-ского соединения немедленно произве-
ли мощный огневой налет по скоплению
немецких войск. Наши орудия и миноме-
ты открыли ураганный огонь. блновре-

менно советские бомбардировшики и штур- :

MOBHEH нанесли врагу ylap © везлуха.
Заститнутые врасплох, гитлеровпы по-
несли огромные потери. Пользуясь расте-
рянностью в рядах противника, наши
пехотинцы перешли в атаку и захватили
выгодные позиции.

Наши летчики совершили налет на
немепкий аэподром‘ в районе города Сал-
tye. В результате налета уничтожено 4
и повреждено 3 Немепеих самолета.

Южнее горола. Пултуск бойпы: полразде-

‚ления Героя Советского Союза Хромых

внезапно атаковали немпев и овладели их
про-
тивник пыталея восстановить положение.
Рота немнев близко подошла в транитеям.
В это. время наши артиллериеты сосрело-
теченным огнем. накрыли гитлеровпев. От
всей роты немцев осталось в живых все-
о лишь 20 солдат. которые взяты в плен.

На 1-м Украинском фронте немецкая
пехота пыталась вести развелку боем. Co-
ветские подразделения подпустили гитле-
ровпев на близкое расстояние, а затем
открыли сильный ружейно-пулеметный
огонь. Потеряв убитыми и ранеными до
200 своих солдат и офицеров, противник
отступил.

Четыре летчика-истребителя во главе ¢
капитана Миоковым, выполняя боевое
залание, встретились © группой вражес-
ких истребителей. В завязавшемся воздут-
ном бою наши летчики сбили 3 немецких
самолета.

-каЕ

++

Чудовищные злодеяния совершили нем-
цы в Советской Латвии. Осенью 1941 г
да гитлеровцы устроили в местечке Салз-
спиле (в 17 километрах от Риги) огром-
ный концентрапионный лагерь. В этом
лагере, получившем название «Лагеря
ужасов и смерти», фашиетекие мерзавпы
истребили многяе тысячи жителей горола
Риги, советеких военнопленных, а также
поляков и франпузов. Массовые pacerpe-
лы мирных советских жителей русских,
латышей, белоруесов н евреев--неменкие
изверги производили также в Румбулав-
eprom, ВикерскВи п Пареком лесах. Жители
местечка Румбула Петер Лейман. Анна
Лейман, Антон Коновалов солбщиля: «В
ноябре и декабре 1941 года Румбулавский
лес был опеплен неменкимн голдатами.
Цол страхом смертной казни местным жя-
телям было запрешено подходить к лесу.
Мы часто елышали ужаеные душеразти-
рающие крики женшин и детей. Paccrpe-
лы В этом лесу  пропеходили в течение
Beero периода оккупапии Латвии неменка-
фаптистскими захватчиками. Только в ав-
густе 1944 года гитлеровпы начали за-
метать слелы своих поестунлений. Сие-
циальные команлы „немепких соллат pac-
капывали массовые могилы и сжигали
трупы».

За время оккупации немпы угнали на

каторгу в Германию хесятки тысяч жи-
телей Латвийской Советской  Реепуйлики.
Жители города Риги — Оевалья Книсе,

Иван Козулин, Людвиг Плинте н многие
другие рассказали: «Вак только Ёрасная
Армия вступила в Латвию. гитлеровпы
стали массами насильно угонять  упрпое
население в Германию Неменкне се ллаты
оцепляли улицы, площади и срели белого
дня хватали прохожих, гнали на пти-
стани «Болдерай» и «Замковая» грузили,
скот, на парохоль- и увозяли в фа»
шистское рабство. Схваченным на уляцах
города’ жителям не разрешали даж  зайти
томой, чтобы проетитьея < рожными и
взять с собой несбхолимые вещи. Ролите-
лей разлучали с детьми. За малейтее co-
противление немцы расстреливали на Me-
сте. Мы сами были свидетелями этих 0б-
лав и подолгу скрывались в подвалах».

В последние дни своего пребывания в
Риге гитлеровпы вывозили  многочвелен-
ные группы мирных жителей на взморье
й топили их. 4 октября немпы насильно
погрузили на пароход «Олер» несколько
сот жителей Риги — русских и латышей
й об’явили, что повезут их в Германию.
Отплыв несколько километров от горола,й

немпы стали кидать людей в воду He-
которые пытались вплавь добраться до
берега, но гитлеровцы открыли п BUM

огонь. Рабочему автомобильных  мастер-
ских Антону Ивановскому всё же уталось
спастись. Он добрался ло берега, гришел
в город и рассказал of этом чудовищном
злодеянии немецко-фалтистских мерзавиев.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
0 награждении орденом Ленина Научно-Исследовательского

института № 13 Народного Комиссариата Вооружения СССР

За выдающиеся заслуги в области развития военной металлургии и выполнение
заданий Правительства по повышению боевых качеств вооружения Красной Армии

и Военно-Морского Флота наградить, в

связи с 95-летием, Научно-Исследователь-

ский институт № 13 Народного Комиссариата Вооружения СССР орденом Ленина.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 15 ноября 1944 г.

Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

В. М.

Молотов, И. В. Сталин, В. И. Павлович,

И. Ковальская, В. Мальчинский, В. Цудны, М. Спыхальский.

Фото С. Гурария.